Экспериментальная психология
2021. Том 14. № 1. С. 187–203
doi:10.17759/exppsy.2021140109
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Увлеченность работой и благополучие при работе в клинике тяжелых соматических заболеваний: роль личностных особенностей у врачей- клиницистов и сотрудников лабораторий
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личностные особенности, благополучие на рабочем месте, медицинская деонтология, клиника тяжелых соматических заболеваний
Рубрика издания: Психология труда и инженерная психология
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2021140109
Для цитаты: Хрущев С.О., Выборных Д.Э., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш., Савченко В.Г. Увлеченность работой и благополучие при работе в клинике тяжелых соматических заболеваний: роль личностных особенностей у врачей- клиницистов и сотрудников лабораторий // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 187–203. DOI: 10.17759/exppsy.2021140109
Полный текст
Современный этап развития психологии труда и организационной психологии характеризуется интересом к детальному описанию и дифференциации различных состояний на рабочем месте [42; 45], с одной стороны, и поиском тех личностных, регуляторных и организационных ресурсов [25; 17; 9], которые могут способствовать большей увлеченности работой и приверженности организации и препятствовать риску формирования эмоционального выгорания, зависимости от трудовой деятельности, нарушению баланса работы и жизни, скуки на рабочем месте, — с другой стороны. С нашей точки зрения, во многом этот интерес определяется недавними эмпирическими данными, показавшими несводимость таких состояний, как увлеченность работой, скука [44; 40], трудоголизм [45], баланс работы и жизни [39; 32], к традиционному пониманию эмоционального выгорания [34], и поставившими вопрос о специфических личностных предикторах различных аспектов благополучия на рабочем месте. Представление о важности личностных и организационных ресурсов в обеспечении успешности рабочей деятельности, в особенности в стрессогенных условиях, является одним из центральных для ряда психологических моделей организационной психологии, включая теорию сохранения ресурсов С. Хобфолла, модель требований и ресурсов на рабочем месте [19], и получило широкую эмпирическую поддержку [30; 26; 37; 28].
Особую актуальность проблема личностных факторов и ресурсов благополучия на рабочем месте приобретает в контексте профессий, сопряженных с высоким уровнем риска и требований [35; 33; 7], а также в «помогающих» профессиях, включающих постоянное общение с другими людьми, в том числе находящимися в трудных жизненных ситуациях. Ранние исследования продемонстрировали более высокий риск эмоционального выгорания у представителей таких профессий, как учителя и медицинский персонал [34]. Последующие данные указывают на важность регулярных и личностных особенностей, как в обеспечении успешности профессионального взаимодействия (например, у учителей, [13]), так и в отношении благополучия на рабочем месте [23].
Нейротизм и экстраверсия являются наиболее надежными предикторами эмоционального выгорания и благополучия в целом [29; 24]. В отношении специалистов системы здравоохранения имеется лишь несколько исследований личностных предикторов благополучия, увлеченности работой, эмоционального выгорания и трудоголизма. В частности, открытость новому опыту, экстраверсия, доброжелательность являются протекторами профессионального выгорания у среднего медицинского персонала [48; 38]. Черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интраверсии связаны с развитием эмоционального выгорания у врачей. [3; 17]. В то же время имеются результаты, указывающие на отсутствие связи между выгоранием на работе и благополучием [31]. Установки в отношении работы, отношения с коллегами, организационная культура оказывают влияние на благополучие у сотрудников медицинских организаций в целом [41, 46]. Вовлеченность в работу в значительной степени определяется позитивной аффективностью, проактивностью, совестливостью и экстравертированностью [47]. Личный контроль, признание, продуктивные отношения с руководством и персоналом также положительно связаны с вовлеченностью в работу у медицинского персонала [41].
Цель данного исследования — выявление личностных предикторов неблагополучия на рабочем месте у врачей, лично работающих с пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями, и врачей-сотрудников лабораторий, работающих с теми же пациентами без регулярного личного контакта.
Выдвигались следующие гипотезы.
1. У врачей-клиницистов, лично работающих с пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе заболеваниями, угрожающими жизни, выше показатели эмоционального выгорания, по сравнению с сотрудниками лабораторий, участвующих в лечебном процессе тех же пациентов, но не столь регулярно контактирующих с ними лично. Однако это не касается других аспектов неблагополучия на рабочем месте — увлеченности работой, скуки на рабочем месте, трудоголизма.
2. Можно выделить специфические личностные особенности врачей-клиницистов, по сравнению с врачами-сотрудниками лабораторий, как характерные для выбора типа работы, так и способствующие успешности в стрессогенных условиях такой работы.
