Психологическая наука и образование
2021. Том 26. № 4. С. 54–68
doi:10.17759/pse.2021260405
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: информационная образовательная среда (ИОС), цифровая образовательная среда, ИКТ-компетентность педагога, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260405
Для цитаты: Артемова Е.Э., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Тишина Л.А. Оценка информационно-коммуникационной компетентности студентов-дефектологов в области использования ресурсов информационной образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 54–68. DOI: 10.17759/pse.2021260405
Подкаст
Полный текст
Введение
В рамках Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» ведется активная работа, направленная на обновление материально-технической базы образовательных организаций (современное компьютерное, мультимедийное, презентационное оборудование и программное обеспечение), а также на создание и развитие цифровых сервисов и контента для реализации образовательной деятельности. Цифровые сервисы и цифровой образовательный контент направлены на:
— повышение качества знаний, умений и навыков обучающихся с учетом их уровня знаний и интересов, темпа изучения учебного материала, психолого-педагогических особенностей развития;
— использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) для подготовки и проведения уроков, создание собственных образовательных материалов, совершенствование компетенций и квалификации, обмен положительным опытом преподавателей;
— мониторинг образовательного процесса и его результатов родителями или законными представителями обучающихся [13].
Цифровая образовательная среда как часть информационной образовательный среды является одним из условий успешного обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Для специалистов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями (ООП), цифровая образовательная среда открывает возможности построения индивидуальных учебных планов, организации процесса обучения с использованием цифрового образовательного контента, применения электронных и информационных ресурсов в коррекционнопедагогической работе и дополнительном образовании, проведения мониторинга освоения адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), объективного оценивания знаний, умений, навыков и достижений обучающихся.
В 2008 году введен ГОСТ «Информационно-коммуникативные технологии в образовании» [7]. Специальное образование становится все более цифровым. Новые ориентиры, новые вызовы, которые возникают перед специалистами, занимающимися обучением, воспитанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и коррекцией недостатков их развития, обязывают вузы при подготовке дефектологических кадров формировать у будущих специалистов знания, умения и навыки в области применения информационных компьютерных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности. С этой целью дефектологическим факультетам вузов необходимо осуществлять целенаправленную работу по формированию цифровой компетентности будущих дефектологов [1].
За последние годы были сформированы разные подходы к толкованию понятия «информационно-коммуникационная компетентность». В одном случае ИКТ- компетентность рассматривается как некий комплекс знаний, умений, навыков, необходимых для успешного применения ИКТ- технологий при решении различных задач, в том числе профессиональных (В.Ф. Бурмакина, А.А. Маслак, Г.Г. Граник, Н.А. Борисенко, О.Н. Ионова, А.А. Темербекова и др.) [3; 5; 8; 17]. ИКТ-компетентность педагогов рассматривается в ряде работ не только и не столько как умение использовать современное цифровое оборудование и наличие компьютерной грамотности, сколько как желание и опыт применения учителем компьютерных технологий в образовательном процессе (А.Н. Смирнова, Г.Д. Редченкова) [14]. В других исследованиях отмечается, что ИКТ-компетентность предполагает наличие определенного уровня функциональной грамотности в области применения информационно-коммуникационных технологий (А.В. Богданова, Д.С. Ермаков и др.) [2; 6]. Под ИКТ-компетентностью педагогических работников Л.А. Лебедева, А.В. Невзорова понимают готовность вести дистанционную образовательную деятельность, использовать компьютерные и мультимедийные технологии, ЦОР, вести школьную документацию на электронных носителях [12]. Л.Н. Горбунова, А.М. Семибратов рассматривают ИКТ-компетентность специалистов системы образования как способность и готовность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности [4]. В своей работе Т.А. Айма- литдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева и др. под ИКТ-компетентностью понимают систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющую педагогу и обучающемуся свободно применять современные цифровые технологии в учебном процессе, каждому для реализации своих связанных с этим процессом целей (педагогам — для организации учебного процесса, обучающимся — для овладения знаниями, умениями и навыками в различных отраслях знаний) [20].
