Экспериментальная психология
2010. Том 3. № 3. С. 123–134
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Саморегуляция лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга и психическая напряженность
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию, проведенному в рамках интеграционного подхода к проблеме саморегуляции в психологии: саморегуляции функциональных состояний, с одной стороны, и саморегуляции деятельности и психических процессов (применен стилевой подход к саморегуляции функциональных состояний) – с другой. В результате исследования была выявлена взаимосвязь показателей психической напряженности и компонентов саморегуляции. Показано, что взаимосвязь отдельных компонентов саморегуляции с психической напряженностью имеет положительный характер с тенденцией к их возрастанию в условиях психической напряженноси. Выделены эффективные с точки зрения влияния на психическую напряженность профили саморегуляции. Их анализ позволил выявить два компонента аморегуляции, которые можно рассматривать в качестве маркеров функционального комфорта.
Общая информация
Ключевые слова: стилевые особенности саморегуляции, психическая напряженность, функциональная асимметрия мозга, маркеры функционального комфорта
Рубрика издания: Психология состояний
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Бурдаков Д.С. Саморегуляция лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга и психическая напряженность // Экспериментальная психология. 2010. Том 3. № 3. С. 123–134.
Полный текст
По данным литературы, одной из главных причин, вызывающих психическую напряженность среди учащихся средней и высшей школы, является экзаменационный стресс (Немчин, 1983), сопровождающийся выраженными негативными изменениями в нервной, сердечно-сосудистой и иммунной системах студентов (Плотников, 1983; Стрелец и др., 1998; Умрюхин и др., 1999; Щербатых, 2001). Первые исследования, указывающие на отрицательное влияние экзамена на психику студентов, были проведены А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым в 20-х годах прошлого века, их вывод уже в то время был неутешительным: «экзамен не только не способствует выявлению знаний у студентов, но, наоборот, препятствует такому выявлению, препятствует потому, что нарушает поведение экзаменующегося, тормозит его и дискоординирует... экзамен не только вызывает острое аффективное состояние, он глубоко и на длительный срок истеризует экзаменующегося... этого достаточно, чтобы показать явную необходимость в пересмотре вопроса о возможности самого существования экзамена...» (цит. по: Кринчик, 2009, с. 35–36). Экзаменационный стресс и сопровождающая его психическая напряженность не всегда носят вредоносный характер. В определенных ситуациях психическая напряженность имеет стимулирующее значение, помогая мобилизовать знания и личностные резервы для решения поставленных перед учащимся учебных задач (Щербатых, 2001). Исследования указывают, что переосмысление задачи, стоящей перед субъектом, переводит эмоциональную напряженность в операционную, что создает позитивную внутреннюю модель, соотносимую с оптимальными характеристиками деятельности (Наенко, 1976; Овчинникова, Пунг, 1973).
Таким образом, встает вопрос об изучении саморегуляции функциональных состояний (в контексте данного исследования – психической напряженности) как «системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности» (Климов, 1988, с. 102). Активность личности, способность к осознанной саморегуляции, общая способность к самостоятельной организации деятельности и управления ею являются необходимым условием для успешного профессионального становления и формирования профессиональной пригодности специалиста (Осницкий и др., 2009).
Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия мозга (как структурная, так и функциональная) в значительной степени определяет индивидуально-типологические особенности психических процессов и состояний, предпочтительные паттерны индивидуального поведения, особенности эмоционального реагирования, предрасположенность к определенным психопатологическим нарушениям и пр. (Ефимова, 2007; Хомская, 1998; Хомская и др., 1997; Москвин, 2002; Berridge et al., 2003). Есть все основания предполагать, что существуют стилевые особенности саморегуляции функциональных состояний (психической напряженности), которые по-разному проявляются в зависимости от пола и типа функциональной асимметрии мозга (профиль латеральной организации функций, показатель пробы «перекрест рук», тип когнитивной асимметрии). Отсутствие специальных исследований по данной проблематике и определило основную гипотезу исследования. Мы предположили, что существуют особенности в стилях саморегуляции у лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга. Данные особенности будут по-разному влиять на проявления психической напряженности (общий показатель, показатели соматического и психического дискомфорта). Стилевые особенности саморегуляции и проявления психической напряженности у лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга могут иметь и гендерные различия.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция индивидуального стиля произвольной активности человека (Моросанова, 2006); уровневый подход к изучению состояния психической напряженности (Немчин, 1983); концепция функциональных блоков мозга (Лурия, 2003); современное состояние проблемы функциональной асимметрии мозга (Хомская, 1998; Хомская и др., 1997; Москвин, 2002; Бианки, 1989; Фокин, 2007); концепция функционального комфорта (Чайнова, 1986).
Методы исследования
При исследовании были использованы: опросник НПН (Немчин, 1983) для изучения особенностей проявления психической напряженности (общий показатель, показатели соматического и психического дискомфорта); опросник ССПМ (Моросанова, 2004) для изучения стилевых особенностей саморегуляции произвольной активности; модифицированные шкалы Дембо-Рубинштейна для изучения самооценок степени напряженности и сложности выполняемых заданий; батарея нейропсихологических тестов для выявления моторной, сенсорной и когнитивной асимметрии (Балашова, Егоров, 2007; Ефимова, 2007; Хомская, 2005); прибор «Активациометр АЦ-9К» (Цагарелли, 2009) для диагностики активации полушарий и функциональной межполушарной асимметрии. Статистическая обработка данных проводилась с использованием пакета прикладных программ Stastistica 8.0.
Программа исследования
Экспериментально-психологическое исследование состояло из двух этапов, каждый из которых включал в себя две части: бланковую и аппаратурную психодиагностику (рис. 1).
Первый этап исследования. Бланковая часть исследования включала в себя заполнение анкеты участника и тестовой тетради с опросниками (НПН, ССПМ), пробами для установления профиля латеральной организации функций, заданиями для выявления когнитивного стиля (время выполнения около 30 мин). Предметом аппаратурной части исследования являлось «лабораторное» напряжение. В экспериментальной группе замеры проводились в три этапа и включали две фоновые диагностики активации полушарий (АП) и функциональной межполушарной асимметрии (ФМА) (с разницей 1–2 мин) и диагностику АП и ФМА во время экспериментального воздействия. В контрольной группе замеры проводились в два этапа и включали две фоновые диагностики (с разницей 1–2 мин). Каждый этап диагностики включал в себя 13 измерений, после чего с использованием программного обеспечения подсчитывались средние значения АП и ФМА.
Рис. 1. Программа исследования
Таким образом, на данном этапе исследования в экспериментальной группе каждый испытуемый прошел 39 измерений, в контрольной – 26 измерений (всего 1248 измерений в экспериментальной группе и 416 – в контрольной). Обе группы после диагностики оценивали свое состояние по 10-балльной шкале до, во время и после тестирования (использовались модифицированные шкалы Дембо-Рубинштейна). Экспериментальной группе также было предложено оценить степень сложности выполняемого задания.
Второй этап исследования. Предметом второго этапа исследования стало «естественное» напряжение. Воздействием на данном этапе выступила предэкзаменационная ситуация. Обе части исследования проводились непосредственно перед экзаменом. Из бланковой части исследования были исключены пробы для установления профиля латеральной организации функций (по данным литературы, статические характеристики функциональной асимметрии мозга являются стабильными). Аппаратурная часть исследования включала в себя один этап диагностики непосредственно перед экзаменом (416 измерений, по 13 на каждого испытуемого).
В исследовании приняли участие 257 испытуемых: 25 человек приняли участие в пилотном исследовании, 200 человек прошли бланковое тестирование на первом этапе (из них 94 – на втором этапе исследования). В аппаратурной части исследования участвовали 64 человека: 32 человека из числа студентов, принявших участие в бланковом тестировании (1-й и 2-й этапы исследования), вошли в экспериментальную группу, 32 человека вошли в контрольную группу (аспиранты, преподаватели и пр.).
