Деятельностная динамика основных измерений эмоций: модель и литературные данные

Аннотация

В работе представлен обзор литературы по проблеме деятельностной динамики эмоций в свете разработанной автором модели, касающейся четырех основных измерений аффективной сферы: позитивные эмоции, негативные эмоции, их баланс и интегральная величина (общий уровень эмоциональной активации). Показано, что гипотетические кривые зависимости этих измерений эмоций от эффективности деятельности, содержащиеся в той зоне модели, которая относится к популяции большинства обычных людей, действующих в обычных условиях (монотонная нисходящая кривая для отрицательных эмоций, колоколообразная кривая для положительных эмоций, инвертированная J-образная кривая с тенденцией роста для эмоционального баланса, инвертированная J-образная кривая с тенденцией снижения для интегральной величины эмоций), в значительной степени согласуются с доминирующими в литературе по этой теме представлениями и данными. Обсуждены некоторые трудности, возникающие при работе с литературой в рамках данной тематики.

Общая информация

Рубрика издания: Теоретико-эмпирические исследования

Для цитаты: Горбатков А.А. Деятельностная динамика основных измерений эмоций: модель и литературные данные // Психология. 2005. Том 2. № 3. С. 19–42.

Литература

  1.   Аргайл М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003.
  2.   Вундт В. Основы физиологической психологии. СПб., 1913. Т. 2.
  3.   Горбатков A.A. Динамика связи между положительными и отрицательными эмоциями // Вопросы психологии. 2002а. № 4. С. 132-140.
  4.   Горбатков A.A. Успешность деятельности и эмоции. Эскиз модели // Мир психологии. 2002б. № 4. C. 48-65.
  5.   Горбатков A.A. Модальная зона активности: к проблеме зависимости эмоций от успешности деятельности // Психологический журнал. 2003. № 4. C. 78-92.
  6.   Горбатков A.A. «Информационная» и «энергетическая» модели влияния результатов деятельности на эмоции // Психологический журнал. 2004. № 4. С. 41-55.
  7.   Гордеева Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 47-102.
  8.   Изард K. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  9.   Ланге К.Г. Душевные движения. СПб.: Павленков, 1896.
  10.   Магун В.С. Диспозиции и реальное поведение личности // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979. C. 120-159.
  11.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М.; Воронеж: МОДЭК, 2000.
  12.   Рабинович П.Д., Нуждина М.П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. 1987. № 6. C. 112-115.
  13.   Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  14.   Соколов Е.Н. Нервная модель стимула и ориентировочный рефлекс // Вопросы психологии. 1960. № 4. C. 60-75.
  15.   Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1.
  16.   Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М.; Петроград: Гос. изд‑во, 1923.
  17.   Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Смысл, 2003.
  18.   Шакуров Р.Х. Об эмоциональном компоненте ориентировочного рефлекса // Вопросы психологии. 1962. № 2. C. 156-165.
  19.   Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. 2003. № 5. С. 18-33.
  20.   Argyle M. The social psychology of everyday life. London and N.Y.: Routledge, 1994.
  21.   Berger J.E. The influence of advertising frequency on attitude-behavior consistency: A memory based analysis // Journal of Social Behavior and Personality. 1999. Vol. 4. P. 547-568.
  22.   Berlyne D.E. Arousal and reinforcement // D. Levine (ed.). Nebraska symposium on motivation. Lincoln: University of Nebra‑ ska Press, 1967. P. 1-110.
  23.   Berlyne D.E. Struktura i kierunek myślenia. W.: PWN, 1969.
  24.   Berlyne D.E. Aesthetics and psychobiology. N.Y.: Appleton-Century-Crofts, 1971.
  25.   Bornstein R.F. Efekt samej ekspozycji // Encyklopedia Blackwella. Psychologia społeczna / A.S.R Manstead, M. Hewstone (eds.). W.: Jacek Santorski & Co, 2001. P. 73-74.
  26.   Bradburn N.M. The structure of psychological well‑being. Chicago: Aldine, 1969.
  27.   Brewer M.B. The social self: On being the same and different at the same time // Personality and Social Psychology Bulletin, 1991. Vol. 17. P. 475-482.
  28.   Caplan R.D., Cobb S., French J.R.P., Van Harrison R., Pinean S.R. Job Demands and Worker Health. Ann Arbor, MI: Institute for Social Research, 1975.
  29.   Chess S., Thomas A. Origins and evolution of behavior disorders: From infancy to early adult life. N.Y.: Brunner/Mazel, 1984.
