Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 4
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Масоликова Н.Ю. Проблемы психосексуального развития и воспитания детей в современных условиях // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 4.
Полный текст
До недавнего времени вопросы пола рассматривались в основном с позиции отдельных научных отраслей знания — физиологии, генетики, медицины, психологии, педагогики, социологии, истории и т. д. Появление в последние годы фундаментальных работ по междисциплинарной сексологии (Геодакян В. А., 1987; Кон И. С., 1988, 1999, и др.) свидетельствует о том, что в современной науке утвердилась тенденция комплексного, системного изучения и обсуждения проблем психосексуального развития личности с учетом знаний различных научных дисциплин в контексте понятия «психосексуальная культура».
В области детской сексологии, науке о половом развитии и воспитании, мы наблюдаем подобную же картину. К сожалению, зачастую принято считать, что отечественные изыскания безнадежно отстают от зарубежных научных исследований, приводится длинный перечень авторов научных работ Запада (А. Кинзи, Э. Маккоби и К. Джеклин, Д. Мани, С. Бем, Д. Мидидр.). Бессмысленно отрицать определенную долю правды в подобных рассуждениях. Нам предстоит еще много открывать из того, что уже было открыто. Тем не менее сегодня мы имеем возможность познакомиться с работами отечественных ученых — И. С. Кона, В. Е. Кагана, Д. Н. Исаева, В. В. Нагаева, И. Ф. Обросова, Т. Юферевой и других — в области детской сексологии. Они предлагают острый, многогранный, самобытный материал в контексте значимости формирования культуры пола, дающий основания полагать, что в отечественной сексологической науке существуют интереснейшие аспекты для теоретических размышлений, практических поисков, экспериментов сегодня и в будущем.
Однако при достаточно высокой теоретической разработанности в науке проблем психосексуального развития личности уровень понимания важности данного аспекта в формировании детской личности крайне низок. Для повседневной практики, как нам кажется, по- прежнему характерен термин «бесполая педагогика» и уж во всяком случае «фемининная педагогика». Прибавляют оптимизма введение в последние годы в штаты многих учебных заведений должностей педагога-психолога, психолога-консультанта; модернизация, качественное обновление, многовариантность курса «Этика и психология семейной жизни»; наличие многочисленных современных разработок программ полового воспитания. К сожалению, вне проблем формирования полового самосознания личности, ее психосексуальной культуры остается большинство массовых общеобразовательных учреждений.
До недавнего времени современную ситуацию в системе воспитания и образования российских школьников кроме прочих обстоятельств характеризовала широкая, неоднозначная и острая дискуссия об участии институтов социализации детства (семья, дошкольные учреждения, школа, средства массовой информации, современная литература и искусство) в процессе психосексуального развития детей и подростков. В частности, не один год обсуждалась необходимость осуществления проекта «Половое воспитание российских школьников», контролируемого Министерством общего и профессионального образования РФ. Были предложены разные варианты программы полового воспитания. Участники дискуссии, придерживаясь подчас противоположных мнений, единодушно отмечали причины появившегося и усиливающегося внимания общественности и специалистов — психологов, социологов, педагогов, медиков, руководителей образовательных учреждений — к данной проблеме. При этом говорилось об очевидном росте негативных явлений в сфере психосексуального поведения молодежи, которые привели, в свою очередь, к обострению комплекса социальных, медико-биологических и нравственно-психологических проблем. Формальный итог данной дискуссии — закрытие программы, снятие «опеки» министерства над научными коллективами-разработчиками. Хотелось бы подчеркнуть, что итог был формальным. Об этом автор статьи может говорить с уверенностью, так как она принимала непосредственное участие в данной дискуссии.
На наш взгляд, немного успокоившись после бурных споров, стоит попытаться очертить круг вопросов относительно сущности и перспектив системы полового воспитания, нерешенность которых не позволяет бывшим и нынешним участникам дискуссии не просто договориться, а иной раз элементарно понять позиции друг друга. Попытаемся обозначить эти проблемные зоны:
1. Понятийный аппарат. Что все-таки является целью разработчиков программ — половое воспитание или сексуальное образование? Это, на наш взгляд, принципиальный вопрос, от трактовки которого зависит и стратегия, и тактика решения данной проблемы. В существующих публикациях происходит постоянное смешение и подмена друг другом понятий «половое», «сексуальное», «образование», «воспитание», «просвещение». Предлагаются (к сожалению, намного реже) такие определения, как «психологическое сопровождение» или «психологическая поддержка» психосексуального развития ребенка.
