Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению

493

Аннотация

Данное исследование направлено на систематизацию наиболее эффективных, существующих в зарубежной и отечественной науке подходов в изучении креативного мышления. Рассматриваются следующие направления изучения креативного мышления: по признаку, с которым его связывают; по парадигме, которая лежит в его основе; по сущностным основаниям; по типологии творческих достижений; на основе подхода, разрабатываемого в рамках определенной научной школы; по особенностям процесса деятельности; по развивающим практикам; по приверженности к главному фактору, влияющему на креативное мышление; на основе выделения компонентов в структуре; на основе различий между креативным и некреативным мышлением; компенсации неразвитых компонентов креативного мышления за счет усиления более развитых; нейропсихологический подход (когнитомный), с точки зрения самоактуализации личности. На основе анализа мы считаем, что наиболее эффективно многокомпонентное рассмотрение креативного мышления. При изучении и развитии креативного мышления важно обращать внимание не только на операциональный компонент креативного мышления, но и на смысловой, мотивационный, эмоциональный компоненты (интерес, радость от занятия креативной деятельностью), которые определяют нравственные смыслы, установки, состояния, обеспечивающие проявление креативного мышления в деятельности. Только при развитии в единстве смыслового, деятельностного и эмоционального компонентов креативного мышления его развитие будет наиболее гармоничным, осуществляясь с меньшими затратами со стороны обучающихся и обучающего.

Общая информация

Ключевые слова: креативность, креативное мышление, виды мышления, творчество, концепция, классификация, парадигма, компоненты мышления

Рубрика издания: Общая психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2022110410

Получена: 16.05.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Козьяков Р.В. Концепции креативного мышления и основные подходы к его изучению [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 117–126. DOI: 10.17759/jmfp.2022110410

Полный текст

Введение

Современному обществу требуются личности, обладающие креативным мышлением, о чем свидетельствует большое количество вакансий на ведущих сайтах по подбору кадров и из высказываний в СМИ топовых работодателей. Сейчас очевидно, что современное эффективное общество основано не только на знаниях, но и на креативном мышлении людей, составляющих государство. В связи неопределенностью и изменчивостью мира, когда стандартные шаблоны мышления и поведения не работают, а значимые решения необходимо принимать, на помощь приходит креативное мышление. Креативное мышление выступает центральным элементом деятельности человека при решении новых проблем и гибкой подстройке к изменениям среды.

В современном обществе креативное мышление составляет важный личностный ресурс, определяя развитие производства и место государства на мировой арене. Например, личности, обладающие креативным мышлением, могут создавать технологии в обществе, которые позволяют получать конкурентные преимущества не только внутри своего государства, но и на мировой арене. Следовательно, можно сделать вывод о том, что креативное мышление граждан, если конечно оно сопровождается набором определенных знаний в конкретной области, позволяет получить конкурентные преимущества среди других людей, обладающих таким же набором знаний и умений.

В креативном мышлении задействованы многие когнитивные и некогнитивные процессы, которые определяются знаниями, умениями, навыками, потребностями, мотивами, эмоциями, смысловыми образованиями и личностными характеристиками, при этом функционирование осуществляется в особом режиме, в котором интуиция оттесняет логику, бессознательное оттесняет сознание.

Культурные объекты, существующие в современном обществе, являются продуктом (результатом) креативного мышления одного человека или чаще группы людей.

Для лучшего понимания самого феномена креативного мышления мы попытались в работе систематизировать, классифицировать основные концепции креативного мышления.

Анализ подходов и концепций креативного мышления

Рассмотрим первую классификацию креативного мышления по признаку, с чем связывается креативное мышление. Выделяют: 1) креативное мышление и божественность; 2) креативное мышление и неврозы; 3) креативное мышление и умственное развитие 3) креативное мышление и нейронные сети. Данный подход представляет в большей степени исторический интерес, с точки зрения рассмотрения взглядов на то, что выступало предметом изучения, это, безусловно, имеет важное значение для целостного понимания процесса креативного мышления. В качестве недостатков данного подхода можно отметить, сложность его использования в реальных исследованиях в связи с неоднозначностью понимания феномена креативного мышления.

