Введение
Актуализация вопросов, связанных с умениями сотрудников органов внутренних дел распознавать собственные эмоции и эмоции других, управлять ими, является неизбежной для обеспечения эффективности правоохранительной деятельности, в силу специфических особенностей профессии, регулярности конфликтного социального взаимодействия, высокой степени эмоциональной напряженности, требующей эмоционально-волевой саморегуляции. Множество противоречий, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел, детерминируются не столько когнитивными факторами, сколько явлениями эмоционального содержания, энергетический потенциал которых оказывает наибольшее давление на психику субъектов правоохранительной сферы. Данные положения отмечаются в качестве наиболее значимых для деятельности правоохранительных органов, как в отечественных, так и в зарубежных научных источниках [1; 2; 12; 13; 22; 24].
В структуре эмоционального интеллекта, предложенной в модели Д. Гоулмана, эмпатия занимает одну из ведущих позиций, наряду с саморегуляцией, и предполагает наличие навыков понимания чувств других людей, действий, направленных на удовлетворение их потребностей, проявление инициативы во благо других, что, по сути, является синонимом конструкта «служение». С точки зрения Д. Гоулмана, эмоциональный интеллект и гуманизм глубоко взаимосвязаны, а «…альтруизм проистекает из эмпатии, способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей» [5, с. 11]. Такие способности он называет истинной сущностью человечности.
Саморегуляция в структуре эмоционального интеллекта выступает в качестве сознательного волевого «метаресурса», в котором соединяются элементы самопонимания, самоуправления, когнитивной оценки и воздействия на собственную эмоциональную и познавательную сферы [7]. Саморегуляция и эмпатия направлены на осознание имеющейся эмоциональной проблемы и сопереживание эмоциональному состоянию других людей. Осознанность в данном случае является значимой характеристикой «эмпатирующей личности», определяющей отражение чувств при взаимодействии, а также идентификацию с партнером.
Современные исследования, проводимые в сфере деятельности сотрудников органов внутренних дел, показывают, что эмоциональный интеллект и эмпатия стоят в ряду профессионально значимых качеств, обеспечивающих эффективность саморегуляции [4; 8]. Сформированность у сотрудников полиции эмоциональных компетенций может существенно повлиять на повышение уровня доверия общества к деятельности правоохранительных органов. В связи с этим в исследовании Л.А. Проскруяковой отмечается низкий уровень способностей сотрудников полиции к саморегуляции и необходимость их развития [10]. Так, О. Маньи и Н. Тодак (О. Magny, N.Todak), в рамках обзора исследований эмоционального интеллекта в работе полиции, отмечают взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологической готовности к борьбе с преступностью, эффективности деятельности. Эмоциональный интеллект и эмпатия взаимно влияют на регуляцию негативных эмоциональных реакций, повышение производительности при интерактивном взаимодействии, улучшение самочувствия, сохранение стрессоустойчивости у сотрудников [23]. В работах А. Кармели и З. Джосман (A. Carmeli, Z.E. Josman) обсуждаются факторы восприятия и понимания сотрудниками полиции эмоциональной составляющей общения и делается вывод о значимой роли эмоциональных умений в увеличении возможности установления контактов, связях эмоционального интеллекта с проявлениями альтруизма, эмпатии и уступчивости [19]. В исследовании П. Берчер (P. Burcher) установлено, что скоростные параметры эмоционального интеллекта играют немаловажную роль в обеспечении эффективности коммуникаций. И это касается увеличения возможностей обработки эмоций, обмена эмоциональной информацией между индивидами, которые при этом могут быть ценностными антагонистами и незнакомыми друг другу субъектами [18].