3. Существуют специфические личностные предикторы неблагополучия на рабочем месте у врачей-клиницистов, по сравнению с врачами-сотрудниками лабораторий.
Процедура и методы
В исследовании приняли участие 180 врачей ФГБУ «НМИЦ гематологии» МЗ РФ в возрасте от 21 до 70 лет, работающих с пациентами с заболеваниями системы крови. Из них 94 врача были клиницистами (33 мужчины и 61 женщина), постоянно находящимися в личном контакте с пациентами, и 86 врачей (14 мужчин и 71 женщина) являлись сотрудниками клинических лабораторий, также участвующими в диагностике и лечении тех же пациентов, но не имеющими с пациентами регулярного личного контакта.
В исследовании фиксировались возрастные группы респондентов (табл. 1): в целом около трети сотрудников в возрасте до 30 лет, другая треть — от 30 до 50 лет, один из четырех — старше этого возраста. Хотя клиницисты были несколько моложе сотрудников лабораторий, эти различия не достигали принятого уровня значимости p<0,05. Однако среди врачей-клиницистов было больше мужчин, чем среди сотрудников лабораторий (х2=8,25; p<0,01; Cramer’s V=0,21).
Таблица 1
Возрастное распределение клиницистов и сотрудников лабораторий
Возрастная группа |
Клиницисты |
Сотрудники лабораторий |
Младше 30 лет |
35,1% |
29,1% |
30—40 лет |
18,1% |
24,4% |
40—50 лет |
19,2% |
13,9% |
50—60 лет |
11,7% |
8,1% |
Старше 60 лет |
10,7% |
15,1% |
Возраст не указан |
5,3% |
9,3% |
В исследовании использовались следующие методики.
1. Шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера [22, 14] — представляет собой скрининговый инструмент оценки удовлетворенности жизнью как когнитивного компонента субъективного благополучия.
2. В соответствии с моделью В. Шауфелли [44] благополучие на рабочем месте опе- рационализировалось через серию конструктов: увлеченность работой (Утрехтская шкала увлеченности работой В. Шауфели [42; 41; 8]), эмоциональное выгорание в форме эмоционального истощения (субшкала эмоционального истощения из шкалы выгорания К. Маслач [43; 4], скука на рабочем месте (Голландская шкала скуки [40], в апробации Е.Н. Осина и Т.Ю. Ивановой[12]). Кроме того, поскольку позже В. Шауфелли предложил выделять трудоголизм как отдельное состояние [45], в работе применялась Голландская шкала трудового зависимости (DUWAS [10]), направленная на диагностику трудоголизма как зависимости от рабочей деятельности.
3. Психодиагностика личностных особенностей врачей включала две методики. Во-первых, применялся опросник «Большая пятерка» в его второй версии (BFQ-2 [21; 15]. Методика основана на модели черт «Большой пятерки» (в рамках которой в структуре личности выделяются такие черты, как нейротизм, экстраверсия, открытость опыту, доброжелательность и добросовестность), однако детализирует ее, выделяя два компонента в рамках каждой черты. Так, в шкалу «Энергия» (экстраверсия) входят субшкалы динамизма и доминантности, в шкалу «Дружелюбие» (доброжелательность) входят субшкалы кооператив
ности и вежливости, в шкалу «Сознательность» (добросовестность) входят субшкалы педантичности и упорства, в шкалу «эмоциональная стабильность» (нейротизм) входят субшкалы контроля эмоций и контроля импульсов, в шкалу «Открытость» входят субшкалы открытости опыту и культуре. Кроме того, в методике выделяются две субшкалы социальной желательности: эгоистичности, отражающая установку на преувеличение своих достоинств для достижения социального статуса, и моралистичности, характеризующая демонстрацию внимательного отношения к другим и следования социальным нормам. Во-вторых, респонденты заполняли многокомпонентный клинический опросник Т. Миллона (MCMI-III [36; 5]. Методика основана на психологической модели личности Т. Миллона и предназначена для выявления различных личностных паттернов, в том числе клинико-психологических. В данном исследовании применялись шкалы, описывающие паттерны, характерные для личностных акцентуаций и личностных расстройств: шизоидный (1), избегающий (2А), депрессивный (2В), зависимый (3), гистрионный (4), нарциссический (5), антисоциальный (6А), агрессивный (6В), компульсивный (7), негативистичный (8А), самозащитный (8В). Следует отметить, что MCMI-III использовался в данном исследовании для характеристики личностных паттернов, в том числе тех, которые могут быть связаны с ухудшением благополучия на рабочем месте. Поскольку клинико-психологических диагностических задач не ставилось, во избежание неправомерных интерпретаций результатов средние и стандартные отклонения ниже представлены в сырых, а не стандартизованных показателях по шкалам (что не влияет на результаты обработки). Шкалы, характеризующие тяжелые психопатологические синдромы, были исключены из анализа по тем же причинам.
