Экспериментальная психология
2009. Том 2. № 3. С. 123–127
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Экспериментальные исследования в области психологии и психофизиологии на международной конференции «Физиология развития человека»
Общая информация
Рубрика издания: Методология психологических исследований
Для цитаты: Марченко О.П. Экспериментальные исследования в области психологии и психофизиологии на международной конференции «Физиология развития человека» // Экспериментальная психология. 2009. Том 2. № 3. С. 123–127.
Полный текст
Международная научная конференция «Физиология развития человека» проходила в Москве с 22 по 24 июня 2009 года и была посвящена 65-летию создания Института возрастной физиологии РАО.
Институт возрастной физиологии, основанный в годы Великой Отечественной войны, был призван решать проблемы развития и здоровья детей, испытывавших на себе все тяготы жизни военного времени. Многие выдающиеся исследователи, начинавшие в те далекие годы, посвятили исследованиям в области физиологии и психофизиологии развития всю свою жизнь. Теперь, когда перед современным российским образованием стоят новые проблемы, богатый опыт, накопленный за время существования Института, может служить надежной базой для их решения.
На церемонии открытия конференции руководитель Центра межличностных коммуникаций Людмила Александровна Путина особо отметила необходимость внедрения полученных в Институте физиологии РАО уникальных разработок в образовательную и воспитательную практику. Министр образования РФ Андрей Александрович Фурсенко говорил о проблемах использования результатов фундаментальных исследований для решения прикладных вопросов развития и образования. Видные деятели науки и представители различных научных учреждений, находящихся в постоянном сотрудничестве с Институтом, поздравили его сотрудников с юбилейной датой и выразили слова благодарности за их многолетний труд. Уникальный характер научных разработок и исследований, проводимых сотрудниками Института, как отметила в своем вступительном слове директор Института доктор психологических наук, профессор, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования Марьяна Михайловна Безруких, проявляется в комплексном междисциплинарном подходе, исследования ведутся в различных направлениях и областях психофизиологии, антропологии, педиатрии, психиатрии, гистологии, биохимии и т. п. Программа конференции, приуроченной к юбилею Института, также носила междисциплинарный характер, что было отражено как в заявленных темах докладов, так и в выдвинутых на обсуждение актуальных проблемах развития человека. И здесь в первую очередь необходимо отметить пленарные лекции авторитетных исследователей в области психофизиологии и нейрофизиологии когнитивного развития. Так, с лекцией, посвященной психофизиологии пластичности мозга, способности к обучению, трудностям обучения при синдроме дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, выступил К. Мангина (Монреаль, Канада–США). С. Сегаловиц (Брок, Канада) посвятил свое выступление электрофизиологическим коррелятам формирования индивидуальных различий медиальной лобной коры и саморегуляции. Р. Тэтчер (США) рассказал о циклах созревания мозга и познавательном развитии человека. М. М. Безруких затронула вопросы функционального развития мозга, познавательной деятельности и обучения в предшкольном и младшем школьном возрасте.
Пленарное заседание было посвящено обсуждению различных вопросов онтогенеза, которые были отражены, например, в выступлении А. П. Анохина (Сент-Луис, США), особое внимание уделившего экспериментальным исследованиям развития фронтальных функций мозга у подростков и их вкладе в произвольную регуляцию поведения. В докладе Ю. И. Александрова (Москва, Россия) были приведены нейрофизиологические данные, показывающие, что системная структура индивидуального опыта детерминирована историей его формирования. М. Германусен (Киль, Германия) посвятил свое выступление вопросам возможного использования показателей роста для исследования развития.
В рамках конференции были организованы четыре научные секции, одна из них имела название «Индивидуальные и возрастные особенности познавательного развития человека». Доклады именно этой секции, как нам кажется, могут вызвать интерес у читателей журнала и будут в дальнейшем опубликованы на его страницах. Хочется лишь добавить, что устные доклады на секции были представлены работами 25 специалистов в этой области (2 доклада на пленарном заседании и 23 – на заседаниях секций) и касались актуальных проблем психологии, психофизиологии и нейрофизиологии процессов развития. Здесь обсуждались экспериментальные исследования, проводимые внутри различных дисциплин и представленные разнообразной тематикой, начиная с нейронного уровня и заканчивая прикладными исследованиями в области педагогики.
