Культурно-историческая психология
2012. Том 8. № 3. С. 80–85
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Работы Выготского и их переводы: к вопросу о некоторых понятиях
Аннотация
Работы Выготского много раз искажались при издании по всему миру, включая Россию. В данной статье мы проследили историю издания в СССР, России и Бразилии трех книг Выготского: «Психология искусства», «Педагогическая психология» и «Мышление и речь». Мы рассмотрели различные варианты переводов этих книг и выявили различия, которые, возможно, могли привести к неверному истолкованию идей Выготского и непониманию того, как развивались его взгляды на протяжении жизни. Нам удалось сопоставить разные издания с оригинальными книгами и установить, какие важные фрагменты текста были опущены, а какие, наоборот, добавлены, какие понятия оказались переведены с русского языка на португальский не совсем точно. В частности, примером может служить понятие «зона ближайшего развития», получившее в бразильских изданиях Выготского сразу два варианта перевода («zone of proximal development» и «immediate development zone»). Учитывая основополагающее место этого понятия в культурно-исторической концепции, в статье показывается, как трудности перевода привели к искажению понимания сущности зоны ближайшего развития, и предлагается новый вариант перевода, максимально учитывающий всё, что было сказано Выготским: «zone of imminent development».
Общая информация
Ключевые слова: культурно-историческая психология, Выготский Л.С., перевод
Рубрика издания: Выготсковедение
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Престес З., Тунес Э. Работы Выготского и их переводы: к вопросу о некоторых понятиях // Культурно-историческая психология. 2012. Том 8. № 3. С. 80–85.
Литература
- Bezerra, P. (2001). Prologo do tradutor. In L.S. Vigotski. A construc,a ~ o do pensamento e da linguagem (Bezerra, P. trad.). Sao Paulo: Martins Fontes.
- Blanck, G. (2003a). Notas. In L.S. Vigotski. Psicologia i pedagogica. Porto Alegre: Artmed, pp. 305—306.
- Blanck, G. (2003b). Prefacio. In L.S. Vigotski. Psicologia i pedagogica. Porto Alegre: Artmed, pp. 15—32.
- Dias, F. (2001). Prefacio a edic, a~o portuguesa. In L.S. Vygotski (2001). Pensamento e linguagem (F. Dias, trad)/ Porto: Estrategias Criativas. (No information about the original date of publication in which the translation was based).
- Gonzalez, A.A. (2007). Notas del traductor. In L.S. Vigotski. Pensamiento e habla. Buenos Aires: Colihue Clasica.
- Iarochevski, M.G. (2007). L.S. Vigotski: v poiskarh novoi psichologii. URSS: Moskva.
- Leontiev, A.N. (1986). Vstupitelnaia statia. In Vigotski L.S. Psichologuia iskusstva. M.: Iskusstvo, pp. 1—6.
- Luria, A.R. (2006). Lektsii po obchei psichologuii. M.; SPb.: Piter.
- Mahn, H. Periods in child development. (2007). In A. Kozulin et al. Vygotsky's educational theory in cultural context. New York: Cambridge University Press.
- Minick, N. (1987). The development of Vygotsky's Thought: an introduction. InL.S. Vygotsky The collected works of L.S.Vygotsky. Vol. 1.New York: Plenum Press.
- Palkin, A.D. (2004). Zvezda, vosrrodiaschaia v Iaponii: L.S. Vigotski v rabotarh iaponskirh utchionirh. Moskva: Now Meli.
- Rieber, R.W. e Carton. A.S. (1987). Note to the English edition. In L.S. Vygotsky. The collected works of L.S. Vygotsky, New York: Plenum Press.
- Vigotski, L.S. (1986). Psirrologuia iskusstva. Moskva: Iskusstvo.
- Vigotski, L.S. (1998a). Psirrologuia iskusstva. Minsk: Sovremennoie slovo.
- Vigotski, L.S. (1998b). The collected works of L.S. Vygotsky. Vol. 5. New York: Kluwer Academic; Plenum Publishers.
- Vigotski, L.S. (2001b). Michlenie e retch. Moskva: Labirint.
- Vigotski, L.S. (2001a). A construc,a ~ o do pensamento e da linguagem (Bezerra, P. trad.). Sa~o Paulo: Martins Fontes. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
- Vigotski, L.S. (2003). Psicologia pedagogica (Schilling, C. trad). Porto Alegre: Artmed. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
- Vigotski, L.S. (2004a). Psirrologuia razvitia rebionka. Moskva: Eksmo.
- Vigotski, L.S. (2004b). Psicologia pedagogica (Bezerra, P. trad). Sa~o Paulo: Martins Fontes. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
- Vygotsky, L.S. (2004) Imagination and creativity in childhood. Journal of Russian and East European Psychology, vo. 42, (1), p. 7—97.
- Vigotski, L.S. (2005a). Pedagoguitcheskaia psirrologuia. Moskva: AST. Astrel Liuks.
- Vigotski, L.S. (2005b). Pensamento e linguagem. Sa~o Paulo: Martins Fontes.
- Vigotski, L.S. (2007). Pensamiento e habla. Buenos Aires: Colihue Clasica.
- Vigotski, L.S. (2004). Imaginac,a ~ o e criac,a ~ o na infancia (Z. Prestes, trad). Sa~o Paulo: Editora Atica. (Obra original publicada em 2004).
- Vygodskaia, G.L. & Lifanova, T.M. (1996). Lev Semionovitch Vigotski: jizn, deiatelnost, chtrirri k portretu. Moscou: Smisl i Smisl.
- Vygotsky, L.S. (1987—1999). The collected works of L.S. Vygotsky (vols 1—6). New York: Plenum Press.
- Vygotski, L.S. (2001). Pensamento e linguagem. (F. Dias, trad) Porto: Estrategias Criativas. (Na~o ha informac,a ~ o sobre a data de publicac,a ~ o do original em que se baseou a traduc,a ~ o).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2511
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 885
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0