Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 139–148
doi:10.17759/psyedu.2017090314
ISSN: 2587-6139 (online)
Реализация профессиональных стандартов межведомственных профессий (на примере специалиста по работе с семьей)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: обобщенная трудовая функция, трудовые действия , помощь , поддержка, социальное сопровождение, социальная сфера, профессиональный стандарт, межведомственное взаимодействие в социальной сфере, подготовка специалиста по работе с семьей
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090314
Для цитаты: Шульга Т.И. Реализация профессиональных стандартов межведомственных профессий (на примере специалиста по работе с семьей) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 139–148. DOI: 10.17759/psyedu.2017090314
Полный текст
Разработка профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» в большей степени связана с необходимостью введения в социальную сферу профессионалов, способных оказывать услуги семьям с детьми на основе межведомственного взаимодействия. Анализ деятельности специалистов разных ведомств выявил наличие ведомственных барьеров, нормативных правовых актов, не учитывающих специфику профессиональной деятельности. Нерешенные проблемы в социальной сфере изначально ставят специалистов перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной помощи, параллельно заниматься разработкой технологий, внедрением эффективных практик, адекватных требованиям современного общества. Фактически становление специалиста по работе с семьей как профессионала в социальной сфере происходит параллельно научно-практической разработке основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа с семьей и детьми [1; 8].
Как общественное явление социальная работа с семьей представляет собой своеобразную модель помощи, которую общество реализует в конкретный исторический период сообразно особенностям национально-культурного, социально-политического развития. Ее отличительной особенностью является пока еще во многом стихийный стиль осуществления перемен в сфере поддержки и помощи семьям и детям, которые определяются наличием практики, опыта работы с разными типами семей и детей. В то же время можно говорить о недостаточном опыте работы специалистов социальной сферы с неблагополучными семьями, воспитывающими детей разного возраста. Открытие в регионах центров социальной помощи семье и детям частично восполняет подготовку и воспитание кадров специалистов по работе с семьей [2].
В 1991 г. в Российской Федерации были введены должности социального работника и специалиста социальной работы. Данные специалисты осуществляют широкий перечень видов работ с семьями вообще, а в большей степени - с семьями, которые обращаются к специалистам со своими проблемами. При этом довольно большое количество неблагополучных семей с детьми не обращаются к специалистам и оказываются вне сферы оказания разных видов социальных услуг [2; 9; 12].
Профессиональный стандарт «Специалист по работе семьей» в формулировках обобщенных трудовых функций, трудовых действий описывает виды помощи, поддержки, сопровождения, направленные на оказание социальных услуг разным видам семей, в том числе семьям с детьми. Реализация профессионального стандарта позволяет перенести фокус деятельности специалистов по работе с семьей с заявительного принципа со стороны клиента на активно-поисковую работу с ним. Этот принцип важен для раннего выявления детского и семейного неблагополучия и, соответственно, раннего вмешательства - решения задач, наиболее востребованных в работе специалистов социальной сферы.
При переходе на модель организации труда специалиста по работе с семьей в социальной сфере возникает ряд проблем: отсутствие необходимой нормативно-правовой базы; межведомственная разобщенность; отсутствие механизмов взаимодействия между смежными службами организаций образования, здравоохранения, социальной защиты, полиции; психологическая и экономическая неготовность социума принять новые формы работы с семьей и детьми; недостаточное использование новых форм и способов работы с населением (с благотворительными и общественными объединениями, с религиозными организациями; использование возможностей рекламы и т. д.); сложности раннего выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; недостаточное материально-техническое обеспечение организаций, работающих с семьями.
Согласно «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, одним из приоритетных направлений государственной семейной политики на современном этапе является создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. Приоритетные направления связаны с деятельностью центров помощи семье и детям, а также реализацией функций специалиста по работе с семьей, представленных в профессиональном стандарте. Поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье - первоочередные цели государственной семейной политики. В Концепции сформулированы основные задачи семейной политики, в числе которых - содействие в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи, профилактика семейного неблагополучия, повышение эффективности системы социальной защиты семей с несовершеннолетними детьми.
