Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

49

Аннотация

В статье обсуждаются актуальность и основания для создания комплексной системы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства (ООиП) в отношении несовершеннолетних граждан, которые являются государственными и муниципальными служащими. В настоящее время отсутствует система профильной профессиональной подготовки специалистов ООиП в рамках среднего и высшего образования. Анализируется опыт проведения курсов повышения квалификации и работы единственной в стране магистратуры по направлению «Специалист ООиП в отношении несовершеннолетних», которая объединяет в себе две модели: «непоследовательную», так как отсутствует последовательный бакалавриат, и «повышающую квалификацию», рассчитанную на людей, уже имеющих опыт работы. Проведенное исследование на выборке 1080 специалистов ООиП позволило выявить специфику их работы, психологическое самочувствие, образовательные потребности, актуальность обучения в магистратуре. Анализ программ повышения квалификации показал, что психолого-педагогические дисциплины занимают около 50% объема. Исследование выявило наличие новых трендов: востребованы конфессиональные компетенции, необходимые для работы с семьями разных конфессий, компетенции в сфере цифровизации деятельности специалистов, навыки медиации, умения работать в межведомственной и полидисциплинарной команде, умение выявить мнение ребенка любого возраста по вопросам, затрагивающим его интересы. Показано, что система подготовки специалистов ООиП включает профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование, одной из форм которого являются конкурсы профессионального мастерства. Новацией последних лет стало создание в регионах ресурсных центров, осуществляющих методическое сопровождение, консультирование, организацию и ведение закрытой группы в социальной сети, проведение супервизии, обучающих мероприятий для специалистов ООиП. Рекомендовано включить в региональные программы профессионального развития, помимо курсов повышения квалификации, другие элементы системы управления кадрами: планирование, организацию, отбор, мотивацию, стимулирование, контроль, а также управление карьерой специалистов ООиП.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное развитие, опека, образовательные потребности, повышение квалификации, магистратура, комплексный подход

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270613

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 21.01.2022 № 073-00110-22-01 «Научное и учебно-методическое сопровождение внедрения системы профессионального развития специалистов органов опеки и попечительства».

Получена: 26.08.2022

Принята в печать:

Для цитаты: Семья Г.В., Лашкул М.В., Яровикова О.А. Комплексный подход к профессиональному развитию специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 6. С. 170–182. DOI: 10.17759/pse.2022270613

Полный текст

Введение

По данным на 2019 год полномочия в сфере опеки и попечительства находились в различных ведомствах исполнительных органов: образования – 47 субъектов Российской Федерации; социальной защиты, здравоохранения – 36; ведомств по делам семьи и детей – 2 субъекта, и еще в 2-х – полномочия ООиП возложены на казенные учреждения [7].

В 2021 году численность специалистов, исполняющих полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, в России составила 12135 человек (далее – специалисты ООиП), из которых: 51,7% работают в органах опеки и попечительства более 5 лет, 14,1% – от 3 до 5 лет, 8,6% – от 1 года до 3 лет и 15,6% специалистов работают менее 1 года [3]. Согласно статье 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» [20] специалисты ООиП являются государственными гражданскими служащими или муниципальными служащими, на которых распространяется, соответственно, законодательство о государственной гражданской службе и муниципальной службе, а также обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей [21].

Характерной особенностью для государственных гражданских и муниципальных служащих является единство требований, в том числе к профессиональному развитию, т.е. к специалистам ООиП вне зависимости от того, являются ли они государственными гражданскими или муниципальными служащими, должны предъявляться единые требования к профессиональному развитию [21].

Вместе с тем до настоящего времени отсутствует система профильной профессиональной подготовки специалистов ООиП в рамках высшего образования, также отсутствуют государственные образовательные стандарты и, соответственно, не определены общие и профессиональные компетенции.

В 2013 году специалистами МГППУ разработан [18] и Минтрудом России утвержден профессиональный стандарт «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», согласно которому основная цель профессиональной деятельности заключается в «предотвращении нарушений, обеспечении и защите прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей» [14].

В 2015 году приказом Минобрнауки России утверждается примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства, и теперь условиями для формирования профессиональных компетенций у специалистов ООиП становятся в основном краткосрочные курсы повышения квалификации по узким тематикам [13].

