Психологическая наука и образование
2008. Том 13. № 1. С. 45–49
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: межличностные отношения, подростковый возраст, адаптация, армия, кадетский корпус, ценностные ориентации, система ценностей
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Петронюк И.С. Особенности межличностных отношений воспитанников кадетских корпусов // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 1. С. 45–49.
Полный текст
История образования в России имеет богатый опыт воспитания «государственных» людей. Ценностное отношение к армии стало выражением сущности людей, сознательно посвятивших свою жизнь защите Отечества. Оно появилось вместе с рождением регулярной армии, а точнее, с возникновением ее офицерского корпуса. Два потешных полка молодого Петра I стали своеобразными военными училищами, выпускавшими офицеров. Позднее для подготовки юношей к государственной службе были созданы кадетские корпуса, выпускники которых отличались образованностью, высокоразвитыми чувствами долга и чести, любовью к отечественной истории и армии.
Исследованию становления ценностного отношения к армии отечественная педагогика и психология уделяет немало внимания [4]. В современных условиях потребность общества в гражданах, способных сознательно посвятить себя служению Отечеству, остается актуальной. В сегодняшней России возрождаются и вновь создаются кадетские корпуса. Их первостепенной задачей является воспитание психологически устойчивой и профессионально развивающейся будущей элиты офицерского корпуса Российской армии. Эти учебные заведения имеют много общего и созданы по типу дореволюционных кадетских корпусов, заимствовали у них все лучшее [1].
Сегодня в России насчитывается семь кадетских корпусов, восемь суворовских и одно нахимовское училища. Все они имеют общие особенности, отличающие их от других учебных заведений:
- круглосуточное нахождение в корпусе (увольнение к родителям и родственникам предоставляется только в субботу и воскресенье);
- изучение предметов военно-профессиональной подготовки;
- летний (полевой) лагерный сбор;
- ношение формы одежды военнослужащих РФ;
- соблюдение ритуалов военной жизни, регламентированное общевоинскими уставами ВС РФ [6].
Среди важных факторов, оказывающих влияние на воспитательный процесс в корпусе, следует отметить, что среди обучающихся находятся подростки из разных городов России, представляющие разные национальности, социальные слои общества.
В частности, в 2007 г. абитуриенты Военно-космического кадетского корпуса из Санкт-Петербурга и области составляли всего 19 %. В семьях абитуриентов преобладают различные стили воспитания, различные системы ценностей и т. д. В то же время в подавляющем числе случаев выбор кадетского корпуса как учебного заведения осуществляется родителями или лицами, их заменяющими. Семьи будущих кадетов часто находятся в условиях психотравмирующего характера и не способны выполнять воспитательную функцию. Результаты социально-психологического изучения личных дел абитуриентов (подростки 1992, 1993 годов рождения) показали следующее:
- из 172 подростков только 27 % из условно благополучных семей (наличие обоих работающих родителей, проживающих вместе);
- среди прочих: 11% – сирот и опекаемых. Родители 6 % подростков лишены родительских прав (без вести пропавшие, алкоголизм, бродяжничество), у 2 % – неоднократно привлекались к уголовной ответственности, у 33 % – родители умерли (часто трагически погибли), у 6 % – родители-инвалиды, у 30 % – разведены, у 11 % – безработные. 14 % подростков заявили, что никогда не видели одного или обоих родителей. 50 % – не могут определить круг своих увлечений.
Проведенные исследования показали также, что:
- у 91 % абитуриентов диагностируется психотравма;
- на вопрос: «Кому принадлежит идея поступления в корпус?» абитуриенты в 72 % случаях отвечают: «Мне предложили, я согласился»;
- анализ семейного воспитания показал, что этот процесс в семьях абитуриентов, за редким исключением, негармоничен (чаще по типу гиперпротекции). Отклонения в детско-родительских отношениях значительно влияют на процесс социально-психологической адаптации подростка в учебном заведении [7];
- типичным является наличие коммуникативных проблем по прежнему месту жительства и у абитуриентов, и у родителей. Последние не в состоянии научить ребенка эффективному общению, так как сами не имеют подобных навыков;
- из бесед с родителями кадетов становится ясно, что под «мужским воспитанием, которое должен дать кадетский корпус» чаще всего подразумевается именно приобретение навыков эффективной коммуникации.
Становление профессионально важных для профессии офицера качеств (уверенность в себе, ответственность, самостоятельность в принятии решений и др.) возможно только при развитии коммуникативной социальной компетентности. Залогом успешной адаптации подростка к военному образу жизни является становление ценностного отношения к армии как социальной группе людей, сознательно посвятивших себя служению Отечеству. Таким образом, психологическая подготовка к поступлению в военный вуз – одно из самых приоритетных направлений работы педагогического коллектива нашего учебного заведения.
В кадетском корпусе происходит интеграция первичной и вторичной социализации: в возрастных рамках первичной социализации осуществляется начало военной карьеры, что формальным образом типично для вторичной социализации [2; 3]. Образовательная программа корпуса предполагает, что выпускник должен сознательно определить свой профессиональный выбор в пользу профессии офицера Российской армии, что возможно в случае овладения ценностями и стереотипами, присущими группе офицерского корпуса и тесно связано с успешностью адаптации к профессии и развитием профессиональной идентичности офицера в будущем.
