Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 3. С. 105–114
doi:10.17759/psyedu.2016080310
ISSN: 2587-6139 (online)
Комплексные ситуационные задачи в оценке образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» в магистерской программе «Школьная психология»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт, психологическая диагностика, комплексная ситуационная задача, оценка образовательных результатов, промежуточная аттестация
Рубрика издания: Психологический инструментарий
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080310
Для цитаты: Андрущенко Т.Ю., Шубина А.С. Комплексные ситуационные задачи в оценке образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» в магистерской программе «Школьная психология» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 3. С. 105–114. DOI: 10.17759/psyedu.2016080310
Полный текст
Обсуждается содержание промежуточной аттестации магистрантов в рамках модуля «Психологическая диагностика обучающихся» магистерской программы «Школьная психология», показывается логика его проектирования с ориентацией на Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Комплексные ситуационные задачи рассматриваются в модульной программе в качестве основного средства оценки образовательных результатов. Содержание комплексных задач определено кругом диагностических ситуаций, соотнесено с реальной практикой психолога образования. Построение комплексных ситуационных задач связано с рядом составляющих профессиональной деятельности педагога-психолога в области психодиагностики: проектирование последовательности профессиональных действий, теоретическое обоснование планируемых действий, методическое обеспечение диагностической деятельности, деонтологические аспекты взаимодействия с обследуемым, реализация профессиональных действий, рефлексия процесса и результатов диагностической деятельности. Анализируются место и роль процедуры самооценивания магистрантами решения комплексной ситуационной задачи.
Предлагается вариант комплексной задачи для промежуточной аттестации магистрантов. Одна из наиболее актуальных задач модернизации педагогического образования в Российской Федерации на сегодняшний день – повышение качества образования студентов, получающих психолого-педагогическую подготовку благодаря приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и реализации нового Профессионального стандарта и стандартов основного образования всех уровней. Реальным образовательным результатом обучения студентов становится профессиональное действие, или сложное умение, требующее синтеза знаний и компетенций, которые формируются в разных учебных дисциплинах, изучаемых в рамках того или иного модуля. Переход к модульному принципу построения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) позволяет обеспечить возможность понимания студентами теоретических основ профессиональной деятельности и формирования у них готовности к выполнению профессиональных действий за счет объединения в структуре модуля теоретических дисциплин, практикумов и распределенных практик и, в конечном счете, усилить практико-ориентированную направленность образования.
Модуль «Психологическая диагностика обучающихся» является комплексной практико-теоретической единицей и представляет собой логически завершенный, самостоятельный, информационно и методически обеспеченный блок основной профессиональной образовательной программы «Школьная психология», ориентированный на подготовку магистрантов к реализации трудовой функции «Психологическая диагностика детей и обучающихся» Профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
Модульный тип обучения, актуальный для решения задач формирования компетенций магистрантов, предполагает изменение содержания и форм образовательного процесса, в том числе на всех уровнях аттестации. Один из возможных способов организации образовательного процесса – включение в модульную ОПОП процедур оценивания после окончания каждого модуля. Тогда оценка одного, завершенного, модуля может оказать косвенное влияние на содержание и ход реализации других, еще не завершенных, модулей [2].
Одним из важных механизмов модернизации обучения в соответствии с требованиями Профессионального стандарта является изменение содержания оценки образовательных результатов обучающихся, направленной на оценку квалификации выпускника. Готовность к решению психологом образования профессиональных задач не может быть проверена путем воспроизведения теоретического содержания: для этого требуется квалификационное испытание иного типа, которое позволит оценить степень подготовки магистра к профессиональной деятельности в рамках различных трудовых функций в соответствии с требованиями Профессионального стандарта [4].
Оценка образовательных результатов по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» была построена в соответствие с ФГОС ВО по психолого-педагогическому направлению с ориентацией на проверку сформированности всех составляющих профессиональной деятельности согласно требованиям Профессионального стандарта «Педагог-психолог» (знания, компетенции, трудовые действия) в логике задачного подхода.
Задача, будучи одним из структурных компонентов деятельности, предполагает реализацию цели в конкретных условиях профессиональной деятельности. В связи с этим комплексная задача содержит описание профессиональной ситуации, в котором возможны как избыточные, так и недостаточные условия, требующие их анализа и квалификации.
