Психологическая наука и образование
2017. Том 22. № 5. С. 57–66
doi:10.17759/pse.2017220507
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
«Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: методика «Пятиминутка композиторов», продуктивность вербальной памяти, статистические критерии, шкала станайнов, дифференциальная валидность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220507
Для цитаты: Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. «Пятиминутка композиторов»: методика оценки продуктивности вербальной памяти для системы начального музыкального образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 5. С. 57–66. DOI: 10.17759/pse.2017220507
Полный текст
Персонализация дополнительного образования является ценностным ориентиром, а разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их познавательных интересов в общем и дополнительном образовании — одна из основных задач, декларированных Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года [4] . В связи с введением в действие «Федеральных государственных требований (ФГТ) к предпрофессиональным программам обучения» задачи деятельности детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ) были конкретизированы: необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а также создавать систему педагогического мониторинга и экспертизы качества образовательного процесса [3] .
Тем не менее, систему оценки качества начального музыкального образования на всех уровнях вряд ли можно назвать единой и совершенной . Так, задачи оценки качества образования учащихся дМш и дши обычно решаются путем проведения текущей, промежуточной, рубежной и итоговой аттестации в рамках конкретной учебной группы: это так называемый нормативно-ориентированный подход, когда результаты конкретного ученика сопоставляются с результатами группы учащихся, осваивавших тот же самый учебный материал для определения места достижений каждого ученика по отношению к среднему результату в группе . Однако имеется и другой путь? Иногда целесообразно интерпретировать результат учащегося по отношению к конкретной содержательной области, снабженной определенными критериями выполнения, т е применить критериально-ориентированный подход оба подхода к интерпретации результатов оценивания уровня образованности являются взаимодополняющими
На пути поиска способа реализации критериально-ориентированного подхода к оценке индивидуального уровня музыкальной образованности школьников пришлось столкнуться с двумя проблемами во-первых, с проблемой выбора диагностического критерия, в котором в концентрированном виде отражались бы индивидуальные результаты
музыкального образования во-вторых, с проблемой выделения индивидуально-психологической характеристики, которую можно было бы выявить за минимальное время, количественно выразить и стандартизировать в качестве одного из подходов к решению первой проблемы мы обратились к понятию «музыкальный (музыкально-эстетический) кругозор». Под ним понимается индивидуально-личностное образование, в котором выделяются образовательный (объем и качество индивидуальных знаний, навыков и умений, связанных с музыкой), автономный (степень самостоятельности музыкального мышления) и ориентационный (уровень развития познавательного интереса к музыкальному искусству) аспекты [8] . Таким образом, в этой индивидуальной характеристике интегрировались как отдельные когнитивные аспекты музыкальной одаренности, так и качество музыкального образования . Что же касается выбора соответствующей индивидуально-психологической диагностической характеристики, то вспомнилась наша работа двадцатилетней давности [5] по адаптации «Методики оценки продуктивности вербальной памяти» [2] для экспресс-мониторинга широты литературного кругозора и общей успешности обучения студентов . В этих работах было показано, что методика по теме «фамилии писателей и поэтов» обладает высокой дифференцирующей способностью, а продуктивность вербальной памяти по соответствующим темам положительно коррелирует с успешностью обучения по разным дисциплинам . Это объясняется тем, что количество воспроизведенных слов отражает и представляет наиболее актуализированные, наиболее структурированные знания В нашем исследовании также нашла свое подтверждение эта закономерность на выборке из 222 школьников: продуктивность вербальной памяти по теме «Фамилии композиторов» имеет среднюю прямую связь с их академической успеваемостью по теоретическим музыкальным дисциплинам, изучаемым в дМш и дши (коэффициент корреляции Спирмена р = 0,538; р < 0,05).
