Психолого-педагогические исследования
2018. Том 10. № 3. С. 12–19
doi:10.17759/psyedu.2018100302
ISSN: 2587-6139 (online)
Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: ролевая игра, игра дошкольников, маркеры роли, полифункциональные материалы, ролевое замещение, ряженье
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2018100302
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01226 «Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с функционально определенным и полифункциональным материалом».
Для цитаты: Рябкова И.А. Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с разными материалами [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 12–19. DOI: 10.17759/psyedu.2018100302
Полный текст
В статье сравнивается ролевая игра дошкольников от 3 до 7 лет с двумя разными видами игровых материалов — маркерами роли и полифункциональными материалами. Роль понимается как трехсоставный процесс, включающий переименование, изменение внешности и игровые действия. Показано, что ролевое замещение зависит от предметной среды: дети одного и того же возраста играют по-разному в двух различных предметных средах. Дети 3—5 лет демонстрируют более цельную игру в полифункциональной среде — называя себя ролевым именем, они часто подкрепляют его действиями и ряженьем. В сравнении с этим, в среде с маркерами роли дети этого возраста чаще переименовывают себя, но редко воплощают новое имя в игровых действиях. Ролевое замещение детей 6 лет носит противоположный характер — в полифункциональной среде дети не играют, но с маркерами роли разворачивают игры разной степени сложности, что объясняется большей безопасностью структурированной среды для этой возрастной группы. В заключение работы делается вывод, что открытая среда в большей степени отвечает игровым потребностям дошкольников, поскольку в ней процесс ролевого замещения сопровождается исследовательской, опробующей активностью, наполняющей роль эмоционально значимым содержанием.
Известно, что единицей ролевой игры является роль, анализ которой позволяет характеризовать игру [5]. Прежде всего, роль — это новое, игровое, имя (я — кошка, я — солдат, я — принцесса и пр.). Однако оно не всегда перерастает в игру: дети могут ограничиваться 1—2 характерными действиями, передающими образ роли (я — киска, мяу- мяу) [2]. Присваивая новое имя, дети стремятся как-то изменить свою внешность в соответствии с ролью (нарисовать кошачьи усики, надеть медаль или пышное платье). Такое ряженье также не всегда включается в контекст игровых действий, а может оставаться самодостаточным актом (смотрите, какой я снеговик). И, наконец, ролевое имя сопровождается специфическими игровыми действиями. Однако встречаются ситуации, в которых ребенок выполняет игровые действия (лечит кукол, крутит руль, готовит обед и пр.), не называя себя ролевым именем и не преображая себя.
В то же время, роль носит процессуальный, динамический характер: в течение игры она изменяется, редуцируется и исчезает или, напротив, дополняется новыми гранями и развивается, поэтому ее можно рассматривать как вариант игрового замещения, в котором реальное Я замещается ролевым. Таким образом, принятие роли или ролевое замещение можно рассматривать как состоящее из трех относительно самостоятельных процессов:
- ролевое переименование;
- игровые действия от имени роли;
- изменение внешности (ряженье).
Характер игры дошкольника и особенности принятия роли зависят от окружающей предметной среды, т. е. игрушек и игровых материалов [1; 6; 7; 8; 9; 10; 11]. Маркеры роли — костюмы и их элементы, характерные для того или иного персонажа (шапочки, повязки, платья, фартуки и пр.) — традиционно используются для принятия и удержания ролевой позиции.
В то же время можно предположить, что наличие ролевых маркеров конкретных персонажей может препятствовать возникновению и разворачиванию собственного замысла игры. При этом они могут направлять характер роли и предопределять действия ребенка. В отличие от этого неопределенные, «открытые» материалы, не привязанные к конкретному предмету или персонажу, могут по-разному использоваться ребенком в зависимости от его собственного замысла [3].
С целью обнаружения подходящих материалов для принятия и удержания роли, а также особенностей ролевого замещения в той или иной предметной среде было проведено экспериментальное исследование, в котором сопоставлялись способы принятия роли детьми разных возрастных групп в разных предметных средах: с маркерами роли и с открытыми материалами.
Методика исследования
Методика исследования представляла собой скрытое наблюдение за свободной игрой двух групп детей в двух (отдельных друг от друга) предметных средах: 1) с полифункциональными материалами (77 человек) и 2) с маркерами роли (89 человек). Полифункциональные материалы включали большой список предметов, подобранных таким образом, чтобы с их помощью можно было создать необходимый для игры предмет. Сюда вошли ткани, ленты и тесемки, коробки разных размеров, фактур, цветов, природные материалы, прищепки, бумага и многое другое. Маркеры роли включали некоторые костюмы (врача, пирата, скаута), элементы костюмов (фуражка капитана, корона принцессы), различную одежду (платья, рубашки, жилеты, шорты), обувь и др. В среде с маркерами роли присутствовали также полифункциональные материалы, позволяющие создать любой недостающий предмет. Предметы размещались в зоне доступа для детей: часть из них раскладывалась и развешивалась на столах и стульях, часть оставалась в открытых коробках.
