Психологическая наука и образование
2019. Том 24. № 2. С. 72–81
doi:10.17759/pse.2019240207
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: исполнитель, руководитель, управленческая деятельность, психологическая готовность
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2019240207
Для цитаты: Филинкова Е.Б. Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 2. С. 72–81. DOI: 10.17759/pse.2019240207
Полный текст
Уровень и личностные факторы готовности педагогов дошкольного и среднего образования к переходу на управленческую работу
Постановка проблемы
Проблема дефицита резерва на руководящие должности существует во всех отраслях народного хозяйства . Однако в образовании эта проблема носит особо острый характер — среди педагогов находится не очень много желающих занять руководящие посты [11;17] . Во многом это связано с неготовностью педагогов-исполнителей становиться руководителями, детерминируемой высокой удовлетворенностью своей профессией и работой [13; 15]; достаточно негативным отношением к управленческой деятельности в образовании [16; 17]; невысокой оценкой собственных управленческих способностей [14] Приведенные выше факторы отражают психологию трудовой деятельности человека
и не затрагивают личностных особенностей субъекта. Множество работ, посвященных личностной детерминации готовности к управленческой деятельности, можно разделить на два направления: 1) изучение формирования личностных характеристик как основы потенциальной готовности [1; 2; 5; 6; 8]; 2) исследования, в которых личностные особенности рассматриваются как составляющие уже реализованной готовности [3; 4; 7; 10; 18] . Не умаляя вклада этих работ, отметим, что все они позволяют оценить готовность к управленческой деятельности только косвенно, поскольку респондентами выступали либо студенты, либо уже состоявшиеся управленцы . Готовность исполнителей стать руководителями является предметом крайне редких психологических исследований [9; 13; 19], однако именно она определяет качество кадрового резерва во всех отраслях, в том числе и в образовании
Цель, задачи, предмет и методы исследования
Актуальность и высокая практическая значимость обозначенной проблемы обусловили проведение исследования, целью которого было изучение личностных особенностей педагогов как фактора их психологической готовности к управленческой деятельности . Предмет исследования — взаимосвязь характеристик личности педагогов среднего и дошкольного образования и их психологической готовности к переходу к управленческой деятельности .
Задачи исследования:
1. изучить уровень психологической готовности к переходу на управленческую работу у педагогов среднего и дошкольного образования;
2. выявить взаимосвязи между личностными особенностями педагогов-исполнителей и их психологической готовностью к переходу к управленческой деятельности .
В исследовании принимали участие 385 учителей (возраст от 21 до 77 лет, средний возраст — 40,3 лет; доля мужчин — 7,8%; педагогический стаж от 0,5 до 49 лет, средний стаж — 14 лет) и 359 педагогов ДОО (только женщины; возраст от 20 до 74 лет, средний возраст — 42,4 года; педагогический стаж — 0,5—55 лет, средний стаж — 15 лет) . Для сравнения были взяты группы исполнителей (284 чел ), специалистов в области торговли, финансов, сервиса и группы руководителей: заведующих и заместителей заведующих ДОО (68 чел ) и руководителей разных отраслей промышленности на уровне начальников подразделений (62 чел )
Основной метод исследования — анкетирование Для диагностики личностных особенностей были использованы методики: опросник ЭмИн Д . Люсина; шкала личностной тревожности Ч . Д . Спилбергера в адаптации Ю . Ханина; диагностика склонности к стрессам Дж . Джексона; «Оценка потребности в одобрении» Д. Крауна и Д. Марлоу в адаптации Ю . Ханина, «Мотивация успеха и боязни неудачи» А. Реана; «Социально-психологические установки личности» О . Потемкиной; «Готовность к риску» Г . Шуберта; «Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности» Т. Корниловой; «Мотивационная структура личности» В Мильмана; «Макиавеллизм личности» В Знакова; «Диагностика парциальных позиций интернальности-экс- тернальности личности» Е . Бажина, Е . Голын- киной, А. Эткинда . Уровень общей психологической готовности и выраженность ее компонентов определялись с помощью опросника «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» Е . Фи- линковой [18] .