Значение умений регуляции эмоциональной сферы и наличия компетенций распознания эмоций и управления ими обсуждается с позиции адаптации молодых сотрудников, их успешности в социально-служебных отношениях. В данном контексте М. Чапин с соавт. (M. Chapin et al.) отмечают роль эмоционального интеллекта в устранении «оперативного стресса», что обеспечивается самоконтролем эмоций, умениями сдерживания негативных эмоций, гнева, отвращения, печали [20]. В соответствии с задачами сохранения боеспособности сотрудников разрабатываются программы обучения эмоциональной саморегуляции, в которых эмпатические способности заботливости и беспристрастности в числе компетенций выступают в качестве значимых при взаимодействии с гражданами. Сочувствие и чуткость, способность к эмпатии в коммуникации со свидетелями, потерпевшими и правонарушителями, по мнению А. Миллар с соавт. (A. Millar et al.), являются качествами сотрудников, необходимыми для обеспечения доверия к ним [25]. В работах П. Рисан (P. Risan et al.) отмечается, что в следственном интервью (допросе) эмоциональный интеллект и эмпатия, а также регуляция эмоций значимы для получения информации при расследовании [26]. При этом подчеркивается, что отсутствие эмпатии отрицательно влияет на взаимопонимание, поскольку не решает проблем и является препятствием для эффективности психологического контакта.
В обсуждении эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции в современных отечественных научных работах в большей степени отражаются вопросы саморегуляции сотрудников органов внутренних дел. Немногочисленные исследования эмоционального интеллекта показывают, что уровень развития этого профессионально значимого качества оказывает влияние на коммуникативные свойства, общий интеллект, профессиональную компетентность [3; 9]. Это подтверждают исследования А.С. Соловьевой, где был установлен более низкий уровень показателей эмоционального интеллекта у действующих сотрудников по сравнению с обучающимися курсантами. Уровень эмоционального интеллекта зависит от накопленного учебного опыта, но не профессионального; а более высокие значения отмечаются в группе курсантов пятого курса по сравнению с группой первого курса. Выявленные в данном исследовании корреляции показывают согласованность возможностей распознавания эмоций и вовлеченности в деятельность, а также связи с признаками жизнестойкости [14, с. 64]. Аналогичные результаты были получены в исследовании З.В. Якимовой, в котором отмечается снижение показателей эмоционального интеллекта у сотрудников после 40 лет и выявлены более низкие показатели эмпатии и эмоционального интеллекта у сотрудников полиции в возрасте 25—36 лет по сравнению с курсантами [15, с. 416]. При этом отмечаются существенные расхождения в значениях показателей почти в два раза, а в целом по выборке значения находятся на границе среднего и низкого уровней, что подчеркивает актуальность исследования проблем эмоционального интеллекта и эмпатии у сотрудников органов внутренних дел. Вопросам гендерных различий показателей эмоционального интеллекта и эмпатии в деятельности сотрудников органов внутренних дел практически не уделяется внимания в научной литературе, но в работе Л. Кристов-Мур с соавт. (Christov-Moore L. et al.) обсуждаются факторы, детерминирующие такие различия. В числе основных указывается влияние социокультурных ожиданий, усвоенных социальных ролей, эволюционных влияний, нейробиологических характеристик мозга, связанных с активностью зеркальных нейронов [21].
Таким образом, в ходе теоретического анализа установлено, что компетенции эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции широко востребованы в деятельности сотрудников органов внутренних дел, а их потенциальная значимость определяется возможностями решения широкого спектра задач правоохранительной деятельности.
Методы и методика исследования
Цель исследования состояла в изучении характеристик эмоционального интеллекта и выявлении взаимосвязей с эмпатией, определяющих возможности саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел в деятельности. В ходе исследования проверялись гипотезы о существовании возрастных и гендерных различий в проявлениях эмпатии и эмоционального интеллекта, а также наличии влияния эмоционального интеллекта на проявления эмпатии.
