Три источника и три составные части психологического знания

Аннотация

В статье рассматриваются три основные области психологического познания, к числу которых автор относит психологические исследования (исследовательскую психологию), психологическую практику (практическую психологию) и обыденную психологию. По мнению автора, несмотря на традицию считать только первую область психологического познания собственно научной, в современной - постнеклассической - науке две другие области тоже выглядят вполне легитимными источниками научного знания, способными многим обогатить научную психологию.

Общая информация

Рубрика издания: Философско-методологические проблемы

Для цитаты: Юревич А.В. Три источника и три составные части психологического знания // Психология. 2005. Том 2. № 3. С. 3–18.

Литература

  1.   Аллахвердов В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб., 2003.
  2.   Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория. М., 1961.
  3.   Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. № 6. С. 25-40.
  4.   Вачков И.В. Нужна ли практическому психологу методология? // Труды Ярославского методологического семинара. Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 72-79.
  5.   Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1. М., 1983.
  6.   Карицкий И.Н. Методология практической психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Методология психологии. Ярославль, 2003. С. 135-158.
  7.   Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  8.   Планк М. Единство физической картины мира. М., 1966.
  9.   Полани М. Личностное знание. М., 1985.
  10.   Порус В.Н. Искусство и понимание: сотворение смысла // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 256-277.
  11.   Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии // Труды Ярославского методологического семинара. Предмет психологии. Ярославль, 2004. С. 276-291.
  12.   Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 3-18.
  13.   Степин В.С. От классической к постнеклассической науке (изменение оснований и ценностных ориентаций) // Ценностные аспекты развития науки. М., 1990. С. 152-166.
  14.   Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
  15.   Филатов В.П. Научное познание и мир человека. М., 1989.
  16.   Филатов В.П. Об идее альтернативной науки // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990. С. 152-174.
  17.   Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
  18.   Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
  19.   Эйнштейн А. Собр. науч. тр. М., 1967. Т. 4.
  20.   Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии. 2001а. № 5. С. 3-18.
  21.   Юревич А.В. Социальная психология науки. СПб., 2001б.
  22.   Albert R.S., Runco M.A. The achievement of eminence: A model based on a longitudinal study of expertionally gifted boys and their families // Conceptions of giftedness. Cambridge, 1986. Р. 332-357.
  23.   Attribution: Perceiving the causes of behavior. Morristown, 1970.
  24.   Bjork D. The compromised scientist: William James in the development of American psychology. New York, 1983.
  25.   Broglie L. de. La phisique nouvelle et les quants. P., 1936.
  26.   Brown R. Explanation in social science. Chicago, 1963.
  27.   Eiduson B.T. Scientists, their psychological world. New York, 1962.
  28.   Gergen K.J. Toward a postmodern psychology // Psychology and postmoder‑ nism. London, 1994. P. 17-30.
  29.   Holton G. The thematic component in scientific thought. Cambridge, 1978.
  30.   Jason G.L. Science and common sence // Journal of critical analysis. 1985. Vol. 8. №4. P. 117-123.
  31.   Mahoney M.J. Scientists as subjects: The psychological imperative. Cambridge, 1976.
  32.   Maslow A. The psychology of science: A Reconnaisance. New York, 1966.
  33.   Miller A.G. Imagery, metaphor, and physical reality // Psycholоgy of science. Contributions to metascience. Cambridge, 1989. P. 326-341.
  34.   Perry H.S. Psychiatrist of America. Massachusets, 1982.
  35.   Pinch T. Towards an analysis of scientific observation: The externality and evidential significance of observational reports in physics // Social studies of science. 1985. Vol. 15. № 1. P. 3-36.
  36.   Polkinhorne D.E. Postmodern epistemology and practice // Psychology and postmodernism. London, 1994. P. 146-165.
  37.   Richards G. Of what is history of psychology a history // British journal for the history of science. 1987. Vol. 20. № 65. P. 201-211.
  38.   Sass L.A. The epic of disbelief: The postmodernist turn in contemporary psychoanalysis // Psychology and postmodernism. London, 1994. P. 166-182.
  39.   Shotter J. «Getting in touch»: The Metha-methodology of a postmodern science of mental life // Psychology and postmodernism. London, 1994. P. 58-73.
  40.   Tolman E.C. Principles of purposive behaviour // Psychology: A study of science. New York, 1959. Vol. 2.
  41.   Vleist Van der R. Special psychological theory and empirical studies of practical problems // Confronting social issues: Applications of social psychology. London, 1982. Vol. 1. P. 7-22.
  42.   Weimer W.B. Psychology and the conceptual foundations of science. Hillsdale, 1976.

Информация об авторах

Юревич Андрей Владиславович, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, член-корреспондент РАН, Москва, Россия, e-mail: yurevich@psychol.ras.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1810
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4