2. Возрастной параметр. Вопрос возраста в немалой степени связан с решением первой проблемы. Безусловно, если речь идет о сексуальном просвещении, то обращение к дошкольникам и младшим школьникам более чем проблематично. Но если мы говорим либо о половом воспитании, либо о системе психолого-педагогического сопровождения (поддержки), затрагивающих психологию личности в целом, то проблематичным становится несколько запоздавшее обращение только к подросткам.
3. Ведущий социальный институт. Исключительно семья, школа, медико-социальнопсихологические центры. Споры о «проводнике» идеи сопровождения психосексуального развития личности ребенка наиболее сложны, так как подразумевают и дискуссию о том, кто конкретно из окружающих ребенка взрослых должен (а хотелось бы добавить: «и может») осуществлять подобную программу.
4. На наш взгляд, вообще говорить о возможности осуществления какой-либо программы полового воспитания и уж тем более о ее результативности можно только в том случае, если продуман вопрос о личностно-профессиональном статусе специалиста-практика (или специалистов), т. е. о его специальной подготовке. Думается, что это составляет 90 % успеха или неуспеха любого подобного проекта. Таким образом, еще один пункт добавляется в дискуссионный список по проблемам психосексуального развития и воспитания детей и подростков.
5. Наконец, методический аспект проблемы. Участниками дискуссии были предложены такие варианты осуществления программы, как отдельный школьный предмет по теме; внедрение концептуальных элементов системы полового воспитания в школьный учебный план в целом; школьный факультатив по теме, система внешкольных лекций и консультаций специалистов разного профиля, консультации и лекции школьного психолога по запросу и т. д.
Все эти «острые углы» проблемы требуют продолжения дискуссий, пусть и на «полунеле- гальном» положении.
Сексология — одна из молодых отраслей знания, детская сексология тем более. Просто «закрыть» или «открыть» ребенку глаза на проблему пола в человеческой жизни — дело, как мы уже убедились в ходе истории, не хитрое. Непродуктивность такого «подхода» очевидна, как и подобное отношение к детям вообще (тотальный контроль и запрет взрослых или их полное самоустранение от решений и выбора ребенка). Наше профессиональное внимание к столь понятному и простому, на первый взгляд и столь потаенному и скрытому, а зачастую и крайне проблематичному миру Девочки и Мальчика, их психосексуальному росту, процессу рождения из них Женщины и Мужчины должно иметь форму диалога с детьми. А диалог предполагает и познание, и рассуждение, и поиск истины, где последнее слово иногда еще не сказано, а зачастую должно быть и недосказано. Одновременно деликатное и профессиональное участие педагога и психолога в этих процессах, на наш взгляд, острая и очевидная необходимость. Сущность, формы и методы такого участия на сегодняшний день дискутируются.
Особо хотелось бы отметить, что, по мнению автора, сделанные попытки создания концепции и методики профессионального участия в половом развитии детей и подростков фактически не касались или не раскрывали вопроса подготовки специалистов (педагогов и психологов). С одной стороны, в имеющихся проектах к профессиональному статусу учителя декларативно предъявлялись требования как к ключевой фигуре, «проводнику» идеи полового воспитания, владеющему специальными знаниями, технологиями, имеющему определенную позицию, собственный подход к вопросам психосексуального развития личности. С другой стороны, в настоящее время при изобилии программ полового воспитания для детей и подростков фактически отсутствуют учебные дисциплины, пособия, программы для тех, кто должен будет их осуществить. Только сейчас сделан первый и пока, как нам известно, единственный проект учебника «Введение в сексологию» для педагогических вузов (его автором является академик И. С. Кон). Существует и другое противоречие. При многообразии социологических исследований в среде подростков на предмет их знаний, потребностей, реального поведения в сфере психосексуального развития (В. А. Червяков, 1996; В. С. Собкин, 1998, и др.) отсутствует информация такого же масштаба о том, что знают, чего хотят в профессиональном отношении, как сами себя ощущают, являясь представителями того или иного пола, современные учителя, школьные психологи. А ведь вопрос о том, кто должен осуществлять половое воспитание/просвещение помимо родителей и каким должен быть личностно-профессиональный статус данного специалиста, дискутировался в научных и общественных кругах уже в начале XX в.
