Итоги первого полугодия реализации межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости

178

Аннотация

Опубликованы материалы конференции, посвященной итогам первого полугодия реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья. Конференция состоялась 29 июля 2022 года в Москве (Россия).

Общая информация

Ключевые слова: конференция, инклюзивное образование, инвалидность, дети с ограниченными возможностями развития

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: доклад

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270410

Для цитаты: Клочко Е.Ю., Рубцов В.В. Итоги первого полугодия реализации межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования, отдыха, профориентации и занятости // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 4. С. 100–109. DOI: 10.17759/pse.2022270410

Полный текст

29 июля 2022 г. в соответствии с п. 5 Плана мероприятий Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере на 2022 г. состоялась конференция «Итоги первого полугодия реализации Межведомственного комплексного плана мероприятий по повышению доступности среднего профессионального и высшего образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профориентации и занятости указанных лиц и Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)» (далее — Конференция).

В Конференции приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти в области образования и социальной защиты населения, образовательных организаций высшего образования, главные внештатные педагоги-психологи, руководители общественных организаций и НКО. Профессиональный форум, в котором участвовал 421 человек, прошел в смешанном формате на площадке Московского государственного психолого-педагогического университета1.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка М.А. Львова-Белова представила доклад «Предложения и рекомендации по реализации МКП от института уполномоченных по правам ребенка».

Основными докладчиками Конференции стали: заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Д.В. Афанасьев, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Д.Е. Грибов, заместитель Министра труда и социальной защиты населения Российской Федерации А.В. Вовченко. В своих выступлениях представители федеральных органов исполнительной власти проинформировали участников Конференции о текущем состоянии и промежуточных результатах выполнения МКП за период январь-июль 2022 года.

Руководители региональных органов исполнительной власти в области образования О.Г. Антонова (Ивановская область), Э.В. Шамонова (Приморский край), М.В. Быкова (Тамбовская область), А.Н. Головнин (Новосибирская область), М.А. Тетерук (Волгоградская область) в своих сообщениях поделились информацией о региональном опыте, проблемах и возможных решениях на начальном этапе реализации Межведомственных комплексных планов по доступности всех уровней образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ2.

Спикеры отметили, что принципиальное значение для успешного выполнения мероприятий МКП имеет:

организация межведомственного взаимодействия и координация работы ответственных за реализацию МКП; повышение роли региональных систем образования для достижения целей и задач МКП; более широкое привлечение к выполнению МКП профессиональных и общественных организаций, а также НКО, работающих в области образовательной и социальной инклюзии. Экспертная оценка первых итогов реализации мероприятий МКП и предложения по их корректировке были представлены в сообщениях членов Совета Е.Ю. Клочко и В.В. Рубцова. Е.Ю. Клочко ознакомила участников с результатами анализа региональных планов и первых итогов их реализации. Эксперт отметила важное значение МКП для долгосрочного развития инклюзивного образования на всех его уровнях. Она подчеркнула, что документ должен стать основой для реальных изменений в сфере развития инклюзивного образования в стране до 2030 года. Результаты анализа региональных планов показали, что в 44,6% субъектов Российской Федерации межведомственные планы утверждены только региональным органом исполнительной власти в сфере образования, в 18% субъектов — планы утверждены совместным приказом органов исполнительной власти в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения, в 37% регионов — планы утверждены правительством субъекта Российской Федерации. Причем, как показала экспертиза, качество планов и указанная в них межведомственность в подходах к выполнению мероприятий напрямую зависят от того, кем утверждены планы субъектов. Примечательно, что к разработке региональных межведомственных планов были привлечены общественные организации инвалидов и профильные НКО только в 21% регионов, в остальных субъектах такого сотрудничества не выстроено. При этом Министерство просвещения Российской Федерации рекомендовало субъектам привлекать к разработке региональных планов общественные организации инвалидов, региональные родительские организации и профильные СО НКО. В 42,2% субъектов Российской Федерации МКП предусматривают межведомственное взаимодействие, в 12% субъектов предусматривают взаимодействие только с региональными органами власти в сфере социальной защиты. Остальная часть субъектов при разработке межведомственного плана не ориентировалась на межведомственное взаимодействие. К выполнению МКП на уровне регионов в должной мере не привлечены НКО, родительские и общественные организации инвалидов: только 31% субъектов Российской Федерации предполагает сотрудничество с указанными организациями при реализации и мониторинге стратегических и практических изменений в сфере развития инклюзивного процесса в образовании. При этом качество стратегического планирования во многом зависит от конкретности результата планируемых мероприятий. В МКП большинства регионов (66%) планируемые мероприятия определены неконкретно и требуют доработки. С учетом результатов анализа в сообщении сформулированы и даны конкретные предложения и рекомендации по реализации МКП. В качестве эффективных мер рекомендуется: в соответствии с межведомственным характером МКП рекомендовать субъектам Российской Федерации утверждение МКП и контроль за его реализацией органами исполнительной власти регионов, уровень которых обеспечивает межведомственное взаимодействие для ведомств образования, социальной защиты, здравоохранения, культуры и спорта; регулярное проведение стратегических сессий с региональными органами власти в сфере образования, социальной защиты и здравоохранения по обсуждению единых требований к региональным планам и их реализации на плановый период в целях развития инклюзивного общего и дополнительного образования; в целях создания ресурсной сети региональных организаций, развивающих инклюзивное дошкольное, общее и дополнительное образование, осуществления ресурсного, координационного и научно-методического обеспечения, а также экспертной деятельности в части реализации МКП создать на базе МГППУ Федеральный ресурсный центр по развитию инклюзивного образования; скорректировать пункт 4.1 федерального МКП по развитию ранней коррекционной помощи с учетом развития системы ранней помощи детям от 0 до 3 лет в соответствии с Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. № 3711-р; дополнить мероприятия МКП мерами по обеспечению образовательных организаций специальным дидактическим оборудованием, специальными техническими и ассистивными средствами, включая средства альтернативной дополнительной коммуникации; рассмотреть вопрос по созданию рабочей группы при Экспертном Совете Министерства просвещения Российской Федерации по комплексному сопровождению детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, внести отдельный пункт в МКП по данному направлению; привлечь региональные организации Министерства культуры Российской Федерации и Министерства спорта Российской Федерации к реализации МКП и подготовке кадров для работы в дополнительном образовании, разработке и сетевой реализации адаптированных основных образовательных программ, обеспечению доступности организаций дополнительного образования и предоставляемых услуг для детей с инвалидностью и ОВЗ; рекомендовать широкое привлечение на уровне субъектов Российской Федерации общественных организаций инвалидов, профильных СО НКО к реализации и мониторингу стратегических и практических изменений в сфере развития инклюзивного процесса в образовании, а также изучение родительского запроса по данной тематике, включая инклюзивный летний отдых, специализированные лагерные смены, летние лагеря в организациях образования.

