Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними

1687

Аннотация

Модернизация всех уровней образования невозможна без развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг. В статье рассказывается о самоаудите как способе повышения качества образования в ДОУ, форме взаимодействия сотрудников детского сада с родителями воспитанников в соответствии с функциональным диапазоном и задачами образования. Разъясняется значимость и необходимость перехода от работы с родителями к социальному партнерству с ними. Предлагается краткий обзор основных пунктов Положения о самоаудите как одном из эффективных способов управления и повышения качества образовательного процесса, взаимодействия семьи и детского сада. Раскрываются критерии оценки успешности работы сотрудников по взаимодействию с родителями. Обосновывается важность и необходимость проведения самоаудита в детском саду в современных условиях.

Общая информация

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Хайлова Е.Г. Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65809 (дата обращения: 01.11.2024)

Полный текст

Функциональный диапазон и задачи образовательной политики в соответствии с постоянно изменяющимися запросами общества существенно повлияли на модернизацию всех уровней образования. В связи с этим в дошкольном образовании одной из насущных задач стала организация учебно-воспитательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников на качественно новом уровне.

В ежегодной педагогической деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения может использоваться один из эффективных способов управления и повышения качества образовательного процесса взаимодействия семьи и детского сада - самоаудит. Изучение вопроса о возможности проведения самоаудита в детском саду показало, что данная форма позволяет осуществить переход к новой ступени взаимодействия с родителями - социальному партнерству. Необходимость такого перехода в современных условиях очевидна - он соответствует личностным особенностям педагогов и воспитателей, работающих в ДОУ, способствует повышению качества воспитательно­образовательного процесса, оказывает своевременную помощь на уровне предупредительного контроля.

Самоаудит, с одной стороны, повышает качество дошкольного образования, а с другой - предупреждает трудности взаимодействия сотрудников детского сада и семьи. Самоаудит взаимодействия детского сада и семьи ориентирует на построение системы государственно­общественного управления образованием с правом использования вариативных форм и нацеленностью на развитие видового разнообразия дошкольных учреждений.

Основная цель проведения самоаудита в ДОУ - повышение качества взаимодействия с родителями воспитанников и совершенствование содержания взаимодействия детского сада и семьи на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников.

По результатам проведения самоаудита может быть организована методическая помощь участникам в виде обмена опытом, проведения взаимопосещений и др.

Успешность работы по взаимодействию сотрудников ДОУ с родителями [5] должна определяться системой критериев оценки. Это - обязательная часть проведения самоаудита в детском саду.

Взаимодействие с родителями должно осуществляться как субъект-субъектное, построенное на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон, на основе согласия и взаимопонимания. Уровень взаимодействия будет признан высоким тогда, когда это взаимодействие будет происходить без принуждения с обеих сторон или со стороны третьих лиц, т. е. будет являться добровольным.

По всем критериям оценки результативности совместных действий сотрудников детского сада и семьи - от планирования до координации усилий, ответственности за результат воспитания и развития ребенка - взаимодействие должно характеризоваться согласованностью позиций.

Сотрудникам ДОУ в своей работе предлагается использовать формы, которые позволяют решать проблемы настоящего времени, организовывают ситуации появления идей для решения проблем. Взаимодействие только тогда осознается как процесс не формальный, а эффективный, когда выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащается новым содержанием.

Одним из основных критериев оценки результативности является осуществление взаимодействия по удовлетворению данных запросов, нужд, интересов родителей, учету особенностей семей воспитанников при последующем планировании взаимодействия с детьми и их родителями в текущем году.

Для изучения мнения родителей о работе дошкольного учреждения могут использоваться индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные формы. Но главное - содержание материалов, их вариативность.

Возможность проведения самоаудита сотрудников ДОУ в современных условиях для перехода от «работы с родителями» к социальному партнерству, цели и задачи данной формы особенно ярко видны при рассмотрении взаимодействия детского сада и семьи в историческом аспекте. Отметим несколько наиболее значимых моментов.