Практикуя в русле авторизованной школы воспитания и образования, используя, в частности, для работы со студентами пособия, разработанные по педагогической формуле академика Н. Н. Халаджана, автор создала теоретический курс и книгу авторизованного изложения для студентов — будущих педагогов-психологов и психологов-консультантов — «Психосексуальное развитие и воспитание детей» [6]. Не абсолютизируя и не идеализируя авторизованную форму образования, учебную литературу авторизованного изложения, осмелимся утверждать, что это, безусловно, заслуживающий внимания, построенный на диалоге с учащимся, его творческости и самостоятельности мышления и, что очень важно, психологически корректный способ трансляции знаний о психосексуальной сфере человеческого бытия, помогающий активизации и формированию собственного понимания, отношения к этим вопросам. Необходимо отметить некоторые компоненты авторизованной литературы, в частности, применительно к обсуждаемой теме:
• отсутствие прямого текста;
• первичное визуальное идеограммное восприятие сути того или иного аспекта (схема), дающее возможность додумывания, дочитывания, а по существу авторского конструирования или доконструирования проблемы;
• наличие вопросов для самостоятельного изучения, требующих самоанализа, актуализации жизненного опыта, определения и принятия личностных и профессиональных взглядов, установок, стереотипов в области психосексуального развития личности и др. На наш взгляд, эти особенности делают данный вид обучения весьма перспективным, а возможно, и ведущим в контексте проблем «Как взаимодействовать с детьми в вопросах пола» и «Как готовить специалистов в данной области».
Курс «Психосексуальное развитие и воспитание детей» включает в себя следующие программные разделы:
1. Общие вопросы детской психосексологии.
2. Возрастная периодизация психосексуального развития детей и подростков.
3. Нарушения полового развития в детском и подростковом возрастах.
4. Система полового воспитания: сущность, опыт, противоречия, перспективы.
Программные разделы любого авторизованного курса делятся на темы (к каждой теме
прилагается список рекомендуемой литературы), которые, в свою очередь, делятся на позиции. Позиция как основная информационная единица авторизованного курса включает в себя: а) идеограммную схему изложения материала; б) вопросы по материалу данной позиции для самостоятельного письменного изложения студентом непосредственно в книге. (Оглавление курса, примеры позиций — см. приложения 1 и 2.)
Приходится признать, что сегодня появилась необходимость дополнить представленный материал, внести в него некоторые изменения. Отдельные позиции курса принципиально иначе видятся сейчас автором. Из наиболее важных можно отметить раздел «Половое воспитание». Курс был написан в 1996 — 1997 гг., когда проблема требовала ее заострения на всех уровнях общественного сознания. Писали много, быстро, «взахлеб». На сегодняшний день автор определяет суть понятия «половое воспитание» более сложно, чем только лишь введение в том или ином виде знания о половых различиях и межполовых отношениях в школьный учебный план.
Несколько по-иному понимается и роль внесемейных «проводников» (педагоги, психологи, медики) идеи сопровождения и поддержки ребенка в его становлении как представителя того или иного пола, в процессе формирования его полового самосознания, культуры, статуса. В данном контексте идея сопровождения как метод и идеология работы детского психолога и ее наполнение были заимствованы нами у отечественного психолога — ученого и практика — М. Р. Битяновой.
Раздел «Половое воспитание» хотелось бы дополнить темой психологического консультирования детей, их родителей и педагогов по вопросам психосексуального развития ребенка.
Возможно, более критичного, фильтрационного, концептуального и организационного пересмотра требует и раздел «Общие вопросы детской психосексологии». Это вполне естественно, с нашей точки зрения, так как столь молодая наука находится еще в состоянии поиска, экспериментов, накопления опыта, «перетряхивания» и переструктурирования своих основ, концепций и т. п.
Осознать необходимость подобных изменений в работе помогает в первую очередь постоянная обратная связь со студентами МЭГУ. Как автору курса и преподавателю мне не раз приходилось наблюдать первую реакцию студентов по поводу наличия в их учебных планах предмета с названием «Психосексуальное развитие и воспитание детей»: «Ну, неужели?! Наконец-то! Как интересно! Ой, а как же об этом писать?» и т. д. Тем не менее оптимизм и представление о легкости и завлекательности темы убывают после первых же лекций и консультаций, более глубокого ознакомления с книгой авторизованного изложения. Объяснить это можно, на наш взгляд, следующими причинами. Во-первых, это непростое осознание собственных психосексуальных стереотипов, мифов, барьеров и предпочтений, их соотношение с профессиональным статусом будущего психолога-консультанта. Понятно, что далеко не все к этому готовы. Зачастую оказывается, что данный курс, данная тема являются фильтром, критерием профессионального самоопределения студента как психолога- консультанта.