Под ИКТ-компетентностью дефектологов мы понимаем комплекс необходимых знаний, умений, навыков и способностей, позволяющих эффективно осуществлять обучение, воспитание, развитие, коррекцию, социализацию и адаптацию обучающихся с ОВЗ с применением ИКТ на всех этапах работы: от проектирования до реализации.
Современные ЦОР могут успешно применяться как при традиционном очном обучении, так и при дистанционном и смешанном (М.А. Гизатуллин, Т.Е. Хавенсон, С.В. Калмыкова, С.В. Краснов, С.А. Краснова, А.А. Марголис, М.Г. Сорокова и др.) [9; 10; 11; 15; 16; 21].
Опираясь на профессиональный стандарт педагога, на проект стандарта педагога-дефектолога, мы обозначили основные компоненты ИКТ-компетентности, а именно:
1) общепрофессиональную компетентность;
2) общепедагогическую компетентность;
3) предметно-педагогическую компетентность.
Все три компонента компетентности дефектолога тесно взаимосвязаны, дополняя друг друга при решении широкого спектра профессиональных задач: организационных (выстраивание индивидуального образовательного маршрута, разработка АООП, ведение документации и др.), образовательных (формирование у обучающихся с ОВЗ знаний, умений, навыков, их закрепление, обобщение, систематизация и др.), воспитательных (развитие личностных качеств обучающихся с ОВЗ, формирование правильного, социально-нормативного поведения и др.), коррекционных (коррекция недостатков познавательной, личностной, эмоциональноволевой сфер, развитие коммуникативной функции речи и др.) [18; 19].
Целью проведения исследования стало получение объективных, достоверных данных о сформированности у студентов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профилей «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ» («Педагогическая поддержка детей с трудностями в обучении», «Сурдопедагогика», «Логопедия») федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет» (далее — МГППУ) ИКТ-компетентности в учебном процессе, а также при решении профессиональных задач.
Исходя из цели были определены следующие задачи:
— разработка дизайна диагностики уровня сформированности ИКТ-компетентности студентов;
— определение выборки;
— качественный и количественный анализ полученных результатов.
Организация исследования и методические средства
Выборка: исследование проводилось среди студентов 1—2 курсов бакалавриата направления подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность программы «Обучение и воспитание детей и подростков с ОВЗ». Всего в эксперименте было задействовано 114 человек, что составляет 96% от общего числа обучающихся на данных курсах. К моменту проведения исследования участники эксперимента еще не приступили к освоению учебных дисциплин, посвященных изучению информационных компьютерных технологий.
Сроки: экспериментальная работа проводилась в течение 2020—2021 учебного года.
Методика проведения эксперимента. Сбор данных для экспериментального изучения уровня сформированности ИКТ- компетентности студентов-дефектологов проводился с помощью онлайн-анкетирова- ния, педагогического наблюдения за использованием ИКТ будущими дефектологами при решении учебных и профессиональных задач, практических и контрольных работ по дисциплинам «Введение в профессию», «Педагогические основы профессиональной деятельности», «Специальная педагогика», анализа продуктов деятельности студентов с применением ИКТ.
Оценивая уровень сформированности ИКТ-компетентности студентов 1—2 курсов, мы опирались на ряд критериев:
— правильность выполнения заданий;
— эффективность выполнения заданий;
— степень самостоятельности в использовании ИКТ при выполнении заданий;
— способность использовать знания, умения и навыки в области применения ИКТ при решении учебных и профессиональных задач.
Оценка общепользовательского, общепедагогического и предметно-педагогического компонентов ИКТ-компетентности позволила определить уровень ее сформированности у будущих дефектологов (см. таблицу).
