Эмоциональный интеллект и эмпатия в саморегуляции деятельности сотрудников органов внутренних дел

162

Аннотация

В статье обсуждаются особенности эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел. Цель исследования состояла в определении гендерных и возрастных особенностей данных явлений, структуры их взаимосвязей и влияний. Выборка была представлена сотрудниками полиции Санкт-Петербурга и Ленинградской области общим количеством респондентов 156 человек (мужчины: n = 89; женщины: n = 67). Методы: «Опросник эмоционального интеллекта “ЭмИн”» Д.В. Люсина, «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко. В результате исследования установлен значимо высокий уровень (при р ≤ 0,05) эмоционального интеллекта у представителей мужской выборки по сравнению с женской, преимущество эмпатических способностей в женской выборке, более высокий уровень эмпатии у представителей младшей группы мужской выборки (18—20 лет). Выявлены особенности взаимосвязей эмоционального интеллекта и эмпатии, обсуждена их роль в эмоциональной саморегуляции. Корреляции, отражающие возможности сознательного эмоционального самоуправления, позволяют прогнозировать стабильность саморегуляции у представителей женской выборки в зависимости от внутренних аспектов, и регуляцию чужих эмоций в зависимости от коммуникативных внешних факторов у представителей группы мужской выборки.

Общая информация

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмпатия, саморегуляция, сотрудники органов внутренних дел, гендерные различия, профессиональная деятельность

Рубрика издания: Методологические проблемы юридической психологии

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2024140107

Получена: 29.06.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Гончарова Н.А., Жидкова О.А. Эмоциональный интеллект и эмпатия в саморегуляции деятельности сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2024. Том 14. № 1. С. 107–120. DOI: 10.17759/psylaw.2024140107

