Психолого-педагогические исследования
2013. Том 5. № 4
ISSN: 2587-6139 (online)
Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Хайлова Е.Г. Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. Том 5. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2013_n4/65809 (дата обращения: 01.11.2024)
Полный текст
Функциональный диапазон и задачи образовательной политики в соответствии с постоянно изменяющимися запросами общества существенно повлияли на модернизацию всех уровней образования. В связи с этим в дошкольном образовании одной из насущных задач стала организация учебно-воспитательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников на качественно новом уровне.
В ежегодной педагогической деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения может использоваться один из эффективных способов управления и повышения качества образовательного процесса взаимодействия семьи и детского сада - самоаудит. Изучение вопроса о возможности проведения самоаудита в детском саду показало, что данная форма позволяет осуществить переход к новой ступени взаимодействия с родителями - социальному партнерству. Необходимость такого перехода в современных условиях очевидна - он соответствует личностным особенностям педагогов и воспитателей, работающих в ДОУ, способствует повышению качества воспитательнообразовательного процесса, оказывает своевременную помощь на уровне предупредительного контроля.
Самоаудит, с одной стороны, повышает качество дошкольного образования, а с другой - предупреждает трудности взаимодействия сотрудников детского сада и семьи. Самоаудит взаимодействия детского сада и семьи ориентирует на построение системы государственнообщественного управления образованием с правом использования вариативных форм и нацеленностью на развитие видового разнообразия дошкольных учреждений.
Основная цель проведения самоаудита в ДОУ - повышение качества взаимодействия с родителями воспитанников и совершенствование содержания взаимодействия детского сада и семьи на основе внедрения современных подходов в практическую деятельность педагогических работников.
По результатам проведения самоаудита может быть организована методическая помощь участникам в виде обмена опытом, проведения взаимопосещений и др.
Успешность работы по взаимодействию сотрудников ДОУ с родителями [5] должна определяться системой критериев оценки. Это - обязательная часть проведения самоаудита в детском саду.
Взаимодействие с родителями должно осуществляться как субъект-субъектное, построенное на возможности и необходимости учета и реализации интересов сторон, на основе согласия и взаимопонимания. Уровень взаимодействия будет признан высоким тогда, когда это взаимодействие будет происходить без принуждения с обеих сторон или со стороны третьих лиц, т. е. будет являться добровольным.
По всем критериям оценки результативности совместных действий сотрудников детского сада и семьи - от планирования до координации усилий, ответственности за результат воспитания и развития ребенка - взаимодействие должно характеризоваться согласованностью позиций.
Сотрудникам ДОУ в своей работе предлагается использовать формы, которые позволяют решать проблемы настоящего времени, организовывают ситуации появления идей для решения проблем. Взаимодействие только тогда осознается как процесс не формальный, а эффективный, когда выполнение поставленных задач вместе с родителями обогащается новым содержанием.
Одним из основных критериев оценки результативности является осуществление взаимодействия по удовлетворению данных запросов, нужд, интересов родителей, учету особенностей семей воспитанников при последующем планировании взаимодействия с детьми и их родителями в текущем году.
Для изучения мнения родителей о работе дошкольного учреждения могут использоваться индивидуальные, коллективные, наглядно-информационные формы. Но главное - содержание материалов, их вариативность.
Возможность проведения самоаудита сотрудников ДОУ в современных условиях для перехода от «работы с родителями» к социальному партнерству, цели и задачи данной формы особенно ярко видны при рассмотрении взаимодействия детского сада и семьи в историческом аспекте. Отметим несколько наиболее значимых моментов.
Согласно «Руководству для воспитателей детского сада» (1939 г.), осуществлять взаимодействие родителей и воспитателей как участников воспитания одних и тех же детей следовало по принципу «Детский сад дает необходимые советы и указания, внимательно прислушиваясь к запросам семьи». В последующие периоды развития взаимодействия данный вид работы осуществлялся в целях ведения педагогической пропаганды среди родителей. Считалось, что совместное с родителями воспитание детей на протяжении семи лет дает возможность коллективу детского учреждения организовать педагогическую пропаганду, добиться единства в методах воспитания детей в саду и семье и тем самым повысить эффективность воспитания. Как показывает источник, в обязанности воспитателя дошкольного учреждения входило оказание родителям помощи в овладении знаниями о ребенке, закономерностях его развития, подготовки к обучению в школе. Для этого родителей следовало знакомить с основными проблемами психологии, педагогики, анатомии и гигиены детей дошкольного возраста, обучать тому, как разговаривать с ребенком и т. д. Большое внимание уделялось организованной помощи детским садам со стороны родительских комитетов и планам работы родительского комитета.
