Психологическая наука и образование
2002. Том 7. № 4. С. 27–37
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психологические особенности личностей вандаллов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: вандализм, молодежь, психологические особенности, коррекционно-профилактическая работа, подростковый возраст
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Ватова Л.С. Психологические особенности личностей вандаллов из среды молодежи и коррекционно-профилактической работы с ними // Психологическая наука и образование. 2002. Том 7. № 4. С. 27–37.
Полный текст
Для всех развитых стран в настоящее время характерно прогрессирование молодежного вандализма. Вандализм — это порча имущества в общественных местах (УК РФ). В нашей стране на реставрацию испорченного имущества тратятся сотни миллиардов рублей ежегодно. Поэтому статья о вандализме была внесена в Уголовный кодекс Российской федерации в сентябре 1997 г. Искоренить данный феномен полностью очень трудно, так как он связан с аномалиями психики молодых людей, малоизученностью этого явления, групповым характером его обнаружения, безразличием окружающих (в большинстве случаев).
В нашей стране основными причинами вандализма, свойственного молодежи, являются онтогенетические (неправильное воспитание: гипо- или гиперопека, негативное окружение), негативные биогенетические (наследственная предрасположенность к алкоголизму, психопатиям, черепно-мозговые травмы, кислородная недостаточность в период внутриутробного развития), а также предиспонирующие (способствующие) причины: безнаказанность, безразличие окружающих, неспособность к саморегуляции поведения, отчужденность от различных видов полезной деятельности. Первооснова же вандализма кроется в неустройстве, кризисе всего общества и затрагивает такие факторы, как экономический, социальный, культурный, педагогический, психологический.
В нашем исследовании главную роль играли выявление личностно-психологических особенностей вандалов 11-23 лет, разработка и применение эффективных коррекционно-профилактических мероприятий.
Мотивация вандализма имеет четыре уровня (УМ):
1-й уровень — бессознательный (мотивы: выход гнева, растормаживающее влияние алкогольных и наркотических средств);
2-й уровень — подсознательный (мотивы: игра, развлечение, соревнование, отстаивание своего Я «на спор», подражание, заражение, внушение);
3-й уровень — сознательный личностно-психологический (мотивы: вандализм — привычка поведения, самозащита, месть; вандализм — побочная сторона преступления);
4-й уровень — сознательный социально-психологический (мотивы: самоутверждение, протест, привлечение внимания к причиненным горю, обиде).
Предвестниками вандализма являются высокие показатели психических состояний: для 1-го УМ — тревожности, для 2-го — ригидности, для 3-го — возбудимости, 4-го — агрессивности, что затрудняет учебно-воспитательный процесс.
Оказалось, что психологические особенности (поведенческие реакции) изменяются не только в зависимости от уровня мотивации, но и с изменением степени участия в вандальных актах, с возрастом. Молодежь была разделена на 4 группы по предпоследнему признаку: группа 1 — молодежь, не участвующая в вандальных актах; группа 2 — молодежь, совершившая один вандальный акт; группа 3 — молодежь, совершающая вандальные акты ежемесячно (редко); группа 4 — молодежь, совершающая вандальные акты постоянно (часто). Отклонения психики от нормы наблюдаются уже у молодежи группы 3 и усиливаются при переходе к группе 4 (табл.1). Личностные изменения (симптомы) были определены с помощью наблюдений, бесед, экспертов, тестов MMPI, М. Куна «Кто Я?», «Неопознанное животное».
Рассмотрим основные поведенческие признаки молодежи разных уровней мотивации. Молодежь 1-го уровня мотивации (со слабой психикой) со средней степенью вандализм; (группа 3) проявляют реакции тормозимого типа, связанные с затянувшимся пубертатным инфантилизмом. К ним относится в основном замедленность мыслительной деятельности, поэтому и ответных реакций. Данные представители могут проявить вандальные поступки в самых редких случаях: при очень сильной несправедливости или длительном травмирующем факторе, чаще всего несправедливости со стороны окружающих сверстников или педагогов.
Молодежь данной группы причиняет также и реакции астенического типа: робость, боязливость, утомляемость, раздражительность. Подростки быстро утомляются, с трудом высиживаю до конца урока, начина ют отвлекаться, заниматься посторонним делом. Раздражительность возникает по различным поводам. Такие вспышки легко изливаются на окружающих, они сменяются раскаянием.
