Психология и право
2022. Том 12. № 4. С. 83–95
doi:10.17759/psylaw.2022120407
ISSN: 2222-5196 (online)
Анализ уровня саморегуляции и компонентов эмоционального состояния у сотрудников полиции: результаты практической работы
Аннотация
Работа направлена на изучение саморегуляции, компонентов эмоционального состояния у сотрудников полиции как профессионально важных качеств специалистов экстремальных профессий. Целью исследования было разработать и внедрить тренинг для снижения уровня тревожности, стресса и повышения настроения у сотрудников полиции в условиях профессиональной деятельности. Семимесячный период работы включал 3 этапа: входную и выходную диагностику, разработку и внедрение тренинга саморегуляции. Эмпирически исследовали 64 сотрудника полиции УМВД России по Кемеровской области (контрольная и экспериментальная группы по 32 человека). Использовались методики: «Диагностика тревожности и депрессии» А.С. Карелина; «Ситуативная тревожность» по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину; «САН» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой; «Шкала стресса PSM-25» Лемура—Тесье—Филлиона; «Утомление—Монотония—Пресыщение—Стресс» А.Б. Леоновой; «ДС-30» В.П. Прядеина. Исходно установленный низкий уровень саморегуляции (31,2%), настроения и тревожности (по 6,2%), высокий уровень стресса (9,3%) корректировались тренингом с блоками телесного, словесного и чувственно-образного воздействия в течении 6 месяцев (35 часов, 1—2 раза в неделю). В результате в группе внедрения медианный балл вырос по показателям саморегуляции (на 39%), настроения (на 62%), снизился по ситуативной (на 31%), общей (на 10%) тревожности и стрессу (на 13—22%); в контрольной группе значимых различий входной и выходной диагностики показателей не выявлено, что свидетельствует об эффективности внедрения тренинга. По причине нестабильной ситуации в стране рекомендуется применение тренинга среди батальонов сотрудников полиции на постоянной основе.
Общая информация
Ключевые слова: психологический тренинг, эмоциональный стресс, настроение, эмпирическое исследование
Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2022120407
Благодарности. Автор выражает благодарность за сотрудничество Елене Николаевне Рыжковой и Анастасии Игоревне Барышевой, специалистам-психологам УМВД России по Кемеровской области, г. Новокузнецк.
Получена: 20.01.2022
Принята в печать:
Для цитаты: Проскурякова Л.А. Анализ уровня саморегуляции и компонентов эмоционального состояния у сотрудников полиции: результаты практической работы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 83–95. DOI: 10.17759/psylaw.2022120407
Полный текст
Введение
Во времена перемен важной в социально-экономическом плане профессий является работа сотрудников полиции [13; 15]. Условия кризиса делают ее еще более опасной и сложной, характеризующейся множествами рисков для здоровья. Нахождение сотрудников полиции в постоянном состоянии ожидания опасности, необходимость непрерывного анализа быстроменяющихся ситуаций, повышенного внимания, а также работа с человеческим горем оказывают негативное влияние на психику и требуют мобилизации всех психофизических процессов для эффективного решения стоящих перед ними задач. Систематическое напряжение функциональных систем создает фоновое нестабильное отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, порождает собственный стресс, тревожность, негативное настроение, что сказывается на выполнении профессиональной деятельности [6]. Многие современные исследователи отмечают, что в структуре дезадаптивного профессионального поведения личности немаловажное значение занимают нарушения, совершенные на фоне особых эмоциональных состояний, таких как эмоциональная неустойчивость, агрессивность, низкая стрессоусточивость, ситуативная тревожность, аффективная насыщенность переживаний, неустойчивый фон настроения, вспыльчивость [3].
