Значимые факторы социальной ситуации развития подростка-правонарушителя

1488

Аннотация

Статья представляет собой обзор зарубежных исследований, в которых анализируются факторы социальной ситуации развития подростка, оказывающие влияние на совершение подростком правонарушения: роль состава и социального статуса семьи (уровень дохода, уровень образования родителей); роль особенностей отношений подростка с родителями (уровень родительского контроля, качество отношений подростка с родителями); значение социальных связей подростка со сверстниками. Приведен ряд характеристик семьи, которые выступают факторами защиты подростков от совершения правонарушения. Показано также, что отношения подростка со сверстниками играют огромную роль в способах его социализации, что при проблемных отношениях со сверстниками вероятность криминализации подростка возрастает, несмотря на имеющиеся в семье факторы защиты. Изучение предпосылок правонарушения в социальной и семейной сфере подростков может быть использовано при разработке программ сопровождения для уже совершивших правонарушения подростков и программ профилактики для подростков, находящихся в группе риска по вероятности приобщения к криминальным сообществам и совершению правонарушений.

Общая информация

Ключевые слова: социальная ситуация развития подростка, преступное поведение подростка, формирование идентичности подростка, состав семьи, социальный статус семьи, уровень родительского контроля, качество отношений подростка с родителями, социальные связи подростка со сверстниками

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2014060108

Для цитаты: Великоцкая А.М. Значимые факторы социальной ситуации развития подростка-правонарушителя [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 56–68. DOI: 10.17759/psyedu.2014060108

Полный текст

Психологическая работа в контексте правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, всегда актуальна: она необходима и тем подросткам, кто был осужден за преступление, и тем, кто получил осуждение условно, и тем, кто не совершал правонарушения, но находится в группе риска в силу особенностей социального контекста и семейной ситуации. Работа психолога в этой сфере включает в себя сопровождение подростков на протяжении судебных разбирательств, работу с семьей правонарушителя, часто - работу с пострадавшими, медиацию и практики примирения и заглаживания вреда; кроме того, важнейшей, хотя на настоящее время и недостаточно развитой в России, является подготовка отбывающих наказание подростков к освобождению: помощь в восстановлении отношений, поиске социально приемлемой ниши, адаптации к жизни в некриминальном сообществе и в итоге - предупреждение повторных правонарушений.

Исследования социального контекста подростков-правонарушителей являются важнейшим прогностическим ресурсом для предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних и для своевременной помощи наиболее подверженным риску криминализации подросткам. В данной статье мы рассмотрим ряд характеристик семейной и социальной ситуации подростков, которые признаются зарубежными исследователями в качестве значимых факторов, влияющих на совершение подростками правонарушений.

Семейная ситуация подростка

В исследованиях, посвященных подростковому возрасту, в частности подростковой преступности, особенно много внимания уделяется составу семьи подростка. Установлено, что у подростков, воспитывающихся в неполных семьях, часто также описываемых как неблагополучные семьи, более высок риск проявлений преступного поведения, чем у подростков из полных семей. Одним из важнейших факторов, по мнению исследователей, является развод родителей: ситуация развода не только увеличивает вероятность асоциального поведения подростка, но и приводит к снижению уровня родительского контроля, что повышает вероятность появления у подростков криминальных связей и криминального референтного сообщества.

В одном из исследований в Иране изучалась взаимосвязь различных особенностей семейной ситуации подростков с преступным поведением. В исследовании участвовали 96 подростков-правонарушителей в возрасте от 14 до 18 лет из реабилитационного центра в Тегеране. Среди преступлений, совершенных подростками, были такие, как драки или угроза применения насилия (16,7 %), убийство или сексуальное насилие (9,4 %), преступления против собственности - кражи (44,8 %), преступления, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков (16,7 %), смешанные типы преступлений (5,2 %) и другие виды преступлений (7,3 %) [10]. Исследование показало, что развод родителей действительно является значимым фактором при проявлении преступного поведения: 51 % подростков-правонарушителей испытывали сложности в семье после развода родителей. Также результаты исследования (табл.) показали, что значимым фактором семейной ситуации подростков является состав семьи: 95,4 % подростков из контрольной группы (не совершавших преступлений) проживают в полной семье. Кроме того, важнейшее значение имеет социальный статус семьи: 81,2 % подростков с асоциальным поведением проживают в семьях, взрослые члены которых испытывают трудности с работой [10].

