Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 3. С. 70–83
doi:10.17759/psyedu.2018100307
ISSN: 2587-6139 (online)
Технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение, технология , алгоритмы взаимодействия, оценка эффективности
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100307
Для цитаты: Ослон В.Н., Селенина Е.В. Технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 70–83. DOI: 10.17759/psyedu.2018100307
Полный текст
В статье представлена авторская технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве. Данная технология прошла успешную апробацию в субъектах РФ в 2017 г. Технология рекомендована Министерством образования и науки РФ для внедрения в регионах. Методологическими предпосылками технологии стали эколого-динамический и ресурсный подходы, эмпирическими основаниями — результаты исследований жизнеустройства выпускников организаций для детей-сирот, а также обобщение опыта субъектов РФ и собственная многолетняя практика работы. Технология направлена на оптимизацию организационно-управленческого процесса постинтернатного сопровождения выпускников в континууме получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве. Технология является региональной и реализуется на двух уровнях: на уровне организаций, непосредственно работающих с выпускниками, а также на уровне исполнительной власти и местного сообщества. Данная технология позволяет систематизировать деятельность по сопровождению данной категории молодых людей в период профессионального становления.
В настоящее время социализация выпускников организаций для детей-сирот является одной из наиболее острых проблем государственной социальной политики.
Во всем мире молодые люди, вышедшие из системы альтернативного воспитания детей, относятся к группе социального риска. Маргинализация и нарушения правопорядка, люмпинизация и социально значимые заболевания нередко сопутствуют жизненному пути выпускников. Практически в каждой стране созданы государственные системы поддержки данной категории молодых людей. При этом ни одно законодательство в мире не предоставляет им такого широкого спектра льгот и преференций [6], как в нашей стране, а система помощи в такой степени не ориентирована на социализацию. Так в большинстве стран ЕС и США целью функционирования такой системы является минимизация затрат государства на поддержку нормативного жизнеустройства выпускника. Критерием эффективности становится способность выпускника не переходить черту правопорядка и обходиться без государственной помощи. В Российской Федерации во главу угла ставится нормализация жизни выпускника. Механизмами достижения являются получение конкурентоспособного профессионального образования, стабильное трудоустройство, а также наличие собственного жилья.
Проблемы личностного развития, «достижения подлинной взрослости», социальной адаптации выпускников системы альтернативного воспитания достаточно изучены как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
В зарубежных исследованиях доказана взаимосвязь между жестоким обращением в детстве (до и во время институализации) и использованием психотропных препаратов молодыми людьми [13], а также между институционализацией и формированием поведенческих нарушений [12; 15], неспособностью достичь физического и эмоционального благополучия, построить отношения с друзьями во взрослой жизни [11]. Исследователи на основании изучения результатов социальной адаптации выпускников государственной опеки установили, что им необходима длительная социальная поддержка, которая должна превышать рубеж совершеннолетия, а также, что множественные перемещения во время альтернативной заботы приводят к серьезным негативным последствиям во взрослой жизни выпускников [10]. В российских исследованиях данные выводы находят полное подтверждение (И. Бобылева, В.Н. Ослон, Е.В. Селенина, Г.В. Семья и др.).
В отечественной психологии в рамках культурно-исторического подхода проблемы взросления детей-сирот рассматриваются с позиции «социальных вывихов» [7], «дефектов социализации», а также в аспекте развития у них «социальной компетентности» (А.М. Махонько и Н.А. Иванюк). В рамках многолетних исследований МГППУ [1; 5] было доказано, что постинтернатное сопровождение является жизненно необходимой практикой для выпускников. Молодые люди в силу депривационных условий развития имеют личностные «дефициты», которые в значительной степени затрудняют их социально-трудовую адаптацию, получение профессионального образования и сохранение собственного жилья. У них есть особые образовательные потребности и при профессиональном обучении они также, как и в школе, нуждаются в адаптированных программах и интенсивной психолого-педагогической помощи [5]. Адаптация на рабочем месте, отношение к работе, условиям труда и т. д. зависят у них от возможности удовлетворить в отношениях со значимым властным взрослым (наставником, начальником) свои аффилиативные потребности. Сами по себе труд, карьера, как правило, не являются для них смысложизненной ценностью. По результатам опроса специалистов органа опеки и попечительства, служб постинтернатного сопровождения, в настоящее время не более 30% выпускников имеют стабильную трудовую занятость хотя бы в течение первого года. 70% молодых людей после получения профессионального образования не ориентированы на трудоустройство. Из тех, кто работает, абсолютное большинство (более 78%) выпускников, независимо от уровня образования, постепенно перетекают на низкоквалифицированные работы.
