О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии

1053

Аннотация

В статье кратко рассмотрены вопросы образования одаренных детей в Китае, Республике Корея (Южная), Сингапуре и Таиланде. Статья не претендует на полноту изложения вопроса, так как проблема излагается, в основном, в ключе деятельности школы «Интеллектуал» и является результатом наблюдений и профессионального общения, имевших место в ходе поездок в Китай и Корею, и прямых контактов с деятелями образования Таиланда и Сингапура. Делается вывод, что экономические успехи указанных стран Юго-Восточной Азии находятся в тесной связи с их политикой в области образования в целом и особым вниманием к работе с одаренными детьми, в частности.

Общая информация

Ключевые слова: культурная революция, система образования

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Маркелов Е.В. О системе образования одаренных детей в странах Юго-Восточной Азии // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 4. С. 87–100.

Полный текст

 

На сегодняшний день Юго-Восточная Азия является одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира, где очевидны экономические успехи входящих в него стран. Здесь сосредоточена большая часть реального сектора экономики. Это «мастерская мира», сюда стекаются капиталы, быстро растут города. Поэтому интересно, как эти несомненные успехи связаны с политикой в области образования и как они отражаются на его дальнейшем развитии. Особенно нас интересует сектор, связанный с образованием одаренных детей, опыт работы с которыми имеет существенные национальные особенности.

Школа-интернат «Интеллектуал», созданная Департаментом образования города Москвы в 2003 году как ресурсный центр по работе с одаренными детьми, в своей недолгой истории активно сотрудничала с Республикой Корея (Южная), Китайской народной республикой, Сингапуром и немного с Таиландом. Так получилось, что именно страны Юго-Восточной Азии проявили острый интерес к нашей школе в первые годы ее существования. В свою очередь, и мы имели некоторую возможность познакомиться с образованием, в том числе и одаренных детей в этом регионе. Именно этому небольшому опыту и посвящена статья.

Китай

Говоря об образовании в регионе Юго­Восточной Азии, начать, конечно, следует с Китая. Не только потому, что это самая большая страна региона, а в первую очередь в связи с тем, что основой «китайского чуда», безусловно, являются потрясающие успехи в области образования. Еще 50 лет назад население здесь было малограмотным, а сегодня это государство добилось всеобщей грамотности и создало интересную систему образования, оказывающую влияние на большинство сопредельных стран.

Рассказывая о современном состоянии образования в КНР, начать необходимо с «культурной революции», проведенной Мао Цзэдуном в 60-х годах ХХ века. Сегодняшний успех Китая - во многом результат тех неоднозначных событий. Спустя 40 лет можно оглянуться и объективно оценить истинный смысл происшедшего. Для этого необходимо сначала остановиться на некоторых особенностях китайской культуры. Важно отметить, что в китайском языке письменность имеет особое значение. Она гораздо больше влияла на развитие языка, чем у других народов. Иероглифическая система классического китайского письма очень сложная. На протяжении многих веков в Китае формировалась каста «избранных» - способных освоить письменность. Грамотный мог стать чиновником, ученым, словом, непростым человеком. Здесь каждый знает, что положение в обществе определяется образованием и поэтому мотивация на получение образования традиционно очень велика. Но даже имея способности, простой человек раньше не имел времени, чтобы учиться. Положение мало изменилось и после победы социалистической революции в Китае. Необходимо было создавать индустрию, развивать энергетику, современное сельское хозяйство и т. д. Советский союз в 40-50-е годы ХХ века оказал бесценную помощь этой стране, благодаря которой она отстояла свою независимость. Именно так это оценивают сами китайцы. Старшее поколение (те, кому за 50 лет) почти все учили русский язык в школе.

«Культурной революцией» стало создание новой системы письменности. Это было другое, фонетическое письмо. Теперь знаки записывали звуки, как в большинстве языков на Земле. Хотя количество знаков оставалось не маленьким, выучить их стало гораздо проще. Новая письменность стала доступна каждому. Она легко ложится на клавиатуру компьютера. Это фактически буквенное письмо, приспособленное к особенностям китайского языка. Именно благодаря ему в Китае решена проблема всеобщего образования, созданы сотни университетов, подготовлены миллионы специалистов и сотни миллионов грамотных рабочих. Однако и издержки были велики. В жерле «культурной революции» сгорела большая часть носителей традиционной культуры, интеллигенции. Особенно пострадало в этом плане гуманитарное направление.

