Психология и право
2017. Том 7. № 1. С. 80–88
doi:10.17759/psylaw.2017070107
ISSN: 2222-5196 (online)
К вопросу о психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов с психическими дисфункциональными состояниями
Аннотация
В статье проведены обобщение и анализ сущности понятия психического дисфункционального состояния сотрудников правоохранительных органов, формирующегося в ходе профессиональной деятельности, и его значение в системе психологического обеспечения. В основе классификации типичных психических дисфункциональных состояний использована уровневая классификация А.О. Прохорова (2011). Определены основные критерии оценки психического дисфункционального состояния и тестовые методики для диагностики с оценкой качественных и количественных показателей. Показана необходимость определения уровня активности и полярности психического дисфункционального состояния с целью выработки дифференцированного подхода по организации дальнейших коррекционных мероприятий. Авторами рекомендован наиболее оптимальный метод психокоррекционного воздействия в ходе психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов с психическими дисфункциональными состояниями. Показаны основные преимущества и особенности социально-психологического тренинга по сравнению с известными традиционными методами психокоррекции.
Общая информация
Ключевые слова: социально-психологический тренинг, психическое функциональное состояние, дисфункциональное состояние
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070107
Для цитаты: Енина В.В., Енин К.А. К вопросу о психологическом обеспечении профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов с психическими дисфункциональными состояниями [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 80–88. DOI: 10.17759/psylaw.2017070107
Полный текст
В юридической психологии считается установленным, что психическое состояние сотрудника играет одну из ключевых ролей при решении задач правоохранительной деятельности [13]. В деятельности сотрудников оперативных подразделений правоохранительных органов (далее сотрудников) главное – работа с людьми, которая включает в себя изучение и оценку людей, установление и поддержание с ними психологических контактов, оказание на них определенного влияния [12]. Работа в правоохранительных органах характеризуется особыми условиями труда в виде постоянного взаимодействия со специфическим контингентом лиц, что негативно влияет на состояние самого сотрудника. Поэтому первоочередной задачей специалистов психологической службы является поддержание у всех сотрудников, независимо от должности и стажа работы, таких психических состояний и свойств, которые позволяли бы им эффективно справляться со своими профессиональными функциями. Под психологическим обеспечением профессиональной деятельности сотрудников нами понимается система мероприятий, включающая комплексное использование знаний психологической науки, ее средств, методов и технологий применительно к целям и задачам профессиональной деятельности, направленная на повышение эффективности и результативности выполнения профессиональной деятельности [6]. По мнению П.Я. Прыгунова (2003), под тактическим уровнем применения психологических знаний в системе профессиональной деятельности следует понимать психологическое сопровождение и поддержку деятельности сотрудников, в которой роль психолога в процессе непосредственного выполнения задач является вспомогательной, консультационной и аналитической.
Правоохранительная система – это особая организация со своей корпоративной и организационной культурой, носителями которой являются сотрудники всех органов, входящих в эту систему, а именно, Прокуратуры, МВД, пограничных органов, МЧС, Минюста, судебных приставов и др. С точки зрения системного подхода, сотрудник является частью системы правоохранительных органов, выполняет в ней определенные профессиональные функции и обеспечивает поддержание существования этой системы. Известно, что при многократном длительном повторении деятельности происходит развитие психических процессов, формирование психических состояний (ПС) и свойств личности [7]. В дальнейшем конкретно выполняемая профессиональная функция и сама ситуация начинают актуализировать те свойства личности, которые необходимы для продолжения эффективного выполнения профессиональной деятельности [7], приводя к возникновению ПС, нужного для этой функции. Изменение ПС в процессе профессиональной деятельности может проявляться в виде смены субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению к решаемой задаче [7]. При этом по отношению к выполняемой профессиональной функции состояние может быть позитивным, негативным или амбивалентным [7]. Следовательно, по отношению к выполняемой профессиональной деятельности ПС может обеспечивать реализацию сотрудником социальной (в том числе профессиональной) функции или затруднить ее выполнение. Функция – это роль объекта в системе отношений, включающей некоторое число таких же или отличающихся объектов. В обществе содержание понятия «функция» совпадает с понятием социальной роли [3].