Выполнение поставленных государственных задач побуждает специалистов социальной сферы к поиску и использованию инновационных подходов на каждом этапе работы с семьей. Часто в сложной ситуации в семьях обостряются отношения между взрослыми и родители перестают справляться с воспитанием детей. Для оказания помощи таким семьям нужен специалист, который может своевременно обнаружить кризис и на основе профессиональной диагностики организовать социально-профилактическую и социально-реабилитационную работу с семьей. Задача решается при минимальном вмешательстве в жизненное пространство семьи, в партнерстве с семьей оказывается помощь в восстановлении способности семьи самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями [4; 7].
В настоящее время внедрение новых технологий выявления семей с детьми, нуждающимися в социальной помощи и поддержке, связано со следующими важными моментами: с изменением критериев выявления факторов риска жестокого обращения с детьми и нарушения прав детей; с выявлением проблемных семей через вовлечение широкого круга специалистов из различных ведомств (здравоохранение, образование, социальная защита и др.), развитием системы централизованного сбора информации о семьях и детях; с появлением партнерского подхода в работе с семьей; с совершенствованием системы межведомственного взаимодействия.
Внедрение профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» позволит обеспечить повышение результативности работы с семейной системой в режиме поддержки семьи на ранней стадии развития проблем взамен взаимодействия с семьей в режиме реагирования на кризисы. Своевременное и эффективное оказание помощи семье специалистами по работе с семьей на ранней стадии семейного неблагополучия - это основной путь повышения эффективности работы по созданию условий для обеспечения семейного благополучия.
Традиционно система социальных услуг для семьи рассматривается как способ обеспечения выживания граждан, имеющих ограниченные материальные возможности. Между тем экономические, политические, демографические перемены в российском обществе привели к изменению не только количественного, но и качественного состава целевой группы социальных служб, работающих с семьей. В результате значительно расширился перечень социальных услуг, востребованных жителями крупных мегаполисов (Москва, Санкт-Петербург), повысились требования к качеству их предоставления.
Возрастающий спрос на социальные услуги показал несостоятельность заявительного принципа оказания помощи, при котором в поле зрения социальных служб попадают только семьи, воспринимающие свою ситуацию как трудную и готовые принять помощь. Данная система социального обслуживания ориентирована на решение уже имеющихся у семьи социальных проблем, на предоставление ей помощи без учета возможностей семьи в самостоятельном преодолении трудной жизненной ситуации, что препятствует решению вопросов профилактической направленности и способствует развитию иждивенчества определенных категорий граждан.
Эффективность социальной помощи в случае, когда семья пассивно ожидает ее, а не активно ищет способы решения проблем, значительно снижается. Анализ деятельности специалистов социальных служб с семьями и детьми показывает, что сложившаяся система была выстроена и отрегулирована для выявления семей на поздней стадии кризиса, что зачастую приводит к отобранию детей из неблагополучных семей, лишению родителей родительских прав и помещению детей в организации для детей-сирот.
Внедрение профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» направлено на изменение взаимодействия социальных служб и семей с детьми. При изменении системы работы с семьей на ранних стадиях семейного неблагополучия симптомы носят менее выраженный характер и возникают в моменты обострения трудной жизненной ситуации, дополнительных стрессов в жизни родителей или семьи в целом. На этом этапе семейный ресурс еще достаточно силен, а проявления кризиса локализуются в семье и не часто выходят наружу. Окружающие, как правило, не замечают этих проявлений, поскольку члены семьи все еще пытаются самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию, сохраняя при этом свой социальный статус: избегают огласки, предпочитают не обращаться за помощью, особенно к сотрудникам социальных служб. Первые проявления семейного кризиса на ранней стадии могут заметить специалисты, которые общаются с детьми и родителями из этих семей на постоянной основе: воспитатели детских садов, педагоги, руководители кружков и секций, участковые, медсестры и участковые педиатры. При этом они выявляют не столько случаи жестокого обращения с ребенком, нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, сколько признаки истощения ресурсов семьи в самостоятельной борьбе с трудной жизненной ситуацией. Родители на этом этапе уже не могут самостоятельно делать то, что для них всегда было важно: качественно осуществлять уход за детьми, своевременно обращаться к врачу и выполнять его предписания, обеспечивать условия для освоения детьми школьной программы. Так появляются первые признаки семейного кризиса, связанного с трудной жизненной ситуацией, влияющей на способность родителей замечать и адекватным образом удовлетворять минимальные возрастные потребности ребенка. Именно на этом этапе необходимо подключение профессионала - специалиста по работе с семьей, владеющего технологиями привлечения семей к сотрудничеству, получению социальных услуг, направленных на поддержку ресурсов семьи с детьми. Итогом данного этапа работы с семьей станет предложение пакета социальных услуг, направленных на устранение возможных рисков и причин семейного неблагополучия на ранних стадиях развития кризисной ситуации [4; 7; 10].
