Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного к конкретному в психологической теории С.Л. Рубинштейна

Аннотация

Психологическая теория С.Л. Рубинштейна анализируется в контексте целостной системы его взглядов, онтологии и этики. Автор выделяет центральную проблему концепции С.Л. Рубинштейна – проблему детерминации психического. В статье реконструируются методологическая стратегия решения Рубинштейном проблемы детерминации, а также основные положения его конкретно-психологического анализа. Рассматриваются объяснительные возможности теории отражения в психологии в сопоставлении с конструктивизмом и экзистенциализмом.

Общая информация

Ключевые слова: детерминизм, историзм, теория отражения, метод восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства сознания и деятельности

Рубрика издания: Школа С.Л. Рубинштейна

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Чеснокова А.Г. Детерминизм, историзм и принцип восхождения от абстрактного к конкретному в психологической теории С.Л. Рубинштейна // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 83–98.

Литература

  1. Брушлинский А.В. Самая читаемая отечественная книга по психологии: триумфы, трагедии, парадоксы // Психологический журнал. 2001. № 6.
  2. Гордеева О.В. О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии (на материале трудов С.Л. Рубинштейна) // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1996. № 3.
  3. Гусельцева М.С. Типы методологических установок в психологии // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  4. Зинченко В.П. Психологическая теория деятельности // Вопросы философии. 2001. № 2.
  5. Зинченко В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1. Методология психологии. Ярославль, 2003.
  6. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. М., 1997.
  7. Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы историко-психологического исследования: автореф. дис. д-ра наук. М., 2004.
  8. Петренко В.Ф. Теория отражения, конструктивизм, интуитивизм как методологические парадигмы психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 3. Метод психологии. Ярославль, 2005.
  9. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М., 2003.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  12. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  13. Соколова Е.Е. Плюрализм или методологическое единство? // Ежегодник Российского психологического общества. Специальный выпуск. Т. 1. М., 2005.
  14. Чеснокова А.Г. О методологических принципах психологической науки // Материалы Второй межрегиональной научной конференции по истории психологии. Н. Новгород, 2006.
  15. Чеснокова А.Г. Принцип единства сознания и деятельности и перспективы марксистской методологии в психологии // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 2. М., 2006.
  16. Юревич А.В. Интерпретативные традиции и параметры развития психологической науки // Вопросы психологии. 2005. № 5.
  17. Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал. 2006. № 1.

Информация об авторах

Чеснокова Алла Григорьевна, кандидат психологических наук, научный сотрудник кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: alches@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1396
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2