Результаты и их обсуждение
С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь между показателями психической напряженности (ПН) и компонентами саморегуляции. Характер взаимосвязи между переменными был различен в зависимости от пола испытуемых и типа функциональной асимметрии мозга.
Изучение ПН лиц с различными типами функциональной асимметрии мозга в текущей деятельности и условиях предэкзаменационного стресса показало, что у лиц с правым показателем пробы «перекрест рук» и лиц с левополушарным типом когнитивной асимметрии, а также у правшей и праворуких отмечено снижение некоторых показателей ПН в условиях предэкзаменационного стресса. Такая особенность характерна в большей степени для женщин: в данном случае выявлено снижение показателей ПН и для смешанного типа когнитивной асимметрии (см. табл. 1).
Таблица 1. Средние значения показателей психической напряженности на разных этапах исследования
Анализ средних значений показал, что уровень развития некоторых компонентов саморегуляции сопряжен с ростом ПН. В табл. 2 представлены компоненты саморегуляции, имеющие положительную связь с ПН. Как видно из таблицы, число компонентов саморегуляции, связанных с ростом показателей ПН, возрастает в условиях предэкзаменационного стресса. Если в текущей деятельности испытуемых основные компоненты, сопряженные с ростом ПН, – это самостоятельность и планирование (у мужчин), то в условиях предэкзаменационного стресса – это практически каждый компонент саморегуляции (в зависимости от гендерных и латеральных различий).
Таблица 2. Компоненты саморегуляции, имеющие положительную связь с психической напряженностью
Примеч.: здесь и далее: Пл – планирование, М – моделирование, Пр – программирование, Ор – оценивание результатов, Г – гибкость, С – самостоятельность.
Рассмотрим наиболее эффективные с точки зрения влияния на ПН профили саморегуляции. Эффективными мы называем профили, характеризующиеся более низкими, по сравнению с остальными, балльными значениями психической напряженности. В условиях предэкзаменационного стресса у лиц с правым показателем пробы «перекрест рук» и лиц с левополушарным типом когнитивной асимметрии, а также у правшей и праворуких отмечено снижение некоторых показателей ПН (также и у женщин со смешанным типом когнитивной асимметрии).
В связи с этим представляет интерес сравнение эффективных профилей этих групп с остальными (см. табл. 3).
Таблица 3. Компоненты саморегуляции, характеризующиеся максимальными показателями в структуре эффективных профилей
Примеч.: жирным шрифтом отмечены компоненты саморегуляции, профили которых характеризовались достоверно более низкими показателями психической напряженности.
У лиц с правым показателем пробы «перекрест рук» данный профиль включал в себя высокие значения программирования и гибкости. У мужчин с данным типом – моделирования, оценивания результатов и гибкости, у женщин – гибкости и самостоятельности.
У лиц с левополушарным типом когнитивной асимметрии данный профиль включал в себя высокие значения моделирования и гибкости (та же особенность была и у женщин); у мужчин с данным типом когнитивной асимметрии – гибкости.
У правшей и праворуких данный профиль включал в себя высокие значения моделирования, оценивания результатов и гибкости; у мужчин – высокие значения по шкалам программирования, моделирования и гибкости; у женщин – моделирования и гибкости.
Таким образом, в выборках испытуемых, где происходило снижение показателей ПН в условиях предэкзаменационного стресса, более эффективные профили включали в себя высокие значения моделирования, программирования, оценивания результатов и гибкости.
Согласно концепции Л. Д. Чайновой, функциональный комфорт понимается как «оптимальное функциональное состояние активно действующего (работающего) человека, которое свидетельствует о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании» (Эргодизайн…, 2009, с. 33). Так как показателем эффективности стиля саморегуляции в настоящем исследовании является психическая напряженность, а такие компоненты саморегуляции как моделирование и гибкость характеризуют снижение ПН, мы считаем целесообразным высказать следующее предположение: данные компоненты саморегуляции можно рассматривать как маркеры функционального комфорта, возникающего в условиях учебной деятельности.