Полный текст

Введение

Актуализация вопросов, связанных с умениями сотрудников органов внутренних дел распознавать собственные эмоции и эмоции других, управлять ими, является неизбежной для обеспечения эффективности правоохранительной деятельности, в силу специфических особенностей профессии, регулярности конфликтного социального взаимодействия, высокой степени эмоциональной напряженности, требующей эмоционально-волевой саморегуляции. Множество противоречий, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел, детерминируются не столько когнитивными факторами, сколько явлениями эмоционального содержания, энергетический потенциал которых оказывает наибольшее давление на психику субъектов правоохранительной сферы. Данные положения отмечаются в качестве наиболее значимых для деятельности правоохранительных органов, как в отечественных, так и в зарубежных научных источниках [1; 2; 12; 13; 22; 24].
В структуре эмоционального интеллекта, предложенной в модели Д. Гоулмана, эмпатия занимает одну из ведущих позиций, наряду с саморегуляцией, и предполагает наличие навыков понимания чувств других людей, действий, направленных на удовлетворение их потребностей, проявление инициативы во благо других, что, по сути, является синонимом конструкта «служение». С точки зрения Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект и гуманизм глубоко взаимосвязаны, а «…альтруизм проистекает из эмпатии, способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей» [5, с. 11]. Такие способности он называет истинной сущностью человечности.
Саморегуляция в структуре эмоционального интеллекта выступает в качестве сознательного волевого «метаресурса», в котором соединяются элементы самопонимания, самоуправления, когнитивной оценки и воздействия на собственную эмоциональную и познавательную сферы [7]. Саморегуляция и эмпатия направлены на осознание имеющейся эмоциональной проблемы и сопереживание эмоциональному состоянию других людей. Осознанность в данном случае является значимой характеристикой «эмпатирующей личности», определяющей отражение чувств при взаимодействии, а также идентификацию с партнером.
Современные исследования, проводимые в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел, показывают, что эмоциональный интеллект и эмпатия стоят в ряду профессионально значимых качеств, обеспечивающих эффективность саморегуляции [4; 8]. Сформированность у сотрудников полиции эмоциональных компетенций может существенно повлиять на повышение уровня доверия общества к деятельности правоохранительных органов. В связи с этим в исследовании Л.А. Проскруяковой отмечается низкий уровень способностей сотрудников полиции к саморегуляции и необходимость их развития [10]. Так, О. Маньи и Н. Тодак (О. Magny, N.Todak), в рамках обзора исследований эмоционального интеллекта в работе полиции, отмечают взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологической готовности к борьбе с преступностью, эффективности деятельности. Эмоциональный интеллект и эмпатия взаимно влияют на регуляцию негативных эмоциональных реакций, повышение производительности при интерактивном взаимодействии, улучшение самочувствия, сохранение стрессоустойчивости у сотрудников [23]. В работах А. Кармели и З. Джосман (A. Carmeli, Z.E. Josman) обсуждаются факторы восприятия и понимания сотрудниками полиции эмоциональной составляющей общения и делается вывод о значимой роли эмоциональных умений в увеличении возможности установления контактов, связях эмоционального интеллекта с проявлениями альтруизма, эмпатии и уступчивости [19]. В исследовании П. Берчер (P. Burcher) установлено, что скоростные параметры эмоционального интеллекта играют немаловажную роль в обеспечении эффективности коммуникаций. И это касается увеличения возможностей обработки эмоций, обмена эмоциональной информацией между индивидами, которые при этом могут быть ценностными антагонистами и незнакомыми друг другу субъектами [18].
Значение умений регуляции эмоциональной сферы и наличия компетенций распознания эмоций и управления ими обсуждается с позиции адаптации молодых сотрудников, их успешности в социально-служебных отношениях. В данном контексте М. Чапин с соавт. (M. Chapin et al.) отмечают роль эмоционального интеллекта в устранении «оперативного стресса», что обеспечивается самоконтролем эмоций, умениями сдерживания негативных эмоций, гнева, отвращения, печали [20]. В соответствии с задачами сохранения боеспособности сотрудников разрабатываются программы обучения эмоциональной саморегуляции, в которых эмпатические способности заботливости и беспристрастности в числе компетенций выступают в качестве значимых при взаимодействии с гражданами. Сочувствие и чуткость, способность к эмпатии в коммуникации со свидетелями, потерпевшими и правонарушителями, по мнению А. Миллар с соавт. (A. Millar et al.), являются качествами сотрудников, необходимыми для обеспечения доверия к ним [25]. В работах П. Рисан (P. Risan et al.) отмечается, что в следственном интервью (допросе) эмоциональный интеллект и эмпатия, а также регуляция эмоций значимы для получения информации при расследовании [26]. При этом подчеркивается, что отсутствие эмпатии отрицательно влияет на взаимопонимание, поскольку не решает проблем и является препятствием для эффективности психологического контакта.
В обсуждении эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции в современных отечественных научных работах в большей степени отражаются вопросы саморегуляции сотрудников органов внутренних дел. Немногочисленные исследования эмоционального интеллекта показывают, что уровень развития этого профессионально значимого качества оказывает влияние на коммуникативные свойства, общий интеллект, профессиональную компетентность [3; 9]. Это подтверждают исследования А.С. Соловьевой, где был установлен более низкий уровень показателей эмоционального интеллекта у действующих сотрудников по сравнению с обучающимися курсантами. Уровень эмоционального интеллекта зависит от накопленного учебного опыта, но не профессионального; а более высокие значения отмечаются в группе курсантов пятого курса по сравнению с группой первого курса. Выявленные в данном исследовании корреляции показывают согласованность возможностей распознавания эмоций и вовлеченности в деятельность, а также связи с признаками жизнестойкости [14, с. 64]. Аналогичные результаты были получены в исследовании З.В. Якимовой, в котором отмечается снижение показателей эмоционального интеллекта у сотрудников после 40 лет и выявлены более низкие показатели эмпатии и эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в возрасте 25—36 лет по сравнению с курсантами [15, с. 416]. При этом отмечаются существенные расхождения в значениях показателей почти в два раза, а в целом по выборке значения находятся на границе среднего и низкого уровней, что подчеркивает актуальность исследования проблем эмоционального интеллекта и эмпатии у сотрудников органов внутренних дел. Вопросам гендерных различий показателей эмоционального интеллекта и эмпатии в деятельности сотрудников органов внутренних дел практически не уделяется внимания в научной литературе, но в работе Л. Кристов-Мур с соавт. (Christov-Moore L. et al.) обсуждаются факторы, детерминирующие такие различия. В числе основных указывается влияние социокультурных ожиданий, усвоенных социальных ролей, эволюционных влияний, нейробиологических характеристик мозга, связанных с активностью зеркальных нейронов [21].
Таким образом, в ходе теоретического анализа установлено, что компетенции эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции широко востребованы в деятельности сотрудников органов внутренних дел, а их потенциальная значимость определяется возможностями решения широкого спектра задач правоохранительной деятельности.