К началу 80-х гг. XX в. была разработана система планирования работы с родителями в детском саду в условиях использования различных форм педагогической пропаганды. Особо подчеркивалось, что план работы с семьей должен обязательно обсуждаться на педагогических совещаниях. В нем должны быть определены тематика родительских собраний, открытых дней для родителей, бесед и консультаций и т. п. Например, если общее родительское собрание называется «Физическое воспитание детей в детском саду и семье», то уместно обсудить все вопросы - от режима дня до формирования культурногигиенических навыков и полезных привычек без учета возраста детей. А на групповом собрании могла быть проведена беседа о закаливании в соответствии с возрастом детей группы. При определении тематики собрания рекомендовалось уделять повышенное внимание вопросам игровой, учебной, трудовой деятельности. Воспитателю при подготовке к собранию предлагалось посетить некоторые семьи, пригласить родителей к активному участию в обсуждении намеченных вопросов и т. п. Но, как и при описании других мероприятий с участием родителей, не планировалось выяснять, что интересует конкретную семью, как работа в разных формах может повлиять на изменение позиции семьи в вопросах воспитания детей и т. д.
В этот исторический отрезок времени участие родителей в родительском комитете уже приравнивалось к общественной нагрузке. Работа комитета определялась специальным положением, а его деятельность отражалась в специальной документации (план и учет работы, график дежурств, протоколы заседаний). Таким образом, привлечение родительским комитетом других родителей к выполнению отдельных заданий в помощь детскому саду или обобщение знаний об условиях воспитания ребенка в семье и передача опыта другим родителям постепенно превращалось именно в обобщение, краткий вывод, а не в изучение, анализ.
На современном этапе развития взаимодействия детского сада с родителями воспитанников становится очевидным отсутствие системы, в которой лидерство активной группы родителей могло бы как-то повлиять на установление партнерских отношений. В соответствии с самоаудитом предлагается осуществлять взаимодействие сотрудников ДОУ с семьей по изучению запросов, интересов, потребностей родителей, их мнения о работе дошкольного образовательного учреждения посредством актива родителей. Для этого лидеры в составе любого количества человек осуществляют данный вид взаимодействия с родителями воспитанников. Выводы, которые предоставляет актив родителей, должны не быть общими, итоговыми, а соответствовать каждому пункту в последовательности совершаемых действий, которые воплощаются в различного вида мероприятиях годового плана взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями, планов воспитательно-образовательной работы воспитателя группы с семьями воспитанников, протоколах родительских собраний. При этом принципы целенаправленности, планомерности и систематичности работы с родителями в условиях непрерывности, последовательности, усложнения и расширения круга проблем, комплексного подхода к формированию личности ребенка как к процессу всестороннего его развития, единства и взаимодействия физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания остаются в работе с семьей ведущими.
При взаимодействии с семьями воспитанников, когда осуществляется установка на социальное партнерство с ними, от сотрудников детского сада может потребоваться следующее:
1. анализ социальной ситуации развития ребенка и его семьи;
2. включение родителей воспитанников в активную деятельность в детском саду
3. расширение традиционных видов детской художественной деятельности новым тематическим содержанием;
4. повышение качества воспитания детей дошкольного возраста при взаимодействии семьи и ДОУ.
Если во второй половине XX в. воспитатели при взаимодействии с семьей выступали в роли своего рода консультантов, лекторов, пропагандистов, то XXI в. от сотрудников ДОУ требуется, прежде всего, умение общаться.
Общение сотрудников детского сада может проходить с представителями различных лингво-культурных общностей, поэтому могут появиться проблемы, связанные с диалогом культур.
Вопросам привлечения семьи к участию в жизни детского сада, с тем чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители, посвящен ряд пособий для работников дошкольных образовательных учреждений.