Наша модификация «Методики оценки продуктивности вербальной памяти» затронула тему, формулировку инструкции, процедуру обработки и направления интерпретации. Нами впервые была проведена стандартизация методики [1], что обеспечило возможность сравнивать между собой широту музыкального кругозора школьников из разных возрастных групп, классов, разных преподавателей и образовательных организаций, а также выявлять индивидуальную динамику кругозора на разных этапах обучения конкретного ученика, для чего была рассчитана шкала «станайнов». Следует отметить, что в указанных и иных работах, где использовалась эта методика, авторы ограничивались лишь представлением данных о средних значениях и стандартных отклонениях представителей разных возрастных групп по разным темам, что не давало возможности производить подобный сравнительный анализ
Модифицированная методика
«Пятиминутка композиторов»
Цель. Прямая: выявить индивидуальный уровень продуктивности вербальной памяти с помощью метода свободных ассоциаций по теме «Фамилии выдающихся композиторов всех времен и народов» за короткий промежуток времени (5 минут) . Косвенная: выявить индивидуальный уровень широты музыкально-эстетического кругозора
Назначение методики. На индивидуальном уровне: 1) мониторинг динамики уровня широты музыкально-эстетического кругозора учащегося как результата качества преподавания и эффективности дидактических процессов отдельных дисциплин; 2) диагностика индивидуального стиля продуктивности школьника при демонстрации своих компетенций в стрессовой ситуации (например, на публичном выступлении) . На внутриклассном уровне: 3) критериальноориентированная групповая экспресс-оценка уровня и широты музыкально-эстетического кругозора данного класса, особенностей музыкальных интересов и пристрастий учеников . На внутришкольном и более высоком уровне: 4) критериально-ориентированный сравнительный анализ качества преподавания отдельных педагогов, качества музыкального образования отдельных классов и образовательных организаций, а также одна из процедур самоанализа деятельности образовательного учреждения
Материал: лист бумаги и ручка для учащегося, для педагога — секундомер .
Особенности применения методики. Инструкция для педагога: 1) методику можно применять: начиная с 6 лет — в устном варианте и в индивидуальной форме (в этом случае ответы фиксирует педагог); начиная с 8—9-летнего возраста — в письменном варианте, в индивидуальной и групповой форме; 2) педагог точно фиксирует начало и окончание работы по секундомеру, а также объявляет окончание каждой минуты; 3) он зачитывает инструкцию без указания темы и убеждается, что она всеми понята правильно . на любые дополнительные вопросы следует повторять инструкцию, не давая уточняющих указаний; 4) после того как педагог убедится в правильности понимания инструкции всеми учащимися, следует дать краткий повтор инструкции с сообщением темы
Инструкция для учащихся: «За ограниченное время, всего за 5 минут, вам необходимо написать как можно больше слов по теме, которую я назову перед тем как засечь время . Это могут быть любые слова, которые пришли вам в голову в связи с названной темой . После команды "Начали!” слова надо писать в столбик, друг под другом . После того как пройдет 1 минута, я скажу "Дальше!”, а вы, не прекращая написания слов, прочертите под последним словом прошедшей минуты горизонтальную черту . Таким же образом я и вы будем поступать по окончании каждой минуты, чтобы было ясно, сколько слов воспроизведено за первую, вторую, третью, четвертую и пятую минуту». Краткий повтор инструкции: «За ограниченное время, всего за 5 минут, вам необходимо написать как можно больше фамилий — только фамилий! — выдающихся композиторов всех времен и народов . Начали!»