В исследовании приняли участие сотрудники полиции г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области общим количеством респондентов 156 человек. Полученные в результате психодиагностического исследования данные анализировались с учетом гендерного признака (мужчины: n = 89; женщины: n = 67) и возрастных характеристик: первая возрастная группа — 18—20 лет, вторая возрастная группа — 21—29 лет. Для исследования показателей эмоционального интеллекта был применен психодиагностический инструментарий, позволивший получить информацию об уровне эмоционального интеллекта, эмпатии и саморегуляции: «Опросник эмоционального интеллекта “ЭмИн”» Д.В. Люсина [6], «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко [9, с. 486—490]. Статистическая обработка эмпирических данных проводилась с использованием SPSS Statistics 23.0.
Результаты и обсуждение
В ходе первого этапа исследования был установлен суммарный показатель эмпатии в обеих группах на уровне «средний». Выявлены достоверные различия между группами мужской и женской выборок в значениях показателей эмпатических способностей. «Эмоциональный» и «Интуитивный канал эмпатии» значимо выше в женской выборке, «Проникающая способность в эмпатии» выше в мужской выборке (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение значений показателей эмпатии в группах мужской и женской выборок («Методика диагностики уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко
№
|
Параметры структуры эмпатии
|
Мужчины М ± σ (n = 89)
|
Женщины М ± σ (n = 67)
|
p ≤
|
t-критерий
|
1
|
Рациональный канал эмпатии
|
2,46 ± 1,25
|
2,48 ± 1,3
|
0,9
|
–0,082
|
2
|
Эмоциональный канал эмпатии
|
1,85 ± 0,19
|
2,61 ± 1,2
|
0,001
|
–3,482
|
3
|
Интуитивный канал эмпатии
|
1,98 ± 0,37
|
2,91 ± 1,1
|
0,001
|
–4,469
|
4
|
Установки, способствующие эмпатии
|
3,69 ± 1,4
|
3,57 ± 1,2
|
0,6
|
0,540
|
5
|
Проникающая способность в эмпатии
|
4,34 ± 1,3
|
3,8 ± 1,3
|
0,01
|
2,532
|
6
|
Идентификация в эмпатии
|
3,02 ± 1,3
|
3,0 ± 1,2
|
0,9
|
0,035
|
7
|
Общий уровень эмпатии
|
17,2 ± 3,25
|
18,4 ± 4,9
|
0,1
|
–1,548
|
Представители мужской выборки обладают более высоким уровнем коммуникативных способностей, связанных с проникающими способностями эмпатии, умениями устанавливать психологический контакт и поддерживать его, открыто обсуждать проблемы, преодолевать напряженность.
Представители женской выборки отличаются более высоким уровнем эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сопереживания, способностью к прогнозу поведения иных лиц. Они эффективны при взаимодействии, что проявляется в виде энергетического присоединения, понимания внутренних состояний. В данной группе отмечаются преимущество в интуитивных оценках партнеров по общению, устойчивость эмоциональных стереотипов, позволяющих сократить временные интервалы последующих сознательных действий.
В анализе показателей эмоционального интеллекта были установлены различия между значениями в группах мужской и женской выборок практически по всем показателям, в соответствии с которыми отмечаются более высокие значения в группе мужской выборки (табл. 2).
Эмоциональный интеллект мужской группы характеризуется высоким общим уровнем, более высокими значениями межличностного и внутриличностного интеллекта, понимания эмоций, управления ими, контроля эмоциональных проявлений, управления чужими и своими эмоциями. Эмоциональный интеллект женской группы достоверно отличается показателями, соответствующими уровню «средний».