Данные обрабатывались в программе SPSS Statistics 23.0.
Результаты
Благополучие на рабочем месте у клиницистов и сотрудников лабораторий
Вопреки распространенному представлению о высоком риске эмоционального выгорания у врачей, в данном исследовании уровень удовлетворенности жизнью и увлеченности работой у сотрудников — выше среднего (рис. 1а), показатели эмоционального выгорания и особенно скуки на рабочем месте — ниже среднего (рис. 1в), а трудоголизм — на среднем уровне (рис. 1б).
Для проверки гипотезы о том, что благополучие на рабочем месте различается у клиницистов и сотрудников лабораторий, проводился двухфакторный (Пол х Тип работы) дисперсионнай анализ с множеством зависимых переменных (MANOVA). По критерию Ливиня, не было выявлено различий в дисперсиях сравниваемых подгрупп (p>0,15).
Основной эффект пола заключался в том, что скука на рабочем месте была более характерна для врачей-мужчин, а эмоциональное выгорание — для врачей-женщин (для обоих переменных — F=5,62; p<0,05; n2=0,03).
Основной эффект типа работы был установлен лишь в отношении трудоголизма (F=3,92; p<0,05; n2=0,02): средний уровень трудоголизма в группе клиницистов (2,46±0,50 баллов) выше, чем в группе сотрудников лабораторий (2,34±0,46 баллов).
Не выявлено эффектов взаимодействия пола и типа работы.
Корреляционный анализ возраста врачей и благополучия на рабочем месте проводился отдельно в группах клиницистов и сотрудников лабораторий. В группе клиницистов более молодой возраст был связан с трудоголизмом (r=-0,36; p<0,01), чего не отмечалось у сотрудников лабораторий (r=0,14). Других различий выявлено не было.
Рис. 1 а. Удовлетворенность жизнью, увлеченность работой и скука на рабочем месте
у клиницистов и сотрудников лабораторий
Рис. 1 б. Трудоголизм у клиницистов Рис. 1 в. Эмоциональное выгорание
и сотрудников лабораторий у клиницистов и сотрудников лабораторий
В обеих группах удовлетворенность жизнью тесно связана с высоким уровнем увлеченности работой, низким уровнем эмоционального выгорания и не связана с трудоголизмом. Связь скуки на рабочем месте с удовлетворенностью жизнью слабоотрицательная в группе клиницистов и средняя по силе в группе сотрудников лабораторий, что может объясняться низким уровнем скуки в выборке в целом, что не обеспечивает достаточного разнообразия между людьми по этому показателю (табл. 2).
Таблица 2
Связь благополучия на рабочем месте и общей удовлетворенности жизнью у клиницистов и сотрудников лабораторий
Характеристики благополучия на рабочем месте |
Удовлетворенность жизнью |
|
Клиницисты |
Сотрудники лабораторий |
|
Увлеченность работой |
0,45** |
0,49** |
Трудоголизм |
-0,13 |
-0,08 |
Скука на рабочем месте |
-0,20 |
-0,35** |
Эмоциональное выгорание |
-0,43** |
-0,61** |
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Личностные особенности клиницистов и сотрудников лабораторий
Для выявления личностных особенностей клиницистов и сотрудников лабораторий проводился MANOVA. Поскольку группы были неоднородны в отношении пола, анализ был повторен с включением пола в качестве ковариаты (значения приведены в скобках). Как показано в табл. 3, после коррекции результатов с учетом пола респондентов, основные выявленные различия сохранились, хотя различия по доминантности уменьшились, а различия в отношении нарциссических особенностей личности и социальной желательности по MCMI-III достигали лишь уровня тенденции.
В целом, клиницисты, по сравнению с сотрудниками лабораторий, характеризуются более выраженной социальной желательностью в ответах по типу более выгодной самопрезентации, доминантностью, гистрионностью и на уровне тенденции нарциссическими личностными особенностями. Напротив, сотрудники лабораторий характеризуются большей педантичностью, избегающими чертами и личностными особенностями по типу самозащиты.