Так, первый доклад секции, сделанный Т. А. Цехмистренко, Н. А. Черных (Москва, Россия), был посвящен «Структурным преобразованиям цито- и фиброархитектоники лобной области коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе». В нем обсуждался вопрос о том, что в постнатальном онтогенезе формообразующим фактором в структуре внутрикорковых ансамблей является формирование микроциркуляторного русла и созревание пирамидных нейронов, в то время как темпы развития пирамидных и звездчатых нейронов тесно связаны с развитием волокнистого компонента коры, уровнем афферентации и степенью вовлечения в систему внутрикорковых связей.
В докладе Ч. Ньюкиктьена (Амстердам, Нидерланды) «Как телесное познание младенца обеспечивает формирование процессов социального познания в будущем?» особое внимание было уделено предпосылкам формирования наивной психологии у младенцев, так называемой наивной теории тела («theory of body»).
В докладе И. В. Блинниковой (Москва, Россия) «Зрительный опыт как фактор когнитивного развития» были представлены результаты исследований, полученных на детях с серьезными нарушениями зрительной системы. Эти результаты показали, что отсутствие зрительного опыта в целом замедляет когнитивное развитие детей; таким образом, зрительный опыт выступает как активирующий, модулирующий и интегрирующий фактор когнитивного развития в младенческом возрасте.
Доклад Т. А. Строгановой (Москва, Россия) «Ритмы ЭЭГ, их свойства, развитие и роль в механизмах внимания у детей раннего возраста» был посвящен свойствам альфа- и тета-ритмов ЭЭГ в раннем онтогенезе ребенка и роли их возрастных изменений в появлении новых возможностей внимания у младенцев. Е. А. Сергиенко (Москва, Россия) в своем выступлении особо подчеркнула идею единства восприятия и мышления в раннем онтогенезе человека.
В докладе Е. Бодровой (США) «Поддержка (“скафолдинг”) произвольной регуляции деятельности в дошкольном возрасте: программа обучения “Инструменты разума”» была представлена новая программа обучения, созданная на основе теории Л. С. Выготского, которая внедряется в систему дошкольного образования в США. В этой программе особая роль отводится саморегуляции, рабочей памяти и когнитивной гибкости у детей 3–5 лет и педагогическим стратегиям коррекции возникших нарушений. Отличительной чертой программы является наличие доступных упражнений по тренингу навыков саморегуляции для использования их в игровой деятельности и обучении.
Доклад О. В. Сысоевой (Москва, Россия) был посвящен генетическим и социальным факторам развития и возниковения агрессивности; приведены результаты различных экспериментальных исследований, в том числе полученных при регистрации ЭЭГ.
В рамках работы секции было представлено также 44 стендовых доклада, преобладающей тематикой которых стали конкретные экспериментальные исследования и методические разработки, выполненные молодыми учеными и аспирантами. Так, например, привлекший внимание слушателей стендовый доклад на тему «Особенности окуломоторной активности детей с разным уровнем сформированности навыка чтения» был представлен В. В. Ивановым, аспирантом Института возрастной физиологии РАО, и молодым сотрудником Центра экспериментальной психологии МГППУ А. А. Демидовым. Интерес вызвал также доклад А. А. Созинова (Москва, Россия), посвященный кросскультурным различиям эффекта переноса в процессе научения в ситуациях достижения и отвержения. Достаточно большое внимание было уделено экспериментальным работам с регистрацией ЭЭГ у детей разного возраста, и к их числу относятся работы М. Л. Ашкинази (Москва, Россия), а также Е. А. Черемушкина по изучению установки у детей.
В рамках конференции был организован «круглый стол», посвященный проблемам преподавания психофизиологии в современных вузах, где подчеркивалась необходимость увеличения лекционных часов и возвращения сокращенных, однако важных предметов, необходимость изучения различных аспектов и направлений в области возрастной психофизиологии будущими педагогами, а также важность дальнейшего развития и повышения уровня обучения этим дисциплинам.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2758
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 767
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0