Во-вторых, знание о формировании психологического пола, его гранях и проявлениях — это наука, не менее сложная, чем знание о психологии возраста, психологии личности и т. д. Для студентов (причем разных возрастных категорий) это в некотором роде становится откровением, так как, к сожалению, примитивное представление о значении пола в нашей жизни все так же распространено, и многие из нас по вопросам пола воспитаны исключительно на уровне «можно — нельзя» или «должны и обязаны». С этим многие из нас пришли и приходят в профессиональную психологическую сферу. Поэтому знакомство с предложенным учебным пособием и программой становится серьезной работой с первоисточниками, периодикой, с лектором и с самим собой.
Наконец, в-третьих, указанные нами выше разделы курса «Психосексуальное развитие и воспитание детей» (общие вопросы детской психосексологии, суть и система полового воспитания) оказались действительно непростыми для их проработки как в плане нахождения нужной литературы, осмысления многих аспектов психосексологии, требующих знаний медицины, истории, социологии и т. д., так и в связи с большим количеством заданий на додумывание, самостоятельное конструирование, проявления творчества и некоторой смелости. Все это заставляет нас постоянно совершенствовать систему диалога с будущими пси- хологами-консультантами по вопросам психосексуального статуса личности. Тем не менее курс «живет» уже около трех лет. Работа продолжается.
Приложение 1
Программа курса «Психосексуальное развитие и воспитание детей»
Раздел 1. Общие вопросы детской психосексологии
Тема 1. Предмет и основные принципы детской психосексологии Позиция 1. Предмет детской психосексологии.
Позиция 2. Основные понятия и термины предмета детской психосексологии.
Позиция 3. Основные направления и задачи детской психосексологии.
Позиция 4. Место детской психосексологии в системе других наук.
Тема 2. Общие закономерности формирования пола в онтогенезе
Позиция 5. Основные модели и принципы психосексуальной дифференциации.
Позиция 6. Уровни и стадии психосексуальной дифференциации.
Позиция 7. Подходы к определению этапов психосексуального развития детей и подростков.
Тема 3. Психосексуальная культура как система стандартов и норм, регулирующих психосексуальное развитие детей и подростков
Позиция 8. Понятие «психосексуальная культура; ее слагаемые.
Позиция 9. Историческая динамика взаимодействия психосексуальной культуры и образов детства.
Позиция 10. Понятие «половая социализация».
Тема 4. Исторические аспекты детской психосексологии в отечественной и зарубежной науках
Позиция 11. Основные зарубежные концепции формирования пола в периоды детства и отрочества.
Позиция 12. Становление детской психосексологии как науки в отечественной психологии.
Позиция 13. Современные разработки в сексологии детства и отрочества.
Раздел 2. Возрастная периодизация психосексуального развития детей и подростков
Тема 5. Психологические особенности пренатального периода полового развития
Позиция 14. Эволюция научных взглядов на сущность половых различий у плода.
Позиция 15. Особенности формирования плода в утробе матери в зависимости от его пола.
Позиция 16. Влияние психофизического состояния матери в период беременности и ее ближайшего окружения на будущий психосексуальный статус ребенка.
Тема 6. Первичное осознание ребенком своей половой принадлежности (от рождения до 4 лет)
Позиция 17. Понятие и сущность половой идентичности.
Позиция 18. Первичное осознание ребенком его половой принадлежности посредством «языка тела».
Позиция 19. Особенности общения взрослых с разнополыми детьми.
Позиция 20. Предпочтения детей в выборе игрушек и игр в зависимости от их пола.
Позиция 21. Профилактика нежелательных тенденций в половом развитии детей от рождения до 4 лет.
Позиция 22. Представления некоторых зарубежных психологов о психосексуальном развитии детей от рождения до 4 лет.
Тема 7. Психологические особенности формирования полового самосознания у детей в возрасте от 3 до 5 лет
Позиция 23. Понятие и сущность полового самосознания.
Позиция 24. Роль сверстников в формировании психосексуальной субкультуры ребенка.
Позиция 25. Социосексуальные игры детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Позиция 26. Желаемое поведение взрослых по отношению к детям в особых ситуациях периода формирования полового самосознания.
Позиция 27. Некоторые подходы зарубежных ученых-психологов к вопросам формирования полового самосознания ребенка.
Тема 8. Выбор и усвоение детьми в возрасте от 6 до 12 лет полоролевых установок, стереотипов поведения
Позиция 28. Понятие и сущность половой роли.
Позиция 29. Диагностика восприятия педагогом полоролевого поведения детей в период их обучения в школе.