Методы и методика исследования

Цель исследования состояла в изучении характеристик эмоционального интеллекта и выявлении взаимосвязей с эмпатией, определяющих возможности саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел в деятельности. В ходе исследования проверялись гипотезы о существовании возрастных и гендерных различий в проявлениях эмпатии и эмоционального интеллекта, а также наличии влияния эмоционального интеллекта на проявления эмпатии.
В исследовании приняли участие сотрудники полиции г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области общим количеством респондентов 156 человек. Полученные в результате психодиагностического исследования данные анализировались с учетом гендерного признака (мужчины: n = 89; женщины: n = 67) и возрастных характеристик: первая возрастная группа — 18—20 лет, вторая возрастная группа — 21—29 лет. Для исследования показателей эмоционального интеллекта был применен психодиагностический инструментарий, позволивший получить информацию об уровне эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции: «Опросник эмоционального интеллекта “ЭмИн”» Д.В. Люсина [6], «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [9, с. 486—490]. Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием SPSS Statistics 23.0.

Результаты и обсуждение

В ходе первого этапа исследования был установлен суммарный показатель эмпатии в обеих группах на уровне «средний». Выявлены достоверные различия между группами мужской и женской выборок в значениях показателей эмпатических способностей. «Эмоциональный» и «Интуитивный канал эмпатии» значимо выше в женской выборке, «Проникающая способность в эмпатии» выше в мужской выборке (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение значений показателей эмпатии в группах мужской и женской выборок («Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко

Параметры структуры эмпатии

Мужчины
М ± σ (n = 89)

Женщины
М ± σ (n = 67)

p ≤

t-критерий

1

Рациональный канал эмпатии

2,46 ± 1,25

2,48 ± 1,3

0,9

–0,082

2

Эмоциональный канал эмпатии

1,85 ± 0,19

2,61 ± 1,2

0,001

–3,482

3

Интуитивный канал эмпатии

1,98 ± 0,37

2,91 ± 1,1

0,001

–4,469

4

Установки, способствующие эмпатии

3,69 ± 1,4

3,57 ± 1,2

0,6

0,540

5

Проникающая способность в эмпатии

4,34 ± 1,3

3,8 ± 1,3

0,01

2,532

6

Идентификация в эмпатии

3,02 ± 1,3

3,0 ± 1,2

0,9

0,035

7

Общий уровень эмпатии

17,2 ± 3,25

18,4 ± 4,9

0,1

–1,548

Представители мужской выборки обладают более высоким уровнем коммуникативных способностей, связанных с проникающими способностями эмпатии, умениями устанавливать психологический контакт и поддерживать его, открыто обсуждать проблемы, преодолевать напряженность.
Представители женской выборки отличаются более высоким уровнем эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания, способностью к прогнозу поведения иных лиц. Они эффективны при взаимодействии, что проявляется в виде энергетического присоединения, понимания внутренних состояний. В данной группе отмечаются преимущество в интуитивных оценках партнеров по общению, устойчивость эмоциональных стереотипов, позволяющих сократить временные интервалы последующих сознательных действий.
В анализе показателей эмоционального интеллекта были установлены различия между значениями в группах мужской и женской выборок практически по всем показателям, в соответствии с которыми отмечаются более высокие значения в группе мужской выборки (табл. 2).
Эмоциональный интеллект мужской группы характеризуется высоким общим уровнем, более высокими значениями межличностного и внутриличностного интеллекта, понимания эмоций, управления ими, контроля эмоциональных проявлений, управления чужими и своими эмоциями. Эмоциональный интеллект женской группы достоверно отличается показателями, соответствующими уровню «средний».
Таблица 2
Сравнение значений показателей эмоционального интеллекта в группах мужской
и женской выборок («Опросник эмоционального интеллекта “ЭмИн”» Д.В. Люсина)