Таблица

Результаты сравнения социальной ситуации группы подростков с асоциальным поведением и

контрольной группы подростков

 

№ п/п

Факторы

Подростки с асоциальным поведением, %

Контрольная группа подростков, %

 

 

 

 

1.

Состав семьи

 

Полная семья

49

95,4

 

Неполная семья (в разводе)

51

4,6

2.

Наличие судимости у родителей

 

Да

21,9

10,3

 

Нет

78,1

89,7

3.

Химическая зависимость у родителей

№ п/п

Факторы

Подростки с асоциальным поведением, %

Контрольная группа подростков, %

 

 

 

 

1.

Состав семьи

 

Полная семья

49

95,4

 

Неполная семья (в разводе)

51

4,6

2.

Наличие судимости у родителей

 

Да

21,9

10,3

 

Нет

78,1

89,7

3.

Химическая зависимость у родителей


Исследование Дж. Бэнсон (J.Benson) и М.К. Джонсон (M.K. Johnson), в котором изучалась взаимосвязь семейного контекста подростка и появления у подростка чувства «взрослости», идентификации себя со взрослым, показало, что состав семьи является важным фактором формирования идентичности: подростки, которые воспитываются в неполных семьях (с одиноким отцом, одинокой матерью или приемным родителем), сильнее идентифицируют себя со взрослыми, чем подростки, которые живут в полной семье с двумя родителями (биологическими или приемными) [3].

Социальный статус семьи (доход семьи, уровень образования родителей) также является значимым фактором в процессе развития идентичности подростка. Подростки из семей с низким социальным статусом раньше начинают идентифицировать себя со взрослыми, чем подростки из более благополучных (образованных, экономически благополучных) семей [2; 6; 8]. Часто это связано с тем, что подростки из семей с низким социальным статусом меньше рассчитывают как на финансовую, так и на социальную поддержку семьи и стараются покинуть семью как можно раньше, чтобы начать самостоятельную жизнь. И в детстве, и в старшем возрасте такие подростки, как правило, берут на себя ответственность за определенные дела по хозяйству, имеют финансовые обязательства и взаимодействуют со своими родителями на равных [4]. Чем больше ресурсов в семье, связанных с доходом и возможностями образования, тем позже появляется чувство взрослости у подростка [3].

Отношения подростка с родителями

Во многих зарубежных исследованиях, посвященных подростковой преступности, большое значение придается такому фактору семейной ситуации подростков- правонарушителей, как уровень родительского контроля. По мнению исследователей, этот показатель непосредственно связан с проявлением антиобщественного и преступного поведения у детей и подростков [6; 7; 12; 13]. Обычно уровень родительского контроля исследуется, если подросток нарушает общепринятые нормы и правила, т. е. при проявлениях у подростка асоциального поведения. Исследования показывают, что родительский контроль снижает вероятность отклонений в поведении подростков - является защитным фактором от проявлений асоциального, рискованного поведения у подростков [9; 11]. Достаточный уровень родительского контроля может предотвратить общение подростка с асоциальными сверстниками, которое напрямую способствует совершению преступления [10].

Формирование идентичности подростка происходит через взаимодействие со значимыми другими, и социальное окружение играет важную роль в этом процессе, поэтому исследователи, изучающие условия формирования идентичности подростков, даже вне контекста правонарушений, также уделяют внимание фактору родительского контроля. Дж. Бэнсон и М.К. Джонсон [2; 3; 8] показывают, что чем больше в семье степень близости между подростком и родителями, чем выше уровень родительского контроля, тем меньше подросток идентифицирует себя со взрослым. А отношения на равных между подростком и родителями, наличие конфликтов с родителями, выполнение обязанностей, наоборот, формируют у подростка чувство взрослости и независимости. Наиболее высокий уровень родительского контроля наблюдается в полных семьях с биологическими родителями. Наиболее низкий уровень родительского контроля - в семьях, где подростка воспитывает один родитель, особенно если это одинокий отец [3].

