Агрессивность учащихся средних и старших классов и предпочитаемые ими стили поведения в конфликтной ситуации, гендерный аспект

1077

Аннотация

В работе приводятся результаты исследования склонности учащихся государственного бюджетного образовательного учреждения к проявлениям разных форм агрессии и предпочитаемые ими стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Исследование проводилось на базе одного из государственных бюджетных учреждений г. Москвы и включало в себя данные от 462 детей в возрасте от 11 до 17 лет. Определено, что в динамике от средних к старшим классам у девочек возрастает склонность к проявлению косвенной агрессии, обиды и вербальной агрессии; у мальчиков нарастает склонность к физической, косвенной и вербальной агрессии и проявлению обиды. Выраженность этих форм проявления агрессии находится на уровне выше среднего. У учащихся и старших, и средних классов стратегия соперничества не является предпочитаемым выбором поведения в конфликтах, а чаще используются: компромисс и избегание — в старших классах, приспособление и избегание — в средних классах. Таким образом, конфликтная напряженность в образовательных учреждениях не ассоциирована с уровнем агрессивности учащихся средних и старших классов. Очевидно, что действуют иные механизмы, которые остаются пока недостаточно изученными.

Общая информация

Ключевые слова: агрессия, конфликт, школа, учащиеся

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2018080211

Для цитаты: Шамликашвили Ц.А., Харитонов С.В., Пчелинцева Д.Н., Графский В.П. Агрессивность учащихся средних и старших классов и предпочитаемые ими стили поведения в конфликтной ситуации, гендерный аспект [Электронный ресурс] // Психология и право. 2018. Том 8. № 2. С. 138–151. DOI: 10.17759/psylaw.2018080211

Полный текст

Введение

Проблема школьной агрессии не раз обсуждалась, как в средствах массовой информации, так и в научных исследованиях, проводимых в образовательных учреждениях. Проблема стоит остро, и ее решение представляется не только важным социальным вопросом в плане формирования психологического общественного климата, но и вопросом общественной безопасности.

Под агрессией, по мнению большинства исследователей, следует понимать тот или иной способ причинения вреда тому, кто этого вреда получить не желает [2]. По формам реализации агрессия может иметь разные проявления. Так, это может быть прямая агрессия, когда вред наносится непосредственными действиями со стороны агрессора. А может быть косвенная, когда действия носят опосредованный характер. При этом известно, что для подростков-мальчиков выражение именно косвенной агрессии оказывается более адаптивной формой поведения, чем проявление физической агрессии [10].

Агрессия по своей природе может иметь характер защитной агрессии (реактивная форма), а может быть направлена на удовлетворение своих нужд за счет причинения вреда другому (проактивная агрессия) [11]. В ходе социализации и по мере взросления ожидается, что ребенок научается контролировать свои агрессивные побуждения [12]. А основными причинами проявления агрессии считают фрустрацию [13], особенности личности [9], выученные паттерны поведения [15] и собственно природу человека вообще [14].

С другой стороны, конфликты с учителями, родителями и сверстниками, столь характерные для подросткового возраста, расцениваются в качестве той самой питательной почвы, которая и дает всходы разных форм проявления подростковой агрессии [4; 7].

В одном из исследований было определено, что у подростков-школьников предпочитаемой стратегией выражения агрессии в условиях конфликта является косвенная и вербальная агрессия. В то время как у их ровесников — учеников кадетских корпусов — преобладает наклонность к выражению физической агрессии, ассоциирующаяся с выраженными личностными реакциями самозащиты [1]. Вероятно, это обстоятельство свидетельствует о том, что в природе подростковой агрессии может играть роль не только ее проактивная, но и реактивная формы. Однако исследований, проливающих свет на эту проблему, нами в литературе не было обнаружено.

Цель исследования определить уровень и характер предпочитаемых форм агрессивного поведения среди учащихся государственных бюджетных образовательных учреждений и используемые ими стратегии поведения в конфликтах.