Шкалы
эмоционального интеллекта

Мужчины
М ± σ (n = 89)

Женщины
М ± σ (n = 67)

p ≤

t-критерий

1

Межличностный интеллект

47,57 ± 7,44

44,99 ± 7,35

0,05

2,162

2

Внутриличностный интеллект

51,78 ± 8,95

44,55 ± 9,13

0,001

4,946

3

Понимание эмоций

48,11 ± 7,5

44,85 ± 7,52

0,01

2,685

4

Управление эмоциями

51,21 ± 8,28

44,69 ± 8,43

0,001

4,836

5

Понимание чужих эмоций

25,84 ± 4,47

24,99 ± 4,18

0,2

1,219

6

Управление чужими эмоциями

21,71 ± 3,78

20,0 ± 3,92

0,01

2,749

7

Понимание своих эмоций

22,27 ± 4,3

19,87+4,59

0,001

3,358

8

Управление своими эмоциями

16,56 ± 3,19

14,3 ± 3,06

0,001

4,469

9

Контроль экспрессии

13,06 ± 3,36

10,55 ± 3,44

0,001

4,562

10

Общий уровень
эмоционального интеллекта

99,45 ± 14,78

89,54 ± 14,54

0,001

4,175

На втором этапе исследования производилось сравнение показателей эмпатии и эмоционального интеллекта в различных возрастных группах. В мужской выборке были выявлены достоверные различия между показателями эмпатии возрастных групп (18—20 лет и 21—29 лет) по шкалам «Рациональный канал эмпатии», «Проникающая способность в эмпатии», «Идентификация в эмпатии», «Общий уровень эмпатии». Более высокий уровень эмпатии установлен в младшей возрастной группе 18—20 лет. В женской группе различий в зависимости от возраста не установлено. Достоверных различий между показателями эмоционального интеллекта в зависимости от возраста в группах мужской и женской выборок не установлено.
На третьем этапе исследования были проанализированы статистически значимые корреляции между показателями эмпатии и эмоционального интеллекта в каждой из групп. Сила выявленных корреляционных связей, в соответствии с коэффициентами корреляций, свидетельствует об умеренных связях (0,30 < | r | < 0,49) и слабых (0,20 < | r | < 0,29). Вместе с тем, учитывая второй тип классификации корреляций, ориентированный на величину их значимости, и рекомендации математической статистики, согласно которым коэффициент корреляции зависит от величины выборки (а именно: чем выборка больше, тем меньшие величины коэффициента корреляции будут получены,) мы находим необходимым обсудить выявленные корреляции с высоким уровнем значимости, так как наша выборка достаточно большая.
В группе женской выборки корреляций выявлено значительно больше. В обеих группах отмечается тенденция обратной взаимосвязи признаков «Эмоциональный канал эмпатии» и «Интуитивный канал эмпатии» практически со всеми показателями эмоционального интеллекта (табл. 3).
В группе мужской выборки положительные, статистически значимые корреляции выявлены между показателем «Рациональный канал эмпатии» и интеллектуальным умением «Управление чужими эмоциями» (r = 0,201; p ≤ 0,05); показателями «Установки, способствующие эмпатии» и «Понимание эмоций» (r = 0,207; p ≤ 0,05); между признаками «Проникающая способность в эмпатии» и «Понимание эмоций» (r = 0,230; p ≤ 0,05). Сила данных корреляций слабая, однако значимость корреляций (p ≤ 0,05) соответствует статистическим критериям достоверности. Высокой значимости корреляции выявлены между значениями признаков «Управление чужими эмоциями» и «Проникающая способность в эмпатии» (r = 0,253; p ≤ 0,01), умеренной силы корреляции показателя «Управление чужими эмоциями» с признаком «Общий уровень эмпатии» (r = 0,303; p ≤ 0,01. Высокозначимые отрицательные корреляции умеренной силы установлены между показателями эмоционального и интуитивного каналов эмпатии и показателями эмоционального интеллекта.
Таблица 3
Значимые корреляции между показателями эмоционального интеллекта и эмпатии
в группах мужской и женской выборок

Показатели эмоционального интеллекта

Группа

Показатели эмпатии (коэффициент корреляции «r»)

РК

ЭК

ИК

УЭ

ПСЭ

ИдЭ

ОУЭ

Межличностный
интеллект

Муж.

