Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Развитие системы дошкольного образования в Тюменской области: опыт и перспективы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: развитие, комплексно-деятельностный подход, культурная насыщенность среды, вариативность , доступность, нормативно-подушевое финансирование, стимулирующая система оплаты труда, образовательный «холдинг», государственно-общественное управление, среда общения, гибкая режимная организация, двигательной активности, диалоговое взаимодействие
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Гребёнкина Н.В. Развитие системы дошкольного образования в Тюменской области: опыт и перспективы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65790 (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
Мероприятия, развивающие систему дошкольного образования
В целях развития системы дошкольного образования в Тюменской области реализуется комплекс мероприятий, направленный на повышение доступности, качества и вариативности образовательных услуг в соответствии с запросами родителей.
В связи с позитивной демографической динамикой в Тюменской области в последние годы стала очень актуальной задача обеспечения детей местами в детских садах, особенно в динамично развивающихся микрорайонах городской местности.
Для ликвидации очередей в дошкольные образовательные учреждения был разработан и реализуется план мероприятий, который включает в себя следующие направления:
- создание дополнительных мест с использованием внутренних резервов системы образования (ведение персонифицированного учета фактической посещаемости групп, возврат в проектную мощность переоборудованных групповых ячеек, увеличение вместимости действующих учреждений в ходе капитальных ремонтов, высвобождение площадей путем использования компактной, трансформируемой мебели);
- внедрение информационной системы ведения электронной очереди по приему заявлений, постановке на учет и зачислению детей в дошкольные образовательные учреждения;
- строительство новых зданий детских садов с учетом развития инфраструктуры конкретных микрорайонов и прогнозируемой потребности;
- приобретение помещений под размещение детских садов у частных инвесторов, а также возврат в систему дошкольного образования ранее утраченных зданий детских садов;
- открытие дошкольных групп на свободных площадях общеобразовательных учреждений;
- развитие вариативных форм дошкольного образования с учетом запросов родителей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка;
- содействие развитию негосударственного сектора дошкольного образования: предоставление целевых займов и субсидий на частичную компенсацию затрат; передача в аренду на льготных условиях нежилых помещений; помощь в организации питания и медицинского обслуживания; содействие в благоустройстве прогулочных площадок; снятие административных барьеров для развития индивидуального предпринимательства в сфере дошкольного образования; оказание информационной поддержки и др.
Все вышеназванные задачи реализуются в условиях проведенной в Тюменской области модернизации региональной системы дошкольного образования.
Рассмотрим ее основные направления.
1. Переход муниципальных дошкольных образовательных учреждений в статус автономных.
Автономизация дошкольных учреждений в Тюменской области была начата в 2004 г. и полностью завершилась в 2009 г. В настоящее время все муниципальные дошкольные образовательные учреждения области путем перехода в статус автономных расширили возможности самостоятельно распоряжаться своими ресурсами в зависимости от поставленных задач и выбранных приоритетов, а также определять кадровую политику в своих коллективах, гибко реагировать на возникающие потребности и изменения рынка, зарабатывать деньги и эффективно их расходовать.
2. Нормативно-подушевое финансирование.
Система нормативно-подушевого финансирования, внедренная в системе дошкольного образования Тюменской области с 2005 г., способствовала развитию вариативных форм дошкольного образования и негосударственного сектора в зависимости от того, какая услуга оказывается той или иной дошкольной образовательной организацией в рамках выполнения муниципального задания: комплексная услуга, образовательная услуга, услуга по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста.
3. Внедрение отраслевой системы оплаты труда.
Распоряжением Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 года № 1114-рк «О системе оплаты труда в государственных бюджетных, казенных и автономных учреждениях Тюменской области» (в посл. ред. от 17 декабря 2012 года № 2628-рп) регламентируется порядок заключения трудовых контрактов с руководителями указанных учреждений, ориентированный на персональную ответственность за эффективность и результативность выполнения государственного задания. Кроме того, постановлением Администрации Тюменской области от 6 декабря 2004 года № 164-пк «Об утверждении методики формирования фонда оплаты труда работников образовательных учреждений в Тюменской области» (в посл. ред. от 6 ноября 2012 года № 465-п) регламентируется порядок формирования базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда, направленный на установление взаимосвязи результативности и качества оказываемых услуг с размером заработной платы. Во всех муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях разработаны Положения об оплате труда, в которых определены критерии результативности и качества, лежащие в основе распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
4. Государственно-общественное управление ДОУ.
