Особенности мотивации и самоконтроля курсантов вузов МВД России на разных этапах обучения

214

Аннотация

В статье обсуждаются результаты эмпирического исследования особенностей мотивации и самоконтроля курсантов вузов МВД России на разных этапах обучения. Теоретическими основаниями работы выступает анализ результатов исследований зарубежных и отечественных авторов, подтверждающих полимотивированность и динамичность мотивационных характеристик в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности. В исследовании приняли участие 118 курсантов всех курсов обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в возрасте от 17 до 22 лет. Для сбора эмпирических данных использованы следующие методики: «Шкала академической мотивации» (авторы Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин); опросник волевого самоконтроля (авторы А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман). Результаты проведенного исследования показали статистически значимые различия выраженности учебно-профессиональной мотивации и самоконтроля на разных этапах обучения. Полученные результаты могут быть использованы для оптимизации процесса и качества подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов.

Общая информация

Ключевые слова: учебная мотивация, познавательная мотивация, мотивация достижения, настойчивость

Рубрика издания: Личностно-ориентированные психотехнологии в правоохранительной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130201

Получена: 04.02.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Буслаева Е.Л., Власова Н.В. Особенности мотивации и самоконтроля курсантов вузов МВД России на разных этапах обучения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 2. С. 2–13. DOI: 10.17759/psylaw.2023130201