Последовательность обработки, направления анализа и интерпретации результатов. Необходимо: 1) вычеркнуть слова, строго говоря, не относящиеся к теме (например, «Билан», «Тимати» и т . п . ); 2) подсчитать общее количество воспроизведенных учеником за
5 минут слов и сравнить с нормами в таблице, отметив уровень широты его музыкально-эстетического кругозора (табл . 1) . Сначала дается обобщенная оценка этого уровня (низкий, средний, высокий), затем качество уровня конкретизируется: 1 — очень (крайне) низкий, 2 — низкий, 3 — пониженный, 4 — ниже среднего, 5 — средний, 6 — выше среднего, 7 — повышенный, 8 — высокий, 9 — очень высокий; 3) подсчитать количество фамилий за каждую минуту и построить график динамики воспроизведения слов в условиях стрессовой ситуации . Он отражает характерные особенности поведения данного ученика в стрессовой ситуации; 4) проанализировать, какие фамилии преобладают у учеников данного класса, в данном возрасте, в связи с содержанием изучаемого раздела дисциплины; 5) определить, имеется ли у отдельных учеников смысловое группирование фамилий и на чем оно основано; это может указывать на наличие—отсутствие и адекватность—неадекватность системного характера усвоения знаний; 6) выяснить, каковы музыкальные предпочтения детей и подростков данного класса, того или иного возраста
стандартизация экспресс-методики «пятиминутка композиторов» и результаты обследования детей и подростков
С помощью данной модифицированной методики нами было организовано обследование детей и подростков из 9 ДМШ и ДШИ города Москвы с целью выявления их уровня продуктивности (здесь и далее речь идет о продуктивности вербальной памяти по теме «Фамилии композиторов») . Выборка составила 222 человека, из них 80 мальчиков и 142 девочки . Она была разделена на следующие 5 подвыборок в соответствии с возрастом испытуемых: подростки 9—10 лет (n = 43), 11 лет (n = 41), 12 лет (n = 47), 13 лет (n = 53) и 14—15 лет (n = 38) . Количественный анализ эмпирических данных экспресс-методики производился с помощью 21-й версии статистического пакета SPSS .
Для удобства сопоставления результатов экспресс-методики для школьников разных возрастных групп первичные показатели были переведены в шкалу станайнов и нормативных значений (табл . 1) . Доля учащихся со средним уровнем составляет 54% выборки .
возраст |
количество верно воспроизведенных фамилий композиторов |
||||||||
9—10 лет |
0—4 |
5—6 |
7—8 |
9—10 |
11—13 |
14—15 |
16 |
17—20 |
> 21 |
11 лет |
0—5 |
6—7 |
8—9 |
10—11 |
12—14 |
15—18 |
19—20 |
21—22 |
> 23 |
12 лет |
0—5 |
6—7 |
8—9 |
10—11 |
12—15 |
16—18 |
19—21 |
22—25 |
> 26 |
13 лет |
0—6 |
7—8 |
9—11 |
12—13 |
14—16 |
17—18 |
19—22 |
23—29 |
> 30 |
14—15 лет |
0—8 |
9—11 |
12—14 |
15—18 |
19 |
20—22 |
23—24 |
25—30 |
> 31 |
Станайн |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Уровни |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Влияние фактора «пол» на показатели продуктивности в целом по выборке и для каждой возрастной группы по отдельности: по критерию Манна—Уитни [6; 7] по выборке в целом выявлены статистически значимые различия (p = 0,023, p < 0,05) — у девочек уровень продуктивности выше Различия на уровне тенденции (p = 0,059, p < 0,1) выявлены только для подростков 14—15 лет (табл 2)
Таблица 2
Выявление половых различий по показателям продуктивности воспроизведения в разных возрастных группах по критерию Манна—Уитни
возрастная группа |
Мальчики |
Девочки |
М2 —М, |
Уровень значимости p |
||||
М, |
SD, |
N |
М2 |
SD2 |
N |
|||
9—10 лет |
11,88 |
4,72 |
17 |
11,92 |
2,81 |
26 |
0,04 |
0,583 |
11 лет |
13,46 |
4,54 |
13 |
14,18 |
4,91 |
28 |
0,72 |
0,633 |
12 лет |
13,04 |
4,12 |
23 |
15,08 |
6,71 |
24 |
2,04 |
0,305 |
13 лет |
14,08 |
7,24 |
13 |
15,78 |
5,59 |
40 |
1,70 |
0,112 |
14—15 лет |
16,21 |
5,06 |
14 |
19,50 |
4,90 |
24 |
3,29 |
0,059* |
Выборка в целом |
13,59 |
5,15 |
80 |
15,27 |
5,60 |
142 |
1,68 |
0,023** |
Примечание: «*»— различия на уровне тенденции p < 0,1; «**»— различия значимы на уровне p < 0,05.