Материал исследования. Исследование проводилось на основе данных психологического тестирования 462 детей, учащихся ГБОУ школа № 922 г. Москвы. Возраст детей составил 11—17 лет. Из них: учащихся 5-х классов — 42 девочки и 59 мальчиков; учащихся 6-х классов — 59 девочек и 59 мальчиков; учащихся 7-х классов — 58 девочек, 49 мальчиков; учащихся 8-х классов — 38 девочек, 50 мальчиков; учащихся 10-х классов — 31 девочка и 26 мальчиков. Возраст детей: учащихся 5-х классов: 11 лет — 70 человек, 12 лет — 29 человек; учащихся 6-х классов: 12 лет — 76 человек; 13 лет — 40 человек; 14 лет — двое; учащихся 7-х классов: 12 лет — 2 человека, 13 лет — 62 человека, 14 лет — 34 человека; учащихся 8-х классов: 13 лет — 1 человек, 14 лет — 57 человек, 15 лет — 28 человек, 16 лет — 2 человека; учащихся 10-х классов: 15 лет — 4 человека, 16 лет — 40 человек, 17 лет — 13 человек.

Методы исследования.

Опросник агрессивности «Басса—Дарки» — применяется для оценки склонности респондентов к проявлению разных форм агрессии. Опросник включает 75 вопросов. По результатам тестирования дается оценка выраженности таких форм агрессии, как физическая агрессия, косвенная агрессия, вербальная агрессия, раздражение, негативизм, чувство вины, подозрительность и обида. Две последние шкалы обычно используются для оценки враждебности, в то время как под агрессивностью больше принято понимать физическую агрессию, раздражение и вербальную агрессию. В нашем исследовании в обработку были включены только шкалы физической, косвенной, вербальной агрессии, негативизма и обиды. Шкалы, характеризующие враждебность, не обрабатывались.

Опросник валидизирован на русском языке [9], и есть практика его использования у подростков с получением достаточно корректных результатов [6].

Тест описания поведения «Томаса» в адаптации Н.В. Гришиной представляет собой опросник, состоящий из 30 вопросов, на каждый из которых испытуемому предлагается выбрать один из двух вариантов ответа. На основании ответов испытуемого дается оценка склонности респондента к использованию пяти основных стратегий поведения в конфликтах: соревнованию (соперничеству), приспособлению, компромиссу, избеганию, сотрудничеству. Тест «Томаса» может применятся у подростков и имеет достаточно высокие показатели по внутренней валидности [3].

Результаты исследования

По результатам измерения уровня агрессии у девочек 5—6 классов (11—13 лет) с помощью опросника «Басса—Дарки» получены следующие средние баллы и стандартные отклонения: по шкале физической агрессии средний балл составил 35,4 (σ = 24,5); косвенной агрессии = 38,7 (σ = 21,7); негативизма = 41,1 (σ = 22,9); обиды 32,6 (σ =23,1); вербальной агрессии 40,5 (σ = 20,4). По данным теста «Томаса», средние величины и стандартные отклонения составили по шкалам: «Соперничество» = 3,8 (σ =2,9), «Сотрудничество» = 6,4 (σ =1,6), «Компромисс» = 5,8 (σ =1,7), «Избегание» = 6,4 (σ =2,1), «Приспособление» = 7,4 (σ =2,3).

Эти показатели несколько отличаются от аналогичных у сверстников мальчиков, учеников 5—6 классов (11—13 лет). В опроснике «Басса—Дарки» по шкале физической агрессии средняя величина составила 47,8 балла (σ =22,1), косвенная агрессия = 43,7 балла (σ =22,4), негативизм = 39,4 (σ =26,3), обида = 36,5 (σ =23,8), вербальная агрессия = 46,2 (σ =20). По тесту «Томаса», средние значения составили по шкалам: «Соперничество» = 4,5 (σ =2,9), «Сотрудничество» = 6 (σ =1,8), «Компромисс» = 6 (σ =1,8), «Избегание» = 6,5 (σ =2), «Приспособление» = 6,7 (σ =2,5).

