Психологическая наука и образование
2003. Том 8. № 2
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное развитие, профессионализация, психологическое сопровождение, медики
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Ясько Б.А. Динамика мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача // Психологическая наука и образование. 2003. Том 8. № 2.
Полный текст
Современный уровень развития совокупного научно-теоретического, экспериментальноприкладного психологического знания позволяет говорить о профессиональном развитии личности как специфической, неотъемлемой стороне ее интегральной целостности. Отметим, что интерес отечественной и зарубежной психологии к проблемам профессионального развития личности всегда был стабильно высоким, постоянным и достаточно действенным [см.: 1,2, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 17, 19, 20, 21, 22 и др.]. Это связано с давней отрефлексированностью профессиональным психологическим сознанием того объективного значения, которое имеют образовательно-профессиональные процессы в жизнедеятельности общества в целом, его конкретных институтов и жизни отдельного человека в частности.
Началом активного профессионального развития является принятие личностью профессионализации как жизненной задачи, ее личностно-смысловое «встраивание» в общий жизненный план. Содержание этого процесса весьма детально раскрыто В. Д. Шадриковым на примере принятия профессии. Он пишет: «Первоначальным этапом освоения деятельности является ее принятие... Решение этого вопроса будет определяться тем, насколько представления человека о профессии будут соответствовать его потребностям. Человек, выбирая профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые возможно удовлетворение потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно он может получить и большое удовлетворение от труда» [19, с. 34].
Значение выбираемой профессии и профессионализации в целом определяется субъективной оценкой той роли, которую они призваны сыграть в индивидуальной жизни личности, иначе говоря, профессиональный выбор есть предметная сторона направленности личности, дающая ответ на вопрос лаконично и емко сформулированный С. Л. Рубинштейном, — чего человек хочет [18. с. 534].
Профессиональное развитие личности — это формирование у человека возможности (прежде всего способностей) и мотивов, оптимально соответствующих требованиям деятельности, ее целям, содержанию и условиям реализации. Развитие личности, отмечает Е. А. Климов, происходит в нормально напряженной деятельности «за счет инициативы, активности, мотивов субъекта этой деятельности» [7, с. 13]. Многие авторы отмечают, что профессиональное развитие может начинаться только в том случае, если профессиональные (учебно-профессиональные) требования будут выше актуальных возможностей субъекта, а его мотивационная сфера будет не обедняться, а обогащаться [6, 23, 24].
Субъектный подход, рассматривающий труд как функциональную психическую систему, центральным звеном которой является личность, позволяет говорить о профессиональной мотивации как элементе профессионального самосознания субъекта труда. Такой подход дает возможность анализировать группу психических регуляторов труда, которые Е. А. Климов определяет как «образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений» [7, с. 28]. Мотивация к профессиональной деятельности врача структурируется сложным, динамичным соотношением побуждений различных уровней, при этом в сознании индивида формируется такой «образ субъекта» деятельности, который желателен, но которого еще нет в наличии. Стремление максимально идентифицироваться с этим образом, при условии совершенствования собственной индивидуальности, своего профессионального стиля, направляет активность развивающейся личности профессионала. Системно- профессиографический анализ деятельности врача позволяет выделить на морфологическом и функциональном уровнях психологической структуры субъекта труда мотивационный компонент, который представляет собой сложную, многоуровневую, развивающуюся систему иерархических отношений личности: от «интереса к медицине вообще» к потребностям, объединенным общим вектором — «быть профессионалом»; от потребностей к мотивам развития, от мотивов к сложной и многофакторной мотивационной сфере, которая вместе с операциональной сферой является сущностной характеристикой профессионализма врача.
