Художественные (изобразительные) способности начинают активно изучаться еще в начале XX в. В это время складывается три основных направления в исследовании художественных способностей. Внимание исследователей, принадлежащих к первому направлению, привлекает изучение особенностей личности творческих людей: художников [14], «сверхнормально» одаренных к рисованию детей [15]. Поиск отличий не способных к рисованию людей и талантливых рисовальщиков, предпринятый Э. Мейманом [11], позволил определить причины неспособности к рисованию, которые проявляются как в недостатке одаренности (и прежде всего в особенностях восприятия, зрительной памяти и синтезирующего видения), так и в недостатке упражнений. Представителей второго направления интересует сам процесс рисования. Так, например, Ф. Ейер [11] изучал процесс рисования в лабораторных условиях, на основании чего он выделил технические характеристики одаренных рисовальщиков. Выявлению способностей к художественному творчеству посвящены работы представителей третьего направления. Н. Мануэль [11] описывает тринадцать составляющих способностей к рисованию: от зрительной памяти, способности наблюдать, комбинировать, различать цвета и размеры до интереса к деятельности и общей интеллигентности. Изучая проблему художественных способностей в течение ряда лет, Н. Мейер [11] выделил следующие составляющие художественного таланта: врожденные способности, эстетическую отзывчивость и комбинаторную способность.
В отечественной психологии проблемой изучения способностей к изобразительной деятельности занимался В. И. Киреенко. Он выделил специфические особенности, отличающие изобразительное восприятие от обычного житейского. Способности к изобразительной деятельности автор рассматривает как сложной комплексное образование, включающее целостность восприятия, оценку отклонений от вертикали и горизонтали, оценку пропорций, светлотных отношений, перспективных сокращении, чувствительность к цвету, зрительную память. Е. И. Игнатьев, изучая процесс рисования у детей различных возрастов и у взрослых учителей рисования, решающую роль в развитии изобразительной деятельности отводит аналитическим умениям [4] Несомненный интерес представляет также концепция А. А. Мелик-Пашаева, предложившего свои подход к пониманию и изучению способностей, в том числе изобразительных [7]. По его мнению, структура способностей не совокупность отдельных качеств, а множественность проявлений «чего-то единого». Он считает, что «художественные способности не особая часть психики человека, а скорее особое ее состояние» [7, с. 22]. А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская [8] выделили психические качества, необходимые для наблюдения и изображения внешнего мира: художественное воображение, особое эстетическое отношение человека к жизни, развитое художественное восприятие и внимание. По мнению авторов, «развитое эстетическое отношение к миру преобразует отдельные психические свойства человека и художественные способности, придавая им единую, специфическую для искусства направленность». [8, с. 28]
В подавляющем большинстве исследований изучаются художественные способности либо профессионалов, либо одаренных детей. Художественные способности учителя рисования остаются малоизученными. Не выяснены на сегодняшний день также и вопросы, касающиеся специфики структуры и характера детерминации предметно-педагогических способностей будущего учителя изобразительного искусства и черчения.
Исходя из развиваемого в Пермской психологической школе системного представления о способностях, было выдвинуто предположение о том, что профессиональные способности учителя изобразительного искусства и черчения представляют собой целостное уровневое, многокомпонентное образование, включающее педагогические и предметные способности и детерминированное разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности. Задачи настоящего исследования заключались в следующем: 1) экспериментально выявить структуру художественных (предметных) способностей будущих учителей изо; 2) изучить взаимосвязь художественных и педагогических способностей; 3) показать детерминацию этих способностей разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности.
Организация и методики исследования
Решение этих задач в эмпирической части исследования шло по трем направлениям:
изучение предметных способностей;
изучение педагогических способностей;
изучение индивидуально-психологических характеристик испытуемых (нейродина- мических, психодинамических, личностных). Испытуемыми были студенты старших курсов художественно-графического отделения Пермского педагогического училища в возрасте 18-20 лет, всего 53 человека.