Таблица
Система оценки сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов
|
Параметры |
Краткая характеристика |
Баллы |
1. Общепользовательские ИКТ-компетенции |
|||
1.1. Компетенции в области использования средств ИКТ при решении повседневных задач |
|||
1. |
Умение осуществлять поиск информации в сети Интернет. |
Умеет определять параметры отбора информации, отбирает информационные ресурсы по заданным параметрам, определяет момент завершения поиска информации в сети Интернет. |
3 |
Частично владеет навыками поиска информации в сети Интернет. |
2 |
||
Не способен к продуктивному целенаправленному поиску информации в сети Интернет. |
1 |
|
Параметры |
Краткая характеристика |
Баллы |
2. |
Умение работать с текстовыми, табличными и графическими редакторами. |
Эффективно использует текстовые, табличные и графические редакторы в учебной и профессиональной деятельности. |
3 |
Владеет наиболее распространенными, широко употребляемыми функциями текстовых, табличных и графических редакторов. |
2 |
||
Затрудняется в использовании текстовых, табличных и графических редакторов. |
1 |
||
3. |
Умение пользоваться электронной почтой, мессенджерами и социальными сетями. |
Использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети как в личной, так и в учебной и профессиональной коммуникации с учетом этических аспектов, знаний правил и норм общения, характерных для определенного стиля. |
3 |
Использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети в основном в личной коммуникации. |
2 |
||
Редко использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети используются только для личной коммуникации. |
1 |
||
4. |
Умение пользоваться оргтехникой (персональный компьютер, планшет, принтер, сканер, мультимедийное оборудование и т.д.). |
Владеет всем арсеналом функциональных возможностей оргтехники. |
3 |
Испытывает затруднения при использовании новых для себя функциональных возможностей оргтехники. |
2 |
||
Испытывает трудности при решении задач с использованием оргтехники. |
1 |
||
5. |
Навыки безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах |
Постоянно придерживается правил безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах, обеспечивая конфиденциальность информации. |
3 |
Частично владеет навыками безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах. |
2 |
||
Имеет фрагментарные знания о безопасном хранении, использовании и передаче информации в компьютерных (автоматизированных) системах, но не использует их в практической деятельности. |
1 |
||
1.2. Компетенции в области использования средств ИКТ при решении учебных (собственных) задач |
|||
6. |
Умение осуществлять поиск учебной информации в сети Интернет. |
Умеет определять параметры отбора учебной информации, использует информационные образовательные ресурсы по заданным параметрам, определяет момент завершения поиска учебной информации в сети Интернет. |
3 |
Частично владеет навыками поиска учебной информации в сети Интернет. |
2 |
||
Не способен к продуктивному целенаправленному поиску учебной информации в сети Интернет. |
1 |
||
7. |
Умение рационально сочетать при решении учебных задач информационные технологии с нецифровыми ресурсами. |
Эффективно сочетает при решении учебных задач информационные технологии с нецифровыми ресурсами. |
3 |
Эпизодически способен при решении учебных задач сочетать информационные технологии с нецифровыми ресурсами. |
2 |
||
При решении учебных задач использует в основном цифровые ресурсы без тщательного отбора. |
1 |
||
8. |
Выполнение учебных заданий с привлечением ИКТ (подготовка тексто- |
При выполнении учебных заданий использование студентом ИКТ характеризуется целенаправленностью, самостоятельностью и высокой продуктивностью. |
3 |
|
Параметры |
Краткая характеристика |
Баллы |
8. |
вых файлов, презентаций и т.п.). |
Использует ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи репродуктивно, с небольшим количеством ошибок. |
2 |
При выполнении учебных заданий часто отмечается малопродуктивное, ошибочное использование ИКТ. |
1 |
||
9. |
Умение пользоваться электронной информационно-образовательной средой вуза (e-learning). |
Самостоятельно и эффективно использует разные форматы электронного обучения в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning). |
3 |
При работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning) нуждается в организующей помощи. |
2 |
||
При работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning) испытывает значительные трудности. |
1 |
||
10. |
Навыки работы в сервисах для проведения веб-конференций и вебинаров (Cisco Webex Meetings, Zoom, Google Meet и пр.). |
Самостоятельно и эффективно использует сервисы для вебконференций и вебинаров. |
3 |
При работе с сервисами для веб-конференций и вебинаров нуждается в организующей помощи. |
2 |
||
При работе с сервисами для веб-конференций и вебинаров испытывает значительные трудности. |
1 |
||
2. Общепедагогические ИКТ-компетенции |
|||
11. |
Умение проектировать программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ. |