 

 

 

 

 

 

,188*

Жен.

 

 

 

 

 

 

 

Внутриличностный
интеллект

Муж.

 

–,307***

–,333**

 

 

 

 

Жен.

 

–235*

–,236*

,222*

,230*

 

 

Понимание эмоций

Муж.

 

 

–,218*

,207*

,230*

 

 

Жен.

 

 

 

 

 

 

 

Управление эмоциями

Муж.

 

 

–,213*

 

 

 

 

Жен.

 

 

–,356***

,222*

,265**

 

 

Понимание
чужих эмоций

Муж.

 

 

–,228**

 

 

 

 

Жен.

 

 

–,322***

 

 

 

,205*

Управление
чужими эмоциями

Муж.

,201*

 

 

 

,253**

 

,303**

Жен.

 

 

 

 

 

 

 

Понимание
своих эмоций

Муж.

 

 

 

 

,348**

 

 

Жен.

 

 

 

,253**

 

 

 

Управление
своими эмоциями

Муж.

 

–,309***

–,309**

 

 

 

 

Жен.

 

 

 

 

,265**

 

 

Контроль экспрессии

Муж.

 

–,298***

–,262**

 

 

 

 

Жен.

 

–,327***

 

 

,237*

 

–,288**

Общий уровень эмоционального. интеллекта

Муж.

 

–,243**

–,274**

 

 

 

 

Жен.

 

 

 

 

,238*

 

 

Примечание: РК — рациональный канал эмпатии; ЭК — эмоциональный канал эмпатии; ИК — интуитивный канал эмпатии; УЭ — установки, способствующие эмпатии; ПСЭ — проникающая способность в эмпатии; ИдЭ — идентификация в эмпатии; ОУЭ — общий уровень эмпатии; «*» — p ≤ 0,05; «**» — p ≤ 0,01; «***» — p ≤ 0,001.
В группе женской выборки достоверные положительные корреляции установлены между показателями «Проникающая способность в эмпатии» и «Внутренний эмоциональный интеллект» (r = 0,230; p ≤ 0,05), «Управление эмоциями» (r = 0,265; p ≤ 0,01), «Контроль экспрессии» (r = 0,237; p ≤ 0,05), «Общий уровень интеллекта» (r = 0,238; p ≤ 0,05). Корреляции отвечают критерию статистической значимости, несмотря на значения слабой связи.
В обеих группах показатель общего уровня эмпатии коррелирует со значениями эмоционального интеллекта — «Понимание чужих эмоций» (r = 0,205; p ≤ 0,05; r = 0,303; p ≤0 ,01). В мужской выборке установлена очень слабая, но статистически значимая корреляция показателя общего уровня эмпатии с показателями «Межличностный эмоциональный интеллект» (r = 0,188; p ≤ 0,05). В женской группе общий уровень эмоционального интеллекта положительно связан с проникающей эмпатией (r = 0,238; p ≤ 0,05).
Установлено влияние показателей общего уровня эмоционального интеллекта на значения общего показателя эмпатии в группах мужской и женской выборок. При помощи однофакторного дисперсионного анализа в мужской выборке было установлено достоверное влияние при следующих параметрах: Fэмп = 2542 / Fкр = 3,89; p ≤ 0,0001. В группе женской выборки: Fэмп = 1440 / Fкр = 3,91; p ≤ 0,0001; установлено влияние показателя общего уровня эмоционального интеллекта на все значения показателей эмпатии при Fэмп > Fкр; p ≤ 0,001.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов о роли эмоционального интеллекта и эмпатии в саморегуляции сотрудников органов внутренних дел.