Это ставит задачу повышения эффективности системы постинтернатного сопровождения выпускников, одним из механизмов которого является технологизация его организационноуправленческих процессов.
Методологическими предпосылками формирования теоретических основ технологии постинтернатного сопровождения выпускников является эколого-динамический и ресурсный подходы. В соответствии с эколого-динамическим подходом решение задач постинтернатной адаптации не зависит исключительно от характеристик самого выпускника, а тесно связано с динамическим взаимодействием экологических систем на макро-, экзо-, мезо- и микроуровнях, их согласованностью и результативностью в поддержке данных процессов [3]. На каждом уровне своей экологической системы выпускники имеют собственные изменяющиеся потребности, направленные на социализацию, которые и становятся предметом постинтернатного сопровождения. На каждом уровне жизненной среды выпускника также можно выделить ресурсы, мобилизация которых в рамках постинтернатного сопровождения может позволить удовлетворить данные потребности. В табл. 1 представлена эколого-динамическая модель потребностей и ресурсов выпускника в его экологической системе. Показано, что контекстами постинтернатного сопровождения являются все уровни его «жизненных сред», включая работу с обществом по формированию инклюзивных установок в отношении данной категории молодых людей, организации сопровождения в территории пребывания выпускника, как на межведомственном уровне взаимодействия, так и на уровне организации при акцентировании позиции ответственности выпускника за собственную жизнь в целом и социально-трудовую адаптацию — в частности. Выделенные потребности и ресурсы рассматриваются в качестве мишеней постинтернатного сопровождения.
Таблица 1
Эколого-динамическая модель потребностей и ресурсов выпускника
Эмпирическим основанием технологии стали результаты исследования жизнеустройства выпускников организаций для детей-сирот с 2006 по 2017 гг., а также обобщение опыта субъектов РФ и собственная многолетняя практика сопровождения выпускников [2].
Основной целью технологии является оптимизация организационно-управленческого процесса постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве.
К задачам технологии можно отнести: алгоритмизацию деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников, определение необходимых процедур и действий, позволяющих реализовать технологию, определение критериев результативности постинтернатного сопровождения, а также процедуры и методов ее оценки.
Особенностью технологии является то, что она реализуется на уровне региона и включает в себя деятельность по постинтернатному сопровождению как на уровне организаций, непосредственно работающих с выпускниками («мезо-, микроуровни), так и на уровне исполнительной власти и местного сообщества («уровни экзо- и макросистемы»).
Важнейший принцип реализации технологии — максимальная активизация участия самого выпускника в решении проблем своего профессионального образования, социально-трудовой адаптации и в целом задач своей жизнедеятельности в период старшего подростничества и ранней взрослости. Сопровождение осуществляется меж-/трансдисциплинарной командой, которая собирается из специалистов в соответствии с потребностями и нуждаемостью выпускника. Команда сопровождения, как правило, работает на основе межведомственного регламента.
Командный подход позволяет целостно охватить проблемы выпускника, а также оказывать на него коллективное терапевтическое воздействие. Организует и координирует деятельность команды куратор, который назначается из числа специалистов службы постинтернатного сопровождения. В зависимости от уровня сопровождения куратор может работать с группой выпускников (общий уровень) или быть куратором индивидуального случая (кризисный, экстренный уровни). Сопровождение осуществляется на разных уровнях в соответствии с потребностями выпускника. Уровни сопровождения выделены на основании степени риска дезадаптации молодого человека. Важнейшим инструментом постинтернатного сопровождения является Индивидуальная программа постинтернатного сопровождения выпускника (далее — ИППСВ), которая разрабатывается и реализуется командой при активном участии выпускника. В ИППСВ представлены ключевые цели, задачи постинтернатного сопровождения, необходимые мероприятия по социальной, психологической, педагогической, правовой и медицинской помощи в соответствии с результатами мониторинга его жизненной ситуации и изменяющимися потребностями, а также прогнозные показатели результатов, которые являются критериями качественной оценки эффективности сопровождения.