Личностные предикторы благополучия на рабочем месте
в группах клиницистов и сотрудников лабораторий
Для выявления личностных предикторов благополучия на рабочем месте в обеих группах проводился анализ модерации отдельно для каждой из пяти зависимых переменных (удовлетворенность жизнью, увлеченность работой, трудоголизм, скука на рабочем месте, эмоциональное выгорание). На первом шаге регрессионного анализа в качестве независимой включалась переменная группы (кодировалась как «1» для клиницистов и как «0» для сотрудников лабораторий, которые выступали референтной группой). На втором шаге пошагово добавлялись центрированные переменные, характеризующие личностные особенности. Иными словами, этот этап анализа позволял выявить личностные предикторы благополучия на рабочем месте, общие для клиницистов и сотрудников лабораторий. На третьем шаге в анализ пошагово добавлялись переменные, характеризующие взаимодействие группы и личностных характеристик, и значимое улучшение модели на этом этапе свидетельствует о наличии специфических для группы (клиницистов или сотрудников лабораторий) предикторов благополучия.
Удовлетворенность жизнью в целом связана с более стабильными эмоциями, хотя и худшим контролем импульсов, избегающим и гистрионным личностными паттернами и низкими показателями по депрессивному личностному паттерну (табл. 4). Увлеченность работой во всех группах наиболее тесно связана с динамизмом, упорством и любознательностью.
Трудоголизм связан с доминантностью, эмпатией, педантичностью и выше при зависимом личностном паттерне. Кроме того, лишь в отношении трудоголизма были выявлены эффекты модерации: в группе клиницистов, но не в группе сотрудников лабораторий избегающий личностный паттерн и стабильность эмоций связаны с меньшим риском трудоголизма (в=-0,21, p<0,05 и 0=-0,41, p<0,01 соответственно; AR2=6,4%, p<0,01).
Таблица 3
Личностные особенности клиницистов и сотрудников лабораторий (в скобках указаны значения при включении пола как ковариаты)
Личностные особенности |
Клиницисты |
Сотрудники лабораторий |
F-критерий Фишера |
Величина стат. эффекта п2 |
||
Среднее |
Ст. откл. |
Среднее |
Ст. откл. |
|||
BFQ-2 — Доминантность |
18,83 |
3,87 |
17,26 |
4,22 |
6,82** (3,90*) |
0,04 (0,02) |
BFQ-2 — Педантичность |
25,45 |
3,68 |
26,91 |
3,46 |
7,49** (7,19**) |
0,04 (0,04) |
BFQ-2 — Социальная желательность: субъектная |
17,31 |
3,55 |
15,88 |
4,49 |
5,63* (4,68*) |
0,03 (0,03) |
MCMI-III — 2A Избегающий паттерн |
4,53 |
3,85 |
6,65 |
5,07 |
10,06** (8,24**) |
0,05 (0,04) |
MCMI-III — 4 Гистрионный паттерн |
14,76 |
4,26 |
13,03 |
5,50 |
5,56* (4,32*) |
0,03 (0,02) |
MCMI-III — 5 Нарциссический паттерн |
13,71 |
3,67 |
12,41 |
4,90 |
4,14* (2,62T) |
0,02 (0,02) |
MCMI-III — 8B Паттерн самозащиты |
2,68 |
3,39 |
4,72 |
4,80 |
10,99** (9,10**) |
0,06 (0,05) |
MCMI-III — Y Социальная желательность |
15,31 |
3,19 |
14,13 |
3,71 |
5,27* (3,86 T) |
0,03 (0,02) |
Примечание: «T» — p<0,11; «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Скука на рабочем месте сопряжена с депрессивным и антисоциальным личностными паттернами, а также более низкими показателями по эмпатии и педантичности.
Эмоциональное выгорание связано с депрессивным личностным паттерном, более низким уровнем динамизма и стабильности эмоций.
Обсуждение результатов
Благополучие на рабочем месте и общая удовлетворенность жизнью у клиницистов и сотрудников лабораторий. Не споря с тем, что профессии, требующие взаимодействия с другими людьми, особенно пациентами с тяжелыми заболеваниями, характеризуются более высоким риском эмоционального выгорания и трудоголизма [44; 18; 43], отметим, что, согласно полученным результатам, сотрудников данного центра нельзя признать неблагополучными или характеризующимися выраженным эмоциональным выгоранием, в сравнении с другими профессиями [например: 6]. Уровень благополучия и увлеченности работой у врачей выше среднего, а уровень эмоционального выгорания — ниже среднего, что, на наш взгляд, свидетельствует о хороших возможностях (ресурсах как личностного, так и организационного уровней) совладания со стрессогенными ситуациями у этих людей [25; 17]. Скука на рабочем месте — относительно нетипичное для рабочей деятельности состояние (что согласуется с исследованиями на других выборках [6]), особенно для женщинврачей, которые скорее склонны к эмоциональному выгоранию, нежели скуке.