Выводы

Уровень эмоционального интеллекта у сотрудников органов внутренних дел соответствует средним и высоким нормативным значениям. Согласно выявленным статистически значимым различиям между показателями мужской и женской выборок, эмоциональный интеллект у представителей мужской группы характеризуется более высоким уровнем имеющихся эмоциональных компетенций, необходимых в обеспечении эффективных межличностных отношений. Проявляются они в комплексе способностей к пониманию чужих и собственных эмоций и эмоциональных состояний, умениях осознавать их детерминацию, отражать вербально, проявлять чуткость к внутренним состояниям других, управлять чужими эмоциями, побуждая к эмоциональным переживаниям или снижая напряжение. В группе женской выборки все перечисленные компетенции, характеризующие эмоциональный интеллект, проявляются в меньшей степени и соответствуют значению «средний уровень».
В структуре эмоционального интеллекта выделяется ряд факторов, характеризующих умения эмоциональной саморегуляции сотрудников, к которым следует отнести управление собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, способность контролировать их. На основе полученных результатов показателей эмоционального интеллекта следует отметить более высокий уровень эмоциональной саморегуляции в группе мужской выборки. Сотрудники мужского пола обладают высоким уровнем способностей к осознанию собственных эмоций и управлению эмоциональными состояниями, самоконтроля нежелательных эмоциональных реакций и внешнего выражения эмоций. Показатели женской выборки отличаются более низкими значениями эмоциональной саморегуляции.
В комплексе эмпатических способностей сотрудников высоких значений не установлено, а полученные результаты свидетельствуют о среднем их уровне в обеих гендерных группах. В соответствии с выявленными различиями в женской группе отмечается более высокий уровень эмоционального канала эмпатии, позволяющего осмысленно сопереживать эмоциональным состояниям других, представлять внутренний мир иных лиц, эмоционально подстраиваться к партнерам по взаимодействию и прогнозировать их поведение. Более развит у женщин интуитивный канал эмпатии, способствующий эффективности в информационно ограниченных условиях деятельности, при временных ограничениях, недостатке рациональных объяснений и логических доказательств.
В мужской выборке статистически более высокими являются значения проникающей способности в эмпатии, что характеризует их высокую коммуникативную компетентность, психологическую контактность при помощи установления доверительных отношений, эмоционально-вербальных проявлений, открытости, рациональной оценки.
Выявлены достоверно значимые возрастные различия между общим уровнем эмпатических способностей в мужской выборке. Высокий уровень эмпатии установлен в возрастной группе 18—20 лет по сравнению с группой и 21—29 лет, характеризующий ее представителей в качестве лиц, использующих рациональный канал эмпатии и сознательный интерес к другим, а также как способных логично осмысливать чужие проблемы. Более молодые сотрудники обладают проникающей способностью в эмпатии, что обеспечивает эффективность коммуникаций, они легко идентифицируют эмоции и гибко подражают чужим эмоциональным переживаниям, дают точную оценку состояниям партнеров.
Установленные статистически значимые корреляции эмоционального интеллекта и эмпатии сконцентрированы в пределах эмоционального и интуитивного каналов в эмпатии, где связи — в основном отрицательные и умеренно слабой выраженности коэффициентов. Положительные корреляции в мужской выборке отражают установки на рациональное управление эмоциями в коммуникациях, сдержанность и открытость, понимание эмоций чужих и своих, но при этом самоконтроль эмоциональных проявлений не связан с показателями эмпатии. В женской выборке сильны позиции положительных взаимосвязей внутриличностного интеллекта с эмпатическими установками, коммуникативными явлениями эмпатии, при которых проявляются способности саморегуляции и эмоционального самоуправления. Корреляции, в которых отражены возможности сознательной эмоциональной саморегуляции у представителей женской выборки, имеют прогностическую ценность и показывают влияние внутренних аспектов. В мужской выборке отражены возможности регуляции и управления иными лицами и их состояниями, что связано с проникающей способностью эмпатии и коммуникативных умений.
Полученные в исследовании результаты порождают новые вопросы о преимуществе показателей эмоционального интеллекта у представителей мужской выборки по сравнению с женской. В аналогичном исследовании, проведенном З.В. Якимовой, было установлено обратное: эмоциональный интеллект женщин выше, чем у мужчин [15]. Неопределенность гендерных различий обсуждается и в зарубежных источниках, согласно которым Ю. Брунетто (Brunetto et al.) [17], Л. Локеш (Lokesh L. et al.) [22] выявили более высокие баллы в женских группах, а Бар-Он с соавт. (Bar-On R. et al.) установили различия только по отдельным компонентам (у мужчин выше уровень самоконтроля и самоуправления, а у женщин — навыки межличностной эмпатии), что согласуется с нашими исследованиями [16]. Возможно, установленные нами показатели являются фактором влияния условий служебной деятельности на эмоциональный интеллект. Вместе с тем нашли подтверждение результаты о преимуществе эмпатии в женской выборке, о более высоких показателях эмоционального интеллекта у молодых сотрудников. Возможно, установленные нами различия связаны с более высоким уровнем невротизма женской выборки и структурными особенностями мозговой организации, что было ранее установлено в работах Л. Кристов-Мур с соавторами (Christov-Moore L. et al.) [21].
Практическая значимость полученных результатов заключается в обеспечении эффективности расстановки кадров, назначении на должность, перемещении на вышестоящие и руководящие должности, разработки гендерно ориентированных программ развития способностей к саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел, обеспечении эффективности системы повышения квалификации.