Сравнение эффективных профилей у лиц с разной направленностью функциональной межполушарной асимметрии показывает, что у групп, относящихся к правополушарному типу (левый показатель пробы «перекрест рук», левши и леворукие, правополушарный тип когнитивной асимметрии, правополушарная направленность ФМА), в структуре благоприятных профилей наблюдаются планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов и гибкость.
В группах, относящихся к межполушарной уравновешенности (амбидекстры, лица со смешанным типом когнитивной асимметрии, межполушарной уравновешенностью ФМА), – это планирование, программирование и гибкость.
В группах, относящихся к левополушарному типу (правый показатель пробы «перекрест рук», правши и праворукие, левополушарный тип когнитивной асимметрии, левополушарная направленность ФМА), – это моделирование, программирование, оценивание результатов и гибкость.
Таким образом, наибольшая представленность тех или иных компонентов саморегуляции в структуре эффективных профилей наблюдается в группах, относящихся к правополушарному типу.
Тот факт, что в группах, относящихся к левополушарному типу, на втором этапе исследования происходило снижение балльных оценок ПН, можно объяснить с точки зрения компенсаторных отношений. Наибольшие балльные оценки в группах, относящихся к правополушарному типу (по сравнению с левополушарным), в условиях предэкзаменационного стресса свидетельствуют о большей его «функциональной» загруженности, вследствие чего доминирующую роль в целостном процессе саморегуляции берет на себя левое полушарие.
Результаты аппаратурной части исследования показали, что в условиях и лабораторного, и естественного напряжения происходит повышение активации обоих полушарий. В условиях лабораторного напряжения преобладает левополушарная направленность функциональной асимметрии, в условиях естественного напряжения – правополушарная (табл. 4).
Таблица 4. Распределение испытуемых по направленности функциональной межполушарной асимметрии
Сравнение фоновых замеров экспериментальной и контрольной групп показало, что процедура тестирования на приборе «Активациометр АЦ-9К» приводит к повышению активности левого полушария при общем снижении степени активации обоих полушарий. Для каждой направленности функциональной межполушарной асимметрии были выделены профили саморегуляции более или менее эффективные с точки зрения их влияния на психическую напряженность, которые показывают, что характер изменения балльных оценок показателей психической напряженности определяется компонентным составом профиля саморегуляции. В условиях предэкзаменационного стресса взаимосвязь между компонентами саморегуляции изменяется, благодаря чему субдоминантное левое полушарие характеризуется большей вовлеченностью в процесс саморегуляции при большей вовлеченности правого полушария в текущую деятельность испытуемых (см. рис. 2).
Рис. 2. Профили саморегуляции лиц с разной направленностью функциональной межполушарной асимметрии
Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
- Существует взаимосвязь между отдельными компонентами саморегуляции и показателями психической напряженности. Характер взаимосвязи изменяется в зависимости от экспериментальной ситуации: в условиях предэкзаменационного стресса количество положительных связей возрастает.
- В структуре профиля саморегуляции каждый его компонент вступает в компенсаторные отношения с другими компонентами и определяет качественное своеобразие профиля, что позволяет выделить более или менее эффективные с точки зрения влияния на психическую напряженность профили саморегуляции.
- Сравнительный анализ эффективных профилей показывает, что практически все они включают в себя высокие показатели моделирования и гибкости. Целесообразно предположить, что данные компоненты саморегуляции могут служить маркерами функционального комфорта, возникающего в условиях учебной деятельности.
- Наибольшая представленность тех или иных компонентов саморегуляции в структуре благоприятных профилей наблюдается у групп, относящихся к правополушарному типу (левый показатель пробы «перекрест рук», левши и леворукие, правополушарный тип когнитивной асимметрии, правополушарная направленность ФМА), что свидетельствует о большей функциональной загруженности правого полушария.