Анализ деятельности специалистов показывает, что число возложенных на них полномочий превышает 60. Объем необходимых знаний варьируется от защиты имущественных и неимущественных прав детей, представления их интересов в суде (правовые знания) до оценки психолого-педагогического потенциала семьи при решении вопроса об отобрании ребенка у родителей, выявления случаев жестокого обращения, оценки уровня социально-психологической адаптации ребенка-сироты в приемной семье и условий его жизни и воспитания. Специалисты ООиП являются первыми, кто принимает сложные в правовом и психологическом плане решения и отвечает за их адекватность и валидность. Кроме того, специалисты должны уметь общаться с детьми любого возраста и выявлять их мнение по вопросам, затрагивающим их интересы [16].

В 2018 г. в Московском государственном психолого-педагогическом университете открывается первая очная магистратура по профилю «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» (направление подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование) [12].

Открытие магистерской подготовки, являющейся второй ступенью высшего образования, минуя первую ступень, обусловлено актуальной потребностью сферы профилактики социального сиротства в подготовке высококвалифицированных специалистов по защите прав и законных интересов детей, способных решать сложные проблемы в условиях объявленного реформирования органов опеки и попечительства [16; 19].

Выбор психолого-педагогического направления связан с растущей потребностью в психологических знаниях и увеличением численности специалистов ООиП, имеющих, в первую очередь, юридическое образование или образование по таким направлениям, как «Экономика», «Финансы и кредит», «Менеджмент».

Согласно справочнику квалификационных требований [8] к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы, с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих деятельность ООиП отнесена к виду «Регулирование в сфере опеки и попечительства» в рамках области профессиональной служебной деятельности «Регулирование в сфере труда и социального развития». Рекомендуемые специальности, направления подготовки: «Психолого-педагогическое образование», «Психология», «Педагогическое образование», «Педагогика и психология девиантного поведения» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки.

Это ставит перед организациями высшего образования задачу создания модели профильной подготовки специалистов, занятых реализацией полномочий ООиП, а также научного, программного и учебно-методического обеспечения. Такая модель, основанная на компетентностном подходе, предлагается В.Н. Ослон и Г.В. Семья [10]. В образовательной программе доля психолого-педагогических знаний и умений, необходимых для реализации трудовых функций специалиста ООП, составляет 59%. Особая роль в подготовке магистров отводится формированию исследовательской компетентности, которая определяется как интегрированное качество личности, заключающееся в гибком применении опыта исследовательской деятельности в решении проблем социальной сферы, включая образование [5; 6]. Обучение в магистратуре обеспечивает «мотивацию к обучению, ориентированную на личностный рост; стремление “подняться” над собственным опытом; профилактику или совладание с ситуацией эмоционального выгорания; формирование нового подхода к профессиональной деятельности, позволяющего рассматривать проблемы детей и семей с ресурсных позиций» [10].

Принятый Правительством Российской Федерации в 2021 году План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства до 2027 года, поставил задачу организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и организаций, действующих в сфере защиты прав детей [17]. Основой для разработки такой системы являются потребности в профессиональном развитии руководителей и специалистов ООиП, что и стало целью исследования.

Программа исследования, методы

С целью выявления условий профессионального развития специалистов ООиП был разработан опросник, состоящий из двух тематических блоков. Первый блок содержал вопросы, связанные со спецификой работы респондентов, а также с их психологическим самочувствием. Следующий блок вопросов был направлен на выявление образовательных потребностей, умений и навыков, необходимых для эффективной реализации полномочий, а также на наличие потребности в обучении в магистратуре.

В ходе исследования получены сведения по образовательным потребностям во всех областях знания, но в статье они рассматриваются преимущественно в психолого-педагогической сфере. Эти знания необходимы специалистам для решения вопросов, связанных, например, с оценкой влияния неблагополучия семьи на воспитание и развитие детей, последствий институционализации для будущей жизни, степени привязанности ребенка или выявлением признаков насилия, жестокого обращения в приемной семье. Во многих случаях именно психолого-педагогические компетенции позволяют специалистам ООиП обосновать и принять решения, особенно в ситуации правовой неопределенности, например, при отобрании ребенка у родителей, когда нужно оценить ресурсность семьи и возможные последствия оставления или изъятия.