Обработка результатов проводилась с помощью корреляционного анализа по Спирмену и сравнения групп по критерию Фишера .
Результаты исследования и их обсуждение
Общая психологическая готовность педа- гогов-исполнителей к переходу к управленческой деятельности (далее — ОПГ) характеризуется двумя особенностями (табл 1) Во- первых, уровень ОПГ педагогов невысокий, значимых различий между учителями и воспитателями ДОО не наблюдается Во-вторых, педагоги как социальная группа отличаются от рядовых работников других профессий принципиально (ф=10,7; р<0,001) более низ
ким уровнем ОПГ: доля педагогов, характеризующихся низким и очень низким уровнем готовности, равна двум пятым (40,1%) от всего количества респондентов, в то время как аналогичная доля исполнителей из других отраслей хозяйства не превышает десяти процентов (9,2%) .
Сравнение результатов по психологической готовности к переходу к управленческой деятельности, полученных на педагогах-ис- полнителях и педагогах-руководителях, также показывает их серьезное различие: оценка готовности руководителей образования значительно выше аналогичной оценки исполнителей . Рассмотрение уровней ОПГ, рассчитанных для групп исполнителей и руководителей, позволяет заключить: во-первых, различия по готовности к переходу к управленческой деятельности зависимы от профессиональной принадлежности работников-исполнителей; во-вторых, сильнейшие отличия в готовности исполнителей разных профессий у руководителей заметно нивелируются
Далее мы рассмотрим результаты ис- полнителей-педагогов в части выраженности компонентов ОПГ. Все четыре компонента готовности имеют уровень ниже среднего, достоверно (p<0,001) отличаясь от соответствующего уровня у других профессиональных групп (табл . 2) . Наибольшие различия касаются личностного смысла управленческой деятельности: низким уровнем его сформи- рованности характеризуются практически половина педагогов (48,8%) и всего лишь один из десяти непедагогов (9,5%) . Наименьшие различия фиксируются по компоненту «вынужденность решения» — не очень склонны к такому решению один из трех педагогов (35,9%), но каждый второй представитель иной профессии (55,6%) .
Корреляционный анализ выявил множество связей готовности к переходу к управленческой деятельности с различными личностными характеристиками (табл 3) Общая готовность достоверно связана (p<0,01) с потребностью в успехе, самооценкой умений управлять своими и чужими эмоциями, общим уровнем эмоционального интеллекта (ОЭИ), степенью готовности к риску, личностной тревожностью, социальной установкой на власть На уровне 0,01<p<0,05 ОПГ взаимосвязана с оценкой способностей к пониманию чужих эмоций, межличностной интолератностью к неопределенности, социальной установкой на результат, направленностью на социальную полезность и общую активность (по методике Мильмана) . Не обнаружено связи между ОПГ, с одной стороны, и стрессоустойчивостью, мотивацией одобрения, интернальностью и манипулятивностью, с другой
Таблица 1
Уровень ОПГ у представителей разных профессиональных групп (в % от соответствующей выборки)
Уровень общей психологической готовности к переходу к управленческой деятельности (ОПГ) |
Г руппы респондентов |
||||||
Исполнители |
Руководители |
||||||
Учителя |
Педагоги ДОО |
Общая выборка педагогов |
Специалисты других отраслей |
Обшая выборка руководителей |
Руководители ДОО |
Руководители других отраслей |
|
Очень низкий |
5,7 |
9,7 |
7,7 |
1,4 |
3,0 |
2,9 |
3,2 |
Низкий |
32,0 |
32,9 |
32,4 |
7,8 |
16,3 |
19,2 |
9,7 |
Средний |
58,1 |
51,8 |
55,1 |
70,0 |
64,4 |
67,6 |
62,9 |
Высокий |
4,2 |
5,6 |
4,8 |
19,7 |
16,3 |
15,9 |
24,2 |
