Экспериментальная психология
2022. Том 15. № 4. С. 195–215
doi:10.17759/exppsy.2022150413
ISSN: 2072-7593 / 2311-7036 (online)
Апробация опросника образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов
Аннотация
Цель исследования состояла в разработке и апробации опросника образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов. Опросниквключает9 параметров (субшкал) и состоит из 100 вопросов. Апробация опросника была проведена на 399 спортсменах, из которых 48,4% — КМС и МСМК. Проведенный статистический анализ показал хорошую согласованность указанных параметров (субшкал) на уровне 0,61—0,89. Были выявлены характерные для представителей разных видов спорта особенности образных репрезентаций (ОР). Результаты показали, что в динамичных видах спорта в условиях неопределенности спортсмены чаще отмечают у себя ОР временного, пространственного, информационного, энергетического аспектов спортивной ситуации, а также игрового интеллекта. Для одиночных видов спорта характерными являются мотивационно-личностные аспекты репрезентации, в то время как групповые характеризуются репрезентациями социального окружения. Также показано, что в динамичных видах спорта «пики» профиля отмечаются по репрезентации технико-тактической, энергетической составляющих и мотивационно-личностных аспектов. В статичных видах спорта на первый план выходят технико-тактический и мотивационно-личностный аспекты репрезентации. Таким образом, опросник образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов может быть использован в качестве инструмента диагностики особенностей образных репрезентаций у спортсменов с целью дальнейшей оптимизации спортивно-тренировочной деятельности.
Общая информация
Ключевые слова: психология спорта, репрезентация, профессиональная деятельность, классификация, спортивная деятельность
Рубрика издания: Психология спорта
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150413
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках научного проекта №19-78-10134.
Получена: 19.04.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Леонов С.В., Поликанова И.С., Рассказова Е.И. Апробация опросника образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 4. С. 195–215. DOI: 10.17759/exppsy.2022150413
Полный текст
Введение
Понятие «образ» широко используется в разных областях гуманитарного знания, включая психологию спорта [5; 17; 18; 22; 26; 29]. Как правило, под образом понимается «…субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий» [10], часто — в отсутствие реальных стимулов [23]. Исследования образных репрезентаций и мысленных образов в спорте особенно важны, поскольку позволяют учесть различные модальности и системность репрезентации, открывая возможности для выявления новых факторов спортивного мастерства. Кроме того, мысленные образы активно используются для отработки спортивных навыков [16; 19; 20; 24; 25].
Данная работа направлена на исследование системной образной репрезентации (СОР) у представителей различных видов спорта. Под системной образной репрезентацией понимается целостное адекватное структурное отражение в сознании человека комплекса перцептивных, проприоцептивных, когнитивных и кинестетических элементов, необходимых и достаточных для эффективного выполнения того или иного действия в конкретной ситуации, в данном случае спортивного действия. Мы предполагаем, что различные виды спортивной деятельности характеризуются принципиальными различиями СОР. Для одних видов спортивной деятельности большее значение приобретают такие качества, как быстрота реакции и способность быстро воспринимать и перерабатывать огромное количество информации, а для других, например, лучше чувствовать тело, ритм и др.
В связи с принципиальными различиями СОР у спортсменов разной квалификации, а также разными видами спортивной деятельности (амплуа), нами были выделены 9 основных доминант, или факторов (субшкал), которые представляют собой совокупность параметров, определяющих репрезентативный образ спортивной ситуации для атлета.
- Временной фактор — определяет способность атлета оперировать временными интервалами в процессе профессиональной деятельности (как короткими—в несколько мс, так и более длительными — в минутах/часах). То, насколько спортсмен эффективно управляет своим чувством времени и учитывает время действий противника/поединка/матча, влияет на успешность его деятельности [3; 8; 13; 15].
- Пространственный фактор — неразрывно связан с темпоральным параметром и отражает умение атлета осознавать как положение своего тела в пространстве (на площадке/поле/бассейне и др., относительно других спортсменов), так и перемещение противника, партнера по команде.
- Информационная координата — связана с важностью сбора и анализа информации о предстоящем соревновании [11].
- Технико-тактическая координата — важным является рефлексия правильности выполняемых движений, возможность варьировать технику и способы решения спортивной задачи в технико-тактическом плане [14].
- Игровой интеллект — «чтение» игры спортсменом, возможность изменять стратегию и способы своей деятельности в зависимости от действий противника, от задач тренера, от динамики игры. Игровой интеллект определяется скоростью и эффективностью принятия решений в спортивной ситуации.
- Энергетическая координата — отражает способность атлета к осознанию своих антропофизиологических возможностей, а также параметров противника в ходе поединка. В данную шкалу также входят оценка своего функционального состояния, умение планировать силы на дистанции, включая проприоцептивный компонент, а также исполнительный компонент, степень овладения действием, по Н.А. Бернштейну, и основные опорные точки (ООТ), по М.М. Богену [4].
- Мотивационно-личностные особенности — включает осознание атлетом собственной мотивационно-личностной направленности, способность настраиваться на игру/поединок [12].
- Социальное окружение — фактор социального влияния на спортсменов описан был еще в работах Н. Триплетта, к ним относятся и социальная фасилитация, ингибиция (боязнь неудачи, зрительской оценки) [28]. В данную шкалу также входит локус контроля — определение спортивного успеха/неудачи за счет действий партнеров по команде.
- Эмоции — могут влиять на состояние и выступление спортсменов, как с положительной, так и отрицательной стороны. В связи с этим важным является достижение наиболее оптимального эмоционального состояния и регулирование нежелательных переживаний.
Соответственно, разные виды спортивной деятельности будут характеризоваться доминированием определенных параметров. Нами была предложена типология видов спортивной деятельности в зависимости от характера репрезентаций, а также различных уровней и типов репрезентативных образов (далее — типология), определяющих реализацию профессионально важных задач спортсменами в зависимости от ряда факторов. Согласно данной модели, выделяется три основания, по которым происходит типологизация различных видов спортивной деятельности: 1) статичные/динамичные; 2) в заданных условиях / в условиях неопределенности; 3) одиночные/групповые. В случае статичных видов спортивной деятельности основание «одиночные/групповые» отсутствует. Таким образом, мы получаем шесть типов спортивной деятельности (рис. 1).
