Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Социальное партнерство детского сада и родителей
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальное партнерство, взаимодействие, согласование позиций, единое образовательное пространство, патриотическое воспитание, проектная деятельность
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Пантелеева Н.Г. Социальное партнерство детского сада и родителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65802 (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период в социальном плане, это проявляется в падении нравственности среди несовершеннолетних, разрушении личности подрастающего поколения, института семьи, в мире царит бездуховность и эмоциональное равнодушие к окружающему. Государство большие надежды возлагает на систему образования, но духовное падение невозможно остановить без укрепления связи с семьей. Семья играет определяющую роль в становлении личности ребенка, в первую очередь в семье сохраняются и передаются духовно-нравственные ценности, социальные нормы и правила. Однако на данном этапе возможности семьи используются недостаточно. Поэтому мы считаем принципиально важной проблему организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей воспитанников для согласования позиций по вопросам воспитания современного ребенка.Признание государством приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада и определяется как социальное партнерство, сотрудничество и взаимодействие в совместных усилиях и общении. Расширение сферы участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса учреждения - это способ повышения эффективной деятельности детского сада, направленной на воспитание. Это и есть социальное партнерство с целью полноценного развития ребенка-дошкольника.
В словаре терминов дошкольного образования сотрудничество детского сада с семьей трактуется следующим образом: «взаимодействие детского сада и родителей детей, направленное на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий» [1, с. 301]. Партнерство предполагает равные права обоих субъектов, которые в одинаковой степени несут ответственность за результат. Сотрудничество и взаимодействие - это способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и взаимного общения на равных, поддерживая друг друга.
Необходимость взаимодействия и сотрудничества детского сада и семьи - это требование социальных условий времени, нельзя вырастить настоящего человека без стремлений обеих сторон к успеху. Решающим условием взаимодействия и построения партнерских взаимоотношений является сближение педагогов и родителей воспитанников, которое достигается доверительным общением, взаимопониманием и устанавливается только в совместной деятельности. Педагоги и родители - это партнеры, которые дополняют друг друга, их отношения предполагают равенство сторон, взаимность, доброжелательность, уважение, создание атмосферы общности интересов в воспитании, располагая к диалогу.
В основу союза партнерства положено единство взглядов на воспитание детей: педагог не поучает, а советует и размышляет вместе с родителями, договаривается о совместных действиях. Важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность. Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого ДОУ. Детский сад должен стать открытой системой, чтобы создать единое образовательное пространство для полноценного развития ребенка. Пример открытости показывает педагог, вызывая родителей на общение, информируя о достижениях ребенка. Он дает почувствовать родителям, что их проблемы ему небезразличны. Это и есть открытость и доверительность. Расширение сферы участия родителей в жизнедеятельности группы разнообразит пребывание детей в детском саду.
Для установления контактов с родителями педагог должен обладать коммуникативными умениями и необходимыми личностными качествами: он должен проявлять внимание и чуткость к чужим проблемам, уметь слушать других, быть доброжелательным, отзывчивым. Очень важно при первых контактах - заинтересовать родителей деятельностью группы и показать работу с детьми в привлекательной форме. Можно сделать презентацию разнообразных мероприятий. Дальнейшее взаимодействие заключается в обмене информацией по вопросу воспитания ребенка, в обсуждении проведенных и будущих мероприятий, сообщении о работе образовательного учреждения и группы. С этой целью можно использовать домашние задания, видеоматериалы, знакомить родителей с лучшим опытом семейного воспитания.
Одна из действенных форм привлечения родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и сотрудничеству - встречи, родительские собрания за круглым столом с чаепитием. Они помогают сплотить родителей и сделать их союзниками в воспитании, активизировать потенциал семей.
Многие родители испытывают определенные трудности во взаимодействии со своими детьми, потому что не могут найти время для занятий, игр и общения с ними. Тесное педагогическое взаимодействие позволяет вовлечь родителей в педагогический процесс, сделать его гибким, дифференцированным. Так педагоги и родители воспитанников постепенно объединяются в команду единомышленников, имеющих общую цель - вырастить здоровых, гармонично развитых, адаптированных к жизни в современном обществе людей.
