Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 5. С. 23–30
doi:10.17759/pse.2017220503
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: личность, студент, рефлексия, социально-психологическая адаптация, среда
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220503
Для цитаты: Григорьева М.В., Шамионов Р.М., Голубева Н.М. Роль рефлексии в адаптационном процессе студентов к условиям обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 23–30. DOI: 10.17759/pse.2017220503
Полный текст
Введение
Высшее профессиональное учреждение предъявляет к современным студентам требования самостоятельного и чрезвычайно динамичного освоения новых компетенций, новых форм и способов их развития и саморазвития, новых способов социальных взаимодействий . Особую значимость в исследуемом вопросе приобретает умение рефлексировать, которое включено в число компетенций, обязательных для овладения студентами высшей школы . Рефлексия помогает студентам осмыслить и усвоить получаемые знания, сформулировать ценности, оценить результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь [12] . Рефлексия — это обращение внимания субъекта на самого себя и на свое сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление [1] .
в отечественной психологии для раскрытия психологического содержания различных феноменов рефлексия рассматривается в рамках разных исследовательских подходов Л . С . Выготский [3], А . Н . Леонтьев [10] рассматривали рефлексию в рамках проблемы сознания . В рамках мышления рефлексию изучали А . В . Брушлинский [2], С . Л . Рубинштейн [13] . К раскрытию феномена рефлексии с позиции творческого мышления подходят С . Ю . Степанов и И . Н . Семенов [15] .
В подходе А В карпова рефлексия выступает как мета-способность, входящая в когнитивную подструктуру психики, выполняя регулятивную функцию для всей системы Рефлексия одновременно является способом и механизмом выхода системы психики за собственные пределы, что детерминирует пластичность и адаптивность личности [9] .
Однако большой опыт теоретических и эмпирических исследований рефлексии в психологии еще недостаточно проанализирован с точки зрения роли этого механизма в адаптационных процессах, которые понимаются нами как процессы установления динамичного равновесия в системе «личность—среда». Применительно к настоящему исследованию, речь идет прежде всего об образовательной среде вуза, адаптация к которой предусматривает ряд весьма сложных аспектов, связанных как непосредственно с ней, так и с социально-психологической ситуацией, возникающей в связи с новой жизненной ситуацией Последнее касается сепарации с родителями [6], изменения социального окружения [18; 21], включая восприятие отношений [17], необходимости нового уровня взаимодействий и динамики Я-концепции [16] и др . В весьма ограниченном числе публикаций затрагиваются вопросы рефлексии в адаптационном процессе, в частности, в подготовке учителей [19; 20] как фактора адаптации студентов [4; 5; 14] и др .
Вопрос о механизмах и особенностях рефлексивной деятельности у студентов, а также о связи различных аспектов рефлексии с успешной адаптацией в образовательной среде до сих пор остается открытым
Организованное и проведенное нами эмпирическое исследование было направлено на обнаружение методом регрессионного анализа значимых для общего результата адаптационного процесса характеристик рефлексивной деятельности В качестве объекта работы мы определили рефлексию, а предметом стали характеристики рефлексивной деятельности студентов в процессе адаптации к обучению в вузе
Предполагалось, что рефлексия выполняет существенную роль в социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе, способствуя или препятствуя ей: механизмы мысленного повтора и эмоционально положительного подкрепления действий, динамика и оперативная коррекция образов рефлексии способствуют адаптиро- ванности студентов, а избыточная динамика, как и избыточная стабильность образов рефлексии — не способствуют
Процедура исследования
В исследовании приняли участие студенты факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского государственного университета имени Н . Г . Чернышевского Объем выборки составил 320 человек (средний возраст — 24,1 года, SD=6,8; мужчин — 10,34%) .
для определения показателей рефлексии и результатов адаптации использовались следующие диагностические инструменты:
— «Методика исследования адаптированности студентов в вузе» (Т. Д. Дубовицкая, А . В . Крылова) [7];
— «Методика диагностики социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р . Даймонд, в модификации А . К . Осницкого) [11];
— «Методика определения уровня рефлексивности» (А . В . Карпов, В . В . Пономарева) [8];
— авторская анкета с целью определения особенности индивидуального опыта рефлексивной деятельности (частоты, длительности и эмоциональной окрашенности процесса рефлексии; яркости, детализированности и динамичности рефлексивных образов, а также пусковых механизмов и результатов рефлексии)
Анкета включала шкалы, названия которых были сформулированы на основе контент-анализа ответов на вопросы предваряющей беседы с испытуемыми, например: «Длительность переживания промаха—успеха», «Пусковой механизм рефлексии "Оценка прошлого”», «Динамичность рефлексивных образов», «Преобладание слуховых образов рефлексии» и т п
для выявления предикторов адаптирован- ности студентов к образовательной среде вуза был использован прямой пошаговый регрессионный анализ с использованием пакета SPSS .
