Науковедческий анализ научной школы О.К. Тихомирова

Аннотация

В статье рассматривается история становления и развития научной школы, созданной в психологии О.К. Тихомировым. Анализируется соответствие особенностей данного объединения ученых общим характеристикам научных школ, выделенным в науковедении. Представлена исследовательская программа, раскрыты социально-научная ситуация функционирования и психологические признаки научной школы О.К. Тихомирова.

Общая информация

Ключевые слова: научная школа, школа – исследовательский коллектив, направление в науке, исследовательская программа, предметно-логические факторы развития научной школы, социально-научная ситуация функционирования школы, психологические характеристики научной школы, личность главы научной школы

Рубрика издания: Школа О.К. Тихомирова

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Володарская Е.А. Науковедческий анализ научной школы О.К. Тихомирова // Методология и история психологии. 2009. № 4. С. 28–46.

Литература

  1. Азарян А.Г. Регуляционное влияние прошлого опыта субъекта на его творческую деятельность: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  2. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М., 1998.
  3. Анохин П.К. Верю таланту // Наука сегодня / под ред. С.Р. Микулинского. М., 1969. С. 255–260.
  4. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Специфика психологических методов в условиях использования компьютера. М., 1995.
  5. Арестова О.Н. Мотивация мыслительной деятельности в условиях компьютерного психологического эксперимента: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  6. Бабаева Ю.Д. Целеобразование в интеллектуальной деятельности в условиях диалога с ЭВМ: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  7. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 16–28.
  8. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. Т. 19, № 1. С. 89–100.
  9. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. М., 2003.
  10. Бабанин Л.Н. Психологическая методика как предмет общепсихологического анализа // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Вып. 2 / под общ. ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М., 2006. С. 177–202.
  11. Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет в психологическом исследовании // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2003. № 3. С. 79–96.
  12. Белавина И.Г. Применение ЭВМ в режиме диалога для экспериментально-психологического исследования мышления: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981.
  13. Березанская Н.Б. Непроизвольные компоненты целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  14. Бибрих Р.Р. Исследование видов целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  15. Богданова Т.Г. Целеобразование при различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  16. Боярский П.В., Гаврюшин Н.К. Научная школа как коллективное творческое сознание // Школы в науке. М., 1977. С. 354–362.
  17. Бреслав Г.М. Критический анализ информационного кибернетического подхода к исследованию эмоций (о путях изучения эмоций): автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.
  18. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., 1980.
  19. Виноградов Ю.Е. Эмоциональная активация в структуре мыслительной деятельности человека: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972.
  20. Войскунский А.Е. Психология компьютеризации – история и современность // Творческое наследие А.В. Брушлинского и О.К. Тихомирова и современная психология мышления (к 70-летию со дня рождения). Тезисы докладов научной конференции, ИП РАН, 22–23 мая 2003. М., 2003. С. 207–212.
  21. Войскунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в Интернете // Информационное общество. 2005. № 1. С. 36–41.
  22. Войскунский А.Е., Петренко В.Ф., Смыслова О.В. Мотивация хакеров: психосемантическое исследование // Психологический журнал. 2003. Т. 24, № 1. С. 104–118.
  23. Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Роль мотивации «потока» в развитии компетентности хакера // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 35–43.
  24. Володарская Е.А. Научная школа как объект идентификации ученых. М., 1996.
  25. Гарбер И.Е. Психологические последствия компьютерной личностной психодиагностики: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994.
  26. Гасилов В.Б. Научная школа – феномен и исследовательская программа науковедения // Школы в науке. М., 1977. С. 119–152.
  27. Губанов А.В. Виды преобразований интеллектуальной деятельности в условиях диалога с компьютером: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  28. Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А.Е. Войскунского. М., 2000.
  29. Гурьева Л.П. Умственная деятельность в условиях автоматизации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1973.
  30. Джакупов С.М. Целеобразование в совместной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  31. Зиновиева И.Л. Влияние уверенности на организацию мыслительной деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  32. Знаков В.В. Мнемические компоненты целеобразования: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  33. Знаков В.В. Психология понимания и общения. М., 1994.
