Психологический анализ антипсихологического романа: чтение «Преступления и наказания» Достоевского через призму психоанализа Выготского

527

Аннотация

В данной статье произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» рассматривается как роман, расширяющий границы психологического анализа в литературе. Следуя подходу Л. С. Выготского к психологии искусства, автор намеревается углубиться в структуру романа, чтобы найти уникальную психологическую перспективу, которая заложена в нем. Анализ фокусируется на противопоставлении фрагментации и единства в структуре романа и изображении персонажей, а также на эпилоге как моменте повествования, полностью раскрывающем антипсихологическую природу этого литературного произведения. В статье представлено изображение глубинной реальности, которую невозможно постичь линейным биографическим или научным пониманием личности. Данная глубинная реальность одновременно является уникальной сутью психологии романа, охватывающей метафизическое и духовное царство, в котором Богоявление находит свое значение. Наконец, мы надеемся, что эти аналитические и разумные усилия могут как-то способствовать обогащению контактов с литературой Достоевского, опытом, который сам по себе незаменим.

Общая информация

Ключевые слова: русская литература XIX века, культурно-историческая психология, Ф.М. Достоевский, психология искусства

Рубрика издания: Мировая литература. Текстология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/langt.2020070103

Финансирование. Настоящий документ основан на двух исследовательских проектах, финансируемых Исследовательским фондом Сан-Паулу (FAPESP 07 / 52450-9 и FAPESP 2015 / 17830-1).

Для цитаты: Маркес П.Н. Психологический анализ антипсихологического романа: чтение «Преступления и наказания» Достоевского через призму психоанализа Выготского [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2020. Том 7. № 1. С. 40–48. DOI: 10.17759/langt.2020070103

Литература

  1. Выготский Л.С. Анализ эстетического реакции: Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира и Психология искусства. 2001. М.: Лабиринт. 477 с.
  2. Дергачева И.В. Образы Италии в художественном наследии Достоевского [Электронный ресурс] // Язык и текст. 2019. Том 6. № 4. С. 16–23. doi:10.17759/langt.2019060403
  3. Adorno T. Notes to Literature. 1991. N. Y.: Columbia University Press, 350 p.
  4. Bakhtin M. Problems of Dostoevsky’s Poetics. 1984. M.: University of Minnesota Press, 384 p.
  5. Dauner L. Raskolnikov in search of a soul // Modern Fiction Studies. 1958. Vol. 4. № 3. P. 199-210. URL: www.jstor.org/stable/26277179 (Accessed 19.12.2019).
  6. De Vogüé E.M. Le Roman Russe. 1886. P.: Librairie Plon, 351 p.
  7. Dostoevsky F.M. Crime and Punishment. 1989. L.: W.W. Norton & Company, 704 p.
  8. Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. 1975. P.: Princeton University Press, 383 p.
  9. Kehl M.R. Um romance: Crime e castigo, a vingança deslocada [A Novel: Crime and Punishment, a displaced revenge] // Ressentimento [Resentment]. 2004. S. P.: Casa do Psicólogo, P. 159-172.
  10. Lukácks G. The Theory of the Novel: A Historico-Philosophical Essay on the Forms of Great Epic Literature. 1971. C., M.: The MIT Press, 160 p.
  11. Marques, P.N. Polifonia e Emoções: um estudo sobre a construção da subjetividade em Crime e castigo de Dostoiévski [Polyphony and Emotions: A Study of the Construction of Subjectivity in Dostoevsky’s Crime and Punishment]. Thesis (Master’s Degree in Russian Culture and Literature). 2010. S. P.: University of São Paulo, 324 p.
  12. Ortega y Gasset J. Dostojewsky y Proust. In Obras Completas Tomo III. 1942. B.: Penguin Random House, P. 890-893.
  13. Rahv P. Dostoevsky in “Crime and Punishment” // Partisan Review. 1960. Vol. 27. № 3. P. 393-425.
  14. Rosenshield G. Crime and Punishment: The techniques of the omniscient author. 1978. L.: The Peter Ridder Press, 138 p.
  15. Schnaiderman B. Dostoiévski Prosa Poesia [Dostoevsky Prose Poetry]. 1982. S. P.: Perspectiva, 153 p.
  16. Schnaiderman B. Dostoiévski: a ficção como pensamento [Dostoesky: Fiction as Thought]. In Novaes A. Artepensamento [Art-thought]. 1994. S. P.: Companhia das Letras, P. 241-248
  17. Terras V. Reading Dostoevsky. 1998. W.: The University of Wisconsin Press, 184 p.
  18. Thaden B.Z. Bakhtin, Dostoevsky, and the Status of the “I” // Dostoevsky Studies. 1987. № 8. pp. 199-207.
  19. Todorov T. Genres in Discourse. 1990. N. Y.: Cambridge University Press, 148 p.
  20. Wellek R. Bakhtin’s View of Dostoevsky: “Poliphony” and “Carnivalesque” // Dostoevsky Studies. 1980. № 1. P. 31-41.

Информация об авторах

Маркес Присила Насименто, PhD, научный сотрудник, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7111-6372, e-mail: priscilanm@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1415
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 527
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 4