Введение

19

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Получена: 15.03.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Григоренко Е.Л., Недошивина Ю.С., Стрельцова А.В. Введение [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2024. Том 13. № 1. С. 5–9. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2024_n1/1 (дата обращения: 11.05.2024)

Полный текст

На русском языке
Тематика статей в этом выпуске охватывает широкий спектр тем, областей, методов и особенностей современного ландшафта международных психологических исследований. Рассматривая их в совокупности можно обратить внимание, что они складываются в красочную мозаику теоретических и эмпирических исследований, которые иллюстрируют разнообразие проблем и подходов в психологии. Цель специального выпуска — осветить поле психологических исследований, сосредоточившись на тех его областях, которые по тем или иным причинам недостаточно изучены российскими психологами. В сборнике намеренно представлены разноплановые исследования, благодаря чему специалисты разных направлений в психологии смогут найти в нем что-то интересное для себя.
Выпуск открывается статьей С.Д. Сухорукова и коллег, в которой авторы обращаются к проблематике клинической психологии. В своей статье они поднимают вопрос о качестве проведения сессий в психотерапии и консультировании. Несмотря на то, что клиническая психология — одно из старейших направлений психологии, которое восходит к теории психоанализа Фрейда, на сегодняшний день по-прежнему остается нерешенным один из самых давних вопросов: как оценить качество каждой отдельной сессии и итоговый результат всего процесса в целом. Авторы берутся за решение данной проблемы, предлагая нарративный литературный обзор распространенных методов, при помощи которых возможно осуществить такую оценку. В частности, авторы обсуждают структуру, применение, психометрические свойства, сильные и слабые стороны существующих методов и дают рекомендации по их использованию для изучения качества сессий. Авторы подчеркивают то, что уже известно, но по-прежнему нуждается в исследовательском внимании: качественные терапевтические и консультативные сессии основаны на доверительных отношениях, в которых специалист (терапевт или консультант) демонстрирует понимание самодостаточности клиента и избегает навязывания своих убеждений или действий.
Понятие доверительных отношений, также известное как терапевтический альянс, более подробно рассматривается на примере экспозиционной терапии, которая изучена в статье Г.В. Орешиной и М.А. Жуковой. Этот вид терапии доказал свою эффективность в преодолении тревоги и связанных с ней трудностей у детей. Тем не менее, в Российской Федерации он пока не получил широкого применения, и, как отмечают авторы, на сегодняшний момент нет исследований его эффективности, которые были бы проведены с участием российских детей. Г.В. Орешина и М.А. Жукова сделали первый шаг к такому исследованию. Они представили данные наблюдений о динамике симптомов тревоги в единичном случае, восприятии и переживании альянса психологом и межличностной синхронизации на поведенческом уровне. Было рассмотрено взаимодействие между психологом и клиентом во время интенсивной пятидневной экспозиционной терапии при работе с детской тревожностью. Авторы демонстрируют, что высокие показатели альянса и его позитивная динамика были связаны со снижением симптомов тревоги. Полученные в исследовании результаты согласуются с положениями, представленными в обзоре С.Д. Сухорукова и коллег.
А.Р. Воднева и коллеги расширяют исследования межличностной синхронизации и исследуют их в контексте наставнических отношений. Они анализируют литературу о межличностной синхронизации в рабочей среде на примере наставничества, . Авторы отмечают, что эта литература довольно ограничена по количеству. Исследователи утверждают, что одним из важных факторов как для наставничества, так и для синхронизации является эмпатия. Были приведены эмпирические данные о вкладе эмпатии в невербальную синхронизацию в диадах наставник-наставляемый. Результаты эмпирического исследования указывают на то, что когнитивная эмпатия улучшает понимание наставляемым невербальных сигналов наставника и способствует межличностной синхронизации, Данный результат имеет практическое значение, поскольку может быть использован в программах наставничества для подбора пар, так как предыдущие исследования показали, что синхронизированные диады более успешны в достижении общих целей.
И.О. Ткаченко и коллеги привносят в мозаику выпуска новые краски, уделяя внимание неизменно сложной проблеме оценивания и измерения. В частности, авторы рассматривают проблему измерения сложных латентных конструктов, которая состоит в их многомерности и многогранности. Авторы иллюстрируют эту проблему и приводят данные большой выборки учащихся средней школы в которой исследовалась взаимосвязь между результатами, временем и действиями в ходе компьютерного тестирования для оценки цифровой грамотности. В статье приводится пример задания из данного теста, а также детали анализа, которые включают описание итоговой модели и различных этапов аналитических процедур.
Р.С. Романова и О.И. Таланцева продолжают обсуждение важности оценки и измерения, представляя краткий обзор понятия и теорий интеллектуального развития детей и взрослых с диагнозом расстройства аутистического спектра (РАС). Гетерогенность манифестации РАС в целом и разнообразие уровня интеллектуального функционирования у людей с РАС в частности поразительны. Фактически, диапазон описанных в литературе случаев затрагивает широкий диапазон: от глубокой умственной отсталости до интеллектуальной одаренности. Важно отметить, что в отличие от случаев с другими расстройствами развития, проявление РАС характеризуется отсутствием особых когнитивных профилей; фактически, при аутизме возможен любой уровень IQ. Авторы подчеркивают важность оценки уровня интеллектуального функционирования при РАС, поскольку это один из лучших предикторов прогноза жизненного маршрута. Однако в Российской Федерации это нетривиальная задача, особенно потому, что способы оценки уровня IQ недостаточно развиты и мало применяются на практике.