Для оценки возможности применения параметрических методов исследования половых различий распределения мальчиков и девочек по выборке в целом и по возрастным категориям в отдельности выборки были проверены на нормальность с помощью критерия Колмогорова—Смирнова [7] . Согласие с нормальным распределением подтвердилось для мальчиков (p = 0,641) и для девочек (p = 0,520) только для выборки в целом
Проверка статистической однородности выборок мальчиков и девочек проводилась по критериям Ливена и Стьюдента для двух независимых выборок [7] . Критерий Ливена подтвердил равенство дисперсий в обеих генеральных совокупностях (р = 0,299), критерий Стьюдента выявил статистически значимое преобладание средних показателей продуктивности девочек над мальчиками (р = 0,028, р < 0,05), что согласуется с результатом применения критерия Манна—Уитни . Таким образом, в генеральных совокупностях девочек и мальчиков рассеяние показателей продуктивности вокруг средних одинаково, а различия имеются лишь в генеральных средних: у девочек оно выше .
Влияние этапа образования: способствует ли повышению музыкальной эрудиции учащихся изучение музыкальных дисциплин уже в начальных классах ДМШ и ДШИ . Проверялось влияние этого фактора на продуктивность школьников с 3-го по 7-й класс при помощи критерия Краскела—Уоллиса [6; 7]; дополнительно проводилось также попарное сравнение продуктивности классов методом множественных сравнений или по критерию Манна—Уитни . Подчеркнем, что разделение на классы не соответствует упомянутому ранее разделению на возрастные группы, так как в одном классе могут учиться школьники разного возраста критерий краскела—Уол- лиса выявил значимые различия в совокупности между учащимися с 3-го по 7-й класс (р = 0,000, р < 0,001). У учащихся 3-го, 4-го и 5-го классов уровень продуктивности примерно одинаков (средние ранги — 81, 88 и 78 соответственно), а в 6-м и 7-м классах он имеет тенденцию к повышению (средние ранги — 119 и 161) .Но есть ли значимые различия между классами? При сравнении показателей 3-го, 4-го и 5-го классов значимых различий не выявляет ни критерий краске- ла—Уоллиса (р = 0,715), ни критерий Манна—Уитни при их попарном сравнении . Метод множественных сравнений выявляет значимое превышение показателей 6-го класса над 5-м (р = 0,01) и 7-го класса над 6-м (р = 0,005, р < 0,01). Кроме того, показатели продуктивности 6-го класса значимо превышают показатели как 3-го (критерий Манна— Уитни, р = 0,035, р < 0,05), так и 4-го классов (р = 0,009, р < 0,01) . Это подтверждает замеченную закономерность и дает основание объединить учащихся с 3-го по 5-й классы в одну группу (N = 109) с одинаковым уровнем продуктивности и рассмотреть еще две группы более высокого уровня продуктивности: 6-го класса (N = 62) и 7-го класса (N = 51) Таким образом, мы получили укрупненную группировку учащихся по классам и рассмотрели эти группы как три уровня фактора «этап образования».