При проектировании программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ учитывает возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся, требования ФГОС. |
3 |
Способен к проектированию отдельных элементов программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ, учитывает некоторые возрастные и психологопедагогические особенности обучающихся, требования ФГОС. |
2 |
||
Способен к проектированию отдельных элементов программы развития универсальных (базовых) учебных действий с использованием ИКТ с помощью преподавателя. |
1 |
||
12. |
Способность формировать у обучающихся умения применять средства ИКТ. |
Владеет широким спектром методов и приемов формирования у обучающихся умений применять средства ИКТ, способен их отбирать исходя из основных дидактических задач, а также возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся. |
3 |
Владеет некоторыми методами и приемами формирования у обучающихся умений применять средства ИКТ, способен их отбирать исходя из основных дидактических задач, а также возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся. |
2 |
||
Владеет некоторыми методами и приемами формирования у обучающихся умений применять средства ИКТ, допускает многочисленные ошибки, при отборе нуждается в помощи педагога. |
1 |
||
13. |
Знание об использовании ЦОР в процессе обучения, воспитания и оценивания результатов освоения обучающимися образовательных программ (ведение электронных форм, до- |
Владеет разносторонними знаниями об использовании ЦОР в образовательном процессе. |
3 |
Владеет разрозненными знаниями об использовании ЦОР в образовательном процессе. |
2 |
|
Параметры |
Краткая характеристика |
Баллы |
|
кументации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). |
Не владеет знаниями об использовании ЦОР в образовательном процессе в достаточном объеме. |
1 |
14. |
Знания о технологиях применения ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся, знания о этических и правовых нормах и правилах профессиональной коммуникации. |
Владеет знаниями об использовании ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся, этическими и правовыми нормами и правилами профессиональной коммуникации. |
3 |
Владеет некоторыми знаниями об использовании ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся. |
2 |
||
Владеет фрагментарными знаниями об использовании ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся на основе своего личного опыта обучения в школе. |
1 |
||
15. |
Знания об использовании дистанционных образовательных технологий в работе с обучающимися. |
Владеет системой знаний о дистанционных образовательных технологиях, способен подбирать их с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, а также основных дидактических задач. |
3 |
Владеет знаниями о дистанционных образовательных технологиях, способен подбирать их с учетом возрастных, психолого-педагогических особенностей детей, а также основных дидактических задач с методической помощью педагога. |
2 |
||
Владеет фрагментарными знаниями о дистанционных образовательных технологиях. |
1 |
||
3. Предметно-педагогические ИКТ-компетенции |
|||
16. |
Умение проектировать элементы АООП с использованием ИКТ. |
Способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ. |
3 |
Способен к проектированию элементов АООП с использованием ИКТ с организующей помощью педагога. |
2 |
||
Не способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ, даже с помощью преподавателя допускает многочисленные ошибки. |
1 |
||
17. |
Умение использовать ИКТ при планировании, проведении и оценке результатов коррекционнопедагогической работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их особых образовательных потребностей. |
При выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности. |
3 |
При выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ частично учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности. |
2 |
||
При выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ не учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности. |
1 |
||
18. |
Умение учитывать типологические особенности детей с ОВЗ различных категорий при подборе ИКТ, планировать коррекционно-педагогическую работу с |
При планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ реализует принципы здоровьесбережения. |
3 |
При планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ учитывает не все принципы здоровьесбережения. |
2 |
||
|
Параметры |
Краткая характеристика |
Баллы |
|
использованием здоровьесберегающих технологий. |
При планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ не учитывает принципы здоровьесбережения. |
1 |
19. |
Умение разрабатывать ЦОР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их ООП. |
Способен разработать отдельные элементы ЦОР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их ООП. |
3 |
Способен разработать отдельные элементы ЦОР с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ, а также с учетом их ООП с методической помощью преподавателя. |
2 |
||
Разрабатывает отдельные элементы ЦОР, допуская многочисленные ошибки, не всегда учитывая возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. |
1 |
||
20. |