В комнату приглашались 2—4 ребенка, которым взрослый предлагал поиграть, пока он будет занят своими делами. После этого экспериментатор наблюдал за игрой детей, реагируя на прямые вопросы и обращения детей. Длительность наблюдения за одной подгруппой детей составляла 30 минут.
В исследовании принимали участие дошкольники московских детских садов. Обе исследовательские группы включали приблизительно равное количество детей 3, 4, 5 и 6 лет.
Результаты исследования
В анализ были включены только дети с ролевыми переименованиями, которые принимались за критерий наличия роли («я — принцесса», «давай, я — разбойник?», «я буду драконом» и пр.). Таких детей оказалось 84 (т. е. 50%). В обеих группах было приблизительно равное число детей с ролевыми именами.
Среди детей с переименованиями подсчитывалось количество детей с игровыми действиями и изменением внешности. Затем у этих детей анализировалась сложность игровых действий (от фрагментарных действий до разветвленных сюжетных игр) и ряженья (обозначение роли какой-то деталью или облачение в костюм), которые подробно описаны в статье Е.О. Смирновой, И.А Рябковой. [4].
Игры остальных детей, не включавшие ролевых переименований, не рассматривались.
Анализ возрастной динамики показывает разное распределение данных в двух исследованных группах на разных этапах дошкольного возраста (рис. 1 и 2).
Рис. 1. Возрастная динамика в группе «Маркеры роли»
Рис. 2. Возрастная динамика в группе «Полифункциональные материалы»
Младшая группа (3 года)
Сравнение младших групп в двух предметных средах показывает существенную разницу в ролевом замещении.
Количество детей с переименованиями несколько выше в группе «Маркеры роли» (30% против 25%). Ряженье выступает важной опорой в обеих средах: почти все младшие дошкольники меняют внешность (90% и 100% соответственно). Дети обеих младших групп играют фрагментарно, т. е. совершают отдельные замещающие действия (едят, спят, дерутся и т. п.), однако, число играющих детей с ролевыми переименованиями кардинально различается (20% в группе «Маркеры роли» и 100% в «Полифункциональные материалы»).
Важно, что в полифункциональной среде играют и наряжаются все дети с ролевыми именами, в отличие от среды с маркерами роли, где играет мало детей. Можно предположить, что в возрасте трех лет аутентичная (самостоятельно инициированная) роль чаще опирается на игровые действия детей, в отличие от извне данной роли (в нашем случае — через предмет). Роль, выраженная в готовом костюме, конечно, увеличивает число детей с переименованиями, но редко побуждает к игре (т. е. не выступает в качестве игрового мотива).
Средняя группа (4 года)
Количество детей четырех лет с переименованиями выше в группе «Маркеры роли» (55% против 40%), обе группы играют фрагментарно, но число играющих детей в группе Полифункциональные материалы выше (30% и 50% соответственно). Следовательно, в этом возрасте сохраняется намеченная в младшей группе тенденция — в полифункциональной среде играет в среднем больше детей, чем в среде с маркерами роли, хотя число детей с ролевыми переименованиями ниже в открытой среде.
В средней группе ролевое переименование тоже почти всегда сопровождается ряженьем (95% в группе «Маркеры роли» и 100% в группе «Полифункциональные материалы»).
Старшая группа (5 лет)
В этом возрасте меняется картина ролевого замещения в двух исследовательских группах: теперь количество детей с переименованиями в группе «Маркеры роли» значительно уступает таковой в группе «Полифункциональные материалы» (45% против 70%). Как и в предыдущем возрасте, в открытой среде играют почти все дети с ролевыми переименованиями (95%), в то время как в среде с маркерами роли только 60%. Ряженье по- прежнему тесно связано с переименованиями, но уже в меньшей степени, чем в предыдущих возрастах.
В старшей группе «Полифункциональные материалы» больше половины детей создают сложные сюжетно-ролевые игры в то время как подавляющая часть детей из группы «Маркеры роли» совершает обрывочные действия и только один ребенок показывает эпизод, включающий причинно-следственную логику. Это говорит о том, что в открытой среде старшие дошкольники играют не только значимо чаще, но и «лучше». Они формируют сложные игры с ролевым взаимодействием, причинно-следственным ходом событий и даже успевают развивать игру с независимыми сюжетными линиями.