Таблица 2
Сравнение значений показателей эмоционального интеллекта в группах мужской
и женской выборок («Опросник эмоционального интеллекта “ЭмИн”» Д.В. Люсина)
№
|
Шкалы эмоционального интеллекта
|
Мужчины М ± σ (n = 89)
|
Женщины М ± σ (n = 67)
|
p ≤
|
t-критерий
|
1
|
Межличностный интеллект
|
47,57 ± 7,44
|
44,99 ± 7,35
|
0,05
|
2,162
|
2
|
Внутриличностный интеллект
|
51,78 ± 8,95
|
44,55 ± 9,13
|
0,001
|
4,946
|
3
|
Понимание эмоций
|
48,11 ± 7,5
|
44,85 ± 7,52
|
0,01
|
2,685
|
4
|
Управление эмоциями
|
51,21 ± 8,28
|
44,69 ± 8,43
|
0,001
|
4,836
|
5
|
Понимание чужих эмоций
|
25,84 ± 4,47
|
24,99 ± 4,18
|
0,2
|
1,219
|
6
|
Управление чужими эмоциями
|
21,71 ± 3,78
|
20,0 ± 3,92
|
0,01
|
2,749
|
7
|
Понимание своих эмоций
|
22,27 ± 4,3
|
19,87+4,59
|
0,001
|
3,358
|
8
|
Управление своими эмоциями
|
16,56 ± 3,19
|
14,3 ± 3,06
|
0,001
|
4,469
|
9
|
Контроль экспрессии
|
13,06 ± 3,36
|
10,55 ± 3,44
|
0,001
|
4,562
|
10
|
Общий уровень эмоционального интеллекта
|
99,45 ± 14,78
|
89,54 ± 14,54
|
0,001
|
4,175
|
На втором этапе исследования производилось сравнение показателей эмпатии и эмоционального интеллекта в различных возрастных группах. В мужской выборке были выявлены достоверные различия между показателями эмпатии возрастных групп (18—20 лет и 21—29 лет) по шкалам «Рациональный канал эмпатии», «Проникающая способность в эмпатии», «Идентификация в эмпатии», «Общий уровень эмпатии». Более высокий уровень эмпатии установлен в младшей возрастной группе 18—20 лет. В женской группе различий в зависимости от возраста не установлено. Достоверных различий между показателями эмоционального интеллекта в зависимости от возраста в группах мужской и женской выборок не установлено.
На третьем этапе исследования были проанализированы статистически значимые корреляции между показателями эмпатии и эмоционального интеллекта в каждой из групп. Сила выявленных корреляционных связей, в соответствии с коэффициентами корреляций, свидетельствует об умеренных связях (0,30 < | r | < 0,49) и слабых (0,20 < | r | < 0,29). Вместе с тем, учитывая второй тип классификации корреляций, ориентированный на величину их значимости, и рекомендации математической статистики, согласно которым коэффициент корреляции зависит от величины выборки (а именно: чем выборка больше, тем меньшие величины коэффициента корреляции будут получены,) мы находим необходимым обсудить выявленные корреляции с высоким уровнем значимости, так как наша выборка достаточно большая.
В группе женской выборки корреляций выявлено значительно больше. В обеих группах отмечается тенденция обратной взаимосвязи признаков «Эмоциональный канал эмпатии» и «Интуитивный канал эмпатии» практически со всеми показателями эмоционального интеллекта (табл. 3).
В группе мужской выборки положительные, статистически значимые корреляции выявлены между показателем «Рациональный канал эмпатии» и интеллектуальным умением «Управление чужими эмоциями» (r = 0,201; p ≤ 0,05); показателями «Установки, способствующие эмпатии» и «Понимание эмоций» (r = 0,207; p ≤ 0,05); между признаками «Проникающая способность в эмпатии» и «Понимание эмоций» (r = 0,230; p ≤ 0,05). Сила данных корреляций слабая, однако значимость корреляций (p ≤ 0,05) соответствует статистическим критериям достоверности. Высокой значимости корреляции выявлены между значениями признаков «Управление чужими эмоциями» и «Проникающая способность в эмпатии» (r = 0,253; p ≤ 0,01), умеренной силы корреляции показателя «Управление чужими эмоциями» с признаком «Общий уровень эмпатии» (r = 0,303; p ≤ 0,01. Высокозначимые отрицательные корреляции умеренной силы установлены между показателями эмоционального и интуитивного каналов эмпатии и показателями эмоционального интеллекта.