далее мы разделили подростков на две укрупненные возрастные категории — младшие подростки от 9 до 13 лет (N = 184) и старшие подростки от 14 до 15 лет (N = 38) — и рассмотрели эти категории как два уровня фактора «возраст». Кроме того, имеются еще фактор «пол» (два уровня — мальчики и девочки) и фактор «образование» (три уровня) . Методом двухфакторного дисперсионного анализа [7] мы проверили, влияет ли каждый фактор в отдельности и попарно на показатели продуктивности двухфакторный анализ влияния факторов «пол» и «образование» (2х3) выявил влияние пола на уровне
тенденции (р = 0,89, p < 0,1) и влияние об
разования (р = 0,000, р < 0,001) по отдельности, но совокупного влияния не выявил (р = 0,652) . Это означает, что тенденция изменения показателей продуктивности в зависимости от класса, как для мальчиков, так и для девочек, одинакова двухфакторный анализ также не выявил совокупного влияния ни факторов «возраст» и «образование» (р = 0,920), ни факторов «пол» и «возраст» (р = 0,331) . Корректность применения метода двухфакторного анализа подтверждается критерием равенства дисперсий Ливена (везде р > 0,700) .
Анализ связи возраста и продуктивности воспроизведения фамилий композиторов с помощью коэффициента ранговой корреляции спирмена (р (ро спирмена) = 0,350) выявил статистически значимую слабую прямую связь (р = 0,000, р < 0,001) . Это означает слабо выраженную тенденцию роста продуктивности с возрастом
(р < 0,001) .
Рассмотрим динамику продуктивности воспроизведения от 1-й к 5-й минуте по выборке в целом (N = 222) и по каждой из подгрупп с низкой (N = 47), средней (N = 130) и высокой (N = 45) итоговой продуктивностью соответстветственно при помощи критерия Фридмана [7] . Для уточнения результатов проводилось попарное сравнение показателей продуктивности по минутам, как методом множественных сравнений, так и по критерию уилкоксона Критерий Фридмана выявляет статистически значимые различия в совокупности (р = 0,000, р < 0,001) как по выборке в целом, так и для каждого уровня продуктивности в отдельности, причем средние ранги демонстрируют одинаковую тенденцию снижения показателей от 1-й минуты к 5-й (табл 3)
Таблица 3
Сравнение продуктивности воспроизведения от 1-й к 5-й минуте по критерию Фридмана
уровень итоговой продуктивности |
продуктивность: средний ранг |
критерий Фридмана p |
||||
1-я минута |
2-я минута |
3-я минута |
4-я минута |
5-я минута |
||
Выборка в целом |
4,86 |
3,27 |
2,63 |
2,25 |
2,00 |
0,000*** |
Низкий |
4,79 |
3,02 |
2,79 |
2,41 |
1,99 |
0,000*** |
Средний |
4,90 |
3,30 |
2,65 |
2,22 |
1,94 |
0,000*** |
Высокий |
4,84 |
3,44 |
2,40 |
2,16 |
2,16 |
0,000*** |
Примечание: «***» — различия значимы на уровне p < 0,001.
Более тщательный анализ путем попарного сопоставления показателей продуктивности по минутам отражает различные закономерности динамики их изменения . Так, по выборке в целом имеет место статистически значимое снижение показателей на каждой последующей минуте по сравнению с предыдущей для 1—4-й минут (р = 0,000, р < 0,001) и снижение на уровне тенденции на 5-й минуте по сравне
нию с 4-й (p = 0,059, p < 0,1) . Та же закономерность наблюдается для среднепродуктивных школьников . Для низкопродуктивных школьников закономерность несколько отличается: показатели на 2-й минуте значимо ниже, чем на 1-й (p = 0,000, p < 0,001), между 3-й и 2-й минутой различий нет (p = 0,351), затем от 3-й минуты к 4-й и от 4-й к 5-й снова наблюдается тенденция к понижению (p < 0,1) .В группе же высокопродуктивных учащихся закономерность другая: происходит значимое снижение показателей от 1-й минуты ко 2-й (p = 0,000, p < 0,001) и от 2-й к 3-й (p = 0,017, p < 0,05), затем показатели стабилизируются, и между 3-й, 4-й и 5-й минутами различий в продуктивности нет (p = 0,676) .
