Особенности использования цифровых устройств современными мальчиками и девочками 6-7 лет

149

Аннотация

Данное исследование было направлено на изучение особенностей использования цифровых устройств дошкольниками в зависимости от пола. Представлены результаты интервьюирования 495 детей (50% девочек) в возрасте 6-7 лет (М=63,6 мес., SD=4,7 мес.) из детских садов города Москвы. Интервью содержало вопросы о частоте использования цифровых устройств, о привычных и любимых вариантах цифрового досуга. Показано, что мальчики пользуются цифровыми устройствами чаще, чем девочки. Девочки пользуются цифровыми устройствами более разнообразными способами, чем мальчики, чаще используют цифровые устройства для рисования, общения и создания фотографий. У мальчиков по сравнению с девочками чаще любимым цифровым занятием являются видеоигры. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что девочки при помощи цифровых устройств в большей мере осваивают пространство культуры. Так, присущее девочкам менее частое по сравнению с мальчиками использование цифровых устройств и использование их в качестве культурных средств более благоприятно для развития саморегуляции. По результатам работы сделан вывод о том, что родителям, педагогам и психологам стоит уделять особое внимание тому, чтобы мальчики не превышали нормы экранного времени и знакомились с различными возможностями использования цифровых устройств помимо игр.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, цифровые устройства, культурно-историческая психология, интервью, половые различия, экранное время, саморегуляция

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2023150303

Получена: 05.05.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Чичинина Е.А., Бухаленкова Д.А., Чурсина А.В., Болдырева А.Я. Особенности использования цифровых устройств современными мальчиками и девочками 6-7 лет [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 3. С. 38–51. DOI: 10.17759/psyedu.2023150303

Полный текст

Введение

Цифровое пространство является одним из важных источников социализации современных детей [2; 5]. Если в раннем детстве цифровые активности в основном протекают с ведома и под контролем родителей, то с дошкольного возраста дети начинают пользоваться планшетами, смартфонами, компьютером, телевизором, то есть цифровыми устройствами (далее – ЦУ), самостоятельно. Большинство исследований сосредоточены на вопросе о том, как использование ЦУ связано с когнитивным и эмоционально-личностным развитием дошкольников. Особенно значимой темой исследований является изучение того, как использование ЦУ связано с развитием саморегуляции. Ведь с точки зрения культурно-исторического подхода именно саморегуляция является ключевым показателем овладения высшими психическими функциями, то есть показателем освоения культурных средств. Однако прежде чем говорить о влиянии ЦУ на развитие дошкольников, важно изучить содержание и специфику их цифрового досуга. На данный момент такие особенности использования ЦУ детьми слабо изучены и редко оказываются в фокусе внимания исследователей [6]. Понимание особенностей использования ЦУ необходимо, так как дает возможность дифференцированного анализа влияния этих особенностей на развитие ребенка, что, соответственно, открывает возможность выбирать более благоприятные для его развития варианты цифрового досуга. Например, показано, что частота использования ЦУ обратно связана с уровнем развития большинства компонентов регуляторных функций (слуховой рабочей памяти, когнитивной гибкости и сдерживающего контроля) у детей 6–7 лет [1]. В этом же исследовании показано, что дети, которые используют ЦУ в том числе для связи, имеют выше уровень когнитивной гибкости и сдерживающего контроля, чем дети, не использующие ЦУ для связи [1].

При выборе оптимальной для развития стратегии использования ЦУ важно учитывать и пол дошкольников, ведь пол – это фактор, который может существенно влиять на специфику использования ЦУ ребенком [15]. В большом количестве исследований показано, что уже с 3–4 лет у мальчиков больше и экранное время, и частота использования ЦУ, чем у девочек [9; 15; 18; 20; 22]. Половые различия в предпочитаемых видах цифрового досуга для дошкольников практически не изучены [15], в то время как для подросткового возраста этот вопрос активно рассматривается – часто изучается, какие есть особенности у мальчиков и девочек в выборе видеоигр и в поведении в социальных сетях [15; 16; 21]. С точки зрения культурно-исторического подхода именно содержание цифровой деятельности и контент крайне важны для изучения, потому что через них ребенок усваивает нормы культуры. В рамках культурно-исторического подхода большое значение имеет роль родителей в том, как дети осваивают цифровое пространство. Можно предположить, что цифровые активности мальчиков и девочек дошкольного возраста существенно отличаются, потому что в зависимости от пола родители могут выбирать для своих детей разные видеоигры и мультфильмы, могут по-разному обсуждать с ребенком его или ее цифровой опыт, по-разному организовывать иные детские активности помимо цифровых.