Наиболее значимой для таких подростков является ситуация срыва в достижении намеченной цели. Это приводит к «уходу в болезнь». У них вырабатывается неприязненное отношение к сверстникам, учителям и даже родителям. Подростки заботятся о своей безопасности, поэтому в трудные ситуации попадают не так часто.
При постоянных вандальных действиях (группа 4) подростки проявляют психастенические реакции (тревожность, боязливость), а также нездравомыслие, связанные с пубертатным инфантилизмом.
В юношеском возрасте данные психические отклонения увеличивают силу проявления, формируя признаки астеноипохондрического типа (тревожно-мнительный тип характера) с периодами депрессии (склонность к тревогам, отчаянию). Таким образом, психические отклонения напрямую связаны с психическими напряжениями, формирующими с возрастом остаточные необратимые деформации психики.
Депрессии в подростковом возрасте часто остаются нераскрытыми в связи с преобладанием скрытых и маскировочных форм. Клиническим выражением депрессии в этих случаях являются тоска, подавленность, такие психосоматические расстройства, как энурез, нарушение сна, приступы бронхиальной астмы, экзема, спастический колит, резкое похудание, юношеская гипертония и др. Эти проявления называют депрессивными «эквивалентами». Кроме соматических к таким эквивалентам относятся «школьные фобии», депрессии с картиной юношеской астении, ипохондрические симптомы. При депрессиях у подростков возникают проблемы в школе и дома, пубертатная истощаемость, астенизация с ухудшением успеваемости, нарушение внимания, пассивность, капризность, стремление к самоутверждению, оппозиционность, эмансипация.
Наиболее значимой для всей молодежи 1-го уровня мотивации является ситуация срыва в достижении намеченной цели. Это приводит к «уходу в болезнь». У сверстников такие подростки вызывают сочувствие. Подростки стараются обезопасить себя, поэтому трудные ситуации встречаются у них не так часто, но они обладают повышенной мнительностью. Нередко у них возникает чувство скуки и, как следствие, развиваются лень и беспомощность. Длительная беспомощность приводит к апатии и проявляется в виде депрессии, которая включает в себя бессонницу, медлительность, пессимистические и негативные эмоции. Фазы депрессии коротки и наступают периодически при усилении негативных влияний среды.
У данного типа молодежи воображение развито слабо, так как высшие психические функции не развиты из-за инфантилизма (ретардации) — запаздывания или приостановки развития всех или отдельных компонентов психики. Для таких подростков и представителей юношества жизненный мир легок, внутренний мир прост. В силу указанных причин они совершают самые тяжкие преступления. Это связано еще и с тем, что одним из развлечений, молодежи 1-го уровня мотивации является употребление наркотических и алкогольных средств, к чему толкает слабость психики. В ранней стадии алкоголизма регулярные выпивки почти всегда происходят в компании сверстников, в чем сказывается влияние реакций группирования, свойственных данному возрасту. Сначала таким подросткам неуютно, дискомфортно в группе, но под действием растормаживающего влияния алкогольных и наркотических средств возникает податливость группе, а затем и стойкий эффект привыкания. Психогенные проявления у девушек более устойчивы, чем у юношей, но менее продолжительны.
Таким образом, для молодежи 1-го уровня мотивации характерны инертность психических процессов, эмоциональная ригидность, склонность к застреванию на каких-то эмоциях. Такие люди могут несколько месяцев помнить о нанесенных обидах, вновь возвращаться к пережитым ситуациям. Они склонны к дисфориям, сторонятся людей, боясь выглядеть неуклюжими. Из-за робости они становятся молчунами.