Предметные способности изучались с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» Е. А. Климова (показатель — склонность к профессиям типа «человек — художественный образ»); теста П. Торренса (фигурная форма А); «теста прицеливания» Yupply; Lewerenz Visual Memory of Proportion Test; серии экспериментов, направленных на выявление умелости руки в специфической деятельности — рисовании (5, 6); опросника «Художественно-графические способности», сконструированного нами. Для изучения педагогических способностей использовались «Дифференциально-диагностический опросник» Е. А. Климова (показатель — склонность к профессиям типа «человек-человек»); методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синявского, Б. А. Федоришина; методика изучения уровня эмпатических тенденций В. В. Бойко; опросники «Педагогическая культура» и «Педагогические способности», сконструированные нами. Показателем успешности педагогической деятельности служил средний балл оценок за педагогическую практику. Для изучения индивидуальных свойств испытуемых использовались опросник на определение индивидуальных различий по соотношению сигнальных систем Б. Р. Кадырова; опросник Я. Стреляу; опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова; 16 PF Р. Кеттелла; методики диагностики направленности личности Б. Басса и потребности в достижении Ю. М. Орлова.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование художественных способностей
В результате корреляционного анализа взаимосвязей компонентов художественнографических способностей выявлено наличие обширных статистически достоверных связей. Так, из 14 показателей 12 имеют связи с другими показателями художественнографических способностей. Графически эти связи отражены на схеме на с. 84. Из представленной схемы видно, что внутри симптомокомплекса образуются две взаимосвязанные группы показателей. В первую группу вошли показатели, связанные с проявлениями творческого мышления, уровня развития художественно-графических способностей и уровня развития моторики руки. Вторую группу составили показатели, связанные с развитием технических навыков рисования и художественной чувствительностью. Для более полного и качественного понимания структуры предметных (художественно-графических) способностей мы прибегли к факторному анализу (табл. 1).
Факторный анализ позволил выявить 4 значимых фактора, вобравших в себя 83,18 % общей дисперсии. В фактор 1 вошли показатели чувства линии, чувства пропорции, чувства симметрии, способности к адекватному отображению действительности и интегральный показатель умелости руки, он был обозначен как «изобразительно-моторная чувствительность». Второй фактор вобрал в себя показатели беглости, гибкости мышления, оригинальности и коэффициента творческого мышления, т. е. те особенности, которые, по определению П. Торренса, обеспечивают развитие креативной личности. Он назван нами «креативность».
В фактор 3 вошли показатели тщательности разработки материала, уровня развития художественно-графических способностей и способностей к воспроизведению (зрительная память). Он обозначен как «способность к разработке художественного образа» Фактор 4
«Художественная направленность моторики» вобрал в себя показатели склонности к профессии типа «человек художественный образ» и высокого уровня развития моторики руки.
Исследование взаимосвязи художественных и педагогических способностей
Корреляционный анализ позволил выявить статистически достоверные связи между пятью показателями художественно графических способностей. Обнаружена положительная связь между показателем склонности к профессиям типа «человек — человек» и оригинальностью мышления, (р < 0,05); эмпатией и способностью к адекватному отображению действительности (р < 0.05): коммуникативными склонностями и способностью к воспроизведению (р < 0,05); показателями успешности педагогической деятельности, уровня развития педагогических способностей и уровнем развития художественно-графических способностей (р < 0,01); уровня развития педагогических способностей и склонности к профессиям типа «человек — человек» (р < 0,05).
Интересным является тот факт, что с предметными способностями теснее связаны те показатели педагогических способностей, которые в большей степени определяют ориентацию учителя на человека и человеческие отношения (склонность к профессиям типа «человек — человек», эмпатия, коммуникативные склонности). Подобные связи обнаружены при изучении специальных способностей выпускников филологического факультета [13] и не выявлены у будущих учителей математики [12]. Вероятно, это можно объяснить тем, что и педагогическая, и предметная деятельность учителей изобразительного искусства и учителей-филологов связаны с повышенной чувствительностью к внутреннему миру человека, миру его переживании и взаимоотношений. У учителей же математики педагогическая и предметная (математическая) составляющие «разнонаправленны», т. е. лежат в разных плоскостях человеческой деятельности.