Обзор литературы по проблеме природы эмоциональных состояний позволил понимать его как сложное психическое состояние, проявляющееся в определенной форме переживания значимости воздействия внешних, внутренних стимулов и факторов [2; 13]. К основным компонентам эмоционального состояния, с учетом специфики работы сотрудников полиции, отнесены тревожность, уровень стресса и настроение. Под тревожностью понимается вид эмоционального состояния, характеризующийся субъективными ощущениями напряжения, ожиданием неблагополучного развития событий [1]. Стресс — состояние, возникающее в ответ на экстремальные ситуации, при длительном и крайне сильном психологическом напряжении, в результате чего нервная система человека получает эмоциональное перенапряжение [6]. Настроение — общее состояние, проявляющееся в эмоционально бессознательной оценке складывающихся обстоятельств в данный промежуток времени [5]. Одним из механизмов, позволяющих корректировать и поддерживать положительный эмоциональный фон, воздействующим на его динамические компоненты, является саморегуляция [1].
В современной психологии существует множество различных способов описания феномена саморегуляции. В работах А.К. Осницкого и др. рассматривают процессы саморегуляции как целенаправленную внутреннюю активность индивида, осуществляющуюся путем системного участия различных процессов и явлений, уровней психики [11]. Выделяют саморегуляцию физиологическую (осуществляется на непроизвольном и неосознанном уровне) и психологическую (на произвольном и сознательном уровне), которые непосредственно связаны между собой и влияют друг на друга. М.Ю. Лемещенко в своей работе указывала на то, что согласно В.П. Бояринцеву, саморегуляция является механизмом обеспечения внутренней психической активности человека различными средствами [8]. В современной зарубежной психологии под саморегуляцией понимаются процессы, позволяющие человеку управлять собственным поведением в изменяющихся условиях. Саморегуляция включает управление мыслями, эмоциями, поведением, вниманием [8]. А.А. Кацеро под саморегуляцией понимается процесс обеспечения стабильности системы, ее относительная устойчивость и равновесие, а также целенаправленное изменение индивидом механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования особых средств контроля за деятельностью [9]. Достаточно известными также являются многоуровневая система саморегуляции жизнедеятельности Г.Ш. Габдреевой и обобщенная модель саморегуляции психической деятельности Ю.Я. Голикова и А.Н. Костина [4]. Учитывая многочисленные ракурсы рассмотрения данного понятия, в нашей работе мы будем исследовать психическую саморегуляцию. Под саморегуляцией мы рассматриваем процесс сознательных актов управления человеком своим эмоциональным состоянием, субъективными ощущениями напряжения; сознательный контроль собственного настроения, тревожности и уровня стресса [5]. К сотрудникам полиции предъявляют особые требования по выраженности эмоционального состояния, они должны уметь совладать с собственным настроением, не впадать в панику в критических ситуациях, быть достаточно срессоустойчивыми. Низкий уровень их психической саморегуляции может привести к серьезным ошибкам, к смертельному риску людей, к профессиональной непригодности в службе.
Наиболее оптимальным вариантом психокоррекции в данном случае может послужить психологический тренинг [10; 11]. Он должен базироваться на управлении человеком своим эмоциональным состоянием, предполагающим постоянный контроль его направления, организацию перехода одного эмоционального состояния в другое, что возможно при психологическом воздействии человека на самого себя с помощью различных техник и приемов. Существуют исследования, где в теории раскрываются суть приемов саморегуляции и значимость их применения работниками полиции [7; 8]. Однако в нашем исследовании мы рассматриваем на практике влияние техник и методик психической саморегуляции на эмоциональное состояние сотрудников полиции с помощью психологического тренинга. Подобных исследований ранее не проводилось.
