Психологическая наука и образование
2018. Том 23. № 2. С. 111–117
doi:10.17759/pse.2018230212
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Инклюзия как приоритетное направление деятельности Московского государственного психолого-педагогического университета (результаты ММСО-2018)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: инклюзия, РАС, высшее образование, МГППУ, ММСО, образование, профориентация
Рубрика издания: Инклюзивное образование
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2018230212
Для цитаты: Шведовская А.А., Эркенова Ф.С. Инклюзия как приоритетное направление деятельности Московского государственного психолого-педагогического университета (результаты ММСО-2018) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 111–117. DOI: 10.17759/pse.2018230212
Полный текст
Московский государственный психологопедагогический университет (МГППУ) представил наиболее значимые результаты своей деятельности на пятом Московском международном салоне образования — крупнейшем событии в образовательной сфере России (Москва, 18—21 апреля 2018 г.). Накопленный за эти годы опыт позволил Салону стать платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов, бизнеса и заинтересованной общественности по актуальным вопросам системы образования.
«За пять лет работы ММСО превратился в рабочий механизм. Большая экспозиционная часть Салона, где представлены все ключевые разработки в сфере образования, позволяет значительно сократить их путь к школьнику, студенту — к тем, кому они действительно нужны и полезны», — отметила в ходе своего визита на ММСО председатель организационного комитета Салона, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ольга Голодец.
МГППУ принял активное участие в деловой программе Салона, а также в выставке интеллектуальных и инфраструктурных достижений учебных заведений России. Ключевые представители университета участвовали в модерации, выступали оппонентами и докладчиками на семи мероприятиях в рамках работы тематических кластеров «Дошкольное образование», «Высшее образование» и «Инклюзивное образование». А также МГППУ представил свои достижения на трех стендах Салона — основной площадке МГППУ, площадках Федерального ресурсного центра МГППУ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра и Ресурсного учебнометодического центра МГППУ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ), где за четыре дня работы Салона силами МГППУ было организовано более 60 тематических мероприятий. Прошедшие специальную подготовку студенты МГППУ обеспечили проведение профориентационных консультаций школьников, помогая им с определением будущей профессиональной деятельности на основе индивидуальных предпочтений и интересов в рамках специального проекта Салона — «Профориентация. Лаборатория будущего».
Представители университета участвовали в широком круге обсуждений и мероприятий Салона, включая ключевую для МГППУ тему инклюзии. Ректор МГППУ В.В. Рубцов, говоря о качестве и доступности высшего образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью, отметил, что «Необходимо решать проблемы в системе высшего образования: усилить преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования, обеспечивая разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». Современное детство столкнулось с новыми вызовами и рисками, глубокое понимание которых позволяет сформулировать требования к образованию как к эффективному институту защиты детства. Этому, в том числе, способствует и разработанная при участии МГППУ Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации.
Одной из тем дискуссий Салона стал вопрос о том, как университетам оставаться «на передовой» инноваций в условиях современных цифровых вызовов времени. В этой связи первый проректор МГППУ А.А. Марголис, выступая модератором панельной дискуссии «Искусственный интеллект и навыки 21 века», пояснил: «Как и любой инструмент, искусственный интеллект можно использовать в благих целях, например, обучить его так, чтобы учителя и психологи, могли применять его для распознавания угроз. Существуют, например, зарубежные аналитические компании, разработавшие алгоритм распознавания признаков того, что человек находится в кризисной ситуации. Просматривая аккаунты в социальных сетях, с помощью искусственного интеллекта они могут распознать опасность и предотвратить причинение вреда окружающим или самому себе».
В МГППУ есть опыт разработки алгоритмов в образовании, например, в концепции адаптивного тренажера, обеспечивающего выбор заданий с помощью параметрических математических моделей.
На специальном тематическом мероприятии Министерства образования и науки РФ «Министерство образования представляет: Лучшие проекты и разработки 2017 года» была представлена работа Федерального ресурсного центра МГППУ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. Директор Центра А.В. Хаустов, говоря о деятельности Центра, отметил: «ФРЦ проводит консультирование регионов, реализует программы повышения квалификации, занимается издательской деятельностью. В ФРЦ работает научная лаборатория, которая реализует научно-исследовательские проекты. Помимо этого, в ФРЦ развита образовательная деятельность: в рамках начального образования здесь на настоящий момент обучаются 173 ребенка, что составляет 23 класса». Тема была продолжена в рамках программы работы стенда Федерального ресурсного центра МГППУ по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра. В своем выступлении перед посетителями стенда А.В. Хаустов подчеркнул, что одной из стратегических задач Центра является развитие единой сети ресурсных центров в регионах РФ. На сегодняшний момент в единую сеть входит 21 центр, формируется единая модель комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Если сейчас сопровождение касается в основном дошкольного и среднего образования, то в планах — помощь и сопровождение на этапах высшего образования и трудоустройства. Директор Центра отметил высокую востребованность курсов для родителей детей с РАС, объясняя это тем, что во время обучения родители получают конкретный перечень крайне необходимой им информации — образовательный маршрут для ребенка, рекомендации, в какие именно организации обращаться, и список необходимых условий, при соблюдении которых значительно повышается качество жизни ребенка и всей семьи. Опыт ФРЦ восполняет дефицит информации об аутизме в России; отсутствие достоверных статистических данных о распространенности РАС, недостаток подготовленных специалистов, коррекционных и обучающих программ, методик с проверенной эффективностью, отсутствие системности в работе региональных организаций и запрос родителей на оказание помощи их детям предопределяют основные направления деятельности ФРЦ.
