Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» *

2045

Аннотация

Проект модернизации педагогического образования инициирован Минобрнауки России в 2014 году и включал несколько проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне, в которых приняли участие 45 вузов России. Для ока¬зания экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне созданы Ресурсный центр на базе Оператора проекта, МГППУ, и соисполнителя Оператора, НИУ ВШЭ, портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования "педагогическое образование.рф". В ходе реализации проекта разработаны и апробированы четыре модели подготовки педагогических кадров в проектах прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, академического бакалавриата и исследовательской магистратуры. За два года разработано более 110 новых модулей основ¬ных профессиональных образовательных программ. Новые модули прошли апробацию в 13 вузах-участниках проектов и в 32 вузах-соисполнителях проектов. В апробации новых модулей приняло участие более 6000 студентов. Проведено повышение квалификации более 5000 участников и исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствии с уточненными требо¬ваниями к условиям их реализации. В апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций приняло участие 3603 студента.

Общая информация

* Материалы обсуждены 28 мая в Ярославле на заседании Межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, посвященном перспективам развития педагогического образования [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/новости/5692 (дата обращения: 05.11.2015).

Ключевые слова: модернизация программ подготовки педагогических кадров, профессиональный стандарт, новые образовательные результаты, независимая оценка квалификации, уровни образования, модели подготовки педагогических кадров, образовательные программы, образовательные модули , деятельностный подход

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200503

Для цитаты: Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 5. С. 13–28. DOI: 10.17759/pse.2015200503

Полный текст

Введение

В мае 2014 года в соответствии с поручением Президента Российской Федерации была разработана и утверждена «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций». Комплексная программа объединяет основные цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, направленные на апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога, модернизацию педагогического образования, переход на эффективный контракт и повышение престижа профессии педагога, закрепленные в принятых федеральных программно-целевых документах: государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, государственной программе Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы, концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Основная цель подпрограммы модернизации педагогического образования заключается в обеспечении подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Проект модернизации педагогического образования на первом этапе был направлен на преодоление следующих существующих в педагогическом образовании проблем:

-   наблюдающийся в вузах, реализующих программы подготовки будущих педагогов, не деятельностный, репродуктивный характер используемых образовательных технологий;

-    практически одноканальная модель системы подготовки педагогических кадров, не предоставляющая студентам возможности осуществления переходов между педагогическими и непедагогическими направлениями подготовки;

-   отсутствие системы независимой оценки качества подготовки будущих педагогов.

Нормативные основания модернизации
педагогического образования

Поручение Президента Российской Федерации об усилении практической подготовки кадров, о независимой оценке квалификации (Перечень поручений по вопросам повышения качества высшего образования от 22 мая 2014 года. Пр-1148, п. 2), о приведении ФГОС ВО в соответствие с требованиями профессиональных стандартов;

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241 п-П8).

Модели подготовки педагогических
кадров

В соответствии с целью проекта, предполагающей разработку основных профессиональных образовательных программ (далее - ОПОП) подготовки педагогических кадров, соответствующих требованиям Профессионального стандарта педагога и ФГОС общего образования, в 2014-2015 годах были разработаны и апробированы четыре модели подготовки педагогических кадров в проектах академического бакалавриата и исследовательской магистратуры, прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры.

Прикладные проекты (прикладной бакалавриат и педагогическая магистратура) направлены на повышение качества подготовки педагогов.

- Приведение образовательных результатов программ подготовки педагогов в соответствие с требованиями профессиональных стандартов и ФГОС общего образования (обновленный перечень профессиональных ком­петенций).

-  Повышение практической направленности программ (разработка новой модели практики, включая сетевое взаимодействие с образовательными организациями, реализующими программы общего и среднего профессионального образования - «школьно­университетское партнерство», долгосрочная учебно-производственная практика в образовательной организации, распределенная модульная практика).

- Модульный принцип проектирования программ подготовки педагогов (модуль- интегрированная, практическая, теоретическая и исследовательская единица образовательной программы, обеспечивающая готовность к выполнению трудовой функции или набора трудовых действий профессионального стандарта педагога).

-    Деятельностью подход в подготовке будущих педагогов.

-    Сетевое взаимодействие с образовательными организациями общего, среднего профессионального и высшего образования.