Активная ломка стереотипов взаимодействия сотрудников детского сада с родителями связана не только с изменением форм работы внутри педагогического коллектива. Переход от формального подхода в планировании к активному взаимодействию администрации и педагогического коллектива с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов возможен в условиях партнерства и единомыслия. Социальное партнерство детского сада и семьи в лучших своих типах отношений направлено на совместную деятельность субъектов образовательного процесса, характеризующуюся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. Такая концепция социального партнерства в образовании давно и прочно вошла в экономическую и политическую жизнь цивилизованных стран мира.
Для достижения партнерского типа отношений при взаимодействии сотрудников детского сада с родителями воспитанников особое внимание стоит уделить продумыванию реализации коммуникативных задач.
Коммуникативные задачи по результатам самоаудита включают в себя:
■ отказ от взаимообмена информацией, когда воспитатели выступают в роли «учителей», а родители воспитанников в роли «учеников»;
■ коррекцию речевого поведения воспитателей через формирование умения увидеть себя со стороны;
■ развитие у воспитателей стремления проявить в процессе общения лучшие стороны своей личности;
■ стимулирование воспитателей на организацию совместной деятельности с родителями воспитанников на основании запросов последних;
■ разработку собственного имиджа у каждого воспитателя для успешного взаимодействия с семьей;
■ установление стратегии взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников, направленной на удовлетворение обеих сторон общения.
Следует особо подчеркнуть значение моделирования педагогического общения на основе поставленных задач.
Анализ показал, что воспитатель должен:
■ в обмене информацией придерживаться поведенческих и речевых стереотипов, которые позволят демонстрировать родителям полное доверие;
■ в совместной деятельности с родителями очень четко формулировать цели и задачи взаимодействия относительно группы и каждого участника по отдельности;
■ исходить из знания нормативно-правовых документов взаимодействия семьи и детского сада и декларировать свое знание родителям;
■ рассказывать родителям о предыдущем опыте взаимодействия детского сада
и семьи как трансляции педагогического опыта дошкольного образования в целом.
Последний момент представляется чрезвычайно важным при планировании работы дошкольного образовательного учреждения на основе изучения мнения родителей. Ведь очень часто родители выступают с предложениями заменить традиционные детские культурные практики (чтение, игра и т. д.) изучением английского языка, обучением игры в шахматы, подготовкой ребенка к школе и т. п. Очевидно, что в условиях социального партнерства семьи и детского сада необходимо разработать эффективные средства, позволяющие раскрыть перед родителями значимость сензитивности каждого возраста дошкольного детства. Но вместе с тем каждое дошкольное учреждение вправе самостоятельно решать вопросы взаимодействия с семьями воспитанников в соответствии с их запросами.
Такая позиция несет определенный позитив и характеризует процесс установления взаимодействия при следующих условиях:
усиление значения роли отцовства и материнства в молодых семьях;
наличие единого образовательного пространства семьи и детского сада;
■ установка на социальное партнерство сотрудников детского сада с родителями
воспитанников;
■ развитие новых нетрадиционных форм взаимодействия родителей воспитанников с воспитателями детского сада.
В процессе взаимодействия ДОУ и семьи, построенном на взаимообмене информацией, были зафиксированы тенденции последующего развития данного вида взаимодействия:
■ усиление наиболее актуальных культурных запросов родителей воспитанников по отношению к детскому саду;
■ отход от устаревших форм и переход к новым формам реализации запросов родителей воспитанников;
■ формирование новых типов отношений семьи и детского сада, основанных на
классификации запросов родителей воспитанников.
На основе изучения проблемы распространения передового педагогического опыта можно констатировать следующее.
1. В развитии экспериментальной деятельности существенное место занимает определение значения и руководящей роли заведующей дошкольным образовательным учреждением.
2. Обобщение и распространение опыта связаны со степенью развития эффективности его внедрения в деятельность дошкольного учреждения.
3. Разработки на основе передового педагогического опыта являются средством модернизации системы образования, когда направлены на повышение квалификации, уровня знаний, раскрытия творческих способностей педагога.
В связи с поставленной проблемой важно подчеркнуть, что семья не должна являться экспериментальной площадкой детского сада. В научном споре о тенденциях в развитии межличностных отношений в семье педагогический коллектив детского сада, воспитатели и родители должны быть ориентированы на позицию, в которой семья признается важнейшим социальным институтом, «уникальным ценностным инвариантом мира современной культуры» [1, с. 12].