Согласно «Руководству для воспитателей детского сада» (1939 г.), осуществлять взаимодействие родителей и воспитателей как участников воспитания одних и тех же детей следовало по принципу «Детский сад дает необходимые советы и указания, внимательно прислушиваясь к запросам семьи». В последующие периоды развития взаимодействия данный вид работы осуществлялся в целях ведения педагогической пропаганды среди родителей. Считалось, что совместное с родителями воспитание детей на протяжении семи лет дает возможность коллективу детского учреждения организовать педагогическую пропаганду, добиться единства в методах воспитания детей в саду и семье и тем самым повысить эффективность воспитания. Как показывает источник, в обязанности воспитателя дошкольного учреждения входило оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития, подготовки к обучению в школе. Для этого родителей следовало знакомить с основными проблемами психологии, педагогики, анатомии и гигиены детей дошкольного возраста, обучать тому, как разговаривать с ребенком и т. д. Большое внимание уделялось организованной помощи детским садам со стороны родительских комитетов и планам работы родительского комитета.

К началу 80-х гг. XX в. была разработана система планирования работы с родителями в детском саду в условиях использования различных форм педагогической пропаганды. Особо подчеркивалось, что план работы с семьей должен обязательно обсуждаться на педагогических совещаниях. В нем должны быть определены тематика родительских собраний, открытых дней для родителей, бесед и консультаций и т. п. Например, если общее родительское собрание называется «Физическое воспитание детей в детском саду и семье», то уместно обсудить все вопросы - от режима дня до формирования культурно­гигиенических навыков и полезных привычек без учета возраста детей. А на групповом собрании могла быть проведена беседа о закаливании в соответствии с возрастом детей группы. При определении тематики собрания рекомендовалось уделять повышенное внимание вопросам игровой, учебной, трудовой деятельности. Воспитателю при подготовке к собранию предлагалось посетить некоторые семьи, пригласить родителей к активному участию в обсуждении намеченных вопросов и т. п. Но, как и при описании других мероприятий с участием родителей, не планировалось выяснять, что интересует конкретную семью, как работа в разных формах может повлиять на изменение позиции семьи в вопросах воспитания детей и т. д.

В этот исторический отрезок времени участие родителей в родительском комитете уже приравнивалось к общественной нагрузке. Работа комитета определялась специальным положением, а его деятельность отражалась в специальной документации (план и учет работы, график дежурств, протоколы заседаний). Таким образом, привлечение родительским комитетом других родителей к выполнению отдельных заданий в помощь детскому саду или обобщение знаний об условиях воспитания ребенка в семье и передача опыта другим родителям постепенно превращалось именно в обобщение, краткий вывод, а не в изучение, анализ.

На современном этапе развития взаимодействия детского сада с родителями воспитанников становится очевидным отсутствие системы, в которой лидерство активной группы родителей могло бы как-то повлиять на установление партнерских отношений. В соответствии с самоаудитом предлагается осуществлять взаимодействие сотрудников ДОУ с семьей по изучению запросов, интересов, потребностей родителей, их мнения о работе дошкольного образовательного учреждения посредством актива родителей. Для этого лидеры в составе любого количества человек осуществляют данный вид взаимодействия с родителями воспитанников. Выводы, которые предоставляет актив родителей, должны не быть общими, итоговыми, а соответствовать каждому пункту в последовательности совершаемых действий, которые воплощаются в различного вида мероприятиях годового плана взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, планов воспитательно-образовательной работы воспитателя группы с семьями воспитанников, протоколах родительских собраний. При этом принципы целенаправленности, планомерности и систематичности работы с родителями в условиях непрерывности, последовательности, усложнения и расширения круга проблем, комплексного подхода к формированию личности ребенка как к процессу всестороннего его развития, единства и взаимодействия физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания остаются в работе с семьей ведущими.

При взаимодействии с семьями воспитанников, когда осуществляется установка на социальное партнерство с ними, от сотрудников детского сада может потребоваться следующее:

1.            анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;

2.            включение родителей воспитанников в активную деятельность в детском саду

3.       расширение традиционных видов детской художественной деятельности новым тематическим содержанием;

4.       повышение качества воспитания детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ.