Полный текст

Введение

Современная политическая и социально-экономическая ситуация в России, напряженная международная обстановка, повышенная социальная агрессивность и конфликтность обусловливают необходимость повышения качества профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, формирования их профессиональной направленности и развития индивидуально-личностных свойств, обеспечивающих компетентное выполнение служебной деятельности в стремительно меняющихся условиях. Сложность и важность деятельности сотрудников правоохранительных органов в складывающейся сегодняшней обстановке определяют актуальность изучения особенностей мотивации и самоконтроля не только у сотрудников, но и у курсантов в процессе обучения. Успешность субъекта учебной деятельности в вузе зависит от большого количества факторов, одними из которых являются высокая мотивация и развитый самоконтроль, позволяющие управлять своим состоянием и поведением в учебной, а затем и профессиональной деятельности.
Актуальность изучения учебной мотивации и самоконтроля у курсантов определяется необходимостью знания и понимания их специфики и особенностей, проявляющихся в разные периоды обучения и профессионализации, с целью их эффективного формирования и совершенствования самого процесса подготовки сотрудников МВД России.
Мотивация является одним из фундаментальных предметов изучения в отечественной и зарубежной психологии, значимость которой определяется необходимостью знания и понимания условий и факторов активности личности, определяющих направленность деятельности специалиста.
Понятие мотивации имеет различные трактовки среди ученых. По определению Х. Хекхаузена, «…мотивация не является единым процессом, равномерно от начала до конца пронизывающим поведенческий акт. Она, скорее, складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных этапах поведенческого акта, прежде всего до и после выполнения действия. От мотивации зависит, как и в каком направлении будут использованы различные функциональные способности. Мотивацией также объясняется выбор между различными возможными действиями, между различными вариантами восприятия и возможными содержаниями мышления; кроме того, ею объясняются интенсивность и упорство в осуществлении выбранного действия и достижения его результатов» [13, с. 18].
Е.П. Ильин определяет мотивацию как «…совокупность мотивов ее составляющих» [5, с. 108], А.А. Файзуллаев рассматривает как процесс психической регуляции деятельности [12], А.Н. Леонтьев как «…процесс действия мотивов и как механизм, который определяет возникновение, направление и способ реализации конкретных видов деятельности» [8, с. 23].
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных изучению мотивации у сотрудников и курсантов правоохранительных органов, показывает многогранность изучения проблемы мотивации и дает представление о мотивации профессиональной деятельности, мотивации выбора профессии, мотивации учебно-профессиональной деятельности, об их особенностях, видах и корреляции с другими переменными.
В.Л. Кубышко, В.М. Крук, И.В. Гайдамашко и др. авторы обращают внимание на то, что механизмом мотивации является самодетерминация, которая «…состоит в осознанной, реализуемой самим специалистом трансформации мотивации для достижения ее безусловной направленности на выполнение необходимых профессиональных действий в конкретной ситуации» [7, с. 81].
Результаты эмпирических исследований показывают, что нередко у сотрудников правоохранительных органов мотивы профессионального долга уступают место узко личным мотивам. Так, например, исследование М.Г. Рябовой, Р.И. Канунникова показывает, что у сотрудников полиции доминирует мотивация избегания неудач и достижения поставленной цели, а курсанты больше ориентированы на достижение результатов [10]. В исследовании Е.В. Светлаковой у сотрудников обнаружено доминирование личных мотивов [11].
Мотивация сотрудников правоохранительных органов является процессом и результатом воздействия внутренних и внешних факторов.
Дж. Фортенберри отмечал, что под влиянием внешних факторов, к которым относятся сложный и напряженный характер деятельности, постоянное сопряжение с негативными социальными явлениями, может произойти снижение эффективности работы полицейского и возникновение деструктивных установок [16].
Для зарубежных исследований проблема мотивации сотрудников полиции также является актуальной. Исследование S. Elntib, D. Milincic показало, что доминирующими мотивами выбора работы в полиции у новобранцев разных стран послужили факторы материального обеспечения и карьерного роста [17].
В исследовании Ismail, C. Demirkol, Mahesh k. Nalla обнаружено, что самоэффективность и обратная связь повышают  мотивацию сотрудников полиции к работе, что приводит к вознаграждению и, как следствие, удовлетворенности работой сотрудников полиции [15].
Мотивация учебной деятельности курсантов является важной детерминантной, обусловливающей успешность усвоения знаний в процессе обучения, стремление к знаниям, интерес и увлеченность. Результаты исследования Ю.К. Нимировской показали, что успешность учебной деятельности курсантов находится в прямой корреляции с их мотивацией на успех [9].
Н.В. Власова, М.И. Марьин отмечают важность и необходимость наполнения учебно-профессиональной деятельности курсантов глубоким содержанием и смыслом. «В ходе непосредственной учебной деятельности, которая выступает применительно к профессиональным целям обучения в качестве средства их достижения, отношение к усвоению профессиональных компетенций выступает ее мотивационно-целевой основой» [3, с. 262]. В процессе учебно-профессиональной деятельности происходит «…не только целенаправленное освоение системы знаний и умений, необходимых для дальнейшего осуществления профессиональной деятельности, но и становление ценностных представлений об этой деятельности, развитие и наполнение предметным содержанием ее целей» [1, с. 234].
Вместе с тем процесс обучения в вузе сопровождается определенными энергетическими затратами, что может оказать негативное влияние на успешность обучения и учебную мотивацию. И наоборот, большие физические и волевые затраты порождают мотивацию к увольнению курсантов [6].
Необходимым компонентом процесса самоуправления и саморегуляции выступает самоконтроль. Самоконтроль является личностно-мотивационным ресурсом и представляет собой «…способность индивида управлять своими поведением и эмоциями, обдуманно реагировать на происходящие события, воздерживаться от неадаптивного импульсивного поведения и прерывать действия, обусловленные нежелательными импульсами и эмоциями» [4, с. 47]. Самоконтроль проявляется в контроле достижений, контроле мыслей, контроле эмоций, контроле импульсов [18].
Самоконтроль выступает источником целеполагания, что имеет особое значение для профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Высокий уровень развития самоконтроля обеспечивает успешность и эффективность ее выполнения.
В экстремальных ситуациях профессионально значимой деятельности мотивационный фактор профессионально-личностной надежности присутствует на фоновом уровне. Выбор целей и задач сопровождается процессом осознаваемого мотивационного самоконтроля [7].
Деятельность сотрудников полиции наделена и «…определенными властными полномочиями… для осуществления регуляции социально-правовых отношений» [2, с. 60]. Это также предполагает высокий уровень развития самоконтроля, волевой регуляции, стрессоустойчивости и толерантности.
В.Л. Цветков, В.А. Балашова подчеркивают, что «…одним из приоритетных направлений профессионального становления сотрудника правопорядка является развитие организованности, дисциплинированности, стрессоустойчивости, готовности действовать в ситуациях, связанных с преодолением негативного психологического воздействия» [14, с. 396].
Изучение особенностей мотивации и самоконтроля личности курсантов в разные периоды обучения в вузе явилось целью нашего эмпирического исследования.
Материалы и методы исследования
В эмпирическом исследовании особенностей мотивации и самоконтроля курсантов МВД России на разных этапах обучения приняли участие 118 курсантов всех курсов обучения Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в возрасте от 17 до 22 лет.
Для изучения особенностей мотивации и самоконтроля на разных этапах обучения весь период обучения в вузе был разделен на три этапа: начальный, включающий период обучения на первом курсе; промежуточный, охватывающий период обучения на втором и третьем курсах; заключительный этап, включающий период обучения на четвертом и пятом курсах.
Выявление особенностей мотивации и самоконтроля курсантов МВД России на разных этапах обучения проведено на основе сравнительного анализа результатов исследуемых групп респондентов, полученных при использовании следующих методик: «Шкала академической мотивации» (авторы Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин); тест-опросник волевого самоконтроля (авторы А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман). Обработка полученных результатов осуществлялась с применением статистического критерия проверки гипотез в системе SPSS Statistics-26: коэффициента ранговой корреляции Спирмена, критерия Стъюдента для независимых выборок. Проверка выборок с помощью критерия Колмогорова—Смирнова показала нормальность распределения (при p > 0,05).
Результаты и их обсуждение
Гипотеза исследования заключалась в предположении о наличии особенностей мотивации и самоконтроля у курсантов на разных этапах обучения в вузе, а также наличии связи между показателями академической мотивации и показателями самоконтроля.
Результаты, полученные с использованием методики «Шкала академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты по методике «Шкала академической мотивации»
(Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин) (N=118)
 