Исследование тесноты корреляционной связи проводилось с применением методов непараметрической статистики. В частности, оценивалась ранговая корреляция по R Спирмена и рассчитывалась Тау Кендалла. Теснота корреляционной связи между показателями по шкалам опросника «Басса—Дарки» и теста «Томаса» приведена в табл. 1.

Таблица 1

Корреляционная связь между шкалами опросника «Басса-Дарки» и шкалами теста «Томаса» у мальчиков и девочек 5—6 классов

Тест «Томаса» /

Опросник Баса—Дарки

Соперни-чество

Сотрудни-чество

Компромисс

Избегание

Приспособ-ление

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

Физическая агрессия

 

R= 0,24*

τ= 0,17

R=    0,4*

τ=   0,27*

R=  0,08

τ=  0,06

R=        -0,03

τ=         -0,02

R=        -0,06

τ=          -0,05

R=         -0,29

τ=          -0,2

R=    -0,1

τ=     -0,09

R=  0,07

τ=  0,05

R=            -0,17

τ=             -0,12

R=    

-0,34*

τ=     

-0,24*

Косвенная агрессия

 

R=  0,23*

τ=  0,18

R=    0,26

τ=      0,2

R=      -0,06

τ=       -0,04

R=  0,08

τ=   0,06

R=        -0,1

τ=         -0,08

R=        -0,003

τ=          -0,01

R=  0,04

τ=  0,02

R=   0,09

τ=   0,06

R=            -0,16

τ=        -0,12

R=         -0,35*

τ=         -0,27*

Негативизм

 

R= 0,14

τ= 0,11

R= 0,36*

τ=      0,2

R=      -0,07

τ=       -0,06

R=-0,06

τ=          -0,05

R=  0,01

τ=   0,01

R=-0,03

τ=-0,001

R=    -0,02

τ=-0,01

R=                  0,06

τ=0,04

R=-0,02

τ=-0,01

R=        -0,27

τ=          -0,21

Обида

 

R= 0,08

τ=  0,07

R=   0,23

τ=     0,18

R=   0,02

τ= 0,01

R=         -0,03

τ=         -0,02

R=        -0,5

τ=-0,07

R=         -0,17

τ=         -0,11

R=0,08

τ= 0,06

R=    0,16

τ= 0,013

R=-0,14

τ=      -0,1

R=-0,25

τ=          -0,2

Вербальная агрессия

 

R= 0,31*

τ= 0,24*

R=           -0,08

τ=            -0,07

R=       -0,05

τ=       -0,03

R= 0,07

τ=  0,05

R=         -0,1

τ=          -0,07

R=  0,12

τ=   0,08

R=-0,1

τ=-0,07

R=   0,11

τ=   0,08

R=       -0,13

τ=       -0,09

R=         -0,54*

τ=         -0,4

Примечание: R — коэффициент ранговой корреляции Спирмена; τ — Тау Кендалла; «*» — уровень значимости более 0,05. Полужирное начертание — коэффициент Спирмена, указывает на не слабую тесноту связи между показателями.

Как видно из приведенных данных, у мальчиков статистически достоверная связь средней плотности обнаруживается только между вербальной агрессией и соперничеством. У девочек, напротив, соперничество отрицательно связано с вербальной агрессией, а более выраженными оказываются проявления физической агрессии. Кроме того, у девочек определена отрицательная связь физической, косвенной и вербальной агрессии с приспособлением.