Только сейчас стали уделять большое внимание таким вопросам, как восстановление национальной психологической школы и вообще гуманитарным курсам. Современность требует все большего внимания к психологии. Именно вопросы сотрудничества в форме обмена студентами, аспирантами и преподавателями-психологами нашли наибольшее понимание у китайских коллег. Сегодня эта страна очень нуждается в восстановлении и развитии национальной психологической школы. Поэтому
данное направление - одно из приоритетных в сотрудничестве с педагогическими вузами РФ.

Система образования в КНР включает начальную (1-6 классы), основную (7-9 классы) и полную (10-12 классы) среднюю школу, а также высшее и среднее специальное образование. Здесь существует около миллиона учебных заведений разных ступеней и профилей. Законы Китая дают право на получение образования каждому человеку, в том числе представителям национальных меньшинств, детям, женщинам и инвалидам. Китайское правительство придает важное значение распространению базисного образования. После обнародования в 1986 году «Закона КНР об обязательном образовании» в большинстве районов страны было введено обязательное начальное обучение. В крупных городах и некоторых экономически развитых районах введено обязательное среднее (основное) образование первой ступени. Приблизительно 73 % подростков поступают в среднюю школу первой ступени, а 44,1 % ее выпускников продолжают свое дальнейшее образование.

За годы реформ 1980-90-х годов 280 тысяч китайских студентов были посланы за рубеж, свыше 100 тысяч уже вернулись на родину. Находясь за рубежом, китайские студенты неизменно привлекают внимание своей прилежностью и сравнительно высокой базовой подготовкой по таким предметам, как математика, физика, биология. Обращает на себя внимание исключительно широкая география зарубежного обучения: в настоящее время студентов из КНР принимают свыше 100 стран. К сожалению, в нашей стране китайских студентов совсем немного.

Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами при продвижении по образовательной «лестнице» - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и тому подобное. Вместе с тем все большее распространение получают частные (негосударственные) университеты. На них приходится примерно 25 %о студентов в крупнейших образовательных центрах - Пекине, Сиане и Шанхае. Избирательность системы высшего образования проявляется еще в одном пункте: вузы страны разделены на несколько иерархических категорий. В зависимости от числа баллов, полученных на выпускном школьном экзамене (проводимом в Китае одновременно по всей стране), будущий абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в вуз, относящийся к категории, соответствующей набранным баллам (или более низкой категории, что, разумеется, не возбраняется).

Образование в Китае - настоящая национальная идея. Практически все без исключения участвуют в его финансировании. Хотя официально государство финансирует образование до 9-го класса, нам ни разу не удавалось слышать слово «бесплатно» относительно к образованию. Наверное, в глухих сельских районах школы действительно бесплатны, но в городах родителей приучают активно поддерживать образование детей. Цена обучения в государственных школах от 3 до 10 тысяч долларов США в год. Вместе с тем распространение получают и негосударственные школы. К 1997 году аккредитацию прошли все средние и начальные негосударственные школы Китая. По-иному обстоит дело с вузами: из 1200 всего 21 получил право выдавать дипломы государственного образца. Это и понятно, ведь Китай добился того, что дипломы китайских вузов «конвертируются», то есть признаются другими странами, а это, в свою очередь, требует серьезнейшего государственного контроля.