В логике культурно-исторического подхода, который является методологической основой данной работы, ЦУ можно рассматривать как многомерные средства [3]. В учении Л.С. Выготского выделяются культурные средства – это психологические инструменты, с помощью которых человек совершает воздействие на чужое или свое поведение. Л.С. Выготский подчеркивал, что система культурных средств является основополагающим фактором, определяющим развитие детей: «Создание и употребление искусственных стимулов в качестве вспомогательных средств для овладения собственными реакциями и служит основой той новой формы определяемости поведения, которая отличает высшее поведение от элементарного» [3, с. 90]. Исходя из идеи о культурных средствах, были выделены два типа использования ЦУ: ЦУ как культурное средство и ЦУ как развлечение [19]. Примеры использования ЦУ как культурного средства – это общение, обучение и творчество при помощи ЦУ, использование ЦУ для ориентации в пространстве и времени (навигатор, таймер, календарь и т.п.), использование ЦУ для организации собственной деятельности (заметки, напоминания, планнер и т.п.) [19]. В этих случаях ЦУ выступает психологическим средством для регуляции собственного или чужого поведения, что является признаком проявления и развития произвольности [3]. Использование ЦУ как культурного средства подразумевает участие взрослого, без которого ребенок не сможет узнать и освоить культурно опосредованные способы использования ЦУ. При этом для того чтобы дошкольнику освоить второй тип использования ЦУ, то есть понять, как использовать ЦУ как развлечение, взрослый не нужен, ведь развлекательные возможности ЦУ ясны из свойств этих устройств [18]. Когда ребенок использует ЦУ как развлекательное средство (для видеоигр, просмотра мультфильмов и иного видеоконтента), единственной целью этой деятельности является получение удовольствия, то есть при этом развития произвольности и освоения пространства культуры напрямую не происходит. Данная типология использования ЦУ является принципиально новой, поэтому пока что мало сведений о том, какие есть в дошкольном возрасте половые различия в использовании ЦУ как культурного средства и использовании ЦУ исключительно для развлечения.

Таким образом, первый исследовательский вопрос данной работы: есть ли различия между мальчиками и девочками в привычных и любимых видах (например, общение, видеоигры, просмотр мультфильмов, рисование, обучение при помощи ЦУ и т.д.) и типах (использование ЦУ только для развлечения и использование ЦУ как культурного средства) цифровой деятельности? Второй исследовательский вопрос звучит следующим образом: есть ли различия между мальчиками и девочками в том, как часто они пользуются ЦУ? Исходя из результатов других исследований [9; 15; 18; 20; 22], можно выдвинуть предположение относительно ответа на второй вопрос: вероятно, мальчики пользуются ЦУ чаще.

Новизна данного исследования заключается в том, что информация о том, как дети пользуются ЦУ, собрана при помощи интервьюирования самих детей, в то время как обычно сведения собираются от родителей дошкольников. Ответы родителей – менее достоверный источник информации, так как, во-первых, родители не контролируют цифровой досуг дошкольников полностью. А во-вторых, родители могут давать социально желательные ответы. Кроме того, цифровой досуг детей рассматривается в культурно-исторической парадигме, с позиции сравнения использования ЦУ как культурного средства или развлечения, что также является новой призмой анализа для данной темы.

Методы

Выборка. В исследовании приняли участие 495 детей (50% девочек) в возрасте 6–7 лет (М=63,6 мес., SD=4,7 мес.), воспитанники подготовительных групп муниципальных детских садов города Москвы. Родители 76% детей оценили уровень обеспеченности своей семьи как средний, 16% – выше среднего, 8% – ниже среднего. Родители 93% детей имеют высшее образование.

Методы. Для изучения особенностей использования ЦУ современными дошкольниками было проведено полуструктурированное интервью с детьми о том, как они пользуются ЦУ. Ниже приводятся те вопросы интервью, которые будут рассмотрены в данной статье:

  1. Как часто ты пользуешься компьютером, планшетом, мобильным телефоном?
  2. Для чего ты обычно используешь компьютер, планшет, мобильный телефон?
  3. Какое твое самое любимое занятие на планшете, телефоне, компьютере?