Рис. 1. Типология видов спортивной деятельности в зависимости от преобладания образных репрезентаций
Статичные в заданных условиях — к таким видам спортивной деятельности относятся преимущественно стрелковые виды, за исключением стендовой стрельбы и т.п.). Такие виды спорта характеризуются достаточно стабильными внешними условиями спортивной ситуации; на формирование образных репрезентаций существенное влияние оказывают проприоцептивные и зрительные факторы (ориентировки).
Статичные в условиях неопределенности — к таким видам спортивной деятельности относится стендовая стрельба, а также шашки, шахматы и др. Такие виды спорта, в отличие от предыдущих, характеризуются изменяющимися (неопределенными) внешними условиями, однако движения самого атлета при этом минимальны.
Динамичные одиночные в заданных условиях — это циклические виды спорта (бег, велосипед, плавание и др.), гимнастика, скалолазание, а также тяжелая атлетика. Эти виды спорта также характеризуются относительно стабильными условиями спортивной ситуации. Образная репрезентация здесь сфокусирована на внутренних факторах/характеристиках субъекта, выполняющего спортивное действие/движение.
Динамичные групповые в заданных условиях — к таким видам спортивной деятельности также преимущественно относятся художественные виды спорта, выполняющиеся в группе — синхронное плавание, разные виды гимнастики и др. С позиции формирования репрезентативного образа такие виды спорта характеризуются ориентировкой как на внутренние факторы (проприоцептивные, кинестетические, «чувство времени», «чувство ритма»), так и на внешние (участников по команде). Полнота ориентировки в синхронном плавании складывается из огромного множества факторов, как внешней среды, так и внутренней.
Динамичные одиночные в условиях неопределенности (единоборства, бадминтон (одиночная игра), теннис (одиночная игра) и др.) — эти виды спортивной деятельности отличаются наличием большого количества комбинаторных ситуаций с высокой степенью неопределенности событий. В связи с этим характер построения образных репрезентаций в таких видах спорта будет крайне сложным и комплексным, учитывающим ориентировку на множество факторов, как внешних (самой спортивной ситуации), так и внутренних (контроль за снарядом, положение тела, положение противника и др.). Репрезентативные образы должны формироваться для каждого отдельного приема/удара, а также для выявления и предупреждения ложных приемов.
Динамичные групповые виды спорта в условиях неопределенности (хоккей, волейбол и др.) — также отличаются большим количеством сложных комбинаторных ситуаций с высокой степенью неопределенности событий. Однако формирование репрезентативных образов в таких видах спорта основывается на принципах внутригруппового взаимодействия с учетом действий членов команды, которые, развивая способность к одинаковому восприятию спортивной ситуации, формируют навык к принятию решения о выборе действий относительно команды в целом. В формировании репрезентативных образов в таких видах спорта также преобладающее значение имеет ориентировка на внешние факторы спортивной ситуации и в меньшей степени — на внутренние факторы [1].
В настоящем исследовании используется также еще один тип спортивной деятельности — условно-динамичный, к которому относятся, в частности, туризм и спортивное ориентирование.
Цель настоящего исследования — разработка и апробация опросника образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов.
Выдвигались следующие гипотезы.
- Теоретически сформулированные параметры (субшкалы) опросника, соответствующие временной, пространственной, информационной, технико-тактической, энергетической координатам, игровому интеллекту, мотивационным и эмоциональным особенностям, а также социальному окружению, будут характеризоваться приемлемой надежностью-согласованностью, рассчитанной на основании показателей представителей различных видов спорта.
- В динамичных видах спорта в условиях неопределенности показатели пространственной, временной, информационной и технико-тактической ориентированности характеризуются более высокими значениями по сравнению с аналогичными показателями в динамичных видах спорта в заданных условиях и статичных видах спорта.
- В групповых видах спорта, по сравнению содиночными, значение социального окружения и эмоциональных особенностей является более существенным.
- В различных видах спорта можно выделить ключевые координаты образных репрезентаций, показатели по которым зависят от уровня профессионального мастерства: в частности, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта оценивают данные репрезентации как более важные для их вида спорта и более актуальные для них лично, по сравнению со спортсменами с 1—3-м спортивными разрядами и без разрядов.
Методы
Разработка и апробация опросника образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов включала несколько этапов.
На первом этапе на основе девяти выделенных координат образных репрезентаций, описанных выше, были сформулированы пары пунктов, оценивающих репрезентацию по отношению к себе в спортивной деятельности («Оцените каждое утверждение по тому, насколько оно применимо к Вам», по шкале Ликерта: от 1 балла — «никогда» до 7 баллов —«всегда») (далее — блок «Репрезентация себя») и репрезентацию собственно спортивной деятельности («Отметьте, насколько это утверждение является одним из факторов победы/успеха в Вашем виде спорта», с оценкой по шкале Ликерта: от 1 балла — «не имеет отношения к моему виду спорта» до 7 баллов — «полностью определяет победу/успех в моем виде спорта») (далее — блок «Репрезентация спортивной деятельности»).
На втором этапе были собраны эмпирические данные.
На третьем этапе проводилось сопоставление репрезентаций в различных видах спорта и у спортсменов с различными спортивными достижениями.