Решение комплексной ситуационной задачи в контексте оценки образовательных результатов предполагает достижение изменений на двух уровнях – объектно-предметном, через преобразование профессиональной диагностической ситуации, и субъектном, через рефлексию изменений себя как профессионала в процессе решения задачи.
В итоге проектирования процедуры оценки образовательных результатов были определены направления профессиональной деятельности педагога-психолога образовательной организации в области психологической диагностики, на их основе разработана программа промежуточной аттестации по модулю, включающая в себя систему комплексных ситуационных задач.
Согласно программе целью промежуточной аттестации по модулю «Психологическая диагностика обучающихся» является установление уровня подготовки магистранта к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями Профессионального стандарта специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся), а также в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 44.04.02. Оценке подлежали образовательные результаты, сформированные в процессе изучения следующих дисциплин модуля: «Теория и методология психологической диагностики обучающихся», «Психодиагностика в структуре мониторинга образовательных результатов у обучающихся», «Психодиагностика в структуре психологической помощи лицам с трудностями обучения, развития и социальной адаптации», «Производственная (распределенная) практика».
Аттестации подлежал ряд компетенций согласно ФГОС ВО, на формирование которых был ориентирован модуль «Психологическая диагностика обучающихся»: общекультурная компетенция (ОК-2), общепрофессиональные компетенции (ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6),
профессиональные компетенции в области психолого-педагогического сопровождения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, в том числе психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ, развитии и социальной адаптации (ПК-1, ПК-6, ПК-7), профессиональные компетенции в области научно-методической деятельности (ПК-47, ПК-49)1.
В процессе конструирования модуля «Психологическая диагностика обучающихся» на основе анализа соответствия ФГОС ВО и Профессионального стандарта были определены дополнительные компетенции, соответствующие трудовым действиям в рамках трудовой функции «Психологическая диагностика обучающихся», которые также определяли
содержание промежуточной аттестации: дополнительная общепрофессиональная компетенция и дополнительные профессиональные компетенции в области научно-методической деятельности.
Дополнительная общепрофессиональная компетенция – готовность к составлению
психолого-педагогических заключений по результатам комплексного диагностического обследования (ОПК–ДОП).
1 Перечень компетенций приведен согласно проекту ФГОС ВО по направлению 44.04.02. «Психолого-педагогическое образование».
Дополнительные профессиональные компетенции в области научно-методической
деятельности: 1) готовность руководствоваться в своей деятельности содержанием документов, регламентирующих образовательных процесс, в том числе ФГОС общего образования соответствующего уровня (ПК-ДОП-1); 2) готовность к ведению профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты) (ПК-ДОП-2).
Промежуточная аттестация магистрантов по модулю предполагала решение обучающимися комплексных задач, соответствующих содержанию типичных ситуаций профессиональной деятельности в области психологической диагностики.
Итоговая аттестация магистрантов по модулю намеренно не предполагала отдельного теоретического задания, поскольку теоретическое знание студента в рамках деятельностной парадигмы имеет смысл оценивать именно как понимание им теоретико- методологических оснований решения профессиональной задачи. Усиление деятельностного компонента на этапе промежуточного контроля было связано и с введением демонстрации отдельных профессиональных действий в рамках типичных диагностических ситуаций. Студент получил возможность переходить от пересказа теории и гипотетических способов профессиональной деятельности к непосредственному выполнению тех или иных действий, соответствующих тем или иным этапам психодиагностического процесса.
Перечень ситуаций профессиональной деятельности педагога-психолога образовательной организации в области психологической диагностики определялся на основе Профессионального стандарта и обсуждался с экспертами и практикующими педагогами-психологами (супервизорами от стажировочных площадок).
Логика выделения перечня ситуаций, составляющих содержательную основу комплексных ситуационных задач, определена следующими критериями: 1) типом диагностического обследования; 2) формой проведения диагностического обследования; 3) возрастом обучающихся; 4) инициатором проведения обследования; 5) категорией трудностей обучающихся.
Перечень ситуаций включал в себя следующие составляющие.
Мониторинг сформированности образовательных результатов обучающихся: а) на входе (I класс); б) в начальном общем образовании; в) в основном общем образовании.
Индивидуальное психодиагностическое обследование, проводимое по инициативе обучающегося (клиента): а) подросткового возраста; б) старшего школьного возраста.
Индивидуальное психодиагностическое обследование, проводимое по инициативе родителей обучающегося: а) младшего школьного возраста; б) подросткового возраста; в) старшего школьного возраста.