Вторая классификация по парадигме, которая лежит в основе изучения креативного мышления: теологический, метафизический, научный (эмпирический), метанаучный (исследование психологического феномена разными науками) подходы. Второй подход важен с точки зрения накопления фактологических сведений о феномене креативное мышление, но его сложно использовать в чистом виде в реальной научной практике из-за большого количества сведений, которые не отвечают критериям научного знания: доказательности, воспроизводимости эмпирического материала, однозначности понятий и др.

Третья классификация по историческим эпохам. Выделяют этапы: древности (Античности), Средних веков, Возрождения, Просвещения, Нового времени, Новейшего времени.

Аспект рассмотрения, представленный в данном подходе, важен с точки зрения рассмотрения мировозренческих позиций и господствующей культуры в обществе,  формирования понимания креативного мышления, но в тоже время также не отвечает многим критериям научности знания.

Четвертая классификация по сущностным основаниям при изучении креативного мышления. Выделяют историческое — когда изучается процесс создания нового продукта, отсутствующего в истории человечества (Н. Гарднер [21] и др.); психологическое — когда изучаются психологические факторы, проявляющиеся в креативном мышлении (К.М. Перхтольд‐Стефан, А. Финк, К. Ромингер, И Папоусек [18], Т.В. Корнилова [6], М.А. Холодная [11], Е.Н. Волкова, А.В. Микляева, В.В. Хороших [3]и др.); коммуникативное (С. К. Лу, Х. Сюэ, Т. Нозава, Н. Хао [16], М. Баас, М. Роскес, С. Кох, Ю. Ченг., К.К. Де Дреу [31], В.В. Рубцов [10] и др.); по религиозным представлениям (Н. Хао, Х. Сюэ, Х. Юань, К. Ван, М. А Ранко [20], А. Хоракян, Д. Хемсворт, М. Джахангир, Ю. Махарати, Э.С. Багерпур, Дж. Мутерера [29] и др).

Данная классификация представляет научный интерес при целостном рассмотрении феномена креативного мышления, она предоставляет значительное количество фактологических сведений для понимания сущности данного феномена. Стоит также отметить сложности, возникающие из-за неоднородности получаемых сведений и противоречивости в определении креативного мышления.

Пятая классификация выделение креативного мышления по типологии творческих достижений (Р.Ж. Штернберг [27], Ж.С. Канфман [22] др.).

Репликация — вносятся незначительные совершенствования, обусловленные спецификой использования достижения в определенной культуре.

Переопределение — расширяется предметная область использования достижений.

Прирост — происходит расширение сферы и числа исследований в данном направлении.

Резкий прирост — творческие достижения начинают выходить за очерченную им область.

Перенаправление — творческое достижение создает новую область (сторону) творческого процесса.

Реконструкция (перенаправление) — творческое достижение направляется в ранее существующую область, а потом направляется в другую сторону.

Повторная инициация — творческая деятельность перемещается в неизвестную точку (направление) и начинает развивать данное направление.

Интеграция — происходит интеграция творческих достижений в единую систему.

Данная классификация позволяет охватить разные уровни креативного мышления, но в тоже время не очень удобна для изучения процессов, протекающих при креативном мышлении.

Шестая классификация осуществляется на основе выделения следующих подходов к изучению креативного мышления.

Когнитивный подход. Креативное мышление — креативное образование (структура) включающее вербальное и логическое мышление, измеряемое традиционными когнитивными тестами (Р.Ж. Штерберг [27], Т. Любарт [17]). В качестве достоинства данного подхода стоит отметить достаточную методическую обеспеченность (используемые классические методики стандартизированы, валидизированы, нормализированы и др.) в области изучения креативного мышления личности. Однако часть исследователей отмечают, что используемые методики охватывают слишком узкие области для исследования (по тесту Э.П. Торренса изучается дивергентное мышление), не позволяя увидеть креативное мышление личности в целом.

Подход, реализующийся при изучении множественного интеллекта. Н. Гарднер [21] считал креативное мышление зависящим от разных сфер деятельности и выделял следующие виды интеллекта: 1) лингвистический; 2) художественный; 3) музыкальный; 4) естественно-научный; 5) межличностный; 6) внутриличностный; 7) логико-математический; 8) кинестический.