  30.   Csikszentmihalyi M. Psychologia optymalnego doświadczenia. Przepływ. W.: Studio EMKA, 1996.
  31.   Diener E., Suh E.M. National differences in subjective well-being // D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (eds.). Well-Being. The foundations of Hedonic Psychology. N.Y.: Russell Sage, 1999. P. 434-450.
  32.   Diener E., Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: Three decades of progress: 1967 to 1997 // Psychological Bulletin. 1999. Vol. 125. P. 276-302 .
  33.   Eibl%Eibesfeldt I. Miłość i nienawiść. W.: PWN, 1997.
  34.   Elias N. Zaangażowanie i neutralność. W.: PWN, 2003.
  35.   Feldman Barrett L. Discrete emotions or dimensions: The role of valence focus and arousal focus // Cognition and Emotion. 1998. Vol. 12., P. 579-599.
  36.   Feldman Barrett L., Russell J.A. Independence and bipolarity in the structure of current affect // J. of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74. P. 967-984.
  37.   Frederick S., Loewenstein G. Hedonic adaptation // D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (eds.). Well‑Being. The foundations of Hedonic Psychology. N.Y.: Russell Sage, 1999. P. 302-329.
  38.   Gorbatkow A.A. On the dependence of hope and hopelessness on a level of performance // VIIth European Congress of Psychology. Book of abstracts. London: EFPPA, 2001. P. 132.
  39.   Gorbatkow A.A. Skala nadziei-beznadziejności dla adolescentуw: trafność konwergentna i dyskryminatywna // Psychologia Rozwojowa. 2002. Vol. 7 (3). P. 121-132.
  40.   Gorbatkow A.A. Model of the dependence of affective dimensions on activity efficiency // VIIIth European Congress of Psychology. Abstract book. Vienna: BOP, 2003. P. 318.
  41.   Gray J.A. The psychology of fear and stress. Cambridge: Cambridge University Press, 1987.
  42.   Gurtman M.B. Trust, distrust, and interpersonal problems: a circumplex analysis // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. Vol. 62. P. 989-1002.
  43.   Hebb D.O. Drives and the CNS (conceptual nervous system) // Psychological Review. 1955. Vol. 62. P. 243-254.
  44.   Huflejt%Łukasik M. Depresja - wybrane modele teoretyczne // Nowiny psychologiczne. 1999. Vol. 1. P. 5-20.
  45.   Iaffaldano M.T., Muchinsky P.M. Job satisfaction and job performance: A metaanalysis // Psychological Bulletin. 1985. Vol. 97. P. 251-273.
  46.   Isen A.M. Positive affect // T. Dalgleish, J. Power (eds.). Handbook of cognition and emotion. Chichester: Wiley, 2000. P. 521-541.
  47.   Ito T.A., Cacioppo J.T., Lang P. J. Eliciting affect using the International Affective Picture System: Trajectories through Eva‑ luative Space // Personality and Social Psychology Bulletin. 1998. Vol. 24. P. 855-879.
  48.   Jamal M. Job stress and job performance controversy: An empirical assessment // Organizational Behavior and Human Performance. 1984. Vol. 33. P. 1-21.
  49.   Jarymowicz M. O utajonych przejawach atrakcyjności i awersyjności podobieństwa JA - INNI // Przegld psychologiczny. 2003. Vol. 46 (3). P. 237-252.
  50.   LeDoux J. Mуzg emocjonalny. Poznań: Media Rodzina of Poznań, 2000.
  51.   Lewicka M. Mechanizmy zaangażowania i kontroli w działaniu człowieka // M. Kofta (ed.). Psychologia aktywności: zaangażowanie, sprawstwo, bezradność. Poznań: Nakom, 1993. P. 15-62.
  52.   Lewis M., Haviland J.M. (eds.). Handbook of emotions. N.Y.: Guilford Press, 2000.
  53.   Madsen K.B. Wspуłczesne teorie motywacji. W.: PWN, 1980
  54.   Maio G.R., Esses V.M. The Need for Affect: Individual Differences in the Motivation to Approach or Avoid Emotions // Journal of Personality. 2001. Vol. 69. №. 4. P. 583-614.
  55.   Mandler G. The structure of value: Accounting for taste // M.S. Clark, S.T. Fiske (eds.). Cognition and affect. New York: Academic Press, 1982.
  56.   Monahan J.L., Murphy S.T., Zajonc R.B. Subliminal mere exposure: Specific, general, and diffuse effects // Psychological Science. 2000. Vol. 11. P. 462-466.
  57.   Muchinsky P.M. Psychology Applied to Work. An Introduction to Industrial and Organizational Psychology. Chicago, Illinois: The Dorsey Press, 1987.
  58.   Mueller J.H. Anxiety and performance // A.P. Smith, D.M. Jones (eds.). Handbook of human performance. London: Academic Press, 1992. Vol. 3. P. 127-160.