Как очень низкий, так и очень высокий уровень родительского контроля может выражаться в такой степени конфликтности и неблагополучия в семье, что подросток стремится отделить себя от родителей и как можно раньше покинуть семью. Это может привести, с одной стороны, к формированию у подростка самостоятельности и независимости, с другой - к появлению у подростка криминальных связей и выбору криминального пути развития. Чаще всего конфликты происходят в приемных семьях, где недостаточно доверия между подростком и родителями [2; 3].

Качество отношений подростка с родителями также является важным, однако, спорным показателем социальной ситуации подростка. Одни исследователи утверждают, что доверительные отношения с родителями важны для здорового социально­психологического развития подростка, в то время как другие считают, что конфликты подростка с родителями естественны и имеют значение для ощущения подростком своей автономии и значимости. Здесь трудно найти компромисс, так как, с одной стороны, конфликтные отношения подростка с родителями могут привести к положительным результатам и быть показателями психологической зрелости подростка, а с другой стороны, отсутствие контакта с родителями может негативно отразиться на развитии подростка и привести к тому, что подросток будет страдать от давления сверстников [1; 6;14].

На базе института экономических и социальных исследований в Мельбурне было проведено исследование, в котором рассматривалось влияние фигуры отца на преступное поведение девочек и мальчиков-подростков. Результаты исследования показали, что мальчики-подростки чаще становятся участниками криминальных ситуаций, если в их жизни нет отца. Так, например, проявлений отклоняющегося поведения на 8,6 % меньше у мальчиков-подростков, которые живут со своими биологическими отцами, и на 7,5 % меньше у мальчиков-подростков, живущих с отчимом [5].

Поведение девочек-подростков в основном не связано с тем, присутствует отец в их жизни или нет. Единственная значимая связь, которая была установлена, - девочки- подростки, которые живут со своими биологическими отцами, с меньшей вероятностью будут проявлять жестокость, участвовать в продаже наркотиков и применять оружие [5].

Помимо присутствия или отсутствия отца в жизни подростка в исследовании изучалось участие отца в жизни подростка и его взаимосвязь с преступным поведением подростков. Результаты показали незначительную разницу (2%) между проявлениями преступного поведения подростков, в жизни которых отец просто присутствует, и подростков, в жизни которых отец активно участвует [5]. Это говорит о том, что присутствие отца как фигуры в жизни подростка само по себе является защитным фактором, снижающим риск асоциального поведения подростка.

В некоторых группах подростков фактор участия отца (в отличие от присутствия) в их жизни являлся фактором риска и увеличивал проявления асоциального поведения, что, по всей вероятности, было связано с тем, что взаимодействие с отцом у этих подростков было, скорее, проблемным, чем поддерживающим [5].

Отношения подростка со сверстниками

Фактор социальных связей со сверстниками часто перечисляют в ряду важных составляющих социальной ситуации подростка, но в исследованиях этому фактору достаточно редко уделяют особое внимание. В исследовании Э.М. Томас (A.M. Thomas) социальные связи со сверстниками изучались в связи с качеством отношений с родителями, в частности, исследовалось влияние моральных ценностей родителей и преступного поведения сверстников на моральные ценности и преступное поведение подростков [15]. Результаты исследования показали, что моральные ценности родителей напрямую не влияют на преступное поведение подростка (рис. 1), а влияют лишь частично.

При этом социальные связи со сверстниками имеют больше влияния на поведение подростка, чем установки родителей (рис. 2) [15].

Э.М. Томас предполагает, что если благодаря семье у подростка закрепляются положительные нравственные установки, то он с меньшей вероятностью попадет в криминальную ситуацию. Но если у подростка слабые социальные связи со сверстниками, и он попадает в асоциальную группу, то он, вероятнее всего, станет участником криминальной ситуации, независимо от того, какими моральными ценностями руководствовался до этого [15]. По мнению Э.М. Томас, это связано с тем, что подросток, у которого слабые социальные связи со сверстниками, чувствует себя незащищенным, и он с большей вероятностью примет «моральный кодекс» асоциальных сверстников и будет завоевывать статус в группе, следуя этому кодексу, нежели будет устанавливать свои правила, исходя из своих моральных ценностей [15].