Надо заметить, что в литературе профессионализм как психологическая категория не имеет однозначного определения, а в доступных психологических словарях вовсе отсутствует [13]. В известном исследовании А. К. Марковой даются понятия «нормативного» и «реального» профессионализма [11, с. 31]. С нашей точки зрения, профессионализм есть интегральная характеристика личности, включающая системное сочетание нормативных психических качеств, обусловленных требованиями конкретной профессии, интериоризован- ных личностью и ставших неотъемлемым компонентом ее развивающейся психологической целостности. В упомянутой работе А. К. Марковой выделяются пять уровней профессионализма (допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, послепрофессионализм) и отмечается, что каждый уровень предъявляет неодинаковые требования к психологическим качествам человека, в частности к мотивации профессиональной деятельности [11, с. 55]. К психологическим особенностям мотивов врачебной деятельности, формирующих профессиональную мотивацию личности врача в целом, в полной мере относится методологический тезис А. В. Брушлинского о процессуальности психического. Мотивы деятельности, отмечал он, не являются изначально полностью сложившимися, «они тоже формируются по ходу психического как процесса... Все компоненты прежней схемы расчленения деятельности: действия, операции, мотивы и т. д. — выступают в новом, «более психологическом» качестве, когда они начинают изучаться в их процессуальности (т. е. с позиций теории психического как процесса)» [3, с. 20]. При изучении мотивационной стороны процесса профессионализации врача вызывают интерес исследования В. Э. Мильмана [12]. Анализируя феномен двойственной природы ценностей, автор обосновывает понятия производительной и потребительной систем в структуре мотивации личности. Функция потребительных процессов состоит в поддержании жизнедеятельности субъекта, поэтому, будучи направленными на ее обеспечение, они обусловливают гомеостатичность бытия личности. Функция производительных процессов состоит в развитии человека и общества, высвобождении и проявлении внутреннего богатства индивида, его сущностных сил. Отсюда — антигомеостатичность природы производительной системы ценностей [12. с. 31]. В соответствии со всеобщим принципом дополнительности эти процессы соединяются в структуре мотивации и, взаимодействуя на различных уровнях развития, формируют у субъекта один из мотивационных профилей прогрессивный или регрессивный [12, с.38]. Производительная мотивация обусловливает заинтересованное отношение субъекта к деятельности, активную направленность на социально значимые ее аспекты. Для личности с прогрессивным мотивационным профилем это означает превышение общего уровня развивающих мотивов над средним уровнем мотивов поддержания и «стенический» эмоциональный профиль, состоящий в доминировании у субъекта активных, деятельных переживаний. Преобладание потребительных ценностей мотивирует направленную активность субъекта на присвоение индивидуально значимой цели. Если мотивы поддержания превышают уровень развивающих мотивов, есть основание говорить о «регрессивном» типе мотивационного и «астеническом» типе эмоционального профиля личности. Эта личностная особенность проявляется в специфичности целей деятельности (преобладание целей «присвоение»), пассивности, агрессивности, склонности к защитным реакциям [12, с. 37—39].
В экспериментальных исследованиях, проводимых нашей кафедрой с 1999 г., создана и проходит апробацию модель программы психологического сопровождения профессионального развития личности врача на всех этапах (уровнях) профессионального образования: довузовском, вузовском и послевузовском. Существенным компонентом программы является исследование процесса формирования мотивационно-потребностной сферы развивающейся личности врача-специалиста. В экспериментальную группу вошли 717 испытуемых, распределенных в три выборки: врачи различных видов специализаций — №этал (всего 420 человек), студенты медакадемии, обучающиеся по специальностям: лечебное дело, педиатрия, стоматология (всего 297 человек). Первая из названных групп рассматривается как эталонная, результаты исследований в этой выборке профессионалов используются для построения профессиографических моделей врача-субъекта специализированной профессиональной деятельности (хирурга, анестезиолога-реаниматолога, поликлинического терапевта, педиатра, стоматолога), являющихся «системой координат» в моделируемой программе [21]. Вторая группа стала базой для организации эмпирического исследования и апробации модели программы. Для обеспечения «чистоты» эксперимента и сравнимости результатов студенческая группа разделена на две выборки: экспериментальную (Nct.)KCII, в нее вошли первоначально 147 участников, в ходе эксперимента выбыли 11 человек) и контрольную (№тконтр, в составе 150 человек, к 2002 г. из нее выбыли 12 студентов). Цель исследований состояла в следующем:
используя адекватные методики, выявить особенности мотивационно- потребностной сферы врача-специалиста и студента медицинского вуза;
провести сравнительный анализ специфики мотивов профессионального развития личности в исследуемых выборках;
разработать и апробировать концептуальные подходы целенаправленного развития (коррекции) мотивации субъекта врачебной деятельности на этапе «допрофессионализма»;
провести сравнительный анализ полученных результатов для определения степени целесообразности, достаточности, пластичности предложенной модели программы в части развития мотивационно-потребностной сферы будущего врача специалиста.
