Введение

35

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Получена: 01.10.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Екимова В.И., Литвинова А.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 5–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2023_n3/Ekimova_Litvinova (дата обращения: 09.05.2024)

Подкаст

Полный текст

Тематический выпуск «Психологическая безопасность в современном мире» журнала «Современная зарубежная психология» посвящен обзору и анализу результатов теоретических, прикладных и эмпирических исследований проблемы психологической безопасности в сложных жизненных и экстремальных ситуациях, полученных зарубежными и отечественными учеными.
Целью выпуска является представление различных подходов к пониманию феноменов психологической безопасности личности и окружающей среды, факторов, обеспечивающих безопасное существования человека и риск-факторов его нарушения, активно обсуждаемых в современных зарубежных публикациях. Важно отметить большое значение данной проблематики для современной науки и практики, ее междисциплинарный характер и в тоже время недостаточную разработанность. Авторами статей анализируются результаты исследований психологической безопасности в контексте психологического и эмоционального благополучия, биопсихологического возраста, дезадаптивных состояний, психического здоровья. Представлен также диагностический инструментарий, разработанный для исследования психологической безопасности, и технологии, а также методы оказания психологической помощи различным группам населения при ее нарушении.
Статьи тематического выпуска выполнены независимо друг от друга, исходя из научных интересов авторов, их научных школ и целей научно-исследовательской работы, однако связаны между собой через общий объект исследования — психологическую безопасность. Каждая из статей вносит свой вклад в понимание сложной системной организации компонентов, ресурсов, рисков и угроз психологической безопасности человека в современном мире.
В статье «Анализ зарубежных подходов к изменению организационной субкультуры в результате длительного пребывания сотрудников в экстремальных условиях» авторы (Петров В.Е., Марьин М.И., Зинатуллина А.М., Сечко А.В.) определяют основные направления исследований организационной субкультуры под воздействием экстремальных условий деятельности в зарубежной психологии. Это изучение проблем взаимосвязи экстремальных условий деятельности и организационной субкультуры, оценка влияния фактора экстремальности на субкультуру, личностные особенности и поведение сотрудников. Они отмечают, что в зарубежных подходах к изучению организационной субкультуры в сфере экстремальных профессий преобладают негативные оценки влияния экстремальных факторов на организационную субкультуру, как то: императивные формы межличностного общения, возрастная дискриминация, харассмент, личностное дистанцирование, сплочение служебного коллектива на негативной основе, употребление алкоголя как протектора стресса. Авторы делают выводы о том, что зарубежные подходы существенно отличаются от отечественных, которые традиционно основаны на ценностно-смысловых отношениях в межличностном общении и во внутриорганизационном взаимодействии, что позволяет рассматривать организационную субкультуру как фактор психологической безопасности сотрудников, выполняющих профессиональные задачи в экстремальных условиях.
В статье «Проблемы внедрения антистресс-технологий в систему профессиональной деятельности специалистов» авторы — Розенова М.И., Огнев А.С., Екимова В.И., Кокурин А.В., — провели анализ международного опыта реализации антистресс- и здоровьесберегающих программ и выделили четыре подхода к их внедрению: посредством организации условий профессиональной среды; путем обучения и подготовки специалистов; в процессе коррекции у них состояний и последствий стресса; в ходе интеграции личностных свойств и формирования здорового образа жизни. Предложенная авторами трехуровневая инструментальная концепция применения методов работы со стрессами в контексте стратегического самоопределения, распределения ресурсов и снятия физиологического дискомфорта обогащает возможности использования антистресс-технологий для обеспечения психологической безопасности профессиональной деятельности специалистов, повышения их общего адаптационного потенциала, способности к длительной, продуктивной и качественной трудовой и жизненной активности.
Авторы статьи «Концептуальные подходы и методы диагностики психологической безопасности за рубежом» — Кисляков П.А. и Шмелева Е.А. — проанализировали проблему оценки психологической безопасности и безопасности общества, включающей как субъективное оценивание индивидом опасности/безопасности его взаимодействия со средой, так и социальные нормы, ценности и запросы социальной ситуации и требования общества. Развернутый обзор зарубежных концепций, методов диагностики, сопровождаемый примерами валидизации и использования методик оценки психологической безопасности по таким показателям, как потребность в безопасности и ценность безопасности, психологическая безопасность личности, психологическая безопасность в организационном контексте, будет интересен ученым и практикам для проведения эмпирических исследований по данной проблематике.
Психологическая безопасность как действенный фактор снижения преждевременного старения и повышения качества жизни человека рассматривается в статье «Влияние разных видов стресса на биопсихологический возраст: обзор современных исследований» Финогеновой Т.А., Березиной Т.Н., Литвиновой А.В., Рыбцова С.А. В ней проанализированы психологические причины повышения биологического возраста относительно календарного и ускорения иммунологического старения, связанные с разными видами стресса: боевым, кумулятивным, профессиональным, пенсионным и другими — у различных категорий населения.
В современных исследованиях психологическое и эмоциональное благополучие обычно рассматривают как компоненты психологической безопасности детей и родителей. В статье «Проблема психологического и эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей в современных зарубежных исследованиях» Иванова Е.В. и Шаповаленко И.В. анализируют направления зарубежных исследований психологического и эмоционального благополучия детей, а также взаимосвязи эмоционального благополучия детей и жизнестойкости их родителей. Анализируя публикации за период с 2018 по 2023 гг., авторы определяют основные тенденции в исследовании и понимании психологического благополучия детей и его отличия от эмоционального благополучия, а также содержательные характеристики этих феноменов у детей разных возрастов. На основе обширного эмпирического материала зарубежных исследований делается вывод о важном вкладе родительской и семейной жизнестойкости в эмоциональное благополучие детей.
