Социология психологического знания

Аннотация

В статье рассматривается влияние социальных факторов на психологическое знание. Автор выделяет две основные группы таких факторов: а) «внешние», действующие на уровне общества в целом, б) «внутренние», локализованные в психологическом сообществе. По мнению автора, воздействие и тех, и других на научное знание неизбежно, и наиболее рациональной позицией является не «очищение» психологической науки от этого влияния (что невозможно в принципе), а его аналитическая реконструкция, которой и посвящена статья.

Общая информация

Ключевые слова: социальные факторы, психологическое знание, психологическое сообщество, психологическая наука, социальная методология, общество

Рубрика издания: Социальная методология психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Юревич А.В. Социология психологического знания // Методология и история психологии. 2008. № 3. С. 57–72.

Литература

  1. Аллахвердов В.М. Научное исследование как тривиализация обоснованной ахинеи // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под. ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2007. С. 174–194.
  2. Андреева Г.М. О «социологизации» социальной психологии // Социологический журнал. 2003. № 2. С. 12–30.
  3. Арефьев П.Г. Российские интеллектуальные элиты в компьютерных сетях: проблемы интеграции в структуру глобального взаимодействия // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 262–301.
  4. Батыгин Г.С. «Социальные ученые» в условиях кризиса: структурные изменения в дисциплинарной организации и тематическом репертуаре социальных наук // Социальные нау ки в постсоветской России. М., 2005. С. 6–107.
  5. Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 323–340.
  6. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс. М., 1999. С. 138–139.
  7. Климов И.А. Социальный состав и профессиональные ориентации российских обществоведов // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 203–227.
  8. Кольцова В.А. Актуальные проблемы методологии современной отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2007. № 2. С. 5–18.
  9. Корнилова Т.В. Означает ли свободная конкуренция идей отказ от критериев научности в психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 120–129.
  10. Левченко Е.В. Психоанализ и психологическое знание: динамика отображений психоанализа в отечественных учебниках психологии // Методология и история психологии. 2006. Вып. 2. С. 128–137.
  11. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  12. Мазилов В.А. Научная психология: тернистый путь к интеграции // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 1: Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 205–237.
  13. Мангейм К. Идеология и утопия // Утопия и утопическое мышление. М., 1991. С. 113–169.
  14. Мироненко И.А. О концепции предмета психологической науки // Методология и история психологии. 2006. Вып. 1. С. 160–173.
  15. Олешкович В.И. Некоторые подходы к методологии психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 20–36.
  16. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / под. ред. А.Л. Журавлева, А.В. Юревича. М., 2007. С. 119–135.
  17. Петров М.К. Философские проблемы «науки о науке». Предмет социологии науки. М., 2006.
  18. Плюснин Ю.М. Эпистемология и стратегия научного поиска // Наука. Инновации. Образование. М., 2007. С. 74–95.
  19. Прайс Д.Дж., Де С. Тенденции в развитии научной коммуникации – прошлое, настоящее, будущее // Коммуникация в современной науке. М., 1976. С. 93–109.
  20. Рапопорт С.С. Социокультарная компетенция интеллигента и здравый смысл // Социальные науки в постсоветской России. М., 2005. С. 157–180.
  21. Семенов В.Е. Современные методологические проблемы в российской социальной психологии // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 38–45.
  22. Сироткина И.Е., Смит Р. «Психологическое общество»: к характеристике феномена // Психологический журнал. 2006. № 1. С. 114–121.
  23. Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Т. 2: Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 276–291.
  24. Смит Р. История психологии. М., 2008.
  25. Соколова Е.Е. Апология системного монизма // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 15–23.
  26. Турецкий М.И. Шломо Зигмунд Фрейд // Методология и история психологии. 2006. Вып. 2. С. 113–127.
  27. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  28. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  29. Хозиев В.Б. К вопросу о месте консультативного метода исследования в грядущей парадигме психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 1. С. 190–206.
  30. Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М., 1977.
  31. Щедровицкий Г.П. Методологическая организация сферы психологии // Методология и история психологии. 2007. Вып. 3. С. 133–151.
  32. Юревич А.В. «Методологический либерализм» в психологии // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 3–19.
  33. Юревич А.В. Наука при медиакратии // Науковедение. 2002. № 1. С. 69–85.
  34. Юревич А.В. Национальные особенности российской науки // Науковедение. 2000. № 2. С. 9–23.
  35. Юревич А.В. Психология и методология. М., 2005.
  36. Юревич А.В. Перспективы парадигмального синтеза // Вопросы психологии. 2008. № 1. С. 3–15.
  37. Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб., 2001.
  38. Юревич А.В. Социологический анализ психологического сообщества // Психологический журнал (в печати).
  39. Юревич А.В. Типология психологических фактов // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 3–13.
  40. Юревич А.В., Цапенко И.П. Глобализационные процессы в современной российской науке // Российский химический журнал. 2007. Т. LI, № 3. С. 91–98.
  41. Юревич А.В., Ушаков Д.В. Макропсихология как новая область психологических исследований // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 3–15.
  42. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского и М.Г. Ярошевского. М., 1977. C. 7–97.
  43. Balzer H.D. Soviet science on the edge of reform. Boulder, 1989.
  44. Castel R., Castel F., Lovell A. The psychiatric spciety. N. Y., 1982.
  45. Coates J. The next twenty-five years of technology: opportunities and risks // 21-st century technologies: promises and perits of dynamic future. OECD, 1998. P. 33–46.
  46. Hargens L. Using the literature: Reference networks, reference contexts, and the social structure of scholarship // American sociological review. 2000. Vol. 65, December. Р. 31–46.
  47. Karpov Y.V. The Neo-Vygotskian approach to child development. Cambridge, 2005.
  48. Rose N. Powers of freedom: Reframing political thought. Cambridge, 1999.

Информация об авторах

Юревич Андрей Владиславович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, Москва, Россия, e-mail: yurevich@psychol.ras.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1144
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2