Таблица 1
Параметры пошагового регрессионного анализа для зависимой переменной «Социально-психологическая адаптированность» в группе хорошо адаптированных студентов
Модель |
коэффициенты |
||||
нестандартизованные коэффициенты |
стандартизованные коэффициенты |
t |
р |
||
B |
стандартная ошибка |
Бета |
|||
(Константа) |
83,83 |
2,45 |
|
34,16 |
,00 |
Длительность переживания промаха—успеха |
1,11 |
,31 |
,44 |
3,58 |
,00 |
Пусковой механизм рефлексии «Оценка прошлого» |
-2,74 |
1,26 |
-,26 |
-2,18 |
,03 |
Динамичность рефлексивных образов |
-,73 |
,34 |
-,26 |
-2,15 |
,04 |
R2 = 0,23; F=5,62, p<0,01 |
Примечание. Здесь и далее: В — нестандартизированный коэффициент; β — стандартизированный регрессионный коэффициент; t — критерий Стьюдента, р — уровень значимости; R² — коэффициент множественной детерминации; F — критерий Фишера
Основным положительным рефлексивным предиктором социально-психологической адаптированности у хорошо адаптированных студентов, как видно из табл . 1, является длительность переживания неуспеха—успеха. Очевидно, протяженность рефлексивных процессов во времени и, возможно, неоднократность их повторения, позволяющие оценить и осознать свою активность, приводящую к определенному результату, способствуют фиксации личностью действий, приводящих или препятствующих установлению адаптационного соответствия между требованиями социальной среды и своими возможностями
из табл 1 видно, что социально-психологическая адаптированность студентов, не имеющих в целом адаптационных проблем, имеет два отрицательных предиктора . Это оценка прошлого в качестве пускового механизма рефлексии и динамичность рефлексивных образов Очевидно, оценка прошлого и связанная с этим рефлексия у хорошо адаптированных студентов, скорее всего, тормозит адаптационный процесс, протекающий в настоящем или обращенный в будущее
Динамичность рефлексивных образов также не способствует социально-психологической адаптированности у студентов, не имеющих адаптационных проблем изменения образов затрудняют осознание несоответствия своих возможностей и требований социальной среды, не позволяют выработать ментальные модели оптимальных адаптационных действий, не способствуют их закреплению в памяти в виде четких и направляющих образов
Модель регрессии для студентов, испытывающих трудности социально-психологической адаптации, представлена в табл 2
Модель |
коэффициенты |
||||
нестандартизованные коэффициенты |
стандартизованные коэффициенты |
t |
р |
||
B |
стандартная ошибка |
Бета |
|||
(Константа) |
82,61 |
6,42 |
|
12,87 |
,00 |
Рефлексия настоящего |
-,75 |
,16 |
-,49 |
-4,72 |
,00 |
Динамичность рефлексивных образов |
-1,14 |
,44 |
-,26 |
-2,58 |
,01 |
Отсутствие результата рефлексии |
-18,02 |
5,52 |
-,32 |
-3,26 |
,00 |
Пусковой механизм рефлексии «Внешнее побуждение» |
-11,92 |
4,27 |
-,29 |
-2,79 |
,01 |
R2 = 0,59; F=15,69, p<0,001 |
как видно, в группе студентов с адаптационными проблемами — четыре отрицательных предиктора Это рефлексия настоящего, динамичность рефлексивных образов, отсутствие результата рефлексии и побуждение извне в качестве пускового механизма рефлексии динамичность и в этом случае так же, как в группе хорошо адаптированных студентов, снижает результат адаптации . Не способствует социально-психологической адаптации и рефлексия настоящего Это позволяет утверждать, что рефлексия, требующая внутренней погруженности и некоторой отстраненности от происходящего, переориентирует субъекта с активного восприятия реальности и действий в ней на внутренние процессы, что тормозит оперативное реагирование и снижает адекватность и своевременность установления соответствия требованиям социального окружения
Побуждение к рефлексии извне, например, преподавателями, родителями, однокурсниками и др снижает социально-психологическую адаптированность в группе студентов с проблемами адаптации Это может быть связано с защитными механизмами в ответ на социальное давление, отсутствием стремления к адаптации в определенных группах, конфликтами и др
В табл 3 представлены результаты регрессионного анализа для адаптированности к учебной группе, измеренной в группе хорошо адаптированных студентов с помощью методики Т . Д . Дубовицкой, А . В . Крылова .