В рамках технологии выделено три алгоритма взаимодействия организаций, непосредственно занятых постинтернатным сопровождением» (микро- и мезоуровни экологической системы выпускника). Выбор алгоритма сопровождения осуществляется на основании следующих условий: тип организации, осуществляющей сопровождение; возраст выпускника; возможности региона (образовательная инфраструктура, наличие общежитий, законодательная база региона, наличие СО НКО, реализующих программы постинтернатного сопровождения).
В рамках технологии предлагается три алгоритма взаимодействия субъектов сопровождения на уровне организаций.
Алгоритмы взаимодействия субъектов сопровождения на уровне организаций
Алгоритм 1. Сопровождение выпускников, проживающих в организациях для детей-сирот во время получения профессионального образования, а также первичного трудоустройства до получения жилья (максимум до 23 лет);
Алгоритм 2. Сопровождение выпускников в возрасте старше 18 лет при наличии обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия их жизни. Например, отсутствие определенного места жительства, работы и средств к существованию. Постинтернатное сопровождение осуществляется в Центре помощи семье и детям;
Алгоритм 3. Сопровождение выпускников возрасте до 23-х лет, проживающих в общежитиях СПО или в съемном жилье, собственном жилье или в жилье социального и специального найма, т. е. не в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постинтернатное сопровождение осуществляется специализированными региональными центрами.
Для реализации алгоритма 1 необходимы следующие условия:
> организация отдельного пространства, введение режима, обязанностей, прав в соответствии с возрастом и новым статусом выпускника;
> регламенты взаимодействия организаций — субъектов процесса сопровождения, которые предполагают обмен информацией, согласование мероприятий и требований, четко простроенное распределение ответственности;
> организация трехуровневого сопровождения («общий», «кризисный», «экстренный»). Основание определения выбора уровня сопровождения — степень риска дезадаптации выпускника;
> обеспечение «мягкого» перехода в территориальную службу сопровождения после получения жилья.
В систему постинтернатного сопровождения будущий выпускник включается за год до выпуска из организации для детей-сирот. Субъектами взаимодействия становятся: воспитанник, специалисты службы постинтернатного сопровождения и психолого-педагогической службы организации для детей-сирот, педагоги организации профессионального образования, медицинские работники, специалисты службы занятости, управления кадрами организации- работодателя, председатель поселкового совета (при наличии закрепленного жилья в данной территории), департамент (отдел) профессионального образования региона др.
Алгоритм сопровождения состоит из трех шагов.
Шаг 1. Подготовка воспитанника к выпуску.
Основные действия
1. Междисциплинарная диагностика потребностей и возможностей воспитанника в получении профессионального образования, готовности к выпуску.
2. Определение групп профессий, соответствующих состоянию здоровья и потребностям в профессиональной сфере воспитанника.
3. Определение возможностей получения выбранной профессии и последующего трудоустройства выпускника на территории, где расположена организация для детей-сирот.
Организация «трудовых проб».
5. Составление совместно с выпускником Индивидуальной программы постинтернатного сопровождения, заключение договора с выпускником о его согласии на ее реализацию.
6. Проведение междисциплинарного консилиума совместно со специалистами организации профессионального образования, обсуждение и утверждение ИППСВ.
Шаг 2. Постинтернатное сопровождение в период получения профессионального образования.
Субъектами взаимодействия являются: выпускник, специалисты службы постинтернатного сопровождения, педагоги и специалисты организации профессионального образования, специалисты досуговых организаций, учреждений культуры и спорта, медицинские работники организаций здравоохранения, волонтеры СО НКО, представители организаций системы МВД, социальной защиты (при кризисном или экстренном уровне сопровождения).
Основные действия.
1. Изучение актуальной ситуации выпускника в новом статусе, диагностика реакции выпускника на адаптационный стресс.
2. Уточнение совместно с выпускником ИППСВ в соответствии с его изменившимися потребностями, при необходимости изменение состава команды и программы сопровождения.