Таблица 4
Личностные предикторы благополучия на рабочем месте в группах клиницистов и сотрудников лабораторий: результаты анализа модераций
Зависимые переменные |
Шаг 1: группа |
Шаг 2: личностные особенности |
||
в |
AR2 |
в |
AR2 |
|
Удовлетворенность жизнью |
Группа: в=0,13 |
1,8% |
BFQ-2 — Стабильность эмоций в=0,41**; BFQ-2 — Контроль импульсов в=-0,23**; MCMI-III — 2A Избегающий паттерн в=0,27*; MCMI-III — 2В Депрессивный паттерн в=-0,40**; MCMI-III — 2В Гистрионный паттерн в=0,32** |
40,6%** |
Увлеченность работой |
Группа: в=0,08 |
0,1% |
BFQ-2 — Динамизм в=0,35**; BFQ-2 — Упорство в=0,20**; BFQ-2 — Любезность в=0,19** |
34,1%** |
Трудоголизм |
Группа: в=0,13 |
1,7% |
BFQ-2 — Доминантность в=0,17*; BFQ-2 — Эмпатия в=0,16*; BFQ-2 — Педантичность в=0,20**; BFQ-2 — Стабильность эмоций р=-0,13; MCMI-III — 2A Избегающий паттерн в=0,00; MCMI-III — 3 Зависимый паттерн в=0,33** |
24,6%** |
Скука на рабочем месте |
Группа: в=-0,09 |
0,9% |
BFQ-2 — Эмпатия в=-0,22**; BFQ-2 — Педантичность в=-0,17*; MCMI-III — 2B Депрессивный паттерн в=0,25**; MCMI-III — 6A Антисоциальный паттерн в=0,19* |
30,1%** |
Эмоциональное выгорание |
Группа: в=0,05 |
0,3% |
BFQ-2 — Динамизм в=-0,27**; BFQ-2 — Стабильность эмоций в=-0,25**: MCMI-III — 2B Депрессивный паттерн в=0,36** |
49,6%** |
Примечание: «*» — p<0,05; «**» — p<0,01.
Результаты свидетельствуют, что клиницисты более склонны к трудоголизму, причем особенно это характерно для молодых клиницистов. Сотрудники лабораторий не только менее склонны к трудоголизму, у них это явление не связано с возрастом. Хотя в целом по нашей выборке трудоголизм не коррелирует с общей удовлетворенностью жизнью, известно, что в долгосрочной перспективе это негативный предиктор благополучия [45], а потому актуальной задачей психологической поддержки в отношении молодых клиницистов является именно профилактика трудоголизма.
Личностные особенности клиницистов и сотрудников лабораторий. Личностные особенности клиницистов и сотрудников лабораторий вполне объяснимы, как в терминах профессионального выбора, так и последующего развития в выбранном направлении работы. В частности, навыки самопрезентации, сочетающиеся с более социально желательными ответами, доминантность, а также важность внимания и признания, центральные для гистрионного и нарциссического личностных паттернов, очевидно, способствуют большему интересу к собственно клинической практике, взаимодействию с пациентами и их близкими и большей успешности в работе клинициста. Напротив, педантичность и скрупулезность связаны с интересом и успешностью в работе в лаборатории, тогда как избегающий личностный паттерн и паттерн самозащиты связаны с тенденцией к избеганию стрессогенных ситуаций во взаимодействии, к которым относится и непосредственный контакт с тяжелобольными людьми.
Личностные предикторы неблагополучия на рабочем месте у клиницистов и сотрудников лабораторий. Вопреки третьей гипотезе исследования, специфические для врачей-клиницистов, по сравнению с сотрудниками лабораторий, личностные предикторы выявлены лишь в отношении трудоголизма на рабочем месте. В частности, избегающий личностный паттерн и стабильность эмоций связаны с меньшим риском трудоголизма в группе клиницистов, но менее важны для сотрудников лабораторий. Можно предполагать, что, в отличие от других компонентов благополучия на рабочем месте, именно трудоголизм выступает тем самым фактором риска, связанным с непосредственным взаимодействием с пациентами, который с течением времени приводит к описанным в литературе проявлениям эмоционального выгорания у этих сотрудников [44]. Более склонны к нему молодые клиницисты, возможно, как в связи с большими требованиями на рабочем месте, большей актуальностью для них развития в профессии, так и с меньшим опытом в установлении для себя так называемого баланса работы и жизни [12]. При этом эмоциональная стабильность, с нашей точки зрения, у клиницистов выступает фактором-буфером, препятствующим формированию трудоголизма благодаря более взвешенным решениям в отношении баланса работы и жизни, меньшим эмоциональным колебаниям как реакции на состояние пациентов. Избегающий личностный паттерн, по всей видимости, связан с меньшим риском трудоголизма по другому описанному механизму: способность к эмоциональному отчуждению, формированию изоляции как защитного механизма также может выступать как своеобразный буфер, препятствующий чрезмерно эмоциональной реакции и способствующий стабильности, хотя и ценой снижения эмпатии в отношениях с пациентами [11].