-   Разработка общедоступной библиотеки модулей, повышение мобильности.

Академические проекты

-    Разработка и апробация вариативной модели подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность перехода на педагогические направления студентов и выпускников непедагогических направлений подготовки.

Ход реализации проекта

Задачи, реализуемые в 2014-2015 годах:

-  создание условий для деятельностного профессионально-ориентированного подхода в подготовке педагогических кадров;

-   переход на модульный принцип обучения в вузе;

-  привлечение школ в качестве равноправных партнеров университетов в подготовке педагогов по формированию у студентов профессиональных компетенций;

-   обеспечение различных траекторий подготовки к профессии и входа в профессию.

За два года реализовано 23 проекта по всем четырем направлениям: академический бакалавриат (восемь проектов), прикладной бакалавриат (семь проектов), профессиональная (педагогическая) магистратура (шесть проектов), исследовательская магистратура (два проекта).

Охват проекта

-    Федеральных округов, 35 субъектов Российской Федерации, 45 вузов.

Вузы-участники проекта

Основные исполнители (13 вузов):

1)    Казанский (Приволжский) федеральный университет,

2)    Московский городской педагогический университет,

3)    Московский городской психолого­педагогический университет,

4)    Московский педагогический государственный университет,

5)    Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова 3,,

6)    Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»,

7)    Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Мини­на,

8)    Новосибирский государственный педагогический университет,

9)    Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена,

10)    Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова,

11)    Сибирский федеральный университет,

12)    Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова,

13)    Южный федеральный университет.

Вузы-соисполнители (32 вуза):

1)    Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина,

2)    Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта,

3)    Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы,

4)    Бурятский государственный университет,

5)    Волгоградский государственный социально-педагогический университет,

6)    Вятский государственный гуманитарный университет,

7)    Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г.Короленко,

8)   Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина,

9)   Забайкальский государственный университет,

10)   Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

11)   Красноярский государственный педагогический университет им.В.П. Астафьева,

12)   Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева,

13)   Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов,

14)   Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»,

15)   Омский государственный педагогический университет,

16)   Орловский государственный университет,

17)    Пермский государственный гумани­тарно-педагогический университет,

18)   Поволжская государственная социально-гуманитарная академия,

19)   Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина,

20)   Северо-Кавказский федеральный университет,

21)   Ставропольский государственный педагогический институт,

22)   Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина,

23)    Томский государственный педагогический университет,

24)    Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

25)    Тюменский государственный университет,

26)    Удмуртский государственный университет,

27)    Уральский государственный педагогический университет,

28)    Челябинский государственный педагогический университет,

29)    Чеченский государственный педагогический институт,

30)    Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,

31)    Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова,

32)    Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского.

Инфографика

Участники проекта

Диаграмма 1 – Динамика количества вузов-участников проекта

Диаграмма 2 – Описание проектов по моделям подготовки

Диаграмма 3 – Распределение проектов по направлениям подготовки укрупненной образова-
тельной области «Образование и педагогические науки»

Новые модули основных профессиональных образовательных программ

Диаграмма 4 – Распределение новых модулей основных профессиональных образовательных
программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов педагогических работников

Обучение студентов

Обучение велось в 2014–2015 годах по 23 проектам в 45 вузах Российской Федерации.

Диаграмма 5 – Количество студентов, обучающихся по новым модулям, соответствующих
требованиям профессиональных стандартов педагогических работников

Диаграмма 6 – Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава
и специалистов учебно-методических служб по разработке новых модулей основных
профессиональных образовательных программ

Система сетевого взаимодействия вузов, участвующих в модернизации
педагогического образования в Российской Федерации

Карта общего сетевого взаимодействия вузов: формирование единого
образовательного пространства подготовки педагогических кадров

Тематический кластер «Воспитатель»

Тип проекта

Вуз- исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Прикладной бакалавриат

Московский педагогический государственный университет

133.054

Алтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Омский государственный педагогический университет

Пермский государственный гуманитарно­педагогический университет

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Уральский государственный педагогический университет

Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

131.054

Балтийский федеральный университет

Забайкальский государственный университет

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Новосибирский государственный педагогический университет

Томский государственный педагогический университет

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Педагогическая магистратура

Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова

105.056

Московский городской психолого-педагогический университет

Московский городской педагогический университет

Московский педагогический государственный университет

Челябинский государственный педагогический университет

Тематический кластер «Учитель начальных классов»

