Клиническая и специальная психология
2016. Том 5. № 2. С. 113–120
doi:10.17759/cpse.2016050208
ISSN: 2304-0394 (online)
Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, личностный адаптационный потенциал, медико-психологическое сопровождение, курсант, кандидат на поступление
Рубрика издания: Методы и методики
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2016050208
Для цитаты: Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Овчинников Б.В., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Методологические аспекты выделения категории медико-психологического сопровождения курсантов [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 113–120. DOI: 10.17759/cpse.2016050208
Полный текст
Дорофеев И.И., кандидат медицинских наук, начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, dorofeev.ivan@mail.ru
Корзунин В.А., доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Военномедицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, vakorzunin@rambler.ru
Овчинников Б.В., доктор медицинских наук, профессор, начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, bobon47@yandex.ru
Юсупов В.В., доктор медицинских наук, доцент, начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, vladyusupov@yandex.ru
Ятманов А.Н., кандидат медицинских наук, начальник Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия, yan20220@mail.ru
В статье рассмотрена математическая модель выделения категории медикопсихологического сопровождения курсантов и кандидатов, поступающих в военный вуз. Математическая модель создана на основе дискриминантного анализа, включает две расчетные методики: методику оценки личностных адаптационных способностей и методику оценки общего интеллектуального развития обследуемого. По результатам расчета методик обследованному лицу определяется категория медико-психологического сопровождения. Категория медикопсихологического сопровождения соответствует наихудшему результату общего интеллектуального развития или личностных адаптационных способностей. Категория определяет очередность зачисления обследуемого в военный вуз. Кандидаты на поступление в военный вуз с 1-й категорией рекомендуются в первую очередь, со 2-й - рекомендуются, с 3-й - рекомендуются условно, с 4-й категорией к зачислению не рекомендуются. У курсантов категория медико-психологического сопровождения определяет индивидуально подобранную программу коррекции.
Введение
Несмотря на проведение профессионального психологического отбора кандидатов, поступающих в военный вуз, в рамках медико-психологического сопровождения (МПС), сохраняется высокая частота выявления обучающихся с нарушениями военно-профессиональной адаптации [1; 6]. В связи с этим необходимо разработать единый методологический подход к организации и проведению МПС поступающих кандидатов и курсантов военных вузов [4; 7].
В настоящее время для решения задачи профилактики дезадаптационных нарушений курсантов используется, как правило, один научно-методический подход, заключающийся в диагностике и выявлении «группы риска» среди кандидатов на поступление и курсантов военного вуза [3]. Основным недостатком подобной схемы организации МПС является отсутствие учета закономерностей индивидуального психологического развития личности в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе, как при нарушениях, так и при успешной адаптации [2; 7].
Целью работы явилась разработка математической модели определения группы МПС курсантов и кандидатов, поступающих в военный вуз.
Материалы и методы
Были обследованы 882 кандидата на поступление в Военно-медицинскую академию им. С.М. Кирова в возрасте от 18 до 22 лет.
Для определения уровня познавательных способностей использовались методики: «Исключение слова» (ИС); «Числовые ряды» (ЧР); «Кубы» (КУБ); «Аналогии» (АН), а также интегральный показатель общего интеллектуального развития (ОИР). Применение многоуровневого личностного опросника (МЛО) «Адаптивность» позволило проанализировать следующие показатели: поведенческую регуляцию (ПР), коммуникативный потенциал (КП), моральную нормативность (МН), личностный адаптационный потенциал (ЛАП) [5].
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Statistica 6,0. Математическое моделирование проводилось на основе дискриминантного анализа.
Результаты и их обсуждение
Определение группы ОИР респондента. На основе дискриминантной модели определения группы ОИР по результатам субтестов интеллектуального развития обследованный был отнесен к одной из четырех групп. Расчетные формулы линейных классификационных функций (ЛКФ) представлены ниже:
• ЛКФ-1 = -170,106 + 0,503хАН + 0,329хЧР + 0,445хИС + 0,301хКУБ + 1,930хОИР;
• ЛКФ-2 = -127,734 + 0,522хАН + 0,202хЧР + 0,658хИС + 0,246хКУБ + 1,631хОИР;
• ЛКФ-3 = -90,4984 + 0,5027хАН + 0,2761хЧР + 0,8027хИС + 0,2267хКУБ +
1,2827хОИР;
• ЛКФ-4 = -53,4135 + 0,3517хАН + 0,2929хЧР + 0,7297хИС + 0,1120хКУБ +
0,9474хОИР.
Для определения искомой группы ОИР производится расчет по всем формулам; та формула, результаты которой являются максимальными, и является искомой: (ЛКФч)тах = группа ОИР (i).
На основе дискриминантного моделирования разработана высоко информативная модель (Л-Уилкса = 0,15, F = 158,52 при р = 0,000; прогностическая способность - 94,2 %) определения группы ОИР курсантов и кандидатов на
поступление в военный вуз в рамках мероприятий медико-психологического сопровождения (таблица 1).
Таблица 1
Точность распознавания группы ОИР обследованных
Группа ОИР |
Точность распознавания, % |
Категория обследованных, чел |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
68,3 |
25 |
16 |
0 |
0 |
2 |
97,1 |
1 |
443 |
12 |
0 |
3 |
96,8 |
0 |
8 |
245 |
0 |
4 |
87,1 |
0 |
0 |
17 |
115 |
Всего |
94,2 |
26 |
467 |
274 |
115 |
При определении группы ОИР с использованием дискриминантной модели по сравнению с традиционным нормированием определяется снижение на одну единицу у 31,7% обследованных 1-й группы; у 2,7% - 2-й группы; увеличение на одну единицу у 3,2 % обследованных 3-й группы и у 12,9 % респондентов 4-й группы.