Умение подбирать и/или разрабатывать ИКТ для системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. |
Умеет самостоятельно подобрать и/или разработать ИКТ для системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. |
3 |
При применении ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ нуждается в направляющей помощи. |
2 |
||
Самостоятельно не способен найти эффективное применение ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ. |
1 |
Результаты
Полученные в ходе исследования результаты были подвергнуты качественно-количественному анализу, который позволил выделить три уровня сформированности ИКТ- компетентности студентов-дефектологов: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень (60—50 баллов): умеет определять параметры отбора информации, отбирает информационные ресурсы по заданным параметрам, определяет момент завершения поиска информации в сети Интернет; владеет всем арсеналом функциональных возможностей оргтехники; эффективно использует текстовые, табличные и графические редакторы; использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети как в личной, так в учебной и профессиональной коммуникации с учетом этических аспектов, знания правил и норм общения, характерных для определенного стиля; постоянно придерживается правил безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах, обеспечивая конфиденциальность информации; использование студентом ИКТ характеризуется целенаправленностью, самостоятельностью и высокой продуктивностью; при выборе из ряда предложенных алгоритмов применения ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи выбирает оптимальный, обосновывает его; без затруднений осуществляет перенос приобретенных знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в новые учебные ситуации; самостоятельно и эффективно работает в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning), сервисах для веб-конференций и вебинаров; способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ; при выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности; при планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ реализует принципы здоровьес- бережения; умеет самостоятельно подобрать и/или разработать ИКТ для системы дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.
Средний уровень (49—30 баллов): частично владеет навыками поиска учебной информации в сети Интернет; испытывает затруднения при использовании новых для себя функциональных возможностей оргтехники; владеет наиболее распространенными, широко употребляемыми функциями текстовых, табличных и графических редакторов; использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети в основном в личной коммуникации; частично владеет навыками безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах; использует ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи репродуктивно, с небольшим количеством ошибок; при выборе из ряда предложенных алгоритмов работы не всегда выбирает наиболее эффективный, не всегда может обосновать свой выбор; задания выполняет с эпизодическими ошибками; наблюдаются попытки переноса приобретенных знаний, умений и навыков в области использования ИКТ в новые учебные ситуации; при работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning), сервисах для веб-конференций и вебинаров нуждается в организующей помощи; способен к проектированию элементов АООП с использованием ИКТ с организующей помощью педагога; при выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ частично учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности; при планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ учитывает не все принципы здоро- вьесбережения; при применении ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ нуждается в направляющей помощи.
Низкий уровень (29—20 баллов): испытывает трудности при решении задач с использованием оргтехники; затрудняется в использовании текстовых, табличных и графических редакторов; нерегулярно использует электронную почту, мессенджеры и социальные сети; не владеет навыками безопасного хранения, использования и передачи информации в компьютерных (автоматизированных) системах; не способен к продуктивному целенаправленному поиску учебной информации в сети Интернет; малопродуктивное, часто ошибочное использование ИКТ для решения учебной или профессиональной задачи; работает только по заданному алгоритму; приобретенные знания, умения и навыки в области использования ИКТ применяются эпизодически; при работе в электронной информационно-образовательной среде вуза (e-learning), сервисах для веб-конференций и вебинаров испытывает значительные трудности; не способен к самостоятельному проектированию элементов АООП с использованием ИКТ; при выборе и самостоятельной разработке ИКТ для работы с обучающимися с ОВЗ не учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, а также особые образовательные потребности; при планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ не учитывает принципы здоровьесбережения; самостоятельно не способен найти эффективное применение ИКТ в системе дополнительного образования обучающихся с ОВЗ.