- У лиц с правым показателем пробы «перекрест рук» и лиц с левополушарным типом когнитивной асимметрии, а также у правшей и праворуких отмечается снижение некоторых показателей психической напряженности в условиях предэкзаменационного стресса, что свидетельствует о меньшей функциональной загруженности левого полушария.
Литература
- Балашова И. Н., Егоров А. Ю. Изменение профилей функциональной асимметрии у больных с речевыми нарушениями в восстановительном периоде после право- и левополушарного инсульта // Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Коллективная монография / Под ред. проф. А. В. Москвина. Москва-Белгород: Издательско-полиграфический центр «ПОЛИТЕРРА», 2007. Вып. 2. С. 87–102.
- Бианки В. Л. Механизмы парного мозга. Л.: Наука, 1989.
- Ефимова И. В. Амбидекстры: Нейропсихология индивидуальных различий. СПб.: КАРО, 2007.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.
- Кринчик Е. П. Экзамен и психика: восемьдесят лет спустя // Психология в вузе. 2009. № 2. С. 29–39.
- Лурия А. Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003.
- Моросанова В. И. Теоретические и прикладные аспекты исследования осознанной саморегуляции человека // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль: 2006. Т. 1. С. 52–55.
- Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения (ССПМ). Методическое пособие. М.: Когито-центр, 2004.
- Москвин В. А. Проблема связи латеральных профилей с индивидуальными различиями человека (в дифференциальной психофизиологии): Автореф. дис. ... докт. психол. наук. Уфа: 2002.
- Наенко Н. И. Психическая напряженность. М.: Изд-во МГУ, 1976.
- Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения. Л., Изд-во ЛГУ, 1983.
- Овчинникова О. В., Пунг Э. Ю. Экспериментальное исследование эмоциональной напряженности в ситуации экзамена // Психологические исследования. Вып. 4 / Под ред. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. С. 49–57.
- Осницкий А.К., Бякова Н. В., Истомина С. В. Развитие саморегуляции на разных этапах профессионального становления // Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 3–11.
- Плотников В. В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса // Гигиена труда. 1983. №5. С. 48–50.
- Стрелец В. Б., Самко Н. Н., Голикова Ж. В. Физиологические показатели предэкзаменационного стресса // ЖВНД. 1998. Т. 48. Вып. 3. С. 458–463.
- Умрюхин Е. А., Быкова Е. В., Климина Н. В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности // Вестник Российской АМН. 1999. № 6. С. 47–51.
- Фокин В. Ф. Динамическая функциональная асимметрия как отражение функциональных состояний // Асимметрия. 2007. Т. 1. № 1. С. 4–9.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е изд.. СПб.: Питер, 2005.
- Хомская Е. Д. Латеральная организация мозга как нейропсихологическая основа типологии нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М.: Российское психологическое общество, 1998. С. 138–144.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Изд-во РПА, 1997.
- Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека и развитие психических функций (учебное пособие). Казань: МНПО «Акцептор», 2009.
- Чайнова Л. Д. Напряженность как ведущее функциональное состояние работающего человека // Проблемы системного исследования состояния напряженности человека / Труды ВНИИТЭ. Серия «Эргономика». Вып. 32. М.: 1986. С. 8–19.
- Щербатых Ю. В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дис. ... на соискание ученой степени доктора биол. наук. СПб.: 2001.
- Эргодизайн промышленных изделий и предметно-пространственной среды: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Дизайн», «Эргономика» / Под. ред. В. И. Кулайкина, Л. Д. Чайновой. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2009.
- Berridge C. W., Espana R. A., Stalnaker T. A. Stress and Coping: Asymmetry of Dopamine Efferents within the Prefrontal Cortex // The Asymmetrical Brain / Kenneth Hugdahl and Richard J. Davidson (Eds). 2003. P. 69–104.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3741
В прошлом месяце: 24
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1244
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0