Тип проекта

Вуз- исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Прикладной ба- калав- риат

Сибирский Федеральный университет

132.054

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Новосибирский государственный педагогический университет

Московский городской психолого- педагогический университет

102.054

Бурятский государственный университет

Набережночелнинский институт социально­педагогических технологий

Омский государственный педагогический университет

Ставропольский государственный педагогический институт

Сыктывкарский государственный университет им. Пи- тирима Сорокина

Тюменский государственный университет

Чеченский государственный педагогический институт

Педагогическая магистра­тура

Московский педагогический государственный университет

135.056

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Елецкий государственный университет им.И.А. Бунина

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Омский государственный педагогический университет

Пермский государственный гуманитарно­педагогический университет

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Челябинский государственный педагогический университет

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Тематический кластер «Учитель основного общего образования»

Тип проекта

Вуз- исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Прикладной ба- калав- риат

Казанский (Приволжский) федеральный университет

104.054

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Удмуртский государственный университет

Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

Педагогическая магистратура

Московский городской педагогический университет

109.056

Омский государственный педагогический университет

Южный федеральный университет

Тематический кластер «Учитель-дефектолог»

Тип проекта

Вуз-исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Прикладной бакалавриат

Московский педагогический государственный университет

134.054

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Вятский государственный гуманитарный университет

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Омский государственный педагогический университет

Пермский государственный гуманитарно­педагогический университет

Поволжская государственная социально­гуманитарная академия

Северо-Кавказский федеральный университет

Чувашский государственный педагогический университет имени И.Я. Яковлева

Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

Московский педагогический государственный университет (ранее Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова)

100.054

Нет

Педагогическая магистратура

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

108.056

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Омский государственный педагогический университет

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Уральский государственный педагогический университет

Тематический кластер «Учитель среднего общего образования»

Тип проекта

Вуз-исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Педагогическая магистратура

Московский городской педагогический университет

110.056

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Тематический кластер «Педагог-психолог»

Тип проекта

Вуз-исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Педагогическая магистратура

Московский городской психолого­педагогический университет

107.056

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Забайкальский государственный университет

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Уральский государственный педагогический университет

Тематический кластер «Академический бакалавриат»

Вуз-исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Московский педагогический государственный университет (ранее Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова)

95.055

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Казанский (Приволжский) федеральный университет

96.055

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Волгоградский государственный социально­педагогический университет

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Казанский (Приволжский) федеральный университет

91.055

Вятский государственный гуманитарный университет

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Набережночелнинский институт социально­педагогических технологий

Уральский государственный педагогический университет

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова

Новосибирский государственный педагогический университет

97.055

Московский педагогический государственный университет

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Уральский государственный педагогический университет

Челябинский государственный педагогический университет

Вуз-исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

129.055

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Московский городской педагогический университет

Новосибирский государственный педагогический университет

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

130.055

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Уральский государственный педагогический университет

Южный федеральный университет

93.055

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена

Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова

Северо-Кавказский федеральный университет

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

92.055

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Орловский государственный университет

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Тематический кластер «Исследовательская магистратура»

Вуз-исполнитель

Код проекта

Вуз-соисполнитель

Московский городской педагогический университет

111.058

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Московский городской психолого­педагогический университет

112.058

Бурятский государственный университет

Волгоградский государственный социально­педагогический университет

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

Северо-Кавказский федеральный университет

Южный федеральный университет

 

Апробация инструментария
независимой оценки сформированности
у студентов профессиональных
компетенций в соответствии с
требованиями Профессионального
стандарта педагога

В июне 2015 года 38 вузов-исполнителей и вузов-соисполнителей проектов и 3603 студента приняли участие в апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций у студентов (выпускников), обучающихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры по профилям подготовки:

•    воспитатель,

•    учитель начальных классов,

•    учитель-дефектолог,

•   учитель основного общего образования,

•   учитель среднего общего образования,

•   педагог-психолог.

