Вступительное слово к рубрике «Памяти А.Р. Лурии»

90

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Ахутина Т.В. Вступительное слово к рубрике «Памяти А.Р. Лурии» // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 3. С. 51–53.

Полный текст

Дорогие читатели! Перед вами подборка статей, посвященная 120-летию со дня рождения Александра Романовича Лурии. Он ушел от нас 45 лет назад, и осталось уже не так много его учеников, которым повезло учиться у Лурии, знать его, сотрудничать с ним. В этой подборке об Александре Романовиче рассказывают его ученики Майкл Коул, Джеймс Верч, Лучиано Мекаччи (M. Cole, J. Wertsch, L. Mecacci).

Майкл Коул делится очень важными мыслями о том, как в его сознании произошел сдвиг от бихевиористского и психометрически ориентированного взгляда на науку, типичного для американского ученого середины ХХ века, к «…более зрелому пониманию всеобъемлющей теоретической основы, на которой он (Лурия) настаивал с самого начала («Читай Выготского»)». Эта теоретическая основа — культурно-историческая психология, которая открыла для М. Коула новый подход к экспериментированию и привила заботу об экологической валидности. Переход к культурно-исторической науке был не прост, и анализ этого перехода важен для современного читателя. Дело в том, что когнитивная наука сейчас отчетливо приближается к некоторым идеям Выготского [2], ее представители иногда осознают, но чаще не осознают это. Трудности перехода, будем надеяться, необходимо будет преодолеть многим, кто сейчас внутри своего пути приближается к Выготскому и Лурии, и им будут полезны и эти мысли Коула, и его не так давно вышедшая статья о том, как он «попался на крючок» романтической науки А.Р. Лурии [3].

Воспоминания Джеймса Верча дополняют размышления его друга и соотечественника М. Коула. Они обращены к другой стороне лурьевского наследия, а именно эмоционально-этической составляющей. Одним из сильных, хорошо запомнившихся впечатлений стало для Дж. Верча впечатление от беседы А.Р. Лурии с пациенткой Института нейрохирургии, не столько содержание, сколько его тон, умение наладить эмоциональный контакт с больным, поддержать его дух, настроить на борьбу с болезнью. Дж. Верч известен в науке как пропагандист идей Л.С. Выготского, наиболее знаменитая его книга «Vygotsky and the social formation of mind» (1985, 1988) цитировалась 8696 раз.

В воспоминаниях итальянского психолога и психофизиолога Лучиано Мекаччи (L. Mecacci) отразилась, как в капле воды, кипучая энергетика А.Р. Лурии. В первую же встречу Лурия задумал проект перевода его работ по нейропсихологии и психолингвистике на итальянский, тут же написал оглавление книги. От своих работ перешел к работам Лучиано и вдохновил его на написание книги с обзором связи психофизиологии и психологии в Советском Союзе. И все планы были осуществлены. Лурия нашел в Мекаччи своего верного сподвижника, успешно распространяющего идеи Л.С. Выготского и А.Р. Лурии.

За этими статьями следуют работы московских учеников А.Р. Лурии с молодыми коллегами и работы учеников и последователей его идей. Открывает эту часть статья Н.К. Корсаковой, много лет проработавшей в лаборатории Лурии в Институте нейрохирургии. Свою статью Н.К. Корсакова и ее молодой соавтор Я.О. Вологдина, работающая в Институте нейрохирургии, посвятили важнейшему понятию в теории нейропсихологии А.Р. Лурии, понятию нейропсихологического синдрома. Авторы предлагают свою оригинальную трактовку динамики содержания этого понятия. В соответствии с ней своего полного раскрытия концепция синдрома достигла к 1962 году, когда вышло первое издание работы «Высшие корковые функции человека» [1]. С этим безусловно можно согласиться — именно в этой книге специально рассмотрены понятие «функция» и принципы ее локализации. В предисловии к первому изданию этой книги вводится понятие «фактор»: «Тщательное клинико-психологическое исследование этих нарушений (нарушений высших корковых функций при локальных поражениях мозга. — Т.А.) позволяет во многих случаях выделить те факторы, которые лежат в их основе, и поставить важные вопросы о мозговой организации сложных форм психической деятельности» (с. 10). Оттолкнувшись от математического термина, который активно вводил в психологию и психофизиологию В.Д. Небылицын, Лурия придает ему нейропсихологическое содержание (см. там же, с. 89). О важности этого понятия для Лурии говорит тот факт, что он называет свой доклад на узком собравшем цвет науки лондонском симпозиуме «Ciba Foundation» («Нарушения речи») в мае 1963 года — «Факторы и формы афазии».