Одним из методов исследования обозначенной проблемы стало анкетирование участников эксперимента. Разработанная для этой цели экспертным методом анкета включает 14 утверждений — ответов на вопрос: «Что вас привлекает в профессии врача. Половина предлагаемых утверждений отражает ориентацию оптанта на производительную, а другая — на потребительную систему ценностей (группы утверждении «А» и «Б». Каждый ответ предполагает выбор одной из четырех видов оценок («очень привлекает», «отчасти привлекает», «мало привлекает», «совсем не привлекает»). Потребности гомеостатической направленности выражены в утверждениях, отражающих стремлении субъекта к идентификации с социально сформированным образом носителя добродетельной профессии, через «присвоение» выработанных систем знании, профессиональных умений, социального статуса врача «производительной» мотивации соответствовали утверждения, выражающие стремление субъекта к активности, имеющей сущности «поступка», общественного акта, отражающего отношение человека к другим людям [3, с. 18]. Анкета имеет два варианта, используемых поочередно при повторных опросах.
Обследование проводилось в виде двух диагностических «срезов»: в 1999 г. исследованы мотивационные профили врачей эталонной группы и студентов третьего курса. По завершении трехлетней экспериментальной программы психологического сопровождения профессионального образования будущих врачей проведено повторное обследование в выборках.
Очевидно, что достоверно преобладает высокая оценка значимости мотивов гомеостатической системы потребностей в группе студентов (n = 169 / 56,9 %) по сравнению с практикующими врачами (n = 130 / 31,0 %; при Y*= 6,69 различия достоверны).
Ранжирование мотивов, отраженных утверждениями группы «А», обнаружило высокую степень значимости для студентов таких побудительных мотивов профессионализации, как чувство персонального превосходства, образ «дарящего» и «спасающего» жизни других (n =1 83), статус специалиста с высшим образованием (n = 154), социальная значимость труда врача (n = 44). Анализ оценки оптантами утверждений группы «Б» обнаружил также преобладание доли высоких оценок в среде студентов (n = 242 / 81,5 %) по сравнению с врачами, при этом доля врачей, выбравших оценку высшего ранга мотивов группы «Б», превышает таковую в утверждениях группы «А» (п«Б» = 234 / 55,7 %; п«А» = 130 / 31,0 %). В целом аналитические данные, будучи сопоставлены с другими психодиагностическими показателями, полученными в процессе эмпирических исследований, позволили прийти к выводу: для личности студента медицинского вуза на этапе активного вхождения в профессию (третий курс обучения) характерны высоко выраженные потребности обоих исследуемых типов при значительном преобладании прогрессивного мотивационного профиля. Сочетаясь с другими индивидно-личностными особенностями студента медвуза как субъекта профессионализации (преимущественно лабильный тип нервной системы, своеобразие профессиональных предпочтений, специфика некоторых свойств познавательных процессов, коммуникативных и организаторских способностей и др. [21]), такая структура мотивационно-потребностной сферы обусловливает ряд специфических личностных образований будущего врача. Среди них — высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, выраженная динамика формирующегося индивидуального стиля деятельности (ИСД) [8], выявленные в ходе лонгитюдного экспериментального исследования.