В стране нет специальных школ для одаренных детей, но широко используются те возможности, которые открывает для средней школы близость университетских центров: при каждом из них существует школа (иногда несколько), обеспеченная университетскими кадрами, что позволяет давать образование повышенного уровня. Естественно, это относится, в первую очередь, к старшим классам, но и средним перепадают большие возможности через систему дополнительного образования. Кроме того, в Китае создана иерархическая система школ: во всех провинциях, городах выделяется несколько лучших школ (их несколько на весь Китай), среди них - самая лучшая («супершкола»). Они получают наибольшую государственную поддержку и, главное - право конкурсного отбора, приглашают лучших преподавателей из разных стран. Это элитные заведения, где учатся не только китайцы, но и граждане США, Англии, Австралии, Канады и других стран. Обучение платное (5-10 тысяч долларов), но дело стоит того и желающих больше, чем мест. Примером такой школы является Shanghai High school. Эта Шанхайская школа была основана в 1865 году. В 1993 году было образовано международное отделение этой школы, а в 1995 году на ее базе создан бакалавриат. Учреждение производит неизгладимое впечатление: оно находится в огромном по размеру кампусе с замечательным парком и полным комплектом спортивных сооружений. Здесь есть цифровые лаборатории по биологии, экологии, химии, физике, берутся биохимические анализы крови, параметры движущихся тел сразу регистрируются на компьютере, в школьных лабораториях используются нанотехнологии. Кабинеты рассчитаны на 40 учащихся (против обычных для Китая 60-62). Китайские ученики учатся в Шанхайской школе в 10-12 классах, а иностранные ученики с 9 лет, то есть с 4-го класса. Всего в школе 3200 учеников, из них 1200 китайцев и две тысячи иностранцев. Для них построены отдельные корпуса, организованы два профиля специализации - точные и химико-биологические науки. Специализация длится только 1 год, в 12-м классе. С учениками работают три группы специалистов - университетские ученые, педагоги, психологи. Педагогическая нагрузка составляет 18 часов, в то время как в обычной школе - 12 часов. Правда, зарплата здесь выше: только минимальная - 800 долларов. Преподавание в школе осуществляется на английском [2] языке. 20 % выпускников едут учиться за границу, в престижные университеты США, что является предметом гордости школы. Все образование в Шанхайской школе платное. Также здесь есть музей - в нем история выпускников, среди которых немало видных государственных деятелей, ученых, людей, которыми гордится страна.

К «супершколам» принадлежит и XI’AN GAO XIN №1. High School. Школа №1 г. Сиань - старшая школа. Обучение здесь платное - 5000 долларов США. В этом заведении учится 5000 человек, В классе 400 человек2, в группе (это то, что мы называем «класс») - 50 человек. Большинство учеников поступают в университеты Сиань и другие китайские университеты. Многие выпускники поступают в Массачусетский технологический институт, другие известные университеты США, Австралии, Канады.

Школа при Северо-Западном университете в Сиане (Attached Middle School To Northwest University) существует 48 лет и не принадлежит к «супершколам», но относится к школам «первого порядка». Школа работает на хозрасчете. Плата составляет около 5000 долларов США в год. В настоящее время это одна из лучших школ в этой провинции. Всего здесь учится 2500 учеников. Сейчас она делится на старую и новую. С 7-го по 10-й класс дети учатся в новой, а в 11-12 классе - в старой. Первая находится в трех км от старой. В новой школе построена поликлиника, имеется полный комплект спортплощадок. Школа ориентирована на точные и естественные науки. Им уделяется огромное внимание. Есть день физики, день математики, биологии и т.д., которые проходят как яркие праздники. Работа по проблемам развития одаренности не ведется, так как нет соответствующей подготовки учителей и нет психологов.

Особую роль играет ЕГЭ. В Китае он проводится с 1-го класса. По результатам единого экзамена проводится «микширование» групп внутри классов, выделяются «элитная» и «слабая» группы, а в старших классах - группы, склонные к специализации в тех или иных областях. Это деление на группы позволяет выделять наиболее талантливых детей. Затем их собирают в «супершколах». В старших классах во всех школах - 40-часовая рабочая неделя, то есть 8 уроков каждый день. ЕГЭ позволяет также отделить тех, кто достаточно успешен для обучения в старшей школе. Те, кто после 9-го класса не набрал достаточно баллов для поступления в старшую школу, получают возможность сделать это еще раз после службы в армии. В этой стране важную роль в работе с одаренными детьми играет дополнительное образование. При каждой школе создаются кружки, позволяющие развивать различные типы одаренности.

Российский опыт работы с одаренными детьми вызвал большой и неподдельный интерес в Китае. Руководитель департамента образования города Куньмин (провинция Юннань), послушав рассказ о школе «Интеллектуал», заявил, что хочет открыть такую же школу у себя и изъявил намерение приехать в Москву. К сожалению, крупное землетрясение, происшедшее прошлой весной, а затем Олимпийские игры на время отложили эти намерения.