Показатели
методики

Начальный этап, средний показатель

Промежуточный этап, средний показатель

t-эмп критерий Стьюдента

Завершающий этап, средний показатель

t-эмп критерий Стьюдента

Внутренняя мотивация

Познавательная мотивация

18,9

16,9

2,9*

17,7

0,9

Мотивация
достижения

18,1

16,2

2,8*

17,1

2,9*

Внешняя мотивация

Интроецированная мотивация

16,2

14,4

2,7*

15,9

2,9*

Экстернальная
мотивация

18,5

18,2

1,4

18,9

1,1

Примечание: «*» — статистически достоверные различия при р ≤0,01.

Полученные данные позволяют констатировать, что наиболее значимыми для студентов первого курса выступают внутренняя мотивация по обеим шкалам: познавательная мотивация и мотивация достижения, внешняя мотивация по шкале «Экстернальная мотивация». Полученные данные свидетельствуют о том, что курсантам первого курса свойственны желание узнавать новое, стремление понимать изучаемые предметы, проявление интереса и удовольствия в процессе познания. На первом курсе это может быть связано с формирующимся интересом к учебному процессу, высоко ценится способность решать трудные задачи, проявляется желание достигать высоких результатов. Высокий показатель экстернальной мотивации связан с протекающей на первом курсе адаптации к обучению в вузе и желанием соответствовать его требованиям в полной мере.
На втором и третьем курсах заметно снижаются показатели мотивации. Статистически значимо снижаются познавательная мотивация, мотивация достижения, интроецированная мотивация. Это может быть обусловлено некоторым осознанием разрыва между академической подготовкой и практикой реальной жизни, несовпадением ожиданий, связанных с учебной деятельностью и пребыванием в вузе. Снижение экстернальной мотивации не имеет значимых различий. Специфика вуза диктует необходимость строго следовать предъявляемым требованиям для избегания возможных проблем.
На завершающем этапе обучения в вузе выраженность познавательной мотивации практически не меняется. Это может быть связано с тем, что заканчивая процесс обучения в вузе, курсанты уже имеют определенный запас теоретических знаний и сформированных компетенций, и на фоне этого снижается общий познавательный интерес. Мотив достижения, связанный с получением максимального результата по завершении обучения, статистически значимо возрастает, что объяснимо для завершающего этапа обучения. Интроецированная мотивация, отражающая чувство долга также возрастает статистически значимо. Экстернальная мотивация возрастает по сравнению с промежуточным этапом обучения, но не имеет статистически значимых различий. Доминирование экстернальной мотивации у курсантов четвертого и пятого курсов объясняется высокой значимостью для них стремления избежать негативной оценки со стороны социума, в частности преподавателей и руководства вуза, не получить дисциплинарного взыскания.
Экстернальная мотивация на всех этапах обучения имеет высокую выраженность и не имеет значимых различий, что может быть связано с предъявляемыми учебным заведением требованиями, контролем дисциплинированности курсантов и необходимостью следовать этим требованиям на всех этапах обучения.
Интроецированная мотивация имеет наименьшую выраженность на всех этапах обучения, по сравнению с другими показателями мотивационной сферы, из чего следует, что чувство долга и ответственности перед другими людьми не является для курсантов первостепенным.
Для выявления особенностей самоконтроля на разных этапах обучения у респондентов сравниваемых групп использовался тест-опросник волевого самоконтроля (авторы А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман). Полученные данные представлены в табл. 2.
Результаты, полученные с использованием опросника волевого самоконтроля, позволили выявить выраженность настойчивости и самообладания на каждом этапе обучения. Сравнительный анализ результатов показал значимые различия на разных этапах обучения.
Показатели настойчивости, проявляющиеся в умении мобилизовать свои силы для длительного преодоления трудностей для достижения поставленных целей, выражены на среднем уровне на начальном и промежуточном этапах обучения. На завершающем этапе обучения выраженность настойчивости значимо отличается от показателей промежуточного этапа и имеет высокий уровень, поскольку курсанты ориентированы на успешное завершение вузовского обучения, и это требует максимального сосредоточения, активизации внутренних ресурсов и энергетических затрат для достижения цели.
Самообладание, характеризующееся произвольным контролем эмоциональных реакций и состояний, повышается на каждом этапе обучения и достигает высокого уровня к концу обучения. Показатели самообладания имеют линейно повышающуюся выраженность и статистически отличаются на завершающем этапе. Самообладание является профессионально значимым личностным качеством будущего сотрудника правоохранительных органов, и ни у одного респондента не было обнаружено низких значений. В процессе учебно-профессиональной деятельности происходит формирование и усиление индивидуальных ресурсов личности в самообладании и проявлении самоконтроля.
Таблица 2
Результаты тест-опросника «Опросник волевого самоконтроля»
(А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман) (N=118)