Соответственно, функциональное состояние сотрудника – это такое психическое состояние, которое позволяет справляться с поставленными перед сотрудником внешними и внутренними задачами. Дисфункция (от греч., лат. dis- – приставка, обозначающая затруднение, нарушение, расстройство, и лат. functio – осуществление, исполнение, деятельность) – понятие, характеризующее такой тип отношений, когда последствия некоторого явления, события, действия или процесса оказываются неблагоприятными для данного объекта [10]. В социологии дисфункция означает некорректное выполнение определенной функции, выступает ее противоположностью [9]. Следовательно, термин «дисфункциональное состояние» (ДС) связан с отрицательным влиянием психического состояния сотрудника на успешность выполнения профессиональных задач. Никаких других понятий нормы и патологии в системном подходе не существует, что снимает стигму психической «ненормальности» или «болезни» с сотрудника, обратившегося за психологической помощью.
Впервые понятие «дисфункциональные состояния» ввел в своих работах отечественный психиатр С.Б. Семичев (1987). Данные состояния он относил к здоровью. Однако в своих трудах автор не дает точного определения ДС, не предлагает четкой систематики и критериев диагностики данных состояний для практики, считая их разработку делом будущих исследований. С.Б. Семичев (1987) выделяет следующие варианты изменения функций при ДС: 1) общее снижение функции, охватывающее все сферы жизнедеятельности: профессиональную деятельность, интерперсональные отношения (служебные и неформальные) – и проявляется как субъективно (в явлениях психологической защиты), так и объективно (в социальной дезадаптации); 2) частичное снижение функций, распространяющееся лишь на какую-то область при сохранности ее (но без усиления) в других сферах деятельности; 3) усиление функции (повышение производительности труда, активности) при затрудненном функционировании.
Каждое психическое состояние может оказаться дисфункциональным в какой-то момент выполнения профессиональной деятельности. Так, положительные активные психические состояния, такие как радость, эйфория, страсть не всегда позволяют успешно решить стоящую перед сотрудником задачу. Любая дисфункция – это реализация принципа «должен, но не могу или не хочу», когда сотрудник должен реализовать профессиональную функцию, однако внутреннее состояние не позволяет ему успешно с ней справиться.
Неразработанность проблемы психических состояний сотрудников вообще и ДС в частности в теоретическом и прикладном аспекте не снижает интерес к данной категории психических состояний. В связи с этим решение научных задач, связанных с качественным описанием и классификацией ДС, а также с разработкой адекватных методических средств их диагностики имеет первостепенную важность. Однако в плане психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников решение названных задач должно быть подчинено общей цели – поиску методов психологической коррекции ДС.
Позиции специалистов по проблеме психических состояний и соответствующие им определения можно свести к одному из трех имеющихся подходов: субъектно-деятельностному (Н.Д. Левитов, А.О. Прохоров, Ю.Е. Сосновикова и др.), деятельностному (Е.П. Ильин, Л.Г. Дикая, А.Б. Леонова, В.И. Медведев и др.) и системному (В.А. Ганзен и др.) [7]. Так, представляется возможным объединить основные подходы к психическим состояниям в следующем определении: психическое дисфункциональное состояние – это целостная характеристика активности психики и уровень ее функционирования в конкретный момент времени, не позволяющие успешно решать профессиональные задачи.