Всего в исследовании приняли участие 451 спортсмен. Данные 45 человек были исключены из анализа в связи с отсутствием указания ими вида спорта, которым занимаются. Группа спортсменов, занимающихся динамичными в заданных условиях групповыми видами спорта, включала всего 7 человек и потому также была исключена из анализа данных. Итоговая выборка составила 399 спортсменов из пяти видов спорта, из них 147 человек занимались одиночными динамичными видами спорта в условиях неопределенности, 60 — групповыми динамичными видами спорта в условиях неопределенности, 102 — одиночными динамичными видами спорта в заданных условиях, 42 человека — статичными видами спорта и 48 человек — условно динамичными видами спорта. У 186 человек (46,9%) спортивный разряд отсутствовал либо наличествовали юношеский или 1—3-й спортивные разряды; 193 человека (48,4%) — кандидаты в мастера спорта, мастера спорта или мастера спорта международного класса; 19 человек (4,8%) не указали спортивного разряда. Средний опыт в данном виде спорта составлял 8,60±6,91 лет. В исследовании приняли участие 247 мужчин (61,9%) и 152 женщины (38,1%) в возрасте старше 15 лет (средний возраст — 23,17±8,64 года).
Помимо опросника образной репрезентации профессиональной деятельности спортсменов респонденты заполняли анкету, включающую информацию об их поле, возрасте, опыте и виде спортивной деятельности, спортивном разряде.
Обработка данных проводилась в программе SPSS Statistics 23.0 и включала описательную статистику, расчет надежности-согласованности, методы сравнения групп и корреляционный анализ.
Результаты и их обсуждение
Все субшкалы опросника (как в блоке «Репрезентация себя», так в блоке «Репрезентация спортивной деятельности») достаточно согласованы, за исключением субшкалы социального окружения, согласованность которой достаточно низка и которая требует доработки в последующих исследованиях.
Сравнение согласованности субшкал в подгруппах людей, занимающихся разными видами спорта, показывает, что большинство субшкал могут применяться как согласованные вне зависимости от того, о какой спортивной деятельности идет речь (табл. 1). Тем не менее, согласованность образных репрезентаций себя в профессиональной деятельности часто несколько ниже, нежели профессиональной деятельности в целом.
Исключения касаются немногочисленной группы спортсменов из статичных видов спорта, в которой были зарегистрированы низкие показатели согласованности временной, информационной, энергетической и эмоциональной координат репрезентации профессиональной деятельности, а также пространственной и информационной координат репрезентации себя в спортивной деятельности.
Таблица 1
Надежность-согласованность субшкал (параметров) опросника образной репрезентации профессиональной деятельности спортсменов (N=399)
Блоки |
Субшкалы |
Количество пунктов |
Надежность-согласованность (альфа Кронбаха) |
|||||
Всего (N=399) |
Динамичные в условиях неопределенности одиночные (n=147) |
Динамичные в условиях неопределенности групповые (n=60) |
Динамичные в заданных условиях одиночные (n=102) |
Статичные (n=42) |
Условно-динамичные (n=48) |
|||
Репрезентации себя в спортивной деятельности |
Временная координата |
7 |
0,63 |
0,48 |
0,69 |
0,74 |
0,64 |
0,72 |
Пространственная координата |
6 |
0,64 |
0,59 |
0,71 |
0,66 |
0,50 |
0,69 |
|
Информационная координата |
7 |
0,70 |
0,70 |
0,65 |
0,70 |
0,57 |
0,77 |
|
Технико-тактическая координата |
8 |
0,75 |
0,75 |
0,72 |
0,78 |
0,78 |
0,75 |
|
Игровой интеллект |
6 |
0,81 |
0,75 |
0,81 |
0,83 |
0,76 |
0,86 |
|
Энергетическая координата |
5 |
0,74 |
0,77 |
0,83 |
0,73 |
0,68 |
0,67 |
|
Мотивационно-личностные особенности |
16 |
0,88 |
0,87 |
0,89 |
0,88 |
0,83 |
0,91 |
|
Социальное окружение |
7 |
0,61 |
0,59 |
0,65 |
0,62 |
0,58 |
0,58 |
|
Эмоциональные особенности |
9 |
0,72 |
0,68 |
0,71 |
0,66 |
0,74 |
0,81 |
|
Представления о спортивной деятельности |
Временная координата |
7 |
0,76 |
0,77 |
0,74 |
0,77 |
0,59 |
0,82 |
Пространственная координата |
6 |
0,77 |
0,69 |
0,82 |
0,77 |
0,69 |
0,73 |
|
Информационная координата |
6 |
0,71 |
0,74 |
0,75 |
0,68 |
0,45 |
0,68 |
|
Технико-тактическая координата |
9 |
0,83 |
0,83 |
0,89 |
0,81 |
0,72 |
0,85 |
|
Игровой интеллект |
7 |
0,81 |
0,76 |
0,91 |
0,80 |
0,65 |
0,85 |
|
Энергетическая координата |
5 |
0,74 |
0,82 |
0,88 |
0,68 |
0,46 |
0,72 |
|
Мотивационно-личностные особенности |
14 |
0,89 |
0,89 |
0,93 |
0,88 |
0,74 |
0,90 |
|
Социальное окружение |
5 |
0,61 |
0,60 |
0,75 |
0,60 |
0,54 |
0,53 |
|
Эмоциональные особенности |
6 |
0,72 |
0,69 |
0,76 |
0,72 |
0,60 |
0,79 |
Оба блока «Репрезентация себя» и «Репрезентация спортивной деятельности» тесно связаны между собой (r=0,31—0,75; p<0,01).
Двухфакторный дисперсионный анализ с множеством зависимых переменных (5 (виды спорта, см. табл. 1) × 2 (пол)) MANOVA показывает, что женщины, по сравнению с мужчинами, считают целый ряд координат репрезентаций менее важными для победы и реже отмечают их у себя. В частности, мужчины отвечают, что считают более важными для победы временной, информационный и энергетический аспекты, игровой интеллект (F=4,05—8,45; p<0,05; η²=0,01—0,02), а также сами в большей степени учитывают репрезентации по всем координатам (F=7,35—14,02; p<0,05; η²=0,02—0,04), кроме социальной и эмоциональной. Однако во всех этих случаях речь идет о слабых по величине различиях.