Показатели
методики

Начальный этап, средний показатель

Промежуточный этап, средний показатель

t-эмп критерий Стьюдента

Завершающий этап, средний показатель

t-эмп критерий Стьюдента

Настойчивость

8,2

8,3

1,9

11,2

3,1*

Самообладание

6,9

7,3

1,1

9,8

3,4*

Примечание: «*» — статистически достоверные различия при р ≤0,01.
На следующем этапе исследования была изучена взаимосвязь мотивационных компонентов и показателей самоконтроля. Полученные результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Связь мотивации и самоконтроля курсантов на разных этапах обучения (N=118)

Показатели мотивации

Показатели
самоконтроля

Начальный этап

Промежуточный этап

Завершающий этап

Познавательная
мотивация

Настойчивость

0,631*

0,352

0,239

Самообладание

0,287

0,326

0,298

Мотивация
достижения

Настойчивость

0,658*

0,536*

0,692*

Самообладание

0,582*

0,573*

0,654*

Интроецированная
мотивация

Настойчивость

0,327

0,315

0,306

Самообладание

0,428*

0,327

0,398*

Экстернальная
мотивация

Настойчивость

0,623*

0,548*

0,731*

Самообладание

0,594*

0,591*

0,715*

Примечание: «*» — статистически достоверные различия при р ≤0,05.
Корреляционный анализ показателей мотивации и самоконтроля показывает, что на начальном этапе обучения в вузе у курсантов наблюдается статистически значимая связь познавательной мотивации и настойчивости. Настойчивость, выступая личностным ресурсом, сопровождает стремление к получению знаний. Стремление к получению знаний и необходимость адаптации к новым условиям, формам и видам вузовской учебной деятельности требуют определенных усилий.
Мотивация достижения имеет значимую связь с настойчивостью и самообладанием, на основании чего можно сделать вывод о том, что для достижения академических результатов требуется самоконтроль.
Интроецированная мотивация имеет умеренную связь с самообладанием. Это говорит о том, что достижение результатов учебной деятельности у курсантов в некоторой степени ориентировано на необходимость проявления долга и ответственности перед другими людьми.
Экстернальная мотивация тесно связана с настойчивостью и самообладанием, это объясняется статусом первокурсника, оказавшегося в новых условиях обучения, необходимостью адаптации и требованиями самого вуза.
На промежуточном этапе обучения статистически значимая связь показателей самоконтроля была обнаружена только с мотивацией достижения и экстернальной мотивацией.
На завершающем этапе также статистически значимая связь показателей самоконтроля была обнаружена с мотивацией достижения, экстернальной мотивацией и умеренная связь с интроецированной мотивацией. Познавательная мотивация имеет слабую, статистически не значимую связь с самоконтролем, т. е. стремление к знаниям у старшекурсников не сопряжено с волевыми усилиями.
Таким образом, подтвердилось выдвинутое предположение о том, что мотивация и самоконтроль на разных этапах обучения в вузе подвержены изменению, имеют отличительные особенности и связаны между собой.

Выводы

  1. Показатели внешней и внутренней мотивации претерпевают изменения на разных этапах обучения в вузе, снижаясь на промежуточном этапе обучения, растут на завершающем этапе обучения, а показатели волевого самоконтроля линейно растут. Снижение выраженности всех показателей мотивации может быть объяснено некоторым осознанием разрыва между академической подготовкой и практикой реальной жизни, несовпадением ожиданий, связанных с учебной деятельностью и пребыванием в вузе.
  2. На всех этапах обучения у курсантов доминирует экстернальная мотивация, что можно объяснить спецификой обучения в вузе, предъявляющей к дисциплинированности курсантов высокие требования, и необходимостью им следовать во избежание возможных проблем.
  3. Мотивация достижения и экстернальная мотивация у курсантов на всех этапах обучения имеют статистически значимую связь с самоконтролем.