Осуществление данных направлений деятельности требует специального обучения специалистов по овладению навыками и умениями, методами, технологиями оказания помощи семье и детям. В практической деятельности специалисты по работе с семьей вовлечены в реформирование системы оказания социальных услуг и сталкиваются с дилеммами, связанными с необходимостью совмещать противоречивые, а порой и полярно противоположные, обязанности носителя властных полномочий, наделенного правом вмешиваться в жизнь семьи, с целью защиты интересов ребенка, с функциями помощника и наставника, главная задача которого - активизировать внутренние ресурсы семьи и наладить с ее членами партнерские отношения.
Должность специалиста по работе с семьей обязывает делать все зависящее от специалиста для защиты прав и законных интересов детей. Вместе с тем требуется не допустить нанесения ребенку серьезной душевной травмы, неизбежно возникающей в результате его изъятия из семьи. Лучший способ решить обе задачи - укрепить семью, развивать у ее членов способность своими силами преодолевать трудные жизненные ситуации и при этом стабильно и самостоятельно удовлетворять минимальные возрастные потребности детей, заботиться о них.
В рамках данного подхода специалист по работе с семьей выступает инициатором позитивных перемен, активизации внутренних ресурсов семьи. Он просвещает, мотивирует родителей в их усилиях по изменению методов воспитания детей и удовлетворению их возрастных потребностей. Уверенность в том, что позитивные перемены достижимы, поддерживает готовность взрослых членов семьи изменить свою жизнь.
Условиями успешного вовлечения являются, во-первых, признание родителями самой возможности причинения ими вреда детям из-за того, что их практики воспитания несовершенны, во-вторых, добровольное участие в мероприятиях, направленных на повышение уровня родительской компетентности. К сожалению, не все семьи из тех, с которыми работают организации системы защиты детства, делают это добровольно. В случаях, когда дети подвержены высокому риску жестокого обращения, а их семьи отказываются сотрудничать, решение задачи защиты прав и законных интересов несовершеннолетних требует применения соответствующих властных полномочий. В этом случае специалист должен иметь возможность вмешаться в жизнь семьи для того, чтобы защитить здоровье и жизнь ребенка, несмотря на то обстоятельство, что вмешательство может помешать налаживанию партнерских отношений с родителями и преодолению кризиса в семье [3; 7; 9].
Таким образом, организация применения профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей» предусматривает необходимость межведомственного взаимодействия, а также разъяснения новых требований к деятельности специалиста по работе с семьей и ее отличия от традиционной модели оказания помощи семьям в кризисной ситуации.
Анализ специальных исследований, а также обобщение лучших зарубежных практик, направленных на помощь семье и детям, взаимную поддержку семей, позволил выявить новые подходы к межведомственному взаимодействию специалиста по работе с семьей. В исследовании Элспект Слайтер (США) показано, что междисциплинарный подход, помощь семьям с детьми разных специалистов обеспечивает возможность их выхода из кризиса, повышает ресурс семьи [6]. В статье Кристин Паккеринг (Christine Puckering; Великобритания) также подчеркивается важность поддержки специалистами разного профиля семьи с детьми, особенно при попадании семьи в трудную жизненную ситуацию [13].
Междисциплинарный подход специалистов при работе с семьей, который осуществляется командой при кураторстве специалиста по работе с семьей, характеризуется высокой степенью координации и интеграции специалистов разных ведомств и реализуется в условиях установленных связей и постоянного пересечения профессиональных границ. Сбор, интерпретация и интеграция информации осуществляются на совместной встрече и основываются на результатах работы каждого члена команды. В результате группового обсуждения определяются цели, направления работы и разрабатывается план действий в интересах детей и семьи, включая рекомендации в каждой из областей развития ребенка. Наряду с высоким уровнем квалификации в своей области одним из основных требований к члену междисциплинарной команды является отказ от позиции узкого видения проблемы и ее решения в рамках одной дисциплины в пользу ознакомления с работой в других областях. Приоритетами становятся знакомство с навыками и вкладом в групповую работу других сотрудников, возможности обучения друг друга, развитие навыков межличностной коммуникации, желание высокого уровня сотрудничества и способность к компромиссу для эффективного функционирования всей команды. Для организации междисциплинарной модели важно акцентировать внимание на мероприятиях по сохранению команды, поддержанию ее в рабочем состоянии, на возможности разрешения внутригрупповых конфликтов. Взаимодействие различных специалистов при оказании помощи семье предполагает организацию и проведение совместных мероприятий, частота и способы реализации которых определяются особенностями деятельности конкретной организации, содержанием самой программы социально-психологической поддержки.