Следует отметить, что различия в образных репрезентациях между мужчинами и женщинами не объясняются уровнем спортивных достижений, поскольку в нашей выборке не выявлено значимых различий по уровням спортивных достижений между мужчинами и женщинами. Также не выявлено эффектов взаимодействия между полом и видом спорта в отношении образных репрезентаций.
Различия в образных репрезентациях у спортсменов, занимающихся различными видами спорта
С целью выявления особенностей образных репрезентаций у спортсменов разных видов спорта с разным уровнем спортивных достижений проводился двухфакторный (5 (виды спорта, см. табл. 1) × 2 (спортивные достижения: без разряда и 1-3 разряды versus КМС, МС и МСМК)) дисперсионный анализ с множеством зависимых переменных MANOVA.
Как показано в табл. 2 (Основной эффект вида спортивной деятельности), образные репрезентации в разных видах спорта различаются по всем выделенным координатам: при этом величина различий, оцененная как η² варьирует от слабой до средней [21].
Таблица 2
Сравнение образных репрезентаций у спортсменов с разным уровнем спортивных достижений, занимающихся разными видами спорта: результаты MANOVA
Блоки |
Субшкалы |
Основной эффект вида спортивной деятельности |
Эффект взаимодействия вида спорта и спортивных достижений |
||
F-критерий Фишера |
Величина стат. эффекта η² |
F-критерий Фишера |
Величина стат. эффекта η² |
||
Репрезентации себя в спортивной деятельности |
Временная координата |
3,63** |
0,04 |
2,09 |
0,02 |
Пространственная координата |
5,44** |
0,06 |
2,53* |
0,03 |
|
Информационная координата |
5,44** |
0,06 |
0,78 |
0,01 |
|
Технико-тактическая координата |
3,12* |
0,03 |
2,45* |
0,03 |
|
Игровой интеллект |
5,22** |
0,05 |
2,03 |
0,02 |
|
Энергетическая координата |
3,09* |
0,03 |
1,60 |
0,02 |
|
Мотивационно-личностные особенности |
4,53** |
0,05 |
1,91 |
0,02 |
|
Социальное окружение |
4,94** |
0,05 |
3,17** |
0,03 |
|
Эмоциональные особенности |
3,34** |
0,04 |
2,17 |
0,02 |
|
Представления о спортивной деятельности |
Временная координата |
5,19** |
0,05 |
1,41 |
0,02 |
Пространственная координата |
10,76** |
0,10 |
1,72 |
0,02 |
|
Информационная координата |
7,38** |
0,07 |
1,22 |
0,01 |
|
Технико-тактическая координата |
2,51* |
0,03 |
2,12 |
0,02 |
|
Игровой интеллект |
7,46** |
0,08 |
1,66 |
0,02 |
|
Энергетическая координата |
2,86* |
0,03 |
1,32 |
0,01 |
|
Мотивационно-личностные особенности |
2,87* |
0,03 |
1,93 |
0,02 |
|
Социальное окружение |
2,48* |
0,03 |
2,36* |
0,02 |
|
Эмоциональные особенности |
4,98** |
0,05 |
2,46* |
0,03 |
Примечание: «*»—p<0,05;«**»— p<0,01.
Усредненные профили образных репрезентаций себя у спортсменов в различных видах спорта представлены на рис. 2. В динамичных видах спортав условиях неопределенности спортсмены чаще, чем в других видах спорта, отмечают у себя образные репрезентации временного, пространственного, информационного, энергетического аспектов спортивной ситуации, а также игрового интеллекта. В одиночных видах спорта спортсмены чаще говорят о мотивационно-личностных аспектах репрезентации, в групповых — о репрезентации социального окружения. В динамичных видах спортав заданных условиях показатели репрезентаций временных, пространственных, информационных аспектов и игрового интеллекта ниже, а «пики» профиля отмечаются по репрезентации технико-тактической, энергетической составляющих и мотивационно-личностных аспектов. В статичных видах спорта на первый план выходят технико-тактический и мотивационно-личностный аспекты репрезентации, тогда как репрезентации временных, пространственных и эмоциональных аспектов менее выражены, чем в других видах спорта. В условно-динамических видах спорта «пик» профиля также относится к репрезентации технико-тактических аспектов; также относительно актуальны игровой интеллект, энергетический и пространственный аспекты.
Рис. 2. Средние профили образных репрезентаций себя у спортсменов в различных видах спортивной деятельности
Спортсмены одиночных и групповых динамичных видов спорта в условиях неопределенности оценивают различные аспекты репрезентации спортивной ситуации как в равной степени важные для победы (рис. 3). В динамичных видах спорта в заданных условиях спортсмены столь же высоко оценивают технико-тактический, энергетический и мотивационно-личностный аспекты, но считают менее важными для своего вида спорта пространственно-временной аспект, игровой интеллект и социальное окружение. Профиль важности репрезентаций в статичных видах спорта схож с профилем динамичных видов спорта в заданных условиях с той разницей, что в статичных видах спорта пространственный, энергетический аспекты, социальное окружение считаются еще менее важными для победы. Спортсмены условно-динамичных видов спорта относительно высоко оценивают важность технико-тактического, энергетического аспектов репрезентации, игрового интеллекта, но считают менее важной репрезентацию эмоциональных особенностей.
Рис. 3. Средние профили образных репрезентаций спортивной деятельности у спортсменов, занимающихся различными видами спорта
Различия в образных репрезентациях у спортсменов с разным уровнем спортивных достижений
Дисперсионный анализ с множеством зависимых переменных не выявил основных эффектов спортивных достижений, достигающих уровня значимости p<0,05. Однако была выявлена серия эффектов взаимодействия вида спорта и уровня спортивных достижений (табл. 2) в отношении пространственной, технико-тактической и социальной координат репрезентации себя в спорте, а также социальной и эмоциональной координат репрезентации спортивной деятельности.