Для изучения вышеназванных сфер, многие авторы предлагают использовать контексты (кейсы, ситуации, сценарии) приближенные к конкретным ситуациям креативного мышления. Креативное мышление может потребоваться при возникновении различных проблем, и у личности существует индивидуальная специфичность в креативном мышлении, обусловленная различным жизненным опытом.

Сама идея множественного интеллекта представляет большой интерес, так как является попыткой посмотреть на креативное мышление с разных сторон, но разные сферы могут между собой пересекаться (изучение дублирующих особенностей из разных сфер) и не очень удобно проводить исследование при наличии множества не очень систематизированных (структурированных) данных.

Дифференциальный подход. В рамках данного подхода происходит конвергения (объединение) предыдущих выше названных двух подходов и считаются важными общие и специальные структуры креативного мышления личности. Дифференциальный подход позволяет описать иерархическую структуру креативного мышления, что необходимо для определенных видов деятельности.

Седьмая классификация используется при изучении особенностей процесса креативного мышления, она предполагает следующие подходы.

Процессуальный (операциональный, стадиальный) подход. На основе работ Г. Уоллеса, Т.М. Амабиле [14], С.М. Смита, С. Акра, К. Бернетт, Дж. Ф. Кабра [12] и других ученых можно построить следующую операциональную (стадиальную) модель креативного мышления.

Подготовка. Проводится сбор информации, первоначальный ее анализ, формулируется проблема (то, что следует решить).

Созревание. Возникают ассоциации (связи) между идеями, бессознательно отбираются наиболее полезные идеи для решения проблемы.

Озарение. Наиболее интересная идея для решения проблемы достигает сознания.

Проверка. Оценка, совершенствование идеи решения проблемы.

Целостный подход в изучении процессов креативного мышления. Р.В. Вайсберг, Н. Пичот, Э. Бонетто, Дж.Б. Паван [28], С.Л. Дойл [19] и др. под креативным мышлением в рамках данного подхода понимают динамический процесс смены разных типов мышления, возникающих в креативном процессе.

Т. Любарт [23], А.Р. Мухаммед, Д. Люсин, В.В. Косоногов [25] и ряд других исследователей, указывают на необходимость к логическому мышлению добавлять чувственно-эмоциональное процессы, протекающие при креативном мышлении, а также создавать условия и возможности для нестандартного решения, и тогда у личности появляется большая вариативность (скорость и эффектность креативного мышления).

На наш взгляд, оба вышеназванных подхода имеют право на существование, различаются они концептуальными основаниями. В процессуальном подходе акцент делается на стадиях и характеристике стадий креативного мышления, а целостный подход основной акцент делает на процессах (видах) мышления возникающих в творческом процессе.

Подпроцессуальный подход. В данном подходе исследуются подпроцессы происходящие, при осуществлении креативного мышления разрабатываемый Л.М. Стил, Дж. Х. Харди, Э.А. Дэй, Л.Л. Уоттс, М.Д. Мамфорд и другими учеными[26]. Ниже рассматриваются наиболее часто выделяемые:

— формулировки проблемы;

— каналы получения информации (аудиал, визуал, кинестетик, дискрет);

— кодирование информации;

— ассоциаций в мышлении;

— бисоциаций (сопоставление понятий из несовместимых на первый взгляд сфер деятельности (сфер знаний));

— Янусово мышление — умение представлять некоторое количество противоположных идей, противоречащих друг другу;

— дивергентное мышление (порождение множества идей при выполнении одного задания);

— артикуляционное мышление — порождении мысли в процессе разговора (беседы);

— аналогичное мышление — перенос знаний об одном предмете на другой;

— метафорическое мышление — умение находить неожиданные связи между чем-то;

— эмоционального резонанса — эмоциональная составляющая (интерес, настроение, агрессия и др.) возникающая в процессе мышления;

— селективное комбинирование — умение видеть сходство между разными обьектами (явлениями) для решения проблемы и др.

Рассмотрение подпроцессов в креативном мышлении усложняет возможности изучения креативного мышления личности, т.к. многие определения имеют достаточно сходные дефиниции и это очень усложняет их изучение.