Известно, что в подростковом возрасте (11–14 лет) и ранней юности (15–17 лет) интенсивно формируются базовые социальные установки, складываются многообразные отношения с окружающим миром. Среди условий организации ценностной направленности педагогического процесса в кадетском корпусе следует отметить длительное нахождение в группе сверстников и специфический состав референтной группы кадетов, куда с различным удельным весом входят как представители группы военнослужащих, так и не имеющие с ней точек соприкосновения. Эти условия оказывают значительное влияние на гармоничность значимой для подростка системы межличностных отношений в социальном пространстве, эмоционально-чувственный компонент которой призван обеспечивать поддержание отношений (даже при отсутствии непосредственного контакта) и является значимым для дальнейшего профессионального самоопределения.
Анализ сравнения двух независимых выборок* ответов кадетов по опроснику «Субъективная оценка межличностных отношений» [5] показал наличие дисгармонии в системе межличностных отношений у половины опрошенных (43 % – в группе кадетов, обучающихся около года, и 52 % – в группе кадетов, обучающихся около четырех лет). Однако при рассмотрении индикаторов дисгармонии (напряженности, конфликтности, агрессии, отчужденности в отношениях) можно отметить ее различный характер в зависимости от времени, проведенного в кадетском корпусе.
Так, при рассмотрении полигона распределения относительных частот значений напряженности в отношениях и определении центральной тенденции можно свидетельствовать значительное смещение моды из зоны средних (характерных для младших кадетов) в зону низких значений. Действительно, после года обучения в межличностных отношениях кадетов в основном присутствует умеренно выраженная напряженность, необходимая для поддержания интенсивности отношений, а неразрешимые трудности отсутствуют или конструктивно разрешаются. К этому времени завершается адаптация подростка к новому образу жизни, выстраивается новая система отношений в родительской семье, интенсивные впечатления, нагрузки не позволяют излишне сосредоточиваться на межличностных отношениях. К концу четвертого года кадеты имеют большое количество социальных контактов, не обладающих достаточной глубиной и значимостью, часто не задумываются, как складываются их отношения, которые нередко носят поверхностный характер.
Конфликтность в отношениях не имеет существенных различий для обеих групп; мода, хотя и уменьшается в сторону снижения, находится в зоне средних значений.
К концу первого года обучения подросток приобрел социометрический статус в кадетском коллективе, выстроил модель общения с учителями, офицерами, родителями и сверстниками вне стен кадетского корпуса, приобрел некоторые навыки эффективного разрешения конфликтов.
К концу четвертого года обучения индивидуальные различия заметно уменьшаются, что подтверждает значительное увеличение модального значения относительной частоты распределения. Большинство выпускников не испытывают противостояния в межличностных отношениях.
Агрессия в отношениях в зависимости от времени обучения в корпусе имеет тенденцию изменения в сторону средних значений. Для кадетов первого года обучения мода значений индикатора агрессии имеет низкое значение, а сам признак – большую изменчивость.
Для юношей, имеющих годовой опыт жизни в заведении интернатного типа, характерно стремление обрести контроль над однокурсниками, доминировать в семье, подчеркивая свое особое положение, а проявление резкости, косвенной агрессии в отношениях – считать признаками мужественности.
Для группы кадетов четвертого года обучения мода значений агрессивности в отношениях смещается в сторону средних значений, а значение относительной частоты выбора модального значения значительно увеличивается. В отношениях кадетов выражено стремление сотрудничать «на равных», демонстрировать дружелюбие. Можно предположить, что это – следствие проявления профессионально важного качества – уверенности в себе.
Низкие значения индикатора отчужденности в отношениях характерны для обеих групп. Демонстрация конформности с целью избежать одиночества и «ненужности» вполне объяснима для кадетов, имевших подобные проблемы в детстве. Но при рассмотрении полигона распределения относительных частот для кадетов четвертого года обучения асимметрия распределения явно положительна, мода имеет достаточно низкое значение. Это свидетельствует о стремлении подчеркнуть свою причастность к интересам большинства, продемонстрировать принадлежность к специфической группе кадетов и, как следствие, еще большей группе военнослужащих Российской Федерации.
Осознание кадетом принадлежности к специфической профессиональной группе военнослужащих России, овладение характерными ценностями и стереотипами поведения и мышления при фактическом отсутствии статуса военнослужащего выделяет его в социальном пространстве, свидетельствует о становлении у него ценностного отношения к армии и одновременно является причиной дисгармоничности системы межличностных отношений. Кадеты ведут образ жизни, аналогичный курсантскому. К концу обучения они самостоятельнее сверстников. Соблюдение военных ритуалов, ношение формы, ежедневное общение с офицерами, частые визиты высшего командования дают возможность кадету чувствовать себя военнослужащим. Вместе с тем в силу возраста кадеты не принимают присягу, их считают «ненастоящими военными». Они же ощущают себя полноценными членами этого профессионального сообщества. Имеющийся конфликт является одним из факторов, стимулирующих сознательное профессиональное самоопределение кадета и способствует выбору в пользу военной профессии.
Литература
- Алпатов Н. И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
- Батаршев А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. Практическое руководство по психологической диагностике. СПб., 2005.
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб., 2004.
- Гурковский В. А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
- Духновский С. В. Субъективная оценка межличностных отношений. Руководство по применению. СПб., 2006.
- Инструкция по руководству суворовскими военными, нахимовскими военно-морскими, военно-музыкальными училищами и кадетскими (морскими кадетскими, музыкальными кадетскими) корпусами органами военного управления и распределению должностных обязанностей участников образовательного процесса. Приложение к приказу Министра обороны Российской Федерации № 25 от 15.01.2001.
- Петронюк И. С. Требования к подростку в семье как условие его адаптации в кадетском корпусе // Материалы III Международного конгресса «Молодое поколение ХХI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»/ Под ред. А. А. Северного, Ю. С. Шевченко. Казань–М., 2006.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4179
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 830
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0