Для уточнения различий в репрезентациях спортсменов с разным уровнем спортивных достижений дальнейшее сравнение проводилось отдельно для каждого вида спорта. В одиночных динамичных видах спорта в условиях неопределенности кандидаты в мастера и мастера спорта чаще говорят, что учитывают информационную (t=-2,65; p<0,01; η²=0,05), технико-тактическую (t=-2,10; p<0,05; η²=0,03), энергетическую (t=-1,98; p<0,05; η²=0,03) координаты, а также игровой интеллект (t=-2,60; p<0,05; η²=0,05) и мотивационно-личностные аспекты соревнований (t=-2,09; p<0,05; η²=0,03), чем спортсмены без разряда и 1—3-го разрядов.
Кроме того, кандидаты в мастера спорта и мастера спорта, по сравнению со спортсменами без разряда и 1—3-горазрядов, в целом считают информационные репрезентации (t=-2,53; p<0,05; η²=0,05) более важными для победы в своем виде спорта.
В групповых динамичных видах спорта в условиях неопределенности кандидаты в мастера и мастера спорта, по сравнению с другими спортсменами, чаще признают важность репрезентации пространства (t=-2,26; p<0,05; η²=0,08), технико-тактических аспектов деятельности (t=-2,17; p<0,05; η²=0,08), игрового интеллекта (t=-2,10; p<0,05; η²=0,07) в своем виде спорта, а также оценивают выше свои возможности пространственных (t=-2,84; p<0,01; η²=0,13), технико-тактических (t=-2,53; p<0,05; η²=0,10) репрезентаций, свой игровой интеллект (t=-2,32; p<0,05; η²=0,09), мотивационно-личностные аспекты (t=-2,28; p<0,05; η²=0,08).
В одиночных динамичных видах спорта в заданных условиях кандидаты в мастера и мастера спорта чаще учитывают временные (t=-2,93; p<0,01; η²=0,08), технико-тактические (t=-3,49; p<0,01; η²=0,11), энергетические (t=-2,71; p<0,01; η²=0,07), мотивационно-личностные (t=-2,79;p<0,01;η²=0,07), социальные (t=-2,59; p<0,05; η²=0,06) и эмоциональные (t=-3,34; p<0,01; η²=0,10) аспекты выступления (соревнования), по сравнению со спортсменами 1—3-го разрядов и без разрядов. Кроме того, они считают репрезентацию технико-тактических (t=-3,22; p<0,01; η²=0,09), энергетических (t=-2,09; p<0,05; η²=0,04), мотивационно-личностных (t=-3,69; p<0,01; η²=0,12), социальных (t=-1,98; p<0,05; η²=0,04) и эмоциональных (t=-3,89; p<0,01; η²=0,13) аспектов более важной для победы в своем виде спорта.
В статичных видах спорта спортсмены с высоким уровнем спортивных достижений (КМС, МС) реже учитывают временные (t=2,47; p<0,05; η²=0,13) аспекты выступления (соревнования) и ниже оценивают важность социального окружения для игры (t=2,16; p<0,05; η²=0,11).
В группе спортсменов условно-динамичных видов спорта не было выявлено различий в зависимости от спортивных достижений.
Небольшое количество различий между спортсменами с разными спортивными достижениями в статичных и условно-динамичных видах спорта позволяет предположить, что образные репрезентации в этих видах спорта могут характеризоваться особой спецификой, недостаточно учтенной в данной методике. В связи с этим для этих двух групп спорта были отдельно выделены те пункты, на которые КМС и МС отвечали иначе, чем спортсмены без разряда и 1—3-го разрядов (значимо или на уровне тенденции, p<0,15), и затем проверена их общая согласованность как особых симптомокомплексов.
Симптомокомплексы репрезентаций спортивной деятельности и себя в ней в статичных видах спорта. В группе спортсменов статичных видов спорта было выделено 15пунктов, касающихся репрезентации себя в спорте, достаточно согласованных во всех пяти группах (альфа Кронбаха 0,87 — в статичных видах спорта и 0,79—0,83 — в других группах), а также 5 пунктов, касающихся репрезентации спортивной деятельности в целом (альфа Кронбаха 0,79 — в статичных видах спорта, 0,60 — в группе одиночных динамичных видов спорта в условиях неопределенности, 0,70—0,74 — в других группах) (см. содержание соответствующих пунктов в приложении с опросником и ключами).
В статичных видах спорта КМС и МС ниже оценивают важность этих репрезентаций и средств достижения спортивных результатов в своем виде спорта (t=2,70; p<0,05; η²=0,16 и t=4,21; p<0,01; η²=0,31 соответственно), тогда как в других видах спорта различий не выявлено. Как и по ряду основных субшкал опросника, мужчины выше оценивают важность репрезентаций и свои возможности (F=10,95; p<0,01; η²=0,03 и F=7,45; p<0,01; η²=0,02 соответственно), чем женщины, однако эти различия незначительны.
В группе спортсменов условно-динамичных видов спорта не было выявлено какого-либо устойчивого комплекса факторов единого направления (выявленные факторы не только относились к разным субшкалам и не имели единого содержания, но и не отличались согласованностью между собой).
Опыт спортивной деятельности и образные репрезентации у спортсменов
В целом по выборке опыт спортивной деятельности (количество лет) характеризовался незначительной по величине взаимосвязью с большей субъективной важностью игрового интеллекта (r=0,11; p<0,05) и мотивационно-личностных аспектов (r=0,12; p<0,05) для победы.
Корреляционный анализ отдельно в группах спортсменов, занимающихся различными видами спорта, показывает, что опыт спортивной деятельности связан с образными репрезентациями в одиночных динамичных видах спорта в условиях неопределенности. В частности, чем дольше эти спортсмены занимаются своим видом спорта, тем более важными для победы они считают репрезентации всех аспектов, кроме социальных и эмоциональных (r=0,19—0,32; p<0,05), а также выше оценивают свои возможности репрезентации пространственных, информационных, энергетических аспектов выступления (соревнования), а также игрового интеллекта (r=0,17—0,25; p<0,05).
