Нормативный и дескриптивный подходы к определению предмета психологии

Аннотация

Рассмотрены нормативный и дескриптивный подходы к определению предмета психологии. Попытки дать нормативное определение предмета психологии не привели к заметному прогрессу, но позволили зафиксировать позиции различных авторов и сравнить их между собой. Дескриптивный подход объединяет теоретическую и прикладную психологии и может быть реализован с помощью лексического анализа и клиометрического подхода П. Мила, приводит к идее об изменчивости предмета психологии и дает ориентиры для организаторов науки и профессионального психологического образования.

Общая информация

Ключевые слова: предмет психологии, нормативное определение, дескриптивное определение, контекстные факторы, лексический подход, тезаурус, клиометрический подход, П. Мил

Рубрика издания: Многообразие подходов к определению предмета психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Гарбер И.Е. Нормативный и дескриптивный подходы к определению предмета психологии // Методология и история психологии. 2006. № 1. С. 119–131.

Литература

  1. Айзенк Г.Ю. Психология: польза и вред. Смысл и бессмыслица. Факты и вымысел. – Минск, 2003.
  2. Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. – СПб., 2003.
  3. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. – М., 1998.
  4. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001.
  5. Блонский П.П. Психология как наука о поведении // Психология и марксизм. – Л. – М., 1925. – С. 225–229.
  6. Вересов Н.Н., Агафонов А.Ю. «Внутреннее» – это где? // Журнал прикладной психологии. – 2004. – № 3. – С. 64–71.
  7. Вигнер Е. Непостижимая эффективность математики в естественных науках // Этюды о симметрии. – М., 1971.
  8. Войскунский А.Е. Научная информация в психологии: электронные ресурсы. – М., 1997.
  9. Гарбер Е.И. О природе психики. Семнадцать уроков по психологии. – М., 2001.
  10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1988.
  11. Дильтей В. Описательная психология. – СПб., 1996.
  12. Дружинин В.Н. Психология как научная дисциплина // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. – М., 2003. – С. 7–20.
  13. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.
  14. Лакатос И. Методология исследовательских программ. – М., 2003.
  15. Лихи Т. История современной психологии. – СПб., 2003.
  16. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: Период становления психологии как самостоятельной науки. – Ярославль, 1998.
  17. Медков В.М. Демография. – Ростов-на-Дону, 2002.
  18. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение. – М., 2001.
  19. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. – М., 2001.
  20. Общая психология / Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М., 2006.
  21. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Под ред. В.А. Лекторского, В.И. Аршинова. – М., 1985.
  22. Роббер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М., 1988.
  23. Симонов П.В. Предисловие редактора перевода // Мозг. – М., 1982.
  24. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Вопросы психологии. – 2005. – № 4. – С. 3–8.
  25. Смит Н. Современные системы психологии: История, постулаты, практика. – СПб. – М., 2003.
  26. Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. – М., 2003.
  27. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб., 1998.
  28. Юревич А.В. Социальная психология науки. – СПб., 2001.
  29. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1985.
  30. Danziger K. Naming the Mind. How Psychology Found its Language. – London, 1997.
  31. Faust D., Meehl P.E. Using Meta Scientific Studies to Clarify or Resolve Questions in the Philosophy and History of Science // Philosophy of Science. – 2002. – Vol. 69. – P. 185–196.
  32. Friman P.C., Allen K.D., Kerwin M.L.E., Larzelere R. Changes in Modern Psychology: A Citation Analysis of the Kuhnian Displacement Thesis // American Psychologist. – 1993. – Vol. 48. – P. 658–664.
  33. Meehl P. E. Cliometric Metatheory: The Actuarial Approach to Empirical, History based Philosophy of Science // Psychological Reports. – 1992. – Vol. 71. – P. 339–467.
  34. Meehl P.E. Cliometric Metatheory II: Criteria Scientists Use in the Theory Appraisal and why it is Rational to do so // Psychological Reports. – 2002. – Vol. 91. – P. 339–404.
  35. Meehl P.E. Cliometric Metatheory III: Peircean Consensus, Verisimilitude and Asymptotic Method // British Journal for the Philosophy of Science. – 2004. – Vol. 55. – P. 615–643.
  36. Robins R.W., Gosling S.D., Craik K.H. An Empirical Analysis of Trends in Psychology // American Psychologist. – 1999. – Vol. 54. – P. 117–128.
  37. The Life Cycle of Psychological Ideas: Understanding Prominence and the Dynamics of Intellectual Change (Path in Psychology) // T.C. Dalton, R.B. Evans (Eds.). – Plenum Pub Corp, 2003.
  38. Thesaurus of Psychological Index Terms. 10th ed. Washington, 2005.

Информация об авторах

Гарбер Илья Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшего образования Института дополнительного профессионального образования СГУ им. Н.Г. Чернышевского, Саратов, Россия, e-mail: garber@mail.saratov.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1645
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 11