выводы и основные результаты
1 Модифицированная и стандартизированная нами методика («Пятиминутка композиторов») позволяет за 5 минут получить данные о широте музыкального кругозора отдельного учащегося и целого класса . Показатель продуктивности имеет среднюю прямую связь с академической успеваемостью школьников по теоретическим музыкальным дисциплинам, изучаемым в ДМШ и ДШИ .
2 . Методика может применяться для мониторинга динамики широты индивидуального музыкального кругозора учащихся, для критериально-ориентированного сравнительного анализа качества преподавания отдельных педагогов, качества музыкального образования отдельных классов и образовательных организаций
3 Рассчитаны станайны по возрастным группам и статистически доказана дифференциальная валидность методики по факторам «пол», «этап образования», «возраст», «итоговая продуктивность»
4 Статистически подтверждено влияние фактора «пол» на показатели продуктивности вербальной памяти по данной теме: у девочек средний уровень выше, рассеяния вокруг средних не различаются
5 . Выявлено влияние фактора «этап музыкального образования» на показатели продуктивности: у учащихся 6-го и 7-го классов он значимо выше, чем у школьников с 3-го по 5-й класс
6 . Двухфакторный анализ влияния факторов «пол» и «этап образования» (2х3) выявил влияние пола на уровне тенденции и влияние этапа образования по отдельности, но совокупного влияния факторов не выявил Это означает, что тенденция изменения показателей продуктивности в зависимости от класса, как для мальчиков, так и для девочек, одинакова Двухфакторный анализ также не выявил совокупного влияния ни факторов «возраст» и «этап образования», ни факторов «пол» и «возраст»
7 Выявлена статистически значимая слабая прямая связь возраста и продуктивности воспроизведения фамилий композиторов Это означает слабо выраженную тенденцию роста продуктивности с возрастом
8 . Динамика влияния фактора «итоговая продуктивность» на продуктивность вербальной памяти по теме за каждую из 5 минут по отдельности отражает одну и ту же тенденцию: высокопродуктивные школьники опережают остальных, а среднепродуктивные — низкопродуктивных, начиная уже с первой минуты, и эта тенденция сохраняется на протяжении всего эксперимента
9 Динамика продуктивности с 1-й по 5-ю минуту для низко-, средне- и высокопродуктивных школьников различна
Литература
- Зак А.З., Сорокова М.Г. Оценка сформированности познавательных и регулятивных метапредметных компетенций выпускников начальной школы (при решении сюжетно-логических задач) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2017. Т. 9. № 1.C. 1—14 doi: 10.17759/psyedu.2017090101 URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2017/n1/zak.shtml (дата обращения: 21.10.2017).
- Потемкина О.Ф. Методика оценки продуктивности вербальной памяти // Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии / Под ред. Ю.М. Забродина. М., 1990. С. 47.
- Приказ Минкультуры России от 12.03.2012 № 163 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и сроку обучения по этой программе» [Электронный ресурс] // URL: http://rulaws.ru/acts/ Prikaz-Minkultury-Rossii-ot-12.03.2012-N-163/ (дата обращения: 20.10.2017).
- Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/law/ hotdocs/36940.html/ (дата обращения: 20.10.2017).
- Сороков Д.Г. Практикум по методам психологического исследования: учеб. пособие. М.: Изд-во МГАЛ П, 1996. С. 59—61.
- Сорокова М.Г. Математические методы в психологии: непараметрическая статистика. М.: МГППУ, 2011. 281 с.
- Сорокова М.Г. Методы математической статистики в психологии: Учеб. Пособие [Электронный ресурс]. Саарбрюкен: Palmarium Academic Publishing, 2014. 405 с. // Электронная библиотека МГППУ. URL: http://psychlib.ru/resource. php/pdf/documents/SMs-2014.pdf#page=1 (дата обращения: 20.10.2017).
- Стрихар О.И. Формирование музыкально-эстетического вкуса и кругозора учащихся на основе применения принципа интеграции на уроках музыки // Молодой ученый. 2014. № 11. С. 423—425.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2454
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 12
Скачиваний
Всего: 823
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3