Взаимовлияние факторов социальной ситуации подростка

Как мы видим, и в анализе причин подростковой преступности, и в исследовании условий развития идентичности подростка такие факторы социальной ситуации развития подростка, как состав семьи и социальный статус семьи, играют важную роль. Но если в исследовании, изучающем причины подростковой преступности, подростки из неполных семей и семей с низким социальным статусом попадают в группу риска, то в исследовании условий развития идентичности подростка неполная семья и семья с низким социальным статусом, наоборот, интерпретируются как факторы, скорее, способствующие социализации подростка и развитию его идентичности.

Можно предположить, что это противоречие возникает в связи с тем, что факторы состава семьи подростка и социального статуса подростка, выдернутые из контекста социальной ситуации подростка, не могут быть объективными критериями оценки социального риска. Само по себе отсутствие одного из родителей у подростка не является фактором риска, так как важны качественные характеристики этого процесса. Например, развод родителей, который часто упоминается исследователями в качестве причины асоциального поведения подростков, может быть отнесен к факторам риска, поскольку это показатель резкого изменения состава семьи подростка, которое может привести к негативным последствиям.

Таким образом, основываясь на результатах описанных выше исследований, можно предположить, что такие особенности семейной ситуации подростка, как полная семья, биологические родители, высокий уровень образования родителей, наличие фигуры отца в жизни подростка, финансовая стабильность семьи, являются защитными факторами, т. е. чем больше этих факторов присутствует в жизни подростка, тем более благоприятны условия для благополучного развития идентичности подростка и меньше вероятность появления проблем в его поведении.

Соответственно, отсутствие этих факторов - развод родителей, низкий уровень культуры семьи, приемная семья, неполная семья, отсутствие отца, отсутствие работы у родителей - так или иначе усложняет условия развития подростка и может приводить к негативным последствиям в виде криминального поведения.

На рис. 3 показано, что защитные факторы, являясь базовыми, обеспечивают защиту психики подростка и расширяют его возможности, создавая благоприятные условия для формирования его идентичности, однако, даже наличие всех необходимых защитных факторов не гарантирует благополучного развития идентичности подростка и отсутствия проблем в его поведении, так как здесь на первый план выходит не просто наличие этих факторов, а качественные характеристики. Поэтому при анализе семейной ситуации подростка важно учитывать не только фактические (наличие или отсутствие) и количественные характеристики, но и качественные - уровень родительского контроля, качество отношений подростка с родителями и со сверстниками.

Например, уровень родительского контроля важен для успешного развития подростка, но если он слишком высокий (гиперконтроль, гиперопека), если в семье слишком большое количество правил и у подростка отсутствует возможность принимать самостоятельные решения, то это может негативно повлиять на развитие идентичности подростка. В то же время слишком низкий уровень родительского контроля (отсутствие контроля, гипоопека) может привести к раннему взрослению подростка и рискованному поведению подростка.

То же самое касается и фактора социальных связей со сверстниками, важность которого подтверждается многими исследованиями. Слабые социальные связи со сверстниками или отсутствие таких связей может привести к тому, что у подростка не сформируются необходимые социальные навыки взаимодействия, что, в свою очередь, может привести к отклонению в его поведении. Поэтому даже при наличии всех защитных факторов, слишком низкий или слишком высокий уровень родительского контроля и отсутствие социальных связей со сверстниками являются факторами риска для подростка.

Исследования отдельных факторов или взаимосвязи нескольких факторов, несомненно, важны, но, как мы видим на примере упомянутых в статье исследований, при проведении групповых исследований иногда невозможно учесть весь контекст ситуации подростка из-за большого количества участников, и чем масштабнее исследование и больше группы участников, тем меньше точности и определенности в результатах. Поэтому, чтобы понять, насколько благополучной является социальная ситуация развития подростка, важно проводить комплексный анализ различных факторов и их влияния друг на друга.

Рис. 3. Факторы социальной ситуации, влияющие на развитие идентичности и поведение подростка

Итак, в данной статье отражены результаты зарубежных исследований, посвященных вопросу семейных и социальных предпосылок совершения подростками правонарушений. Как видно из приведенных данных, очень большое значение в качестве факторов защиты от совершения правонарушения имеют особенности семьи и отношений внутри семьи. Однако еще более значимым для развития и социализации подростка является качество его отношений с социальным окружением. Социальные связи со сверстниками играют огромную роль в этом процессе, так как во многих случаях проблемное общение со сверстниками оказывается для подростков ключевым фактором для вступления в криминальные сообщества, и в этой ситуации факторы защиты оказываются недостаточными.