Методы
Эмпирическое исследование проводилось на базе УМВД России по Кемеровской области крупного промышленного города Юга Кузбасса — Новокузнецка в рамках сотрудничества психологов и преподавателей кафедры. Период составил 7 месяцев (осень 2019 — весна 2020 гг.). На первом этапе проводилась входная психодиагностика уровня саморегуляции и компонентов эмоционального состояния. Далее осуществлялась разработка и внедрение в группу А психологического тренинга «Саморегуляция эмоционального состояния», состоящего из трех блоков (35 часов). На третьем этапе осуществлялась выходная диагностика исследуемых компонентов в группах. Выборку составили 64 сотрудника, медиана возраста составила 26(24—29) лет, стажа работы — 3(2—7) года, доля женщин 21,8% (14 из 64). Случайным образом были сформированы две группы исследования по 32 человека: основная (А) и контрольная (Б). Группы сопоставимы по возрасту (U=1,2; p=0,24): 25(23—28) лет — в группе Б и 27 (24—30) — в группе А стажу работы (U=1,1; p=0,29): 3 (2—5) лет —в группе Б и 4 (3—7) — в группе Адоле женщин (χ2=0,37, p=0,54): 25% (8 из 32) в группе Б и 18,7% (6 из 32) — в группе А. Применены следующие методики для диагностики: 1) общего уровня тревожности: «Диагностика тревожности и депрессии» А.С. Карелина «Ситуативная тревожность», по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину; 2) настроения: «САН» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой; 3) уровня стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным показателям, возникающим у субъекта в ответ на экстремальные ситуации: по шкале стресса: «PSM-25» Лемура—Тесье—Филлиона; общему уровню стресса: «Утомление—Монотония—Пресыщение—Стресс» А.Б. Леоновой; 4) саморегуляции: «ДС-30» В.П. Прядеина [14]. Проверка нормальности распределения количественных признаков проводилась по критерию Шапиро—Уилкса. Описательная статистика медианой и интерквантильным размахом. Сравнение двух независимых выборок осуществлялась критерием Манна—Уитни (U), зависимых (до—после тренинга) — критерием Вилкоксона для связанных выборок (W). Сравнение независимых выборок по качественным номинальным показателям проводили в ходе анализа таблиц сопряженности с помощью критерия Хи-квадрат. Различия считали статистически значимыми при p≤0,05. Все расчеты проводились в статистическом программном пакете IBM SPSS Statistics Version 22 (лицензия 20160413-1).
Результаты
Психодиагностика исходного состояния саморегуляции у сотрудников полиции показала, что ее высокий уровень характерен лишь для 31,2 и 25,0% сотрудников в группах А и Б. Они могут быстро справиться с возникающим при стрессе напряжением, способны сохранять эмоциональные ресурсы. При выполнении служебных обязанностей их самочувствие по большей степени не зависит от окружающих и какой-либо ситуации. Средний уровень саморегуляции отмечен у 37,5% в группе А и у 43,7% в группе Б. Это констатирует, что сотрудники часто не могут совладать с собственными эмоциями, напряжением, стрессом. Их эмоциональное состояние поддается влиянию со стороны окружающих и возникающих ситуаций (табл. 1.).
Таблица 1
Показатели саморегуляции и компонентов эмоционального состояния
у сотрудников полиции при входной и выходной диагностике
Методика |
Группа |
Медиана и интерквантильный размах баллов по методике — Me(Q1; Q3)1 |
Анализ динамики |
|||
До |
После |
±Δ%2 |
W,p3 |
|||
1. Диагностика саморегуляции «ДС-30» В.П. Прядеина |
А |
97 (77; 152,5) |
153,5 (120; 164,5) |
+39% (8; 69) |
W=3,5; p=0,001 |
|
Б |
105,5 (70,5; 150) |
114 (90; 154,5) |
+1% (-5; 24) |
W=1,02; p=0,31 |
||
U, p4 |
U=0,13, p=0,89 |
U=1,96; p=0,05 |
- |
|||
2. Опросник «САН» |
А |
2,3 (1,5; 3,2) |
3,6 (3,5; 3,9) |
+62% (27; 102) |
W=3,4; p<0,001 |
|
Б |
2,2 (1,7; 2,6) |
2,1 (1,5; 2,5) |
-2% (-21; 7) |
W=0,45; p=0,66 |
||
U, p |
U=0,36; p=0,72 |
U=3,7; p<0,001 |
- |
|||
3. «Ситуационная тревожность», по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину |
А |
29 (24,5; 39,5) |
21 (16; 29) |
-31% (-38; -20) |
W=3,5; p<0,001 |
|
Б |
31 (22; 38,5) |
31,5 (21; 40,5) |
+3% (-10;10) |
W=0,43; p=0,67 |