Поиск современных форм взаимодействия педагогов и родителей опирается, в частности, на работу по патриотическому воспитанию детей. В настоящее время данный вопрос чрезвычайно актуален. Важность патриотического воспитания на современном этапе подчеркнута в государственных документах в области образования - «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2016 годы», Указе Президента РФ (№ 1416 от 20 октября 2012 г.) «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», в которых говорится об обеспечении исторической преемственности поколений, развитии национальной культуры, воспитании патриотов. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Детей надо воспитывать полноправными гражданами, сделать их активными участниками жизни страны, заботливо и внимательно относящимися к окружающим людям.
Наблюдаемые в последние годы негативные явления - утрата культурных ценностей, равнодушное отношение к опыту прошлых поколений - объясняются отсутствием у молодого поколения соответствующих знаний и неразвитостью их чувств. Все это приводит к эмоциональной глухоте.
Мы хотим доброты, душевного понимания от детей, а сами не учим их этому. Воспитание будущего гражданина Отечества на культурно-исторических традициях региона является началом формирования социально значимых ценностей в жизни ребенка: бережного отношения к земле, трудолюбия, гостеприимства, памяти о предках - все это национальные черты русской культуры. В условиях социальных перемен меняется содержание патриотического воспитания, возрастает значимость воспитания у детей любви к малой Родине. Малая Родина - это уголок страны, это ближайшая территория, которую можно увидеть, исследовать, изучить: дом, улицу, город (поселок). Всестороннее освоение ближайшего окружения способствует не только патриотическому воспитанию, но и социальной адаптации, активному взаимодействию с окружающим миром. Современное патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, т. е. участие детей в жизни земляков начинается с малого. Например, важно приучать ребенка к чистоте и порядку вокруг себя, вызвать желание совместно трудиться, бережно относиться к окружающему пространству как части Земли. Видя грязные улицы, подъезды, вызвать желание исправить ситуацию. Это значит научить быть ответственным, совершая добрые поступки. Главное - сделать приобщение к родным местам действенным, потому что чувство Родины формируется личным отношением.
Патриотическое воспитание - это и воспитание нравственных качеств личности: трудолюбия, эмоциональной привязанности, чувства собственного достоинства, которые выражаются в нравственном поведении и в поступках человека. Уважение к народу, его образу жизни - это высшие социальные чувства. Социальное окружение - первые воспитатели, знакомящие с малой Родиной и общечеловеческими ценностями: любовью к семье, родной земле и природе, истории и культуре края, которые должны войти в сердце ребенка как самое дорогое и стать частью души. «Только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности», - справедливо подчеркивали древние мыслители.
Большое внимание в детском саду уделяется приобщению к родному краю при участии родителей. Совместное посещение культурных и исторических мест, последующее обсуждение увиденного оставляют неизгладимый след в душе ребенка. Поэтому важность семьи, родителей в воспитании ребенка нельзя недооценивать, семья вводит его в большой мир и знакомит с понятиями «труд», «честь», «долг» и т. д. Главное, что приобщение к родным местам строится на общении родителей и детей, создает общность интересов и сближает их духовно, а любое общение - это обогащение детей.
Конечно, семейное воспитание не всегда системно, досугом детей родители, к сожалению, занимаются мало. А ведь добрые традиции сплачивают семью. Практика показывает, что в семьях, где организуют досуг детей, добиваются хороших результатов в их воспитании. Все начинается с детства, когда каждое впечатление оставляет глубокий след. От родителей зависит, какими вырастут дети, какие ценности в жизни для них станут главными. Именно родители - первые воспитатели детей, потому что семья - это старшее поколение, связывающее свой род и родную землю, передавая накопленный жизненный опыт.
Родина начинается с семьи, а формирование отношения к земле, стране, где живет ребенок, начинается с детства и в условиях ближайшей среды: чем больше ребенок будет знать о родных местах, тем ответственнее и бережнее будет к ним относиться. Зарождаясь из любви к малой Родине, патриотические чувства перерастают в любовь к Отечеству.