3. Распределение ответственности за выполнение Индивидуальной программы сопровождения между службой постинтернатного сопровождения организации для детей- сирот и организацией профессионального образования, согласование графика мероприятий, подписание соответствующего соглашения.
4. Реализация мероприятий по социальной, психологической, педагогической, правовой и медицинской помощи в соответствии с ИППСВ выпускника.
5. Проведение мониторинга интеграции выпускника в образовательный процесс и коллектив организации профессионального образования. При наступлении кризисного или экстренного случая разработка и реализация Индивидуальной программы соответствующего уровня сопровождения.
6. Определение оптимального места производственной практики выпускника, подбор и подготовка наставника на производстве.
7. Проведение мониторинга и оценки усвоения профессиональных навыков, личностной готовности выпускника к трудовой деятельности (принятие корпоративной этики, правил трудового коллектива, удовлетворенность трудом и своим положением в коллективе).
Составление личного карьерного плана выпускника, профессионального резюме.
Шаг 3. Первичное трудоустройство.
Субъекты взаимодействия: выпускник, специалисты подразделения организации- работодателя по управлению персоналом, службы занятости, агентств по трудоустройству, специалисты службы постинтернатного сопровождения, наставники.
Основные действия.
1. Совместный анализ с выпускником условий, которые предоставляет организация-работодатель выпускнику, помощь в заключении трудового договора с работодателем.
2. Назначение наставника, его консультирование по проблемам адаптации выпускника в трудовом коллективе.
3. Осуществление трудоустройства, помощь в адаптации к рабочему месту.
4. Консультирование выпускника-адаптанта по проблемам интеграции в коллектив.
5. Проведение мониторинга и оценки социально-трудовой адаптации выпускника, реализации карьерного плана. Информирование работодателя о ходе социально-трудовой адаптации выпускника, коррекция поведения и взаимоотношений.
Алгоритм 3 по своим шагам и действиям близок к алгоритму 1. Особенностью алгоритма 3 является «распределенное» сопровождение, когда функции по постинтернату осуществляют Региональный центр совместно с организацией профессионального образования. Они работают по единому регламенту, совместно реализуя ИППСВ выпускника.
В основе организации постинтернатного сопровождения в рамках алгоритма 2 лежит технология работы с реабилитационным случаем, направленная на восстановление у выпускника утраченных социальных функций, реинтеграцию в социум (социальную, образовательную, профессиональную среду). Субъектами взаимодействия выступают: выпускник, специалисты ООП, службы постинтернатного сопровождения по месту жительства выпускника, МВД, педагоги учреждения профессионального образования и детского дома, в котором ранее воспитывался или обучался выпускник, медицинские работники, представители предприятия-работодателя, СО НКО и др. в соответствии с потребностями и состоянием выпускника. Управление случаем осуществляет его куратор. Алгоритм состоит из 5 основных шагов: шаг 1 — «открытие» случая — получение согласия от выпускника на помощь, оказание экстренной помощи; шаг 2 — сбор сведений о его жизненной ситуации, экспресс диагностика состояния; шаг 3 — создание реабилитационной команды и проведение углубленной диагностики, разработка и утверждение Индивидуальной программы постинтернатного сопровождения экстренного уровня, подписание договора с выпускником на ее реализацию; шаг 4 — реализация ИПСР (проведение мероприятий по медицинской, психологической, педагогической, социальной, правовой помощи в соответствии с установленной нуждаемостью выпускника, мониторинг ситуации); шаг 5 — «закрытие» случая, организация постребилиционной поддержки выпускника.
Особую трудность вызывает сопровождение выпускников, которые не хотят удерживаться в программе. Задача куратора — вернуть утраченный интерес и желание к участию в ней, акцентировать возможные позитивные результаты работы и обсудить условия возвращения в программу при готовности. Важной процедурой является «закрытие» случая. «Закрытие» должно быть пролонгировано во времени и состоять из трех этапов: «предварительное» закрытие (на данном этапе разрабатывается совместно с выпускником его «жизненный проект» и дается время на его реализацию, оказывается необходимая помощь, проводится рефлексия полученного опыта); «полное» закрытие (проводится специально организованная встреча выпускника с командой, на которой восстанавливается ход работы со случаем, динамика переживаний его участников, а также фиксируется положительный результат в виде фотографии на память, записи в книге отзывов и др.). Последующая поддержка включает в себя мониторинг жизненной ситуации выпускника не менее чем в течение полугода, а также его консультирование по проблемам. Важной составляющей является привлечение выпускника в качестве волонтера в социальные проекты, в наставничество над другими выпускниками.