Молодежь 2-го уровня мотивации (неустойчивая). Для нее характерна разновидность дизонтогенеза – асинхрония, т. е. неравномерное, диспропорциональное развитие, при котором одни компоненты психики развиваются с опережением, другие отстают (развитие мышления, силы воли). Характерным для таких подростков является тяга к праздности, безделью, развлечениям, стремление уклониться от учебы, избежать любого труда, тяга к асоциальным компаниям сверстников, поиск примитивных удовольствий, равнодушие к близким, повышенная подчиняемость, пассивность, черствость, жестокость в отношениях. Подростки данного уровня мотивации воспитываются в ненормальной психологической обстановке. Наиболее часто встречаются деградирующие семьи, где родители пьют, не уважают права ребенка, не предоставляют детям основных прав: защищенности, безопасности, любви. Кроме того, встречаются дети, чьи родители так увлечены своей карьерой, что практически не общаются с детьми, не интересуются их делами, мыслями, повседневными заботами, их увлечениями. В данную группу входят и подростки, воспитываемые по типу гиперопеки, когда воспитание включает чрезмерное внимание, контроль со стороны взрослых, навязывание своего мнения по любому вопросу, ограждение от опасностей. В первом случае воспитание ребенка пущено на самотек, у него складывается заниженная самооценка, не формируются характер, регуляция поведения, поэтому, став подростком, он оказывается зависимым от воздействия окружающих, не зная, как противостоять этому воздействию. В последнем же случае ребенка приучают в семье к подражанию, податливости, Он не имеет привязанности, рано начинает прогуливать школу и вскоре; вслед за этим алкоголизироваться, нередко совершает побеги из дома с целью разгульной жизни, склоном к грабежам, взломам, тяжким проявлениям вандализма. Такие люди имеют наследственную предрасположенность к психопатиям, 50 % из них страдало кислородной недостаточностью в период внутриутробного развития. Их сущностью является уклонение от любого рода ответственности, растворение и подчинение собственных потребностей в потребностях других, а также повышенная эмотивность. Для них характерны безволие, отчетливая неспособность к совершению последовательных, самостоятельных и целенаправленных действий, ориентированных на решение конкретных проблем, а также перепады настроения, раздражительность. Такие люди боятся иметь собственное мнение, страшатся самостоятельности, ощущают беспомощность и одиночество, склонны постоянно ориентироваться на мнение окружающих. Они пассивны, безынициативны, довольствуются тем, что оказывается доступным, не прилагают никаких усилий — к тому, чтобы как-то изменить свою жизнь. Молодежь, отнесенная к группе 3. подвержена влиянию окружающих, Это проявляется в подражании, внушаемости. С усилением вандальной деятельности (группа 4) появляются признаки ипохондрии (пассивность покорность властям), страсть к сотворению кумиров.
Неустойчивые подростки не обладают способностью подчинять свое поведение условиям жестко регламентированного режима учебных заведений, поэтому наблюдается постоянное прогрессирование и утяжеление проявлений асоциальной активности. Такая неустойчивость может возникнуть на фоне предшествующего благополучия. Проявляется она при сочетании неожиданного для подростка положения относительной бесконтрольности со стороны старших с пагубным влиянием кого-то из приятелей. Такой подросток нерешителен в отношении вандальных проявлений, но под давлением членов группы он без колебания совершает вандальные акты, попадая под влияние сверстников. При этом происходит индуцирование поведения референтных членов группы, где особое место отводится механизмам подражания, внушения, в чем и проявляется волевая неустойчивость, которая часто сочетается с эмоциональной неустойчивостью (раздражительность, перепады настроения).
Для юношества, составляющего группу 4 2-го уровня мотивации, характерны четко сформировавшиеся эпилептоидно-неустойчивые реакции, а также признаки ипохондрии (потеря равновесия в конфликтах).
У молодежи 2-го уровня мотивационная сфера богата, интересы возникают быстро, они интенсивны, но неустойчивы, непостоянны, что снижает социальную активность и продуктивность. Молодые люди этого уровня легкомысленны, морально неустойчивы, ввиду чего легко переступают границы дозволенного, своему слову неверны, что затрудняет общение с ними. Набор социальных ролей широк, но исполнение отличается поверхностностью, неустойчивостью, непостоянством, кратковременностью. К «маскам» такие молодые люди прибегают редко.
Сглаживание с возрастом черт неустойчивости, к сожалению, наступает нечасто. Дезадаптированные в подростковом возрасте подростки при взрослении лишь в 17 % случаев обнаруживают удовлетворительную социальную адаптацию.