Целевой группой стали руководители и специалисты ООиП из всех федеральных округов Российской Федерации, общей численностью 1080 чел., из них 1050 женщин и 30 мужчин. Средний возраст специалистов – 41,1 год, при этом минимальный возраст – 20 лет, а максимальный – 69 лет. Стаж работы в органе опеки и попечительства: средний – 7,1 лет, минимальный – до 1 года, максимальный – 41 год.

При обработке полученных данных использовались количественный и качественный методы.

Результаты и их обсуждение

Специфика работы. К специфике работы специалиста ООиП относится, прежде всего, необходимость огромного объема знаний, который включает в себя не только юриспруденцию, но и знания в сфере педагогики, психологии, менеджмента, медицины, экономики. Иногда один специалист (характерно для отдаленных районов) выполняет все полномочия и принимает решения.

Несмотря на большой объем работы, постоянно улучшающиеся показатели эффективности (сокращение выявления детей-сирот, рост семейного устройства и пр.), имидж специалистов ООиП находится на крайне низком уровне, в основном из-за средств массовой информации, которые предпочитают освещать негатив в деятельности ООиП [4].

Полученные в ходе исследования данные о психологическом состоянии специалистов позволяют предположить, что более 70% специалистов испытывают симптомы синдрома хронической усталости. Каждый второй опрошенный специалист чувствует признаки синдрома эмоционального выгорания, который сопровождается апатией, безразличным отношением к клиентам (детям, семьям), социальной отчужденностью, снижением результативности работы.

Чаще всего психологическая проблема возникает на почве условий и содержания труда: напряженная рутинная работа и неадекватная затратам заработная плата, взаимодействие с неблагополучными семьями, в которых встречаются агрессивные родители и родители, например, с открытой формой туберкулеза, различными психическими и иными заболеваниями, что приводит зачастую к стрессу. В отдаленных и труднодоступных регионах на проверку условий жизни и воспитания детей-сирот в замещающих семьях специалист должен лететь на вертолете или добираться по снежнику и долго ждать транспорта обратно. Специалисты ООиП в анкетах говорят о разноплановости проблем, которые приходится ежедневно решать, срочных выездах по сигналу о неблагополучии ребенка и ответственности за принятие решения о возможности оставить ребенка в семье, участии в высококонфликтных разводах в судах, выдаче многочисленных разрешений на сделки с имуществом подопечных. Это все усиливает психологическую и эмоциональную нагрузку и приводит к выгоранию на рабочем месте. Дополнительным стрессогенным фактором является крайне низкий у населения имидж специалиста ООиП.

Вместе с тем психологическую поддержку и помощь они получают нерегулярно: это возможно во время прохождения различных курсов повышения квалификации, участия в разовых тренингах, в том числе организованных некоммерческими организациями.

Образовательные потребности. В ходе исследования специалисты описали свое представление о действующем специалисте ООиП: интеллигентность, активная позиция, осознание ответственности за судьбы детей, позитивный настрой, внимание к людям и готовность им помочь, уверенность в себе, оптимизм и смелость. Специалист стремится к повышению уровня своего профессионализма, компетентности, в том числе через участие в курсах повышения квалификации.

Получить системные психолого-педагогические знания, умения и навыки, необходимые для работы, специалисты хотели бы по следующим направлениям деятельности (в скобках указан процент специалистов):

- по вопросам участия в судах, включая процедуры досудебного примирения (47,2%),

- по вопросу отобрания ребенка у родителей (42,2%),

- в области психологии детей и семьи (41,5%),

- в области профилактики социального сиротства (41,5%),

- в области психолого-педагогической помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации (35,0%),

- в сфере предупреждения жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних (32,0%),

- в области комплексного сопровождения замещающей семьи, в т.ч. принявших на воспитание детей трудно устраиваемых категорий (детей с ОВЗ и инвалидностью, подростков, сиблингов) (28,3%),

- в области подбора ресурсной семьи для приема ребенка (психодиагностика) (24,2%),

- в области подготовки семей к приему детей-сирот, в т.ч. детей трудно устраиваемых категорий (детей с ОВЗ и инвалидностью, подростков, сиблингов) (23,3%),

- в области сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и из замещающих семей и лиц из их числа (18,8%),

- в области психолого-педагогической помощи воспитанникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (16,2%).

Такой перечень тем для обучения специалистов показывает высокий уровень востребованности психолого-педагогического знания на практике. При этом следует иметь в виду, что процентный рейтинг образовательных потребностей связан не со степенью актуальности, а в большей мере со спецификой деятельности, например, не все специалисты имеют на своей территории организации для детей-сирот или проживающих выпускников.