Во всех муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждениях созданы наблюдательные советы, в состав которых входят представители исполнительной и законодательной власти, родительской общественности, экспертного педагогического сообщества. Практика показала, что наблюдательный совет является реальным механизмом развития и своевременной коррекции образовательной и финансовой политики учреждения. Так, например, наблюдательный совет участвует в разработке образовательной программы учреждения, определяет структуру ежегодного публичного отчета руководителя учреждения о проделанной работе.
Основными целями государственно-общественного управления в сфере дошкольного образования Тюменской области являются: 1) оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении дошкольным образованием в интересах личности, общества, государства; 2) развитие системы дошкольного образования как открытого социального института, стимулирующего развитие гражданского общества; 3) повышение социальной ответственности и инвестиционной привлекательности системы дошкольного образования.
5. Создание образовательных «холдингов» в сфере дошкольного образования.
На сегодняшний момент в системе дошкольного образования Тюменской области создано 27 образовательных «холдингов», объединяющих несколько детских садов, во главе которых становятся эффективные руководители, наиболее качественно организующие образовательный процесс. Таким образом, самые эффективные образовательные программы как бы вытесняют из дошкольного образования неэффективные – это закон нормальной конкуренции, который работает в интересах ребенка.
6. Разработка и внедрение примерной образовательной программы дошкольного образования «Мозаика».
Для обеспечения современного качества дошкольного образования и создания развивающей образовательной среды для детей дошкольного возраста в области в 2008 г. разработана и с 2009 г. внедряется примерная региональная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», в которой рамочно заданы единые требования к организации образовательного процесса в детском саду.
Основные принципы организации образования детей в дошкольный период детства, определенные примерной региональной программой дошкольного образования «Мозаика»
1. Комплексно-деятельностный подход к развитию ребенка и созданию образовательной среды. Он предполагает комплексное развитие всех сторон личности ребенка и овладение им разнообразными способами действий в условиях созданного спектра специфических видов детской деятельности. Следование данному принципу означает также одновременную организацию нескольких видов деятельности, что позволяет ребенку с раннего возраста привыкать к ситуации выбора и к необходимости выбирать, аргументируя свою позицию.
2. Психологизация дошкольного образования. Этот принцип предполагает повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребенком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов (зрительная и слуховая память, концентрация и распределение внимания, логика мышления и установление причинно-следственных связей, речь, воображение и творческое мышление, зрительно-моторная и двигательная координации, умения классифицировать, обобщать, находить рациональные способы решения и др.), принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка, умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и другие проявления и правильно их интерпретировать.
3. Индивидуально-развивающий характер образования. Этот принцип предполагает подталкивание ребенка к собственным открытиям и выводам через создание проблемных ситуаций, детско-взрослое проектирование, экспериментирование и социальные пробы, обогащение личного опыта, освоение нового.
4. Диалоговый характер взаимодействия всех участников образовательного процесса. Он подразумевает уход от монологической авторитарной педагогики к педагогике диалога и сотрудничества: ребенка со взрослым, детей между собой, педагогов друг с другом и с родителями и т. д., а также принятие существования различных точек зрения и мнений, поиск доказательных аргументов, доброжелательное, уважительное общение друг с другом.
5. Событийный характер образования. Он заключается в подборе содержания образования с опорой на личностно значимый опыт ребенка, эмоциональное подкрепление получаемой детьми информации и создание условий для эмоционального проживания ребенком образовательной ситуации.
6. Культурная насыщенность среды и общения. Предполагает соответствие общепринятым социально-культурным нормам всего, что окружает ребенка (дизайн помещений, эстетический вид предметов, взаимоотношения между людьми, речь, внешний вид взрослых, поступки и т. д.).