Процедура исследования. Предварительно было получено информированное согласие родителей на участие детей в исследовании. Интервью с каждым ребенком проводилось в индивидуальном порядке, в тихом помещении в детском саду. Как правило, это была спальня или кабинет психолога. Интервью проводил подготовленный специалист. Вопросы интервью задавались в одном и том же порядке, в одних и тех же формулировках, однако при необходимости специалист мог задавать уточняющие вопросы и пояснить что-то, что ребенку было непонятно.

Ответы детей на вопросы интервью записывались на диктофон, затем проводилось стенографирование аудиозаписей. После этого развернутые ответы детей на каждый вопрос были отнесены к соответствующей категории. Для вопроса № 1 про частоту использования ЦУ были выделены следующие категории ответов: «Каждый день», «Несколько раз в день», «По выходным», «1 раз в неделю», «Реже чем 1 раз в неделю». Для вопросов № 2 и № 3 про виды деятельности при помощи ЦУ были выделены следующие категории ответов: «Видеоигры», «Общение», «Просмотр мультфильмов», «Просмотр видеороликов», «Поиск информации в интернете», «Прослушивание музыки», «Фотографирование», «Просмотр фотографий», «Образование», «Ориентировка» (во времени и пространстве), «Рисование». Ответ каждого ребенка на вопросы про виды деятельности при помощи ЦУ был отнесен к одному из трех типов, выделенных с точки зрения разделения способов использования ЦУ как культурных средств или для развлечения. Так, если ребенок давал ответы только из категорий «Видеоигры», «Просмотр мультфильмов», «Просмотр видеороликов», то такой тип использования ЦУ был обозначен как «Использование ЦУ только для развлечения». Если же, наоборот, ребенок называл любые другие категории ответов, кроме этих трех, то его тип использования был обозначен как «Использование ЦУ только как культурного средства». Если ребенок называл категории ответов, принадлежащие к обоим типам, то его ответ обозначался как «Использование ЦУ и как культурного средства, и для развлечения».

Результаты

При помощи критерия Хи-квадрат проведено сравнение частоты использования ЦУ мальчиками и девочками. Показано, что больше мальчиков, чем девочек, сообщают о том, что они пользуются ЦУ каждый день (см. табл. 1). При этом больше девочек говорят о том, что они пользуются ЦУ примерно через день (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов детей на вопрос интервью «Как часто ты пользуешься компьютером, планшетом, мобильным телефоном?» (N=333)

 

Мальчики, N=169

Девочки, N=164

p-level

Каждый день*

69,8%

50,6%

0,000

Несколько раз в день*

16,6%

30,9%

0,003

По выходным

5,9%

9,8%

0,192

1 раз в неделю

5,9%

7,3%

0,607

Реже чем 1 раз в неделю

1,8%

1,8%

0,970

Примечания. * – статистически значимые различия между группами, p-level≤0,05.

При помощи критерия Хи-квадрат проведено также сравнение способов использования ЦУ мальчиками и девочками. Отвечая на вопрос о том, для чего они обычно используют ЦУ, больше девочек по сравнению с мальчиками сказали о том, что пользуются ЦУ как культурным средством: для общения, фотографирования, рисования (табл. 2). При этом мальчики чаще пользуются ЦУ только для развлечения – для игр и просмотра видеоконтента (табл. 2). Таким образом, девочки чаще используют ЦУ более разнообразными способами, в том числе как культурные средства.

Таблица 2

Распределение ответов детей на вопрос интервью «Для чего ты обычно используешь компьютер, планшет, мобильный телефон?» (N=366)

 

Мальчики, N=184

Девочки, N=182

p-level

Видеоигры

84,2%

76,4%

0,058

Общение*

18,5%

31,3%

0,004

Просмотр мультфильмов

27,7%

30,8%

0,521

Просмотр видеороликов

13,6%

15,9%

0,527

Поиск информации в интернете

2,7%

3,8%

0,544

Прослушивание музыки

1,6%

1,6%

0,989

Фотографирование*

3,8%

11,5%

0,005

Просмотр фотографий

2,2%

3,8%

0,349

Образование

9,8%

15,4%

0,106

Ориентировка (во времени и пространстве)

1,1%

1,6%

0,644

Рисование*

1,1%

5,5%

0,018

Использование цифровых устройств только как культурного средства

6,5%

11,6%

0,091

Использование цифровых устройств и как культурного средства, и для развлечения*

25,5%

44,2%

0,000

Использование цифровых устройств только для развлечения*

67,9%

44,2%

0,000

Примечания. * – статистически значимые различия между группами, p-level≤0,05.