Междисциплинарная команда в системе социального обслуживания - это совместная целенаправленная работа специалистов: педагогов (специалиста по работе с семьей, дефектолога, логопеда), врачей-специалистов (психиатра, невролога, педиатра, физиотерапевта), врача-психотерапевта, психолога в социальной сфере, специалиста по социальной работе. В команду могут входить также: массажист, методисты по ЛФК и спорту, музыкальный руководитель, инструктор по труду и занятости, юрист, средний медицинский персонал, социальный работник.
Основные составляющие командного взаимодействия:
■ ведение единой документации (персональная карта);
■ функциональный диагноз (три составляющих - медико-биологический, психологопедагогический, социальный);
■ индивидуальная программа помощи;
■ рабочие встречи команды;
■ сотрудничество специалистов - синергизм подходов;
■ полноправность членов семьи и семейного окружения как членов команды;
■ активное взаимодействие специалистов с различными межведомственными организациями и социально ориентированными некоммерческими организациями.
Междисциплинарный подход в работе с семьей позволяет максимально реализовать принципы последовательности, преемственности и непрерывности этапов социальнореабилитационного процесса. Важной является возможность включения семьи в процесс социально-психологической реабилитации в качестве активного члена междисциплинарной команды.
Таким образом, межведомственная или междисциплинарная командная работа - это совместная целенаправленная работа специалистов, решающих общую задачу на основе интеграции знаний в различных профессиональных областях по правилам, выработанным сообща. Ее эффективность во многом зависит от того, насколько каждый член группы четко осознает свои задачи и цели группы в целом, вносит свой вклад в их достижение, поддерживает усилия своих коллег [5; 9; 11; 12].
На основе обобщения практик работы с семьей и детьми выделены предполагаемые риски реализации деятельности междисциплинарной команды в условиях системы социального обслуживания:
■ недостаток специалистов (специалист по работе с семьей, психолог в социальной сфере, психотерапевт, дефектолог, логопед, реабилитолог в социальной сфере);
■ разный профессиональный язык;
■ неадекватные попытки интеграции специалистов («я сам все могу»);
■ недостаточное развитие супервизии (внешнего консультирования);
■ отсутствие общей системы критериев эффективности проводимых мероприятий (функциональный диагноз - функциональный прогноз - командное ведение случая).
Выявленные риски показывают необходимость внедрения технологии междисциплинарной работы специалистов по работе с семьей ребенка в условиях системы социального обслуживания.
Совместный анализ ситуации выявил проблемные зоны, которые могут негативно сказаться на эффективности запланированных действий по внедрению профессионального стандарта «Специалиста по работе с семьей»:
■ отсутствие в регионах дорожных карт организации применения профессиональных стандартов работников социальной сферы, имеющих межведомственный характер;
■ отсутствие в субъектах Российской Федерации стажировочных площадок по апробации и применению профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей»;
■ отсутствие программ дополнительного профессионального образования специалистов по работе с семьей;
■ низкий процент включения должности специалиста по работе с семьей в штатные расписания центров помощи семье и детям, а также служб сопровождения;
■ отсутствие методического оснащения деятельности специалистов по работе с семьей;
■ значительно более низкий уровень реинтеграции (возвращения) детей в кровные семьи, чем частота других видов семейного устройства (опека и попечительство). В частности, в Российской Федерации при лишении родительских прав в 2015 г. 54 000 родителей восстановлены в правах лишь около 4 000 родителей, и только их дети возвращены в кровные семьи;
■ несформированность системы раннего выявления семей с детьми, нуждающихся в социальной поддержке и помощи.