В старших классах, у детей 14—17 лет, данные несколько отличаются от данных в средних классах. Так, у девочек 8—10 классов по шкалам опросника «Басса—Дарки» получены следующие данные: по шкале физической агрессии средний балл составил 41,3 (σ = 22,6); косвенной агрессии = 59 (σ = 20,2); негативизма = 48,7 (σ = 22,6); обиды 39,5 (σ =24,5); вербальной агрессии 55,1 (σ = 17,6). По данным теста «Томаса». средний балл составил по шкалам: «Соперничество» = 3,8 (σ =3,2), «Сотрудничество» = 6,4 (σ =1,4), «Компромисс» = 6,9 (σ =1,8), «Избегание» = 6,5 (σ =1,9), «Приспособление» = 6,2 (σ =2,8).

У мальчиков, учащихся 8—10 классов, по данным опросника «Басса-Дарки» определено, что показатели физической агрессии в среднем составили 55,4 (σ =22,7), косвенной агрессии = 48,5 балла (σ =20,1), негативизма = 51,6 (σ =24,9), обиды = 37,2 (σ =21,5), вербальной агрессии = 52,2 (σ =18,9). По тесту «Томаса», средние значения составили по шкалам: «Соперничество» = 4,6 (σ =3,3), «Сотрудничество» = 6 (σ =2,1), «Компромисс» = 6,5 (σ =1,9), «Избегание» = 6,7 (σ =1,9), «Приспособление» = 5,9 (σ =2,8).

Результаты непараметрического исследования тесноты корреляционных связей между шкалами опросников приведены в табл. 2.

Таблица 2

Корреляционная связь между шкалами опросника «Басса—Дарки» и шкалами теста «Томаса» у мальчиков и девочек 8—10 классов

Тест «Томаса» /

Опросник Баса-Дарки

 

Соперничество

Сотрудни-чество

Компро-мисс

Избегание

Приспособление

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

М.

Ж.

Физическая агрессия

 

R=       0,29

τ=        0,22

R=    0,37*

τ=    0,28*

R=         -0,005

τ=          -0,005

R=       -0,19

τ=         -0,14

R= 0,1

τ= 0,1

R=       -0,08

τ=        -0,05

R= 0,007

τ= 0,008

R=        -0,15

τ=      -0,11

R=                -0,4*

τ=                 -0,33*

R=         -0,13

τ=         -0,1

Косвенная агрессия

 

R=        0,03

τ=       0,03

R=    0,3*

τ=    0,23*

R= 0,14

τ=    0,1

R=       -0,04

τ=        -0,03

R=   -0,1

τ=     -0,08

R= 0,1

τ= 0,1

R=        -0,1

τ=        -0,09

R=      -0,15

τ=       -0,11

R=                -0,01

τ=                -0,01

R=        -0,3*

τ=         -0,23

Негативизм

 

R=      0,26*

τ=         0,2*

R=      0,22

τ=     0,18*

R=-0,004

τ=-0,002

R=      -0,2

τ=       -0,15

R=    -0,15

τ=    -0,11

R=0,15

τ=0,12

R=-0,01

τ=-0,004

R=  0,14

τ=  0,1

R=             -0,15

τ=              -0,11

R=        -0,32*

τ=       -0,25*

Обида

 

R=      -0,06

τ=      -0,05

R=       -0,03

τ=        -0,02

R= 0,04

τ=  0,03

R=  0,02

τ=  0,01

R=-0,14

τ=-0,11

R=-0,13

τ=-0,1

R=  0,09

τ=  0,07

R=      -0,02

τ=       -0,01

R=0,02

τ=0,02

R= 0,14

τ=     0,1

Вербальная агрессия

 

R=      0,26*

τ=      0,18*

R=   0,43*

τ=   0,33*

R=  0,11

τ=    0,7

R=-0,1

τ=-0,09

R=-0,2

τ=-0,16

R=-0,02

τ=-0,01

R=        -0,2

τ=-0,15

R=       -0,05

τ=       -0,03

R=              -0,09

τ=               -0,06

R=        -0,35*

τ=        -0,25*

Примечание: R — коэффициент ранговой корреляции Спирмена; τ — Тау Кендалла; «*» — уровень значимости более 0,05. Полужирное начертание — коэффициент Спирмена, указывает на не слабую тесноту связи между показателями.

