Современная зарубежная психология
2021. Том 10. № 2. С. 5–7
ISSN: 2304-4977 (online)
Введение
Общая информация
Рубрика издания: Колонка редактора
Тип материала: редакторская заметка
Для цитаты: Ермолова Т.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2021_n2/Ermolova (дата обращения: 01.11.2024)
Подкаст
Полный текст
Редакция журнала «Современная зарубежная психология» предлагает вниманию читателей специальный выпуск. Его отличительная особенность — отступление от привычной структуры наполнения: статьи не объединены общей темой, но охватывают широчайший диапазон анализируемых проблем зарубежной и отечественной научной школы в последние несколько лет.
Для удобства читателей статьи номера распределены по рубрикам, отражающим сопредельную область научного знания в психологии: клиническая психология, общая психология, психология специального и инклюзивного образования, нейронауки, психология образования, психология развития.
Рубрика Клиническая психология представлена пятью работами.
В статье «Когнитивные нарушения при шизофрении в зарубежных исследованиях: нарушение отдельных функций или группа синдромов?» авторы (Карякина М.В., Рычкова О.В., Шмуклер А.Б.) рассматривают проблему когнитивных дефицитов при шизофрении и ставят вопрос о необходимости более тонкой дифференциации клинических проявлений дефицитарности когнитивной функции и выявления специфики этих проявлений в детском и подростковом возрасте. По мнению авторов, вычленение гомогенных по симптоматике и возрасту групп пациентов позволяет делать более точные прогнозы развития заболевания, а также разрабатывать индивидуализированные подходы к их лечению. Данная работа интересна тем, что авторы не просто соотносят симптомокомплекс когнитивного дефицита с привычными патопсихологическими синдромами нарушений мыслительной деятельности при шизофрении, но и предлагают этот симптомокомплекс в качестве диагностического средства для своевременной фиксации проявлений упомянутого заболевания у детей и подростков.
В статье Куканова А.А. «Влияние культурных и религиозных аспектов на восприятие аутизма у детей родителями в странах Африки и Ближнего Востока» представлен литературный обзор исследований мотивационно-личностной сферы матерей из стран Африки и Ближнего Востока, имеющих детей с диагнозом «расстройство аутистического спектра» (РАС). Основной задачей публикации было проследить влияние религиозных и культурных аспектов на восприятие аутизма родителями, принадлежащими к различным расам, нациям, культурам и религиозным конфессиям.
Автор обращает внимание на сходство и различие в отношениях матерей Израиля и Судана (стран, участвовавших в исследовании) к аутичному ребенку. Если для ортодоксальных евреев аутичный ребенок является даром свыше, не нуждающимся в лечении и каком-то «исправлении», то для сомалийцев их «особенный» ребенок — жертва «западного мира», который виновен в заражении их изначально здорового малыша аутизмом, и который усугубляет его положение за счет расовой дискриминации, недоступности нужных лекарственных препаратов, некачественных пищи и воды, а также вакцинации и терапевтического вмешательства. Общее у матерей стран, участвовавших в исследовании — это недоверие к специалистам, работающим с их «особенными» детьми, несогласие как с методами диагностирования и лечения, так и с выбранными путями обучения их ребенка. Актуальность представленного в статье материала определяется тем, что миграция из стран Африки и Ближнего Востока становится реальностью наших дней, и в психолого-педагогической работе с семьями из этих регионов необходимо учитывать их специфические культурные и религиозные аспекты.
В статье Одинцовой М.А. «Психические нарушения на фоне разных стратегий государственного регулирования противодействия распространению COVID-19» представлен обзор полученных к настоящему времени научных знаний о пандемии COVID-19 и ее воздействии на психическое здоровье населения при разных стратегиях государственного регулирования. Авторы анализируемых источников определяют специфику современной коронавирусной пандемии как погружение всех стран мира в «полифоническую действительность», в которой правительства стран, научные сообщества и население вынуждены одновременно решать множество задач. Надежные стратегии государственного регулирования определяются на этом этапе как формы управления, способные гибко адаптировать к реальности, быстро модифицировать, комбинировать, преобразовывать и внедрять управленческие решения в зависимости от изменчивости совокупной эпидемиолого-экономической и социологической ситуации. Именно такие стратегии управления способны сохранить психическое здоровье человека и сообществ даже в условиях травмирующей «вирусной современности», предотвратить нарушения адаптационных ресурсов и механизмов у людей разного возраста и пола, разного социального статуса и разного типа уязвимости.