Вариативная часть программы дошкольного образовательного учреждения, согласно Федеральным государственным требованиям, основана на особенностях края. Это - фактор, способствующий организации процессов воспитания и образования на деятельном уровне, активности педагогов, детей и родителей. Специальная работа по патриотическому воспитанию предусматривает обогащение содержания образовательной области «Социализация» краеведческими сведениями регионального характера, чтобы сформировать причастность к жизни малой Родины. Это познание края, общение и деятельность людей разных поколений. А главное назначение - воспитать молодое поколение в уважении к прошлому. «Уважение к прошлому - вот, что отличает дикость от воспитанности» - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.
Из разнообразных форм практики особо можно выделить проектную деятельность, которая помогает установить эмоциональный контакт с родителями в процессе сотрудничества. Патриотическое воспитание по содержанию многогранно. В качестве примера опишем социальное партнерство детского сада и семьи на основе проектной деятельности по воспитанию любви к матери, родному дому - первой ступени патриотического воспитания (приложение 1). Эта деятельность апробировалась в Федеральном государственном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 145» при Министерстве обороны г. Можайска. Результатом образовательной деятельности проекта «Родной дом» стало итоговое мероприятие семейная гостиная «Моя семья - мой дом, мой детский сад» (приложение 2).
Организация взаимодействия с помощью проектной деятельности по приобщению к родному краю помогла установить партнерские отношения с семьями воспитанников, сделать родителей активными участниками воспитательно-образовательного процесса, повысить их уровень психолого-педагогической культуры.
Приложение 1
Проект «Родной дом»
План работы с родителями:
- взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников, встречи с родителями в ДОУ, беседы, анкетирование родителей по теме проекта;
- оформление информационных стендов, памяток, советов родителям о том, что и как рассказывать детям о семье;
- семинары-практикумы «Родительский дом - основа любви к Родине»;
- вечер вопросов и ответов «История семьи - родословная»;
- консультации на тему «Роль родителей в воспитании у детей любви к близким»;
- семейные маршруты выходного дня: посещение краеведческого музея и музея
С.В. Герасимова, посещение исторических мест - Бородинского музя-заповедника, мемориального парка Победы. Предлагается осуществить ряд экскурсий по городу и краю, по итогам экскурсий создать альбом семейных маршрутов;
- семейные маршруты по городам России (время отпусков), по итогам поездок предлагается создать семейный альбом с фотографиями детей и родителей;
- рассказы родителей о военном времени: о героях войны города (поселка), знакомство с фронтовыми письмами семьи - реликвиями военных лет;
- встреча с родителями разных профессий в детском саду;
- привлечение родителей к проведению групповых совместных мероприятий и экскурсий, создание с родителями видеоматериалов, фотовыставок;
- организация библиотеки для родителей по теме проекта;
- организация работы кружков с привлечением родителей, бабушек, дедушек;
- конкурс для детей и родителей на лучшую газету «Мой дом - моя крепость».
Совместная предварительная работа педагогов и детей к проекту:
- чтение и обсуждение литературных произведений по теме проекта;
- сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Детский сад»;
- игра-интервью «Что я знаю о родных?»;
- рассказы детей из личного опыта «Моя семья», «Мой детский сад»;
- выставка репродукций «Мать и дитя», фотовыставка «Наши мамы»;
- продуктивная деятельность на выбор детей по теме проекта;
- комплексное занятие «Мама - слово дорогое».
Ожидаемые результаты проекта «Родной дом»:
- бережное отношение к родному дому, детскому саду; стремление забо-титься о родных, уважать старших;
- привязанность к близким людям, чувство гордости за своих родителей и сотрудников детского сада.
Приложение 2
Семейная гостиная «Моя семья - мой дом, мой детский сад»
Накануне мероприятия педагог обсуждает с родителями воспитанников вопрос, кто в какой номинации будет принимать участие, каждая семья участвует по желанию в том конкурсе, который лучше всего может быть представлен на встрече (презентация семьи по желанию родителей).
Цель: формировать эмоционально насыщенный образ родного дома, воспитывать привязанность и бережное отношение к нему, любовь к матери, уважение к родителям, членам семьи, друзьям, детскому саду.