Директор Shanghai High school, мистер Танг, о существовании «Интеллектуала» узнал еще за год до нашего приезда. Команда Shanghai High school встретилась с учениками нашей школы на конференции в Сингапуре, где они выступили весьма успешно. В мае 2008 года делегация из шанхайской школы посетила Москву, где проявила большой интерес к преподаванию математики, а также организации обучения одаренных детей. За три дня они посетили Московский психолого-педагогический университет, 57-ю школу, МХЛ(1303), «Интеллектуал», а также Лабораторию одаренности МГППУ. В результате были подписаны договоры о сотрудничестве с МГППУ и «Интеллектуалом». Представляя не только свою школу, но и все учительское сообщество Китая (он является вице-президентом Китайской ассоциации учителей), мистер Танг не скрывал интереса к сотрудничеству в деле образования одаренных детей.

Одним из самых больших успехов Китая, думается, является создание системы открытого образования. Создав мощные университетские центры - Пекин (60 государственных + 20 негосударственных университетов), Сиань (45 государственных + 15 негосударственных университетов), Шанхай (36 университетов) и другие, КНР не только сформировала огромное студенческое сообщество внутри страны, но охотно привлекает учащихся из других стран. Так, при упомянутом выше Северо­Западном университете в Сиане есть международный факультет, рассчитанный в том числе и на абитуриентов из государств СНГ: республик Средней Азии - Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии. Заметим, впрочем, что и москвичей мы там встретили немало. При общении со студентами-москвичами удалось выяснить, что университет реализует несколько программ поддержки студентов-иностранцев.

Что же привлекает молодежь учиться в Китае?

Во-первых, диплом, который признается в большинстве стран мира.

Во-вторых, дешевизна. Жизнь в Китае недорога, образование тоже стоит недорого, а для тех, кто учится хорошо и участвует в соответствующих программах, - и вообще бесплатно. Заметим, что для многих ребят из СНГ это очень важные факторы, которые при выборе между менее качественным китайским и российским образованием заставляют их сделать выбор в пользу первого. Но в китайских университетах учатся не только выходцы из СНГ. Много здесь и студентов из Республики Корея (Южная), КНДР, Таиланда, Сингапура и других стран. С удивлением мы выяснили, что немало учится в Китае и студентов из США, Англии, Австралии, Новой Зеландии, Канады. Китай много делает для привлечения студентов из этих стран.

Одним из способов привлечения иностранных студентов является организация элитных школ с обучением на английском языке. Такой школой является упомянутая выше Международная школа при Shanghai High school. А Международная школа в Пекине просто потрясает и своими размерами, и оборудованием, и качеством организации быта.

Немаловажным в системе открытого образования является и готовность к контактам и обменам. Эта готовность опирается на серьезнейшую поддержку государства. Создавая «Институт Конфуция» и «Школу Конфуция», КНР не только способствует распространению китайского языка, но и создает возможности для посещения Китая учащимися из других стран, привлекает потенциальных студентов. Результат налицо. Несмотря на то что китайское образование пока уступает по качеству образованию лучших мировых образовательных центров, все больше хороших студентов едут туда учиться. Не секрет, что качество университета определяется не только уровнем профессуры, но качеством студентов. В этом тактика, выбранная КНР, уже дает замечательные плоды. Уровень китайских вузов все выше, что поднимает престиж этой страны, чему немало способствуют и регулярные победы китайских школьников на международных олимпиадах.

Корея[3]

Свою политику в образовании представители Республики Корея в общении с нами сформулировали так:

«Наша маленькая страна окружена 4 гигантами: США, Китай, Япония, Россия. Сегодня мы ввозим технологии и достигли большого успеха в их реализации, но если мы не научимся их создавать - у нашей страны не будет будущего. Чтобы создавать технологии, нужно много внимания уделять образованию. Значит, образование - наш главный приоритет».