7. Гендерный подход. Он учитывает физиологические, психологические и социально-ролевые различия между мальчиками и девочками при выборе педагогом форм организации детей и определении содержания образовательной деятельности. При этом данный принцип не предполагает раздельного образования мальчиков и девочек.
Свод требований (правил) к организации жизни детей в детском саду
Организация жизни детей в детском саду начинается с организации адаптационного периода ребенка, пришедшего в детский сад, и должна быть направлена на обеспечение плавного и безболезненного вхождения ребенка в новые условия коллективной жизни. Задача педагога на этом этапе – создать атмосферу доброжелательного общения с детьми, родителями, атмосферу психологического и физиологического комфорта.
Требования к организации адаптационного периода:
- информированность воспитателя о семье ребенка, о состоянии его здоровья и индивидуальных особенностях развития, о привычках, увлечениях и предпочтениях (любимые игры, книжки, занятия, мультфильмы и т. п.), привычках до прихода в детский сад;
- постепенность вхождения в новый коллектив – плавное увеличение времени пребывания и уменьшение времени повышенного внимания, мягкое отвлечение от «вредных» привычек (сосание соски, использование памперсов и т. п.), «обезболивание» ситуации расставания с мамой;
- установление доверительного контакта с ребенком и его родителями;
- вовлечение ребенка в наиболее привлекательные, интересные ему виды деятельности;
- положительное эмоциональное подкрепление режимных моментов, вызывающих у ребенка негативные реакции (дневной сон, умывание, прием пищи и др.). Если сформировать у ребенка положительное отношение к какому-либо из режимных моментов невозможно, следует установить индивидуальный гибкий режим, в котором ребенку будет комфортно.
Необходимо помнить, что адаптация связана не только с приходом ребенка в детский сад, но и с любой новой ситуацией (переход из группы в группу, смена воспитателя, долгое отсутствие по причине болезни и др.). В этом случае педагогу необходимо проявлять повышенное внимание к ребенку с учетом конкретной ситуации.
Требования к организации предметной среды:
- обеспечение безопасности и соответствия физиологическим потребностям ребенка в движении;
- соответствие мебели физическим параметрам развития детей (рост, возможности здоровья и т. п.);
- наличие разнообразного игрового оборудования, соответствующего возрасту детей и образовательным задачам;
- использование компактной легко трансформируемой детской мебели (выдвижные и раскладные кровати, складные и степлерующиеся столы и стулья, мягкие модули и др.) в целях обеспечения оптимальной двигательной активности детей в течение дня, высвобождение дополнительных площадей для полноценной игровой деятельности, а также гибкое моделирование образовательного пространства в зависимости от образовательных задач;
- наличие различного «неоформленного», «бросового» материала для организации творческого ручного труда, проведения опытов и экспериментирования (шишки, пуговицы, бусины, кусочки кожи и ткани, камешки, брусочки, нитки, солома и др.);
- наличие оборудования для зонирования и гибкого проектирования пространства (ширмы, перегородки, игровые модули и др.);
- изменение предметно-развивающей среды помещения в соответствии с образовательными акцентами, но не реже одного раза в неделю;
- доступность игрового оборудования, материалов для творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной и др.), игрушек, дидактических материалов, размещение их в поле зрения ребенка и обеспечение возможности свободного использования;
- дизайн помещений, ориентированный на психологический комфорт ребенка (цветовая гамма, удобство, комфорт, эстетика и т. д.);
- совместное с детьми изменение и проектирование образовательного пространства.
Требования к организации среды общения:
- доброжелательный, спокойный тон воспитателя;
- уважительное обращение к ребенку;
- своевременное реагирование на детские высказывания, просьбы;
- поощрение ребенка за наличие собственного мнения, за уважение других мнений, за инициативу и индивидуальные достижения;
- эмоциональная отзывчивость, сопереживание, проявление уважения к чувствам ребенка;
- доброжелательное партнерство, сотрудничество с ребенком и его семьей;
- умение строить конструктивный, профессионально аргументированный диалог с родителями и выражать искреннюю заинтересованность результатами развития ребенка;
- грамотность речи взрослых, окружающих ребенка.