При взаимодействии детского сада с семьями воспитанников существует одна важная проблема, которая может быть поставлена как педагогическая.
Результаты опроса родителей воспитанников о роли художественной культуры и художественной деятельности в воспитании детей выявили следующие проблемные аспекты развития взаимодействия:
■ некритичный настрой восприятия родителей и как следствие - низкая интенсивность развития художественной деятельности в детском саду и семье;
■ стремление родителей к однообразию видовой системы художественных предложений;
■ низкий уровень функционирования обменом мнений и опытом посредством Интернета.
В рамках разрабатываемых проектов дошкольных образовательных учреждений предлагалось воздействовать на родителей через макросоциум, взаимосвязь непосредственно образовательной деятельности в детском саду и дополнительного образования, оказание практической помощи семьям в развитии творческих способностей ребенка и т. д.
Пример работы в образовательной области «Чтение художественной литературы» [6] убедительно доказывает, что совместная деятельность взрослого с детьми может способствовать:
1. взаимному уважению обоих участников педагогического процесса, в котором дети будут стремиться подражать взрослому и сотрудничать с ним;
2. созданию познавательной и социальной децентрации (Ж. Пиаже), отвечающей интересам и взрослого, и детей и помогающей делать то, что интересно.
Чтение как культурная практика несет в себе возможности для развития обоих участников совместной деятельности. В процессе чтения (слушания) ребенок становится участником мыслительного и познавательного процессов путем слухового восприятия и узнавания слов. Он также становится участником чтения как события, связанного с присутствием в нем взрослого, и приобщается к чтению (восприятию) книг через вербально-визуальные средства (проводники чтения).
Взрослый (старший, родитель, педагог, воспитатель) в процессе чтения книг детям решает следующие задачи:
■ является участником речевой деятельности по извлечению и созданию смысла в процессе восприятия и узнавания слов;
■ осуществляет руководство чтением, реализуя воспитательные, образовательные, самообразовательные и коммуникационные функции;
■ реализует права детей на культурную и социальную среды посредством достижений в области искусства.
Художественная литература, являясь видом искусства, выполняет эстетическую и этическую функции образования детей дошкольного возраста, что, безусловно, способствует интеграции данной области с направлением «Художественно-эстетическое развитие». Однако особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественного текста таковы, что только с помощью взрослого, который ежедневно читает ему, ребенок сможет прийти к открытию мира во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начать больше и лучше понимать жизнь и людей, переживая и проживая прочитанное в книгах.
Условия эффективности организации процесса чтения - это систематичность, выразительность и организация чтения как совместной деятельности взрослого и детей (а не в рамках регламентированного занятия). Критерий эффективности — радость детей при встрече с книгой, «чтение» ее с непосредственным интересом и увлечением.
Чрезвычайно важными при создании условий для реализации задач данной образовательной области представляются социальные функции чтения. Одна из социальных функций - гедонистическая - нацелена на достижение эвристического эффекта. Не менее важной является коммуникационная социальная функция, способствующая корреляции явлений, связанных с процессами чтения. Коммуникационная функция актуализируется в использовании технологий, в том числе в осуществлении целей и задач чтения художественной литературы в семье.
Какая проблема существует в современной ситуации приобщения к чтению как культурной практике, которая может помешать развивающей функции чтения в дошкольном возрасте?
Будничность, обыденность, рутинность. Принудительное, рутинное чтение не способствует формированию интереса и потребности в чтении (восприятии) книги. При таком чтении у ребенка не формируются внутренний диалог и рефлексия. Автоматическое чтение также ведет к потреблению книг, а не к рефлексивному восприятию. Эта проблема наиболее остро стоит с введением новой практики чтения - с использованием электронных носителей информации, которые лишают попытки оценить, принять, отвергнуть те или иные ценности, нормы, описанные в произведении.
Вместе с тем воспитатели и родители детей дошкольного возраста при решении круга задач, связанных как с восприятием произведений искусства, так и с продуктивной художественной деятельностью, сталкиваются с рядом факторов, причина которых - недоразвитие детской психики.