Очень высокий |
0 |
0 |
0 |
1,1 |
0 |
0 |
0 |
Ср. значение (в баллах) |
50,46 |
49,00 |
49,76 |
63,44 |
59,36 |
56,81 |
63,04 |
Таблица 2
Выраженность компонентов ОПГ у исполнителей разных профессиональных групп (в % от соответствующей выборки)
Компонент |
Уровень/среднее значение |
Группы респондентов |
|||
Учителя |
Педагоги ДОО |
Общая выборка педагогов |
Специалисты других отраслей |
||
Личностный смысл управленческой деятельности |
Низкий |
47,8 |
49,9 |
48,8 |
9,5 |
Средний |
48,0 |
47,3 |
47,7 |
75,4 |
|
Высокий |
4,2 |
2,8 |
3,5 |
15,1 |
|
Ср. значение (в баллах) |
15,09 |
14,96 |
15,03 |
23,80 |
|
Оценка себя как лидера |
Низкий |
37,1 |
39,3 |
38,2 |
13,4 |
Средний |
56,1 |
55,4 |
55,8 |
68,6 |
|
Высокий |
6,8 |
5,3 |
6,0 |
18,0 |
|
Ср. значение (в баллах) |
15,32 |
14,66 |
15,00 |
18,52 |
|
Самооценка подготовленности к работе руководителя |
Низкий |
32,7 |
40,4 |
36,4 |
10,9 |
Средний |
60,8 |
54,9 |
58,0 |
71,8 |
|
Высокий |
6,5 |
4,7 |
5,6 |
17,3 |
|
Ср. значение (в баллах) |
11,28 |
10,50 |
10,90 |
13,84 |
|
Вынужденность решения |
Низкий |
35,6 |
36,2 |
35,9 |
55,6 |
Средний |
57,7 |
56,6 |
57,1 |
41,2 |
|
Высокий |
6,7 |
7,2 |
7,0 |
3,2 |
|
Ср. значение (в баллах) |
8,76 |
8,88 |
8,82 |
7,27 |
Кол-во
респондентов |
Показатели готовности Личностная характеристика |
ОПГ |
Личностный смысл управл. деятельности |
Оценка себя как лидера |
Самооценка подготовленности к работе рук |
Вынуж денность решения |
n=124 |
Личностная тревожность |
-0,247** |
|
-0,304** |
-0,258** |
|
n=115 |
Потребность в успехе |
0,373** |
0,289** |
0,353** |
0,335** |
|
n=92 |
Понимание чужих эмоций |
0,238* |
|
0,329** |
|
|
Управление чужими эмоциями |
0,273** |
0,215* |
0,223* |
|
|
|
Управление своими эмоциями |
0,291** |
0,210* |
|
0,287** |
|
|
ОЭИ |
0,294** |
0,224* |
0,273** |
0,207* |
|
|
n=85 |
Степень готовности к риску |
0,429** |
0,287** |
0,504** |
0,422** |
|
n=71 |
МИТН |
-0,295* |
-0,299** |
-0,313** |
|
|
n=86 |
Соц . установка на результат |
0,225* |
0,291** |
0,231* |
|
|
Соц . установка на эгоизм |
|
0,225* |
|
|
|
|
Соц.установка на свободу |
|
|
0,249* |
|
|
|
Соц.установка на власть |
0,447** |
0,534** |
0,420** |
0,419** |
-0,424** |
|
Соц . установка на деньги |
|
0,213* |
|
|
-0,235* |
Кол-во
респондентов |
Показатели готовности Личностная характеристика |
ОПГ |
Личностный смысл управл. деятельности |
Оценка себя как лидера |
Самооценка подготовленности к работе рук |
Вынуж денность решения |
n=53 |
Стремление к
общению |
|
0,287* |
|
|
|
Общая активность |
0,342* |
0,316* |
0,310* |
|
0,320* |
|
Социальная
полезность |
0,310* |
0,249* |
0,381** |
|
|
Оценка подготовленности к работе руководителя, по сути, отражает формальное лидерство, реализуемое не иначе как в процессе управленческого взаимодействия, поэтому неудивительно, что пять из шести найденных корреляционных связей данного компонента повторяют связи, имеющиеся у «Самооценки в качестве лидера» . Однако повседневная работа руководителем имеет еще один аспект — индивидуальной деятельности, без подчиненных Наличие индивидуальной работы у любого управленца объясняет корреляционную связь между самооценкой подготовленности к такой работе и умением управлять собой