В старшей группе количество придуманных ролей резко возрастает — здесь подавляющая часть детей называют себя несколькими ролевыми именами. Причем сложная, разветвленная игра чаще наблюдается у тех детей, которые озвучивают более одной роли в процессе наблюдения: около 85% детей со сложной сюжетно-ролевой игрой используют несколько ролевых имен. Следовательно, наличие нескольких ролей не препятствует разыгрыванию сложных сюжетов. Напротив, множественные роли сопутствуют разветвленным сюжетам.
При этом в группе «Полифункциональные материалы» было зафиксировано почти в 2 раза больше уникальных имен, чем в группе «Маркеры роли». Это связано с тем, как возникала игровая роль. В группе «Маркеры роли» большинство детей называли себя в соответствии с теми предметами, которые были им предложены (костюмы пирата, врача, принцессы, капитана и пр.). Обычно это происходило в начале наблюдения, т. е. дети быстро принимали на себя «предложенные» роли. В открытой среде процесс возникновения роли был совсем другим: вначале дети долго исследовали материал, совершали множество опробующих, манипулятивных и других действий, в результате чего и появлялись переименования. Другими словами, это был постепенный, длительный процесс. Данный факт показывает, что открытая среда благотворно сказывается на продуктивности воображения, инициативности и самостоятельности игрового замысла, в то время как среда с предложенными маркерами роли затрудняет свободное оперирование образами, актуализацию значимых переживаний.
В связи с полученными данными можно предположить, что в возрасте около 5 лет происходят кардинальные изменения в ролевом замещении детей. Возникновение роли в открытой среде у такого большого числа детей (почти 70%) и сопровождение переименования игровыми действиями говорит о том, что роль выступает ведущим игровым мотивом старших дошкольников.
Результаты в группе «Маркеры роли» косвенно подтверждают это предположение — игровой мотив многих детей 5 лет не совпадает с теми ролями, которые выражены в костюмах, в то же время предложенные костюмы мешают обнаружить собственный интерес. Иными словами, вместо того, чтобы играть с опорой на актуальное переживание, дети обращают внимание на представленные вовне роли, не обладающие побудительной игровой силой.
Подготовительная группа (6 лет)
В этом возрасте наблюдается значительный рост ролевых переименований в группе «Маркеры роли» — около 70%. Похоже, ролевой репертуар детей к концу дошкольного возраста уже развит настолько, что дети легко принимают данные извне роли. Роль, представленная в костюме, интересна сама по себе — как будто ценно побыть не только кем-то определенным, но в общем «кем-то другим». Здесь почти все дети наряжаются (около 95%) и в большинстве случаев играют (больше 55%), игры включают не только фрагментарные действия, но и цепочки действий, и сложные разветвленные сюжеты.
Противоположная ситуация складывается в группе «Полифункциональные материалы»: количество детей с переименованиями значительно падает по сравнению с предыдущим возрастом (45%), причем дети не совершают игровых действий, хотя в большинстве случаев наряжаются (65%).
Возможно, такой результат в открытой среде связан с потерей непосредственности дошкольников: отсутствие игрушек и костюмов, неопределенные материалы, отстраненный взрослый являются слишком не игровыми, не задающими игровой контекст условиями для детей подготовительной группы. В таком случае ряженье является достаточно безопасным способом вхождения в роль — многие дети 6—7 лет способны фантазировать в процессе продуктивной деятельности, в том числе создавая ролевой костюм.
Обсуждение результатов
Обобщая результаты, важно заметить, что возрастная динамика в значительной степени зависит от предметной среды: игра детей одного и того же возраста развивается по- разному в среде с маркерами роли и полифункциональными материалами. При этом дети 3—5 лет отдают явное предпочтение игре с полифункциональными материалами. Игра в этой среде отличается большей цельностью, чем в среде с маркерами роли — дети не только переименовывают себя и стремятся изменить внешность, но и совершают игровые действия.
Активность детей с полифункциональными материалами характеризуется пробами, исследованиями, отдельными игровыми замещениями, предшествующими появлению ролевых переименований. Такая богатая, разнообразная активность позволяет ребенку «набросать разные идеи», которые старшие дети успешно связывают в сложный сюжет. Роль, появляющаяся в результате различных деятельностей, основана на замещающих действиях, возникающих темах и сюжетах, поэтому уже обладает некоторым содержанием. Кроме того, самостоятельно придуманная роль эмоционально значима для ребенка, поэтому он с большей готовностью держится за нее и стремится воплощать в игре.