Индивидуальное психодиагностическое обследование, проводимое по инициативе педагогов или администрации, обучающихся, испытывающих трудности: а) в обучении; б) в развитии; в) в социальной адаптации.
Плановое групповое психодиагностическое обследование: а) на этапе адаптации первоклассников к обучению в школе; б) на этапе перехода младших школьников к основному общему образованию; в) на этапе предпрофильного и профильного обучения.
Групповое психодиагностическое обследование обучающихся по запросу педагога или администрации по проблемам межличностного взаимодействия в классе на этапе: а) начального образования; б) основного общего образования; в) основного полного образования.
В рамках каждой предложенной ситуации профессиональной деятельности была спроектирована комплексная задача (пример задачи приведен в конце статьи). В ходе решения ситуационной задачи магистрант должен был продемонстрировать разные аспекты выполнения профессиональных действий в области психодиагностики, уровень сформированности профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВО.
В ходе решения комплексной ситуационной задачи магистрант демонстрировал следующие составляющие профессиональной деятельности педагога-психолога в области психодиагностики: 1) проектирование/планирование профессиональной деятельности – умение выстроить последовательность профессиональных действий при решении психодиагностической задачи, дать их обоснование. Оценивались компетенции ОПК-5, ОПК- 6; 2) теоретическое обоснование планируемых профессиональных действий – анализ общих методологических положений возрастной, педагогической психологии, психологической диагностики и др. Оценивались компетенции ОПК-2, ПК-ДОП-1; 3) методическое/инструментальное обеспечение диагностической деятельности – подбор и обоснование методов и конкретных методических процедур для решения психодиагностической задачи, использование математико-статистических методов обработки данных. Оценивалась компетенция ОПК-2; 4) деонтологический аспект решения психодиагностической задачи – анализ ситуации взаимодействия с клиентом через обращение к этическим нормам профессиональной деятельности педагога-психолога в области психодиагностики. Оценивалась компетенция ОК-2; 5) отдельные профессиональные действия в области решения конкретной психодиагностической задачи. Оценивались компетенции ОПК-2, ОПК-5, ОПК-6, ОПК-ДОП, ПК-1, ПК-6, ПК-7, ПК-47, ПК-ДОП-2; 6) рефлексия сформированности компетенций, необходимых для решения предложенной профессиональной задачи на уровне «знать», «уметь», «владеть», самооценка решения комплексной ситуационной задачи, ее обоснование. Оценивалась компетенция ПК-49.
Теоретическое и практическое обучение в структуре модуля определяли возможности освоения ряда составляющих профессиональной деятельности педагога- психолога в области психодиагностики. Так, в рамках теоретической части модуля магистранты приобретали знания, осваивали умения и овладевали способами диагностической деятельности, необходимыми для проектирования профессиональных действий, их теоретического обоснования и методического обеспечения. В условиях распределенной практики магистранты получали возможность продолжить освоение методической составляющей диагностической деятельности при работе с реальными случаями, приобретали опыт взаимодействия с обучающимися в типичных и нестандартных ситуациях (актуализирован был деонтологический аспект), реализовывали запланированную диагностическую программу (демонстрировали выполнение профессиональных действий).
Возможность формирования рефлексивной составляющей диагностической деятельности была соотнесена с особыми этапами практики – научно-исследовательским и рефлексивным. Содержание и процедура проведения промежуточного экзамена по модулю также предусматривали возможность рефлексии выполнения задания и оценки сформированности компетенций самим студентом. Эта инновация обусловлена важностью рефлексивного характера учения в рамках деятельностного подхода, когда студент осознает как и чему он учится, занимает субъектную позицию по отношению к собственной профессионализации, развивает умения cамооценивания [3].
В рамках задачного подхода в оценке образовательных результатов важным являлось включение в состав экзаменационной комиссии супервизоров-практиков, что позволяло реализовать возможность оценки как академического продвижения студентов, так и их профессионально-личностного роста, готовность к реальной профессиональной деятельности.
Итоги освоения модуля нашли отражение в двух оценочных процедурах: 1) в объективных оценках экзаменационной комиссии и независимых экспертов; 2) в самооценивании студентами результатов решения комплексной ситуационной задачи.