Что касается компонента «вынужденность решения» стать руководителем, то корреляционные связи, прежде всего, обнаруживают его обусловленность отсутствием заметных стремлений педагогов к власти и деньгам Это логично: если личностный смысл перехода в сферу управления для педагогов формируется на основе желания иметь власть, то отсутствие такового детерминирует вынужденность решения Интересно рассмотреть корреляционную связь вынужденности перехода к руководящей деятельности и высокой общей активности: чем выше направленность педагога на общую активность, тем выше вынужденность решения То есть в той или иной степени вынуждены принимать решение стать руководителем те педагоги, которые «засветились», ярко проявили себя в коллективе Скорее всего, они успешны и очень удовлетворены своим педагогическим трудом, и им совсем не хочется оставлять работу с детьми, что неизбежно в случае перехода на управленческую должность
Рассмотрим далее совокупность корреляционных связей, найденных между ОПГ и ее компонентами, с одной стороны, и личностными характеристиками, с другой, для групп учителей и воспитателей ДОО (табл . 4—5) . Общими взаимосвязями, присутствующими в результатах обеих групп, являются корреляции всех компонентов готовности к переходу
к управленческой деятельности и социальном установки на власть . Это свидетельствует в пользу того, что власть является решающим стимулом управленческого самоопределения .
Важной внутренней детерминантой анализируемого самоопределения является потребность в успехе, связи компонентов ОПГ с которой присутствуют в обеих группах . Для
Таблица 4
Коэффициенты корреляции Спирмена между показателями готовности (ОПГ)
и личностными особенностями учителей
Кол-во респон дентов |
Показатели готовности Личностная характеристика |
ОПГ |
Личностный смысл управл. деятельности |
Оценка себя как лидера |
Самооценка подготовленности к работе рук. |
Вынужденность решения |
n=73 |
Потребность в успехе |
0,395** |
0,261* |
0,393** |
0,468** |
-0,306** |
n=51 |
Управление чужими
эмоциями
|
0,328* |
0,313* |
|
|
|
Управление своими
эмоциями
|
0,450** |
0,369** |
0,311* |
0,382** |
|
|
Контроль экспрессии |
0,307* |
|
|
0,360** |
|
|
ОЭИ |
0,390** |
0,353* |
0,333* |
0,320* |
|
|
n=35 |
Степень готовности к
риску
|
0,584** |
0,430** |
0,671** |
0,527** |
|
n=21 |
Интолерантность к
неопределенности
|
|
|
|
|
0,440* |
n=45 |
Соц . установка на результат |
|
0,341* |
|
|
-0,352* |
Соц . установка на эгоизм |
|
0,292* |
|
|
|
|
Соц . установка на труд |
0,335* |
0,324* |
0,367* |
|
|
|
Соц . установка на свободу |
|
|
0,363* |
|
|
|
Соц.установка на власть |
0,449** |
0,582** |
0,439** |
0,432** |
-0,505** |
|
n=41 |
Стремление к
общению
|
|
0,343* |
|
|
|
Общая активность |
0,488** |
0,405** |
0,318* |
0,353* |
0,396* |
|
Социальная
полезность
|
0,426** |
0,350* |
0,441** |
|
|
Таблица 5
и личностными особенностями педагогов ДОО
Кол-во респондентов |
Показатели готовности Личностная характеристика |
ОПГ |
Личностный смысл управл. деятельности |
Оценка себя как лидера |
Самооценка подготовленности к работе рук. |
Вынужденность решения |
n=49 |
Личностная
тревожность
|
-0,281* |
|
-0,450** |
-0,427** |
|
n=41 |
Потребность в успехе |
0,332* |
0,322* |
|
|
|
n=50 |
Ст . готовности к риску |
|
|
|
0,308* |
|
n=40 |
Соц . установка на
власть |
0,467** |
0,526** |
0,410** |
0,447** |
-0,362* |
n=12 |
Стремление к
общению
|
|
|
|
-0,703* |
|
Оставшимися двумя личностными характеристиками, имеющими взаимосвязи с показателями ОПГ в обеих группах педагогов, являются готовность рисковать и стремление к общению. Значение этих личностных свойств как факторов управленческого самоопределения для учителей и воспитателей различно Если для учителей готовность к риску определяет и обе самооценки в качестве руководителя, и смысл перехода, то для педагогов ДОО — только самооценку подготовленности к работе руководителя . Направленность на общение, наоборот, у воспитателей выступает критерием подготовленности к менеджерской работе, а у учителей — одним из смыслов перехода .