Заключение

Приоритетными задачами образовательных организаций высшего образования МВД России является подготовка профессионально компетентных специалистов, обладающих высокоразвитыми профессионально значимыми личностными качествами. Системное развитие мотивации позволяет сформировать устойчивый тип мотивации, достаточный для формирования у курсанта необходимых качеств и характеристик, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач в профессиональной деятельности.
Мотивация учебной деятельности представляет собой динамический процесс физиологических и психологических механизмов, управляющих поведением и деятельностью курсантов и определяющих их активность, устойчивость и самоконтроль. Для будущих сотрудников правоохранительных органов, деятельность которых связана с высокой психической напряженностью, важными являются не только сформированность профессионально направленной мотивации, но и развитость самоконтроля.

Литература

  1. Буслаева Е.Л. Кризисы профессионального становления студентов-психологов // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2017. № 4 (277). С. 233–
  2. Буслаева Е.Л. К проблеме формирования имиджа сотрудников полиции в современных условиях // Международный журнал психологии и педагогики в служебной деятельности. 2018. № 2. С. 59–61.
  3. Власова Н.В., Марьин М.И. Особенности мотивации к будущей деятельности психолога у курсантов высших образовательных организаций МВД России [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Том 26. № 3 (86). С. 259– doi:10.24412/1999-6241-2021-3-86-259-267
  4. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием [Электронный ресурс] // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С.46– doi:10.17759/chp.2016120205
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб, 2015. 512 с.
  6. Костина Е.В., Дубинский А.А., Булыгина В.Г. Индивидуально-психологические характеристики курсантов учебных заведений МВД с мотивацией к увольнению в связи с высокими физическими и волевыми затратами [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том № 4. С. 2–15. doi:10.17759/psylaw.2022120401
  7. Кубышко В.Л., Крук В.М., Гайдамашко И.В., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. Мотивация специалиста силовых структур как основная компонента профессионально-личностной надежности в сложных ситуациях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 66– doi:10.17759/psylaw.2022120406
  8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. 38 с.
  9. Нимировская Ю.К. Педагогические подходы к мотивации курсантов младших курсов в образовательных организациях МВД России [Электронный ресурс] // Научное мнение. 2019. № 7– С. 100–107. doi:10.25807/PBH.22224378.2019.7-8.100.107
  10. Рябова М.Г., Канунников Р.И. Соотношение ценностных ориентаций и мотивации у курсантов образовательных организаций МВД России и сотрудников ОВД [Электронный ресурс] // Психолого-педагогический поиск. 2021. № 4 (60). С. 157–165. doi:10.37724/RSU.2021.60.4.014
  11. Светлакова Е.В. Профессиональная мотивация сотрудников полиции на стадии профессионального становления // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2019. № 2 (13). С. 84–
  12. Файзуллаев А.А. Принятие мотива личностью // Психологический журнал. 1985. Том 6. № 4. С. 87–
  13. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб: Питер; М.: Смысл, 2003.
  14. Цветков В.Л., Балашова В.А. Профессиональная мотивация курсантов [Электронный ресурс] // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Том 25. № 4 (83). С. 395–401. doi:10.24411/1999-6241-2020-14005
  15. Demirkol I.C., Nalla K. Enhancing Motivation and Job Satisfaction of Police Officers: A Test of High Performance Cycle Theory // Criminal Justice and Behavior. 2018. Vol. 45. Р. 1–15. doi:10.1177/0093854818796873
  16. Elntib S., Milincic D. Motivations for becoming a police officer: A global snapshot // Journal of Police and Criminal Psychology. 2021. Vol. 36. P. 211– doi:10.1007/s11896-020-09396-w
  17. Fortenberry M.J.A. Improving Motivation and Productivity of Police Officers // Law Enforcement Bulletin. 2015. Vol. 4.
  18. Wolfe R.N., Johnson S.D. Personality as a predictor of college performance // Educational and Psychological Measurement. 1995. Vol. 55(2). P. 177–185. doi:10.1177/0013164495055002002

Информация об авторах

Буслаева Елена Леонидовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и педагогической антропологии, Институт гуманитарных и прикладных наук, Московский государственный лингвистический университет (ФГБОУ ВО МГЛУ), доцент, кафедра юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1913-9198, e-mail: moselena2201@yandex.ru

Власова Наталия Викторовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры юридической психологии и права, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3452-1133, e-mail: l1025173@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 229
В прошлом месяце: 35
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 214
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 17