Рассмотренные выше модели представляют особый интерес, но наш взгляд стоить отметить еще одну модель, выделяемую в рамках культурно-исторической теории. Для осуществления процесса креативного мышления необходимо включение ряда компонентов: смыслы (ценности, приобретенные в процессе жизненного опыта), мотивы (модели осуществления активности), эмоции (состояния интереса, увлеченности, волевая настойчивость к достижению цели), коммуникация (взаимодействие между партнерами, в процессе происходит генерация и формирование идей), и деятельность (осуществляемые операции в процессе мышления). Креативное мышление может выступать фактором развития, коррекции, психотерапии индивида и его окружения. Например, помогая другим, человек сам становится развивается и становится лучше  (например проповедники в религии.

Восьмая классификация креативного мышления по развивающим практикам, таким, как: ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), ТРТЛ (теория развития творческой личности), латеральное мышление, «интеллект-карты», проектное мышление и другие технологии. В рамках данного подхода основное внимание уделяется развивающим практикам (развивающим экспериментам), но не всегда уделяется должное внимание теоретической разработке концепции формирования креативного мышления, что, на наш взгляд, не очень рационально, так как без четких ориентиров в формировании креативного мышления достаточно сложно сформировать необходимые качества. Более подробно с описанием данных концепций можно ознакомиться в наших публикациях [7].

Основное внимания представителей данного подхода сосредотачивается на достижении развивающего эффекта в креативном мышлении, но для того чтобы эффективно управлять развитием важно понимать сущность креативного мышления, чтобы не действовать вслепую, опираясь лишь на интуицию и личную практику (жизненный опыт).

Девятая классификация креативного мышления в соответствии с главным фактором, влияющим на креативное мышление.

Дивергентное мышление. Понятие «дивергентное мышление» предложено Дж. П. Гилфордом, оно понимается как процесс генерирования значительного количество разнообразных решений задачи. В данном подходе существует несколько точек зрения на оценку показателей креативного мышления: 1) оценивается общее количество генераций различных идей; 2) оценивается количество идей и их оригинальность; 3) на наш взгляд, можно ввести и еще один показатель для оценки, когда будет оцениваться количество идей их оригинальность и применимость в реальной деятельности (отсутствие абсурдности идей).

Для оценки количества идей, как правило, обращаются к таким задачам, как классические задания на вербальную беглость, предложенным Л.Л. Терстоуном. По мнению Дж. П. Гилфорда, дивергентное мышление можно изучать при помощи трех показателей: беглость — порождение большого количества решений задачи, оригинальность — порождение редко встречающихся решений задачи, гибкость — порождение решений, относящихся к различным категориям.

Наиболее известны задания, разработанные Э.П. Торренсом, позволяющие оценивать: количественные показатели (беглость — количество предложенных идей, гибкость — количество категорий); качественные стороны творческого процесса (оригинальность — частота возникновения идей в изученной выборке; разработанность продукта — способность детализировать идеи). К достоинствам данной группы методик относится то, что они изучают наиболее важные способности. К недостаткам данной группы методик относят то, что данные методики достаточно громоздки при исследовании.

Резюмируя все вышеперечисленное, для оценки креативного мышления, в современных исследованиях получила  распространение данная группа методик, большинство из которых валидизированно и стандартизировано, в том числе и на российской выборке.

Методики на инсайт и отдаленные ассоциации. Инсайтные задачи разработали Р. Штернберг [27], Ж. Девидсони др.; тесты на ассоциации между словами и предметами — С.П. Довгань, Е. Шифф, Л. Уэльси др. тесты на метафоры — Ф. Баррон; тест на отдаленные ассоциации — С.А.Медник. К достоинствам данной группы методик относят то, что данные тесты не громоздки, дают количественные показатели, позволяющие сравнивать людей. К недостаткам данной группы методик относят то, что они измеряют лишь одну из сторон креативного мышления.

Конативные аспекты креативного мышления (оценки личностных черт, когнитивных стилей, мотивации).

Н.Г. Каф, М. Тан, Н. Ли, Л. Харт, Е. Григоренко, С. Морг, А. Катаи, М. Гроссникл, С Эррато [30] предлагают использовать личностные опросники для построения профиля креативного мышления личности, выбирая такие профили, которые являются важными для креативного мышления в определенной сфере деятельности [30].