Достаточно объективным ориентиром в разработке элементов программы психологического сопровождения развивающейся личности будущего врача явились психодиагностические показатели, полученные в эталонной группе. Несмотря на преобладание «производительных» ценностей в структуре потребностей врача, значительно умереннее, чем у студентов, оказались выражены оценочные показатели: доля оптантов, избравших оценку «отчасти привлекает», по утверждениям группы «Б», в Nвэтал достоверно превышает таковую в Nстэксп (Ψ* = 6,2). Очевидна определенная «уравновешенность» побудительных мотивов профессиональной деятельности практикующего врача. Гипотетически мы рассматриваем это как следствие не только возрастно-психологических процессов развития личности, но и ее профессионализации, дальнейшего формирования ИСД, а также реализации профессиональной деятельности в актуальных социально-экономических условиях. Такой подход позволяет говорить о полученных в ходе исследований «эталонных» показателях как о структурных единицах профессиограммы врача-специалиста и ориентировать на ее принципиальные параметры разрабатываемую модель психологического сопровождения процесса профессионального образования будущего врача. В части развития мотивационнопотребностной сферы в моделируемую программу включены компоненты: «профессиональные пробы» как элемент профессионально-образовательной программы подготовки врача, тренинговые сессии с элементами когнитивной психокоррекции, специальные семинары для преподавателей по психолого-педагогическим, психолого-социальным проблемам образовательной деятельности в медицинском вузе, психологи медицинского труда
Анализ психодиагностических данных второго «среза» обнаружил достоверные различия в показателях динамики мотивационно потребностных профилей студентов экспериментальной и контрольной групп. В выборках Nстэксп Nвэтал различия в показателях регрессивного и прогрессивного мотивационных профилей лежат в зоне незначимости (MΨ*1=0,87; MΨ*2=0,99) Аналогичные показатели в выборках Nстконтр Nвэтал имеют достоверные различия, близкие к полученным по данным первого «среза»: МΨ*1 = 2,24 (р < 0,01); MΨ*2 = 2,34, т. е. нет основании говорить о существенной динамике исследуемых показателей в сторону их сближения с «эталонными».
Полученные результаты, на наш взгляд, еще раз подтверждают достаточно обоснованную необходимость включения разносторонней психологической службы в систему высшего профессионального образования [16]. Опираясь на результаты многолетних наблюдений, можно утверждать, что в подготовке специалиста-медика психологическое сопровождение есть компонент, не менее значимый, чем непосредственно общепрофессиональное, клиническое образование.
Литература
- Андронов В. П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования // Психологическая наука и образование. 1999. № 2.
- Бобров В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В. А. Боброва и др. М., 1991.
- Брушлинский А. В. Деятельность, действия и психическое как процесс //Вопросы психологии. 1984. № 5.
- Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 6.
- Ильин Е. Л. Успешность деятельности, компенсации и компенсаторные отношения // Вопросы психологии. 1983. № 5.
- Ильин Е. Л. Мотивация и мотивы. Сер. «Мастера психологии». СПб., 2000.
- Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1988.
- Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969.
- Климов Е. А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
- Климкович И. Г. Модель специалиста медицинского профиля. М., 1989.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Мильман В. Э. Производительная и потребительная мотивация // Психологический журнал 1988. № 1.
- Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятии. М., 1984.
- Психологические исследования проблема формирования личности профессионала / Отв. ред. В. А. Бодров. М., 1991.
- Психологические проблемы профессиональной деятельности / Под ред. Л. Г. Дикой. A. H. Занковского. М., 1991.
-
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /
Под ред. Г С. Никифорова. СПб., 1991. - Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспектив развития: Хрестоматия / Под ред. А. Б. Леоновой, О. Н. Чернышевой. М., 1995.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Сер. «Мастера психологии». СПб, 1999.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Ясько Б. А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача // 2-я Международная научно-практическая конференция «Проблемы регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании»: Тезисы докладов. Таганрог, 2001.
- Ясько Б. А. Врач: психология личности Краснодар, 2001.
- Burg F. D. Medical Competence // Medical Feacher 1982, № 2. V. 4.
- Maslow A. H. Motivation and Personality (3-d ed.) N. Y., 1987.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1733
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1029
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0