Как видно из полученных данных, у мальчиков старших классов средняя теснота отрицательной корреляционной связи определяется только по связи между физической агрессией и приспособлением.

У девочек имеется положительная корреляция между соперничеством, с одной стороны, и склонностью к физической и вербальной агрессии — с другой стороны. В тоже время стратегия приспособления отрицательно связана с косвенной, вербальной агрессией и негативизмом.

В динамике от 5—6 к 8—10 классам у девочек наблюдаются достаточно существенные изменения в проявлениях разных форм агрессии и в рамках соперничества, и в рамках приспособления. Для наглядности данные приведены в графическом виде на рис. 1.

Рис. 1. Связь разных форм агрессии со стратегией приспособления у девочек и мальчиков в средних и старших классах

На графике видно, что у мальчиков изменения носят менее выраженный характер, чем у девочек, и в основном заметны по динамике такой стратегии, как «физическая агрессия».

Динамика разных форм агрессии в связи со стратегией соперничества представлена графически на рис. 2.

Рис. 2. Связь разных форм агрессии со стратегией соперничества у девочек и мальчиков в средних и старших классах

На графике видно, что для стратегии соперничества у мальчиков характерной является динамика снижения (с возрастом) роли косвенной агрессии, роста негативизма, а так же незначительные колебания связи вербальной и физической агрессии в связи с конфликтным поведением.

Для девочек характерна динамика с существенными изменениями в проявлениях вербальной агрессии, отмечаются меньше негативизма и физической агрессии и незначительные колебания связи с конфликтным поведением косвенных форм агрессии.

Обсуждение

Полученные при использовании опросника «Баса—Дарки» результаты свидетельствуют о том, что у девочек средних классов имеется повышенный уровень косвенной агрессии, остальные формы агрессивного поведения находятся в диапазоне средних величин. У старшеклассниц уровень косвенной агрессии оказывается еще более выраженным и достигает границы высокого уровня. Достигает повышенного уровня и такая форма поведения, как обида и склонность к проявлению вербальной агрессии.

У мальчиков, учеников 5—6 классов, имеется повышенный уровень склонности к косвенной агрессии и, возможно, обиды (пограничный уровень). В старших классах имеется повышенный уровень склонности к физической агрессии, косвенной агрессии, обиды и вербальных форм агрессии.

По тесту «Томаса» у девочек 5—6 классов выявляется склонность, в порядке убывания, к такому поведению в конфликтах, как «Приспособление», «Избегание» и «Сотрудничество», «Компромисс», «Соперничество». К старшим классам ситуация меняется, и предпочитаемыми формами становятся, в порядке убывания: «Компромисс», «Избегание», «Сотрудничество», «Приспособление» «Соперничество». Это говорит о том, что учащиеся предпочитают в конфликтах использовать неагрессивные стратегии поведения. Но при этом их агрессивность явно повышена, что может объясняться только активностью самозащиты.

У мальчиков средних классов стратегия соперничества и склонность к проявлениям вербальной агрессии оказались связанными в большей мере, чем другие способы агрессии. У девочек средних классов, напротив, вербальная агрессия стремится к отрицательному типу связи со стратегией соперничества. Иначе говоря, соперничающим девочкам не свойственна вербальная агрессия в отличие от мальчиков. С другой стороны, для девочек в значительно большей мере, чем для мальчиков, оказались свойственны связь соперничества и склонности к проявлению физической агрессии и негативизма.

Стратегии сотрудничества, компромисса и избегания, как у мальчиков, так и у девочек средних классов оказались слабо связанными с проявлениями разных форм агрессии, что выглядит ожидаемым и естественным.