Если во второй половине XX в. воспитатели при взаимодействии с семьей выступали в роли своего рода консультантов, лекторов, пропагандистов, то XXI в. от сотрудников ДОУ требуется, прежде всего, умение общаться.

Общение сотрудников детского сада может проходить с представителями различных лингво-культурных общностей, поэтому могут появиться проблемы, связанные с диалогом культур.

Вопросам привлечения семьи к участию в жизни детского сада, с тем чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители, посвящен ряд пособий для работников дошкольных образовательных учреждений.

Активная ломка стереотипов взаимодействия сотрудников детского сада с родителями связана не только с изменением форм работы внутри педагогического коллектива. Переход от формального подхода в планировании к активному взаимодействию администрации и педагогического коллектива с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов возможен в условиях партнерства и единомыслия. Социальное партнерство детского сада и семьи в лучших своих типах отношений направлено на совместную деятельность субъектов образовательного процесса, характеризующуюся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Такая концепция социального партнерства в образовании давно и прочно вошла в экономическую и политическую жизнь цивилизованных стран мира.

Для достижения партнерского типа отношений при взаимодействии сотрудников детского сада с родителями воспитанников особое внимание стоит уделить продумыванию реализации коммуникативных задач.

Коммуникативные задачи по результатам самоаудита включают в себя:

■          отказ от взаимообмена информацией, когда воспитатели выступают в роли «учителей», а родители воспитанников в роли «учеников»;

■          коррекцию речевого поведения воспитателей через формирование умения увидеть себя со стороны;

■          развитие у воспитателей стремления проявить в процессе общения лучшие стороны своей личности;

■    стимулирование воспитателей на организацию совместной деятельности с родителями воспитанников на основании запросов последних;

■          разработку собственного имиджа у каждого воспитателя для успешного взаимодействия с семьей;

■   установление стратегии взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, направленной на удовлетворение обеих сторон общения.

Следует особо подчеркнуть значение моделирования педагогического общения на основе поставленных задач.

Анализ показал, что воспитатель должен:

■          в обмене информацией придерживаться поведенческих и речевых стереотипов, которые позволят демонстрировать родителям полное доверие;

■          в совместной деятельности с родителями очень четко формулировать цели и задачи взаимодействия относительно группы и каждого участника по отдельности;

■          исходить из знания нормативно-правовых документов взаимодействия семьи и детского сада и декларировать свое знание родителям;

■          рассказывать родителям о предыдущем опыте взаимодействия детского сада

и семьи как трансляции педагогического опыта дошкольного образования в целом.

Последний момент представляется чрезвычайно важным при планировании работы дошкольного образовательного учреждения на основе изучения мнения родителей. Ведь очень часто родители выступают с предложениями заменить традиционные детские культурные практики (чтение, игра и т. д.) изучением английского языка, обучением игры в шахматы, подготовкой ребенка к школе и т. п. Очевидно, что в условиях социального партнерства семьи и детского сада необходимо разработать эффективные средства, позволяющие раскрыть перед родителями значимость сензитивности каждого возраста дошкольного детства. Но вместе с тем каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с их запросами.

Такая позиция несет определенный позитив и характеризует процесс установления взаимодействия при следующих условиях:

усиление значения роли отцовства и материнства в молодых семьях;

наличие единого образовательного пространства семьи и детского сада;

■          установка на социальное партнерство сотрудников детского сада с родителями

воспитанников;

■          развитие новых нетрадиционных форм взаимодействия родителей воспитанников с воспитателями детского сада.

В процессе взаимодействия ДОУ и семьи, построенном на взаимообмене информацией, были зафиксированы тенденции последующего развития данного вида взаимодействия:

■          усиление наиболее актуальных культурных запросов родителей воспитанников по отношению к детскому саду;

■          отход от устаревших форм и переход к новым формам реализации запросов родителей воспитанников;

■          формирование новых типов отношений семьи и детского сада, основанных на

классификации запросов родителей воспитанников.

На основе изучения проблемы распространения передового педагогического опыта можно констатировать следующее.

1.       В развитии экспериментальной деятельности существенное место занимает определение значения и руководящей роли заведующей дошкольным образовательным учреждением.