В одиночных динамичных видах спорта в заданных условиях больший опыт спортивной деятельности связан с оценкой мотивационно-личностных аспектов как более важных для победы (r=0,22; p<0,05) и более высокими показателями собственных эмоциональных репрезентаций в спорте (r=0,26; p<0,05). В статичных видах спорта более опытные спортсмены ниже оценивают свои технико-тактические репрезентации (r=-0,34; p<0,05).
Выводы и заключение
На основе полученных результатов можно сделать выводы относительно выдвинутых в данной работе гипотез. В частности, гипотеза 1 подтверждается. Все субшкалы опросника (как в блоке «репрезентация себя», так в блоке «репрезентация спортивной деятельности») в целом достаточно согласованы, за исключением субшкалы социального окружения, согласованность которой достаточно низка и требует доработки в последующих исследованиях.
Гипотеза 2 также в целом подтверждается, поскольку результаты работы показали, что в динамичных видах спорта в условиях неопределенности спортсмены чаще, чем в других видах спорта, отмечают у себя образные репрезентации временного, пространственного, информационного, энергетического аспектов спортивной ситуации, а также игрового интеллекта.
Гипотеза 3 также в целом подтверждается. Результаты показали, что спортсмены групповых видов спорта чаще отмечают репрезентации социального окружения, поскольку для них важное значение имеет умение взаимодействовать в команде, понимать и антиципировать действия игроков. В одиночных видах спорта спортсмены чаще говорят о мотивационно-личностных аспектах репрезентации.
В отношении гипотезы 4 также были выделены ключевые координаты образных репрезентаций для различных видов спорта в зависимости от уровня профессионального мастерства, что подтверждает гипотезу.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что разработанный и апробированный опросник образных репрезентаций профессиональной деятельности спортсменов является адекватным инструментом и может быть использован для диагностики особенностей образных репрезентаций у спортсменов с целью дальнейшей оптимизации тренировочных мероприятий и улучшения спортивной подготовки, основывающейся на наиболее эффективных установках и навыках спортсменов и их развитии.
[1] Представленная типология относится именно к особенностям спортивной деятельности, а не к самому виду спорта, поскольку даже внутри одного вида спорта атлеты с разным амплуа будут характеризоваться разными особенностями спортивной деятельности. К примеру, в хоккее вратарь и нападающий будут значительно различаться по особенностям спортивной деятельности, а соответственно, и по особенностям образных репрезентаций.
Приложение
ОПРОСНИК
«ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ЭФФЕКТИВНОЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ФИО ______________________________________________ Пол _____ Возраст _______
Дата _______________ Время ___________
Вид спорта (амплуа) ____________________ Стаж ____ (лет)
Разряд/звание/уровень выступления _________________________________________
Регион ___________________________________________________________________
Клуб/секция ______________________________________________________________
Инструкция
Ниже приведены утверждения, которые могут использоваться в спортивных ситуациях. Оцените по 7-ми балльной шкале каждое утверждение, насколько оно применимо к Вам (1 вопрос), а также насколько это утверждение важно в Вашем виде спорта (2 вопрос).
Цифры на шкале по вопросу 1 означают:
1 - никогда
2 - очень редко
3 - редко
4 - время от времени
5 - довольно часто
6 - всегда
На шкале по второму вопросу отметьте, насколько это утверждение является одним из факторов победы/успеха в моём виде спорта
- не имеет отношения к виду спорта
- очень редко влияет на победу/успех в моем виде спорта
- редко влияет на победу/успех в моем виде спорта
- время от времени влияет на победу/успех в моем виде спорта
- довольно часто влияет на победу/успех в моем виде спорта
- Полностью определяет победу/успех в моем виде спорта
|
Вопросы |
Ответы |
|
1. |
- я чётко отслеживаю время (ритм/скорость) выполняемых мною движений |
|
|
2. |
- я чётко воспринимаю разворачивание спортивной ситуации со стороны
|
|
|
3. |
- на выступлениях я всегда должен удерживать в голове большое количество информации
|
|
|
4. |
- в условиях дефицита времени я могу управлять спортивной ситуацией и контролировать ее
|
|
|
5. |
- я всегда стараюсь достичь эмоционального состояния, поскольку эмоции помогают мне добиться лучшего результата
|
|
|
6. |
- во время матча/поединка я всегда думаю о счете
|
|
|
7. |
- я осознаю и задаю максимальный уровень своей мотивации
|
|
|
8. |
- эмоции помогают мне |
|
|
9. |
- при обучении новым движениям я мысленно представляю себе их идеальное исполнение
|
|
|
10. |
- стараюсь увидеть/заметить в окружающей обстановке / ситуации такую особенность, которая является решающей для достижения успеха
|
|
|
11. |
- я знаю свои главные личностные качества, которые влияют на мое выступление, и использую их |
|
|
12. |
- на выступлениях я стараюсь ни о чем не думать
|
|
|
13. |
- Я чётко понимаю, где расположены партнёры /противники/игровые снаряды |
|
|
14. |
- во время матча/поединка я не думаю ни о чем, кроме того, что делаю в данный момент
|
|
|
15. |
- способ исполнения мною спортивных приёмов отличается от способа действий других спортсменов
|
|
|
16. |
- представляя свое выступление, я становлюсь более "собранным" и готовым к нему
|
|
|
17. |
-успех на соревнованиях зависит от того, насколько партнёры по команде подготовлены и собранны
|
|
|
18. |
- я всё время удерживаю в голове (отслеживаю) продолжительность спортивной игры/ выступления/ раунда
|
|
|
19. |
- я чётко осознаю последовательность своих действий и правильность исполнения спортивного элемента
|
|
|
20. |