Как показано при помощи критерия Хи-квадрат, ответы на вопрос о любимом цифровом занятии также различаются между мальчиками и девочками: мальчики чаще называли видеоигры, девочки – рисование при помощи ЦУ (табл. 3). Кроме того, в целом девочки давали чаще ответы из категории «использование цифровых устройств только как культурного средства», а мальчики – «использование цифровых устройств только для развлечения» (табл. 3).

Таблица 3

Распределение ответов детей на вопрос интервью «Какое твое самое любимое занятие при помощи компьютера, планшета, мобильного телефона?» (N=366)

 

Мальчики,

N=184

Девочки,

N=182

p-level

Видеоигры*

68,8%

53,8%

0,004

Общение

2,3%

5,5%

0,116

Просмотр мультфильмов

15,9%

21,4%

0,181

Просмотр видеороликов

11,4%

10,4%

0,779

Поиск информации в интернете

0,6%

1,6%

0,331

Прослушивание музыки

0,6%

2,7%

0,108

Фотографирование

2,3%

3,8%

0,388

Просмотр фотографий

2,2%

3,8%

0,349

Образование

5,1%

4,4%

0,749

Рисование*

4,0%

11,0%

0,012

Использование цифровых устройств только как культурного средства*

11,9%

25,3%

0,001

Использование цифровых устройств и как культурного средства, и для развлечения

2,8%

3,8%

0,597

Использование цифровых устройств только для развлечения*

85,2%

70,9%

0,001

Примечания. * – статистически значимые различия между группами, p-level≤0,05.

Обсуждение результатов

Исследование было направлено на изучение различий в ответах мальчиков и девочек о том, как часто они пользуются ЦУ, и о том, какие виды цифровых активностей они предпочитают. Также ответы детей о видах деятельности при помощи ЦУ были проанализированы с точки зрения типологии использования ЦУ – использования ЦУ как культурного средства или для развлечения.

Показано, что мальчики пользуются ЦУ чаще, чем девочки. Этот результат подтвердил изначальное предположение и данные других исследований, демонстрирующих, что экранное время у мальчиков больше, чем у девочек [9; 15; 18; 20; 22]. Данный результат можно объяснить особенностями воспитания детей в зависимости от пола: родители девочкам чаще предлагают альтернативный досуг, не связанный с играми и, в частности, с играми в ЦУ [15]. В исследовании Sowmya и Manjuvani показано, что экранное время мальчиков и девочек не различается в будние дни, но в выходные экранное время мальчиков выше [20]. Этот результат подтверждает важную роль родителей: в выходные дни родители, как правило, проводят время с детьми, значит, именно от них зависит распорядок выходного дня ребенка, в том числе продолжительность экранного времени. В этом исследовании было показано, что, по мнению родителей, экранное время девочек легче контролировать, чем экранное время мальчиков, и мальчики чаще выражают негативную эмоциональную реакцию при необходимости завершить использование ЦУ [20]. Можно предположить, что мальчики дошкольного возраста больше времени проводят с ЦУ и так остро реагируют на завершение использования ЦУ, так как в этом возрасте регуляторные функции развиваются у мальчиков медленнее, чем у девочек [7]. Возможно, в силу этого девочкам по сравнению с мальчиками легче переключаться на другие виды деятельности с цифрового досуга и соблюдать ограничения по экранному времени. Однако это предположение нуждается в эмпирической проверке.

Проведенное исследование показало, что девочки чаще пользуются ЦУ для общения, фотографирования и рисования. Девочки чаще, чем мальчики, называют своим любимым цифровым занятием рисование, а мальчики – видеоигры. Общая тенденция заключается в том, что девочки чаще, чем мальчики, пользуются ЦУ как культурным средством, а мальчики чаще, чем девочки, видят в ЦУ только развлечение. Данный результат согласуется с теми работами, где показано, что пол дошкольника играет роль в том, как родители организуют досуг ребенка [4; 12; 15]. Согласно результатам опроса, 1936 родителей дошкольников, и отцы, и матери чаще играют в разные живые игры с сыновьями, чем с дочерями, а в отношении лепки, чтения и рисования наблюдается обратная закономерность [4]. В опросе 1012 родителей детей в возрасте 3–5 лет показано, что родители больше поддерживают чтение дочерей, чем чтение сыновей, и чаще обсуждают прочитанное именно с девочками [12]. Таким образом, можно заключить, что и в организации цифрового досуга дошкольников их родителями наблюдаются те же тенденции, связанные с полом, что и в других видах совместного досуга.