Данные результаты имеют очень большое значение для психологической работы как с уже совершившими правонарушение подростками, так и с подростками группы риска. Понимание роли контекста семьи и отношений со сверстниками в совершении подростками правонарушений позволит более эффективно строить работу по повышению социальной адаптации подростков, уязвимых с точки зрения возможного приобщения к криминальному сообществу, и при повторной социализации подростков, отбывающих наказание и готовящихся к освобождению.

Литература

  1. Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Модели восприятия моральной атмосферы школы современными российскими подростками как компонент социальной ситуации развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 2. С. 73—85.
  2. Benson J., Furstenberg F.F. Entry into adulthood: are adult role transitions meaningful markers of adult identity? // R. Macmillan (Ed.). Constructing Adulthood: Agency and Subjectivity in the Life Course. L.: Elsevier Science. Ltd., 2007. P. 199–224.
  3. Benson J., Johnson M.K. Adolescent family context and adult identity formation // Journal of Family Issues. 2009. № 30 (9). P. 1265–1286. doi:10.1177/0192513X09332967.
  4. Burton L. Childhood adultification in economically disadvantaged families: an ethnographic perspective // Family Relations. 2007.  № 6. P. 329–345.
  5. Cobb-Clark D.A., Tekin E. Fathers and Youth's Delinquent Behavior / Working Paper №17507 //Melbourne Institute of Applied Economics and Social Research . 2011. 48 p.
  6. Glebov V.V., Arakelov G.G. Influences of Different Factors on Dynamics of Children's Aggression and Teenage Criminality (on an Example of the Moscow and Altai Regions). Psychology in Russia: State of the Art. 2010. №3. Р. 565- 578
  7. Dehghani M., Roshan M., Ganjavi A. An investigation on insufficient forensic psychology assessment of juveniles in correction service center // Journal of Family Research. 2008. № 4 (2). P. 167–178.
  8. Johnson M.K, Berg J.A, Sirotzki T. Differentiation in self-perceived adulthood: Extending the confluence model of subjective age identity // Social Psychology Quarterly. 2007. № 70 (3). P. 243–261.
  9. McShane M.D, Williams F.P. Youth Violence and Delinquency: Monsters and Myths. L: Praeger publishers, 2007. 656 p.
  10. Predictive factors for juvenile delinquency: the role of family structure, parental monitoring and delinquent peers /  Alboukordi S., Nazari A.M., Nouri R., Sangdeh J.K.// International Journal of Criminology and Sociological Theory. 2012. Vol. 5. № 1. P. 770–777.
  11. Romero A.J., Ruiz M. Does familism lead to increased parental monitoring ?: protective factors for coping with risky behaviors// Journal of Child and Family Studies. 2007. № 16. P. 143–154.
  12. Shoemaker D.J. Juvenile Delinquency:1st ed. Maryland: Rowman and Littlefield Publishers, 2009. 447 p.
  13. Shoemaker D.J. Theories of Delinquency: An Examination of Explanations of Delinquent Behavior: 6th ed. N. Y.: Oxford University Press, 2010. 400 p.
  14. Soenens, B. The intergenerational transmission of empathyrelated responding in adolescence: the role of maternal support/ Soenens B.,  Duriez B., Vansteenkiste M.,  Goossens  L. // Personality and Social Psychology Bulletin. 2007. № 33 (3). P. 299–311.
  15. Thomas A.M. Parent and Peer Influences: Their Role in Predictive Adolescent Moral Values and Delinquent Behavior: Thesis for the Degree of Master of Science. Colorado: Colorado State University Fort Collins, 2011. 64 p.
  16. Zahn M.A. The Delinquent Girl: 1st ed. Philadelphia: Temple University Press, 2009. 343 p.

Информация об авторах

Великоцкая Анастасия Михайловна, социальный педагог, ГКУ«Центр содействия семейному воспитанию «Соколенок», Москва, Россия, e-mail: avelikotskaya78@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2954
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1488
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0