Межведомственное взаимодействие при управлении процессами постинтернатного сопровождения (экзо- и макроуровни экологической системы выпускника)
При управлении процессами постинтернатного сопровождения выпускников приходится решать задачи, которые находятся в законодательном и функциональном поле различных ведомств: социальной защиты населения, образования, здравоохранения, культуры и спорта, внутренних дел, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и др. Аккумуляция, объединение их ресурсов осуществляется на уровне региональной исполнительной власти. Координатором межведомственного взаимодействия выступают орган опеки и попечительства. Субъектами постинтернатного сопровождения на данном уровне являются выпускник, исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления, территориальные структуры федеральных органов исполнительной власти, КДН и ЗП, СО НКО, а также организации-поставщики социальных услуг, которые могут принимать участие в межведомственном взаимодействии в рамках своей компетенции.
Межведомственное взаимодействие осуществляется на основании регионального регламента и заключения межведомственных соглашений о сотрудничестве, в формах информационного взаимодействия (региональная и локальная информационные базы данных о выпускниках), создания координационных и совещательных органов.
Важным механизмом межведомственного взаимодействия являются распределенные базы данных о выпускниках (далее РБД).
Условия и порядок создания и ведения базы данных выпускников в рамках реализации технологии
РБД о выпускниках создаются на двух уровнях: региональном (оператором становится орган опеки и попечительства или учреждение, которому ООП делегировал данные функции) и локальном (оператор — организация, осуществляющая постинтернатное сопровождение в соответствии с категорией выпускников).
Региональная база данных выпускников позволяет оперативно получать и накапливать полную и достоверную информацию о жизнеустройстве выпускников, аккумулировать сведения о ходе и результатах постинтернатного сопровождения, что позволяет субъектам сопровождения принимать своевременные и адекватные управленческие решения, мобилизовать ресурсы социальной сети выпускника на различных уровнях его экологической системы. Локальная база помогает отслеживать жизненную ситуацию выпускника, оперативно принимать решения по предупреждению рисков или предотвращению нарушений поведения, дезадаптации. На основании информации, содержащейся в базах данных, ООП ведет учет выпускников, контролирует предоставление им социальной поддержки.
Региональный и локальные операторы находятся в постоянном информационном взаимодействии. Региональный оператор передает локальному оператору сведения о каждом выпускнике, который появляется в регионе, его социальном, правовом, образовательном, семейном статусе, сведения о жилье и возможностях его получения, а также конкретной нуждаемости выпускника и необходимых поставщиках услуг, информацию по поводу коллегиальных решений в отношении его жизнеустройства и др. Локальный оператор передает региональному информацию о нуждаемости выпускника в мероприятиях сопровождения, вопросах, которые необходимо решать на межведомственном уровне, а также о ходе и результатах сопровождения. Документированная информация о выпускниках представляется в виде Информационной карты выпускника (ИКВ — документ региональной базы) и Индивидуальной карты сопровождения выпускника (далее ИКСВ — документ локальной базы). Информация о выпускниках заполняется в программе Access, что позволяет отслеживать динамику процесса адаптации выпускника. Региональный и локальный операторы обмениваются информацией по мере необходимости, но не реже, чем один раз в квартал.
Управление процессами постинтернатного сопровождения выпускников невозможно без оценки эффективности результата. Оценка проводится в каждом конкретном случае сопровождения.
Оценка эффективности социально-трудовой адаптации выпускников на основных этапах сопровождения
В табл. 2 представлены основные этапы сопровождения, а также критерии, по которым можно сделать оценку эффективности социально-трудовой адаптации выпускника. На первом этапе оценка проводится в организации для детей-сирот и обусловлена уровнем подготовленности подростка к выпуску. Эта оценка как бы подводит итог воспитательной работы педагогического коллектива на протяжении всего периода пребывания ребенка в организации. На втором этапе оценка определяется уровнем интегрированности выпускника в организации профессионального образования. На третьем этапе она обусловлена успешностью прохождения производственной практики. На четвертом этапе — готовностью включиться в новые производственные отношения, а на пятом этапе — наличием ориентации на стабильное трудоустройство, сформированностью позиции «работника», «члена коллектива».