||
U, p |
U=0,08, p=0,94 |
U=2,1; p=0,04 |
- |
|||
4. «Диагностика тревожности и депрессии», |
А |
-1,29 (-1,32; 0,17) |
-1,40 (-1,47; -1,3) |
-10% (-24; -3) |
W=2,2; p=0,03 |
|
Б |
-1,3 (-1,34; 1,11) |
-1,29 (-1,3; 1,2) |
+2% (-1; 8) |
W=1,8; p=0,07 |
||
U, p |
U=0,17; p=0,87 |
U=2,5; p=0,01 |
- |
|||
5. Уровень стрессовых ощущений по соматическим, эмоциональным показателям шкалы стресса «PSM-25» Лемура—Тесье—Филлиона |
А |
103 (94; 134,5) |
89,5 (80; 98,5) |
-22% (-31; -10) |
W=3,3; p=0,001 |
|
Б |
99 (87; 126,5) |
95 (89,5; 140,5) |
-5% (-7; 13) |
W=1,6; p=0,11 |
||
U, p |
U=0,94; p=0,35 |
U=2,2; p=0,03 |
- |
|||
6. Уровень стресса по |
А |
17 (13; 23,5) |
14,5 (11; 18) |
-13% (-29; -1) |
W=2,8; p=0,005 |
|
Б |
18 (17; 27) |
18,5 (14,5; 25) |
-6% (-18; 7) |
W=0,6; p=0,55 |
||
U, p |
U=1,4; p=0,15 |
U=2,3; p=0,02 |
- |
|||
Примечание: «1» — приведены медиана и интерквантильный размах баллов по каждой методике тестирования до и после тренинга; «2» — приведена медиана и интерквантильный размах индивидуальных процентных изменений баллов после тренинга относительно баллов до тренинга; «3» — сравнение баллов после тренинга относительно баллов до тренинга проводилось критерием для связанных выборок Вилкоксона; «4» — сравнение баллов между экспериментальной и контрольной группой проводилось критерием Манна—Уитни
Однако были выявлены респонденты с низким уровнем саморегуляции (по 31,2% в группах), эмоциональное состояние которых наиболее зависимо от внешней ситуации и мнения окружающих людей. Их характеризуют частные перепады настроения, тревожность, вспыльчивость. Они использует элементы саморегуляции, находящие свое отражение в форме непроизвольных реакций возбуждения или торможения, поведенчески же происходит неосознаваемая и потому неконтролируемая человеком подстройка уровня активации к требованиям текущей деятельности. Субъекты с данным уровнем саморегуляции не способны качественно выполнять свои профессиональные задачи, снижая эффективность деятельности всей полицейской службы, подвергая опасности граждан и общество в целом, что требует срочного реагирования на различных контролирующих уровнях, особенно в кризисных ситуациях. Входная диагностика компонентов эмоционального состояния сотрудников полиции позволила установить следующее. Высокий уровень стресса выявлен у 12,5 в группе А и 6,2% в группе Б; этот факт свидетельствует о необходимости проведения психокоррекции на снижение их уровня стресса; стресс не только оказывает негативное влияние на состояния организма и самочувствие личности, но и разрушающе действует на их профессиональную деятельность [6]. Половина сотрудников имели средний уровень стресса, характеризующийся при сохранении адаптивности к происходящему наличием неудовлетворенности какими-либо событиями, проявляющийся в некоторой напряженности и беспокойстве. Субъективная оценка стрессовых ощущений по соматическим, поведенческим, эмоциональным показателям установила отсутствие респондентов с высокими значениями. Но 37,5 и 40,6% сотрудников все же имели его средний уровень и занимали промежуточное положение между четким положительным профессиональным настроем и эмоциональной напряженностью, признаками психического дистресса. Высокий уровень ситуативной и общей тревожности, плохого настроения выявлен у 6,2% сотрудников в обеих группах. Это проявляется беспокойством, возможным сильным и длительным психическим напряжением, нетерпеливостью и внутренней скованностью, демонстрацией своего недовольства, подавленностью, отсутствием интереса к работе. Подобные результаты были получены и в других исследованиях [3; 15]. Однако медианный балл по данным компонентам находился в диапазоне средних (пограничных) значений. Так как от 43,7 до 31,2% респондентов в группах сохраняли средний уровень тревожности, сопровождающийся частым напряжением при общем положительном настрое на ситуацию и происходящие события в данный промежуток времени, во время тестирования. Входное тестирование продемонстрировало статистическую сопоставимость групп по всем исследуемым показателям (табл. 1).