В следующей статье, написанной молодыми нейропсихологами Я.Р. Паникратовой и Р.М. Власовой, ученицами Т.В. Ахутиной, и их коллегами И.С. Лебедевой, В.Е. Синицыным и Е.В. Печенковой, теоретические вопросы нейропсихологии даются в новом контексте. В этой статье авторы ставят перспективную и чрезвычайно сложную задачу показать возможности методов нейровизуализации и нейростимуляции для развития теории нейропсихологии — теории системной динамической организации и локализации высших психических функций (ТСДЛ). На мой взгляд, авторы успешно справились с этой задачей. Они начинают свою статью с краткого изложения ТСДЛ, далее переходят к описанию сути того или иного нейровизуализационного метода или метода нейростимуляции, полученных с его помощью результатов и затем к возможностям этого метода при исследовании интактного мозга и мозга с локальными поражениями. Подытоживая описание, Я.Р. Паникратова и ее коллеги предлагают возможные планы нейропсихологических исследований с участием пациентов с локальными поражениями головного мозга и здоровых людей, их дизайн и статистические методы. Сложный материал статьи подан так емко, просто и понятно, что статью можно рекомендовать для обязательного чтения при подготовке не только нейропсихологов, но и психофизиологов, и когнитивных психологов.

Статья Т.В. Ахутиной, ученицы А.Р. Лурии, продолжает нейролингвистическую линию его исследований. Вместе с соавтором, психолингвистом Е.С. Ощепковой, они рассматривают возможность диссоциации синтагматических и парадигматических механизмов речи у типично развивающихся детей. В силу неравномерности развития структурно-функциональных компонентов ВПФ (основной постулат современной нейропсихологии индивидуальных различий) нейропсихологический анализ может выявить в популяции нормы взрослых и детей относительную силу/слабость функций передних или задних отделов коры левого или правого полушария. Авторы вслед за А.Р. Лурией выдвигают гипотезу о том, что у детей, учащихся начальной школы, могут быть выявлены при слабости передних отделов левого полушария синтаксические трудности построения текста и предложений, а при слабости задних отделов — лексические трудности. Эти трудности были обнаружены в текстах рассказов по серии картинок второклассников, что подтверждает правомерность распространения на типично развивающихся детей концепции А.Р. Лурии о синтагматических и парадигматических механизмах речи.

Последняя в подборке статей — работа известного психофизиолога Р.И. Мачинской и нейропсихологов М.Н. Захаровой и А.Р. Агрис, учениц Т.В. Ахутиной. Связь нейропсихологии и психофизиологии — традиционная. Комплексные исследования с применением ЭЭГ проводились еще с участием А.Р. Лурии и Е.Д. Хомской. Группа психофизиологов из Института возрастной физиологии РАО под руководством Д.А. Фарбер, а потом Р.И. Мачинской давно сотрудничает с нейропсихологами, их доклады и статьи всегда были представлены на лурьевских юбилеях. В этот раз авторы рассказывают о своих исследованиях у детей дошкольного возраста связи развития управляющих функций с их готовностью к школе.

Все авторы, предоставившие статьи в эту подборку, опираются на один научный базис — теорию системной динамической организации и локализации высших психических функций, разработанную Александром Романовичем Лурией. Лурия всегда настаивал на том, что он продолжает идеи своего учителя и друга Льва Семеновича Выготского. Нейропсихологическая школа Выготского—Лурии живет и развивается, и свидетельством этого являются статьи нашей небольшой подборки. Их авторы считают своим долгом отдать дань любви и уважения своему Учителю, одному из основоположников мировой нейропсихологии.

Тематический редактор:
Ахутина Т.В.,
Московский государственный университет имени М.В. Ломосонова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), г. Москва, Россия

Литература

  1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962. 433 с.
  2. Фаликман М.В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура [Электронный ресурс] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. С. 31—37. URL: http://www.psyanima.su/journal/2012/3/2012n3a2/2012n3a2.1.pdf (дата обращения: 19.08.2022).
  3. Cole M. Hooking Up with Romantic Science // The Past as Prologue: The National Academy of Education at 50-Members Reflect / M.J. Feuer, A.I. Berman, R.C. Atkinson (eds.). Washington, D.C.: the National Academy of Education, 2015. P. 86—88.

Информация об авторах

Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8503-2495, e-mail: akhutina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 248
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 90
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0