В настоящее время особое внимание уделяется именно типичным психическим ДС сотрудников, т. е. длительным доминирующим состояниям, возникающим в определенных условиях профессиональной деятельности и оказывающим влияние на ее успешность. Так, при выполнении сотрудником правоохранительных органов служебно-боевых задач (период боевых действий) функциональным ПС является состояние боевой активности [1]. Однако данное состояние, сохраняющееся длительно после периода боевых действий, приводит к затруднению выполнения сотрудником своих повседневных профессиональных функций и, следовательно, является дисфункциональным. Для классификации типичных психических дисфункциональных состояний сотрудников может быть использована уровневая классификация, предложенная А.О. Прохоровым (2011). В соответствии с предложенными характеристиками типичные ДС можно классифицировать как: 1) активные отрицательные ДС (тревога, страх, гнев, возмущение, фрустрация агрессивная, дистресс); 2) активные положительные ДС (радость, восторг, активизация, стресс); 3) пассивные отрицательные ДС (подавленность, грусть, тоска, печаль, фрустрация депрессивная, усталость, утомление, переутомление); 4) пассивные положительные ДС (грезы, релаксация). В данную классификацию не вошли оптимальные психические состояния со средним (оптимальным) уровнем активности и полярности, так как, по мнению большинства исследователей, они оказывают преимущественно благоприятное влияние на выполнение профессиональной деятельности. По мнению Д.В. Колесова (2007), «оптимум функционирования обладает внутренней целостностью и устойчивостью во взаимоотношениях, выражает постоянство соотношения составляющих некое целое величин, независимо от (внешних) условий, и имея опору на себя при разных своих же состояниях». Поэтому данные состояния не могут считаться дисфункциональными. В этом прослеживается сходство ДС с предпатологическими и патологическими психическими состояниями, в которых также отсутствуют состояния среднего уровня психической активности.
Изучение научной литературы показало, что при оценке функциональных состояний чаще всего применяются следующие критерии: а) критерий успешности деятельности; б) критерий надежности деятельности в) критерий «цена деятельности» в) критерий адекватности психической деятельности. Обобщив выделенные критерии, можно предположить, что состояние считается дисфункциональным, когда оно: 1) не обеспечивает внешнюю оценку деятельности сотрудника руководителем и коллегами как успешное выполнение функций; 2) не приносит сотруднику удовлетворения от выполняемой деятельности; 3) не позволяет результативно решать профессиональные задачи; 4) при осуществлении деятельности приводит к потере психических и психофизиологических ресурсов; 5) характеризуется несоответствием активности, напряженности и полярности психического состояния сложности, внезапности и значимости выполняемой задачи.
По-прежнему остаются многочисленные сложности при выборе специалистами методов для оценки психических состояний. Останавливаясь на определенном методе диагностики, специалистам необходимо учитывать его доступность для сотрудников и психологов системы правоохранительных органов, пригодность для индивидуального и группового исследования, непродолжительность по времени, достоверность полученных результатов, а также возможность математической обработки полученных данных. Особое внимание необходимо уделять диагностике уровня активности и полярности состояния, так как по этим показателям возможно выделение вида ДС, что позволяет психологу выработать дифференцированный подход по организации дальнейших коррекционных мероприятий. Диагностика показателей активности и полярности может осуществляться с помощью тестовых методик (Самочувствие–Активность–Настроение (В.А. Доскин, 1978), Опросник личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера-Ханина (Ю.Л. Ханин, 1977). Существующие представления А.О. Прохорова позволяют определять не только качественные критерии оптимального состояния, но и количественные показатели. Так, исходя из теоретических положений теории психической активации (А.О. Прохоров, Линдсли) и теории системного подхода (В.А. Ганзен), оптимальное состояние харак-теризуется следующими значениями исследуемых параметров: показатель тревоги (6–10 баллов), самочувствия (5–5,5 баллов), активности (5–5,5 баллов), настроения (5–5,5 баллов).
Вместе с тем создание оптимального психического состояния с помощью определенных методов – это лишь один из аспектов коррекции психических дисфункциональных состояний. По мнению А.А. Осиповой (2007), под психокоррекцией понимается система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Следовательно, под коррекцией психических дисфункциональных состояний подразумевается совокупность специальных средств психологического воздействия, осуществляемых психологом с сотрудником или группой сотрудников, являющихся наиболее эффективными для формирования психических состояний, позволяющих успешно решать профессиональные задачи. Необходимо отметить, что, хотя коррекция и направлена на улучшение условий функционирования систем, однако вовсе не гарантирует получение функционального состояния. Кроме того, достижение оптимального психического состояния не означает однозначную успешность деятельности, это лишь способствующий фактор, который должен постоянно поддерживаться и контролироваться. Однако в условиях работы учреждений правоохранительных органов психокоррекция проводится крайне редко и лишь в краткосрочном формате. Это обусловлено условиями контекста встреч психолога и сотрудника: его задачами, принадлежностью обоих к одной и той же системе со своими иерархическими отношениями, а также ограниченностью во времени для встреч.