Наличие обследованных с низкими и пограничными значениями саморегуляции, высоким уровнем стресса, тревожности и плохого настроения показывают необходимость снижения уровня негативных переживаний и трансформирования их в положительные эмоциональные состояния. Требуется формирование у сотрудников потребности овладения техниками саморегуляции.
Первичным ответственным звеном в данной работе является психологическая служба структуры УМВД России. Основываясь на литературных данных и результатах собственного исследования, разработан и внедрен психологический тренинг «Саморегуляция эмоционального состояния», направленный на создание благоприятных условий для работы сотрудников полиции; ознакомление и обучение способам, приемам управления собственным эмоциональным состоянием, техникам релаксации; создание у сотрудников сознательных мотивов к проработке саморегуляции своих эмоциональных состояний [12]. Продолжительность тренинга — 6 месяцев, он состоит из трех блоков, всего 35 часов. Включает игры, беседы, психогимнастические, дыхательные упражнения, техники на релаксацию, активизацию, способов мышечного, образного, словесного регулирования своего состояния. Занятия проводились один раз в 1—2 недели. Одно занятие длилось 4 часа, включающие 3 часа практического занятия, 1 час — разбор и домашнее задание. Вступительный блок посвящен знакомству с правилами группы, адаптации участников к тренинговой работе, созданию у сотрудников положительной мотивации к занятиям, снятию эмоциональной напряженности. Основной блок включает занятия, посвященные обучению навыкам саморегуляции с помощью управления дыханием при участии мышц тела (сжимание и расслабление кулаков, напряжения и расслабления мышц, лица, туловища, верхних и нижних конечностей), обучению способам управления тонусом и движением мышц тела. Другая часть занятий включает упражнения на знакомство и овладение способами, связанными с воздействием слова на сознательную регуляцию своего эмоционального состояния, которое задействует сознательный механизм самовнушения, при этом происходит непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Стандартные формулировки самовнушений строятся как простые и краткие утверждения, имеющие позитивную направленность без использования частицы «не». Это самоприказ, самопоощрение, самоодобрение, цель которых осмыслить свои возможности, принять себя, повысить свою самооценку, свою значимость, снять эмоциональное напряжение и мотивировать себя к саморазвитию. Последняя часть упражнений основного блока включает способы, активизирующие ассоциативно-лимбическую систему мозга, воздействующие на систему чувств и представлений. Образ, воображение открывают доступ к мощным подсознательным резервам психики. Это приемы, связанные с использованием обращений в воображении к ресурсным ситуациям, в которых человек чувствовал себя комфортно, расслабленно, спокойно. Все упражнения тренинга направлены на обучение управлению своими эмоциями, предполагающему снятие усталости; обретение уверенности в себе; совладание с раздражением, гневом, повышенной тревожностью; снижение уровня стресса через включение тела, сознательные корковые и подсознательные подкорковые действия в ответ на компоненты эмоционального состояния. Заключительный блок посвящен подведению итогов и саморефлексии.