Следующая статья «Критический анализ использования виртуальных технологий в клинической психологии в Европе (по содержанию журнала «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking»)», написанная исследователями из Германии и России (Майтнер Л. и Селиванов В.В.), стоит особняком в ряду статей этой рубрики. Она посвящена терминологическому и библиографическому анализу, то есть анализирует частоту упоминания различных виртуальных технологий в научной зарубежной литературе. Частотность анализируется автором по ключевым словам (киберпсихология, виртуальная реальность), по типам расстройств, в лечении которых используются виртуальные технологии (тревожные расстройства, депрессия, аутизм), и по названиям виртуальных технологий (по классификации авторов). Статья может быть полезной для расширения кругозора исследователей в области киберпсихологии.
В статье Рычковой О.В. “«Умные» лекарства — опасная модель потребления психоактивных веществ” поднимается вопрос о постепенно учащающемся потреблении лекарственных препаратов в качестве стимулирующих средств молодыми людьми с недостаточным арсеналом стратегий адаптации к таким моделям социального давления, как культ успеха, достижений, перфекционистские установки. Исследователи разных стран обсуждают использовании студентами стимуляторов для целей улучшения продуктивности когнитивных функций и достижения академической успешности, а также указывают на высокие риски подобной практики, тяжелые отдаленные последствия.
Рубрика Общая психология представлена в данном выпуске двумя статьями. В первой «Концепция позитивного образа тела в современной зарубежной психологии» (автор Мешкова Т.А.), анализируется проблема образа тела, насчитывающая столетнюю историю, но сохраняющая свою актуальность и в наши дни. Автор указывает на смену парадигмы в изучении негативного отношения к телу и связанных с ним нарушений пищевого поведения (дисморфофобий и т.п.). В психологии все больше работ выполняется в рамках позитивной психологии, которая ориентирует исследователей на поиск новых подходов с опорой на позитивный потенциал личности. В публикуемом обзоре автор описывает основные этапы изучения проблемы образа тела в зарубежной психологии, постепенное развитие представлений о позитивном образе тела, как самостоятельном конструкте, методический инструментарий, использующийся для оценки позитивного образа тела, результаты исследований позитивного образа тела в различных социальных группах.
Вторая статья данной рубрики «Капитал индивидуальности: предыстория и базовые положения» (авторы Дорфман Л.Я., Мишкевич А.М., Калугин А.Ю.) анализирует относительно новую для психологической науки категорию — капитал индивидуальности, ранее активно использовавшийся преимущественно в сфере экономки и управления. «Психологизация» данного понятия выступает одной из задач авторов статьи. С их точки зрения понятие «капитал индивидуальности» вводится для того, чтобы дополнить существующие представления об индивидуальных различиях взглядом на них с позиций раскрытия сильных сторон человеческих возможностей к существованию, жизнеобеспечению, достижению индивидуальных успехов, самоактуализации.
В рубрике Психология специального и инклюзивного образования размещена статья Корниенко А.А. «Обзор зарубежных исследований о влиянии кохлеарной имплантации на качество жизни лиц с нарушениями слуха». Проанализирован ряд зарубежных исследований о влиянии кохлеарной имплантации на качество жизни лиц с нарушениями слуха. Обобщая результаты исследований, автор приходит к выводу, что кохлеарная имплантация не только улучшает возможности слухового восприятия людей с тяжелыми нарушениями в этой сфере, но и кардинально изменяет к лучшему качество их жизни, создает ощущение психологического благополучия, что особенно важно для подростков, поскольку позволяет им сформировать положительный образ своего физического Я.