Молодежь 3-го уровня мотивации (возбудимая) обладает деформациями характера в силу педагогической запущенности, психические нарушения у нее незначительны. Такие личности не способны к реальному восприятию окружающей действительности в силу эгоизма, педагогической запущенности, особенностей подросткового возраста. Молодежь данного уровня добивается своих личных целей в самозащите, мстит, совершает преступления, побочной стороной которых является вандализм, а также стремится к самоутверждению. В основном это выходцы из деградирующих семей, в которых воспитание осуществляется по принципу кумира семьи. Большинство из них запустили учебу, многие «отбились от рук», поэтому в школьном коллективе им неинтересно, а это толкает их к самоутверждению асоциальным путем по принципу «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться». Представители данного уровня мотивации обладают неустойчивостью поведения, не способны к регуляции поведения, что может приводить к преступлениям. Данные подростки обладают низким порогом адаптации, характеризуются лабильностью, высокой конфликтностью, что наряду с эгоцентризмом мешает их адаптации в коллективе. Они часто после неудачного второго тура адаптации (дезинтеграции) подвергаются остракизму (изгнанию из коллектива). Такой подросток имеет завышенные самооценку и уровень требований к окружению. Он считает, что все вокруг должны считаться с ним, с его мнением, делами, идти на уступки, склонен бурно реагировать в случае несовпадения реальности с желаемым, ворчлив, постоянно чем-то недоволен, стремится свалить вину на других, любит делать замечания окружающим. У него повышенное чувство обиды, прямолинейность в действиях. Его желание командовать раздражает окружающих, поэтому у него портятся взаимоотношения с коллективом. Молодежь группы 2 не проявила никаких отклоняющихся от нормы особенностей поведения, а группы 3 — обнаружила эмоционально-волевую неустойчивость сознательного уровня. Ей присущи признаки эмоциональной неустойчивости, т. е. раздражительность, перепады настроения. Наблюдаются отличия в вопросе волевой неустойчивости молодежи этого уровня от молодежи 1-го уровня мотивации. Если на подсознательном уровне волевая неустойчивость проявляется в безволии, полном подчинении членам группы, то на сознательном уровне она проявляется как в этом аспекте, приводящем к преступлениям (мотив: вандализм — побочная сторона правонарушения), так и в неспособности к саморегуляции поведения, приводящей к мести (самостоятельное агрессивное поведение). Поэтому данные подростки характеризуются лабильностью, низким порогом адаптации.
Эмоционально-волевую неустойчивость могут вызывать различные внешние факторы: усталость, соматические заболевания, неприязненное отношение, несправедливость. В случае появления такой неустойчивости порог возбудимости (адаптации) снижается за счет сшибки тормозного и возбудительного процессов в коре головного мозга. Поэтому подросток становится лабильным, его выводит из себя любой незначительный фактор, любое препятствие на пути к достижению цели, что еще более усиливает эмоционально-волевую неустойчивость. Такие юноши и девушки подвижны, неустойчивы, безответственны. У них нестойкие интересы и привязанности, сильный эгоизм, темперамент характеризуется повышенной сензитивностью, реактивностью, неустойчивой активностью. Темп реакций ускорен, эмоциональная возбудимость очень высокая. Такие люди экстравертивны. Их отличает противоречивость характера, психологическая незрелость, непоследовательность мышления, чрезмерная эмоциональность, поверхностность суждений. Они эгоистичны, склонны к фантазированию, неустойчивы, им присуща ситуационная зависимость, безответственность, нетактичность. Характерно сочетание полярных качеств (например, угодливости и мстительности). Темперамент представляет собой сочетание холерических и сангвинических качеств: повышенная эмоциональная возбудимость, достигающая степени взрывчатости со злобно-гневным содержанием и безудержной яростью, экстравертивность, утрированная ригидность. По характеру они себялюбивы, черствы, упрямы, злобны. Мелочная требовательность сочетается у них с беспринципностью в серьезных вопросах, что внешне проявляется в ханжестве. Такие люди заносчивы, жестоки, грубы, недоверчивы, несамокритичны, трусливы и обидчивы. Они упорны и добросовестны лишь в достижении собственных целей, связанных с тщеславием, эгоистическими интересами, скандальны, склонны к тирании родных и близких. Вес; это результат педагогической запущенности. Для молодежи группы 3 наиболее характерны упрямство, отчужденность, веселое настроение, для группы 4 — упрямство, переходящее в отстаивание своего мнения, злобность, преобладание экспансивного или возбужденного настроении.
