Психологическая наука и образование
2011. Том 16. № 2. С. 5–12
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: игра, игрушка, психологические требования к игрушкам, образные игрушки, ориентиры игрового действия, открытость игрушки, психолого-педагогическая экспертиза
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование. 2011. Том 16. № 2. С. 5–12.
Фрагмент статьи
Функции игрушки в игре ребенка
Обычно игрушкой называют любой предмет, которым занимается ребенок, – от погремушки до конструктора. Все эти вещи, безусловно, полезны и вносят свой вклад в детское развитие. Но если рассматривать игрушку как средство игры в строгом смысле этого термина, т. е. как деятельности в мнимом, воображаемом пространстве, то диапазон предметов, подпадающих под это название, резко сужается. Например, когда ребенок гремит погремушкой, конструирует постройку из кубиков, его внешняя и внутренняя деятельность однонаправлены. Он ничего не воображает и не представляет за пределами основной деятельности. Расхождения реального и мнимого поля при этом не происходит. Конечно, эти предметы можно использовать в качестве заместителей, например, колечко от пирамидки может выступать в качестве бутерброда, а кубик в качестве мыла. Но в настоящей игре бутерброд должен кто-то съесть, а мылом кто-то мыться. Этот «кто-то» и является главным персонажем (предметом) игры, т. е. игрушкой. На наш взгляд, в строгом смысле игрушкой является предмет, позволяющий ребенку выйти за пределы воспринимаемой ситуации, «вселиться» в другого и действовать от имени этого другого, т. е. принять на себя его образ. Это, прежде всего, образные игрушки, которые открывают возможность одушевления, оживления и принятия на себя опыта и переживаний ребенка [3]. В сущности, каждая игрушка имеет известный образ – реальный или воображаемый. Но мы условно даем это название игрушкам, которые заимствуют свой образ из мира живой природы и в наибольшей степени открывают возможность очеловечения, а значит, выполняют в игре активную роль соучастников – партнеров, товарищей. Остальные предметы игры – игрушечная утварь, одежда, мебель и пр. – лишь обслуживают действия «живых» персонажей, помогают реализовать их желания и смыслы.
<...>
Литература
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М., 2004.
- Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Тиханова И. Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
- Смирнова Е. О., Филиппова И. В. Образная игрушка как средство развития сознания // Психологическая наука и образование. 2008. № 3.
- Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулаева Е. А. и др. Научные основания психологопедагогической экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1.
- Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. № 3.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4138
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1777
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0