Рубрика Нейронауки представлена одной статьей «Актуальный взгляд на механизм диадной синхронизации» (авторы Вахрушев Д.С. и Жукова М.А.). Диадная синхронизация возникает на ранних стадиях жизни и опосредует способности человека к обучению, эмпатии, построению близких отношений и привязанности. В связи с этим, ее изучение и описание механизма диадной и групповой синхронизации может способствовать пониманию того, как выстраиваются человеческие взаимоотношения и какие про
цессы лежат в их основе. Для более системного понимания механизма синхронизации, по мнению авторов, важно не только изучать различные ситуации его проявления, такие как ситуация научения, терапевтическая сессия с психологом или проживание эмоционального опыта с партнёром, но и проводить комплексные исследования. Это позволит изучить явление синхронизации с разных сторон, а также строить более точные модели функционирования и разворачивания механизма синхронизации.
В рубрике Психология образования статья Поскакаловой Т.А. «История развития театральных практик в образовании: зарубежный и отечественный опыт» посвящена вопросу малоизученной в России практики использования театрализации как средства комплексного решения задач, связанных с развитием, обучением и социализацией в процессе изучения учебных дисциплин. Проведенный автором анализ имеющихся в литературе данных показал, что в зарубежной педагогике театр уже давно не ограничивается рамками отдельных учебных дисциплин, а используется как многовекторное средство, позволяющее детям и подросткам творчески переосмысливать себя, изучаемый учебный материал, окружающие социальные реалии и политические проблемы. В российских школах театр функционально ограничен задачей воспитания или приобщения к культуре, что существенно сужает его педагогический и развивающий потенциал.
В разделе Психология развития представлена статья «Развитие эмоционального интеллекта: обзор исследований» (авторы Исаева О.М. и Савинова С.Ю.), в которой проанализированы зарубежные исследования 1999-2020 годов по проблеме развития эмоционального интеллекта. Формат библиографических обзоров, который использован авторами в данной статье, позволяет проанализировать динамику научного поиска по данной проблеме за 20-летний период и в одной статье собрать максимальное количество данных об условиях развития эмоционального интеллекта, методах, технологиях и средствах его изучения, а также его оценки в возрастном диапазоне от дошкольного возраста до взрослости.
Последняя статья номера может быть отнесена как к рубрике Психология образования, так и к рубрике Клиническая психология. Ее название «Выгорание в жизни школьников и студентов: причины, последствия и способы преодоления» (автор Илюхин А.Г.) хотя и относит ее частично к сфере образования, тем не менее содержит анализ феномена, имеющего прямое отношение и к процессам развития и к клиническим проявлениям нарушений в развитии. Выгорание у учащихся школ, колледжей и университетов, по мнению автора статьи, трактуется в литературе односторонне и сводится к трехкомпонентной модели: истощение, цинизм, утрата эффективности. Им приводятся данные о неудовлетворенности стандартными опросниками, обобщенные оценки по которым невозможно применять в случае экспертной оценки состояния учащегося, а также в случае индивидуального консультирования. (например, MBI, разработанный К. Маслач). Важность дальнейших исследований выгорания представляется автору крайне важной, поскольку серьезность этой проблемы признается и Всемирной организацией здравоохранения, включившей выгорание в МКБ-10 и в МКБ-11 (QD85 Burnout) в качестве отдельного феномена, оказывающего влияние на здоровье и качество жизни. В задачи дальнейшего исследования выгорания у школьников и студентов российскими учеными автор статьи рекомендует включить поиск новых моделей выгорания и исследование факторов и способов предотвращения выгорания в учебной деятельности.
Редакция уверена, что построение выпусков по данному формату получит положительный отклик ученых и обучающихся в силу именно диапазона научных исследований, базирующихся на онтологических фундаментальных понятиях психологии и открывающих новые горизонты познания.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 120
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 48
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0