Проведенное эмпирическое исследование по разработке и внедрению психологического тренинга саморегуляции показало, что ее медианный балл в группе А имеет статистически значимый рост в среднем на 39% от значений, полученных до проведения тренинга (рис. 1). Высокий уровень саморегуляции отмечен у 56,2% сотрудников, средний — у 37,5% человек. Несмотря на тот факт, что у большинства сотрудников способность управлять собственным поведением в резко изменяющихся условиях значимо повысилась, все же 6,2% респондентов за полугодовой период занятий еще не смогли научиться обеспечивать относительную стабильность, устойчивость и равновесие регуляторной системы, целенаправленное изменение собственных механизмов различных психофизиологических функций, касающихся формирования осознанных приемов контроля за текущей деятельностью.
Рис. 1. Динамика уровня саморегуляции и компонентов эмоционального состояния
в группах исследования при повторной диагностике (приведены медиана
и интерквантильный размах индивидуальных процентных изменений баллов)
Видимо, данной микрогруппе сотрудников требуется больше времени для овладения навыками автоматической саморегуляции своего эмоционального состояния. Этот факт указывает на возможное применение тренинга на постоянной основе. Сравнение между группами исследования в результате выявило статистически значимые различия уровня саморегуляции (114 и 153,5 баллов соответственно; p=0,05), подтверждающие результативность тренинга. Аналогичная ситуация наблюдалась по всем остальным шкалам компонентов эмоционального состояния. Количество сотрудников в группе А с хорошим настроением, заинтересованностью, уверенностью в себе и отстраненностью от негативных событий статистически значимо возросло (на 81,3%; p≤0,01), в группе Б больше половины респондентов стабильно демонстрировали низкий фон настроения. По шкале ситуативной тревожности снижение ее уровня у сотрудников составило 31,2% относительно баллов до тренинга (p<0,001), обычное самочувствие сотрудников стало более психически устойчивым к неожиданным критическим ситуациям в течении рабочего дня. После тренинга у большинства сотрудников преобладаел низкий уровень тревожности (87,5% респондентов в сравнении с исходными 65,6%) и отсутствует высокий ее уровень, однако при входной диагностике он был выявлен у 6,2% человек. Большинство сотрудников после внедрения тренинга характеризуются устойчивой склонностью не воспринимать возникающие ситуации как угрожающие, проявляют уверенность в своих действиях. Аналогичная ситуация наблюдается и по общему уровню тревожности: снижение показателя на 10% относительно баллов входного тестирования (p=0,03), медианный балл в группе А в результате тренинга снизился с промежуточного (-1,29 баллов) до низкого (-1,40 баллов) ожидания неблагополучного развития событий в течении рабочего дня. Низкий уровень общей тревожности выявлен у 93,7% респондентов (в сравнении с 62,5% исходно), а сотрудников с высокой тревожностью после внедрения тренинга не определено (исходно — у 6,2 %). По шкале стресса по эмоциональным и соматическим ощущениям снижение составило 22% (p=0,001) относительно баллов входного тестирования; медианный балл в группе А в результате тренинга снизился со среднего промежуточного уровня (103 балла) до состояния психической адаптированности к профессиональным рабочим нагрузкам (89,5 баллов — низкий уровень); 84,4% респондентов в результате прохождения тренинга нивелировали свои субъективные ощущения эмоционального и соматического дискомфорта, приводящие к стрессу. Результативны были упражнения тренинга на снижение уровня стресса, который был высоким у 12,5% сотрудников группы А. В сравнении с входной диагностикой, после тренинга в группе А не выявлено сотрудников с высоким уровнем стресса, что говорит об их удовлетворенности обстановкой, происходящими событиями в данный промежуток времени при отсутствии напряжения и беспокойства. По шкале уровня стресса снижение составило 13% относительно баллов до тренинга (p=0,005), групповые показатели изменились в сторону повышения стрессоустойчивости (с 17 баллов до 14,5 баллов). Значимых различий в уровнях исследуемых показателей у сотрудников группы Б при входной и выходной диагностики не было установлено.