Отличительной особенностью результатов у группы воспитателей ДОО является наличие тесных связей между компонентами, характеризующими самооценку в качестве руководителя и лидера, и личностной тревожностью субъекта: чем выше уровень тревожности, тем ниже управленческая самооценка и уровень общей психологической готовности к управленческой деятельности . Специфическими особенностями результатов группы учителей по результатам корреляционного анализа оказались прямые связи готовности и ее компонентов с составляющими эмоционального интеллекта (управление своими и чужими эмоциями, контроль экспрессии и ОЭИ), социальными установками (на результат, эгоизм, труд, свободу), интолерант- ностью к неопределенности, направленностью на общую активность и социальную полезность
В целом, корреляционный анализ подтвердил сделанный выше вывод о различиях, характеризующих разные профессиональные группы . Если выше мы говорили, что эти различия определяют несовпадение уровней психологической готовности в целом и отдельных ее компонентов, то здесь выявлено, что профессиональная принадлежность детерминирует и различия в личностных факторах, оказывающих в конечном счете влияние на итоговый выбор
Выводы
1. Существует дифференциация работников по психологической готовности к переходу на управленческую работу в зависимости от сферы деятельности . У педагогов данная готовность находится на среднем уровне и принципиально ниже, чем у работников торговли, финансов, сферы услуг. Невысокая готовность педагогов к руководству связана, прежде всего, с отсутствием личностного смысла такого решения, в меньшей степени — с невысокой оценкой себя в качестве лидера коллектива и специалиста-менеджера
2. Общая психологическая готовность к переходу на управленческую работу в значительной степени зависима у педагогов от развитой потребности в успехе, позитивной оценки своих способностей управлять своими и чужими эмоциями, высокой готовности к риску, относительно низкой личностной тревожности, сильной установки на власть В меньшей степени готовность стать руководителем связана с такими личностными особенностями, как способность к пониманию чужих эмоций, межличностная ин- толерантность к неопределенности, социальная установка на результат, направленность на социальную полезность и общую активность
3. Основным смыслом перехода к управленческой деятельности для педагогов выступает стремление к власти и успешное распоряжение ею, а оценивание себя в качестве будущего лидера коллектива происходит на основе критериев достижения результативности в межличностном взаимодействии, направленности на общественную пользу и готовности к самостоятельному принятию решений Вынужденность решения стать руководителем связана с отсутствием заинтересованности субъекта, главным образом, во власти, в меньшей степени — в деньгах, но также с высокой общей активностью педагога .