2.       Обобщение и распространение опыта связаны со степенью развития эффективности его внедрения в деятельность дошкольного учреждения.

3.       Разработки на основе передового педагогического опыта являются средством модернизации системы образования, когда направлены на повышение квалификации, уровня знаний, раскрытия творческих способностей педагога.

В связи с поставленной проблемой важно подчеркнуть, что семья не должна являться экспериментальной площадкой детского сада. В научном споре о тенденциях в развитии межличностных отношений в семье педагогический коллектив детского сада, воспитатели и родители должны быть ориентированы на позицию, в которой семья признается важнейшим социальным институтом, «уникальным ценностным инвариантом мира современной культуры» [1, с. 12].

При взаимодействии детского сада с семьями воспитанников существует одна важная проблема, которая может быть поставлена как педагогическая.

Результаты опроса родителей воспитанников о роли художественной культуры и художественной деятельности в воспитании детей выявили следующие проблемные аспекты развития взаимодействия:

■           некритичный настрой восприятия родителей и как следствие - низкая интенсивность развития художественной деятельности в детском саду и семье;

■           стремление родителей к однообразию видовой системы художественных предложений;

■           низкий уровень функционирования обменом мнений и опытом посредством Интернета.

В рамках разрабатываемых проектов дошкольных образовательных учреждений предлагалось воздействовать на родителей через макросоциум, взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности в детском саду и дополнительного образования, оказание практической помощи семьям в развитии творческих способностей ребенка и т. д.

Пример работы в образовательной области «Чтение художественной литературы» [6] убедительно доказывает, что совместная деятельность взрослого с детьми может способствовать:

1.       взаимному уважению обоих участников педагогического процесса, в котором дети будут стремиться подражать взрослому и сотрудничать с ним;

2.       созданию познавательной и социальной децентрации (Ж. Пиаже), отвечающей интересам и взрослого, и детей и помогающей делать то, что интересно.

Чтение как культурная практика несет в себе возможности для развития обоих участников совместной деятельности. В процессе чтения (слушания) ребенок становится участником мыслительного и познавательного процессов путем слухового восприятия и узнавания слов. Он также становится участником чтения как события, связанного с присутствием в нем взрослого, и приобщается к чтению (восприятию) книг через вербально-визуальные средства (проводники чтения).

Взрослый (старший, родитель, педагог, воспитатель) в процессе чтения книг детям решает следующие задачи:

■           является участником речевой деятельности по извлечению и созданию смысла в процессе восприятия и узнавания слов;

■           осуществляет руководство чтением, реализуя воспитательные, образовательные, самообразовательные и коммуникационные функции;

■           реализует права детей на культурную и социальную среды посредством достижений в области искусства.

Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что только с помощью взрослого, который ежедневно читает ему, ребенок сможет прийти к открытию мира во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начать больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное в книгах.

Условия эффективности организации процесса чтения - это систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.

Чрезвычайно важными при создании условий для реализации задач данной образовательной области представляются социальные функции чтения. Одна из социальных функций - гедонистическая - нацелена на достижение эвристического эффекта. Не менее важной является коммуникационная социальная функция, способствующая корреляции явлений, связанных с процессами чтения. Коммуникационная функция актуализируется в использовании технологий, в том числе в осуществлении целей и задач чтения художественной литературы в семье.

Какая проблема существует в современной ситуации приобщения к чтению как культурной практике, которая может помешать развивающей функции чтения в дошкольном возрасте?

Будничность, обыденность, рутинность. Принудительное, рутинное чтение не способствует формированию интереса и потребности в чтении (восприятии) книги. При таком чтении у ребенка не формируются внутренний диалог и рефлексия. Автоматическое чтение также ведет к потреблению книг, а не к рефлексивному восприятию. Эта проблема наиболее остро стоит с введением новой практики чтения - с использованием электронных носителей информации, которые лишают попытки оценить, принять, отвергнуть те или иные ценности, нормы, описанные в произведении.

Вместе с тем воспитатели и родители детей дошкольного возраста при решении круга задач, связанных как с восприятием произведений искусства, так и с продуктивной художественной деятельностью, сталкиваются с рядом факторов, причина которых - недоразвитие детской психики.