Таблица 2
Оценка успешности социально-трудовой адаптации выпускников на основных этапах постинтернатного сопровождения
Этапы сопровождения |
Критерии оценки |
На первом этапе оценка проводится в организации для детей-сирот и обусловлена уровнем подготовленности подростка к выпуску |
Наличие трудовых ценностей в структуре представлений об успешности личности, позитивная оценка опыта профессиональных проб, возможность сделать осознанный самостоятельный выбор будущей профессии, сформированность «линии» времени, особый акцент на понимании и положительной оценке своих трудовых перспектив, осознание «личностных» границ и др. |
2. В ходе обучения в учреждении профессионального образования — первая промежуточная оценка (временной промежуток оценки зависит от уровня сопровождения выпускника: общий уровень — 1 раз в год; кризисный — 1 раз в 6 месяцев; экстренный — 1 раз в месяц) |
Позитивная оценка выбора своей специальности и ее конкурентноспособности, переживания включенности в образовательную среду, удовлетворенность воспринимаемой поддержкой, нормативность поведения, оценка образовательной среды как безопасной, чувство защищенности от всех видов насилия |
3. В ходе производственной практики — вторая промежуточная оценка |
Положительное восприятие поддержки в трудовом коллективе; способность конструктивно справляться с переживаниями, которые возникают в трудных профессиональных и межличностных ситуациях; активное освоение профессиональной деятельности, положительная оценка результатов собственной работы; положительная оценка собственных перспектив в трудовой сфере, реализация совместно с наставником «личного карьерного плана», оценка трудовой среды как безопасной |
4.В ходе первичного трудоустройства, по завершению первого месяца после трудоустройства — третья промежуточная оценка |
Положительное восприятие поддержки в трудовом коллективе; владение достаточной информацией для выполнения работы, способность конструктивно справляться с переживаниями, которые возникают в трудных профессиональных и межличностных ситуациях; положительное отношение к своей деятельности в целом как к значимой ценности, включенность в общественно значимые проекты, в общественную работу |
5. По завершении первого года первичного трудоустройства — |
Струдовая занятость в течение года, принятие своей социальной роли «работника», «члена коллектива» и |
обобщающая итоговая оценка |
соответствующее ролевое и корпоративное поведение, стабильный финансовый доход; отказ от иждивенческих ролей, самостоятельное выполнение «личного карьерного плана», позитивные коммуникативные установки и социальное самочувствие, субъективная удовлетворенность воспринимаемой поддержкой и качеством жизни |
В технологии также представлены процедуры и инструменты оценки [2], методы и формы сопровождения и др.
В течение 2017 г. в трех субъектах РФ (Хабаровский край, Владимирская, Кировская области) проходила апробация представленной технологии. В апробации участвовали 16 организаций для детей-сирот, 9 организаций профессионального образования и организаций- работодателей, предоставляющих рабочие места выпускникам. По мнению всех участников, работа в рамках технологии позволила выстроить региональную модель постинтернатного сопровождения. До этого каждая организация для детей-сирот пыталась сопровождать выпускников самостоятельно. Взаимодействие с другими субъектами сопровождения не было простроено и регламентировано; отсутствовали единые подходы к сопровождению в разных организациях и ведомствах; информация о выпускниках была неполной и малодоступной, что не позволяло принимать необходимые управленческие решения. При этом не были определены мишени сопровождения на разных уровнях жизненных сред выпускника, а также критерии, процедуры и инструментарий оценки успешности социально-трудовой адаптации выпускников на основных этапах сопровождения. По оценкам участников, апробация технологии позволила перевести деятельность по постинтернатному сопровождению выпускников в регионе на уровень системы, повысить качество сопровождения, а также ответственность всех его субъектов (в первую очередь самих выпускников) за его результаты.