Результаты межгруппового сравнения при выходном тестировании компонентов эмоционального состояния имели статистически значимы различия по уровням: настроения (3,6 баллов и 2,1 балла; p<0,001); ситуативной (21 балл и 31,5 балла; p=0,04) и общей (-1,40 баллов и -1,29 баллов; p=0,01) тревожности; стресса по соматическим и эмоциональным ощущениям (89,5 баллов и 95 баллов; p=0,03), уровня стресса (14,5 баллов и 18,5 баллов; p=0,02).
Выводы
Проведенное исследование саморегуляции и компонентов эмоционального состояния у сотрудников полиции показали необходимость разработки и внедрения психологического тренинга, направленного на овладение приемами и техниками саморегуляции, приводящими к положительным изменениям эмоциональных компонентов поведения у сотрудников полиции, что важно для выполнения профессиональной деятельности. Результаты демонстрируют необходимость и важность его применения среди всех батальонов сотрудников полиции. Отсутствие положительной динамики исследуемых показателей в контрольной группе требует его включения в арсенал способов работы психолога УМВД России на постоянной основе наряду с другими психокоррекционными мероприятиями.
Литература
- Алдашева А.А., Зеленова М.Е., Рунец О.В. Индивидуальный стиль саморегуляции как ресурс стрессоустойчивости у замещающих родителей [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 75–92. doi:10.17759/sps.2017080105
- Бутузова Ю.А. Психологическая сущность эмоционального состояния личности // Омский научный вестник. 2011. № 5 (101). С. 173–175.
- Вахнина В.В. Психологические особенности переговорной компетентности сотрудников полиции в кризисных ситуациях // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 3 (27). С. 84–87.
- Гизатуллин Т.Р. Результаты исследования состояния психического и физиологического здоровья сотрудников полиции, осуществляющих правоохранительную деятельность // Наука и мир. 2014. № 8 (12). С. 170–
- Зеленова М.Е. Индивидуальный стиль саморегуляции как внутренний ресурс стрессоустойчивости субъектов трудовой деятельности [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 1. С. 69–82. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2013/n1/58214.shtml (дата обращения: 02.08.2020).
- Зеленова М.Е., Захаров А.В. Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих [Электронный ресурс] // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 2. С. 50–70. URL: https://psyjournals.ru/social_psy/2014/n2/69371.shtml (дата обращения: 02.08.2020).
- Кононова М.А., Ичитовкина Е.Г., Злоказова М.В., Соловьев А.Г. Эмоциональное выгорание сотрудников, замещающих должности старшего начальствующего состава органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1 (68). С. 33–36. doi:10.24411/1999-6241-2017-11008
- Конопкин О.А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Том 2. № 1. С. 27–42.
- Лемещенко М.Ю. Саморегуляция личности специалиста как психологическая проблема // // «Педагогика и психология: проблемы и решения»: материалы международной заочной научно-практической конференции (29 апреля 2013 г.). Новосибирск: СибАК, 2013. С. 169–175.
- Натейкина Ю.О. Тренинг как способ профессионального развития персонала [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3-1 (45). С.51–52. doi:10.18454/IRJ.2016.45.179
- Осницкий А.К. Регуляторный опыт — основа субъектной активности человека // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Том 1. № 2. С. 17–34.
- Петров В.Е., Филипенкова Н.Ю. Психологическая помощь и самопомощь сотрудникам полиции в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие. Домодедово: ВИПК МВД России, 2013. 118 с.
- Проскурякова А.А., Лобыкина Е.Н. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик и пищевого поведения населения в половозрастном и социальном контексте [Электронный ресурс] // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Том 64. № 2. С. 68–75. doi:46563/0044-197X-2020-64-2-68-75
- Прядеин В.П. Психодиагностика личности: избранные психологические методики и тесты. Сургут: РИО СурГПУ, 2013. 245 с.
- Сондерс Д., Котциас В., Рамшанд Р. Стресс в работе сотрудников правоохранительных органов в наши дни: влияние меняющейся социально-политической обстановки [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. Том 13. № 3. С. 1430–1449. doi:10.21202/1993-047X.13.2019.3.1430-1449
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 631
В прошлом месяце: 33
В текущем месяце: 43
Скачиваний
Всего: 110
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 9