Как пишет в диссертационной работе С.И. Махновская [2], психолого-педагогическая характеристика таких детей дается на основании ряда исследований, в которых содержатся указания на особенности недостатков в детских графических изображениях, связанные с овладением навыка, аналогичного умению читать, писать, считать [2, с. 56]. Поэтому основные методы художественно-эстетического воспитания таких детей должны основываться на ряде методик, например трудового воспитания.

Общеизвестно, что структуру работы по формированию основ изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста составляют три компонента:

■           мотивационно-потребностный;

■           эмоционально-волевой;

■          организационно-деятельностный.

Предполагается, что в обучении рисованию ребенок вначале находится рядом с взрослым, который по его просьбе рисует различные предметы и явления. В этом процессе ребенок учится сравнивать рисунки с существующими предметами окружающей действительности. В данном виде работы также могут использоваться методики формирования способов обследования предметов, например при подготовке к лепке. Или использоваться специальные упражнения - наклеивание предмета по контуру (аппликация) и т. д.

Для развития у ребенка самостоятельных действий очень эффективны различные игровые методы. Вообще игровые методы способны активизировать включение в учебный процесс и повышают его эффективность. Однако в современном обществе понятие «игра» ассоциируется, прежде всего, не с ее феноменальными возможностями для развития человека, а, наоборот, с чем-то негативным, разрушительным и т. п. Поэтому представляется чрезвычайно важным вернуть данную культурную практику для формирования эталонов, освоения вершин какого-либо вида деятельности. (Например, деловая игра определяется как форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности молодого специалиста.)

Очевидно, что все семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, но также неоспорим тот факт, что основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования основываются на приоритетности сферы образования ( Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 3, п. 1) [4].

Каким должен быть первый этап в последовательности проведения самоаудита? Самоаудит предполагает формирование системы взаимосвязанных мер, действий, условий, механизмов по следующим этапам:

1.       проведение общего собрания педагогического коллектива в целях распространения информации о проведении самоаудита и принятие решения участвовать в нем (прямое голосование об участии педагогического коллектива в этой работе);

2.       проведение инструктажа для участников самоаудита после того, как ответственный за самоаудит познакомится с Положением;

3.       создание комиссии с целью оказания консультативной помощи и проведения практической части работы участниками самоаудита взаимодействия с родителями воспитанников;

4.       разработка Памятки проведения в ДОУ самоаудита взаимодействия с семьями воспитанников.

На подготовительном этапе проведение самоаудита взаимодействия воспитателей с родителями будет способствовать:

■          активизации мыслительной деятельности воспитателей и специалистов;

■    формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;

■    созданию оптимальных условий для выполнения современных требований к организации и проведению взаимодействия сотрудников детского сада с родителями.

Также очевидной является необходимость изучения особенностей взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников с помощью различных методик изучения семьи.

Изучение запросов родителей по вопросам чтения художественной литературы ребенку в семье проводилось на основании следующей анкеты.

«Уважаемые родители!

Ваш ребенок ходит в детский сад. Воспитателям детского сада очень важно знать ваши педагогические установки и воззрения. Мы просим вас поделиться вашими знаниями о приобщении детей к чтению в семье для того, чтобы педагогический процесс протекал в русле взаимного сотрудничества и понимания. Пожалуйста, выберите сегодня время, когда вы избавлены от других дел, и внимательно прочтите предлагаемые вам вопросы. Отметьте в анкете тот вариант ответа, который вам покажется наиболее точным. Это займет у вас от 5 до 10 мин.

Пожалуйста, читайте вопросы внимательно и отвечайте на них по возможности честно. Ваши ответы очень важны для всех нас.

1.     Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.

Читаете ли вы детям книги?

Никогда

Рассказываю сказки

Читаю книги и рассказываю сказки

В основном читаю книги

Постоянно, при каждом удобном случае читаю книги и рассказываю сказки

 

 

 

 

 

 

2.     Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.

Рассказываете ли вы детям сказки?