Выводы
1. Проблема маргинализации и нередко люмпинизации выпускников государственной опеки является общемировой. В каждой стране существует своя система социальной поддержки данной категории молодых людей. Российская система более индивидуализирована, пролонгирована и направлена на социализацию и личностное развитие выпускника. При этом до недавнего времени постинтернатное сопровождение выпускников в нашей стране развивалось на уровне точечного опыта, что приводило к отсутствию единообразия и преемственности сопровождения в различных регионах и даже организациях, снижало эффективность поддержки выпускников.
2. Авторская технология постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот в процессе получения профессионального образования и при первичном трудоустройстве позволяет систематизировать и структурировать деятельность по сопровождению в регионах РФ, регламентировать и наполнить содержанием взаимодействие всех субъектов сопровождения, отслеживать и измерять успешность социально-трудовой адаптации выпускника, а также эффективность самого сопровождения.
3. Описанная в статье технология позволяет создать компетентностную модель специалиста, занятого постинтернатным сопровождением, может стать основой для разработки программ ДПО.
Литература
- Ослон В.Н., Селенина Е.В. Особенности социально-трудовой адаптации выпускников-сирот на первом рабочем месте [Электронный ресурс] // Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. С. 199—206 URL: https://psyjournals.ru/files/63975/sbornik_psikhicheskaya_deprivatsia_detey.pdf (дата обращения: 7.09.2018).
- Ослон В.Н., Селенина Е.В. Модельная программа постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве. Технология сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации. 2018. 290 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.usynovite.ru/experience/metodpapka/(дата обращения: 9.09.2018)
- Ослон В.Н. Эколого-динамический подход к психологическому сопровождению замещающей семьи // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 27—37
- Ослон В.Н. Дети-сироты в образовательном пространстве России (по результатам опроса регионов o реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 146—155. doi: 10.17759/pse.2016210113
- Ослон В.Н. Некоторые особенности личностного развития в период ранней взрослости у выпускников различных форм альтернативной заботы // Российский научный журнал. 2010. № 4(17) С. 152—159.
- Семья Г.В., Шульга Т.И. и др. Вместе к успеху: обзор систем защиты детства в России и США: на пути к взаимопониманию. М.: Фонд «Евразия», 2015. 66 с.
- Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. 670 с.
- Courtney M., Hook J., Lee J. Distinct Subgroups of Former Foster Youth during Young Adulthood: Implications for Policy and Practice [Электронный ресурс] // Child Care in Practice. 2012. Vol. 18. P. 409—418. doi: 10.1080/13575279.2012.718196. URL: https://doi.org/10.1080/13575279.2012.718196 (дата обращения: 10.09.2018).
- Greeno E. et al. Older Youth in Extended Out-of-home Care // Journal of Public Child Welfare. 2018. P. 1—15. https://doi.org/10.1080/15548732.2018.1431171
- May S.A Saving Grace, The Impact of the Fostering Connections to Success and Increasing Adoptions Act on America's Older Foster Youth // Hastings Race & Poverty. 2012. P. 133—134.
- Raghavan R., McMillen J. Use of Multiple Psychotropic Medications Among Adolescents Aging Out of Foster Care (2008) [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/23223957_(дата обращения: 10.09.2018).
- Schmidt J.D. Assessing the Impact of Restrictiveness and Placement Type on Transition-Related Outcomes for Youth With and Without Disabilities Aging Out of Foster Care [Электронный ресурс] // Dissertations and Theses. Paper 2481 (2015). URL: https://pdxscholar.library.pdx.edu (дата обращения: 10.09.2018).
- Stout S.L The detrimental effects of aging out of foster care and Knoxville's representativeness of appropriate services (2013) University of Tennessee Honors Thesis Projects (дата обращения: 10.09.2018).
- Thomas J., Sønnichsen N.K. Health and Quality of Life Outcomes, 201513:104 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1186/s12955-015-0280-y https://doi.org/10.1186/s12955-015-0280-y (дата обращения: 10.09.2018).
- Whittaker J.K. et al. Therapeutic residential care for children and youth: a consensus statement of the international work group on residential group care // Residential Treatment for children &Youth. 2016.- Vol. 33. № 2, P. 89—106. doi:10.1080/0886571X.2016.1215755
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1893
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 1620
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 14