Очень важная составляющая жизнедеятельности ребенка – игра. Игра – органичная форма проживания ребенком определенного периода детства и апробации различных социальных ролей. Дети только называют игру игрой, а на самом деле они так живут, это для взрослых игра – это игра...
Психолого-педагогические требования к организации образовательного процесса:
- максимальная минимизация «бумажного» планирования и перевод «делопроизводства» в электронный формат (с целью сокращения временных затрат на организационные моменты и высвобождения времени для непосредственного взаимодействия и общения педагога с ребенком);
- создание ситуации выбора (наличие одновременно нескольких видов деятельности) и вовлечение ребенка в разнообразную продуктивную деятельность с учетом детских предпочтений;
- тьюторская позиция педагога (сопровождение ребенка в процессе образования);
- решение образовательных задач как в специально моделируемых (игры, экскурсии, наблюдения, эксперименты и т. д.), так и в реальных жизненных и стихийно возникающих ситуациях (режимные моменты, естественное общение с ребенком и его семьей и т. п.);
- расширение сферы осведомленности и опыта ребенка (освоение разнообразных способов деятельности) с учетом его интересов и опорой на уже имеющийся у него опыт;
- организация разновозрастного общения детей (с возможностью организации семейных групп);
- соответствие формы одежды воспитателей (дресс-код) специфике работы с детьми дошкольного возраста (одежда должна позволять принимать различное положение тела при взаимодействии и играх с детьми: сесть, лечь на ковер, ползать, прыгать и т. п.);
- своевременное реагирование на возникающие проблемы, профилактика и ранняя коррекция нарушений развития (при необходимости подключение узких специалистов);
- проведение диагностических игр, не нарушающих комфортного состояния ребенка, с целью выработки конкретных рекомендаций по дальнейшему образованию ребенка (ведение электронной «Индивидуальной карты развития ребенка»);
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессе взаимодействия с педагогами.
Требования, сберегающие здоровье:
- информированность педагогов о состоянии здоровья ребенка, владение способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;
- наблюдательность и умение квалифицированно интерпретировать внешние «сигналы», свидетельствующие об утомлении или перевозбуждении ребенка, о потере интереса к занятиям и играм, о необходимости смены деятельности, о недомогании и т. д.;
- учет индивидуальных особенностей физического и психического развития ребенка (преобладающий тип восприятия информации, особенности нервной системы и темперамента, генетическая предрасположенность, предпочтения и склонности, специфика семейного воспитания и т. п.);
- гибкая режимная организация жизнедеятельности, обеспечение физиологически необходимой двигательной активности, психологического и физиологического комфорта.
Проблемные вопросы в сфере дошкольного образования, на решении которых в настоящее время акцентировано внимание управленцев
Проблемные вопросы |
Варианты решения |
Организационный стереотип, выраженный в привязке деятельности к месту (физкультура – в спортивном зале, музыкальные занятия – в музыкальном зале и т. п.), хотя оптимальный режим двигательной активности и физическое развитие ребенка-дошкольника должны быть организованы в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду и во всех видах деятельности. |
Оптимизация штатного расписания с точки зрения обоснованности привлечения узких специалистов (инструктор физкультуры, музыкальный руководитель и др.) к образовательному процессу. Применение гибких мобильных форм взаимодействия узких специалистов с детьми в течение дня, вовлечение их в разнообразные виды детской деятельности и общения с детьми для решения специфических задач. |
Нерациональное использование помещений дошкольных образовательных учреждений при организации образовательного процесса (закрытые, используемые только два часа в день спальни, пустующие просторные холлы и коридоры и т. д.). |
Оснащение дошкольных учреждений компактной быстро и легко трансформируемой мебелью с целью высвобождения площадей для оптимизации двигательной активности детей. Использование всех помещений (спальня, холл, зал, коридор, приемная и т. п.) в течение дня при организации образовательного процесса. Гибкое проектирование образовательного пространства с использованием специального оборудования (мягкие модули, ширмы-перегородки и т. д.) в соответствии с развивающими задачами |