По итогам промежуточной аттестации экзаменационная комиссия выносила заключение об уровне знаний методологических принципов диагностической деятельности психолога образования, умений ориентироваться в основных задачах и содержании психодиагностической деятельности, готовности к проектированию диагностического процесса в сопровождении обучающихся, владении схемами построения психологической характеристики и психологического заключения. Комиссия также высказывала рекомендации магистрантам в области профессионального развития умений построения взаимодействия с субъектами образовательного процесса в части передачи им результатов диагностики.
Экзаменационная комиссия приняла решение о том, что все магистранты продемонстрировали сформированные компетенции в области психодиагностической деятельности (33 % – на продвинутом уровне, 67 % – на достаточном уровне) и готовы к реализации трудовой функции «Психологическая диагностика обучающихся». Результаты независимой экспертной оценки показали, что все трудовые действия, подлежащие оцениванию, освоены магистрантами в достаточной степени, эффективность освоения студентами ФГБОУ ВПО «ВГСПУ» всех оцениваемых трудовых действий выше порогового значения (более 60%).
Оценивая результаты освоения модуля, магистранты выделили следующие достижения: «появилось более четкое понимание сути диагностической деятельности», «улучшились умения обработки и интерпретации результатов, ранее не хватало практического опыта», «появилась возможность реального применения теоретических основ в практической деятельности».
Приведем пример проблемной задачи для промежуточной аттестации магистрантов.
Тип ситуации: индивидуальное психодиагностическое обследование, проводимое по инициативе родителей обучающегося подросткового возраста.
Проверяемые компетенции: ОК–2, ОПК–2, ОПК–5, ПК–6, ПК–49.
Описание ситуации. К психологу обратилась мама Алексея Р., обучающегося в VII классе (13 лет), с запросом: «Помогите мне справиться с сыном, он стал просто неуправляем».
Данные, сообщенные мамой.
Она воспитывает ребенка одна, с отцом Алексея они развелись восемь лет назад.
Мальчик очень тяжело пережил разлуку с отцом (на данный момент времени контактов с отцом мальчик не поддерживает, изначально мать была против этого). Вскоре после развода мальчик стал проявлять эмоциональную неустойчивость, появились срывы, истерики, агрессивное поведение по отношению к сверстникам. Мама, чувствуя свою вину перед ребенком вследствие развода, старалась доставлять ему как можно больше радостей: покупала все, что он захочет, старалась ничего не запрещать. В последний год ситуация вышла из-под контроля: мальчик не хочет учиться, часами играет в компьютерные игры, требует дорогих подарков, в случае отказа устраивает истерику. Угрожал уйти из дома, если его требования не будут выполняться.
Данные, приведенные учителями.
Начиная с V класса успеваемость Алексея значительно снизилась: в начальной школе его спасали неплохие способности, но в средней школе он начал отставать в учебе. Любит привлечь к себе внимание неадекватными выходками, в классе является одним из лидеров.
Задания для работы с ситуацией.
1. Предложите программу психодиагностической работы с участниками ситуации запроса: назовите и опишите необходимые этапы диагностического процесса, их содержание применительно к данному случаю (проектирование). 2. Обоснуйте необходимые профессиональные действия на отдельных этапах работы с данным случаем (в том числе на этапе формулирования диагностических гипотез) ссылками на методологические принципы диагностической деятельности, теоретические положения возрастной, педагогической психологии и других областей психологического знания (теоретический аспект). 3. Определите необходимые для работы с данным случаем психодиагностические методы и конкретные методические процедуры, опишите их диагностические возможности (методический/инструментальный аспект). 4. Проанализируйте предложенный случай с точки зрения взаимодействия диагноста с участниками ситуации запроса (этических принципов, возможной позиции обследуемого по отношению к диагностической ситуации и пр.) (деонтологический аспект). 5. Сформулируйте ориентировочные рекомендации маме и педагогам по взаимодействию с мальчиком (демонстрация профессиональных действий). 6. Проанализируйте сформированность своих компетенций, необходимых для решения предложенной профессиональной задачи, обоснуйте свое мнение.
Предложите свою шкалу оценки сформированности профессиональных действий, оцените по ней свое выполнение комплексного задания (рефлексии профессиональных действий).
Литература
- Ануфриев А.Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач. М.: Ось-89, 2012. 144 с.
- Землянская Е.Н. Новые формы оценивания образовательных результатов студентов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2015. Т.7. №4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n4/zemlyanskaya.shtml (дата обращения: 20.03.2016).
- Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.87–104.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.105–126.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2799
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 656
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0