Инструментарий независимой оценки был разработан в соответствии со спецификой трудовых действий, отраженных в стандартах профессиональной деятельности педагога (педагога-психолога), совместно с вузами- участниками проекта и их сетевыми партнерами (образовательными организациями - практическими базами) и включал тест профессиональных компетенций и сборник кейсов. Проведенный анализ позволил построить индивидуальные профили сформиро- ванности у студентов профессиональных компетенций проекта по проверяемым трудовым действиям.

Результаты и эффекты проекта

Разработаны и апробированы образовательные модули программ подготовки педагогических кадров по двум уровням образования и основным направлениям образовательной области «Образование и педагогические науки» для всех категорий педагогических работников (педагогов дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, педагогов- психологов, педагогов-дефектологов), соответствующие требованиям профессиональных стандартов и ФГОС общего образования и позволяющие решить основные проблемы педагогического образования за счет использования нового подхода к проектированию образовательных программ и модулей от результата, деятельностного характера используемых образовательных технологий, многоканальной системы подготовки педагогических кадров, предполагающей возможность переходов для студентов между педагогическими и непедагоги­ческими направлениями подготовки,

Подготовлены предложения к актуализации (разработке) ФГОС следующего поколения (новые требования к образовательным результатам, структуре программ, условиям их реализации).

Создана аннотированная библиотека модулей ОПОП на портале «педагогическое об- разование.рф».

Апробированы:

•  независимая оценка сформированности профессиональных компетенций у выпускников программ подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога;

•  новые технологии подготовки педагогов, реализующие принципы деятельностного подхода и углубленной практической подготовки;

•  новые модели совместной разработки примерных основных профессиональных образовательных программ, алгоритмы действий авторских коллективов, запускающих в своих вузах новые программы подготовки учителей с использованием ресурсов, созданных в ходе реализации проекта.

Разработаны и апробированы различные варианты широкого сетевого взаимодействия и кооперации вузов между собой (созданы тематические кластеры по подготовке определенных категорий педагогических кадров).

Подготовлены рабочие группы разработчиков образовательных программ из числа профессорско-преподавательский состава и специалистов учебно-методических служб вузов-участников проекта, прошедших повышение квалификации, обеспечивающее переход на новые принципы проектирования программ.

Задачи дальнейшего развития

Расширение списка участников проекта.

Проектирование сетевых образовательных программ во всех Федеральных округах Российской Федерации, включающих деятельностное повышение квалификации и участие общеобразовательных организаций в сетевом взаимодействии.

Развитие независимой оценки качества подготовки будущих педагогов.

Разработка онлайн-курсов, в том числе массовых открытых онлайн-курсов (МООС), основных профессиональных образовательных программ по области образования.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (Государственный контракт № 05.043.11.0004 от 07 апреля 2014 г. на выполнение работ (оказание услуг) «Экспертно-аналитическое сопровождение реализации проектов по развитию программ педагогической магистратуры, педагогического бакалавриата, проектов вариативности получения педагогического образования»).

 

[I] Материалы обсуждены 28 мая в Ярославле на заседании Межведомственной рабочей группы Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию, посвященном перспективам развития педагогического образования [Электронный ресурс] // URL: Ь|Пр://минобрнауки.рф/новости/5692 (дата обращения: 05.11.2015).

[3] Реорганизован путем присоединения к МПГУ МГГУ в качестве структурного подразделения (приказ Ми­нобрнауки России от 26 февраля 2015 г. № 124).

Информация об авторах

Болотов Виктор Александрович, доктор педагогических наук, академик РАО, профессор, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», председатель Координационного Совета по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1481-2563, e-mail: ioe@hse.ru

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Фрумин Исак Давидович, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9228-3770, e-mail: ifroumin@hse.ru

Марголис Аркадий Аронович, кандидат психологических наук, доцент, ректор, профессор кафедры педагогической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9832-0122, e-mail: margolisaa@mgppu.ru

Каспржак Анатолий Георгиевич, кандидат педагогических наук, директор Центра развития лидерства, профессор департамента образовательных программ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1907-2878, e-mail: Kag-ms@yandex.ru

Сафронова Мария Александровна, кандидат психологических наук, декан факультета "Психология образования", научный сотрудник лаборатории теоретических и экспериментальных проблем культурно-исторической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3597-6375, e-mail: mariasaf@gmail.com

Калашников Сергей Павлович, заместитель исполнительного директора, Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Россия, e-mail: skakashnikov@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4185
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 2045
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4