Позиция 30. Особенности общения мальчиков и девочек 6 — 12 лет.
Позиция 31. Составляющие половой социализации детей в современном мире.
Позиция 32. Определение этапа полоролевого развития детей в возрасте от 6 до 12 лет в теориях некоторых зарубежных психологов.
Тема 9. Формирование психосексуальных ориентации — специфическая характеристика полового развития в подростковом возрасте
Позиция 33. Стадии психосексуального развития подростка.
Позиция 34. Формирование образов мужественности / женственности в подростковом возрасте.
Позиция 35. Пол как один из основных регуляторов межличностного общения в подростковом возрасте.
Позиция 36. Формирование психосексуальных ориентации у подростка.
Позиция 37. Различные подходы к проблеме психосексуального развития подростка.
Раздел 3. Нарушения полового развития в детском и подростковом возрастах
Тема 10. Нарушение темпов и сроков психосексуального развития у детей и подростков
Позиция 38. Варианты задержки психосексуального развития детей и подростков.
Позиция 39. Основные причины преждевременного психосексуального развития детей и подростков.
Тема 11. Нарушения полового самосознания (аутоидентификации)
Позиция 40. Возрастные проявления нарушения полового самосознания.
Позиция 41. Некоторые воспитательные аспекты в поведении взрослых с детьми и подростками с нарушениями полового самосознания.
Тема 12. Нарушения полоролевого поведения детей и подростков
Позиция 42. Трансформация поло-ролевого поведения.
Позиция 43. Гиперролевое поведение.
Тема 13. Нарушения психосексуальных ориентации в подростковом возрасте
Позиция 44. Виды нарушений психосексуальных ориентации в подростковом возрасте.
Позиция 45. Причины возникновения нарушений психосексуальных ориентации в подростковом возрасте.
Тема 14. Психолого-педагогические аспекты профилактики нарушений полового развития детей и подростков
Позиция 46. Основные направления психолого-педагогической профилактики нарушений полового развития детей и подростков.
Позиция 47. Межличностное общение — один из ведущих регуляторов психосексуального развития детей и подростков.
Раздел 4. Система полового воспитания: сущность, опыт, противоречия, перспективы
Тема 15. Исторический аспект развития системы полового воспитания
Позиция 48. Динамика взглядов на вопросы полового воспитания зарубежных стран в XX в. Позиция 49. Система полового воспитания в истории отечественных психолого-педагогических наук.
Тема 16. Понятие и сущность полового воспитания
Позиция 50. Основные принципы и задачи полового воспитания
Позиция 51. Современные модели полового воспитания в отечественной и зарубежной науках. Позиция 52. Основные направления полового воспитания.
Позиция 53. Содержание полового воспитания в контексте возрастных особенностей детей и подростков.
Тема 17. Практика и опыт полового воспитания в современных условиях Позиция 54. Роль семьи в половом воспитании.
Позиция 55. Половое воспитание в семье на разных возрастных этапах.
Позиция 56. Неверные установки родителей в половом воспитании ребенка.
Позиция 57. Некоторые современные программы полового воспитания в условиях школьного обучения.
Позиция 58. Место и роль педагога в системе полового воспитания на современном этапе.
Тема 18. Некоторые проблемы полового воспитания
Позиция 59. Научные подходы к теории и практике полового воспитания.
Позиция 60. Личный подход педагога-психолога к выбору системы полового воспитания.
Приложение 2
Примеры изложения материала (позиции)
Вопросы для самостоятельного изложения (к позиции 1)
1. Чем в основном, на ваш взгляд, отличается научное знание о поле и сексуальности человека от знания социального, религиозного и эстетического?
2. В чем проявляется междисциплинарный характер предмета «Детская психосексология»?
3. Согласны ли вы с утверждением В. Е. Кагана: «Вне пола нет личности»? Обоснуйте свою позицию.
Позиция 60. Личный подход педагога-психолога к выбору системы полового воспитания
Вопросы для самостоятельного изложения (к позиции 60)
1. Почему, говоря о введении в отечественных школах интегративного факультативного курса по половому воспитанию, специалисты считали одним из самых жгучих вопрос о том, кто будет вести этот курс?
2. Подтвердите либо опровергните слова врача-сексолога И. Соковни: «Душевная брешь неудачной личной жизни педагога закрывается подчас детьми... Нельзя транслировать детали своей интимной жизни на детей!»
3. С какими трудностями может столкнуться ведущий факультатива по половому воспитанию в школе? Как их можно преодолеть?
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1594
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 4610
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 0