- я чётко воспринимаю разворачивание спортивной ситуации, как будто я нахожусь в центре всех событий
|
|
|
21. |
- я осознаю свои личностные качества и степень их влияния на мое выступление
|
|
|
22. |
- я представляю ситуации общенияс членами команды / противниками
|
|
|
23. |
- я чётко осознаю стоящую передо мной задачу на каждом этапе выступления/соревнования (временном промежутке) |
|
|
24. |
- я знаю, какие именно эмоции мне помогают
|
|
|
25. |
- во время игры/тренировки я не обращаю внимание на зрителей
|
|
|
26. |
- во время выступления я говорю себе, что должен (должна) победить любой ценой
|
|
|
27. |
- я чётко определяю скорость движений / приёмов соперника
|
|
|
28. |
- когда мои друзья и знакомые смотрят соревнования со мной, я выступаю лучше
|
|
|
29. |
- я представляю последовательность своих действий в образном виде (в виде картинки, разворачиваемого сюжета)
|
|
|
30. |
- я всегда досконально изучаю предстоящего соперника/противника
|
|
|
31. |
- я чётко чувствую границы площадки/поля и своё расположение в ней в каждый момент игры / мачта/ ситуации
|
|
|
32. |
- в решающий момент матча/поединка я представляю реакцию близких мне людей
|
|
|
33. |
- я внимательно отслеживаю силу и скорость, с которой я выполняю движения
|
|
|
34. |
- я всегда осознаю последствия игрового эпизода/спортивной ситуации
|
|
|
35. |
- когда я волнуюсь, то всегда допускаю ошибки в выполнении спортивных действий
|
|
|
36. |
- мне важно не только освоить технику, но и выработать свой собственный стиль
|
|
|
37. |
- я полностью учитываю информацию об игровой ситуации (состав игроков/противников, установки тренера…)
|
|
|
38. |
- я могу чётко представлять свои действия со стороны (от 3-го лица)
|
|
|
39. |
- я всегда предвосхищаю развитие игровой ситуации (я всегда вижу пути развития спортивной ситуации)
|
|
|
40. |
- при перемещении по спортивной площадке не все движения я воспринимаю как последовательные изменения положения, а только отдельные значимые фрагменты
|
|
|
41. |
- я всегда учитываю свои физические данные и ресурсы при выборе стратегии игры/ действия
|
|
|
42. |
- мой опыт выступления на соревнованиях всегда помогает мне
|
|
|
43. |
- я всегда перед выступлением /или задолго до выступления «проигрываю» мысленно предстоящее выступление (встречу/матч)
|
|
|
44. |
- на соревнованиях я могу импровизировать и исполнить принципиально новое движение/действие/спортивный элемент
|
|
|
45. |
- я могу оперативно (легко) изменить намеченный план действий в условиях изменения спортивной ситуации
|
|
|
46. |
- я всегда максимально выкладываюсь (выступаю на пределе своих возможностей), использую все свои физические возможности
|
|
|
47. |
- я думаю о риске получения травмы
|
|
|
48. |
- у меня всегда есть заранее намеченный план выполняемого действия (стратегия)
|
|
|
49. |
- я чётко осознаю элементы выполняемых мною движений
|
|
|
50. |
- я всегда знаю, за счёт чего можно добиться победы в предстоящей игре/поединке/матче
|
|
|
51. |
- в воображаемых ситуациях я действую в том же темпе, как это должно происходить в реальности
|
|
|
52. |
- на выступлении я всегда действую на пределе своих возможностей
|
|
|
53. |
- я как бы вижу разворачивание спортивной ситуации со стороны
|
|
|
54. |
- я всецело разделяю принцип победы любой ценой
|
|
|
55. |
- я всегда могу осознано распределить свои силы по всей дистанции
|
|
|
56. |
- я чётко знаю, кто будет завершать нашу атаку
|
|
|
57. |
- во время выступления мне важно держать в голове девиз, то, ради чего я должен это сделать
|
|
|
58. |
- я всегда проговариваю про себя алгоритм (последовательность) выполняемого движения
|
|
|
59. |
- я осознаю границы/пределы своих энергетических ресурсов
|
|
|
60. |
- я всегда ставлю перед собой конкретные реалистичные цели (к примеру, «за 2 месяца я улучшу свой показатель на 2 секунды»)
|
|
|
61. |
- я всегда чётко осознаю происходящую на площадке ситуацию
|
|
|
62. |
- я часто представляю успешное достижение своих целей и думаю над следующими
|
|
|
63. |
- я точно знаю, как достичь своих целей
|
|
|
64. |
- на соревнованиях я всегда помню установки тренера
|
|
|
65. |
- когда я не достигаю намеченной цели, я продолжаю идти к ней, несмотря ни на что
|
|
|
66. |
- я всегда учитываю внешние данные противника и его потенциальные сильные стороны, чтобы выбрать свою стратегию игры/поединка
|
|
|
67. |
- я легко адаптирую свои навыки к новым спортивным задачам
|
|
|
68. |
- я всегда быстро принимаю решение о выборе действия (в том числе в условиях дефицита времени, усталости и др.)
|
|
|
69. |
- я воспринимаю соревнования как шанс показать все, на что я способен
|
|
|
70. |
- я понимаю, какие характеристики и свойства у объектов вокруг меня, и какие из этих свойств помогут мне достичь успеха в моем деле
|
|
|
71. |
- Мысли о том, какие эмоции я буду испытывать при победе на соревнованиях влияют на мою подготовку
|
|
|
72. |
- я осознаю степень своего владения спортивными навыками/действиями – как сильные стороны, так и ограничения |
|
|
73. |
- я представляю, как демонстрирую своим соперникам уверенность, непобедимость
|
|
|
74. |
- я знаю, как достичь максимального уровня своих возможностей
|
|
|
75. |
- я представляю, как я контролирую себя в трудных ситуациях
|
|
|
76. |
- я всегда знаю и предвосхищаю действия партнёров по команде
|
|
|
77. |
- я могу изменить план действия даже в том случае, если спортивная ситуация ещё не изменилась
|
|
|
78. |
- при ведении/обработке мяча/шайбы я должен обязательно зрительно контролировать этот процесс
|
|
|
79. |
- я сам всегда нахожу способ оптимального выполнения движения
|
|
|
80. |
- я всегда выделяю наиболее существенные признаки, по которым могу говорить о развитии спортивной ситуации
|
|
|
81. |
- в процессе представления конкретных движений мысленно я могу ошибаться в их исполнении.