Наиболее сложные барьеры выявлены со стороны оказания социальных услуг государственных организаций и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Перечислим наиболее распространенные:
■ большая часть семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, находящихся в кризисе, попадает в сферу внимания специалистов социальных служб на поздней стадии кризиса (до 50 % от общего числа семей, стоящих на сопровождении), что приводит к сложностям применения разных технологий работы с неблагополучными семьями;
■ большое количество услуг, связанных с материальной (другой прямой) помощью, способствует формированию иждивенческой позиции семей с детьми и приводит к переходу кризиса на хронический уровень;
■ отсутствуют методические и нормативные механизмы распределения ответственности между государственными учреждениями и социально ориентированными некоммерческими организациями при планировании работы с конкретной семьей;
■ среди социально ориентированных некоммерческих организаций лишь немногие (не более 10 %) имеют опыт совместной деятельности как с государственными организациями, так и с другими социально ориентированными некоммерческими организациями;
■ специалисты социально ориентированных некоммерческих организаций не обладают компетенциями, необходимыми для организации услуг, актуальных с точки зрения потребностей целевой группы (семьи на средней и поздней стадии семейного кризиса);
■ большинство социально ориентированных некоммерческих организаций не имеют критериев и инструментов для оценки качества и эффективности предоставляемых ими услуг.
В итоге мы пришли к пониманию, что достижение поставленных целей требует системного подхода, в рамках которого должны быть предусмотрены следующие направления:
■ создание условий для повышения числа семей с детьми, получающих помощь на ранней стадии семейного кризиса;
■ формирование для специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций и государственных организаций единых методологических и профессиональных подходов в оказании услуг семьям в кризисной ситуации;
■ формирование эффективной модели взаимодействия государственной организации, учреждения и социально ориентированной некоммерческой организации в процессе организации помощи семьям целевой группы;
■ создание условий для постоянного доступа к возможностям повышения профессиональной компетентности по актуальным вопросам практики оказания услуг как для специалистов государственных учреждений, так и для специалистов социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом требований профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей».
Литература
- Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер, – их роль в повышении качества профессионального труда // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 119–129. doi: 10.17759/pse.2016210110.
- Олейникова О.Н. Болонский процесс и сопоставимость программ, дипломов и квалификаций высшего образования //Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2009. Т. 2. № 3. С. 15–16.
- Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93. doi:10.17759/pse.2016210107.
- Рындина Е.Н. и др. Реинтеграция воспитанника детского дома в кровную семью/ Рындина Е.Н., Семья Г.В., Коновалова А.П., Зуева Н.Л. Вологда: Изд-во «ВИРО», 2008. 136 с.
- Семья в современном социуме: междисциплинарные связи/ Под ред. М.В. Носковой, Е.П. Шиховой. Екатеринбург: Изд-во «УГМУ», 2014. 312 с.
- Слайтер Э. Изучение склонности к суицидальному поведению среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья при переходе к самостоятельному проживанию: возможности применения в практической социальной работе // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2017. № 1. С. 50–64.
- Укрепляя семейные связи. Из опыта регионов. Семья и дети. М.: Изд-во «Фонд Тимченко». 2015. 115 с.
- Шинина Т.В. Семьеведение. Теория и практика: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. О.Г. Прохоровой, Е.И. Холостовой: 2-е изд. М.: Изд-во «Юрайт», 2014. 379 с.
- Шульга Т.И. Новые направления кадровой политики специалистов социальной сферы. К проблеме разработки профессиональных стандартов // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2013. № 3. С. 23–32.
- Шульга Т.И. Особенности социального рекрутмента семей для подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей //Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2014. № 3. С. 40–51.
- Шульга Т.И. Специфика оказания помощи семьям группы риска // Вестн. МГОУ. Сер. Психологические науки. 2010. № 4. С. 40–44.
- Шульга Т.И., Семья Г.В. Социальное сопровождение замещающих семей, воспитывающих детей с ОВЗ: Метод. рекомендации. М.: Изд-во МГОУ, 2016. 38 с.
- Puckering C. Mellow Parenting. «Современные технологии поддержки семей, попавших в трудную жизненную ситуацию = Modern Assistance Techniques for Families in Difficult Life Situations: Материалы международной научно-практической конференции. М.: Международная лингвистическая школа, 2017. С. 34–43.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1548
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 585
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0