Другие личностные предикторы психологического благополучия на рабочем месте являются общими и для клиницистов, и для сотрудников лабораторий. Интересно, что увлеченность работой как позитивный показатель благополучия сопряжен, в первую очередь, с такими личностными особенностями, как динамизм, упорство и любознательность, тогда как клинико-психологические личностные паттерны не предсказывают увлеченности работой, что согласуется с представлениями об общей важности самоконтроля и волевой регуляции не только для достижения цели, но и для поддержания интереса и усилий в той же сфере деятельности [20]. Напротив, низкий уровень динамизма и нестабильность эмоционального состояния сопряжены с эмоциональным истощением у врачей обоих групп.
Согласно полученным данным, депрессивный личностный паттерн выступает в качестве ключевого предиктора различных аспектов неблагополучия — скуки на рабочем месте, эмоционального выгорания, а также неудовлетворенности жизнью, что понятно, если учитывать психологические проявления и последствия депрессивности [1]. Не связаны с депрессивным личностным паттерном те проявления благополучия, которые определяются активным участием и вовлеченностью в работу (трудоголизм, увлеченность работой).
Интересно, что, с точки зрения личностных предикторов, трудоголизм и скука могут рассматриваться как своеобразные «антиподы»: если скука связана с более низким уровнем эмпатии и педантичности, то трудоголизм — наоборот. Иными словами, тщательность в работе и сопереживание в отношении пациентов могут рассматриваться как факторы-буферы, препятствующие скуке, но их оборотной стороной выступает риск нарушения баланса работы и жизни, включающий трудоголизм. Кроме того, трудоголизм связан с доминантностью и зависимым личностным паттерном, первый из которых подразумевает ответственность в отношении пациентов и важность постоянного контроля, тогда как второй также сопряжен с необходимостью постоянного присутствия для обеспечения контроля над ситуацией, но из страха потерять этот контроль [2].
Таким образом, показатели субъективного благополучия на рабочем месте в выборке врачей, работающих в клинике тяжелых соматических заболеваний, по нашим данным, средние или выше среднего, а различия между клиницистами, непосредственно контактирующими с пациентами, и сотрудниками лабораторий заключаются в более высоком уровне трудоголизма у первых, особенно у молодых клиницистов, что может объясняться как личностными, так и организационными ресурсами, способствующими успешному совладанию со стрессом в данной выборке. Личностные особенности клиницистов соответствуют их профессиональному выбору и развитию, включая склонность к позитивной самопрезентации, доминантности, важность внимания и признания. Характерные для сотрудников лабораторий педантичность и скрупулезность могут способствовать их профессиональной успешности, тогда как избегающий личностный паттерн и паттерн самозащиты согласуются с их предпочтением лабораторной, в отличие от клинической, работы.
Хотя в отличие от увлеченности работой, скуки и истощения, трудоголизм не связан с общей удовлетворенностью жизнью, его высокий уровень именно в группе клиницистов свидетельствует о важности профилактики зависимости от работы у сотрудников, непосредственно работающих с пациентами с тяжелыми соматическими заболеваниями, особенно у более молодых клиницистов, с высоким уровнем доминантности, эмпатии и педантичности (иными словами, у тех, кто обычно успешен в работе и не обращается за психологической помощью), а также у склонных к избегающему или зависимому личностному паттерну, также нарушающему установление баланса работы и жизни. Данные свидетельствуют в пользу функциональной противоположности трудоголизма и скуки, первый из которых сопряжен с более высоким, а второй — с более низким уровнем эмпатии и педантизма. В обеих группах депрессивный личностный паттерн связан с большей скукой на рабочем месте, эмоциональным истощением и общей неудовлетворенностью жизнью; кроме того, риск эмоционального истощения выше при нестабильности эмоций и низком уровне динамизма.
Литература
- Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. Спб,: Питер, 2003. 304 с.
- Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. СПб: Питер, 2002. 542 с.
- Влах Н.И. Особенности синдрома эмоционального выгорания у представителей медицинских профессий // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2017. Том. 10 № 1. С. 5—11. DOI:10.14529/psy170101
- Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика: 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
- Жорина Я.Ю. Апробация клинического многокомпонентного опросника Т. Миллона при психических расстройствах: дипломная работа. М.: МГУ, 2017.
- Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И. Социально-демографические и организационные факторы удовлетворенности трудом // Психологический журнал. 2013. № 34(6). С. 59—71.
- Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
- Кутузова Д.А. Организация деятельности и стиль саморегуляции как факторы профессионального выгорания педагога-психолога: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2006.
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2013. 311 с.
- Ловаков А.В. Психометрический анализ русскоязычной версии Голландской шкалы трудовой зависимости (DUWAS) [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2016. Том. 6. № 3. С. 22—37.
- Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М.: МЕДпресс-Информ, 2008. 426 с.
- Моспан А.Н., Осин Е.Н., Иванова Т.Ю., Рассказова Е.И., Бобров В.В. Баланс работы и личной жизни у сотрудников российского производственного предприятия [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2016. Том. 6. № 2. С. 8—29. URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/ data/2016/08/23/1116578057/OrgPsy_2016_2_1(Mospan_et_al)8-29.pdf (дата обращения: 12.09.2020).
- Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Дифференциально-регуляторные основы педагогического взаимодействия учителя // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. С. 94—102.
- Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008).
- Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 80—104.
- Петри А.Н. Особенности эмоционального выгорания медицинских работников / А.Н. Петри // Акмеология. 2017. № 1. С. 129—134.
- Bakker A. B. & Demerouti E. Job demands—resources theory. In Chen P.Y. & C. Cooper L. (eds.). Work and Wellbeing: A complete reference guide, Chichester (37—64). UK: Wiley-Blackwell, 2014.
- Bakker A.B., Demerouti E., de Boer E. & Schaufeli W. Job demands and job resources as predictors of absence duration and frequency. Journal of Vocational Behavior. 2003. Vol. 62. P. 341—356.
- Bakker A.B., Xanthopoulou D., Demerouti E., Shaufeli W. The role of personal resources in the Job Demands-Resources Model. International Journal of Stress Management. 2007. Vol. 14(2). P. 121—141.
- Baumeister R.F., Schmeichel B.J., Vohs K.D. Self-Regulation and executive function: The Self as controlling agent. In Kruglanski A.W., Higgins E.T. Social Psychology: Handbook of Basic Principles (2nd ed.). New York: Guilford Press, 2007. P. 516—539.
- Caprara G.V., Barbaranelli C., Borgogni L., Perugini M. The “Big Five Questionnaire”: A new questionnaire to assess the five factor model // Personality and Individual Differences. 1993. Vol. 15 (3). P. 281—288.
- Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction With Life Scale // Journal of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71—75.
- Garrosa E., Moreno-Jimez B., Rodriguez-Munoz A., Rodriguez-Garvajal R. Role of stress and personal resources in nursing: A cross-sectional study of burnout and engagement // International Journal of Nursing Studies. 2011. Vol. 48. P. 479—489.
- Grant S., Langan-Fox J., Anglim J. The big five traits as predictors of subjective and psychological well-being // Psychological Reports. 2009. Vol. 105 (1). P. 205—231. DOI: 10.2466/PR0.105.1.205-231
- Hobfoll S. Conservation of resources theory: its implication for stress, health, and resilience. In Folkman S. (Eds.). The Oxford Handbook of Stress, Health, and Coping. New York: Oxford University Press, 2011.
- Hobfoll S.E., Shirom A. Stress and burnout in work organizations // Handbook of Organization Behavior / R.T. Golembiewski (Eds.). New York: Dekker, 1993. P. 41—61.
- Jagielski С., Tucker D., Dalton S., Mrug S. Personality as a predictor of well-being in a randomized trial of a mindfulness-based stress reduction of Danish women with breast cancer // Journal of Psychosocial Oncology. 2020. Vol. 38(1). P. 4—19.
- Judge T.A., Bono J.E. Relationship of core self-evaluations traits—self-esteem, generalized self-efficacy, locus of control, and emotional stability—with job satisfaction and job performance: A meta-analysis // Journal of Applied Psychology. 2001. Vol. 86(1). P. 80—92.
- Okun M.A. & George L.K. Physician- and self-ratings of health, neuroticism, and subjective wellbeing among men and women // Personality and Individual Differences. 1984. Vol. 5. P. 533—539.