При переходе от подросткового возраста к юношескому у молодежи группы 3 отчужденность сменяется односторонностью интересов, упрямство — эмоциональной холодностью, повышенное настроение — перепадами настроения.
У молодежи группы 4 данные реакции усиливаются: эгоизм переходит в конфликтность, перепады настроения сменяются аффективно-возбудимыми реакциями, односторонность и эмоциональная холодность — насаждением взглядов, эгоизм — злопамятностью. Молодежь этой группы с сильными вандальными проявлениями 3-го уровня сознательных мотивов личностно-психологического уровня обладает реакциями возбудимого типа, паранойяльными реакциями. Она характеризуется мстительностью, злопамятностью, накоплением отрицательных эмоций и фиксацией на них. Поводом для вспышек раздражительности могут стать не только попытки учителей утихомирить подростков, но и вытекающее из неровности усвоения школьной программы сознание собственных ошибок, неудач. У таких подростков заметна склонность к отвлекаемости, прогулам уроков, стирается грань между дозволенным и недозволенным. Характерной для них является реакция взрывного типа «взрыв-аффект». Но в более редких случаях наблюдаются и реакции истерического типа, которые более продолжительны, чем реакции взрывного типа, за счет самовзвинчивания.
Недостаток симпатии и сострадания со стороны окружающих у молодежи данного уровня мотивации в сочетании с описанными качествами предрасполагает к антисоциальному поведению. Направленность данных личностей — узкая, определяется небольшим числом мотивов. Ценностные ориентации, как правило, обусловлены эгоистическими притязаниями и основными чертами характера. При этом появляется упорство, целеустремленность, стеничность. Набор ролей и масок ограничен. Исполнение ролей шаблонно и ригидно, использование масок стереотипно, неискренность заметна окружающим.
Молодежь 4-го уровня сознательной социально-психологической мотивации (протестная) занимается вандализмом в составе групп. Для группы 2 никаких характерологических признаков не выявлено, а представители группы 3 обладают повышенной конфликтностью. Желание командовать раздражает окружающих, поэтому портятся отношения со сверстниками, для них характерны яркость поведения, склонность к привлечению внимания окружающих. Представители молодежи группы 4 полностью пренебрегают морально-этическими нормами, выражают явный протест против культуры и морально-этических норм всего общества. У них наблюдается заостренное стремление к самоутверждению, поэтому для привлечения внимания они используют все способы, даже весьма неблаговидные. Эти молодые люди обладают ярко выраженным эгоцентризмом, завышенной самооценкой. Для них характерно желание «порисоваться» перед окружающими, проявление прямой асоциальности. В трудной ситуации они не могут справиться с препятствиями, так как обладают, во-первых, ярко выраженным эгоцентризмом, во-вторых, эмоциональной неустойчивостью психики. Налицо демонстративность поведения, страх лишиться ореола исключительной личности. Удар по самолюбию таких молодых людей наносит публичное разоблачение их претензий.
Для представителей данного уровня мотивации также характерны «уход в болезнь», разыгрывание роли алкоголика или наркомана (алкоголизация встречается крайне редко). Выпивают эти молодые люди немного, однако не прочь прихвастнуть огромным количеством выпитого. Сохраняются реакции оппозиции, имитации. Имитация — это подражание кому-либо, хотя делается это незаметно и выдается за «свое». Для имитации избирается абстрактный образ или (чаще) лицо, пользующееся популярностью в подростковой среде. Часто берутся высказывания одних, одежда — других, вызывающая манера поведения — третьих. Гиперкомпенсация проявляется в вандализме и лжи, неадекватных способах самооправдания. Данные молодые люди несправедливо обвиняют окружающих в происшедших событиях, пытаются представить себя жертвой обстоятельств или предвзятого отношения со стороны окружающих.
Реакции протеста отличаются активностью, стремлением сделать назло, мстить, разрушать. В случаях преобладания кумуляции отрицательных гневных переживаний реакции носят более выраженный характер, с оттенками патологических проявлений. Молодежь делится на две группы:
- с преобладанием склонности к фантазированию для оправдания, «затушевывания» своих вандальных действий;
- с преобладанием склонности к истерическим реакциям.