Любопытными оказываются результаты сопоставления данных по шкале «Приспособление» теста «Томаса» и ряду шкал опросника «Басса—Дарки». Так, у девочек физическая, косвенная и вербальная агрессия имели среднюю тесноту обратной связи со стратегией приспособления. Что выглядит как адекватная социализация. У мальчиков эта отрицательная связь оказалась значительно слабее, чем у девочек, а по такой черте, как негативизм, и вовсе незначительная, что указывает на особенности механизмов социализации у мальчиков в отличие от девочек.

У девочек старших классов соперничество уже может сочетаться со склонностью и к физической, и к косвенной, и к вербальной агрессии со снижением доли негативизма, что свидетельствует о существенных изменениях в репертуаре агрессивных форм соперничества и, вероятно, связано с ростом социальной компетентности в этих вопросах.

У мальчиков 8—10 классов связи агрессивных форм поведения и соперничества оказались слабо связанными. Стратегии сотрудничества, компромисса и избегания у старшеклассников ожидаемо оказались слабо связанными с проявлениями агрессии.

Для стратегии приспособления у старшеклассниц оказались несвойственными (отрицательная, достоверная связь) такие проявления агрессии, как косвенная, вербальная агрессия и негативизм. Для мальчиков достоверно несвойственной оказалась связь стратегии приспособления и физической агрессии.

Полученные данные свидетельствуют о том, что и у девочек, и у мальчиков от средней школы к старшей происходят изменения в предпочитаемых стратегиях поведения в конфликтных ситуациях и проявлениях агрессии.

Выводы

1. В динамике от средних к старшим классам у девочек наблюдается рост склонности к проявлению косвенной агрессии, обиды и вербальной агрессии, при выраженности этих форм поведения выше среднего уровня.

2. У мальчиков за аналогичный период фиксируется нарастание склонности к физической агрессии, косвенной агрессии, обиды и вербальных форм агрессии, при выраженности этих форм агрессивного поведения выше, чем средний уровень.

3. У мальчиков возрастная динамика связи разных форм агрессии и конфликтного поведения характеризуется трендом к снижению косвенной агрессии, заметному росту негативизма и незначительным колебаниям связи вербальной и физической агрессии.

4. Девочки обнаруживают тенденцию с возрастом существенно больше использовать вербальные формы агрессии в конфликтном поведении, несколько меньше используют негативизм и физическую агрессию, при незначительных колебаниях косвенных форм агрессии. В старших классах, в рамках стратегии приспособления в конфликте, наименее приемлемой формой поведения у девочек является негативизм, а у мальчиков — физическая агрессия.

5. И у мальчиков, и у девочек старших и средних классов стратегия соперничества не является предпочитаемым выбором. Дети чаще используют компромисс и избегание в старших классах, а приспособление и избегание в — средних классах. Очевидно, что такие стратегии поведения не могут быть связаны с проактивной агрессией, следовательно, речь идет о реактивных ее формах (агрессии, направленной на самозащиту). Таким образом, конфликтная напряженность в образовательных учреждениях не может объясняться только агрессивностью учащихся средних и старших классов и это требует более глубоких и серьезных исследований.

Информация об авторах

Шамликашвили Цисана Автандиловна, кандидат медицинских наук, профессор, Научный руководитель, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный институт медиации», заведующий кафедрой медиации в социальной сфере Московского городского психолого-педагогического Университета, Москва, Россия, e-mail: president@mediacia.com

Харитонов Сергей Викторович, доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: sergeyhar@mail.ru

Пчелинцева Динара Наилевна, младший научный сотрудник, Федеральный институт медиации, Москва, Россия, e-mail: saphirdinara@mail.ru

Графский Владимир Павлович, преподаватель кафедры медиации в социальной сфере факультета "Юридическая психология", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: v.grafskiy@fedim.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4738
В прошлом месяце: 42
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1077
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 0