В связи с более долгим экранным временем мальчики находятся в зоне риска по формированию зависимости от ЦУ [8; 14]. Также длительное экранное время является фактором риска появления проблем с саморегуляцией [9; 10; 17], которая крайне важна для готовности ребенка к школе. Более того, показано, что девочки в среднем имеют преимущество перед мальчиками того же возраста в степени готовности к школе – например, у девочек в среднем выше уровень саморегуляции, грамотности и других пре-академических навыков [6; 13]. Это может быть связано в том числе с особенностями организации досуга мальчиков и девочек. Таким образом, родителям дошкольников, а особенно – родителям мальчиков, для оптимального развития саморегуляции у их детей важно уделять особое внимание тому, чтобы дети при помощи ЦУ осваивали пространство культуры, и контролировать экранное время.

Ограничением проведенного исследования является отсутствие данных об экранном времени детей. В данном исследовании учтена частота использования ЦУ, но этот параметр не может в полной мере отражать время, которое ребенок тратит на цифровой досуг. Вопрос об экранном времени не был задан в рамках интервью, так как многие дети в 6–7 лет еще не могут точно оценивать время в минутах. В дальнейшем предполагается получать данные об экранном времени из опроса родителей тех детей, с которыми проводится интервью. Также перспективой дальнейших исследований является учет других факторов, потенциально влияющих на развитие регуляторных функций. Кроме того, в дальнейших исследованиях стоит анализировать, как связаны между собой разные параметры использования цифровых устройств.

Заключение

Проведенное исследование позволило увидеть особенности использования цифровых устройств современными мальчиками и девочками. Показано, что девочки по сравнению с мальчиками более активно осваивают ЦУ как культурные средства. На основе этого результата выдвинуто предположение о том, что различия определяются представлениями или поведением родителей в отношении детей разного пола. Понимание особенностей использования ЦУ мальчиками и девочками будет полезно для родителей, педагогов и психологов. Так, в случае мальчиков дошкольного возраста следует особенно тщательно отлеживать, чтобы экранное время не превышало рекомендованного для данного возраста, и чтобы цифровой досуг мальчиков состоял не только из развлечений, но и из других возможностей использования ЦУ – образовательных, познавательных, творческих. Для исследователей знание специфики использования ЦУ в зависимости от пола позволяет более точно и разносторонне изучать влияния ЦУ на когнитивное и эмоционально-личностное развитие детей в целом и на развитие саморегуляции в частности.