- Kalimo R., Pahkin K. Mutanen P., Toppinen-Tanner S. Staying well or burning out at work: work characteristics and personal resources as long term predictors // Work & Stress. 2003. Vol. 17 ( 2). P. 109—122.
- Kassam A., Horton J., Shoimer I., Patten S. Predictors of Well-Being in Resident Physicians: A Descriptive and Psychometric Study // Journal of Graduate Medical Education. 2015. Vol. 7 (1). P. 70—74. DOI:10.4300/JGME-D-14-00022.1
- Lewis S., Gambles R, Rapoport R. The constraints of a «work—life balance» approach: an international perspective // International Journal of Human Resource. 20071. Vol. 8(3). P. 360—373.
- Maddi S.R. Relevance of hardiness assessment and training to the military context // Military Psychology. 2007. Vol. 19 (1). P. 61—70.
- Maslach C., Schaufeli W.B., Leiter M.P. Job burnout // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 397—422.
- McDougall L., Drummond P.D. Personal Resources Moderate the Relationship Between Work Stress and Psychological Strain of Submariners // Military Psychology. 2010. Vol. 22. P. 385—398.
- Millon T., Davis R., Grossman S. & Millon C. MCMI—III: Millon Clinical Multiaxial Inventory—III Manual: 4th edition. Minneapolis, MN: NCS, Inc., 2009.
- Nelson D.L. & Simmons B.L. Health psychology and work stress: A more positive approach // Handbook of Occupational Health Psychology / J.C. Quick, L.E. Tetrick (Eds.). Washington, DC: American Psychological Association, 2003. P. 97—119.
- Pérez-Fuentes M., Molero Jurado M., Martos Martínez Á., Gázquez Linares J.J. Burnout and Engagement: Personality Profiles in Nursing Professionals // Journal of Clinical Medicine. 2019. Vol. 8 (3). P. 286. doi:10.3390/jcm8030286
- Rantanen J. Work-family interface and psychological well-being: a personality and longitudinal perspective: Jyväskylä Studies in Education, Psychology and Social Research 346. Jyväskylä: Jyväskylä University Printing House, 2008. 86 p.
- Reijseger G., Schaufeli W.B., Peeters M.C.W., Taris T.W., van Beek I., Ouweneel E. Watching the paint dry at work: psychometric examination of the Dutch Boredom Scale // Anxiety, Stress & Coping: An International Journal. 2013. Vol. 26 (5). P. 508—525. DOI:10.1080/10615806.2012.72 0676
- Schaufeli W.B. & Bakker A.B. Test Manual for the Utrecht Work Engagement Scale. Unpublished manuscript. Utrecht University, 2003. Available at: http://www.schaufeli.com
- Schaufeli W.B., Bakker A.B., Salanova M. The measurement of work engagement with a short questionnaire: a cross-national study // Education and Psychological Measurement. 2006. Vol. 66 (4). P. 701—716.
- Schaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Jackson S.E. Maslach Burnout Inventory—General Survey // The Maslach Burnout Inventory—Test manual (3rd ed.) / C. Maslach, S.E. Jackson, M.P. Leiter (Eds.). Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996.
- Schaufeli W.B. & Salanova M. Burnout, boredom and engagement at the workplace // People at work: An Introduction to Contemporary Work Psychology / M. Peeters, J. de Jonge, T. Taris (Eds.). Chichester: Wiley-Blackwell, 2014. P. 293—320.
- Shimazu A., Schaufeli W.B., Kamiyama K., Kawakami N. Workaholism vs. Work Engagement: the Two Different Predictors of Future Well-being and Performance // International Journal of Behavioral Medicine. 2015. Vol. 22 (1). P. 18—23. DOI:http://doi.org/10.1007/s12529-014-9410-x
- Tawfik D.S., Profit J., Webber S. et al. Organizational factors affecting physician well-being // Current Treatment Options in Pediatrics. 2019. Vol. 5. P. 11—25. DOI:10.1007/s40746-019-00147-6
- Young H.R., Glerum D.R., Wang W, Joseph D.L. Who are the most engaged at work? A meta-analysis of personality and employee engagement // Journal of Organizational Behavior. 2018. Vol 39. P. 1330— 1346.
- Van Bogaert P., Peremans L., van Heusden D., Verspuy M., Kureckova V., van de Cruys Z., Franck E. Predictors of burnout, work engagement and nurse reported job outcomes and quality of care: a mixed method study // BMC Nursing. 2017. Vol. 16 (5). DOI:10.1186/s12912-016-0200-4
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 804
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 491
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0