Предисловие главного редактора

73

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2021290401

Для цитаты: Холмогорова А.Б. Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2021. Том 29. № 4. С. 5–9. DOI: 10.17759/cpp.2021290401

Полный текст

 

В следующей статье авторы В.Е. Василенко, С.С. Савенышева, О.О. Заплетина в определенном смысле продолжают тему, поднятую авторами первой статьи. Родительская ответственность оборачивается высоким уровнем родительского стресса. Авторы подтверждают ранее полученные данные о том, что у матерей из России более высокий уровень стресса по сравнению с матерями из западных стран. Ответ на вопрос, почему это так, еще предстоит найти. Но можно с уверенностью сказать, что это исследование ставит еще одну важную задачу, причем не только для исследователей, но и для практиков. Как помочь российским родителям стать более психологически компетентными и снизить уровень повседневного родительского стресса? Как помочь матерям выходить из конфликта между профессиональной самореализацией и воспитанием детей?

И как раз в следующей статье Е.И. Рассказовой обсуждаются современные проблемы стресса и выгорания на работе. Статья очень насыщена разнообразными интересными данными, но нам показался особенно важным один вывод: «... соотношение важности и вклада времени и сил в работу предсказывает удовлетворенность жизнью, негативные эмоции и эмоциональное выгорание, но не позитивные эмоции, увлеченность работой и внутреннюю мотивацию. В частности, чем больше времени и сил человек вкладывает в работу, тем слабее связь важности работы с удовлетворенностью жизнью, низким уровнем негативных эмоций и эмоционального выгорания». Итак, вновь и вновь встает вопрос о поиске баланса как условия сохранения психического здоровья, баланса между трудоголизмом и искренней увлеченностью работой, между интересами семьи и профессиональной деятельностью. Однако не менее важный вывод из данных статьи могут сделать и руководители организаций, которые ценят здоровье своих сотрудников, а именно: чрезмерно высокие и противоречивые требования руководства — одна из главных причин низкой удовлетворенности работой, стресса и выгорания на рабочем месте.

Нам представляется, что именно сейчас, когда ситуация с пандемией создает для всех большие дополнительные источники стресса, особенно важны исследования факторов стресса и психологической компетентности, которым так или иначе посвящены все три статьи из первого раздела. Поэтому редакция надеется, что публикация этих статей компенсирует отсутствие в этом номере материалов, непосредственно посвященных проблемам пандемии.

Второй традиционный раздел нашего журнала «Мастерская и методы» представляет читателям новую методику «Опросник межличностной чувствительности», которую валидизировали в русскоязычной выборке Н.А. Польская и А.Ю. Разваляева и которая, несомненно, обогатит арсенал российских специалистов, интересующихся проблемой интерпер­сональных отношений. Сложной проблеме, особенно актуальной в эпоху ковида, связанного с ростом смертности среди пожилого населения, посвящена вторая статья, написанная психиатрами и психотерапевтами В.В. Корниловым, В.С. Шешениным и Н.А. Малкиной. Это проблема специфики оказания психотерапевтической помощи пожилым людям с аффективными расстройствами, переживающим утрату в форме патологической реакции горя. Авторы предлагают комплексный подход к проблеме, сочетающий медикаментозные и психотерапевтические методы. Большая выборка отражает значительный опыт авторов, который, несомненно, будет полезен и важен всем, кто оказывает психологическую и психотерапевтическую помощь пожилым людям в критических жизненных ситуациях.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра, число которых за последние годы значительно выросло, становится настоящим вызовом, как для специалистов, так и для родителей. Авторы следующей статьи, сотрудники МГППУ Е.Ю. Давыдова, Е.В. Хильке- вич, А.В. Хаустов, Д.В. Давыдов и А.Б. Сорокин, в качестве важнейшего ресурса такой работы описывают способы организации инклюзивной среды для работы с детьми с РАС в различных музеях. Авторы представляют результаты масштабного опроса музейных работников в плане их готовности проводить такую работу, а также особо подчеркивают перспективы применения метода социальных историй, разработанного американским специальным педагогом Кэрол Грей для социализации детей с РАС.