О том, что от образования зависит твое будущее и будущее твоей страны, в Корее знает каждый. Страна тратит на образование до 10 % ВВП. Это один из самых высоких показателей в мире. Но и сами граждане Республики Корея не жалеют денег на образование. Заметим, что это вообще характерно для стран данного региона. Детям здесь уделяют большое внимание и стараются всячески развивать их таланты. Особое внимание уделяется одаренным детям. Главные направления такой работы - создание специальных школ по работе с одаренными и мотивированными детьми, развитие системы дополнительного образования. В частности, появление «супер­школы» для одаренных детей в городе Бу­сане (второй после Сеула по численности город республики Корея, крупнейший порт и образовательный центр), которая получила название «Bussan Science Academy», а с 2006 года - «Korean Science Academy». Это подчеркивает национальное значение данного образовательного учреждения. Школа совершенно не похожа на китайские «супершколы». Прежде всего, она не привязана жестко к университету, но сама по себе выполняет функции «детского университета». Здесь отрабатываются методы обучения и работы с этой непростой группой учащихся. В связке со школой работает институт «Institute For Gifted Education &Promotion», который занимается анализом работы с одаренными детьми во всем мире. Так, в школе «Интеллектуал» представители института появились через месяц (!!!) после ее открытия. В РФ институт поддерживает дружеские отношения с СУНЦ (специальный университетский научный центр) МГУ, Новосибирским СУНЦем (опыт этих знаменитых российских школ лег в основу концепции «Korean Science Academy»), с Московским химическим лицеем (1 зОз), Лигой школ (1199), большой интерес проявляет к школе № 57. Институт организует четыре международные программы подготовки учителей города Бусана: в США, в Израиле, в России и в Сингапуре. С точки зрения корейских коллег, опыт этих стран в работе с одаренными наиболее инте­
ресен. Российская программа последние пять лет осуществлялась совместно со школой «Интеллектуал» и, по оценке корейских коллег, была признана наиболее эффективной (см. Примерную программу 2008 года в Приложении). Думается, что это не просто вежливые слова, во-первых, потому, что финансирование год за годом открывали, а во-вторых, число слушателей летних курсов в «Интеллектуале» выросло с 45 в 2004 году до 150 в 2008 году. Вместе с тем, кроме города Бусана, своих слушателей стали присылать еще четыре города, так как аналогичные институты есть в каждом крупном городе Республики Корея. Институт также занимается повышением квалификации всех учителей Бусана, работающих с одаренными детьми. Результаты всех курсов регулярно анализируются и публикуются в виде брошюр с фотографиями. Все участники курсов принимают участие в рефлексии. Эффективность курсов оценивается именно по результатам рефлексии учителей.

В «Korean Science Academy» только старшие классы. Это High School. Все ученики имеют возможность проживания в школе и находятся на полном государственном обеспечении. Конкурс в школу изначально - 150 (!) человек на место, но в последние годы конкурс вырос (по некоторым данным, до 300 человек на одно место). Выпускники освобождены от ЕГЭ, могут поступать в любой университет без экзаменов. Но главное - особенности системы организации работы:

•   занятия ведутся на английском языке;

•   учителя приглашаются со всего света;

•   оплата труда - высокая, на уровне профессорского состава университетов;

•   приглашенные преподаватели обеспечиваются общежитием или квартирой;

•   контракт заключается обычно не менее чем на один год;

•   заказ оборудования для экспериментов по каталогу. Время поставки - месяц. Учителю поставляется любое лабораторное оборудование, что создает уникальные возможности для экспериментальной работы;

•   основное направление - математика и естественные науки;

•   учебники самые современные, в основном из США.

Несмотря на то что «Korean Science Academy» - школа молодая, она уже очень известна в мире, особенно в азиатско- тихоокеанском бассейне. Ее ученики участвуют во всех крупных конференциях исследовательских работ школьников. Исследовательская деятельность - очень важное направление деятельности «Korean Science Academy». Для руководства исследованиями приглашают специалистов.