  59.   Pintrich R.R., DeGroot E.V. Motivational and self-regulated learning components of classroom academic performance // Journal of Educational Psychology. 1990. Vol. 82. P. 33-40.
  60.   Podsakoff P.M., MacKenzie S.B., Bom% merW.H. A meta-analysis of the relationship between Kerr and Jermier's substitutes for leadership and employee job attitudes, role perceptions and performances // J. of Applied Psychology. 1996. Vol. 81. P. 380-399.
  61.   Russell J. Measures of emotion // R. Plutchik, H. Kellerman (eds.). Emotion. Theory, research, and experience. Toronto, Ontario, Canada: Academic Press, 1989. Vol. 4. P. 83-111.
  62.   Russell J.A., Feldman Barrett L. Core Affect, Prototypical Emotional Episodes, and Other Things Called Emotion: Dissecting the Elephant // J. of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 76. P. 805-819.
  63.   Scitovsky T. The joyless economy. Oxford: Oxford University Press, 1976.
  64.   Seipp B. Anxiety and Academic Performance: A Meta‑analysis of findings // Anxiety Research. 1991. Vol. 4 (1). P. 27-41.
  65.   Shore L.M., Martin H.J. Job satisfaction and organizational commitment in relation to work performance and turnover intentions // Human relations. 1989. Vol. 42. P. 625-638.
  66.   Simonton D.K. Creativity from a historiometric perspective // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of creativity. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 116-133.
  67.   Snow R.E., Swanson J. Instructional psychology: Aptitude, adaptation, and assessment // Annual Review of Psychology. 1992. Vol. 43. P. 583-626.
  68.   Spector P.E. Interactive effects of perceived control and job stressors on affective reactions and health outcomes for clerical workers // Work & Stress. 1987. Vol. 1. P. 155-162.
  69.   Spielberger C.D., O'Neil H.F., Hansen D.N. Anxiety, drive theory and computer assisted learning // B.A. Maher (ed.). Progress in experimental personality research. New York, 1972.
  70.   Sternberg R.J. A triangular theory of love // Psychological review. 1986. Vol. 93. P. 119-135.
  71.   Strelau J. Psychologia temperamentu. W.: PWN, 1998.
  72.   Studenski R. Poziom l-ku przed zagrożeniem a wypadki przy pracy // Przegl-d Psychologiczny. 1981. Vol. 24 (1). P. 137-135.
  73.   Szczurkowska J. Potrzeba poszukiwania wrażeń według koncepcji M. Zuckermana a preferencja sytuacji o rуżnym ładunku emocjonalnym // Kieleckie Studia Pedagogiczne i Psychologiczne. Vol. 7. Kielce: WSP. 1993. P. 99-118.
  74.   Teigen K.H. Intrinsic interest and the novelty-familiarity interaction // Scandinavian Journal of Psychology. 1987. Vol. 28. P. 199-210.
  75.   Thomas A., Chess S.Temperament and Development. New York: Brunner/Mazel, 1977.
  76.   Vroom V.B. Work and motivation. N.Y.: Wiley, 1964.
  77.   Warr P.B.Well‑Being and the Workplace // D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz (eds.). Well‑Being. The foundations of Hedonic Psychology. N.Y.: Russell Sage, 1999. P. 392-412.
  78.   Warr P.B., Bunce D.J. Trainee characteristics and the outcomes of open learning // Personnel Psychology. 1995. Vol. 48. P. 347-375.
  79.   Watson D. Mood and temperament. N.Y.: Guilford Press, 2000.
  80.   Wojciszke B. Dynamika miłości // Przegl-d psychologiczny. 1989. Vol. 3. P. 711-730.
  81.   Wojciszke B., Pieńkowski R., Krzykowski R. Polska norma negatywnego myślenia o świecie społecznym: niezadowolenie z życia, kraju i prezydenta // B. Wojciszke (red.). Jacy sPolacy? Kolokwia psychologiczne. Vol. 4. W.: IP PAN, 1995. P. 23-42.
  82.   Zigler E., Levine J., Gould L. Cognitive challenge as a factor in children's humor appreciation // Journal of Personality and Social Psychology. 1967. Vol. 6. P. 332-336.
  83.   Zuckerman M. Behavioral expressions and biosocial bases of sensation seeking. N.Y.: Cambridge University Press, 1994.
  84.   Zajonc R.B. Mere exposure: A gateway to the subliminal // Current Directions in Psychological Science. 2001. Vol. 10. P. 224-228.
  85.   Zaleski Z. Potrzeba wrażeń jako motyw poszukiwania pozytywnej i negatywnej stymulacji // A. Januszewski, Z. Uchnast, T.Witkowski (eds.). Wykłady z psychologii w KUL. Vol. 5. Lublin: RW KUL, 1990. P. 31-40.

Информация об авторах

Горбатков Александр Алексеевич, кандидат психологических наук, Институт педагогики и психологии Свентокшиской академии (Кельце, Польша), Польша, e-mail: a.gorbatkow@pu.kielce.pl

Метрики

Просмотров

Всего: 1357
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1