Анализ результатов исследования
Анализ сформированности общепользовательского компонента ИКТ-компетентности у студентов 1—2 курсов показал следующее:
— все респонденты (100%) отметили, что цифровые технологии широко ими используются и помогают в повседневной жизни;
— 75% студентов говорили о том, что они следят за трендами в сфере цифровых электронных ресурсов. Эти же студенты при использовании современной оргтехники и гаджетов, новых приложений и программного обеспечения не испытывают трудностей;
— 99% респондентов называют популярные социальные сети и мессенджеры;
— 96% от общего числа участников эксперимента используют их постоянно как средство коммуникации;
— 81% студентов утверждают, что следует придерживаться общепринятых норм и правил коммуникации в сети Интернет, из них 43% указали, что использование этих норм зависит от корреспондента, с которым они общаются;
— поиск информации в сети Интернет не вызывает затруднений у большинства студентов (89%). Но проверка умений вести поиск учебной информации не подтверждает эти данные;
— свыше 50% обучающихся используют несколько источников для решения учебной задачи, около 36% останавливают свой поиск, найдя 1—2 источника, не всегда отвечающих требованиям задания;
— при решении учебных задач рационально используют сочетание информации из сети Интернет с нецифровыми носителями только 28% студентов;
— владеют наиболее распространенными текстовыми, табличными и графическими редакторами 92% респондентов, из них способны к их эффективному использованию — 51%.
— постоянно придерживаются правил безопасного хранения, использования и передачи информации 37%, остальные респонденты владеют теоретическими знаниями в этой области, но на практике не используют;
— большинство студентов быстро адаптируются в электронно-образовательной среде вуза, сервисах для проведения вэб- конференций и вебинаров (87%);
— 11% обучающихся нуждаются в организующей помощи, 2% испытывают значительные затруднения даже после оказания им помощи (рис. 1).
Результаты обработки данных по сфор- мированности общепедагогического компонента ИКТ-компетентности выявили, что 53% студентов способны к проектированию элементов программ формирования базовых учебных действий с использованием ИКТ, ЦОР для организации обучения и воспитания, в том числе и в дистанционном формате, с организующей и методической помощью со стороны преподавателя. Из них 46% в ходе этой работы учитывают возрастные и психолого-педагогические особенности обучающихся. Изучение знаний студентов о применении ИКТ в коммуникации с родителями или законными представителями обучающихся выявило их низкий уровень (34%): в основном в этом вопросе студенты опирались на свой личный опыт школьного обучения. Студенты имеют лишь разрозненные сведения об отдельных методах и приемах формирования у обучающихся умений работы с ИКТ (77%).
Рис. 1. Изучение сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов (в %)
Исследование сформированности предметно-практического компонента ИКТ- компетентности у студентов выявило, что при проектировании элементов АООП, планировании, проведении и оценке результатов коррекционно-педагогической работы, разработке ЦОР, подборе и/или разработке материалов для дополнительного образования обучающихся с ОВЗ 89% нуждаются в организующей и методической помощи преподавателя. Затруднения, на наш взгляд, вызваны еще
недостаточным уровнем знаний у студентов 1—2 курсов о психолого-педагогических особенностях детей различных нозологических групп, об общих и частных вопросах специальных методик преподавания. Подобные трудности у студентов обусловлены также нехваткой практического опыта работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе с использованием ИКТ. Это приводит к недостаточному пониманию студентами специфики использования ЦОР при работе с детьми данной категории, важности применения здоровьесберегающих технологий при включении ресурсов ЦОС в образовательный и коррекционный процессы. 51% студентов при планировании образовательных и коррекционно-развивающих мероприятий с использованием ИКТ не всегда учитывают принципы здоровьесбережения (рис. 2).
Выводы
Диагностика сформированности ИКТ- компетентности студентов-дефектологов 1—2 курсов показала преобладание среднего уровня компетентности (58%), который соответствует общепользовательскому компоненту ИКТ-компетентности. На наш взгляд, для достижения высокого уровня сформирован- ности ИКТ-компетентности (общепедагогического, предметно-педагогического и профессионального компонента) студентам недостаточно знаний, умений и навыков использования современных технических устройств в повседневной жизни.