Определение группы ЛАП респондента. На основе дискриминантной модели определения группы ЛАП по результатам методики МЛО «Адаптивность» обследованный был отнесен к одной из четырех групп. Расчетные формулы линейных классификационных функций (ЛКФ) представлены ниже:
• ЛФК-1= -5,33757 - 0,63937хПР + 0,76897хЛАП;
• ЛФК-2= -11,0227 - 1,0026хПР + 1,3183хЛАП;
• ЛФК-3= -25,9716 - 1,2287хПР + 1,9117хЛАП;
• ЛФК-4= -58,7345 - 0,7746хПР + 2,3746хЛАП.
Для определения искомой группы ЛАП производится расчет по всем формулам, та формула, результаты которой являются максимальными, и является искомой: (ЛКФч)тах = группа ЛАП (i).
На основе дискриминантного моделирования разработана высоко информативная модель (Л-Уилкса = 0,18, F = 383,16 при р = 0,000; прогностическая способность - 86,6 %) определения группы ЛАП курсантов и кандидатов на поступление в военный вуз в рамках мероприятий медико-психологического сопровождения (таблица 2).
Таблица 2
Точность распознавания категории ЛАП обследованных
Группа ЛАП |
Точность распознавания, % |
Категория обследованных, чел |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1 |
67,5 |
81 |
39 |
0 |
0 |
2 |
94,4 |
2 |
455 |
25 |
0 |
3 |
82,9 |
0 |
34 |
180 |
3 |
4 |
69,8 |
0 |
0 |
13 |
30 |
Всего |
86,6 |
83 |
528 |
218 |
33 |
При определении группы ЛАП с использованием дискриминантной модели по сравнению с традиционным нормированием обнаружено снижение на одну единицу у 32,5 % обследованных 1-й группы, у 5,2 % - 2-й; увеличение на одну единицу у 15,6 % респондентов 3-й группы, и у 30,2 % человек 4-й группы.
Дорофеев И.И., Корзунин В.А., Овчинников Б.В., Юсупов В.В., Ятманов А.Н. Методологические аспекты выделения категории медикопсихологического сопровождения курсантов Клиническая и специальная психология 2016. Том 5. № 2. С. 113-120.
Категория МПС обследованного лица определяется по результатам анализа групп ОИР и ЛАП. При этом итоговое значение МПС соответствует наихудшему результату ОИР или ЛАП. Кандидаты на поступление в военный вуз с 4-й категорией МПС к зачислению не рекомендуются, с 3-й - рекомендуются условно, со 2-й - рекомендуются, с 1-й категорией - рекомендуются в первую очередь. В зависимости от степени различий групп ОИР и ЛАП проводится индивидуально подобранная коррекционная работа с курсантами.
Выводы
Для выделения группы МПС целесообразно использование высокоинформативных показателей, оказывающих значительное влияние на дисперсию критерия.
2) Точность распознавания группы ОИР и ЛАП относительно
традиционного выделения составляет 94,2 и 86,6 % соответственно.
3) При определении группы ОИР с использованием дискриминантной
модели по сравнению с традиционным нормированием определяется снижение на одну единицу у 31,7 % обследованных 1-й группы и у 2,7 % человек 2-й группы; а также увеличение на одну единицу у 3,2 % обследованных 3-й группы и у 12,9 % - 4-й группы.
4) При определении группы ЛАП с использованием дискриминантной
модели по сравнению с традиционным нормированием определяется снижение на одну единицу у 32,5 % обследованных 1-й группы, у 5,2 % - 2-й группы; и увеличение на одну единицу у 15,6 % обследованных 3-й группы и у 30,2 % респондентов - 4-й группы.
5) Предложенная дискриминантная модель выделения категории МПС
курсантов может быть рекомендована к использованию в рамках мероприятий медико-психологического сопровождения.
Литература
- Дрынкина Т.И. Формирование морально-нравственной ответственности в профессиональной деятельности как важный аспект системы непрерывного образования. // Непрерывное образование: современные проблемы и перспективы развития. Материалы XV Всеросс. с междунар. участием научн.-практ. конф. Липецк: ЛГПУ, 2012. С. 127–131.
- Константинов В.В., Корзунин А.В., Костин Д.В., Круглов В.И., Порожников
П.А., Трошина Е.А. и др. От профессионального психологического отбора к
медико-психологическому сопровождению военнослужащих // Военная мысль. 2015. №
4.
С. 40–46. - Корзунин В.А., Церфус Д.Н. Актуальные вопросы психофизиологического сопровождения адаптации обучающихся к условиям образовательной среды в вузах силовых ведомств // Проблемы управления рисками в техносфере. 2015. Т. 35. № 3. С. 149–156.
- Корзунин А.В., Юсупов В.В., Корзунин В.А., Круглов В.И., Щукина Н.А.,
Вайгачева Л.В. Обоснование методического аппарата по определению групп
профессионального психологического сопровождения курсантов военного вуза
МО РФ. // Вестник Ленинградского государственного университета им.
А.С. Пушкина. 2013. Т. 5. № 4. С. 106–116. - Овчинников Б.В. Дьяконов И.Ф., Богданова Л.В. Психологическая предпатология: превентивная диагностика и коррекция. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2010. 366 с.
- Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Методологические аспекты диагностики нервно-психической неустойчивости у специалистов экстремальных видов деятельности // Медико-биологические и социально-психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. 2008. № 4. С. 49–53.
- Юсупов В.В., Овчинников Б.В., Корзунин В.А., Нагибович О.А., Гончаренко А.Ю., Порожников П.А. Современное состояние и перспективы развития медико-психологического сопровождения военнослужащих Вооруженных сил // Воен.-мед. журн. 2016. № 1. С. 22–28.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2034
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 937
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0