Как пишет в диссертационной работе С.И. Махновская [2], психолого-педагогическая характеристика таких детей дается на основании ряда исследований, в которых содержатся указания на особенности недостатков в детских графических изображениях, связанные с овладением навыка, аналогичного умению читать, писать, считать [2, с. 56]. Поэтому основные методы художественно-эстетического воспитания таких детей должны основываться на ряде методик, например трудового воспитания.
Общеизвестно, что структуру работы по формированию основ изобразительной деятельности ребенка дошкольного возраста составляют три компонента:
■ мотивационно-потребностный;
■ эмоционально-волевой;
■ организационно-деятельностный.
Предполагается, что в обучении рисованию ребенок вначале находится рядом с взрослым, который по его просьбе рисует различные предметы и явления. В этом процессе ребенок учится сравнивать рисунки с существующими предметами окружающей действительности. В данном виде работы также могут использоваться методики формирования способов обследования предметов, например при подготовке к лепке. Или использоваться специальные упражнения - наклеивание предмета по контуру (аппликация) и т. д.
Для развития у ребенка самостоятельных действий очень эффективны различные игровые методы. Вообще игровые методы способны активизировать включение в учебный процесс и повышают его эффективность. Однако в современном обществе понятие «игра» ассоциируется, прежде всего, не с ее феноменальными возможностями для развития человека, а, наоборот, с чем-то негативным, разрушительным и т. п. Поэтому представляется чрезвычайно важным вернуть данную культурную практику для формирования эталонов, освоения вершин какого-либо вида деятельности. (Например, деловая игра определяется как форма воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности молодого специалиста.)
Очевидно, что все семьи нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении, но также неоспорим тот факт, что основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования основываются на приоритетности сферы образования ( Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 3, п. 1) [4].
Каким должен быть первый этап в последовательности проведения самоаудита? Самоаудит предполагает формирование системы взаимосвязанных мер, действий, условий, механизмов по следующим этапам:
1. проведение общего собрания педагогического коллектива в целях распространения информации о проведении самоаудита и принятие решения участвовать в нем (прямое голосование об участии педагогического коллектива в этой работе);
2. проведение инструктажа для участников самоаудита после того, как ответственный за самоаудит познакомится с Положением;
3. создание комиссии с целью оказания консультативной помощи и проведения практической части работы участниками самоаудита взаимодействия с родителями воспитанников;
4. разработка Памятки проведения в ДОУ самоаудита взаимодействия с семьями воспитанников.
На подготовительном этапе проведение самоаудита взаимодействия воспитателей с родителями будет способствовать:
■ активизации мыслительной деятельности воспитателей и специалистов;
■ формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;
■ созданию оптимальных условий для выполнения современных требований к организации и проведению взаимодействия сотрудников детского сада с родителями.
Также очевидной является необходимость изучения особенностей взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями воспитанников с помощью различных методик изучения семьи.
Изучение запросов родителей по вопросам чтения художественной литературы ребенку в семье проводилось на основании следующей анкеты.
«Уважаемые родители!
Ваш ребенок ходит в детский сад. Воспитателям детского сада очень важно знать ваши педагогические установки и воззрения. Мы просим вас поделиться вашими знаниями о приобщении детей к чтению в семье для того, чтобы педагогический процесс протекал в русле взаимного сотрудничества и понимания. Пожалуйста, выберите сегодня время, когда вы избавлены от других дел, и внимательно прочтите предлагаемые вам вопросы. Отметьте в анкете тот вариант ответа, который вам покажется наиболее точным. Это займет у вас от 5 до 10 мин.
Пожалуйста, читайте вопросы внимательно и отвечайте на них по возможности честно. Ваши ответы очень важны для всех нас.
1. Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.
Читаете ли вы детям книги?
Никогда |
Рассказываю сказки |
Читаю книги и рассказываю сказки |
В основном читаю книги |
Постоянно, при каждом удобном случае читаю книги и рассказываю сказки |
|
|
|
|
|
2. Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.
Рассказываете ли вы детям сказки?
Никогда |
Когда-то пробовал(а) |
Иногда |
Сравнительно регулярно |
Постоянно, при каждом удобном случае |
|
|
|
|
|
3. Отметьте один вариант продолжения высказывания.
Рассказывать сказки ребенку - это значит...