Литература

  1. Взаимосвязь использования цифровых устройств и развития регуляторных функций у дошкольников / Веракса Н.Е., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н., Чичинина Е.А. // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 1. С. 51–59. DOI:10.31857/S020595920018769-1
  2. Вологдина Л.И. Цифровые технологии – инструмент педагога дошкольного образования // Современное дошкольное образование: теория и практика. Электронный журнал. 2022. № 13. С. 2–5.
  3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
  4. Собкин В.С., Скобельцина К.Н. Игровые предпочтения современных дошкольников (по материалам опроса родителей) // Психологическая наука и образование. 2011. Т. 16. № 2. С. 56–67.
  5. Солдатова Г.У., Войскунский А.Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Том 18. № 3. С. 431–450. DOI:10.17323/1813-8918-2021-3-431-450
  6. Сысоева Т.А., Ярошевская С.В. Что дети делают онлайн? Анализ исследований цифровых практик современных подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2022. № 2. C. 153–173. DOI:10.11621/vsp.2022.02.07
  7. Хохлов Н.А., Яремченко П.И. Половые различия в состоянии высших психических функций у детей и подростков 4-17 лет // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2021. № 1. C. 73–93.
  8. Хохлова Н.И., Муллер О.Ю., Савостина Л.В. Опосредствование продуктивной деятельности как условие преодоления компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте // Российский психологический журнал. 2022. Том 19. № 2. С. 150–160. DOI:10.21702/rpj.2022.2.11
  9. Digital screen time and its effect on preschoolers’ behavior in China: results from a cross-sectional study / Xie G., Deng Q., Cao J. et al. // Italian Journal of Pediatrics. 2020. Vol. 46. № DOI:10.1186/s13052-020-0776-x
  10. Executive function and screen-based media use in preschool children / Jusiene R., Rakickiene L., Breidokiene R., Laurinaityte I. // Infant and Child Development. 2020. Vol. 29. e2173. DOI:10.1002/icd.2173
  11. Exploring the development of executive functions in children in a digital world / Veraksa N.E., Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Säljö R. // European Journal of Psychology of Education. DOI:10.1007/s10212-021-00584-8
  12. Formby S. Children’s early literacy practices at home and in early years settings: second annual survey of parents and practitioners. London: National Literacy Trust, 2014.
  13. Gender gaps in preschool age: A study of behavior, neurodevelopment and pre-academic skills / Brandlistuen R.E., Flatø M., Stoltenberg C., Helland S.S., Wang M.V. // Scandinavian Journal of Public Health. 2021. Vol. 49. № P. 503–510. DOI:10.1177/1403494820944740
  14. Hawi N.S., Samaha M., Griffiths M.D. The Digital Addiction Scale for Children: Development and Validation // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2019. Vol. 22. № P. 771–778. DOI:10.1089/cyber.2019.0132
  15. Kucirkova N., Littleton K., Kyparissiadis A. The influence of children’s gender and age on children’s use of digital media at home // British Journal of Educational Technology. 2017. DOI:10.1111/bjet.12543
  16. Orientations to video games among gender and age groups / Greenberg B.S., Sherry J., Lachlan K., Lucas K., Holmstrom A. // Simulation & Gaming. 2010. Vol. 41. № 2. P. 238– DOI:10.1177/1046878108319930
  17. Preschool screen media exposure, executive functions and symptoms of inattention/hyperactivity / Corkin M.T., Peterson E.R., Henderson A., Waldie K.E., Reese E., Morton S. // Journal of Applied Developmental Psychology. 2021. Vol. 73. DOI:10.1016/j.appdev.2020.101237
  18. Relationship between Gender, Physical Activity, Screen Time, Body Mass Index and Wellbeing in Irish Children from Social-Disadvantage / O’Brien W., Belton S., Fitzpatrick B., Shannon S., Brennan D., Chambers F., … Breslin G. // Child Care in Practice. 2021. DOI:10.1080/13575279.2021.1887815
  19. Shatskaya A.N., Gavrilova M.N., Chichinina E.A. Voluntariness and type of digital device usage: A study in terms of Vygotsky's cultural–historical perspective // Frontiers in Psychology. 2023. Vol. 14. DOI:10.3389/fpsyg.2023.1111613
  20. Sowmya A.S.L., Manjuvani E. Usage of electronic gadgets among preschool children // International Journal of Home Science. 2019. Vol. 5. № P. 01–05.
  21. Suchert V., Hanewinkel R., Isensee B. Sedentary behavior, depressed affect, and indicators of mental well-being in adolescence: does the screen only matter for girls? // Journal of Adolescence. 2015. Vol. P. 50–58. DOI:10.1016/j.adolescence.2015.03.014
  22. The correlates of preschoolers' compliance with screen recommendations exist across multiple domains / Hinkley T., Salmon J., Okely A.D., Crawford D. // Preventive Medicine. 2013. Vol. 57. P. 212–219. DOI:10.1016/j.ypmed.2013.05.020

Информация об авторах

Чичинина Елена Алексеевна, младший научный сотрудник кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7220-9781, e-mail: alchichini@gmail.com

Бухаленкова Дарья Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровой социализации, Психологический институт РАО (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4523-1051, e-mail: d.bukhalenkova@inbox.ru

Чурсина Аполлинария Вадимовна, младший научный сотрудник, кафедра психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»), младший научный сотрудник, лаборатория психологии детства и цифровизации, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3444-7746, e-mail: avchurs@gmail.com

Болдырева Анна Яновна, младший научный сотрудник, лаборатория психологии информационной безопасности подростков, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6936-887X, e-mail: aj.boldyreva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 293
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 32

Скачиваний

Всего: 149
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 20