Культурно-историческая психология
2022. Том 18. № 3. С. 51–53
ISSN: 1816-5435 / 2224-8935 (online)
Вступительное слово к рубрике «Памяти А.Р. Лурии»
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Ахутина Т.В. Вступительное слово к рубрике «Памяти А.Р. Лурии» // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 51–53.
Полный текст
Дорогие читатели! Перед вами подборка статей, посвященная 120-летию со дня рождения Александра Романовича Лурии. Он ушел от нас 45 лет назад, и осталось уже не так много его учеников, которым повезло учиться у Лурии, знать его, сотрудничать с ним. В этой подборке об Александре Романовиче рассказывают его ученики Майкл Коул, Джеймс Верч, Лучиано Мекаччи (M. Cole, J. Wertsch, L. Mecacci).
Майкл Коул делится очень важными мыслями о том, как в его сознании произошел сдвиг от бихевиористского и психометрически ориентированного взгляда на науку, типичного для американского ученого середины ХХ века, к «…более зрелому пониманию всеобъемлющей теоретической основы, на которой он (Лурия) настаивал с самого начала («Читай Выготского»)». Эта теоретическая основа — культурно-историческая психология, которая открыла для М. Коула новый подход к экспериментированию и привила заботу об экологической валидности. Переход к культурно-исторической науке был не прост, и анализ этого перехода важен для современного читателя. Дело в том, что когнитивная наука сейчас отчетливо приближается к некоторым идеям Выготского [2], ее представители иногда осознают, но чаще не осознают это. Трудности перехода, будем надеяться, необходимо будет преодолеть многим, кто сейчас внутри своего пути приближается к Выготскому и Лурии, и им будут полезны и эти мысли Коула, и его не так давно вышедшая статья о том, как он «попался на крючок» романтической науки А.Р. Лурии [3].
Воспоминания Джеймса Верча дополняют размышления его друга и соотечественника М. Коула. Они обращены к другой стороне лурьевского наследия, а именно эмоционально-этической составляющей. Одним из сильных, хорошо запомнившихся впечатлений стало для Дж. Верча впечатление от беседы А.Р. Лурии с пациенткой Института нейрохирургии, не столько содержание, сколько его тон, умение наладить эмоциональный контакт с больным, поддержать его дух, настроить на борьбу с болезнью. Дж. Верч известен в науке как пропагандист идей Л.С. Выготского, наиболее знаменитая его книга «Vygotsky and the social formation of mind» (1985, 1988) цитировалась 8696 раз.
В воспоминаниях итальянского психолога и психофизиолога Лучиано Мекаччи (L. Mecacci) отразилась, как в капле воды, кипучая энергетика А.Р. Лурии. В первую же встречу Лурия задумал проект перевода его работ по нейропсихологии и психолингвистике на итальянский, тут же написал оглавление книги. От своих работ перешел к работам Лучиано и вдохновил его на написание книги с обзором связи психофизиологии и психологии в Советском Союзе. И все планы были осуществлены. Лурия нашел в Мекаччи своего верного сподвижника, успешно распространяющего идеи Л.С. Выготского и А.Р. Лурии.
За этими статьями следуют работы московских учеников А.Р. Лурии с молодыми коллегами и работы учеников и последователей его идей. Открывает эту часть статья Н.К. Корсаковой, много лет проработавшей в лаборатории Лурии в Институте нейрохирургии. Свою статью Н.К. Корсакова и ее молодой соавтор Я.О. Вологдина, работающая в Институте нейрохирургии, посвятили важнейшему понятию в теории нейропсихологии А.Р. Лурии, понятию нейропсихологического синдрома. Авторы предлагают свою оригинальную трактовку динамики содержания этого понятия. В соответствии с ней своего полного раскрытия концепция синдрома достигла к 1962 году, когда вышло первое издание работы «Высшие корковые функции человека» [1]. С этим безусловно можно согласиться — именно в этой книге специально рассмотрены понятие «функция» и принципы ее локализации. В предисловии к первому изданию этой книги вводится понятие «фактор»: «Тщательное клинико-психологическое исследование этих нарушений (нарушений высших корковых функций при локальных поражениях мозга. — Т.А.) позволяет во многих случаях выделить те факторы, которые лежат в их основе, и поставить важные вопросы о мозговой организации сложных форм психической деятельности» (с. 10). Оттолкнувшись от математического термина, который активно вводил в психологию и психофизиологию В.Д. Небылицын, Лурия придает ему нейропсихологическое содержание (см. там же, с. 89). О важности этого понятия для Лурии говорит тот факт, что он называет свой доклад на узком собравшем цвет науки лондонском симпозиуме «Ciba Foundation» («Нарушения речи») в мае 1963 года — «Факторы и формы афазии».