4. Профессиональная принадлежность детерминирует разницу в личностных факторах, оказывающих влияние на итоговый выбор Это выражается, во-первых, в различной значимости у педагогов дошкольного и среднего образования отдельных личностных характеристик для формирования общей психологической готовности, во-вторых, в различной значимости этих характеристик с точки зрения возникновения личностного смысла перехода и позитивности оценки себя как руководителя
Проведенный нами анализ позволил выявить личностные особенности педагогических работников, выступающие в качестве детерминант их готовности к переходу на управленческую работу, а также уровень данной психологической готовности педагогов среднего и дошкольного образования в сравнении с аналогичным показателем специалистов других отраслей Дальнейшие исследования проблемы могут вестись в направлении изучения ОПГ работников в зависимости от особенностей организации (корпоративной культуры, ее масштаба или формы собственности), а также в зависимости от уровня руководства, на который переходит исполнитель
[1] Филинкова Евгения Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МО МГОУ), Москва, Россия . E-mail: jane421@yandex . ru
[2] Filinkova Evgeniya Borisovna, PhD in Psychology, Associate Professor, Chair of Social Psychology, Moscow State Regional University, Moscow, Russia . E-mail: jane421@yandex. ru
Литература
- Денисова О.П. Формирование психологической готовности студента — будущего менеджера к управленческой деятельности: Автореф.дисс....канд.психол.наук.Самара, 2007.24 с.
- Езопова С.А. Формирование личностно- профессиональной готовности студентов к деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения: Автореф.дисс....канд.пед.наук.СПб., 1999.17 с.
- Ильин С.С. Психологическая готовность специалиста к управленческим профессиям: содержание, структура, диагностика: Дис....канд.психол.наук.М., 1999.157 с.
- Казанцев Д.И.Профессионально— психологическая готовность современного руководителя образовательного учреждения к управленческой деятельности (модель управленческих компетенций) // Актуальные проблемы психологического знания.2014.№ 1.С. 31—37.
- Киютина И.И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Брянск, 2004.19 с.
- Климова Г.Г. Формирование профессионально- педагогической готовности студентов вуза к управленческой деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Екатеринбург, 2002.22 с.
- Котельникова Л.А. Формирование готовности руководителей школ к инновационной деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.Бирск, 2010.19 с.
- Локшин К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: Автореф.дис....канд.пед.наук.М., 2008.20 с.
- Скориков В.Б. Психологическая готовность работника к руководству научно-производственным коллективом: Автореф.дис....канд.психол.наук.М., 1991.19 с.
- Таратухина М.С. Развитие потенциальной готовности руководителей дошкольного образования к инновационной деятельности: Автореф.дис....канд.пед.наук.В.Новгород, 2004.22 с.
- Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения учителями о переходе от педагогической деятельности к управленческой // Сибирский психологический журнал.2012.№ 44.С.89—100.
- Филинкова Е.Б. Опросник «Психологическая готовность исполнителя к переходу на управленческую работу» // Социальная психология и общество.2018.Т.9.№ 1.С.177—196.doi: 10.17759/sps.2018090112
- Филинкова Е.Б. Роль удовлетворенности трудом в формировании готовности педагогов к переходу к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2018.№ 4.С.129—140.doi: 10.18384/2310-7235-2018-4- 129-140
- Филинкова Е.Б. Самооценка готовности учителей к управленческой деятельности // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2015.№ 1.С.25—39.
- Филинкова Е.Б. Удовлетворенность трудом как фактор готовности педагогов к смене работы // Вестник Брянского государственного университета.2015.№ 2.С.122—126.
- Филинкова Е.Б., Князева И.А. Представления учителей о деятельности директоров школ // Вестник Московского государственного областного университета.Серия: Психологические науки.2014.№ 1.С.83—92.
- Филинкова Е.Б., Шульга Т.И. Восприятие педагогами руководящей деятельности в образовании как фактор готовности к переходу на управленческую должность // Психологическая наука и образование.2018.Т.23.№ 4.С.21—31.doi: 10.17759/pse.2018230402
- Швецова В.М. Педагогическое сопровождение развития готовности к управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения: Автореф.дис....канд.пед.наук.Хабаровск, 2009.26 с.
- Щеколдина А.А. Должностной переход в профессиональном становлении специалиста: Дис. ...канд.психол.наук.М., 2002.229 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1504
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 567
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1