Заключение

В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел решение задач надежности, управляемости и морально-психологической устойчивости в ситуациях влияния психотравмирующих факторов во многом определяется способностями личности к эмоционально-волевой саморегуляции, эмпатии и уровнем эмоционального интеллекта. Это требует специфических ресурсов в сфере эмоциональной грамотности и саморегуляции, навыков обработки эмоций и эффективного их применения в решении оперативно-служебных задач. Взаимодействие эмоционального интеллекта и эмпатии обнаруживается в деятельности, при которой когнитивные характеристики эмоционального интеллекта контролируют внутренний мир личности, а эмоциональные обеспечивают связь с внешним миром.
Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы, согласно которым были установлены возрастные и гендерные различия в проявлениях эмпатии и эмоционального интеллекта у сотрудников органов внутренних дел и выявлены взаимосвязи и зависимость эмоционального интеллекта и эмпатии, выполняющие важные функции саморегуляции в деятельности. Выявленные тенденции, согласно которым эмпатические способности молодых сотрудников значимо выше показателей лиц, имеющих профессиональный опыт, указывают на наличие некоторых проблем в реализации эмоциональных компетенций при профессиональном взаимодействии сотрудников. Перспективы дальнейших исследований состоят в определении возрастных моделей взаимодействия эмоционального интеллекта, эмпатии и эмоционально-волевой саморегуляции, анализе зависимости эмоционального интеллекта от параметров невротизма, успешности и достижений в профессиональной деятельности, разработки соответствующих программ подготовки сотрудников органов внутренних дел.