Существуют различия в требованиях к обучению в зависимости от стажа работы: специалисты со стажем более 5 лет указывают на необходимость систематизации знаний, а специалисты с опытом работы менее 1 года в большей степени нуждаются в повышении уровня квалификации, необходимого для надлежащего исполнения ими должностных обязанностей [19].

Качественный анализ пожеланий к программе повышения квалификации со стороны специалистов выявил следующее:

- практикоориентированность дисциплин курсов с обязательным разбором кейсов и алгоритмом принятия решений,

- актуальность методических рекомендаций по реализации полномочий специалистов с разбором конкретных случаев, включая правовые аспекты,

- возможность предлагать для разбора на занятиях свои кейсы, получение обратной связи от лекторов,

- возможность обмена опытом и лучшими практиками,

- вечернее время проведения занятий или обучение с отрывом от работы, например, выездные формы проведения обучающих мероприятий,

- наличие электронных образовательных курсов (записи лекций и вебинаров).

Важным требованием к содержанию программ повышения квалификации является получение знаний о государственной политике в области защиты прав и интересов детей и роли органов ООиП в ее реализации.

Анализ вопросов, интересующих специалистов, показал наличие новых трендов: востребованы конфессиональные компетенции, необходимые для работы с семьями разных конфессий, компетенции в сфере цифровизации деятельности специалистов, навыки медиации, умения работать в межведомственной и полидисциплинарной команде, умение выявить мнение ребенка любого возраста по вопросам, затрагивающим его интересы.

Новации последнего времени – создание в регионах ресурсных центров, осуществляющих методическое сопровождение, консультирование специалистов ООиП. Основными формами работы ресурсного центра в части профессионального развития специалистов ООП являются: подготовка методических рекомендаций, проведение курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий (тренинги, вебинары, супервизии и пр.), конференций, круглых столов, организация методических объединений по актуальным вопросам деятельности; ведение закрытой группы в социальной сети для специалистов отрасли; мониторинг образовательных и методических мероприятий, проводимых различными некоммерческими организациями, фондами, университетами (в 39 регионах).

Магистратура. Магистратура для специалистов ООиП является по своей сути интеграционной, объединяющей две модели: «непоследовательную» (nichtkonsekutiv), так как отсутствует последовательный бакалавриат, и «повышающую квалификацию» (weiterbildende), рассчитанную на людей, уже имеющих опыт работы [10].

На вопрос анкеты о необходимости иметь специалистов с профильной подготовкой на уровне магистратуры по программе «Опека и попечительство в отношении несовершеннолетних» 23,9% руководителей ООиП ответили «совершенно необходимы», еще 58,6% – «необходимы». На вопрос, считают ли они, что окончание магистратуры поможет в карьерном росте, положительно ответили 46,5% специалистов ООиП, а 39% ответили, что скорее всего не повлияет.

Мотивы обучения самих специалистов ООиП в магистратуре приведены в таблице.

Таблица

Мотивы обучения специалистов ООиП

Мотивы обучения в магистратуре

Число специалистов (%)

потребность в углублении имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков

52,1%

потребность в получении современной профессиональной подготовки по профилю работы

44,1%

формирование нового подхода к профессиональной деятельности, позволяющего рассматривать проблемы детей и семей с ресурсных позиций

34,7%

больше возможностей карьерного роста после магистратуры

25,5%

потребность расширить свой кругозор

25,5%

желание полнее раскрыть собственные задатки, самореализоваться

23,6%

возможность справиться с ситуацией эмоционального выгорания

22,6%

возможность расширить рамки трудоустройства

19,9%

возможность прохождения стажировки в ведущих профильных организациях России

17,2%

возможность получить специальность по новому профессиональному профилю

16,0%

обучение у известных отечественных ученых и практиков

15,3%

возможность получать более высокую заработную плату после обучения

14,8%

рекомендации (направление на учебу) работодателя

14,1%

необходимость получения диплома в соответствии с профилем работы

7,3%

возможность заниматься наукой

3,4%

ничего из вышеперечисленного

4,5%

При обучении в магистратуре специалисты хотели бы:

- усовершенствовать практические навыки работы по специальности на базах практик во время обучения – 55,7%,