Такая картина справедлива для детей от 3 до 5 лет. Все дети младшей группы с переименованиями изменяют внешность и совершают фрагментарные игровые действия. В средней группе все дети с переименованиями наряжаются, и половина играют в роли. В старшей группе почти все дети с переименованиями играют, причем многие создают довольно сложные разветвленные сюжеты.
В то же время, дети подготовительной группы совсем не играли в открытой среде. Возможно, «теряющие непосредственность» дети 6 лет не чувствуют достаточную игровую поддержку и безопасность с незнакомым взрослым и в среде с полифункциональными материалами. При этом они уже достаточно внимательны, чтобы замечать наблюдение, что вместе с отстраненным взрослым затрудняет эмоциональное включение в роль.
Противоположная ситуация с маркерами роли: дети подготовительной группы легче принимают роль, если есть предложенный костюм (т. е. игра как бы узаконена, разрешена). Они с удовольствием переодеваются и чувствуют себя в большей безопасности в такой ситуации. Кроме того, игровой опыт позволяет легко использовать имеющиеся костюмы.
В группе «Маркеры роли» наблюдается необычная динамика переименований: от младшей к средней группе растет число детей с ролевым именем, в старшей — падает, а в подготовительной снова возрастает. Такие данные могут свидетельствовать о том, что старшая группа дошкольного возраста (5 лет) специфически реагирует на предложенную среду. Возможно, «закрытая» среда обусловливает недостаточный период проб и свободного манипулирования материалом. Предложенные костюмы занимают внимание детей, стимулируют к принятию определенных ролей, затрудняя самостоятельный поиск, проявление личных переживаний. Иными словами, с одной стороны, они слишком интенсивно «навязывают» определенные роли, которые не резонируют с детскими переживаниями, и с другой стороны, ролевые замыслы детей не находят поддержки в окружающем пространстве. В связи с этим старшие дошкольники, которые уже имеют выраженный ролевой мотив в игре, не могут «разместиться» в такой «закрытой» для их переживаний среде. Они реже называют роль, меньше и гораздо фрагментарнее действуют. Две младшие группы, хотя часто называют себя какой-нибудь ролью, но играют тоже значительно реже.
Один из важных результатов исследования заключается в том, что ролевые переименования не обязательно предполагают игровые действия у дошкольников. Дети называют себя большим количеством ролевых имен, распределяют роли, но занимаются при этом другой деятельностью. Ситуаций, в которых ребенок называет роль и последовательно разворачивает ее, почти не встречалось в наблюдении. Для детской игры характерны постоянные отвлечения, выходы, параллельное развитие сюжетов. Ролевые имена звучат в такой активности как самоценная часть игрового процесса, которая позволяет актуализировать значимые переживания и развивать активную позицию по отношению к ним.
Финансирование
Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01226 «Особенности ролевого замещения в игре дошкольников с функционально определенным и полифункциональным материалом».
Литература
- Андерс Нельсон. Игра как опосредованное действие. Гендерный аспект // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 93—101.
- Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология и педагогика обучения дошкольников: учеб. пособие Электронный ресурс]. М.: Мозаика-Синтез, 2013. URL: https://profilib.net/chtenie/150827/elena-kravtsova-psikhologiya-i-pedagogika-obucheniya-doshkolnikov-uchebnoe-posobie.php (дата обращения: 08.05.2018).
- Рябкова И.А. Построение игрового замысла в свободной игре дошкольников // Вопросы психологии. 2016. № 5. С. 28—36.
- Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Ролевое замещение в разных предметных средах // Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 12—20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. [Электронный ресурс]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 360 с. URL: http://psychlib.ru/mgppu/EPi-1999/EPI-001.HTM#$p1 (дата обращения: 08.05.2018).
- Эльконинова Л.И., Антонова М.В. Специфика игры с куклой Барби у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 38—52.
- Fein G. Pretend Play in Childhood: An Integrative Review // Child Development. 1981. Vol. 52. № 4. P. 1095—1118.
- Gulden Tore. Plenteous and limited play, transmedia storytelling-toys in light of individualist and social esthetics // International Journal of Play. 2016. Vol. 5. № 1. P. 77—92.
- Møller Signe Juhl. Imagination, Playfulness, and Creativity in Children’s Play with Different Toys // American Journal of Play. Vol. 7. № 3.
- Parsons A., Howe N. Superhero toys and boys' physically active and imaginative play // Journal of Research in Childhood Education. 2006. Vol. 20. № 4. P. 287—300.
- Rubin, K. H., Howe, N. Toys and play behaviors: An overview // Topics in Early Childhood Special Education. 1985. Vol. 5 (3). P. 1—10.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1674
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 15
Скачиваний
Всего: 627
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2