Очень интересную программу совместных исследовательских работ по органической химии осуществляют ученики бу- санской школы с лицеистами Московского химического лицея (лицей № 1303). Для этого каждое лето корейские ребята приезжают на практику в Москву. «Korean Science Academy» - место обучения учителей из других школ, для них специалисты из института проводят различные курсы. Учителя совместно строят систему работы с одаренными детьми как в школах повышенного уровня (такие в Корее есть), так и в общеобразовательных школах. Отбор учителей в школу очень серьезный. Внимание уделяется как знанию предмета, так и свободному владению английским языком. Предпочтение отдается тем, кто получал образование в университетах США. Правда, в последние годы все больший интерес проявляется к России. Это связано с тем, что в самой Корее все больше становится специалистов, получающих образование в РФ и понимающих ценность русской научной школы. Однако в целом, очевидно, преобладает ориентация на США.

В Республике Корея обязательное (!!!) дополнительное образование (по выбору родителей и детей). Во второй половине дня дети обязаны учиться в заведениях дополнительного образования. Считается, что именно в системе дополнительного образования происходит развитие ребенка, именно здесь лучшие и необходимые условия для выявления одаренности. При этом дополнительное образование в Корее платное и осуществляется за родительские деньги.

Подводя краткий итог, заметим, что в Южной Корее работа с одаренными детьми носит характер национальной программы, которая разрабатывается региональными центрами подготовки учителей. Эти центры взаимодействуют между собой и энергично обмениваются информацией и достигнутыми результатами.

Таиланд[4]

Таиланд - одна из быстро развивающихся стран Юго-Восточной Азии. Многонациональное население здесь в основном состоит из этнических тайцев и лаосцев. Также существует большая община этнических китайцев[5]. Другие этнические группы представлены малайцами, мон­гами, кхмерами, а также вьетнамцами. В 1990-е и 2000-е годы образование в Таиланде шагнуло далеко вперед. В когда-то малограмотной стране сегодня в возрасте 15 лет и старше люди могут читать и писать: всё население - 92,6 %; мужчины - 94,9%; женщины - 90,5% (перепись 2000 года). Страна уделяет большое внимание образованию - расходы на него в 2005 году составили 4, 2 % ВВП.

В Таиланде немало учебных заведений, привлекательных для изучающих английский язык. Английские, американские и австралийские школы открывают здесь свои филиалы. Правительство страны поддерживает эти программы, так как они способствуют притоку денег в страну. Но все эти элитные школы с известными мировыми брендами рассчитаны, в первую очередь, на иностранцев и немногочисленных представителей местных состоятельных людей. Для большинства тайцев обучение в этих очень дорогих школах совершенно недоступно.

Обучение одаренных детей также представляет большой интерес для Министерства образования Таиланда. Вслед за Китаем здесь пошли путем создания «супер­школы». В частности, для одаренных детей создана «Королевская школа», поступить в которую может каждый независимо от сословия и состояния. Обучение, воспитание и содержание детей берет на себя королевская семья. Конкурс в школу доходит до 300 человек на место. Школьники обучаются естественным наукам и математике. Особенно успешно отделение физики, его выпускники легко поступают на физические факультеты лучших университетов мира. Однако никто из них не становится учеными. Причина проста - в Таиланде нет исследовательских центров, которые могут обеспечить их работой. Поэтому большинство выпускников служат чиновниками или уходят в бизнес. «Королевская школа» - партнер школы «Интеллектуал». Школа «Интеллектуал» принимала у себя школьников из этой самой престижной в Таиланде школы.

Сингапур[6]

Сингапур получил независимость в 1965 году. Страна не располагала природными ресурсами. Даже пресную воду поставляла Малайзия. Сейчас Сингапур считается одним из экономических чудес. За короткий срок его столица превратилась в азиатский Нью-Йорк. Экономические показатели государства впечатляют, несмотря на кризисы 1998 и 2001 годов. Да и нынешний глобальный кризис, хотя и больно задел это государство-город, отнюдь не подорвал его экономической мощи. Сингапурцы сочетают присущее странам этого региона трудолюбие и усердие с образованием и технологиями для подкрепления экономического роста. В стране рано осознали, что
экономическое продвижение невозможно без хорошо поставленного образования.