Оценка творческой деятельности человека. Например, научные руководители обучающихся могут оценивать креативное мышление по идеям, высказанным в работах. У данного метода есть достоинства (можно оценить потенциальные возможности в креативном мышлении; если оценки креативного мышления систематизировать, то они могут давать надежные и валидные результаты) и недостатки (это субъектизизм и личностная заинтересованность эксперта, поскольку научный руководитель является заинтересованным лицом).

Объективные критерии оценки творческих достижений — оценка креативного мышления по количеству творческих продуктов, созданных за определенный период времени (научные статьи, скульптуры, картины, литературные произведения, музыкальные сочинения и др.) [13; 19; 26]. У данного подхода есть как достоинства, так и недостатки (субьективизм оценки, обусловленный вкусами исследователя, общества; количество работ не всегда может быть переведено в качество).

Десятая классификация. Компонентный подход. Т.М. Амабиле [14] разработал следующую модель:

— мотивация — создание настроя для включения в процесс решения проблемы;

— компетентности — знания, умения, навыки;

— когнитивные процессы — обеспечение познания окружающего мира.

Концепция креативного мышления в рамках школы Я.А Пономарева Д.В. Ушакова [2; 9] включает в себя следующие компоненты: логический — нет доступа к своему интуитивному опыту; интуитивный — сознательный контроль и рефлексия своих действий, как правило, отсутствуют; креативный — основанный на сотрудничестве интуитивных и логических процессов. Интуиция позволяет открывать новые идеи, а логика помогает их оформлять.

Одиннадцатый подход реализуется на основе различий между креативным и некреативным (алгоритмизированным, логическим процессом) [4; 15; 17]. Рассмотрим данный подход более подробно:

— этапы достижения цели четко определены при креативном процессе (КП), а при некреативном подходе (НКП) мышление осуществляется по шаблонам;

— используется дивергентное и конвергентное мышление при КП, а при НКП в основном конвергентное;

— при КП осуществляются интенсивная обработка информации, повышенное внимание, дивергентное и конвергентное мышление, а при НКП используется шаблонный алгоритм;

— при КП информация реорганизуется и ассоциируется, а при НКП  используется по шаблону.

Данный подход интересен в своем различении процессов креативного и логического мышления, проявляющихся в деятельности субъекта при осуществлении креативного мышления.

Двенадцатый подход. Компенсация недостаточно развитых одних компонентов креативного мышления другими хорошо развитыми. Например, высокий уровень настойчивости может компенсировать невозможность выражать свои мысли открыто. Данный подход интенсивно развивался в рамках специальной, клинической и патопсихологической психологии. В указанных науках получены данные о том, что при дисфункциях или нарушениях некоторых функций может происходить их компенсация за счет интенсивного развития других, замещающих, функций креативного мышления. Например, при потере зрения выпадающая функция (зрение) может компенсироваться за счет обострения обоняния, осязания, слуха. Б.В. Зейгарник [5] высказывает мысль о важном значении патопсихологии для понимания сущности и развития когнитивных процессов в норме, изучаемых в рамках общей психологии.

Тринадцатый подход. Нейропсихологический подход разрабатывается в настоящее время Х. Цяо, К. Лу, Дж. Тэн, З. Гао, Н. Хао [24] и другими учеными. Интересный взгляд в рамках данного подхода у К.В. Анохина[1], который применяет целостный подход к изучению креативного мышления, развивая концепцию с точки зрения строения и функционирования мозга, называя структуру креативного мышления когнитомом. Данный подход позволяет объединить психологические и физиологические процессы, протекающие при креативном мышлении. В качестве ограничений данного подхода стоит отметить сложность организации изучения креативного мышления с использованием данного метода. Используется специализированная дорогостоящая и сложная аппаратура, опасные для жизни и здоровья методы исследования (из-за токсичности химических соединений, используемых в экспериментах; необходимости снимать показания активности нейронов, в том числе и с коры головного мозга, а это может вызывает риски инфекционного заражения или повреждения систем мозга; малые размеры и громадное количество задействованных ансамблей нервных клеток, которые не всегда одни и те же при креативном мышлении, так как. обстоятельства, состояния и др. параметры сложно точно повторить при исследовании креативного мышления).