Исследование взаимосвязи художественных способностей со свойствами индивидуальности
В результате корреляционного анализа выявились статистически значимые связи показателей художественно-графических способностей с показателями нейродинамики (8 связей) и психодинамики (12 связей). Причем наибольшее число связей имеют показатели тщательности разработки материала (отрицательные связи со скоростью интеллектуальной (р <0,05) и коммуникативной (р < 0,05), с коммуникативной активностью (р < 0,05) и уровня развития моторики руки: с пластичностью коммуникативной (р < 0,05), скоростью коммуникативной (р < 0,05) и коммуникативной активностью (р < 0,01) Интересно, что среди показателей нейродинамики наибольшее число связей обнаружено у показателя слабости процесса торможения (4 связи), которая, по всей вероятности, обеспечивает повышенную сензитивность художника. Обнаружены также статистически достоверные корреляции восьми показателей художественнографических способностей с шестью показателями свойств личности. Наибольшее число связей с показателями художествено графических способностей имеет фактор L по Р. Кеттеллу — 5 связей. Две связи обнаружено у фактора Е. По одной — у факторов Н, М, Q1 и Q2. То есть художественно одаренные студенты часто недоверчивы, высокотревожны, обладают высокой чувствительностью, не уверены в своих силах, сдержанны в выражениях чувств, испытывают потребность в постоянной опоре и поддержке окружающих, но в то же время достаточно практичны, трезво оценивают обстоятельства, критичны и настойчивы. Сравнительный анализ связей показателей художественно-графических и педагогических способностей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности показывает, что характер детерминации этих способностей разный. Так, художественнографические способности теснее, чем педагогические, связаны со свойствами нейро- и психодинамики (из 28 связей — 17), которые можно рассматривать как природные предпосылки к данным способностям Педагогические способности теснее связаны со свойствами личности (из 29—16). Аналогичные данные получены при изучении характера до терминации профессиональных способностей будущих учителей математики |12|, русского языка и литературы [13], биологии и химии [3], музыки [10].
Исследование специальных способностей в структуре интегральной индивидуальности будущего учителя
Для более полного и качественного понимания специальных способностей в структуре индивидуальности будущих учителей рисования мы прибегли к факторному анализу, который позволил выделить три значимых фактора (табл. 2).
Как видим, в фактор 1 вошел один показатель художественно-графических способностей — показатель уровня развития моторики руки. Этот показатель связан с симптомокомплексом таких индивидуальных свойств как сила процесса возбуждения, психомоторная эргичность, интеллектуальная пластичность, коммуникативная пластичность, психомоторная скорость, интеллектуальная скорость, психомоторная, интеллектуальная, коммуникативная и общая активность, общая адаптивность, факторы Н и Q1. Данный фактор можно обозначить как «динамические особенности психики и моторики». По всей вероятности, показатели психодинамики (пластичность и скорость) обеспечивают высокий уровень развития моторики руки, а личностные факторы Н (смелость) и Q1 (радикализм) влияют на освоение и формирование данной способности в художественной деятельности.
Фактор 2 включает следующие показатели художественно-графических способностей: чувство линии, чувство пропорции, чувство симметрии, способность к адекватному отображению действительности интегральный показатель умелости руки. Он обусловлен симтомокомплексом таких индивидуальных свойств, как слабость процесса торможения и общая эмоциональность. Этот фактор может быть обозначен как «изобразительномоторная чувствительность».
Фактор 3 содержит показатели педагогических способностей: склонность к профессии типа «человек — человек», коммуникативные и организаторские склонности Он обусловлен симптомокомплексом таких индивидуальных свойств, как невыраженная первосигнальность, фактор Е (подчиненность), направленность на общение. Этот фактор может быть обозначен как «направленность на организацию педагогического общения»
Таким образом, в индивидуальности будущего учителя изобразительного искусства можно выделить динамические особенности психики и моторики, изобразительномоторную чувствительность и направленность на организацию педагогического процесса.
Выводы
Симптомокомплекс свойств, характеризующий художественные способности учителя, включает в себя изобразительно-моторную чувствительность, креативность, способность к разработке художественного образа и художественную направленность моторики.
Художественные способности учителя изо, детерминированные свойствами всех уровней индивидуальности, теснее связаны со свойствами нижележащих уровней, которые можно рассматривать как природные предпосылки к этим предметным способностям.
Поскольку в основе различных компонентов специальных способностей лежат различные, порой противоположные проявления индивидуальных свойств (например, коммуникативные склонности связаны с силой процесса торможения, а показатели изобразительной чувствительности — со слабостью), правомерно говорить о существовании различных путей достижения успеха в профессиональной деятельности будущего учителя изо.