Своими успехами Сингапур во многом обязан именно образованию, которое является в этом маленьком государстве объектом самого пристального внимания. Все малыши получают одинаковые стартовые условия. Зато раз в год для всех 11-12-летних проводится глобальное тестирование на IQ. Лучшие из лучших попадают в элитные учебные заведения. Их учебу полностью оплачивает государство. Здесь развита сеть дополнительного образования. При всех детских учреждениях работают кружки, секции, клубы по интересам. Это позволяет отвлечь детей от телевизора и занять полезными делами. Сингапур в свое время вложил огромные средства в обучение своих граждан в лучших университетах Англии. Сегодня сюда едут учиться из Южной Кореи, Китая, Японии, Таиланда, Вьетнама. Немало здесь и европейцев. Из 100 лучших по рейтингу топ-школ мира 15 находятся здесь.

Школа «Интеллектуал» в 2007-2008 годы установила контакты с двумя такими школами: “National University of Singapure” и “Mathematics and physics High School”. На их базе проводится международная детская конференция. Поочередно она посвящается то естественным наукам, то математике. “National University of Singapure” отвечает за “science” - естественные науки. “Mathematics and physics High School” организует конференции по математике, последняя из которых проходила в 2008 году. Ее организация заслуживает особого внимания.

Всем участникам было предложено домашнее задание. Это была задача по составлению программы для сложного промышленного раскроя стекла. А когда участники прибыли в Сингапур, их повели в порт и предложили составить программу швартовки и разгрузки судов так, чтобы простой был минимальным. Отметим, что Сингапур - один из крупнейших портов мира. Очевидно, что задачи эти не только интересны, но и объясняют, кто был спонсором школьных конференций.

Следует отметить, что на конференциях собираются все лучшие школы этого региона. Во всяком случае, все школы, о которых шла речь выше, на них представлены. Заметим также, что аналитика в вопросах образования в Сингапуре поставлена хорошо. Успешное выступление команды «Интеллектуала» на обеих конференциях было отмечено, и министр образования страны дал поручение своим специалистам приехать в Москву, чтобы познакомиться с системой образования одаренных детей в России. Осенью 2008 года мы принимали директора “Mathematics and physics High School”, госпожу Virginia Cheng, которая приехала вместе с экспертами и с большим интересом познакомилась с опытом Московского химического лицея, 57-й школы, «Интеллектуала» и некоторых других школ Москвы и Санкт-Петербурга.

Рассмотрев кратко, через призму опыта работы школы-интерната «Интеллектуал», проблему образования одаренных детей в Китае, Южной Корее, Таиланде и Сингапуре, отметим, что все эти страны объединяет серьезная заинтересованность в модернизации образования. Они достигли серьезных успехов в строительстве национальных образовательных систем за последние 20 лет. Конечно, в целом опыт этих государств не применим в других странах и в других условиях, но он заслуживает серьезного изучения, системного анализа. Многое из того, что сделали в образовании страны Юго-Восточной Азии, представляет значительный интерес, в том числе и для создания инновационной системы образования в нашей стране.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ШКОЛ, ПОСЕЩЕНИЕ КОТОРЫХ ВХОДИТ В ПРОГРАММУ КУРСОВ

•     Химический лицей (1303)

•     Школа № 57

•     «Лига Школ» (1199)

•     Новоалексеевская гимназия

•     Специальный учебный научный центр (Колмогоровская школа)

•     Академическая гимназия Санкт-Петербурга (45)

•     Школа-интернат «Интеллектуал»

ПРЕПОДАВАТЕЛИ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ В ГОУ «ИНТЕЛЛЕКТУАЛ»

Общие вопросы содержания образования

Держицкая Ольга Николаевна, начальник управления Департамента образования города Москвы

Тема: «Структура системы московского столичного образования»

Естественнонаучный цикл

Физика

1.    Герасимов Алексей Михайлович, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Методика обучения физике одаренных школьников»

2.    Бронхман Владимир Владимирович, заслуженный учитель физики Российской Федерации, автор ряда учебных пособий, в том числе компьютерного курса «Живая физика»

Тема: «Проблемный метод обучения физике»; Интегрированный пропедевтический курс естествознания в младших классах»; «Современная физика в современной школе»

Химия

1.    Батаева Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, преподаватель МГУ, заведующая кафедрой химии ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Методика обучения химии одаренных школьников»

2.    Игнатова Татьяна Викторовна, кандидат химических наук, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Согласование программ различных предметов как способ интеграции»