Четырнадцатый подход. Развитие креативного мышления в рамках теории самоактуализации (основные идеи заложены А. Маслоу [8] и продолжателями его идей). Важные достижения при изучении креативного мышления:

— при достижении высокого уровня самоактуализации личность становится спонтанной, независимой от низших потребностей;

— классическая пирамида потребностей (характерная и для лиц, не обладающих высокими уровнями креативного мышления) может перевертываться и в качестве базовых потребностей личности  у лиц с высоким уровнем креативного мышления становятся потребности в самоактуализации;

— возможен переход креативного мышления из потенциального (готовность к проявлению или творческий потенциал) в актуальное состояние (проявление характеристик креативного мышления в соответствующем виде деятельности).

Важное достижение данного подхода в том, что при развитии креативного мышления можно работать не только с низшими уровнями самоактуализации личности (как принято в психодинамическом подходе), но и с высшими уровнями самоактуализации, при необходимости оказывая поддержку в развитии высокого уровня самоактуализации; также при формировании креативного мышления важно не забывать про нравственные ценности (чувство долга, ответственности перед обществом) и смысла жизни.

В качестве недостатков данного подхода хотелось бы отметить недостаточный учет когнитивной (в основном знаниевой) и эмоциональной сфер личности, которые в креативном мышлении также могут выполнять важную роль.

Только в единстве развития всех структурных компонентов креативного мышления (знания, умения, навыки, потребности, мотивы, эмоции, смысловые образования и личностные характеристики) развитие креативного мышления будет протекать более гармонично, целостно и эффективно.

Заключение

На основе анализа литературы можно сделать вывод о том, что современному обществу необходимо иметь как можно больше членов общества, которые обладают высоким уровнем развития креативного мышления.

В современной науке существует разделение труда, каждый ученый занимается в своей области, направлении науки, научной школе, а также исследователи подвержены влиянию трендов, задаваемых, например, американской парадигмой исследования. В результате собираются громадные массивы данных, современные технологии предоставляют широкие возможности в направлении сбора, хранения и обработки данных. Но, несмотря на присутствие глобальных массивов данных, из-за фасеточного рассмотрения явлений возникают большие сложности в понимании целостной структуры креативного мышления.

Несмотря на многообразие различных подходов [5; 9] к исследованию креативного мышления, во многих из них изучаются отдельные компоненты креативного мышления, наиболее важные с точки зрения конкретного автора, и существует дефицит подходов и моделей, изучающих креативное мышление в целостности.

Для успешного развития креативного мышления у различных членов общества необходимо проанализировать наработки предшественников, что мы и постарались сделать. Нами были рассмотрены и проанализированы следующие подходы и концепции к пониманию креативного мышления:

— по признаку, с которым связано и который оказывает влияние на формирование креативного мышления;

— по парадигме, которая определяет сущность в понимании креативного мышления;

— по историческим эпохам, показывающим какой вклад культура внесла в формирование понятия креативного мышления;

— по сущностным основаниям, лежащим в выделении креативного мышления, например, существует философское, социологическое и др. понимание креативного мышления;

— по типологии творческих достижений, позволяющей рассмотреть различные уровни проявления креативного мышления;

— по подходам, в рамках которых рассматривается креативное мышление;

— на основе изучения особенностей процесса креативной деятельности, позволяющих лучше понять процессы, протекающие в креативном мышлении;

— по развивающим практикам (основное внимание представители данного подхода уделяют практической составляющей феномена креативного мышления, часто не углубляясь в понимание сущности данного феномена);

— по приверженности главному фактору, оказывающему основное влияние на креативное мышление; при этом не отрицается существование и других факторов, определяющих креативное мышление, но считается незначительной роль этих факторов, в силу чего ими можно пренебречь, относя их к погрешностям измерения;

— компонентный подход позволяет выстроить некоторую систему в изучении креативного мышления, не утопая в деталях и не отвлекаясь на частные случаи;

— различение между креативным и некреативным мышлением позволяет лучше понять структуру главных факторов, оказывающих и не оказывающих влияние на креативное мышление;

— компенсационный подход — неразвитость одного компонента может вызывать гиперкомпенсацию в развитии другого компонента креативного мышления;

— нейропсихологический (когнитомный) подход рассматривает структуру и функционирование мозга при креативном мышлении личности;

— самоактулизационный (акмеологический) подход позволяет обратить внимание на то, что высокие уровни самоактуализации (нравственного развития или акме) могут оказывать влияние на структуру креативного мышления.