В статье «Соматические проявления при посттравматическом стрессовом расстройстве: обзор зарубежных исследований» авторы (Храмов Е.В., Деулин Д.В., Котенев И.О., Пахалкова А.А.) обсуждают результаты современных зарубежных работ, направленных на выявление широкого спектра соматических проявлений и дисфункций, непосредственно связанных с посттравматическим стрессовым расстройством. В них установлено, что посттравматическое стрессовое расстройство сопровождается обширным и разнообразным набором соматических и психосоматических нарушений различной нозологии, показаны взаимосвязи ПТСР с сердечно-сосудистыми заболеваниями, неврологическими расстройствами и вегетативными дисфункциями. В завершение статьи авторы поднимают актуальный вопрос: имеет ли место наследственная предрасположенность при формировании ПТСР и является ли ПТСР пусковым механизмом в развитии каких-либо соматических патологических проявлений, — приглашая к дискуссии коллег, занимающихся данной проблематикой.
Ключевой стратегией достижения психологической безопасности в стрессовой ситуации является повышение психологической устойчивости личности, в связи с чем определенный интерес представляет статья Т.А. Шмариной «Аутентичность личности и парадокс устойчивости к травматическому стрессу: обзор исследований». Автор раскрывает потенциальную ценность изучения аутентичности в контексте устойчивости к травматическому стрессу и обосновывает свои предложения по повышению эффективности исследований данной проблемы, в которых обосновывается необходимость отказа от рассмотрения устойчивости как черты личности в пользу определения устойчивости как процесса гибкой саморегуляции; рассмотрения поведения в модели нелинейного взаимодействия параметров личности и ситуации; ориентации при выборе детерминант и коррелятов устойчивости на интегративные черты личности, например аутентичность.
Социальные и психопатологические последствия самообъективации, провоцирующие нарушения психического здоровья, рассмотрены Польской Н.А. и Новиковой Я.Д. в статье «Самообъективация, социальные сети и психическое здоровье», которые могут рассматриваться как факторы угрозы психологической безопасности личности. В работе обсуждаются основные положения концепции самообъективации, роль социальных сетей в развитии самообъективации, негативные последствия самообъективации, включающие нарушения пищевого поведения, депрессию, причинение себе намеренного физического вреда, несуицидальное самоповреждающее и суицидальное поведение. Авторы полагают, что улучшение связи с собственным телом, его принятие и интеграция телесного опыта могут в некоторой степени снижать как риск самообъективации, так и связанные с ней нарушения психологического функционирования.
Статья «Эмпатия в межличностных отношениях учащихся как фактор психологической безопасности» Крушельницкой О.Б., Анисимовой Е.В. посвящена анализу состояния проблемы психологической безопасности обучающихся в системе образования и ее связи с развитием их эмпатических способностей в зарубежной психологии. В ней представлены характеристики и компоненты психологической безопасности образовательной среды и личности, показаны их непосредственные связи с эмпатией и эмпатическими способностями обучающихся. Обобщая результаты исследований, авторы утверждают, что внедрение интегрированных образовательных программ будет способствовать повышению психологического благополучия, психического здоровья, личной психологической устойчивости и психологической безопасности обучающихся разных возрастов.
В статье «Чат-бот как способ поддержки жертв школьной травли» авторы Роговец А.Ю., Мазуркевич А. Суворова И.Ю., Винник М., Приходько А.А. раскрываются возможности применения антибуллинговых технологий для профилактики кризисных состояний жертвы и связанных с ними нарушений психологической безопасности. Описывается история возникновения и использования чат-ботов в психотерапии для поддержки, выявления и предотвращения нарушений поведения. Авторы предлагают собственную версию чат-бота, основанную на принципах когнитивно-поведенческой терапии и направленную на обеспечение первой психологической помощи пострадавшим. На основании проведенного исследования высказывается предположение, что использование чат-бота может помочь снизить уровень эмоционального напряжения у жертв школьной травли.
В статье «Is it okay to be not okay? Обзор исследований отношения к людям с психическими расстройствами» Романова М.О. анализирует важную проблему современного общества — проблему индивидуальных и социальных последствий стигматизации людей с психическими расстройствами. Автор приводит результаты современных зарубежных исследований, посвященных стигматизации людей с психическими расстройствами и ее негативным последствиям, определяет важнейшие компоненты стигматизации, одним из которых является исключение их из жизни общества и дискриминация в различных ее проявлениях. Стигматизация и дискриминация часто приводят к самостигматизации, что значительно ухудшает симптомы расстройства, уменьшает шансы людей на успешную реабилитацию и реинтеграцию в общество и может рассматриваться как угроза психологической безопасности для людей с психическими расстройствами.
Мы надеемся, что этот выпуск журнала позволит читателям углубить и расширить имеющиеся представления о многообразии теоретических подходов к исследованию и структурных компонентах психологической безопасности личности и среды жизнедеятельности человека, о диагностическом инструментарии выявления рисков и угроз ее нарушения, а также о ресурсах и технологиях оказания адресной психологической помощи различным группам населения.

Информация об авторах

Екимова Валентина Ивановна, доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1480-3571, e-mail: iropse@mail.ru

Литвинова Анна Викторовна, кандидат психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6783-3144, e-mail: annaviktorovna@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 82
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 35
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0