Таблица 3
Значимые корреляции между показателями эмоционального интеллекта и эмпатии
в группах мужской и женской выборок
Показатели эмоционального интеллекта
|
Группа
|
Показатели эмпатии (коэффициент корреляции «r»)
|
РК
|
ЭК
|
ИК
|
УЭ
|
ПСЭ
|
ИдЭ
|
ОУЭ
|
Межличностный интеллект
|
Муж.
|
|
|
|
|
|
|
,188*
|
Жен.
|
|
|
|
|
|
|
|
Внутриличностный интеллект
|
Муж.
|
|
–,307***
|
–,333**
|
|
|
|
|
Жен.
|
|
–235*
|
–,236*
|
,222*
|
,230*
|
|
|
Понимание эмоций
|
Муж.
|
|
|
–,218*
|
,207*
|
,230*
|
|
|
Жен.
|
|
|
|
|
|
|
|
Управление эмоциями
|
Муж.
|
|
|
–,213*
|
|
|
|
|
Жен.
|
|
|
–,356***
|
,222*
|
,265**
|
|
|
Понимание чужих эмоций
|
Муж.
|
|
|
–,228**
|
|
|
|
|
Жен.
|
|
|
–,322***
|
|
|
|
,205*
|
Управление чужими эмоциями
|
Муж.
|
,201*
|
|
|
|
,253**
|
|
,303**
|
Жен.
|
|
|
|
|
|
|
|
Понимание своих эмоций
|
Муж.
|
|
|
|
|
,348**
|
|
|
Жен.
|
|
|
|
,253**
|
|
|
|
Управление своими эмоциями
|
Муж.
|
|
–,309***
|
–,309**
|
|
|
|
|
Жен.
|
|
|
|
|
,265**
|
|
|
Контроль экспрессии
|
Муж.
|
|
–,298***
|
–,262**
|
|
|
|
|
Жен.
|
|
–,327***
|
|
|
,237*
|
|
–,288**
|
Общий уровень эмоционального. интеллекта
|
Муж.
|
|
–,243**
|
–,274**
|
|
|
|
|
Жен.
|
|
|
|
|
,238*
|
|
|
Примечание: РК — рациональный канал эмпатии; ЭК — эмоциональный канал эмпатии; ИК — интуитивный канал эмпатии; УЭ — установки, способствующие эмпатии; ПСЭ — проникающая способность в эмпатии; ИдЭ — идентификация в эмпатии; ОУЭ — общий уровень эмпатии; «*» — p ≤ 0,05; «**» — p ≤ 0,01; «***» — p ≤ 0,001.
В группе женской выборки достоверные положительные корреляции установлены между показателями «Проникающая способность в эмпатии» и «Внутренний эмоциональный интеллект» (r = 0,230; p ≤ 0,05), «Управление эмоциями» (r = 0,265; p ≤ 0,01), «Контроль экспрессии» (r = 0,237; p ≤ 0,05), «Общий уровень интеллекта» (r = 0,238; p ≤ 0,05). Корреляции отвечают критерию статистической значимости, несмотря на значения слабой связи.
В обеих группах показатель общего уровня эмпатии коррелирует со значениями эмоционального интеллекта — «Понимание чужих эмоций» (r = 0,205; p ≤ 0,05; r = 0,303; p ≤0 ,01). В мужской выборке установлена очень слабая, но статистически значимая корреляция показателя общего уровня эмпатии с показателями «Межличностный эмоциональный интеллект» (r = 0,188; p ≤ 0,05). В женской группе общий уровень эмоционального интеллекта положительно связан с проникающей эмпатией (r = 0,238; p ≤ 0,05).