Таблица 2
Параметры пошагового регрессионного анализа для зависимой переменной «Адаптированность к учебной группе» в группе хорошо адаптированных студентов
Модель |
коэффициенты |
||||
нестандартизованные коэффициенты |
стандартизованные коэффициенты |
t |
р |
||
B |
стандартная ошибка |
Бета |
|||
(Константа) |
15,06 |
,97 |
|
15,55 |
,00 |
Динамичность рефлексивных образов |
,17 |
,07 |
,29 |
2,59 |
,01 |
Длительность переживания промаха— успеха |
-,20 |
,06 |
-,37 |
-3,23 |
,00 |
Рефлексия настоящего |
-,04 |
,02 |
-,27 |
-2,33 |
,02 |
Системная рефлексия |
,03 |
,02 |
,24 |
2,05 |
,05 |
R2 = 0,34; F=6,69, p<0,001 |
как видно из табл 3, адаптированность к учебной группе достигается легче, если студенты оперативно за довольно короткое время корректируют рефлексивные образы, стараются систематизировать их и не «застревают» в настоящей ситуации несоответствия или конфликта
У студентов с проблемами адаптации к учебной группе ее предикторы со стороны рефлексии имеют негативный характер (табл . 4) .
Модель |
коэффициенты |
||||
нестандартизованные коэффициенты |
стандартизованные коэффициенты |
t |
р |
||
B |
стандартная ошибка |
бета |
|||
(Константа) |
7,93 |
,37 |
|
21,35 |
,00 |
Преобладание слуховых образов рефлексии |
-3,52 |
1,39 |
-,278 |
-2,52 |
,01 |
Пусковой механизм рефлексии «Изменение привычного хода жизни» |
-1,22 |
,55 |
-,243 |
-2,21 |
,03 |
R2 = 0,13; F=5,38, p<0,01 |
Из табл . 4 видно, что студенты с трудностями адаптации в учебной группе рефлексируют в основном вербальную информацию, при этом формируются слуховые образы рефлексии, что негативно влияет на результат адаптации . Пусковым механизмом рефлексии является любое изменение привычного хода жизни, а поскольку современная жизнь динамична, то рефлексия запускается постоянно . Очевидно это связано с большими внутренними затратами субъекта и невозможностью получения продуктивного рефлексивного результата . Все это снижает адаптированность студентов к учебной группе
Таким образом, рефлексия играет специфическую роль в адаптационных процессах:
— механизмы мысленного повтора и эмоционально положительного подкрепления действий, сочетание необходимой для оперативного реагирования на изменения ситуации динамики и достаточной для осознания и создания мотивации стабильности и четкости рефлексивных образов способствуют социальнопсихологической адаптированности студентов;
— побуждение к рефлексии извне, слуховые образы рефлексивного процесса, избыточная насыщенность, динамика или стабильность рефлексивных образов тормозят адаптационный процесс, задерживают установление соответствия между требованиями образовательной среды вуза и возможностями студентов
Литература
- Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994. 109 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2.Мышление и речь. М.: Педагогика, 1982. С. 6—361.
- Голубева Н.М. Рефлексия как адаптивный ресурс личности // Теория и практика общественного развития. 2015. № 14. С. 145—147.
- Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2014. Т. 3. № 3. С. 259—263.
- Григорьева М.В., Семина А.В. Роль эмпатии в процессе социально-психологической адаптации студентов к условиям обучения в вузе // Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология образования. Психология развития.2013. Т. 2. № 4 (8). С. 358—363.
- Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 2. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/2/Dubovitskaya_Krilova.phtml (дата обращения: 09.02.2014).
- Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики //Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45—57.
- Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. М.: Институт психологии РАН, 2002. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. 330 с.
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004.№ 1.С. 43—56
- Репьёва Н.Г. Проблема адаптации студентов первого курса к обучению в вузе // Основные проблемы и направления воспитательной работы в современном вузе. Барнаул: АлтГТУ , 2010. С. 275—277.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000 720с.
- Самсонова А.О. Интеллектуальная рефлексия как фактор адаптации студентов-первокурсников к учебной деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 67—69.
- Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31—41.
- Тарасова Л.Е. Взаимосвязь характеристик Я-концепции старшеклассников и показателей адаптации к образовательной среде [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL:https://scienceeducation.ru/ru/issue/view?id=110 (дата обращения:10.02.2014).
- Терюшкова Ю.Ю. Восприятие отношений в группе как фактор адаптации к вузу студентов с ограниченными возможностями здоровья //Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4.С. 150—160.
- Giromini L., Velotti P., de Campora G., et al. Cultural adaptation of the Difficulties in Emotion Regulation Scale: Reliability and Validity of an Italian Version //Journal of clinical psychology. 2012. Vol. 68 (9).P. 989—1007. DOI: 10.1002/jclp.21876 Published: SEP 2012
- Greenfield Jr., William D., Hunter J. Working (with/out) the system: Educational leadership, micropolitics and social justice / Ed.:Ryan, J; Armstrong, D.E. Issues in the Research Theory Policy and Practice of Urban Education, 2016. P. 67—94.
- Liu K. Critical reflection as a framework for transformative learning in teacher education // Educational review. 2015. Vol. 67 (2). P. 135—157.
- Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51—56.__
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3260
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1270
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0