Никогда

Когда-то пробовал(а)

Иногда

Сравнительно регулярно

Постоянно, при каждом удобном случае

 

 

 

 

 

 

3.     Отметьте один вариант продолжения высказывания.

Рассказывать сказки ребенку - это значит...

Пересказывать

Рассказывать по мотивам какой- либо известной сказки

Рассказывать сказку                             при

рассматривании картинок            (по

картинкам)

Рассказывать сказку                                  с

использованием игрушек (театрализация)

Рассказывать оригинальную сказку (собственного сочинения)

 

 

 

 

 

 

4.     Отметьте один вариант продолжения высказывания.

При выборе - рассказывать сказку или читать книги - я предпочитаю .

Рассказывать сказки, потому что книги очень дорого стоят

Рассказывать, поскольку ребенок лучше воспринимает рассказывание, чем чтение

Читать ребенку книги, которые дарят друзья и знакомые

Читать ребенку книги, которые мне читали в детстве

Читать           книги,

которые покупаю в магазине

 

 

 

 

 

 

5.     Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.

Насколько хорошо вы умеете рассказывать сказки?

Не умею

Рассказываю хорошо некоторые сказки

Рассказываю хорошо все сказки

В основном хорошо рассказываю все сказки

Интенсивно использую рассказывание сказок

 

 

 

 

 

 

6.      Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.

Если ребенок обратился к вам с просьбой рассказать сказку...

Рассказывать сказки - очень сложное занятие

Расскажу сказку, которая мне очень нравится

Рассказывать сказки трудно, но интересно

Рассказывать сказки нужно учиться

Рассказывать сказки - мое любимое занятие

 

 

 

 

 

 

Результаты анкетирования выявили три типа семей.

К первому типу относятся родители, которые бережно хранят книги семейной библиотеки и пополняют ее, если видят книги, представляющие художественную ценность с точки зрения иллюстраций, выполненных мастерами книжной графики. Книги читаются в таких семьях постоянно.

Второй тип - семьи, которые при покупке книг руководствуются не высокой ценой, а интересами ребенка. Родители хорошо представляют себе круг литературных предпочтений своего малыша и покупают книги, которые потом читают всей семьей.

Родители третьего типа предпочитают книгу в качестве «лучшего подарка». Сказки и другие произведения художественной литературы в таких семьях воспроизводятся по памяти, т. е. с ними ребенка знакомят в изустной форме, которая, как известно, отличается от чтения.

На основании полученных результатов, т. е. на основе запросов родителей, и будет строиться программа социального партнерства. Например, изучение родительского мнения показало, что приобретение книги для детского чтения в семье сравнимо с покупкой игрушки. Вопрос в том, в какой «игрушке» семья ребенка заинтересована. Если подбор книг для чтения предполагает творческое чтение, существует реальная необходимость погружения в творческое, развивающее, душевное чтение.

На современном этапе развития детской литературы и формирования круга детского чтения воспитатели и родители, воспитывающие ребенка дошкольного возраста, наиболее остро начинают ощущать нехватку произведений для чтения детям четвертого года жизни. Сегодняшний ребенок младшего дошкольного возраста отличается от своих сверстников особой культурной средой развития. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру - так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность - от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога. Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Семья как институт неформального образования // Семья и школа XXI века: пути взаимодействия: Сб. научно-метод. материалов. Moscow.: Федеральный институт развития образования, 2009. С. 8–12.
  2. Махновская С.И. Художественно-эстетическое воспитание детей 3–5 лет с разным уровнем психического развития средствами изобразительного искусства: Дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 267 с.
  3. Система аудита качества образования в дошкольном образовательном учреждении/ М.Ю. Алексеева, Н.Е. Веракса, Т.А. Никитина и др. М.: Московский центр качества образования, 2012. 192 с.
  4. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 206 с.
  5. Хайлова Е.Г. Самоаудит в детском саду//Обруч. 2012. № 2. С. 7–10.
  6. Хайлова Е.Г. Чтение// Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов/ О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. С. 51–60.

Информация об авторах

Хайлова Елена Геннадиевна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный институт развития образования, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1514-3085, e-mail: elena-khajlova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2375
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1687
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0