Последняя, четвертая, статья в этом разделе может быть полезна для психологов-консультантов в плане различий между поколениями в психологическом восприятии истории войн, которые вела наша страна. Для изучения этих различий авторами использован оригинальный метод визуализации истории войн на основе фотографий и стимуляции воображения. Из полученных данных о различиях следуют некоторые важные выводы относительно специфики эмоциональной сферы разных возрастных групп, а именно эмпатических способностей. Авторы статьи А.М. Рикель, Н.В. Федорова, И.Б. Бовина отмечают: «... в целом более низкая «Эмпатия» у молодого поколения соотносится с полученными в предыдущих исследованиях данными о преобладании стратегии конкуренции над кооперацией в межличностных отношениях у «игреков» [20], что также можно объяснить условиями их социализации в полноценной рыночной конкурентной среде.». Многочисленные указания в современной психологической литературе на растущую выраженность нар- циссических черт у молодого поколения подтверждают этот печальный вывод. Интересно также преобладание чувства гордости над чувством горя в связи с Великой Отечественной Войной, что может говорить о до сих пор существующих трудностях осознания и отреагирования этого горя у всех поколений населения России.

Последний раздел номера посвящен методологическим вопросам психологии и в этом выпуске занимает совершенно особое место. Нашему журнала выпала честь опубликовать редкие архивные материалы из работ Э.В. Ильенкова, посвященные уникальному проекту воспитания слепоглухонемых детей, который был развернут им вместе с А.И. Ме­щеряковым и до сих пор остается легендой, педагогическим подвигом. Текст подготовлен к печати А.Д. Майданским, которому редакция выражает благодарность за обращение в наш журнал, который все годы своего существования поддерживает традиции культурно-исторической психологии в психотерапии и психологическом консультировании. Вдвойне уникальной делают эту публикацию комментарии А.В. Суворова — человека, который вырос в этом детском доме для слепо-глухонемых детей, прочувствовал на себе всю мощь разработанного уникального педагогического метода и стал психологом, доктором психологических наук. Поэтому именно ему мы рады предоставить слово для пояснений к статье Э.В. Ильенкова.

Традиция культурно-исторической психологии продолжает развиваться в нашей стране многочисленными последователями Л.С. Выгот­ского, 125 лет со дня рождения которого мы отмечали в этом году. И вот, так случилось, что завершает наш номер статья на очень важную для современных специалистов, развивающих традицию Л.С. Выготского, тему: специфика метода анализа индивидуальных случаев в культурно­исторической психологии. Это совместная статья замечательного супружеского и профессионального тандема двух известных клинических психологов — В.И. Олешкевича и Н.С. Бурлаковой.

Несчетное количество статей написано за все эти годы последователями Л.С. Выготского, и уже трудно найти новую тему или новый ракурс ее анализа. Но авторам это удается, и основная идея статьи емко сформулирована ими так: «Сопоставляя значение индивидуального случая в культурно-исторической психологии и значение индивидуального случая в современных качественных исследованиях, подчеркнем, что в последних случай может иметь самодостаточное значение и рассматриваться сугубо эмпирически, безотносительно к какой-либо теории. В культурно-исторической психологии индивидуальный случай не может существовать без теоретического обрамления, случай как бы следует за теорией».

Так случилось, что эта статья стала последней из наследия Валерия Ивановича Олешкевича, покинувшего нас в этом году после тяжелой и продолжительной болезни. Мы попросили Наталью Семеновну написать для журнала небольшой текст о профессиональном пути Валерия Ивановича и выражаем ей благодарность за сотрудничество и глубокое сочувствие в связи с этой тяжелой и безвременной утратой. При чтении этого текста возникает удивление, как много успел Валерий Иванович, как много тем затронул и как много наметил новых исследовательских задач, неустанно развивая традиции и идеи культурно-исторической психологии. Светлая ему память...

Непростой год, полный тревоги и утрат, заканчивается. И мы, как всегда, от лица всей редакции поздравляем наших читателей с наступающим Новым годом и выражаем надежду, что он принесет больше определенности, больше надежды, больше встреч друг с другом не в окошках зума, а в кафе, офисах, рабочих кабинетах и у себя дома!

С наступающим, дорогие читатели, здоровья Вам, творческих профессиональных успехов и оптимизма! Как показала посвященная кови- ду статья предшествующего номера нашего журнала, именно оптимизм помогает нам справляться со стрессом пандемии!

А.Б. Холмогорова

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 212
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 73
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0