Также хотелось отметить, что интересные данные в области целостного понимания структуры креативного мышления накоплены в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского, разрабатываемой преимущественно отечественными психологами, которые мы планируем отдельно рассмотреть в последующих наших публикациях. Также требуют отдельного рас­смотрения разработки в когнитивных науках в рамках виртуальной и дополненной реальности.

В данной работе мы постарались рассмотреть основные подходы и концепции креативного мышления, разработанные в зарубежной и частично в отечественной психологии.

Литература

  1. Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности имени И.П. Павлова. 2021. Том 71. № 1. С. 39—71. DOI:10.31857/S0044467721010032
  2. Белова С.С. Креативность и управляющие функции: обзор зарубежных дифференциально-психологических исследований // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 4. С. 44—54. DOI:10.17759/jmfp.2021100404
  3. Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 92—103. DOI:10.17759/pse.2022270108
  4. Григорьев А.А., Сугоняев К.В. Динамика генерального фактора интеллекта и научный прогресс в XVIII—XX веках // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2022. Том 7. № 1(25). С. 28—46. DOI:10.38098/ipran.sep_2022_25_1_02
  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Юрайт, 2022. 367 с.
  6. Зиренко М.С., Корнилова Т.В. Толерантность к неопредёленности, интеллект и личностные черты: Кросс-культурное исследование российских и американских студентов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 1. С. 20—31. DOI:10.18384/2310-7235-2021-1-20-31
  7. Козьяков Р.В. Основные подходы к развитию профессионального креативного мышления [Электронный ресурс] // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сб.статей Международной научно-практической конференции: Новосибирск, 27 февраля 2022 г. / Под ред. А.А. Сукиасяна. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2022. С. 154—157. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48031556&selid=48031672 (дата обращения: 25.10.2022).
  8. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики / Под ред. Н. Римицан. СПб.: Питер, 2022. 444 с.
  9. Новые подходы в исследованиях творческого мышления: от феноменологии инсайта к объективным методам и нейросетевым моделям [Электронный ресурс] /Б.М. Величковский, Г.Г. Князев, Е.А. Валуева, Д.В. Ушаков // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 3—16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39207105 (дата обращения 13.10.2022)
  10. Рубцов В.В., Кудрявцев В.Т. Мыслить по Выготскому // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17. № 3. С. 160—161. DOI:10.17759/chp.2021170320
  11. Холодная М.А. «Эффект расщепления» показателей креативности // Психология творчества и одаренности: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Москва, 15—17 ноября 2021 года: В 3-х частях. в 3-х ч. Ч. 1 / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Ассоциация технических университетов, 2021. С. 14—18. DOI:10.53677/9785919160441_14_18
  12. Acar S., Burnett C., Cabra J.F. Ingredients of creativity: Originality and more // Creativity Research Journal. 2017. Vol. 29. № 2. P. 133—144. DOI:10.1080/10400419.2017.1302776
  13. Agnoli S., Corazza G.E., Runco M.A. Estimating creativity with a multiple-measurement approach within scientific and artistic domain // Creativity Research Journal. 2016. Vol. 28.№ 2. P. 171—178. DOI:10.1080/10400419.2016.1162475
  14. Amabile T.M. In Pursuit of Everyday Creativity // Journal of Creative Behavior. 2017. Vol. 51. № 4. P. 335—337. DOI:10.1002/jocb.200
  15. Besemer S.P., O’Quin K. Creative product analysis: Testing a model by developing a judging instrument // Frontiers of creativity research: Beyond the basics. / S. Isaksen. N.Y, Buffalo: Bearly Ltd., 1987. P. 341—357.
  16. Cooperation makes a group be more creative / K. Lu, H. Xue, T. Nozawa, N. Hao // Cerebral Cortex. 2019. Vol. 29. № 8. P. 3457—3470. DOI:10.1093/cercor/bhy215