3.     Гантман Михаил Геннадьевич, учитель гОу Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Опыт преподавания химии одаренным детям в школе «Интеллектуал»

Биология

1. Доброчаев Александр Евгеньевич, кандидат биологических наук, старший учитель ГОУ «Интеллектуал», научный сотрудник

Тема: «Создание биологической научной среды на базе кабинета биологии в школе "Интеллектуал”»

География

1.    Тихорский Юрий Борисович, старший учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал», заместитель директора по воспитательной работе

Тема: «Планирование курса географии для одаренных школьников. Начальный курс географии»

2.     Скирда Александр Андреевич, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Методические и содержательные аспекты преподавания физической географии одаренным школьникам 13-14 лет»

Математика

1. Федосеев Вячеслав Николаевич, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал», автор учебников «Решение вероятностных задач» для 7-9 классов, кандидат технических наук

Тема: «Новые учебники: Решение вероятностных задач. Представление авторского курса для одаренных школьников по теории вероятностей и математической статистике»

2 . Шноль Дмитрий Эммануилович, зав. кафедрой математики ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Системность в математическом образовании и индивидуальный подход в обучении одаренных школьников»

3.    Сгибнев Алексей Иванович, кандидат физико-математических наук, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Методика обучения алгебре и геометрии одаренных школьников»

4.    Абрамсон Яков Иосифович, кандидат физико-математических наук, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал» (30 июля - 2 августа)

Темы: «Интересные задачи» для одаренных детей»; «Преподавание математики в начальной школе»

Гуманитарный цикл

Общие вопросы гуманитарного образования

Глебкин Владимир Владиславович (31 июля - 1 августа), кандидат философских наук, зав. гуманитарным отделением гимназии № 1514

Тема: «Концепция универсального образования на отделении теории и истории мировой культуры в гимназии № 1514», «Интегративные технологии в рамках единого гуманитарного курса: мир в зеркале культуры»

История

1.    Маркелов Евгений Владимирович, директор ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал», кандидат исторических наук

Тема: «Концентрическая система преподавания истории»; «Школьные исследовательские экспедиции»

2.    Авдеев Александр Григорьевич, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории и обществознания ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал», старший преподаватель исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Тема: «Исторические источники в системе гуманитарного образования одаренных детей».

3.     Гергель Алексей Павлович, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Моделирование и ролевые игры как метод работы с одаренными детьми»

4.     Гудкевич Елена Станиславовна, учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Художественное воспитание одаренных детей»

Информатика и программирование

1.    Андреева Елена Владимировна, кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой информатики специализированного учебно-научного центра МГУ, доцент МГУ

Тема: «Методика и содержание курса информатики для одаренных детей»

2.    Евдокимова Светлана Андреевна, учитель информатики ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»

Тема: «Информатика в школьном курсе: подходы, проблемы, решения»

3.     Горкунова Ирина Михайловна, учитель международной гимназии № 45

Тема: «Информатика и информационные технологии (ИИТ)»

4.    Кузьмичева Ольга Андреевна, кандидат наук, методист по вопросам преподавания информатики

Тема: «Методические аспекты преподавания информатики»

Психология

1.    Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, руководитель научного проекта школы для одаренных детей, заведующая лабораторией одаренных детей МППГУ

Тема: «Психология одаренного ребенка»

2.    Белинский Андрей Олегович, психолог ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал», учитель ГОУ Школа-интернат «Интеллектуал»


 

1В разделе использована информация из следующих источников, приведенных в списке литературы [1-4].

[2] «Классом» в Китае называют то, что у нас в стране принято называть «параллель».

[3] В разделе использована информация, представленная на сайте www.infokorea.ru/economic cooperation].

[4] В разделе использована информация, полученная из источников, приведенных в списке литературы [7; 8].

[5]  Население Таиланда составляют тайцы 75 %, китайцы 14 %, другие 11 % // См. информацию на сайте www.yestravel.ru

[6]  В разделе использована информация, полученная из следующих источников, приведенных в списке литературы [9, 10].

Литература

Информация об авторах

Маркелов Евгений Владимирович, кандидат исторических наук, директор школы «Интеллектуал», ведущий научный сотрудник лаборатории одаренности, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3316
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 1053
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3