  34. «Искусственный интеллект» и психология / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1976.
  35. Иванов М.А. Научно-исследовательская программа как фактор регуляции межличностных отношений в первичном научном коллективе: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1982.
  36. Клочко В.Е. Целеобразование и динамика оценок при решении задач: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  37. Копина О.С. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности в условиях различной мотивации: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  38. Корнилова Т.В. Целеобразование в «диалоге» с ЭВМ и в условиях общения: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980.
  39. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М., 2003.
  40. Корнилова Т.В., Тихомиров О.К. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М., 1990.
  41. Ланге К.А. Классические и современные научные школы и научно-исследовательские объединения // Школы в науке. М., 1977. С. 265–274.
  42. Лысенко Е.Е. Игра с ЭВМ как вид творческой деятельности: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  43. Мальцене Л. Проблема идентификации и исследования развития научных школ // Bedingungen für die Entstehung und Entwicklung neuer Forschungsrichtungen. Berlin, 1989. S. 279–284.
  44. Матюшкина А.А. Сравнительный анализ смыслообразования в индивидуальном и групповом мышлении: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  45. Матюшкина А.А. Решение проблемы как поиск смыслов. М., 2003.
  46. Матюшкина А.А. Экспериментально-диагностический подход к изучению мышления. М., 2004.
  47. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / под ред. Т.В. Корниловой. М., 1998.
  48. Мирская Е.З. Научные школы: история, проблемы, перспективы // Науковедение и новые тенденции развития российской науки / под ред. А.Г. Аллахвердяна, Н.Н. Семеновой, А.В. Юревича. М., 2005. С. 244–265.
  49. Повякель Н.И. Влияние языков программирования на целеобразование в условиях деятельности пользователя ЭВМ: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988.
  50. Психологические исследования творческой деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1975.
  51. Психологические исследования целеобразования / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1977.
  52. Психологические исследования интеллектуальной деятельности / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1979.
  53. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ / под ред. М.Г. Ярошевского и О.К. Тихомирова. М., 1987.
  54. Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. Казань, 2005.
  55. Телегина Э.Д. Психологический анализ эвристик человека: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.
  56. Терехов В.А. Исследование механизмов регуляции поиска решения задач (эвристик): автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1967.
  57. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.
  58. Тихомиров О.К. Эвристическое программирование и психология творческого мышления // Проблемы научного творчества в современной психологии / под ред. М.Г. Ярошевского. М., 1971. С. 265–307.
  59. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.
  60. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации: современные проблемы // Психологические проблемы создания и использования ЭВМ. М., 1985. С. 3–6.
  61. Тихомиров О.К. Психология компьютеризации. Киев, 1988.
  62. Тихомиров О.К. Понятия и принципы общей психологии. М., 1992.
  63. Тихомиров О.К., Бабанин Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., 1986.
  64. Тихомиров О.К., Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Общение, опосредствованное компьютером // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1986. № 3. С. 31–42.
  65. Умрихин В.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987.
  66. Человек и компьютер / под ред. и с предисловием О.К. Тихомирова. М., 1972.
  67. Человек и ЭВМ / под ред. О.К. Тихомирова. М., 1973.
  68. Цукерман А.М. Образ мышления лидера как один из определяющих факторов формирования научной школы // Школы в науке. М., 1977. С. 347–353.
  69. Ярошевский М.Г. Трехаспектность науки и проблемы научной школы // Социально-психологические проблемы науки. М., 1973. С. 174–184.
  70. Ярошевский М.Г. Структура научной деятельности // Вопросы философии. 1974. № 11. С. 97–109.
  71. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке. М., 1977. С. 7–97.
  72. Ярошевский М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. № 3. С. 40–53.
  73. Ярошевский М.Г. Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981.

Информация об авторах

Володарская Елена Александровна, доктор психологических наук, старший научный сотрудник Центра науковедения Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 1472
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 17