Пересказывать |
Рассказывать по мотивам какой- либо известной сказки |
Рассказывать сказку при рассматривании картинок (по картинкам) |
Рассказывать сказку с использованием игрушек (театрализация) |
Рассказывать оригинальную сказку (собственного сочинения) |
|
|
|
|
|
4. Отметьте один вариант продолжения высказывания.
При выборе - рассказывать сказку или читать книги - я предпочитаю .
Рассказывать сказки, потому что книги очень дорого стоят |
Рассказывать, поскольку ребенок лучше воспринимает рассказывание, чем чтение |
Читать ребенку книги, которые дарят друзья и знакомые |
Читать ребенку книги, которые мне читали в детстве |
Читать книги, которые покупаю в магазине |
|
|
|
|
|
5. Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.
Насколько хорошо вы умеете рассказывать сказки?
Не умею |
Рассказываю хорошо некоторые сказки |
Рассказываю хорошо все сказки |
В основном хорошо рассказываю все сказки |
Интенсивно использую рассказывание сказок |
|
|
|
|
|
6. Отметьте один вариант ответа, который вам кажется наиболее точным.
Если ребенок обратился к вам с просьбой рассказать сказку...
Рассказывать сказки - очень сложное занятие |
Расскажу сказку, которая мне очень нравится |
Рассказывать сказки трудно, но интересно |
Рассказывать сказки нужно учиться |
Рассказывать сказки - мое любимое занятие |
|
|
|
|
|
Результаты анкетирования выявили три типа семей.
К первому типу относятся родители, которые бережно хранят книги семейной библиотеки и пополняют ее, если видят книги, представляющие художественную ценность с точки зрения иллюстраций, выполненных мастерами книжной графики. Книги читаются в таких семьях постоянно.
Второй тип - семьи, которые при покупке книг руководствуются не высокой ценой, а интересами ребенка. Родители хорошо представляют себе круг литературных предпочтений своего малыша и покупают книги, которые потом читают всей семьей.
Родители третьего типа предпочитают книгу в качестве «лучшего подарка». Сказки и другие произведения художественной литературы в таких семьях воспроизводятся по памяти, т. е. с ними ребенка знакомят в изустной форме, которая, как известно, отличается от чтения.
На основании полученных результатов, т. е. на основе запросов родителей, и будет строиться программа социального партнерства. Например, изучение родительского мнения показало, что приобретение книги для детского чтения в семье сравнимо с покупкой игрушки. Вопрос в том, в какой «игрушке» семья ребенка заинтересована. Если подбор книг для чтения предполагает творческое чтение, существует реальная необходимость погружения в творческое, развивающее, душевное чтение.
На современном этапе развития детской литературы и формирования круга детского чтения воспитатели и родители, воспитывающие ребенка дошкольного возраста, наиболее остро начинают ощущать нехватку произведений для чтения детям четвертого года жизни. Сегодняшний ребенок младшего дошкольного возраста отличается от своих сверстников особой культурной средой развития. Педагоги и психологи давно выделили критические точки роста личности в детстве, в том числе и связанные с ними содержание и формы включения личности в культуру - так называемые кризисные точки вхождения (или невхождения) в культуру. В этом процессе всегда есть поэтапность, постепенность - от полного принятия до эффекта оппозиции, затем критики и, наконец, диалога. Каждый этап характеризуется своими особенностями развития психики ребенка, его отношения к миру и культуре. Если эти периоды в развитии упустить, то в дальнейшем огромные пласты культуры, в том числе и книжной, уже никогда не будут доступны личности.
Литература
- Асмолов А.Г. Семья как институт неформального образования // Семья и школа XXI века: пути взаимодействия: Сб. научно-метод. материалов. Moscow.: Федеральный институт развития образования, 2009. С. 8–12.
- Махновская С.И. Художественно-эстетическое воспитание детей 3–5 лет с разным уровнем психического развития средствами изобразительного искусства: Дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 267 с.
- Система аудита качества образования в дошкольном образовательном учреждении/ М.Ю. Алексеева, Н.Е. Веракса, Т.А. Никитина и др. М.: Московский центр качества образования, 2012. 192 с.
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 206 с.
- Хайлова Е.Г. Самоаудит в детском саду//Обруч. 2012. № 2. С. 7–10.
- Хайлова Е.Г. Чтение// Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: Пособие для педагогов/ О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Гризик и др.; науч. рук. А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2012. С. 51–60.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2375
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1687
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0