В.В. Рубцов в своем сообщении остановился на организационно-управленческих условиях, обеспечивающих успешность реализации мероприятий МКП и системное развитие инклюзивного образования на всех его уровнях. В рамках МКП к таким условиям относятся разрабатываемые модели, стандарты и стандартизированные методы работы с проблемами образовательной и социальной инклюзии. Это, прежде всего, указанные в соответствующих мероприятиях МКП:

типовая модель инклюзивной образовательной организации (с учетом принципа непрерывности образования предложено включать в МКП разработку модели инклюзивной организации среднего профессионального образования и модель инклюзивной образовательной организации высшего образования — п. I.1.1); новая модель деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, способствующих развитию комплексного сопровождения детей с инвалидностью и ОВЗ (п. V.1); стандарт деятельности ПМПК (п. V.2); стандарт (стандартизированный метод) выявления и оценки лучших практик социальной и образовательной инклюзии, основанный на принципе доказательности (метод определяет характер деятельности Лабораторий, создаваемых на базе вузов, имеющих в своей структуре РУМЦ — п.п. II.4.2., I.4.6); пилотная модель реабилитации студента с инвалидностью на базе РГСУ и МГППУ (п. II.4.1).

Экспертом предложено уточнить формулировки и задачи по реализации соответствующих мероприятий в рамках МКП, обратить особое внимание на новизну и требования к выполнению этих мероприятий.

По мнению В.В. Рубцова, целесообразно также специально рассмотреть вопрос о разработке и принятии Национальной стратегии развития инклюзивного образования в Российской Федерации. И хотя разработка такой Стратегии формально выходит за рамки МКП, востребованность в ней в настоящее время возрастает, что связано с новыми социальными рисками и вызовами.

В новых условиях Стратегия может стать важным ориентиром в решении проблем образовательной и социальной инклюзии, а в итоге — актуальным инструментом качественного выполнения мероприятий МКП.

В ходе последующей дискуссии по вопросам реализации МКП участниками Конференции, представителями профессионального сообщества и родительской общественности были сделаны предложения, которые также следует учесть при корректировке мероприятий МКП.

Д.Г. Гурцкая в своем выступлении рассказала о практике работы Центра социальной интеграции Дианы Гурцкой, который реализует программы дополнительного образования для незрячих детей, и предложила использовать опыт работы данного центра при вовлечении детей с инвалидностью в социокультурную деятельность (предусмотрено п. II.3.7. МКП).

Ф.Р. Мухамеджан представила информацию о системном опыте работы Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» с людьми с нарушениями зрения, а также о реализуемых Фондом проектах, направленных на совершенствование компетенций, необходимых педагогам и сотрудникам образовательных организаций для коммуникации со студентами с инвалидностью. Ф.Р. Мухамеджан предложила включить в программы повышения квалификаций ППС вузов специальный образовательный курс, направленный на формирование компетенций профессорско-преподавательского состава в части тьюторского сопровождения студентов с нарушениями зрения (предложение соответствует п. II.2.6. МКП).

Конкретные предложения по корректировке мероприятий МКП внесены на основе детального анализа, проверенного руководителем сети РУМЦ А.А. Бикбулатовой. Ею отмечена необходимость отработки механизмов сотрудничества РОИВ, БПОО, РУМЦ СПО, ПМПК, СЗН с вузами в рамках межведомственного взаимодействия; а также включения в региональные программы, регламенты дорожных карт заключений соответствующих соглашений (п. I.2.3., п. I.4.1.).