В следующей статье, написанной молодыми нейропсихологами Я.Р. Паникратовой и Р.М. Власовой, ученицами Т.В. Ахутиной, и их коллегами И.С. Лебедевой, В.Е. Синицыным и Е.В. Печенковой, теоретические вопросы нейропсихологии даются в новом контексте. В этой статье авторы ставят перспективную и чрезвычайно сложную задачу показать возможности методов нейровизуализации и нейростимуляции для развития теории нейропсихологии — теории системной динамической организации и локализации высших психических функций (ТСДЛ). На мой взгляд, авторы успешно справились с этой задачей. Они начинают свою статью с краткого изложения ТСДЛ, далее переходят к описанию сути того или иного нейровизуализационного метода или метода нейростимуляции, полученных с его помощью результатов и затем к возможностям этого метода при исследовании интактного мозга и мозга с локальными поражениями. Подытоживая описание, Я.Р. Паникратова и ее коллеги предлагают возможные планы нейропсихологических исследований с участием пациентов с локальными поражениями головного мозга и здоровых людей, их дизайн и статистические методы. Сложный материал статьи подан так емко, просто и понятно, что статью можно рекомендовать для обязательного чтения при подготовке не только нейропсихологов, но и психофизиологов, и когнитивных психологов.
Статья Т.В. Ахутиной, ученицы А.Р. Лурии, продолжает нейролингвистическую линию его исследований. Вместе с соавтором, психолингвистом Е.С. Ощепковой, они рассматривают возможность диссоциации синтагматических и парадигматических механизмов речи у типично развивающихся детей. В силу неравномерности развития структурно-функциональных компонентов ВПФ (основной постулат современной нейропсихологии индивидуальных различий) нейропсихологический анализ может выявить в популяции нормы взрослых и детей относительную силу/слабость функций передних или задних отделов коры левого или правого полушария. Авторы вслед за А.Р. Лурией выдвигают гипотезу о том, что у детей, учащихся начальной школы, могут быть выявлены при слабости передних отделов левого полушария синтаксические трудности построения текста и предложений, а при слабости задних отделов — лексические трудности. Эти трудности были обнаружены в текстах рассказов по серии картинок второклассников, что подтверждает правомерность распространения на типично развивающихся детей концепции А.Р. Лурии о синтагматических и парадигматических механизмах речи.
Последняя в подборке статей — работа известного психофизиолога Р.И. Мачинской и нейропсихологов М.Н. Захаровой и А.Р. Агрис, учениц Т.В. Ахутиной. Связь нейропсихологии и психофизиологии — традиционная. Комплексные исследования с применением ЭЭГ проводились еще с участием А.Р. Лурии и Е.Д. Хомской. Группа психофизиологов из Института возрастной физиологии РАО под руководством Д.А. Фарбер, а потом Р.И. Мачинской давно сотрудничает с нейропсихологами, их доклады и статьи всегда были представлены на лурьевских юбилеях. В этот раз авторы рассказывают о своих исследованиях у детей дошкольного возраста связи развития управляющих функций с их готовностью к школе.
Все авторы, предоставившие статьи в эту подборку, опираются на один научный базис — теорию системной динамической организации и локализации высших психических функций, разработанную Александром Романовичем Лурией. Лурия всегда настаивал на том, что он продолжает идеи своего учителя и друга Льва Семеновича Выготского. Нейропсихологическая школа Выготского—Лурии живет и развивается, и свидетельством этого являются статьи нашей небольшой подборки. Их авторы считают своим долгом отдать дань любви и уважения своему Учителю, одному из основоположников мировой нейропсихологии.
Тематический редактор:
Ахутина Т.В.,
Московский государственный университет имени М.В. Ломосонова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), г. Москва, Россия
Литература
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 433 с.
- Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. С. 31—37. URL: http://www.psyanima.su/journal/2012/3/2012n3a2/2012n3a2.1.pdf (дата обращения: 19.08.2022).
- Cole M. Hooking Up with Romantic Science // The Past as Prologue: The National Academy of Education at 50-Members Reflect / M.J. Feuer, A.I. Berman, R.C. Atkinson (eds.). Washington, D.C.: the National Academy of Education, 2015. P. 86—88.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 248
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 90
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0