Формирование личностных аномалий у молодежи 4-го уровня мотивации происходит в три этапа:
- младший и средний подростковый возраст. Характерны эгоцентризм, стремление занять центральное положение в группе, что приводит к конфликтам с окружающими. У подростков группы 3 проявляются эгоизм, желание привлечь к себе внимание. При переходе к группе 4 эти качества трансформируются в истерические реакции, рисовку перед окружающими, в поведении появляется частая конфликтность;
- старший подростковый возраст. Нарастает несоответствие между возможностями подростка и требованиями к нему со стороны семьи и школы, что усиливает при переходе к группе 4 конфликтность и приводит к асоциальности, агрессивности, сильнее проявляются реакции группирования;
- юношеский возраст. В этот период обостряются и стабилизируются аномалии психики и характера. Для молодежи группы 3 характерны склонность к конфликтам, тщеславию. При переходе к группе 4 конфликтность усиливается, склонность к тщеславию переходит в эгоцентризм, неустойчивость психики усиливается и провоцирует появление следующих характерных особенностей у группы 4 молодежи: высокой конфликтности, эгоцентризма, эмоциональной неустойчивости, истерических реакций, демонстративного поведения, пренебрежения морально-этическими нормами, эпизодических фаз психопатии, асинхронии.
Согласно Международной статистической классификации психических болезней 10-го пересмотра, адаптированной для России, все перечисленные здесь психологические реакции являются элементами расстройств, относящихся к рубрике F60.8 (другие специфические расстройства личности).
Приведем результаты исследования психологических реакций (синдромов) с помощью сокращенного опросника MMPI. Для молодежи выявлены следующие психологические реакции (синдромы):
- на 1-м УМ: психастения и депрессия высокой степени для всех групп. Психастеникам свойственны тревожность, боязливость, нерешительность, постоянные сомнения. Кроме того, выявлена депрессия, которая выражается в повышенной чувствительности, склонности к тревоге, робости, застенчивости. Это результат того, что, с одной стороны, проявляется неспособность принимать решение самостоятельно, с другой — отчаяние при малейших неудачах;
- на 2-м УМ — ипохондрия для всех групп высокой степени. Ипохондрия близка к астеноневротическому типу, она характеризуется медлительностью, покорностью по отношению к власти и членам референтных групп, пассивностью, медленной приспособляемостью, плохой переносимостью обстановки, потерей равновесия в социальных конфликтах;
- на 3-м УМ — гипомания, характеризующаяся повышенным настроением независимо от обстоятельств, активностью, длительностью, энергичностью, жизнерадостностью, любовью к работе, расположенностью к контактам; однако интересы таких людей поверхностны, неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости. Паранойяльность характеризуется формированием сверхценных идей, односторонностью, злопамятностью. Свои взгляды подростки насаждают окружающим, поэтому имеют с ними частые конфликты. Собственные малые удачи они переоценивают;
- на 4-м УМ — истерия, имеющая для всех групп высокие значения. Она характеризуется избеганием ответственности, «уходом в болезнь». Такие люди стремятся показаться значительнее, чем они есть на самом деле, обратить на себя внимание, чтобы вызвать восхищение ими. Чувства таких людей поверхностны, неглубоки. Психопатии для всех групп имеют повышенные значения. Для них характерны эгоцентризм, повышенная конфликтность.
На схеме (с. 36) представлены доминирующие психологические синдромы в зависимости от возраста. Из схемы ясно, что чем выше наличие негативных биогенетических причин (НБГП), тем выше показатели психологических синдромов для всех возрастов. Так, самые высокие из них имеет молодежь 1-го УМ (100 % НБГП): для 14 лет — 83 балла, для 19 лет — 90, для 23 лет — 90 баллов, а самые низкие — молодежь 3-го УМ (0 % НБГП): для 14 лет — 75 баллов, для 19 лет — 86, для 23 лет — 70 баллов.
Схема демонстрирует, что показатели психологических синдромов имеют высокие значения для всех уровней мотивации, а для 3-го УМ (0 % НБГП) — повышенные для младшего школьного и старшего юношеского возрастов, для остальных же возрастов — высокие.