  17. Corazza G.E., Lubart T. Intelligence and creativity: Mapping constructs on the space-time continuum // Journal of Intelligence. 2021. Vol. 9. № 1. P. 1—27. DOI:10.3390/jintelligence9010001
  18. Creative, antagonistic, and angry? Exploring the roots of malevolent creativity with a Real World idea generation task / C.M. Perchtold-Stefan, A. Fink, C. Rominger, I. Papousek // The Journal of Creative Behavior. 2020. Vol. 55. № 3. P. 710—722. DOI:10.1002/jocb.484
  19. Doyle C.L. Commentary: A neurodynamic perspective on musical enjoyment: The role of emotional granularity // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 457. 3 p. DOI:10.3389/fpsyg.2018.00457
  20. Enhancing creativity: Proper body posture meets proper emotion / N. Hao, H. Xue, H. Yuan, Q. Wang, M.A. Runco // Acta Psychologica. 2017. Vol. 173. P. 32—40. DOI:10.1016/j.actpsy.2016.12.005
  21. Gardner H. Creativity: An interdisciplinary perspective // Creativity Researh Journal. 1988. Vol. 1. № 1. P. 8—26. DOI:10.1080/10400418809534284
  22. Kapoor H., Kaufman J.C. Unbound: The Relationship Among Creativity, Moral Foundations, and Dark Personality // The Journal of Creative Behavior. 2022. Vol. 56. № 2. P. 182—193. DOI:10.1002/jocb.523
  23. Mercier M., Lubart T. The effects of board games on creative potential // Journal of Creative Behaviorthis. 2021. Vol. 55. № 3. P. 875—885. DOI:10.1002/jocb.494
  24. Middle occipital area differentially associates with malevolent versus benevolent creativity: An fNIRS investigation / X. Qiao, K. Lu, J. Teng, Z. Gao, N. Hao // Social Neuroscience. 2022. Vol. 17. № 2. P. 127—142. DOI:10.1080/17470919.2022.2038261
  25. Mohammed A.R., Lyusin D., Kosonogov V.V. Expressive suppression versus cognitive reappraisal: effects on self-report and peripheral psychophysiology // International Journal of Psychophysiology. 2021. Vol. 167. P. 30—37. DOI:10.1016/j.ijpsycho.2021.06.007
  26. Navigating creative paradoxes: Exploration and exploitation effort drive novelty and usefulness Psychology of Aesthetics / L.M. Steele, J.H. Hardy, E.A. Day, L.L. Watts, M.D.Mumford // Creativity and the Arts. 2021. Vol. 15(1). P. 149—164. DOI:10.1037/ACA0000236
  27. Sternberg R.J. Creativity from Start to Finish: A «Straight-A» Model of Creative Process and Its Relation to Intelligence // Journal of Creative Behavior. 2020. Vol. 54. № 2. P. 229—241. DOI:10.1002/jocb.223
  28. The Construct Validity of Creativity: Favor of Novelty as the Basis for Creativity / N. Pichot, E. Bonetto, J.B. Pavani, R.W. Weisberg // Cretivity Research Journal. 2022. Vol. 34. № 1. P. 2—13. DOI:10.1080/10400419.2021.1997176
  29. The effects of religious orientations on malevolent creativity: Role of positive emotions and spiritual intelligence / A. Khorakian, D. Hemsworth, M. Jahangir, Y. Maharati, E.S. Bagherpour, J. Muterera // Creativity Research Journal. 2020. Vol. 32. № 4. P. 421—430. DOI:10.1080/10400419.2020.1818491
  30. Using technology for the efficient and precise assessment of cognitive skills in countries with limited standardized assessment instruments: a report on the case of Saudi Arabia / M. Tan, N. Li, L. Hart, E. Grigorenko, C. Mourgues, A. Qataee, M. Grossnickle, C. Errato // Applied Sciences (Switzerland). 2022. Vol. 12. № 3. Article ID 1617. 15 p. DOI:10.3390/app12031617
  31. Why social threat motivates malevolent creativity / M. Baas, M. Roskes, S. Koch, Y. Cheng, C.K.W. De Dreu // Personality & Social Psychology Bulletin. 2019. Vol. 45. № 11. P. 1590—1602. DOI:10.1177/0146167219838551

Информация об авторах

Козьяков Роман Валерьевич, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры управления следственными органами и организации правоохранительной деятельности, Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Московская академия Следственного комитета Российской Федерации», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1876-9999, e-mail: kozyakovpoman@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1722
В прошлом месяце: 167
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 493
В прошлом месяце: 52
В текущем месяце: 1