Установлено влияние показателей общего уровня эмоционального интеллекта на значения общего показателя эмпатии в группах мужской и женской выборок. При помощи однофакторного дисперсионного анализа в мужской выборке было установлено достоверное влияние при следующих параметрах: Fэмп = 2542 / Fкр = 3,89; p ≤ 0,0001. В группе женской выборки: Fэмп = 1440 / Fкр = 3,91; p ≤ 0,0001; установлено влияние показателя общего уровня эмоционального интеллекта на все значения показателей эмпатии при Fэмп > Fкр; p ≤ 0,001.
Проведенное исследование позволило сформулировать ряд выводов о роли эмоционального интеллекта и эмпатии в саморегуляции сотрудников органов внутренних дел.
Выводы
Уровень эмоционального интеллекта у сотрудников органов внутренних дел соответствует средним и высоким нормативным значениям. Согласно выявленным статистически значимым различиям между показателями мужской и женской выборок, эмоциональный интеллект у представителей мужской группы характеризуется более высоким уровнем имеющихся эмоциональных компетенций, необходимых в обеспечении эффективных межличностных отношений. Проявляются они в комплексе способностей к пониманию чужих и собственных эмоций и эмоциональных состояний, умениях осознавать их детерминацию, отражать вербально, проявлять чуткость к внутренним состояниям других, управлять чужими эмоциями, побуждая к эмоциональным переживаниям или снижая напряжение. В группе женской выборки все перечисленные компетенции, характеризующие эмоциональный интеллект, проявляются в меньшей степени и соответствуют значению «средний уровень».
В структуре эмоционального интеллекта выделяется ряд факторов, характеризующих умения эмоциональной саморегуляции сотрудников, к которым следует отнести управление собственными эмоциями и эмоциональными состояниями, способность контролировать их. На основе полученных результатов показателей эмоционального интеллекта следует отметить более высокий уровень эмоциональной саморегуляции в группе мужской выборки. Сотрудники мужского пола обладают высоким уровнем способностей к осознанию собственных эмоций и управлению эмоциональными состояниями, самоконтроля нежелательных эмоциональных реакций и внешнего выражения эмоций. Показатели женской выборки отличаются более низкими значениями эмоциональной саморегуляции.
В комплексе эмпатических способностей сотрудников высоких значений не установлено, а полученные результаты свидетельствуют о среднем их уровне в обеих гендерных группах. В соответствии с выявленными различиями в женской группе отмечается более высокий уровень эмоционального канала эмпатии, позволяющего осмысленно сопереживать эмоциональным состояниям других, представлять внутренний мир иных лиц, эмоционально подстраиваться к партнерам по взаимодействию и прогнозировать их поведение. Более развит у женщин интуитивный канал эмпатии, способствующий эффективности в информационно ограниченных условиях деятельности, при временных ограничениях, недостатке рациональных объяснений и логических доказательств.
В мужской выборке статистически более высокими являются значения проникающей способности в эмпатии, что характеризует их высокую коммуникативную компетентность, психологическую контактность при помощи установления доверительных отношений, эмоционально-вербальных проявлений, открытости, рациональной оценки.
Выявлены достоверно значимые возрастные различия между общим уровнем эмпатических способностей в мужской выборке. Высокий уровень эмпатии установлен в возрастной группе 18—20 лет по сравнению с группой и 21—29 лет, характеризующий ее представителей в качестве лиц, использующих рациональный канал эмпатии и сознательный интерес к другим, а также как способных логично осмысливать чужие проблемы. Более молодые сотрудники обладают проникающей способностью в эмпатии, что обеспечивает эффективность коммуникаций, они легко идентифицируют эмоции и гибко подражают чужим эмоциональным переживаниям, дают точную оценку состояниям партнеров.