Все вышесказанное приводит исследователей к активному поиску новых методов психокоррекционного воздействия. Как показывает анализ литературных источников, у большинства сотрудников ведущими детерминирующими факторами ДС являются социально-психологические [2; 8]. Выявленная доминирующая социально-психологическая детерминанта требует подбора соответствующей формы психокоррекционной работы [14]. Такой формой психокоррекционной работы может являться групповая работа. В качестве психокоррекционного метода может быть предложен социально-психологический тренинг (СПТ), так как при тренинге работа программирована, обладает четкой структурой, предполагает процесс осознания и переживания [5]. В то же время тренинг является психокорекционным, так как в целях коррекции состояния используется групповая динамика (как совокупность взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая ведущего тренинга). Так, Р.С. Немов (2007) под СПТ понимает теорию и практику группового психокоррекционного или психотерапевтического воздействия на людей, рассчитанного на избавление их от каких-либо проблем психологического характера, исправление поведения или улучшение состояния здоровья [4]. СПТ имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами психокоррекции: 1) привлечение активных методов обучения; 2) высокий уровень активности участников; 3) формирование у них новых ценностных ориентаций и установок в общении, способствующих самораскрытию и самореализации личности; 4) приобретение участниками навыков групповой работы; 5) развитие у них активной социально-психологической позиции, способности производить значимые преобразования в сфере не только межличностных, но и официальных, деловых отношений; 6) повышение психологической устойчивости к различным трудным, проблемным ситуациям [11].
Таким образом, в рамках психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов необходимо учитывать возникающие психические дисфункциональные состояния. Психическое дисфункциональное состояние – это целостная характеристика активности психики и уровень ее функционирования в конкретный момент времени, не позволяющая успешно решать профессиональные задачи.
Состояние считается дисфункциональным, когда оно: 1) не обеспечивает внешнюю оценку деятельности сотрудника руководителем и коллегами как успешное выполнение трудовых функций; 2) не приносит сотруднику удовлетворения от выполняемой деятельности; 3) не позволяет результативно решать профессиональные задачи; 4) при осуществлении деятельности сопровождается потерей психических и психофизиологических ресурсов; 5) характеризуется несоответствием активности, напряженности и полярности психического состояния сложности, внезапности и значимости выполняемой задачи.
Под коррекцией психических дисфункциональных состояний подразумевается совокупность специальных средств психологического воздействия, осуществляемых психологом с сотрудником или группой сотрудников, являющихся наиболее эффективной для формирования психических состояний, позволяющих успешно решать профессиональные задачи. В качестве метода коррекции дисфункциональных состояний может быть предложен социально-психологический тренинг.
Литература
- Военная психология / Под ред. В.В. Шеляга, А.Д. Глоточкина, К.К. Платонова. М.: Военное издательство, 1972. 400 с.
- Енин К.А., Енина В.В. Что вызывает возникновение дисфункциональных состояний и способы совладания с ними у сотрудников правоохранительных органов // Материалы IV Международной научной конференции «Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие». Т. 9. Кострома: КГУ имени Н.А. Некрасова, 2016. С. 150–152.
- Колесов Д.В., Колесов Д.Д. Состояния человека (семантика, психология, медицина): учеб. пособие. М.: Издательство московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. 704 с.
- Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн. 2.: Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2007. 606 с.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студ. вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 512 с.
- Прыгунов П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение: учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 336 с.
- Психология состояний: учеб. пособие / Под ред. А.О. Прохорова. М.: Когито-Центр, 2011. 624 с.
- Семичев С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. 184 с.
- Социологический словарь / Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. М.: ЗАО «Издательство “Экономика”», 2004. 620 с.
- Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1983. 836 с.
- Чанько А.Д. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на группу в организации: дисс. … канд. психол. наук. Спб., 2004. 267 с.
- Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учеб. пособие. М.: Проспект, 2013. 208 с.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. М.: Проспект, 2011. 256 с.
- Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Групповая психокоррекция: тренинги и роли, игры для личностного и профессионального развития. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 254 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2842
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 748
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0