Рис. 2. Уровни сформированности ИКТ-компетентности студентов-дефектологов (в %)
Для формирования ИКТ-компетентности будущего учителя-дефектолога необходимо в процессе его профессиональной подготовки особое внимание уделить формированию общепедагогического и предметно-педагогического компонентов. В связи с этим важно включить в учебный план учебные дисциплины, направленные на углубленное изучение вопросов, связанных с применением ИКТ для решения широкого спектра профессиональных задач дефектолога. Кроме того, полагаем целесообразным в программы практик внести обязательный раздел, посвященный формированию практического опыта работы студента-практиканта в цифровой образовательной среде. Полученные результаты крайне интересны в продолжении начатого исследования, поскольку необходимо определить реальный уровень сформированности ИКТ-компетентности учителей-дефектологов, обеспечивающий им конкурентоспособность на рынке образовательных услуг. Высоких результатов в области профессионального компонента можно достичь в оптимальном сочетании теории и практики обучения: изучение специального курса и отработка практических навыков на базах практик в системе цифровой образовательной среды.
Литература
- Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22994 (дата обращения: 05.08.2021).
- Богданова А.В. Формирование информационно- коммуникативной компетентности студентов вуза с использованием технологии учебных полей: на примере подготовки бакалавров педагогики: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2011. 23 с.
- Бурмакина В.Ф., Маслак А.А. Измерение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в регионах в рамках проекта «информатизация системы образования» // Вестник Славянского-на-Кубани государственного педагогического института. 2007. № 2(5). С. 124—147.
- Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Повышение квалификации педагогов в области информационно- коммуникационных технологий как развивающая система // Педагогическая информатика. 2004. № 3. С. 3—10.
- Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Психолого- дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 3. С. 102—112. DOI:10.17759/ pse.2021260307
- Ермаков Д.С. Информационная компетентность: получение знаний из информации // Открытое образование. 2011. № 1. С. 4—8.
- Информационно-к оммуникационные технологии в образовании. Термины и определения: национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52653-2006. М.: Стандартинформ, 2007. 7 с.
- Ионова О.Н. Модель формирования информационной компетентности в процессе дополнительного образования // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Развитие региональной образовательной информационной среды «РОИС- 2006» (г. Санкт-Петербург, 11—12 декабря 2006 г.). СПб.: ЛОИРО, 2006. С. 26—29.
- Краснов С.В., Калмыкова С.В., Краснова С.А. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации // Проблемы современного образования. 2020. № 1. С. 89—101.
- Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 3. С. 5—19. DOI:10.17759/ pse.2018230301
- Марголис А.А., Рубцов В.В., Панюкова С.В., Сергеева В.С. Концепция формирования и распространения цифрового контента для высшего инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 2. С. 102—110. DOI:10.17759/pse.2018230211
- Невзорова А.В., Лебедева Л.А. Роль образовательной среды школы в обеспечении качества начального общего образования // Современное начальное образование: актуальные проблемы обучения и воспитания: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (г. Пермь, 24 марта 2015 г.). Пермь: Астер, 2015. С. 258—263.
- Паспорт Приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://static. government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmu F5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 08.07.2021).
- Смирнова А.Н., Редченкова Г.Д. Формирование ИКТ-компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 188—193.
- Сорокова М.Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанного обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 1. С. 36—50. DOI:10.17759/pse.2020250104
- Сорокова М.Г., Одинцова М.А., Радчикова Н.П. Шкала оценки цифровой образовательной среды (ЦОС) университета // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 52—65. DOI:10.17759/pse.2021260205
- Темербекова А.А., Бондарь В.В. Информационная компетентность личности учителя как социально-педагогическая проблема: Монография. М.: МГУП, 2008. 193 с.
- Тишина Л.А., Данилова А.М., Подвальная Е.В., Лебедева А.В. Интеграция ресурсов школы и ВУЗа в подготовке будущих дефектологов // Педагогика и просвещение. 2021. № 2. С. 175—192. DOI:10.7256/2454-0676.2021.2.35486
- Тишина Л.А., Данилова А.М., Шишкова М.И., Артёмова Е.Э. Применение дистанционных технологий в специальном образовании: проблемы и риски // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 11—1. С. 212—218.
- Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева [и др.]. М.: НАФИ, 2019. 88 с.
- Хавенсон Т.Е., Гизатуллин М.А. Цифровая технологическая готовность учителей: подходы к измерению // Тенденции развития образования. Эффективность образовательных институтов: Материалы XVI ежегодной Международной научно- практической конференции. М.: Дело, 2020. С. 188—195.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 665
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 337
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0