Талантливые дети, разрабатывающие цифровые артефакты и черпающие в них силы: пример из бразильского проекта Talento Metropole Project

58

Аннотация

В настоящей статье представлен бразильский опыт программы Talento Metropole Program (PTM), целью которой является развитие культурных талантов молодых людей с высокими навыками в области информационных технологий и их интерфейсов посредством научных исследований, расширения творчества, инноваций и предпринимательства. Этот проект также был направлен на создание возможностей для распространения новых знаний, как в области психологии развития, так и в области образования, а также для изучения возможностей профессиональной карьеры, связанных с проблемой одаренности людей, поскольку содержит контекст, облегчающий развитие через творческое погружение в мир труда и социального солидарного участия. Реализация программы способствует обеспечению механизмов, позволяющих в полной мере удовлетворять особые образовательные потребности этих молодых людей, как это предусмотрено Законом Бразилии № 9 394 от 20 декабря 1996 года.

Общая информация

Ключевые слова: одаренность, дети с признаками интеллектуальной одаренности, одаренные дети, развитие человека

Рубрика издания: Совместность и творчество

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190207

Финансирование. Бразильский национальный совет по научно-техническому развитию (CNPq)

Благодарности. Институт цифровых технологий Metropole - IMD (специальное подразделение Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия).

Получена: 22.05.2023

Для цитаты: Хазин И., Рейес Дж., Фелинто П-М.Б.., Соуза Э.М. Талантливые дети, разрабатывающие цифровые артефакты и черпающие в них силы: пример из бразильского проекта Talento Metropole Project // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. С. 55–60. DOI: 10.17759/chp.2023190207

Литература

  1. Vygotsky L.S. The Problem of the Cultural Development of the Child. Journal of Genetic Psychology, 1929. Vol. 36, pp. 415-434.
  2. Delou C., Bueno J. O que Vygotsky pensava sobre genialidade. Revista de Educação, 2001. Vol.11, pp. 97-99.
  3. Dai D., Chen F. Three Paradigms of Gifted Education. Gifted Child Quarterly, 2013. Vol. 57(3), pp. 151-168.
  4. Terman L.M. Genetic studies of genius. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Palo Alto, CA: Stanford Univ. Press., 1925.
  5. Dai D. Toward a new era of gifted education: Principles, policies, and strategies. Turkish Journal of Giftedness and Education, 2019. Vol. 9(1), pp. 2—15.
  6. Borland J. H. The Trouble with Conceptions of Giftedness. In Sternberg R.J., Ambrose D. (eds.), Conceptions of Giftedness and Talent, Palgrave-Macmillan, 2021.
  7. Coleman L.J., Cross T.L. Being gifted in school: An introduction to development, guidance, and teaching (2nd ed.). Prufrock Press., 2005.
  8. Smedsrud J. Explaining the Variations of Definitions in Gifted Education. Nordic Studies in Education, 2020. Vol. 40(1), pp. 79—97. DOI:10.23865/nse.v40.2129
  9. Vygotski L.S. The collected works of L. S. Vygotsky. Volume 4: The history of the development of higher mental functions (R.W. Rieber, ed.). New York: Plenum., 2014.
  10. Vygotski L.S. The collected works of L.S. Vygotsky. Volume 3: Problems of the theory and history of psychology (R.W. Rieber and J. Wollock, eds.). New York: Plenum., 1997.
  11. Vygotski L. S. Psicologia Pedagógica. Porto Alegre: Artmed., 2003.
  12. Gagné F. From gifts to talents: The DMGT as a developmental model. In R.J. Sternberg & J.E. Davidson (Eds.), Conceptions of giftedness (2nd ed., pp. 98—120). Cambridge, UK: Cambridge University Press., 2005.
  13. Subotnik R.F., Jarvin L. Beyond expertise: Conceptions of giftedness as great performance. In Sternberg R.J., Davidson J.E. (eds.), Conceptions of giftedness. New York, NY: Cambridge University Press, 2005.
  14. Falikman M. There and Back Again: A (Reversed) Vygotskian Perspective on Digital Socialization. Front. Psychol., 2021. Vol. 12, p. 501233. DOI:10.3389/fpsyg.2021.501233
  15. Subotnik R.F. Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: A proposed direction forward based on psychological science. Psychological Science in the Public Interest, 2011. Vol. 12, pp. 1—52. DOI:10.1177/1529100611418056
  16. Lave J., Wenger E. Situated learning legitimate peripheral participation. Cambridge: Cambridge University Press., 1991.

Информация об авторах

Хазин Изабель, PhD, профессор, факультет психологии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4045-8628, e-mail: izabel.hazin@gmail.com

Рейес Джулиана, доктор психологических наук, координатор программ, Федеральный университет Риогранди-ду-Норти (UFRN), Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7645-6176, e-mail: psi.julianareis@gmail.com

Фелинто Присцила Магальяйнс Баррос, доктор психологических наук, младший научный сотрудник, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти (UFRN), Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6989-5514, e-mail: priscilamagalhaesb@gmail.com

Соуза Элисон Матеус де Карвалью, магистр системного и вычислительного образования, профессор (Digital Metropolis Institute), Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти (UFRN), Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2706-7400, e-mail: alysonmatheus@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 116
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 58
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5