- получить более глубокие теоретические знания по специальности – 40,2%,

- освоить новые области знаний, умений – 34,5%,

- освоить эффективные правовые и психолого-педагогические технологии в работе с детьми и их семьями – 32,3%,

- самостоятельное принятие решения в ситуации неопределенности – 30,0%,

- гибкую адаптацию к ситуациям, проявление творческого подхода к решению задач – 23,4%,

- научиться оперативно работать с различной информацией – 21,1%,

- проводить рефлексию собственного опыта и профессиональной позиции – 15,9%,

- сформировать устойчивые социальные связи в профессиональном сообществе – 13,0%,

- составлять программы и проводить мониторинги, исследования проблем в сфере детства – 12,8%,

- получить навык командной работы – 9,9%,

- публичное представление результатов своей работы с помощью устных презентаций, выступлений – 8,2%,

- анализировать результаты научных исследований, принимать решения на основе научных данных – 6,8%.

Таким образом, мотивы и структура образовательных потребностей специалистов ООиП соответствуют цели профессиональной подготовки в магистратуре вуза как «подготовки инновационного специалиста – субъекта изменений, способного видеть проблему практики в области профессиональной деятельности и решать ее на основе исследовательской компетентности» [9]

Сложность разработки программы обучения специалистов ООиП в магистратуре связана с необходимостью интеграции профессиональных компетенций из различных отраслей социальных наук: психолого-педагогической, юриспруденции, экономики, медицины, менеджмента. Специфика обучения взрослых и образовательные потребности специалистов ООиП обуславливают применение в рамках магистратуры практики построения индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с образовательной подготовкой, опытом и личностными качествами магистрантов на основе личностно-ориентированного подхода.

Заключение

Основой эффективной защиты прав и интересов несовершеннолетних является высококвалифицированный специалист ООиП, для которого сегодня не установлены обязательные требования к уровню образования и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки (ФГОС). Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства, утвержденная Минобрнауки России, является сегодня единственным ориентиром в повышении квалификации. Но проводимая в настоящее время актуализация профессионального стандарта специалиста ООиП потребует существенных изменений и в ней.

Проведенный анализ образовательных потребностей, возможных путей их удовлетворения свидетельствует об актуальности комплексного подхода к профессиональному развитию специалистов ООиП, которое должно быть выстроено с начала получения базового образования и продолжаться всю трудовую деятельность. Необходимо найти в системе среднего и высшего образования место для подготовки таких специалистов, возможно, через специализацию, подготовку специалистов более широкого профиля, например, специалиста по защите детства (прав детей), что потребует разработки нового профессионального стандарта.

Подготовка специалистов в образовательной организации представляет собой сложную многофункциональную и развивающуюся систему, которая объединяется единой целевой установкой. Учитывая государственные приоритеты развития науки и высшего образования, определенные, в частности, в программе «Приоритет-2030» [11], в настоящее время актуальна разработка междисциплинарной магистерской программы по двум направлениям (одновременно): психология (психолого-педагогическое) и юриспруденция. Создание консорциума данной магистерской программы на базе ведущих российских вузов в федеральных округах обеспечит равномерный охват обучающихся. Магистерская программа консорциума должна включать специально выделенные бюджетные места, единый учебный план.

Профессиональные характеристики специалиста (профессия, специальность, квалификация, компетентность) являются стартовыми при приеме на работу, и именно они претерпевают наибольшие изменения в трудовой деятельности и оказывают влияние на карьеру [1]. Широко распространенная сегодня система повышения квалификации тоже нуждается в совершенствовании, которое, прежде всего, может быть достигнуто за счет специального обучения преподавателей, ведущих в регионах подготовку специалистов ООиП (так называемое каскадное обучение), и их программного и учебно-методического обеспечения.

Профессиональное развитие – одно из ключевых направлений в системе управления, в том числе в органах опеки и попечительства, и тесно связано с другими элементами управления кадрами: отбором, мотивацией и стимулированием, управлением карьерой [2]. Поэтому они должны найти свое место в региональных программах развития кадров ООиП.

Система подготовки специалистов ООиП предполагает профессионально-личностное саморазвитие и самосовершенствование специалистов. Новации последнего времени – региональные и всероссийский (2022 г.) конкурсы профессионального мастерства – создают для этого благоприятную среду и решают проблему повышения имиджа ООиП.