Н. Осман и коллеги вновь обращаются к проблеме тревоги, но теперь уже у взрослых и не с точки зрения терапии, а с точки зрения этиологии. Они представляют исследование, которое демонстрирует широкую область междисциплинарных подходов к изучению генетических основ комплексных психиатрических фенотипов. В данном исследовании используется так называемый подход «ген-кандидат», при котором один или несколько генов, функции которых известны, отбираются для исследования в качестве предполагаемых источников индивидуальных различий на генетическом уровне. В свою очередь они способствуют индивидуальным различиям на поведенческом уровне. В данном конкретном случае выбранные фенотипы — ситуативная и личностная тревожность, а выбранные гены — ген нейротрофического фактора мозга (BDNF) и ген аденозинмонофосфат-дезаминаза 1 (AMPD1). Причем каждый из генов представлен только одним полиморфизмом. Авторы знакомят читателя с обоснованием выбора фенотипов и генов-кандидатов, уточняют детали сбора и генерации данных, представляют результаты и формулируют выводы, с целью предоставления деталей своего протокола для использования другими исследователями.
Г.В. Хафизова и коллеги переключают внимание читателей на исследования с использованием животных. Они изучают модели, которые применяются при изучении последствий сложных жизненных обстоятельств, таких как, например, пережитый в раннем возрасте стресс. Эти модели широко используют в областях психологии, связанных с понятием гипотезы развития здоровья и болезней (developmental origin of health and disease, DOHD). Гипотеза DOHD постулирует, что раннее детство имеет огромное значение для последующего развития человека, поскольку именно в этот период закладываются основы физического и психического здоровья. Г.В. Хафизова и коллеги представляют протокол эксперимента с мышами, в котором детенышей мышей отделяют от матери в ранний период жизни. Затем изучаются последствия этого отделения, которые проявляются в поведении подросших мышат, а также в их физиологии и эпигенетике. Разумеется, реализация этого протокола требует большого внимания к деталям, тщательного подбора оборудования, постановки задач и молекулярных методов анализа; все эти детали подробно описаны с целью возможного воспроизведения экспериментальной процедуры другими исследовательскими коллективами.
А.О. Рогачев и О.В. Сысоева продолжают рассмотрение методологического аппарата психологии и психофизиологии и исследуют функции временного отклика ФВО — метода анализа данных, позволяющего исследовать мозговые механизмы восприятия и обработки естественной речи с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ). ФВО — это метод, используемый для анализа активности мозга, возникающей в ответ на натуралистические стимулы. Он позволяет изучать мозговую активность, связанную с обработкой различных компонентов естественной речи — акустических, фонологических, лексических и семантических, — а также проводить многоуровневый анализ взаимодействий между этими компонентами. Таким образом, исследователи способны моделировать нейронную обработку естественной речи на нескольких иерархических уровнях, и комплексно рассматривают различные речевые предикторы. Авторы делятся с читателями историей создания этого метода и его математическим аппаратом, сравнивают и сопоставляют его с другими методами обработки данных ЭЭГ, а также обсуждают особенности применения ФВО в исследованиях естественной речи и приводят примеры таких исследований.
Статья М.М. Цепелевич и В.В. Большакова завершает этот выпуск рассмотрением теоретических и методологических подходов к изучению когнитивных аспектов спортивного мастерства. Они представляют классификацию этих подходов, используя такие параметры, как рассматриваемый феномен, тип парадигм и объяснение причин когнитивных различий между квалифицированными спортсменами и контрольной группой. Авторы описывают природу когнитивного аспекта спортивного мастерства, на основе рассмотрения специфических спортивных и неспецифических знаний и способностей. Сравниваются экологические и экспериментальные парадигмы, а также обсуждаются критерии для применения выделенных подходов в исследованиях и на практике.
Разнообразие и многоплановость этого сборника впечатляют. Впечатляет и то, что все первые авторы этих работ — молодые ученые, только начинающие работать в области психологии в Российской Федерации. Удачи им в дальнейшей работе!

Информация об авторах

Григоренко Елена Леонидовна, PhD, профессор, заслуженный профессор психологии Хью Рой и Лилли Кранц Каллен, Хьюстонский университет, Хьюстон, Техас, США; ведущий научный сотрудник, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Москва, Россия; профессор и и.о. директора Научного центра когнитивных исследований, Научно-технологический университет «Сириус», ФТ «Сириус», Россия; адъюнкт-профессор, Центр исследований детства и Лаборатории Хаскинса, Йельский университет, Нью-Хейвен, Коннектикут, США; профессор, Медицинский колледж Бейлора, Член редакционных советов журналов «Клиническая и специальная психология», «Экспериментальная психология» и «Психологическая наука и образование», Хьюстон, США, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9646-4181, e-mail: elena.grigorenko@times.uh.edu

Недошивина Юлия Сергеевна, исполнительный директор, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), пгт. Сириус, Россия, e-mail: nedoshivina.ys@talantiuspeh.ru

Стрельцова Анастасия Владимировна, младший научный сотрудник, Научно-технологический университет «Сириус» (АНОО ВО «Университет “Сириус”»), пгт. Сириус, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7508-9543, e-mail: streltsova.av@talantiuspeh.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 21
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 19
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 5