|
|
|
82. |
- я представляю себя собранным в сложных, напряженных ситуациях
|
|
|
83. |
- я чётко отслеживаю длительность этапа матча (середины, финала)
|
|
|
84. |
- я постоянно мысленно возвращаюсь к своим неудачным выступлениям
|
|
|
85. |
- перед выступлением я стараюсь найти приметы, предвещающие удачу
|
|
|
86. |
- я всегда предвижу реакцию тренера
|
|
|
87. |
- мне неважно с кем играть/с какими партнёрами выступать
|
|
|
88. |
- если я взволнован и напряжён, то моё восприятие времени меняется
|
|
|
89. |
- для меня важно обсудить с тренерами и товарищами по командедетали соревнований
|
|
|
90. |
- больше всего я боюсь проиграть
|
|
|
91. |
- я знаю направление своего дальнейшего спортивного развития
|
|
|
92. |
- я полностью осознаю своё эмоциональное состояние во время выступления
|
|
|
93. |
- при обсуждении с тренером отдельных элементов моего выступления на соревновании я чётко представляю каждый из них
|
|
|
94. |
- я могу контролировать свое эмоциональное / Физическое состояние во время выступления
|
|
|
95. |
- я мысленно разбиваю на части время моего выступления
|
|
|
96. |
- в ходе выступления/тренировки я мысленно отчётливо представляю выполняемое движение
|
|
|
97. |
- я верю в спортивные приметы
|
|
|
98. |
- у меня есть свои спортивные ритуалы
|
|
|
99. |
- если нарушается ритм выполнения спортивного движения, я легко его восстанавливаю
|
|
|
100. |
- спортивные приметы всегда сбываются
|
|
Литература
- Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: «Наука», 1973. 61 с.
- Анохин П.К. Функциональная система, как методологический принцип биологического и физиологического исследования // Системная организация физиологических функций. М.: Медицина, 1968. С. 5—7.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с.
- Боген М.М. Обучение двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт, 1985. 192 с.
- Веракса А.Н., Горовая А.Е., Грушко А.И., Леонов С.В. Мысленная тренировка в психологической подготовке спортсменов: науч. монография. М.: Спорт, 2016. 208 с.
- Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 120 с.
- Геллерштейн С.Г. К вопросу о профессиональной типологии // Психотехника и психофизиология труда. 1930. Том 3. № 6. С. 489—502.
- Климов Е.А. Психология профессионала. М.: «Институт практической психологии», 1996. 400 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. С. 15.
- Пуни А.Ц. К вопросу об осознаваемости и неосознаваемости в заученных действиях // Вопросы психологии спорта. М., 1955. с. 5—39.
- Серова Л.К. Психология личности спортсмена: учеб. пособие. М.: Советский спорт, 2007. 116 с.
- Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 360 с.
- Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 480 с.
- Цуканов Б.И. Время в психике человека // Одесса: АстроПринт, 2000. 217 с.
- Denis M. Visual imagery and the use of mental practice in the development of motor skills // Canadian Journal of Applied Sport Science. 1985. № 10. P. 8S.
- Filgueiras A., QuintasConde E.F., Hall C.R. The neural basis of kinesthetic and visual imagery in sports: an ALE meta−analysis // Brain imaging and behavior. 2018. V. 12. № 5. P. 1513—1523.
- Hardy L., Jones G., Gould D. Understanding psychological preparation for sport: Theory and practice of elite performers. West Sussex, England: Wiley, 28 р.
- Henson R.K. Effect-Size Measures and Meta-Analytic Thinking in Counseling Psychology Research // The Counseling Psychologist. 2006. V. 34. № P. 601—629. DOI:10.1177/0011000005283558
- Jose J., Joseph M.M., Matha M. Imagery: It’s effects and benefits on sports performance and psychological variables: A review study // International Journal of Physiology, Nutrition and Physical Education. 2018. V. 3. № 2. Р. 190—193.
- Ladda A.M., Lebon F., Lotze M. Using motor imagery practice for improving motor performance—a review // Brain and Cognition. 2021. V. 150. Р.
- Moran A. Conceptual and methodological issues in the measurement of mental imagery skills in athletes // Journal of Sport Behavior. 1993. № Р. 156—170.
- Murphy S. Imagery interventions in sport // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1994. № 26. P. 486—494.
- Richardson A. Mental imagery. London: Routledge & Kegan, 1969. 261 р.
- Simons J. Doing imagery in the field // Doing Sport Psychology / Ed. M. Andersen. Champaign, IL: Human Kinetics. 2000. P. 77—91.
- Simonsmeier B.A., Andronie M., Buecker S., Frank C. The effects of imagery interventions in sports: A meta-analysis // International Review of Sport and Exercise Psychology. 2021. V. 14. № 1. Р. 186—207.
- Suinn R. Imagery in sports // Imagery, current theory, research, and application / A. Sheikh (Ed.). New York: Wiley, 1982. Р. 507—534.
- Tellegen A., Ben-Porath Y.S., McNulty J.L., Arbisi P.A., Graham J.R., Kaemmer B. The MMPI-2 restructured clinical scales: Development, validation, and interpretation. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2008.
- Triplett N. The dynamogenic factors in pacemaking and competition // The American journal of psychology. 1898. V. № 4. Р. 507—533.
- Vealey R., Greenleaf C. Seeing is believing: Understanding and using imagery in sport // Applied sport psychology: Personal growth to peak performance 4th / J. Williams (Ed.). Mountain View, CA: Mayfield, 2001. P. 247—288.
- Vealey R., Walter S. Imagery training for performance enhancement and personal development // Applied sport psychology: Personal growth to peak performance, 2nd ed. / J. Williams (Ed.). Mountain View, CA: Mayfield, 1993. P. 200—224.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 276
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 106
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8