Литература

  1. Бородавко Л.Т., Чимаров Л.Т. Воспитательный аспект поддержания необходимого уровня эмоционального интеллекта: в контексте действия фактора успешности служебной деятельности сотрудника ОВД [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. № 9. С. 19–21. doi:10.23672/m2949-5630-1457-s
  2. Бочкова М.Н., Шаповал В.А., Мешкова Н.В., Ениколопов С.Н. Особенности антисоциальной креативности и эмоционального интеллекта у сотрудников органов внутренних дел в зависимости от образования и стажа работы // Организационная психология. 2021. Том 11. № 2. С. 154–168.
  3. Гончарова Н.А., Жидкова О.А. Проблемы развития эмоционального интеллекта и эмоционально-волевой саморегуляции сотрудников полиции на начальном этапе профессионального обучения [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования. № 3 (51). С.390–403. doi:10.32744/pse.2021.3.27
  4. Гордеева Е.Н. Эмпатия как профессиональное педагогическое качество руководителя в органах внутренних дел [Электронный ресурс] // Полицейская деятельность. 2022. № 4. С.42– doi:10.7256/2454-0692.2022.4.38414
  5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: ACT; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.
  6. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–
  7. Никифоров Г.С., Шингаев С.М. Виды психической саморегуляции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А С. Пушкина. Том 5. Психология. 2014. № 1. С. 92–
  8. Нилова Л.А., Кулакова С.В., Фадеева К.Ф. Значение эмоционального интеллекта в деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № 1 (11). С. 63–66.
  9. Падун М.А., Сорокко Е.А. Регуляция эмоций у лиц с повышенным риском психической травматизации (на выборке сотрудников МВД) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 59–74. doi:10.17759/psylaw.2019090405
  10. Проскурякова Л.А. Анализ уровня саморегуляции и компонентов эмоционального состояния у сотрудников полиции: результаты практической работы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. C. 83– doi:10.17759/psylaw.20221204
  11. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методики и тесты. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2005. 672 с.
  12. Распопин Е.В. Эмоциональный интеллект сотрудников органов внутренних дел и методы его изучения // Правоохранительные органы: теория и практика. 2022. № 1 (42). С. 107–112.
  13. Рябко Т.В. Гендерные различия мотивационной сферы, жизнестойкости и эмоционального интеллекта у сотрудников полиции — психологов [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 8. С. 85–88. doi:10.24158/spp.2017.8.16
  14. Соловьева А.В. Эмоциональный интеллект и особенности жизнестойкости личности сотрудника органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 2. С. 61–65. doi:10.24412/2658-638Х-2022-2-61-65
  15. Якимова З.В. Эмоциональный интеллект в деятельности сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Том 9. № 4 (33). С. 412–418. doi:10.26140/anip-2020-0904-0091
  16. Bar-On R., Brown J.M., Kirkcaldy B.D., Thome E.P. Emotional expression and implications for occupational stress; an application of the Emotional Quotient Inventory (EQ-i) // Personality and Individual Differences. 2000. Vol. 28(6). P. 1107– doi:10.1016/S0191-8869(99)00160-9
  17. Brunetto Y., Teo S.T., Shacklock K., Farr-Wharton R. Emotional intelligence, job satisfaction, well-being and engagement: explaining organisational commitment and turnover intentions in policing // Human Resource Management Journal. 2012. Vol. 22(4). P. 428– doi:10.1111/j.1748-8583.2012.00198.x
  18. Burcher P. Emotional intelligence and empathy: its relevance in the clinical encounter // Patient Intelligence. 2011. Vol. 3. P. 23– doi:10.2147/pi.s11070
  19. Carmeli A., Josma, Z.E. The relationship among emotional intelligence, task performance, and organizational citizenship behaviors // Human Performance. 2006 Vol. 19(4). 403–419. doi:10.1207/s15327043hup1904_5
  20. Chapi M., Branne, S.J., Singe M.I. Walker M. Training police leadership to recognize and address operational stress // Police Quarterly. 2008. Vol. 11(3). 338–352. doi:10.1177/1098611107307736
  21. Christov-Moore L., Simpson E. A., Grigaityte K. Empathy: Gender Effects in Brain and Behavior // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2014. Vol. 46(4). P. 604–627 doi:10.1016/j.neubiorev.2014.09.001
  22. Lokesh L., Patr S., Venkatesan S. Emotional intelligence among police personnel: socio-demographic analysis // Guru Journal of Behavior and Social Sciences. 2016. Vol. 4(1-2). 503–511.
  23. Magny О., Todak N. Emotional intelligence in policing: a state-of-the-art review // Policing: An International Journal. 2021. Vol. 44(6). doi:10.1108/PIJPSM-01-2021-0008
  24. McDowall A., Brown J., Gamblin D. Assessing emotional intelligence of graduate probationer police officers: a UK pilot study // Policing A Journal of Policy and Practice. 2020. Vol. 14(1). 104–118. doi:10.1093/police/paz039
  25. Millar A., Devaney J., Butler M. Emotional intelligence: challenging the perceptions and efficacy of ‘soft skills’ in policing incidents of domestic abuse involving children // Journal of Family Violence. 2019. Vol. 34(6). 577–588. doi:10.1007/s10896-018-0018-9
  26. Risan P., Binder P.-E., Milne R.J. Emotional intelligence in police interviews—approach, training and the usefulness of the concept // Journal of Forensic Psychology Practice, 2016. Vol. 16(5). 410–424. doi:10.1080/15228932.2016.1234143

Информация об авторах

Гончарова Наталья Андреевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра педагогики и психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России (ФГКОУ ВО СПбУ МВД России), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0795-4969, e-mail: goncharova_n@bk.ru

Жидкова Ольга Александровна, старший преподаватель, кафедра юридической психологии, Санкт-Петербургский университет МВД России (ФГКОУ ВО СПбУ МВД России), Санкт-Петербург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5446-1772, e-mail: olgingi@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 502
В прошлом месяце: 75
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 162
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 0