Подготовка: представить родословную семьи, принести семейные реликвии - старинные вещи, оформить выставку творческих работ семьи «Наша семья» (это может быть фотосессия, коллаж или видеоматериал семьи; конкретные темы - отдых всей семьей, члены семьи в годы войны, маленькие дети, трудовая жизнь семьи, увлечения семьи и др.). Творческие работы семьи размещаются вдоль стен. Звучат любимые мелодии (песни «Под крышей дома твоего» музыка Ю. Антонова, слова М. Пляцковского, «Родительский дом» музыка В. Шаинского, слова М. Рябинина и др.).
Родители и дети заходят под торжественную музыку в зал (ведущая называет фамилии семьи).
Ведущая: «Добрый вечер, нашим близким и дорогим людям, нашей дружной семье. Все мы - одна большая семья: дети, родители, педагоги. Сегодня праздник теплого слова “Семья”. Что такое семья?» (Высказывания детей).
Ведущая: «Семья - самое дорогое, что есть у каждого человека; это родной дом - место, где человек родился и живет; это близкие люди, любящие и помогающие друг другу. Родимый дом, двор, садик за окном, улица родного города - все это наша малая Родина, единая семья, а родительский дом - основа основ семьи, начало жизни. Почему в народе говорят: “Без семьи нет счастья”»? (Высказывания детей, родителей).
Исполняется песня «Что такое семья?» (музыка и слова Е. Гомоновой).
Первая номинация - «Моя семья». Семья глазами ребенка, игра-интервью «Что я знаю о родных», рассказы детей о семье - с кем и где живут, кем работают родители, интересный случай из жизни семьи или своего детства, о герое семьи (если есть), как можно обрадовать близких и т. д.
Ведущая: «Почему так говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше”?» (Обсуждение пословицы).
Ведущая: «Все семьи разные, но их объединяет то, что мы живем в одном городе, который для всех нас является родным домом».
Вторая номинация - «Семейные традиции». В каждой семье есть правила - семейные традиции, которые сплачивают всех членов семьи. Какие они? Рассказы детей и родителей о традициях в семьях.
Игра-пантомима «Помогаю взрослым» - движениями ребенок показывет, что делает, остальные отгадывают.
Третья номинация - «Семейные реликвии». В родном доме живет память о людях, которые начинали род; есть предметы, которые передавались из поколения в поколение, это - семейные реликвии. Каждая из них - история! Хотелось бы послушать их историю (Показ и рассказы о предметах, демонстрация старинных фотографий, видеопоказ).
Четвертая номинация - «Увлечения семьи». В народе говорят: «С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь». У семьи всегда много общего - есть увлечения, которыми любят заниматься в свободное время (коллекционирование, рукоделие). Семьи представляют любимое увлечение наглядными примерами. Можно показать видеоролик, продемонстрировать сшитую одежду.
Аттракцион «Мама собирается на работу».
Пятая номинация - «Вместе дружная семья» (домашнее задание). Можно исполнить любимую песню, танец всей семьей или показать сценку.
Итоги конкурса газет «Мой дом - моя крепость».
Шестая номинация - «Любимое блюдо семьи». Нужно принести и рассказать о любимом домашнем рецепте выпеченного изделия.
Седьмая номинация - «Мой детский сад».
Ведущая: «Ребята, детский сад - ваш второй дом, вы здесь проводите целый день и сотрудники стараются, чтобы вам было уютно, как в родной семье».
Игра-интервью, рассказы детей о детском саде.
Ведущая: «Память всех семей зовется Родина. В народе говорят: “Семья - это семь Я”. В семь раз человек сильнее, если у него семья. Помните об этом, берегите друг друга, уважайте старших!»
Ребенок:
«Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди - все одна семья,
Куда ни глянь - везде друзья».
(Я. Аким)
Ведущая: «Дорогие родители! Огромное спасибо за то, что вы помогли провести нашу встречу!»
Вечер заканчивается чаепитием с родителями.
Литература
- Дошкольное образование. Словарь терминов /Сост. Н.А. Виноградова Н.А.и др. М.: Айрис-пресс, 2005. 400 с.
- Комарова Т.С., Пантелеева Н.Г. Организация педагогической работы по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников //Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2010. № 1. С.30–35.
- Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2007. 48 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2709
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 3102
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0