А.Ю. Шилин, старший преподаватель факультета социальной коммуникации МГППУ, выступил модератором панельной дискуссии «Коммуникация между детьми в инклюзивном классе». Все образовательные учреждения выстраивают свою коммуникативную модель в инклюзивном образовании, порой сталкиваясь с одинаковыми трудностями. Поэтому важно поделиться наработками развития эффективных структур коммуникации в инклюзивных классах. Участники дискуссии обсудили тему риска подверженности подростков социальному влиянию. А.Ю. Шилин подчеркнул: «Чтобы ребенок начал сотрудничать, сначала надо провести серьезную работу с родителями, потому что зачастую именно позиция родителей является препятствием к общению ребенка».
Ресурсный учебно-методический центр МГППУ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ) продемонстрировал на ММСО научные разработки в инклюзивном образовании и одновременно провел ряд информационных мероприятий, в том числе по темам:: «Интернет ресурсы в работе РУМЦ: федеральная библиотека, портал инклюзивного образования» и «Работа Call-центра РУМЦ». Заместитель директора РУМЦ С.В. Панюкова, представляя на Салоне деятельность Центра, пояснила: «Центр создан полтора года назад, его основная задача — развитие инклюзивного образования на тех территориях, которые закреплены за нашим центром. Мы занимаемся повышением квалификации преподавателей, предоставляем техническое оборудование для использования, консультируем по телефону и лично, преподаватели проходят у нас стажировку. За последнее время мы обучили около семисот преподавателей вузов особенностям обучения студентов с инвалидностью разных нозологий. Нашим центром создана платформа для дистанционного обучения студентов с инвалидностью, разработано порядка сорока курсов для этой категории студентов, построена федеральная библиотека, в которой размещаются учебно-методические материалы и специализированная система для учета и сопровождения студентов с инвалидностью».
В каждый из четырех дней работы салона проводились мастер-классы, такие, например, как «Процесс обучение лиц с инвалидностью», «Методика работы ЦКП со студентами с нарушением зрения» и др. Большой интерес у посетителей вызвали доклады «Анкетирование: два вида исследования — для потенциальных абитуриентов (об образовательных потребностях) и для преподавателей вузов и колледжей (о направлениях повышения квалификации)» и «Анкетирование преподавателей вузов по вопросам потребности в повышении квалификации в области инклюзивного образования». Каждый день проводились консультации абитуриентов, родителей, представителей вузов по вопросам высшего инклюзивного образования. Большой интерес у посетителей вызвали викторина для абитуриентов и открытый урок «Расправь жесты».
Еще одной важной темой Салона стало обсуждение вопросов нарушения поведения детей и подростков. Заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ Р.В. Чиркина выступила модератором панельной дискуссии «Отклоняющееся поведение: как распознать и что делать?» и дискуссии «Краткосрочная пошаговая модель решения поведенческих проблем у детей: 15 шагов и 5 компетенций в помощь родителям». Римма Вячеславовна отметила: «Проблемное поведение рано или поздно проявляется у каждого ребенка, на определенном этапе развития. Отличительные особенности проблемного поведения: тревога, скованность, эгоцентричность, нарушение внимания, склонность к вранью. Если до определенного возраста проблемное поведение является частью развития, и если этим не заниматься, то оно может превратиться в девиантное и делинквентное (преступное). Накопление проблем может иметь лавинообразный характер, и превращение проблемного поведения в девиантное происходит незаметно». В этом контексте МГППУ имеет богатый опыт решения вопросов, в том числе и разработки диагностических признаков, дифференцирующих различные категории отклоняющегося поведения у детей и подростков.