Предложено также ежегодное проведение повышения квалификации экспертов, участвующих в оценочных мероприятиях по вопросам организации инклюзивного профессионального образования и создания специальных условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ, на базе вузов, в которых функционируют РУМЦ, а также на базе профильных федеральных центров (п. I.2.5.). Представлен пакет изменений формулировок, которые необходимо внести в соответствующие пункты МКП.

М.А. Тетерук в своем докладе рассказала о промежуточных результатах выполнения МКП на территории Волгоградской области и представила разработанные на уровне региона новые нормативы финансирования получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с ФГОС для обучающихся с ОВЗ в зависимости от нозологии. Внедряемые в Волгоградской области нормативы финансирования получения образования такими обучающимися могут быть взяты за основу для дальнейшей работы в рамках выполнения п. I.1.5. МКП.

В докладе А.Л. Битовой прозвучали предложения, которые следует учесть при выполнении мероприятий МКП:

— создать при Минпросвещения России межведомственную рабочую группу, включающую представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства труда и социальной

защиты Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Рособрнадзора, ИКП РАО, ВОРДИ, Альянса «Ценность каждого», других общественных организаций, и подготовить согласованные предложения для внесения дополнений в межведомственные комплексные планы;

— подготовить рекомендации в адрес исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию нормативно-правовых, организационно-методических, материально-технических, кадровых, финансовых и иных условий развития качественного образования детей с ТМНР;

— в целях организации взаимодействия и преемственности в образовании и социализации обучающихся и использования СИПР в качестве общего инструмента для достижения целей формирования жизненных компетенций разработать и утвердить примерный порядок междисциплинарного взаимодействия образовательных организаций и учреждений социального (стационарного) обслуживания, в которых проживают дети и взрослые с нарушениями интеллекта, с ТМНР.

С.В. Алехина в своем выступлении представила информацию о ходе выполнения п. I.1.1. МКП в части, касающейся разработки единых критериев оценки инклюзивной образовательной организации в сфере общего, дополнительного образования и Типовой модели инклюзивной образовательной организации, указала на необходимость при разработке такого типа моделей ориентироваться на принцип непрерывности инклюзивного образования, разрабатывать модели для всех этапов обучения детей (включено в План 2023 года).

Участники Конференции согласились с предложением о том, что первостепенной задачей, решение которой позволит лучше организовать своевременное и качественное выполнение всего комплекса действий МКП, может стать проведение стратегических сессий, где будут обсуждаться этапы и условия реализации конкретных мероприятий. В этой связи было предложено 1-ую стратегическую сессию «Разработка и апробация на базе университетов ФГБОУ ВО МГППУ и ФГБОУ ВО «РГСУ» пилотной модели реабилитации студента с инвалидностью с учетом имеющихся вариативных возможностей указанных организаций (университетская клиника, санатории и пр.)» провести в сентябре 2022 г. (г. Пятигорск, ответственные: А.А. Бикбулатова, Г.Г. Саитгалиева, МГППУ, РГСУ), 2-ую стратегическую сессию «Выявление, оценка и тиражирование лучших инклюзивных практик на основе метода доказательности» провести в октябре 2022 г. (г. Москва, МГППУ, АСИ; ответственные: В.В. Рубцов, Е.Ю. Клочко, А.А. Бикбулатова).

Участники Конференции решили:

1. С целью обобщения предложений и рекомендаций по корректировке и реализации мероприятий МКП создать рабочую группу из заинтересованных членов Совета, представителей Минобрнауки России, Минпросвещения России, Минтруда России. В срок до 15 сентября 2022 г. представить согласованные предложения по корректировке МКП в Совет (ответственные: Е.Ю. Клочко, В.В. Рубцов).

2. Согласовать и представить в Совет План проведения стратегических сессий по выполнению наиболее актуальных мероприятий МКП на период до июня 2023 года (срок: 10 сентября 2022 г., ответственные: Е.Ю. Клочко, В.В. Рубцов, А.А. Бикбулатова, Г.Г. Саитгалиева).

Участники выразили благодарность Совету и его руководителю Т.А. Голиковой, дали высокую оценку работе Конференции как важному этапу реализации мероприятий МКП, подтвердили намерение активно участвовать в выполнении этих мероприятий.

По поручению Совета:

Е.Ю. Клочко, В.В. Рубцов

С организованной на Конференции дискуссией участников можно ознакомиться по ссылкам:
https://rutube.ru/video/aa22fa83eac972904ec635232503d0bb
https://vk.com/video-38093474_456239332

Дополнительные материалы

Видеотрансляция конференции  на rutube.ru и vk.com


 

Информация об авторах

Клочко Елена Юрьевна, председатель, Совет Всероссийской организации родителей детей-инвалидов и инвалидов старше 18 лет с ментальными и иными нарушениями, нуждающихся в представительстве своих интересов (ВОРДИ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9169-4762, e-mail: vordi.info@gmail.com

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 813
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 178
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0