Недостаток компетентности педагогов системы дошкольного образования в вопросах реализации современных подходов к организации дошкольного образования. В том числе: - неумение работать в ситуации, когда нет жестко регламентированных форм организации детей, и неумение «считывать» внешние сигналы, поступающие от ребенка, о необходимости смены вида деятельности (потеря интереса, утомление, эмоциональное перевозбуждение, недомогание, усталость и др.), т. е. когда регламентом является сам ребенок; - несформированность тьютерской позиции, позволяющей сопровождать ребенка в процессе индивидуального образования; - недостаточное владение коррекционными методами работы с детьми, имеющими проблемы развития и здоровья; - преобладание способов управления детьми над способами управления деятельностью, монолога над диалогом, авторитарных указаний над сотрудничеством, желания задать готовый алгоритм действий над умением проблематизировать ситуацию и подтолкнуть ребенка к собственным выводам и открытиям. |
Включение в программы подготовки и переподготовки кадров для системы дошкольного образования практико ориентированных модулей (блоков), позволяющих сформировать педагога, соответствующего современному профессиональному стандарту. Обновление системы методического сопровождения и внутриучрежденческих форм повышения профессиональной компетентности педагогов. Преобладающими формами здесь должны стать: показы способов взаимодействия с детьми (с дальнейшими теоретическими комментариями), тренинги и деловые игры, практическое овладение наиболее эффективными образовательными технологиями, проектирование и т. п. «От педагога нельзя требовать то, чему его не учили!» – основной принцип при оценке квалификации педагога. Внедрение диагностики уровня компетентности педагогов дошкольного образования и построение по ее результатам индивидуальных траекторий повышения квалификации с обязательным прохождением стажировок и обеспечение постоянного организационно-методического сопровождения. |
Низкий уровень социального партнерства и сотрудничества с родителями, государственно-общественными органами управления образованием. |
Дальнейшее развитие форм государственно-общественного управления и повышение степени влияния общественных институтов на совершенствование системы дошкольного образования. Расширение сферы использования Интернет-ресурсов в обеспечении открытости образовательного процесса системы дошкольного образования в целом и дошкольных образовательных учреждений, в частности. С этой целью создан информационно-методический портал «Детские сады Тюменской области», на котором проводятся социологические опросы и анкетирование родителей, различные конкурсы, даются консультации специалистов по вопросам воспитания, развития и оздоровления детей и др. Кроме того, организовано систематическое взаимодействие с Тюменской региональной ассоциацией детских развивающих центров и Тюменским региональным отделением Всероссийского Сообщества многодетных и приемных семей России «Много деток – хорошо!». Расширение практики проведения профессионально-общественных форумов, совещаний, круглых столов, предусматривающих широкое обсуждение и принятие конкретных согласованных решений по наиболее актуальным вопросам развития дошкольного образования. |
Литература
- Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: Владос, 2004. 231 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. статей /Под ред.
А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Феникс, 2009. 368 с. - Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984. 301 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Запорожец А.В. Избраные психологические труды: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. 188 с.
- Корепанова М.В. Концепция дошкольного воспитания// Дошкольное воспитание. 2005. № 5. С. 21–27.
- Корепанова М.В. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)// Дошкольное образование. 2006. № 11. С. 23–29.
- Лебедева С.С. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. СПб.: Детство-ПРЕСС, 2005. 144 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте// Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 2003. 498 с.
- Маханева М.Д., Князева О.Л. Перспективная модель организации деятельности ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005. 144 с.
- Мухина В.С. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975. 239 с.
- Новоселова С.Н. Развивающая предметная среда. М.: Феникс, 2005. 172 с.
- Реморенко И. «Закон “Об образовании в Российской Федерации”». Версия для тех, кто не любит читать законы, но и не хочет их нарушать: Науч.-поп. издание/ Под ред. А. Адамского. М.: «Паблис», 2013. 169 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования/Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. № 30384. 16 с.
- Управление качеством образования: Практико ориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1960. 328 с.
- Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. М.: Центр книги Рудомино, 2011. 592 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1916
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1687
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0