Схема
Доминирующие психологические синдромы для вандалов 11—23 лет
(по тесту MMPI)
В результате проведенных исследований была создана и использована система коррекционно-профилактической работы (КПР), имеющая следующие четыре направления:
1) социально-экономическое — предоставление социальных гарантий молодежи, скидки, кредиты для продолжения учебы в высших и средних учебных заведениях, для получения жилья, посещения спортивных клубов, кружков, дискотек и т. д.;
2) правоохранительное — проведение разъяснительных бесед с молодежью и взрослым населением о нормах поведения и законодательных актах, принятие своевременных мер к молодежи с аномальным поведением и работа с их родителями;
3) педагогическое:
- сплочение коллектива на принципах взаимопомощи и взаимоподдержки;
- изоляция или переориентация на положительную деятельность асоциальных лидеров;
- трудовая терапия;
- нахождение каналов самореализации;
- запуск механизмов социализации, включая обеспечение успешности в достижении целей, положительную мотивацию к деятельности;
- активное включение индивидов в различные виды деятельности во взаимопеременных, связанных между собой группах;
- смена ролей лидера и подчиненного;
- обеспечение авторитета, самоутверждения каждой личности;
- обеспечение соревнования с пропагандой успехов в деятельности как стимула к повышению производительности труда, эффективности деятельности;
- планирование и поэтапное выполнение деятельности после предварительного теоретического изучения ее основ;
4) психологическое:
- создание благоприятного психологического климата (взаимопонимание, взаимозаменяемость, единство целей);
- развитие навыков саморегуляции — аутотренинг (например, дыхательная гимнастика по О. Грегору);
- снятие психических напряжений — релаксация напряжений;
- рефлексия особых состояний сознания: тренинг осознания поведения «Остановись и подумай»;
- развитие умений общаться в проблемных жизненных ситуациях, нормализация самооценки (В. Н. Мясищев, А. Г. Ковалев) — тренинг навыков общения, игровая терапия,
- усиление включенности в различные виды деятельности;
- снижение деструктивной конфликтности — тренинг зрелого выхода гнева, психодрама, танцевальная терапия;
- трансактный анализ для изменения своего состояния в нужный момент (Э. Берн);
- очищение психики от прошлых переживаний — катарсис, психоанализ и психоаналитическая психотерапия;
- трансформация эмоций — сублимация (переключение на творческую деятельность);
- поиск единомышленников в ситуации кризиса опустошенности;
- смена социальной среды в случае кризиса нереализованности.
Важными объектами корреляционно-профилактической работы с подростками 1-го уровня мотивации являются семья, 2-го и 3-го уровней мотивации — школа, 4-го уровня мотивации — асоциальные и криминальные группы.
При проведении коррекционно-профилактической работы необходимо первоочередное внимание уделять следующим направлениям:
- для молодежи 1-го УМ — работе по повышению стрессоустойчивости, усилению творческой и спортивной активности в сочетании с умеренным, но постоянным воспитанием чувства ответственности;
- для молодежи 2-го УМ — выработке чувства уверенности в себе, а также поиску такой среды, в которой молодежь может иметь хорошие и широкие контакты. Это достигается в большом коллективе, где есть разнообразная работа, частая смена обстановки, доверительные взаимоотношения;
- для молодежи 3-го УМ — работе по выработке навыков общения, разрешению конфликтности, созданию строгого режима, осуществлению неусыпного контроля, пробуждению страха за наказания. Поэтому самым злостным вандалам из этой группы необходимо пребывание в учреждениях со строгим режимом и трудовой обстановкой. Для них важна возможность уединения в моменты гнева, необходимо также создание лечебно-воспитательных учреждений;
- для молодежи 4-го УМ — локализации деструктивной конфликтности, снижению уровня агрессивности. Если, у молодого человека есть музыкальные способности, то их надо развивать. Эгоцентрическое поведение должно осуждаться коллективом.
В заключение заметим, что коррекционно-профилактическая работа проводилась в течение учебного года. В результате не только удалось нивелировать возрастание показателей психологических симптомов, психических состояний, но и снизить их значения. Уменьшилось число вандальных актов, неуемное желание что-то разрушать, нормализовалась самооценка молодых людей. Эффективность КПР для подростков составляет 25 %, для юношества — 5 %. Юношество менее податливо КПР в связи с тем, что у него образуются остаточные необратимые деформации психики при завершении процесса психического развития. Система КПР эффективна, поэтому может использоваться в разных учебных заведениях.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5917
В прошлом месяце: 89
В текущем месяце: 76
Скачиваний
Всего: 1203
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 11