Тема взаимодействия науки и образования обсуждалась на круглом столе «Сотрудничество университета с научными организациями», спикерами которого стали руководитель управления информационными и издательскими проектами МГППУ
A. А. Шведовская и начальник отдела информационного обеспечения и компьютеризации фундаментальной библиотеки МГППУ
B. В. Пономарева. Участники круглого стола обсудили возможности преодоления барьеров между университетами, издательствами, библиотеками и конечными потребителями научной литературы — исследователями и обучающимися. Участниками обсуждения было отмечено, что в России существует проблема доступности научного знания. МГППУ видит свой вклад в решение этой проблемы, издавая научную периодику международного уровня и создав тематический репозиторий в области психологии и образования — портал психологических изданий «PsyJournals.ru». МГППУ издает 12 журналов открытого доступа по психологии и смежным областям, 9 из которых находятся в перечне ВАК, 7 вошли в Web of Science СС и один — в наукометрическую базу Scopus. В.В. Пономарева добавила: «По публикационной активности мы можем видеть результаты политики нашего университета. Так, именно повышение научной деятельности, начиная с 2007 года, когда нашим университетом было закуплено уникальное оборудование, запущены интересные научные проекты, привело к завоеванию высокого положения в мире наших информационных ресурсов, в системе которых, кроме журналов, стоит отметить библиотеку, где аккумулировано более 5000 документов, в числе которых редкие источники, представляющие огромную ценность с точки зрения психологической науки».
На стенде МГППУ в ходе работы «Открытой редакции МГППУ» состоялись встречи с читателями научных психологических журналов, издаваемых университетом. Авторы и представители редакционных коллегий журналов МГППУ рассказали о ключевых публикациях по темам специальной и клинической психологии, а также исследований РАС. Среди ведущих открытой редакции были Н.В. Зверева, Е.Ф. Шведовский, О.А. Власова.
В зоне «Профориентация» О.Е. Есенина и И.А. Хватов рассказали об открытии новой лаборатории когнитивных наук для школьников в рамках профориентационного центра «ПРО PSY». Новая лаборатория — это место, где могут встречаться школьники и ученые, занимающиеся когнитивными исследованиями, и претворять в жизнь смелые научно-исследовательские проекты. Профориентационный центр «ПРО PSY» — новая психологическая точка на карте Москвы для детей и взрослых.
Директор ММСО Максим Казарновский отметил, что в самое ближайшее время интеллектуальная база Салона — конкретные резолюции, адресованные соответствующим регуляторам, и тезисы, сформулированные
для профессионального сообщества — будет выпущена в виде бюллетеня, подготовленного совместно с Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации (интеллектуальный партнер ММСО). А также на сайте Салона планируется к размещению полная видеобиблиотека ключевых выступлений ММСО-2018 со ссылками на презентации спикеров и экспертов.
Литература
- Айсмонтас Б.Б., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г. Учебно-методическое сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 60—70. doi:10.17759/pse.2017220108
- В Москве открылся «экспериментариум» для будущих психологов [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/abitura/20180322/1517010838. html (дата обращения: 15.04.18).
- Власова О.А. Организация психолого-медико- социального сопровождения детей и подростков с РАС в Алжире: методологические основы и практика // Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 1. С. 51—60. doi:10.17759/autdd.2018160108
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Панфилова А.С., Юрьев Г.А. Математические аспекты концепции адаптивного тренажера // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. С. 84—95. doi:10.17759/pse.2016210210
- Марголис А.А., Рубцов В.В., Серебрянникова О.А. Концепция проекта развития качества и доступности высшего образования для лиц с инвалидностью в Российской Федерации // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 10—17. doi:10.17759/pse.2017220103
- Московский международный салон образования [Электронный ресурс]. Сайт. URL: http://mmco-expo. ru (дата обращения: 15.04.18).
- Рубцов В.В. Психология образования в интересах детей [Электронный ресурс] // Психолого- педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 3. С. 2—18. doi:10.17759/psyedu.2017090302
- Хаустов А.В. Направления деятельности Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 14—18. doi:10.17759/autdd.2016140403
- Чиркина Р.В., Делибалт В.В., Дозорцева Е.Г., Дегтярев А.В., Дебольский М.Г., Воронина А.В. К вопросу обоснования диагностических признаков различных категорий несовершеннолетних с противоправным поведением в контексте деятельности ПМПК [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Т. 8. № 1. С. 77—94. doi:10.17759/psylaw.2018080106
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Культурно- историческая психология» // Культурно- историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 106— 115. doi:10.17759/chp.2016120112
- Шведовская А.А., Мешкова Н.В. Библиометрический анализ журнала «Психологическая наука и образование» // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 108—116. doi:10.17759/pse.2015200411
- Шведовский Е.Ф., Зверева Н.В. Исследования речевых нарушений при шизофрении. История и современное состояние проблемы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 78—92. doi:10.17759/pse.2015200209
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1705
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 488
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2