Особенности становления психологии развития в России второй половины XIX – первой трети ХХ века

Аннотация

Статья посвящена проблеме становления психологии развития в работах отечественных психологов конца XIX – начала ХХ в. Автор выделяет этапы становления психологии развития, опираясь на главный критерий – изменение методов исследования, и определяет характерные черты данной отрасли знания на каждом этапе ее существования. В статье дан сравнительный анализ динамики проблем, изучаемых психологией развития в этот период.

Общая информация

Ключевые слова: психология развития, главные факторы психического развития ребенка, динамика проблематики исследований, педология, метод наблюдения, метод естественного эксперимента Лазурского, лабораторный эксперимент

Рубрика издания: Методология истории психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Минькова Е.С. Особенности становления психологии развития в России второй половины XIX – первой трети ХХ века // Методология и история психологии. 2010. № 2. С. 40–48.

Литература

  1. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.; Л., 1928.
  2. Белокопытов М.Н. Поведение рабочего подростка. М.; Л., 1930.
  3. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. СПб., 1905.
  4. Блонский П.П. Педология. М., 1934.
  5. В борьбе за марксистско-ленинскую педологию. Дискуссия по работам М.Я. Басова / под ред. В. Капустина и М. Левиной. М.; Л., 1932.
  6. Веселовская К.П. Особенности возраста октябрят. Л., 1927.
  7. Вессель Н.Х. Опытная психология в применении к воспитанию и обучению. СПб., 1862.
  8. Выготский Л.С. Педология подростка. М., 1929.
  9. Выготский Л.С. Основы педологии. Л., 1935.
  10. Ельницкий К.В. Воспитание и обучение в семье и школе. СПб., 1898.
  11. Залкинд А.Б. Педология в СССР. Доклад на Первом педологическом съезде. По стенограмме. М., 1929а.
  12. Залкинд А.Б. Половое воспитание юных пионеров. М.; Л., 1929б.
  13. История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России. M., 1990.
  14. Каптерев П.Ф. Педагогическая психология. СПб., 1883.
  15. Корнилов К.Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. Руководство для педагогов и врачей. М., 1921.
  16. Корнилов К.Н. Современная психология и марксизм. Л., 1924.
  17. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. Пг., 1918.
  18. Ланге Н.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892.
  19. Марцинковская Т.Д. История возрастной психологии. М., 2004.
  20. Нечаев А.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901.
  21. Нечаев А.П. Руководство к экспериментально-психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. М., 1925.
  22. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.
  23. Опыт объективного изучения детства / под. ред. М.Я. Басова; предисловие К. Корнилова. Л., 1924.
  24. Петровский А.В. Психология и время. СПб., 2007.
  25. Рабочий подросток в борьбе за здоровые социальные кадры / под ред. В.Н. Иванова. Л., 1934.
  26. Россолимо Г.И. Психологический профиль. Количественное исследование психических процессов в норме и патологии. Методика. СПб., 1910.
  27. Румянцев Н.Е. Педология (наука о детях). СПб., 1910.
  28. Рыбников Н.А. Методы изучения ребенка. Орел, 1923.
  29. Рыбников Н.А. Крестьянский ребенок. Очерк по педологии крестьянского ребенка. М., 1930.
  30. Сикорский И.А. Психологические основы воспитания и обучения. Киев, 1909.
  31. Симонович Я.М. Сравнение периодов ин диви дуального развития ребенка с эпохами человечества. СПб., 1884.
  32. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. СПб., 1867.
  33. Холл С. Инстинкты и чувства в юношеском возрасте. СПб., 1913.
  34. Холл С. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития. Пг., 1920а.
  35. Холл С. Эволюция и воспитание чувства природы у детей. Пг., 1920б.
  36. Юркевич П.Д. Чтения о воспитании. М., 1865.

Информация об авторах

Минькова Елена Сергеевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии профессионального развития Волжского государственного инженерно-педагогического университета, Нижний Новгород, Россия, e-mail: helensea59@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2159
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3