Таким образом, комплексный подход к профессиональному развитию кадров ООиП позволяет сформировать такой штат сотрудников, который будет обладать широким спектром профессиональных компетенций, специальными и углубленными знаниями, иметь сильную мотивацию, что обеспечит высокий уровень и качество защиты прав детей.

Литература

  1. Андреева И.В. Современные подходы к формированию системы обучения и повышения квалификации персонала // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 8. С. 47–
  2. Афанасьева Л.А., Коптева К.В. Обоснование необходимости разработки методологических подходов по формированию эффективной системы управления кадровым потенциалом предприятия // Auditorium. 2019. № 3(3). C. 61–66.
  3. Данные федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов. 2021. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/82491b531b05e0f4a0aba764ad14d9c8/ (дата обращения: 9.11.2022).
  4. Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей. Запись трансляции 30 ноября 2020 года [Электронный ресурс] // ВМЕСТЕ.РФ/ 2020. URL: https://vmeste-rf.tv/broadcast/zasedanie-soveta-pri-prezidente-rf-po-realizatsii-gospolitiki-v-sfere-zashchity-semi-i-detey-zapis-t/?sphrase_id=225402 (дата обращения: 9.11.2022).
  5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–
  6. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2013. № 4(4). С. 16–
  7. Карева Е.Д. Модели организации органов опеки и попечительства // Актуальные исследования. 2022. № 13(92). С. 33–35. URL: https://apni.ru/article/3921-modeli-organizatsii-organov-opeki-i-popechit (дата обращения: 29.11.2022).
  8. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37) (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2018. URL: https://base.garant.ru/180422/ (дата обращения: 9.11.2022).
  9. Никулина Е.Г. Изменения в содержании профессиональной подготовки в магистратуре педагогического вуза: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Омск, 2015. С. 32.
  10. Ослон В.Н., Семья Г.В., Зинченко Е.А. Модель профессиональной подготовки работников органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в условиях профильной магистратуры [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 112–126. DOI:10.17759/psylaw.2019090309
  11. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2021 г. № 729 «О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства "Приоритет-2030"» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://base.garant.ru/400793960/ (дата обращения: 9.11.2022).
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. № 127 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (магистратура) по направлению подготовки 44.04.02 – Психолого-педагогическое образование» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 № 50312) [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71796296/ (дата обращения: 02.09.2022).
  13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 февраля 2015 г. № 121 «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://base.garant.ru/71040870/ (дата обращения: 9.11.2022).
  14. Приказ Минтруда России от 18 ноября 2013 г. № 680н «Об утверждении профессионального стандарта “Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних”» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30850) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. 2022. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157177/dc53a5e4f8fca0387445cfb0ee8a02bb3932aa5b/ (дата обращения: 9.11.2022).
  15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. № 22-р «Об утверждении Плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на период до 2027 года» [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 9.11.2022).
  16. Реформирование работы органов опеки и попечительства [Электронный ресурс] // Leader-ID. О мероприятии. 2019. URL: https://yandex.ru/search/?lr=21653&clid=2379720-91&win=440&text=%22Реформирование%20работы%20органов%20опеки%20и%22%20АСИ (дата обращения: 9.11.2022).
  17. Сборник информационно-методических материалов по вопросам защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (нормативные правовые, методические, информационно-аналитические документы, применяемые специалистами органов опеки и попечительства при выполнении отдельных трудовых функций в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних») / Под науч. ред. Г.В. Семья. М., 2018. 1364 с.
  18. Семья Г.В. Профессиональный стандарт специалиста органов опеки и попечительства [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2013. Т. 5. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n3/62420.shtml (дата обращения: 17.11.2022).
  19. Семья Г.В., Лашкул М.В. Возможные модели органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан как результат реформирования и совершенствования деятельности системы // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2020. Т. 15. № 20. С. 160–180.
  20. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://base.garant.ru/193182/ (дата обращения: 9.11.2022).
  21. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Гарант. 2022. URL: https://base.garant.ru/12136354/ (дата обращения: 9.11.2022).

Информация об авторах

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Лашкул Марина Валерьевна, заместитель директора, Центр защиты прав и интересов детей (ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6907-1881, e-mail: ml-69@yandex.ru

Яровикова Ольга Анатольевна, руководитель структурного подразделения, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3862-0902, e-mail: o.yarovikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 247
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 49
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2