Установленные статистически значимые корреляции эмоционального интеллекта и эмпатии сконцентрированы в пределах эмоционального и интуитивного каналов в эмпатии, где связи — в основном отрицательные и умеренно слабой выраженности коэффициентов. Положительные корреляции в мужской выборке отражают установки на рациональное управление эмоциями в коммуникациях, сдержанность и открытость, понимание эмоций чужих и своих, но при этом самоконтроль эмоциональных проявлений не связан с показателями эмпатии. В женской выборке сильны позиции положительных взаимосвязей внутриличностного интеллекта с эмпатическими установками, коммуникативными явлениями эмпатии, при которых проявляются способности саморегуляции и эмоционального самоуправления. Корреляции, в которых отражены возможности сознательной эмоциональной саморегуляции у представителей женской выборки, имеют прогностическую ценность и показывают влияние внутренних аспектов. В мужской выборке отражены возможности регуляции и управления иными лицами и их состояниями, что связано с проникающей способностью эмпатии и коммуникативных умений.
Полученные в исследовании результаты порождают новые вопросы о преимуществе показателей эмоционального интеллекта у представителей мужской выборки по сравнению с женской. В аналогичном исследовании, проведенном З.В. Якимовой, было установлено обратное: эмоциональный интеллект женщин выше, чем у мужчин [15]. Неопределенность гендерных различий обсуждается и в зарубежных источниках, согласно которым Ю. Брунетто (Brunetto et al.) [17], Л. Локеш (Lokesh L. et al.) [22] выявили более высокие баллы в женских группах, а Бар-Он с соавт. (Bar-On R. et al.) установили различия только по отдельным компонентам (у мужчин выше уровень самоконтроля и самоуправления, а у женщин — навыки межличностной эмпатии), что согласуется с нашими исследованиями [16]. Возможно, установленные нами показатели являются фактором влияния условий служебной деятельности на эмоциональный интеллект. Вместе с тем нашли подтверждение результаты о преимуществе эмпатии в женской выборке, о более высоких показателях эмоционального интеллекта у молодых сотрудников. Возможно, установленные нами различия связаны с более высоким уровнем невротизма женской выборки и структурными особенностями мозговой организации, что было ранее установлено в работах Л. Кристов-Мур с соавторами (Christov-Moore L. et al.) [21].
Практическая значимость полученных результатов заключается в обеспечении эффективности расстановки кадров, назначении на должность, перемещении на вышестоящие и руководящие должности, разработки гендерно ориентированных программ развития способностей к саморегуляции у сотрудников органов внутренних дел, обеспечении эффективности системы повышения квалификации.
Заключение
В профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел решение задач надежности, управляемости и морально-психологической устойчивости в ситуациях влияния психотравмирующих факторов во многом определяется способностями личности к эмоционально-волевой саморегуляции, эмпатии и уровнем эмоционального интеллекта. Это требует специфических ресурсов в сфере эмоциональной грамотности и саморегуляции, навыков обработки эмоций и эффективного их применения в решении оперативно-служебных задач. Взаимодействие эмоционального интеллекта и эмпатии обнаруживается в деятельности, при которой когнитивные характеристики эмоционального интеллекта контролируют внутренний мир личности, а эмоциональные обеспечивают связь с внешним миром.
Результаты эмпирического исследования подтвердили выдвинутые гипотезы, согласно которым были установлены возрастные и гендерные различия в проявлениях эмпатии и эмоционального интеллекта у сотрудников органов внутренних дел и выявлены взаимосвязи и зависимость эмоционального интеллекта и эмпатии, выполняющие важные функции саморегуляции в деятельности. Выявленные тенденции, согласно которым эмпатические способности молодых сотрудников значимо выше показателей лиц, имеющих профессиональный опыт, указывают на наличие некоторых проблем в реализации эмоциональных компетенций при профессиональном взаимодействии сотрудников. Перспективы дальнейших исследований состоят в определении возрастных моделей взаимодействия эмоционального интеллекта, эмпатии и эмоционально-волевой саморегуляции, анализе зависимости эмоционального интеллекта от параметров невротизма, успешности и достижений в профессиональной деятельности, разработки соответствующих программ подготовки сотрудников органов внутренних дел.